Будущие летчики
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики. Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса. Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15
Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.
Описание картины Дейнеки Будущие летчики
Передо мной картина известного художника Дайнеки. Что бы лучше понять замысел художника, я прочитал биографию мастера и постарался понять, как жили люди в то время. Картина написана в 1938 году, до Великой Отечественной войны еще оставалось три года. Молодое советское государство активно строило светлое будущее. Многие молодые люди хотели стать летчиками.
Я пытаюсь лучше рассмотреть ее и вглядываюсь в отдельные фрагменты. У меня ничего не получается. Все образы сливаются в одно единое целое. Стараюсь остановить взгляд на ребятах, изображенных автором на переднем плане полотна.
Трое мальчишек разного возраста сидят на набережной и рассматривают снижающийся гидроплан. Старший из ребят, указывает на что-то впереди и о чем-то рассказывает. Младшие с интересом слушают. Это можно утверждать, если присмотреться к их позам. Видно, как напряжены их худенькие, но жилистые и крепкие тела. Значит они, как все мальчишки того времени, много бегают и прыгают, почти никогда не сидят на месте. А сейчас подростки притихли и вслушиваются в каждое слово говорящего. Их мысли где-то там, рядом с гидропланом. Они сливаются с шумом моря, со свежестью морского воздуха и уносят юных героев в их мечты. Гидроплан хоть и летит от ребят, но он не улетает. Самолет просто снизился, чтобы ребятам было лучше рассмотреть его, Он наоборот зовет за собой, зовет в небо. Небо облачное, но светлое, с серо-розовым оттенком. Сама жизнь не бывает всегда безоблачной, но преодоление трудностей и делает человека человеком. Закаляет его физически и духовно.
Море художник тоже не обделил своим вниманием. Автор подобрал темные, насыщенные тона
Оно не очень теплое, не совсем спокойное. Чувствуется, что волны обладают большой силой. Но море не таит в себе угрозы. Маленькое судно спокойно скользит по его поверхности. Темный цвет скрадывает ширину пространства и тем самым приближает зрителя к небу. И наполняет всю картину необыкновенной энергией, оживляет ее.
Темным обведен и контур самолета. Он не несбыточная мечта, а реальность. Ребята вырастут, и станут летчиками. Перед ними откроются все дороги. Им будут подвластны все стихии и суша, и вода, и воздух.
6 класс
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Шмаринова Крестьянские дети 5 класс На этой картине изображены четверо детей. Они собирали в лесу грибы, а сейчас возвращаются домой. Наверное, это братья и их старшая сестра.
- Сочинение по картине Спящая царевна Васнецова описание Картина Виктора Михайловича Васнецова «Спящая царевна» была создана в 1926 году. Сейчас она хранится в Москве. В доме-музее имени В.М. Васнецова. Ее могут посмотреть все желающие.
- Сочинение по картине Боровиковского Портрет Арсеньевой 5 класс Если посмотреть на произведения такого художника, то отчётливо виден его особый стиль в живописи. При всём при этом его стиль не заточен под стандарты школ и вузов искусств того времени
- Сочинение по картине Айвазовского Лунная ночь. Купальня в Феодосии Это очень интересная картина. Сейчас такая штука, как «купальня», смотрится странно. Такое было в прошлом, а сейчас, наверное, осталось только в мусульманских странах, где люди и так купаются одетыми.
- Другие
Эссе по картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» Скосырской Полины
Художественное произведение Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя» было написано в 1942 году, когда ещё шла Великая Отечественная война. Во время написания картины город был осаждён фашистами и шла оборона Севастополя. Дейнека сам очень любил этот город-порт, неоднократно там бывал до войны, ему была небезразлична судьба города и в целом судьба страны, исход войны.
2 стр., 513 слов
Картины войны в рассказе «Возвращение» (А. Платонов)
… признанием жены, Иванов даже порывается отправиться к знакомой навсегда. В рассказе нет привычных читателю картин войны: не описывается поле боя и ужасы сражений, так как действие происходит уже после … к семье. «…жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив …
Полотно дышит патриотизмом, ярко отображает бесстрашие матросов, обороняющих родной город, их неотступность перед врагом, решимость действий. Это своеобразный гимн высокому духу патриотизма в Советское время, призыв ко всем гражданам защищать свою Родину, в каких бы рядах ты не стоял и где бы ты не находился, помогать Отечеству всеми силами, не сдаваться до последнего.
Создавая эту картину, Дейнека ещё не знал и не представлял исход войны, но всем сердцем верил в победу Советского Союза над фашистской Германией. Своими патриотическими картинами и мирными полотнами старался поддерживать народ, вселял в людей небезосновательную надежду, которая была и у него самого.
Колорит полотна сдержан, лаконичен, точно передаёт суровость войны и отважность людей, не смотря на все трудности. На переднем плане картины молодой матрос изображён в сложном развороте, закрученном ракурсе, как любил писать Дейнека
Матрос держит в руках связку гранат, готовясь бросить их во врага, он одет во всё белое как символ чистоты намерений и смелости. Рядом с ним лежит погибший немецкий солдат, сломленный дерзкой обороной, как символ поверженности фашистов, неотступности, решительности советских воинов.
Это даёт понять, что любой враг, посмевший посягнуть на мир в нашей стране и её спокойствие, будет непременно изгнан и сломлен, русский народ никогда не сдаётся.
Прежде чем приступить к написанию картины, художник искал композицию, пластику движения героев, думал, как лучше отобразить идею, искал в деталях средства выразительности. Видно, что все его старания не прошли даром. Этой картиной Дейнека поддержал, вдохновил весь народ: и бойцов Красной армии, и тружеников тыла.
Своими картинами он внёс огромный вклад в победу Советского Союза, как и все художники того времени. Сам Дейнека во время войны создавал плакаты, писал батальные сцены, создавал картины, посвященные военной Москве. А после войны его произведения помогали приглушить боль пережитого, ведь не все воины вернулись домой.
В его полотнах модели пышут физическим здоровьем. Художник был приверженцем темы спорта, физкультуры, любил писать небо, авиацию, был ярким представителем направления соцреализма. До сих пор его картины восхищают людей.
«Оборона Севастополя» – одна из лучших работ военного времени, находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
6 стр., 2972 слов
Воспевающий время. Творчество Александра Дейнеки
… монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина — «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). В суровом, строгом ритме фигур рабочих, идущих на защиту Петрограда, … назад загорал, как на ладони – рассказывал художник о своей творческой поездке в Севастополь, где он помногу работал, дружил с летчиками и моряками. На первых порах …
В центре круга
Недалеко от летного поля аэродрома в Ахтубинске находится неприметное двухэтажное здание. Перед его входом стоит столб, таблички на котором указывают направление и расстояние до всех военных аэродромов России. А также небольшая статуя Икара. Она напоминает о том, на сколько опасна работа летчиков, а в особенности летчиков-испытателей.
Здесь самолеты учат летать: как испытывают новейшую российскую технику
Статуя Икара перед входом в здание Центра подготовки летчиков-испытателей
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
На двери здания неброская вывеска — Центр подготовки летчиков-испытателей. Кратко — ЦПЛИ. Именно тут готовят элиту российских Воздушно-космических сил. После двух лет обучения выпускники центра будут учить самолеты летать.
— Летчики приходят к нам из войск, — рассказывает «Известиям» один из преподавателей ЦПЛИ. — Главное для центра, чтобы кандидаты были добровольцами, — сами изъявили желание учиться у нас. Мы проверяем у кандидатов знание аэродинамики, тестируем их «влетаность» — на сколько они умеют управлять ранее изученными летательными аппаратами. Потом кандидатов ждет внезапная проверка. Сначала они выполняют полет на самолете, который уже хорошо знают. А потом мы сразу пересаживаем их на незнакомую машину и смотрим, как кандидаты справятся.
Здесь самолеты учат летать: как испытывают новейшую российскую технику
Занятия в школе подготовки летчиков-испытателей и штурманов истребителей
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Как признаются специалисты ЦПЛИ, отбор в центр очень суровый. Бывали года, когда не было ни одного поступившего. Есть и возрастной ценз. Летчик-кандидат должен быть не старше 35 лет и получить квалификацию летчика 1-го или 2-го класса. По словам преподавателей центра, оптимальный возраст для кандидата — это 30 лет.
Здесь самолеты учат летать: как испытывают новейшую российскую технику
Занятия в школе подготовки летчиков-испытателей и штурманов истребителей 929-го Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Обучение в ЦПЛИ длится два года. Там кандидатов ждут как теоретические предметы, так и полеты на тренажерах и реальных машинах. Будущим летчикам-испытателям надо освоить сразу несколько типов воздушных судов — это могут быть истребители, бомбардировщики, штурмовики и даже транспортные самолеты и вертолеты. Обучаемые пишут курсовые работы, а в конце обучения — дипломную.
— Есть неофициальная традиция ЦПЛИ — дарить выпускникам кожаные куртки и штаны, — рассказывает «Известиям» инструктор центра. — Корнями она идет в 30-е годы прошлого века. Такие предметы одежды защищают пилотов от осадков, а главное — от огня.
Здесь самолеты учат летать: как испытывают новейшую российскую технику
Занятия в школе подготовки летчиков-испытателей и штурманов истребителей
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Внутри центр не напоминает учебное заведение. Скорее его можно назвать офисом. Небольшие удобные комнаты, тренажерные классы, есть даже маленькая кухонька и спортивный зал. Видно, что всё сделано с любовью. В отдельном помещении галерея самых прославленных и заслуженных летчиков-испытателей — выпускников ЦПЛИ. Среди них Герои России: Сергей Богдан — главный летчик-испытатель КБ Сухого, он первым поднял в воздух Т-50 10 лет назад, сам начальник ГЛИЦ — генерал-майор Радик Бариев, Олег Мутовин, который испытывал корабельные МиГи, а теперь ведет работы по пассажирскому МС-21.
Здесь самолеты учат летать: как испытывают новейшую российскую технику
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
929-й Государственный испытательный центр — это уникальная и во многом не имеющая аналогов в мире испытательная площадка. И в ее юбилей остается пожелать, чтобы работы в ГЛИЦ ни на секунду не останавливались.
Будущие летчики
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики. Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.
Популярные сочинения
- Характеристика главных героев романа «Обломов» Роман «Обломов» принадлежит перу русского писателя Гончарову. В этом романе идет описание российского общества, времен Гончарова. С первых страниц произведения идет знакомство с таким явлением как обломовщина
- Какой должна быть школьная перемена и почему сочинение 5 класс Учебный год полон трудностей, из-за чего школьникам иногда не хватает времени даже на то, чтобы выспаться. Самостоятельные, контрольные, экзамены. Три пугающих слова в голове ученика
- Сочинение на тему Польза чтения Что может быть полезнее и приятнее чтения? Большинство умных людей достигли своего высокого статуса именно благодаря чтению литературы (в зависимости от её жанров и поджанров).
Популярные сочинения
- Сочинение Лебезятников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика) Одним из второстепенных персонажей в произведении «Преступление и наказание» является Андрей Лебизятников, который также дружит с героем Лужниковым. Он безответственный чиновник
- Смешное и грустное в рассказах Чехова Антон Павлович Чехов известен широкой публике прежде всего своими юмористическими рассказами. Для них характерна простота и лаконичность. У произведений автора есть и другие особенные свойства
- Образ русского народа в сказе Левша Николая Лескова Почти во всех произведениях Лескова Николая Семеновича показывается особенный вид героя из народа – он показывает человека, который борется за сохранение моральных норм и старается жить праведно
Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам.
Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину.
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая.Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины».
Автопортрет (1948 г.):
Работа так захватила художника, что он завершил ее в несколько месяцев, и осенью 1942 года «Оборона Севастополя» была представлена на московской выставке «Великая Отечественная война».
Севастополь после освобождения от гитлеровцев. 1944
После жестоких боев 9 мая 1944 года, ровно за год по Победы, Севастополь был полностью освобожден от захватчиков, а еще через три дня оккупанты были полностью изгнаны из Крыма.
Крымская операция закончилась полным разгромом 17-й немецкой армии. Ее потери на суше составили 100 тыс. человек, в том числе около 62 тыс. пленными.
10 стр., 4512 слов
Боже мой я никогда не была в крыму сочинение рассуждение
… главных в моей жизни, поэтому я ни за что не опущу руки и буду делать все, чтобы моя мечта исполнилась в реальности. Я хочу ее исполнения искренне и всем сердцем, поэтому просто не буду … глади. Мне повезло, родители возят меня на море каждый год. Мы побывали на Черном море, объездив весь Южный берег Крыма, и на Азовском. Каждая такая поездка была наполнена …
Кроме того, большое количество немецких и румынских солдат и офицеров погибли в море во время эвакуации. Так, по данным немецкой стороны, только с 3 по 13 мая в море погибли 42 тыс. человек.
А общие потери немецких и румынских войск превысили 140 тысяч солдат и офицеров.
В ходе Крымской операции советские войска потеряли около 85 тыс. человек (в том числе 18 тыс. — безвозвратные потери).
При этом, нужно иметь в виду, что немцы и румыны в Крыму оборонялись, а Красная Армия вела наступление на очень серьезные укрепления и на Перекопе, и на Керченском полуострове, и севернее Симферополя и Бахчисарая, и особенно, перед Севастополем.
Всем, кто интересуется военной историей, хорошо известно, что «нормальными» потерями для наступающих и обороняющихся является соотношение примерно 3 к 1, не так ли?!
В качестве бонуса небольшая подборка фотографий того периода:
Посеченный снарядами фасад cевастопольского Дворца пионеров после освобождения города. Май 1944 Немецкий штурмовик Fw.190, уничтоженный советской авиацией на херсонском аэродроме. 1944 Летчики 3-й эскадрильи 6-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота изучают карту района боевых действий на аэродроме у самолетов Як-9Д. На заднем плане – самолет гвардии лейтенанта В.И. Воронова (бортовой номер «31»).
Аэродром Саки, Крым. Апрель-май 1944 Бойцы морской пехоты у арки Приморского бульвара в освобожденном Севастополе. Май 1944 Партизанки, участвовавшие в освобождении Крыма. Поселок Симеиз на южном берегу Крымского полуострова. 1944 Уничтоженная немецкая техника на берегу Казачьей бухты в Севастополе. Май 1944 Освобожденный Севастополь. Май 1944 Экипаж пикирующего бомбардировщика Пe-2 «За великого Сталина» 40-го бомбардировочного авиаполка Черноморского флота после выполнения боевого задания. Крым, май 1944 г. Слева направо: командир экипажа Николай Иванович Горячкин, штурман — Юрий Васильевич Цыпленков, стрелок-радист — Сергей (прозвище Кнопка).
2 стр., 982 слов
По картине Дейнеки Оборона Севастополя 6 класс
… 1942 года. Картина не иллюстрирует эпизоды войны, так как автор задействовал разные цветовые оттенки, чтобы показать чувства солдат, идущих на войну. 6 класс Описание настроения картины Дейнеки — Оборона Севастополя Популярные сегодня темы … ему потемнеть. 2 вариант Удивительные эмоции дарит полотно «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки . На картине показано решающее сражение за город, а фигура …
Советские солдаты салютуют в честь освобождения Севастополя. Май 1944
- Источники для текста:
//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-deyneki-oborona-sevastopolya/
- Описания картин русских и зарубежных художников
Литвин Г. А., Смирнов Е. И. Освобождение Крыма (ноябрь 1943 — май 1944).
Документы свидетельствуют.. — М.: Агентство «Кречет», 1994.
Среди зрителей сам автор
Попавшие на холст немногочисленные зрители, среди которых выделяется мужчина в тренировочном костюме с надписью на груди «СССР», находятся на правой передней стороне полотна. К слову, некоторые искусствоведы считают, что фигура на дальнем плане — сам художник. В доказательство обычно приводится уверенная посадка головы и чёткий профиль, похожий на фотографические изображения Дейнеки 1930-х годов.
По всей видимости, изображая себя, художник хотел показать, что сам находится «в самой гуще повседневной действительности, среди своих любимых героев».
Дейнека включил в картину архитектурные образы: три многоэтажных здания, среди которых жилой дом Военно-морского флота под номером 12 на Новинском бульваре. Над головами советских граждан реют флаги с эмблемами спортивных организаций.
Размер полотна довольно большой и составляет более чем 3 на 2 метра. Сейчас картина «Эстафета по кольцу „Б“», как и другие работы автора, хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Наталья ШвецРепродукция картины Александра Дейнеки «Эстафета по кольцу „Б“»
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — ««Снегири. Детский сад» — полузабытая картина Николая Ульянова
Биография Александра Дейнеки: детство и юность
Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии. Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего».
Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?
Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (, ). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался…
Биография Александра Александровича Дейнеки
Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.
После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.
После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.
В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.
В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.
В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.
Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».
В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.
После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.
Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.
Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.
Продлевают срок службы техники
Эксперты уверяют: вся техника, которая сейчас находится на вооружении, старая, еще времен СССР. Процентов пять — то, что модернизировали за все время существования независимой Украины. Плюс закупили немного бронемашин. Правда, они стоят в ангарах, и с них даже пыль боятся сдувать, говорит «Вестям» военный эксперт Олег Жданов.
«У нас в армии технике лет 40–50. Сейчас на актах технического состояния продлевается срок службы, и эта традиция идет с 90-х годов. Я на свою технику, будучи командиром гаубичного самоходного дивизиона, составлял такие акты. Но интересно то, что приказ министра обороны о гарантийном сроке службы техники никто не отменял. Но есть еще и граничный срок эксплуатации, который может быть 40–45 лет, вот на его основании и составляется акт технического состояния, продлевается срок службы. И так в каждом роде войск», — рассказывает «Вестям» Жданов.
По его словам, за шесть лет войны мы потеряли девять самолетов на подконтрольной территории во время учебно-тренировочных полетов. Но выводы ведомственных комиссий засекретили. «Данная трагедия превзошла все предыдущие, и правильно, что разбираться будет правительственная комиссия, а сейчас все, кто был причастен к подготовке полетов, отстранены от занимаемых должностей», — отмечает Олег Жданов.
Жанр и история создания
Произведение, как и большинство работ художника, выполнено в жанре соцреализма. Для него характерно оживание светлого будущего, теплота, лиричность и наслаждение настоящим. Работа была представлена в 1938 году. В это время советскому государству требовались произведения искусств, выражающие идейную сторону государственного строя, энтузиазм трудового народа, что давало талантливому живописцу простор для творчества.
Дейнека увлекался не только живописью. Известны его графические работы, скульптуры, мозаика и фрески. Художник принимал перемены, происходившие в обществе. Большой популярностью пользовались такие работы художника:
- «Оборона Севастополя»;
- «Футбол»
- «Девушка, завязывающая ленту на голове»;
- «Левый марш»;
- «Перед спуском в шахту»,
В 30-е годы художник часто ездил в творческие командировки в Крым. Во время одной из них он написал картину»Будущие летчики». Дейнека представил полотно на выставке, посвященной двадцатой годовщине Рабоче-крестьянской армии и Военно-Морского флота, в музее им. Фрунзе.
Необыкновенная теплота, отсутствие официоза и монументальности, сделали картину любимой и узнаваемой публикой. Тема авиации была любима Александром Александровичем Дейнека. «Будущие летчики» стали воплощением мечты мастера о небе и безграничном просторе.