Гюстав курбе характерные черты творчества. гюстав курбе (jean desire gustave courbet)- жизнь, творчество, картины, факты. мрачный реалист гюстав курбе

Веяльщицы. веяльщицы картина

Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане»

Курбе начал писать картину в 1849 году, в тесной мансарде в Орнане. Работа художника вызвала переполох среди местного общества, попавшего в ее герои, — на ней присутствовали многие обитатели этих мест: от мэра и мирового судьи до родственников и друзей Курбе. Но этот переполох и сравниться не мог со спорами, разгоревшимися после того, как полотно было выставлено в Салоне.

Недоумение и непонимание вызвали сами его размеры. Сходились на том, что обычные сельские похороны не должны быть темой столь масштабного произведения. Один из критиков писал: «Похороны крестьянина могут нас растрогать… Но не следует настолько локализовать это событие».

Однако для реалистов крайне важна была именно такая «локализация». Курбе создал современный, легко узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени.

Кроме того, он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души (как это делалось раньше). При этом личность покойного здесь остается анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти

Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, известного под названием Пляски Смерти.

Социальный документ

1. Фигуры с обнаженными головами, расположенные по краям композиции, — это два деда Курбе, к тому времени уже покойные. Они наблюдают за похоронами с видом доброжелательных хозяев.
2. Четыре человека в широкополых шляпах, стоящие слева, только что принесли гроб. Личность каждого из них можно установить. Ближним к нам, например, изображен скрипач, знакомый по картине «Послеобеденный отдых в Орнане».
3. В соответствии с католической традицией, во время погребальной церемонии мужчины и женщины должны стоять отдельно. Среди женских фигур мы можем отыскать мать Курбе и трех его сестер.
4. Многие критики полагали, что красные лица двух церковных сторожей свидетельствуют об их пристрастии к спиртному и включены в композицию для того, чтобы усилить антиклерикальное звучание картины.

Биография[]

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. В 1444 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов. Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хенрик Виллем Месдаг. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину. При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархист Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской коллонны. После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.

Живопись и политика

Париж всегда был политизированным городом. Он весь бурлил в тридцатые-сороковые годы, а революция 1848 г. увлекла и Курбе. Он с друзьями основывает социалистический клуб и создает эмблему народа. Но на баррикады Гюстав не пошел. К этому времени художник уже побывал в Голландии и привез отчетливое желание полностью разорвать с романтизмом. Создав на основе новой концепции ряд полотен, Гюстав Курбе, произведения которого раньше просто отвергались, в 1849 году выставил в Салоне 7 картин. Тогда и прозвучало впервые слово «реализм», а одна из работ, «Послеобеденное время в Орнане», получила вторую золотую медаль.

Популярные сегодня темы

Глядя на полотно «Празднество свадебного договора» окунаешься в период давно ушедшего времени. На полотне изображена довольно обеспеченная крестьянская семья, которая выдает свою дочку замуж. Поэтому каждый зритель понимает насколько это важный

Творческий репертуар К. Маковского изобилует произведениями на мотивы природных пейзажей, сельского бытового колорита и проявлений стихийной силы природы. Картина «Дети, бегущие от грозы» является наглядной иллюстрацией, демонстрирующей

Для народов, которые хранят собственные традиции и существуют в гармонии с природой, взаимодействие с другими видами живых существ является более чем естественным делом.

На этой картине изображены четверо детей. Они собирали в лесу грибы, а сейчас возвращаются домой. Наверное, это братья и их старшая сестра.

Самым соблазнительными местами для меня являются те уголки природы, где есть и источник воды, и густой лесной массив. Именно поэтому даже одно воспоминание о картине Исаака Левитана «Вечерний звон»

Биография

Выдающаяся украинская художница Татьяна Ниловна Яблонская всю свою жизнь посвятила искусству. В детстве она постигала тайны живописи, срисовывая простые натюрморты из предметов домашнего обихода, а в студенческие годы выполняла фактически образцовые портреты и пейзажи. И даже в зрелых работах Яблонской прослеживается неустанное развитие, познание себя и мира, стремление к совершенству. Полотна талантливой художницы отличаются особенным жизнерадостным мироощущением, как будто главная их цель — выразить глубокий восторг от обыкновенной жизни. Особенное место в творчестве Татьяны Яблонской занимают темы материнства, труда, сельской жизни. И при этом в каждой ее картине узнается непременно женская природа, что, пожалуй, и наделяет их столь трогательной и теплой атмосферой. Татьяна Яблонская родилась в городе Смоленске в семье художника и преподавателя Нила Яблонского. С ранних лет отец прививал детям (а их в семье было трое) любовь к творчеству, а в частности, к живописи. В конце 20-х гг. Яблонские выехали в Украину, сменяя в поисках лучшей жизни город за городом — Одессу, Каменец-Подольский, Луганск и, наконец, Киев. В столице Татьяна Ниловна поступила в художественный институт, в котором сразу же стала одной из лучших студенток. До сих пор одна из работ Яблонской висит в здании Национальной академии искусств как образец написания обнаженной натуры. Вторая мировая война прервала творческую карьеру Яблонской на долгих четыре года. В военные годы Татьяна Ниловна вынуждена была эвакуироваться из Киева в Саратов и перестроиться на военный лад. Впрочем, работая заправской колхозницей, Яблонская почерпнула новые идеи для дальнейшего творчества. Впоследствии «радость работы в коллективе» станет одной из центральных тем в ее работах.

Картина «Хлеб» — самая узнаваемая работа Татьяны Яблонской

Вернувшись в Киев, художница с головой погрузилась в преподавательскую деятельность, читая лекции «сборному курсу» студентов, многие из которых еще недавно были солдатами. На послевоенный период приходится и расцвет творчества самой Яблонской. Один за одним с мольберта художницы сходят новые шедевры: «Перед стартом», «Хлеб», «В парке» и др. За всю историю творчества Татьяна Яблонская наработала внушительный послужной список: более десятка персональных выставок, участие во всеукраинских, всесоюзных и международных экспозициях, сотни наград, премий и званий. В настоящее время работы Татьяны Яблонской экспонируются в Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Национальном художественном музее Украины и других престижных собраниях. В 1999 г. у Яблонской случился инсульт. Здоровье художницы сильно ухудшилось: до самой смерти Яблонская была прикована к инвалидному креслу. Но даже в полупарализованном состоянии Татьяна Ниловна продолжала писать, пусть не маслом, а пастелью, но едва ли ее работы теряли от этого в качестве. Смерть настигла Татьяну Яблонскую уже в преклонном возрасте — на 89-м году жизни. Причиной смерти Яблонской послужила затянувшаяся болезнь. На прощание с художницей собрались сотни неравнодушных: чиновники, друзья, коллеги, ценители творчества. Похороны Яблонской состоялись на Байковом кладбище в Киеве.


Могила Яблонской на Байковом кладбище в Киеве

Творчество[]

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись— предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык». Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане», собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей»» «Волна» (все пять— в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее), «Разбиватели шоссейного камня» (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар»(картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего.

Самые известные картины Гюстава Курбе

Картины Гюстава Курбе отличались смелостью, подчёркнутой реалистичностью сюжетов. В нашей статье представлены самые известные работы живописца, заслужившие как положительные оценки, так и гневную критику:

  • «Похороны в Орнане» (1849-1850) — возмутила зрителей и критиков, считавших, что сельские похороны не заслуживают масштабности картины: 3 метра 15 см в высоту, 6 метров 68 см в ширину.
  • «Веяльщицы» (1853) — изображает бытовую картинку из жизни крестьянства своего родного Орнана. В качестве моделей Гюстав Курбе использовал своих сестёр и сына.
  • «Купальщицы» (1853) — вызвала бурю возмущений. Критиковали натурализм, тяжеловесное женское тело, грязные ноги. Больше всего возмутился император Наполеон III, ударив картину тростью.
  • «Порыв ветра» (1865) — хранится в музее техасского города Хьюстон. По одной из версий, натурой для написания работы послужил лес Фонтенбло. Другое название картины: «Приближение шторма».
  • «Натюрморт яблоки и гранаты» (1871) — написана во время тюремного заключения по обвинению в участии в Парижской коммуне. Живописцу позволили взять с собой мольберт, что позволило написать несколько натюрмортов похожего содержания. Никто из окружающих художника людей не захотел ему позировать.

Гюстав Курбе стал одним из основателей реализма в живописи, стремясь изображать жизнь такой, какая она есть. На сайте Very Important Lot, можно почитать про развитие реалистического направления в живописи. Для ценителей изобразительного искусства есть возможность принять участие в аукционах, недорого купить картины, рисунки, скульптуры известных мастеров, украсить свою коллекцию работами талантливых современных художников.

Каким трудом заняты герои картины яблонской. Cочинение «Сочинение по картине Т.Н

Мы видим, что на картине изображены женщины, которые заняты уборкой сена, они косят его, собирают в стога. На переднем плане мы видим мешки, и кажется туда ссыпают зерно, которое изготавливается в машинах, своеобразных станках, которые стоят на заднем плане. Это лето, поле, очень жарко. На картине изображена кипящая работа.

Смог ли художник отразить отношение людей к труду?

Да, думаю, что художница смогла передать отношение изображенных девушек к труду. Мы видим, что девушки радостные, смеются, общаются, а в их руках работа буквально горит. Кажется, они действительно испытывают восторг и радость от того, чем они занимаются каждый день.

Всмотритесь в их лица: какие чувства испытывают труженики от процесса труда?

Вообще, на картине изображены много женщин, по крайней мере, на переднем плане. Они общаются между собой, с теми, кто стоит на заднем плане картины, кто работает на тракторах и занят другими функциями. Кажется, что все работники действительно заняты важным рабочим процессом, они получают от этого радость и не собираются отвлекаться ни на что-то еще.

«Хлеб — всему голова», — гласит русская пословица. Трудно представить себе стол русского человека без хлеба, его одного бывает достаточно, чтобы наесться. За хлеб боролись и умирали, хлеб снился голодным в блокадные годы во сне, ради него они готовы были пожертвовать любой имеющейся ценностью. Чтобы испечь булку хлеба, нужен слаженный труд далеко не одного человека: один сеет, другой ухаживает, третий собирает, четвертый мелет, пятый печет хлеб. Хлеб хранит тепло людских рук. Считается, если к будущему хлебу относятся как к живому, с любовью и уважением, то и получится он вкусным и долго не зачерствеет.

Всю важность такого отношения к хлебу смогла показать в своей послевоенной картине «Хлеб» русская художница Татьяна Ниловна Яблонская. На картине изображено лето 1949 года. Не так давно отгремела страшная война, но на картине нет ни капли горести или сожаления

Мы видим радостные, полные энтузиазма лица простых людей, рабочих колхоза. Пейзажа в картине почти не видно, он показан как темные мазки леса на заднем плане. Главное в картине эмоции людей. Это колхозники во время страды. Тяжелая пора настала для них: целый день они проводят в полях на жарком солнце. Но все веселы и готовы идти дальше

Не так давно отгремела страшная война, но на картине нет ни капли горести или сожаления. Мы видим радостные, полные энтузиазма лица простых людей, рабочих колхоза. Пейзажа в картине почти не видно, он показан как темные мазки леса на заднем плане. Главное в картине эмоции людей. Это колхозники во время страды. Тяжелая пора настала для них: целый день они проводят в полях на жарком солнце. Но все веселы и готовы идти дальше

На картине изображено лето 1949 года. Не так давно отгремела страшная война, но на картине нет ни капли горести или сожаления. Мы видим радостные, полные энтузиазма лица простых людей, рабочих колхоза. Пейзажа в картине почти не видно, он показан как темные мазки леса на заднем плане. Главное в картине эмоции людей. Это колхозники во время страды. Тяжелая пора настала для них: целый день они проводят в полях на жарком солнце. Но все веселы и готовы идти дальше.

Это становится понятно по лицам двух колхозниц, изображенных на первом плане. Они собирают зерна в мешки. Одна из женщин одета в зеленую юбку, рубаху в горошек и светлый платок. Она завязывает уже полный мешок, весело улыбаясь. Вторая стоит и закатывает рукава белоснежной рубашки, чтобы те не мешали работать. Она широко улыбается. Обе женщины рады, что урожай удался и их колхоз, да и вся страна не будет голодать, как это могло быть в военные годы.

За женщинами мы видим много других колхозников, мужчин и женщин. Все они занятый работой. Кто-то также наполняет мешки, кто-то грузит их на машины. Все работают слажено

Изобразив всего лишь один момент рабочего послевоенного лета, Татьяна Яблонская стремилась показать, как важно уметь радоваться жизни, уметь идти вперед к своим мечтам, как важна помощь в этом деле друг другу. Если люди имеют одно общее стремление, у них все обязательно сбудется. Как сбылась мечта этих колхозников — страна была восстановлена, людям больше не пришлось голодать и мечтать о хлебе лишь в мучительных снах

Как сбылась мечта этих колхозников — страна была восстановлена, людям больше не пришлось голодать и мечтать о хлебе лишь в мучительных снах.

Картина Веяльщицы

Как называется картина: Веяльщицы

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1853
  • Оригинальное название картины на английском: Les Cribleuses de blé
  • Холст, масло.
  • 131 на 167 см.
  • Музей изящных искусств

Описание картины «Веяльщицы»

«Веяльщицы» принадлежат к серии картин, изображающих жизнь фермеров Орнана, которую Курбе написал в 1850-х гг., но она не похожа на большая часть полотен художника этого периода. Курбе показал на картине тяжёлый крестьянский труд, но работа дам никак не смотрится мучительной. Курбе удалось изобразить крестьянок с восхищением и благоговением, придав полотну лиричную и светлую атмосферу. Он использовал ограниченную цветовую палитру, не лишённую но сильных тонов, как в широком красноватом платьице центральной фигуры. Понятно что эту даму с ситом Курбе писал со собственной сестры Зои, а для фигуры 2-ой крестьянки позировала его другая сестра, Жюльетта. Изображённый на картине мальчишка — отпрыск художника, Дезире Вине.

Энтузиазм вызывают такие детали картины, свернувшаяся клубком спящая кошка на заднем плане, литография, прибитая к двери, и сундук, вроде бы блокирующий вход в комнату. Картина была благорасположенно встречена публикой, но у неких критиков вызвал неприязнь неухоженный вид крестьянок и то, как живописец расположил выглядывающие из-под платьица ступни девицы.

Источники

Похороны в Орнане (1849—1850) • Веяльщицы (1853) • Порыв ветра (Приближение шторма) (1865) • Дама с попугаем (1866) • Происхождение мира (1866)

Скандальное Происхождение мира

Искусствоведы Клод Шопп и Сильви Обена раскрыли загадку одной из самых скандальных картин в истории мировой живописи — на ней крайне реалистично изображена лежащая обнаженная женщина, раздвинувшая ноги; на полотне видны ее гениталии, живот и грудь.

С большой долей вероятности на полотне Происхождение мира Гюстава Курбе изображена парижская балерина Констанс Кеньо.

Она была любовницей дипломата Османской империи Халила Шерифа Паши, который и заказал художнику картину для своей частной эротической коллекции.

Считалось, что моделью для полотна была ирландка Джоанна Хиффернан, у которой был роман с учеником Курбе Джеймсом Уистлером, и, вероятно, с ним самим.

В середине 1860-х Хиффернан позировала для нескольких произведений Курбе, в том числе Прекрасная ирландка и Спящие, которая изображает обнаженных женщин в постели и также была написана для Халила Шерифа Паши.

Несколько лет назад сообщалось, что «верхняя» часть картины с головой модели, которую художник якобы отрезал, чтобы не навредить репутации Хиффернан.

Искусствовед Жан-Жак Фернье, специалист по творчеству Курбе, признал картину его работой.

Владелец картины утверждал, что сопоставление холстов и живописной техники подтвердили сходство двух картин и что на найденной им картине изображена именно Хиффернан.

Однако эксперты не приняли эту теорию, заявив, что Происхождение мира является цельной работой, а не фрагментом. Кроме того, автор книги История рыжих Джеки Колис Харви указывала, в частности, что ирландка была рыжей, а лобковые волосы на картине Курбе — темные.

В этом году впервые были найдены документы, который позволяют искусствоведам быть уверенными на 99 процентов, что Курбе написал свое полотно с Констанс Кеньо.

Гюстав Курбе Происхождение мира

Главный аргумент в пользу новой версии нашелся в переписке Александра Дюма-младшего и Жорж Санд. В одном из отрывков Дюма-сын написал коллеге следующее: «Нельзя кистью передать деликатное и яркое интервью мадемуазель Кеньо из Оперы».

Насилие и секс: шокирующее искусство Древнего Рима

Французский историк Клод Шопп сверился с рукописным оригиналом и обнаружил, что на самом деле вместо слова «интервью» (entretien) Дюма написал «чрево» (entrailles). Многие историки подтвердили находку Клоппа, и теперь версия Кеньо стала основной.

Балерина танцевала в парижской Опере до 1859 года. На момент написания Происхождения мира она была любовницей османского дипломата. По мнению руководителя отдела печати и фотографии французской национальной библиотеки Сильви Обенас, личность натурщицы на картине Курбе в то время не была тайной.

Констанс Кеньо / twitter.com/MuseeOrsay

Картина, написанная в 1866 году, имеет скандальную историю из-за своего содержания и долгое время воспринималась как художественная провокация. В 1868 году после банкротства Халила Шерифа Паши картина попала к торговцу антиквариатом.

В 1889 году писатель Эдмон де Гонкур нашел ее спрятанную за обшивкой из дерева в лавке. В 1910 году владельцем стал венгерский барон Ференц Хатвани, который обладал полотном до конца Второй мировой войны.

В 1955 году известный французский философ Жак Лакан купил Происхождение мира и повесид в загородном доме, подальше от посторонних глаз.

После смерти Лакана в 1981 году полотно было передано в музей Орсе. Впервые оно было показано публике только в 1988 году в Бруклинском музее в Нью-Йорке. С 1995 года Происхождение мира является постоянным экспонатом Орсе.

Картину спрятали под бронированное стекло и поставили постоянную охрану.

Выставка

На первую выставку в Салоне Курбе Гюстав представил свой автопортрет с собакой. В нем уже виден самостоятельный почерк пока еще романтичного художника, который ищет свой путь. Свободный, гордый, независимый юноша изображен в гроте из диких скал.

Со спокойным высокомерием он смотрит прямо на зрителя. Глаз расположен примерно на линии золотого сечения, так, чтобы зритель не мог от него оторваться. Этот прием многократно и безуспешно был заимствован художниками у Леонардо. Здесь тоже не вполне удалось задуманное. Но хороши и печальный спокойный спаниель, и золотисто-коричневый праздничный колорит, и еле видимый пейзаж в глубине картины. Остальные работы художника в Салон не приняли.

«Похороны в Орнане»: кто все эти люди

Гюстав Курбе родился в Орнане — небольшом городке в восточной части Франции с населением около трех тысяч человек. В 1839 году он отправился в Париж, где начал заниматься живописью, но неоднократно возвращался в родной город. Для самой знаменитой картины про Орнан художнику позировало едва ли не все население — от мэра до собаки, — а некоторые даже были готовы обидеться, если не окажутся на полотне.

В письме своему другу писателю Шанфлери, написанному во время работы над «Похоронами в Орнане», Курбе рассказывал:

Это соответствует действительности: на «Похоронах в Орнане» изображено около 50 человек, половина из них — родственники, друзья и знакомые художника:

Профессиональный фотограф. Сопоставление природных стихий

Процесс развития изобразительного и фотографического искусства трудно отделить от попыток интерпретации природных явлений. Это

Усадьба «Архангельское». Архитектура и дизайн интерьера. Часть 5

Вскоре, в истории усадьбы «Архангельское» произошло событие, сыгравшее переломную роль в дальнейшем ходе ее строительства: в

Детство и юность

Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года во французском городе Орнан, неподалеку от швейцарской границы, в семье владельца виноградников Режиса Курбе. С юных лет Гюстав проявлял характер: в 1831 году мальчика отдали учиться в семинарию, и духовники, выслушивая его проповедь, отказывали в отпущении грехов. Один за другим представители церкви убегали от 12-летнего француза как от дьявола.

Маленький Курбе, желая поддержать репутацию злостного нарушителя морали, вел список грехов, которые можно было бы совершить — от пустячных проступков до мрачных преступлений. Обучение в семинарии не дало плодов, и в 1837 году Гюстав по настоянию отца поступил в Королевский колледж Безансона на подготовительные курсы юриспруденции.

Одновременно с этим молодой человек увлекся живописью, занимался у представителя неоклассицизма Шарля-Антуана Флажуло. Творчество привлекало француза сильнее, чем юриспруденция. Курбе писал:

В 1839 году молодой человек направился в Париж, сообщив отцу, что едет изучать право. В столице Франции он познакомился с Франсуа Бонвеном, в будущем великим жанристом. Тот показал Курбе Лувр.

Особое впечатление на француза произвели картины малых голландцев и прославленных испанцев: Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса. Позже, став художником, Гюстав использовал их манеру создавать яркие картины темными тонами.

Экскурсия по Лувру окончательно убедила молодого человека в выборе живописи как основного рода деятельности. Он поступил в мастерскую романиста Шарля де Штейбена, затем переехал в Швейцарию и продолжил обучение. Возможно, здесь начинается биография Курбе-художника.

Описание картины Гюстава Курбе «Похороны в Орнане»

Описание картины Гюстава Курбе «Похороны в Орнане»

Работа Гюстава Курбе посвящена его деду, после похорон которого, художника и осеняет мысль запечатлеть это событие на холсте. Многие из присутствующих горели желанием оказаться на картине. Так оно и произошло. Как говорил после художник, было очень трудно разместить такое количество народу в своей маленькой мастерской. Ему позировали и викарий, который проводил обряд, и мэр города, присутствующий на похоронах, а также обычный люд, воспевавший покойного. Многие, кого Курбе забыл пригласить, обижались на него, требуя своего участия.

Мрачную атмосферу похорон подчеркивают, как гримасы на лицах присутствующих, так и фон неба. Многие не выдерживая, прятали свои лица под платками, другие же проводили обряд с безмятежными лицами.

Также эта догадка кажется справедливой, если учесть белые облака в правом краю картины.

Слева мы можем наблюдать людей в шляпах, которые несут гроб. Их лица опущены вниз, что подчеркивает значимость покойного при жизни. Грусть заметна и на почетных гостях.

К примеру, мэр в своей черной треуголке. Он находится возле погребальной ямы и протягивает руку. Рядом с ним находится, по сей видимости, близкий родственник Курбе.

Присев на одно колено, он дожидается, когда гроб будет опущен.

Особенно бросается в глаза крест с распятым человеком. Поначалу это вызывает недоумение, ведь откуда взяться такому явлению посреди французских земель. Да и времена, судя по одеждам присутствующих, близки к 18-ому веку. Однако если присмотреться получше, то становится ясно, что это крест с распятием, который держит в руке служитель церкви. Тогда все встает на свои места.

(6 votes, average: 4.00

«Происхождение мира» (1866 г.)

Не хочется долго останавливаться на этой работе. Она слишком неприятна для человека со здоровой психикой, не склонного к подглядыванию за человеком в самых интимных моментах его жизни. На картине изображен торс женщины без лица. Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной. Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено.

Эта картина доставит удовольствие только вуайеристу, который получает удовлетворение, когда ему показывают половые органы человека другого пола и ничего более. Здоровому человеку это не требуется, и рассматривать не хочется. Хочется просто быстро забыть подобную гадость.

В этот период Курбе создает много эротических полотен, среди которых выделяются особой откровенностью «Спящие». Этот натурализм вызывает осуждение круга как обывателей, так и людей с именами. Но его ярым приверженцем остается Прудон, чей портрет он написал.

«Волна» (1870 г.)

Этот пейзаж считается шедевром Курбе. Полотно почти пополам отдано небу и морю. Тучи плотно закрыли небеса. Их оттенки переливаются от серовато-зеленых до сиренево-розовых и потрясают своей красотой.

Цвет волн также играет всеми тонами зеленого, создавая разнообразные глубокие цветовые эффекты. Это прекрасно передает мощь природных сил. Художник был захвачен этой темой и написал цикл работ, где изображены различные виды Этрета и его бурного беспокойного моря.

В 1871 году сильно политизированный художник принимает активное участие в действиях После подавления восстания ему инкриминировали низвержение После этого Курбе сидел в тюрьме, и его приговорили к выплате колоссального штрафа. Он бежал в Швейцарию, где и умер в полной нищете.

Вызывает очень неоднозначные реакции как человек и художник Гюстав Курбе, творчество которого и сегодня не оставляет людей безразличными. Это говорит о несомненном таланте и сильной личности этого живописца.

История и описание

Орнан — город, где родился Курбе. Коммуна Орнан находится на востоке Франции, в провинции Франш-Конте, недалеко от границы со Швейцарией. На картине изображены похороны на новом кладбище в Орнане, которое начало функционировать в сентябре 1848 года. По разным версиям, Курбе мог изобразить на этой картине похороны либо своего деда по материнской линии Удо (Oudot

), либо своего двоюродного деда Клода-Этьена Теста (Claude Etienne Teste ).

Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков. Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна. Многие издевались над картиной — например, критик К. Виньон писал:

Огромное чёрное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание… В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации

Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением. Можно увидеть чёрных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры чёрных женщин, а позади причётники и могильщики с гнусными физиономиями…

Веяльщицы — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Веяльщицы» (фр. Les Cribleuses de blé) — картина французского художника Гюстава Курбе, написанная в 1853 году.

«Веяльщицы» принадлежат к серии картин, изображающих жизнь крестьян Орнана, которую Курбе написал в 1850-х гг., однако она не похожа на большинство полотен художника этого периода. Курбе показал на картине тяжёлый крестьянский труд, но работа женщин отнюдь не выглядит утомительной. Курбе удалось изобразить крестьянок с восхищением и благоговением, придав полотну лиричную и светлую атмосферу. Он использовал ограниченную цветовую гамму, не лишённую, тем не менее, и сильных тонов, как в широком красном платье центральной фигуры. Известно, что эту девушку с ситом Курбе писал со своей сестры Зои, а для фигуры второй крестьянки позировала его другая сестра, Жюльетта. Изображённый на картине мальчик — сын художника, Дезире Вине.

Интерес вызывают такие детали картины, как свернувшаяся клубком спящая кошка на заднем плане, литография, прибитая к двери, и сундук, как бы блокирующий вход в комнату. Картина была благосклонно встречена публикой, но у некоторых критиков вызвал неприязнь неопрятный вид крестьянок и то, как художник расположил выглядывающие из-под платья ступни девушки.

«Происхождение мира» (1866 г.)

Не хочется долго останавливаться на этой работе. Она слишком неприятна для человека со здоровой психикой, не склонного к подглядыванию за человеком в самых интимных моментах его жизни. На картине изображен торс женщины без лица. Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной. Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено.

Эта картина доставит удовольствие только вуайеристу, который получает удовлетворение, когда ему показывают половые органы человека другого пола и ничего более. Здоровому человеку это не требуется, и рассматривать не хочется. Хочется просто быстро забыть подобную гадость.

В этот период Курбе создает много эротических полотен, среди которых выделяются особой откровенностью «Спящие». Этот натурализм вызывает осуждение круга как обывателей, так и людей с именами. Но его ярым приверженцем остается Прудон, чей портрет он написал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: