Значение[править]
Произведение Решетникова сразу же получило весьма положительную оценку и, несмотря на явную творческую неудачу и абсолютную нехудожественность, было названо шедевром; для большей популярности своей картины на следующий год художник создал второй вариант.
Открыто конъюнктурное деяние художника не пропало даром. Его произведение было отмечено: полотно «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» вместе с другой картиной Решетникова «Прибыл на каникулы» была удостоена в 1949 году Сталинской премии второй степени (Сталинская премия впоследствии, после разоблачения культа личности носителя ее имени, была переименована в Государственную). А потом за этой наградой последовали и другие — так что художник не прогадал.
Никаких выдающихся художественных ценностей в картине «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» не зафиксировано.
Три названия одного полотна
Изначально А.М. Герасимов планировал дать своей картине более эффектное название. Художник верил, что руководители Советского государства смогут предотвратить военный конфликт, приближение которого в конце 1930-х годов было очевидным. Исходя из этого, Герасимов называет произведение «На страже мира», но с началом войны его пришлось заменить на более прозаичную подпись. В народе, как это часто бывает, картину окрестили с долей остроумия и фантазии – «Два дождя после дождя». Большинству советских людей она запомнилась именно так.
Проект Дворца Советов
Как любое монументальное полотно, работа А.М. Герасимова хранила в себе секреты, часть из которых не удалось разгадать по сей день. Например, рассматривая картину, многие замечали, что за спиной у К.Е. Ворошилова по неизвестной причине отсутствует чугунная балюстрада
Со стороны кажется, будто нарком обороны стоит на краю обрыва и должен двигаться крайне осторожно. Интересно, что на предварительных эскизах картины ограды тоже нет, то есть, художник «забыл» о ней сознательно
Споры о том, почему Герасимов использовал столь необычный прием, не затихают и сегодня. Некоторые уверены, что таким образом художник хотел предупредить Ворошилова об опасности – но зачем и почему, пояснить затрудняются.
Задаются пытливые зрители и другим вопросом: куда же так пристально смотрят советские вожди? Чтобы это выяснить, нужно знать, где именно находятся герои картины. Выходит, что Сталин и Ворошилов прогуливаются по древней Боровицкой улице, ведущей вдоль кремлевской стены от одноименных ворот до Спасских. Оттуда они взирают вдаль и вправо – на то место, где до 1931 года стоял Храм Христа Спасителя. А вот в годы, когда А.М. Герасимов создавал свою картину, там располагалась огромная строительная площадка Дворца Советов, который должен был стать первым советским небоскребом и символом процветания социалистического государства. Фундамент здания был закончен примерно через год после написания картины, но дальше дело, увы, не пошло.
После дождя (Мокрая терраса). Художник А.М. Герасимов. 1935 год
Образ только что прошедшего в Москве дождя тоже не случаен. Показывая, как обновляется и оживает природа, художник намекает на обновление всей страны благодаря существующему строю и деятельности двух героев, с уверенностью смотрящих в будущее. Сочетая идейный посыл соцреализма с техниками импрессионистской живописи, А.М. Герасимов невольно отдал дань другому своему произведению – лирической картине «После дождя. Мокрая терраса». В течение нескольких лет ее даже печатали в советских учебниках по русскому языку, предлагая школьникам написать сочинение об увиденном.
Значение[]
Произведение «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» было признано значительным и емко отображающим современную советскую действительность в жанре соцреализма. Картина определяется как одно из самых монументальных произведений в творчестве Герасимова. Она стала популярнейшим официозным произведением и сыграла значительную роль в направленности соцреалистического искусства.
В 1941 году картина была удостоена Сталинской премии I степени «за выдающиеся произведения в области искусства и литературы».
Копии с этой картины украшали кабинеты учреждений, где выседили высокие должностые лица; она тиражировалась в массовых изданиях; было издано множество почтовых открыток с репродукцией картины (они и до сих пор издаются). Произведение получило широкое распространение и — народное название: Два вождя после дождя. Кто автор этого ироничого выражения — к сожалению, неизвестно; обычно авторство таких метких и прижившихся в народе слов теряется.
Заслуги художника А. М. Герасимова были учтены. Он — первый президент созданной Академии Художеств СССР; Народный художник СССР (1943); лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Вот как рассказывает про этого скромного человека современная литература: «Александр Михайлович Герасимов, первый президент Академии художеств СССР, был личностью самобытнейшей и весьма оригинальной. Жил он в особняке у станции метро „Сокол“, из бывшей бани в глубине двора сделал флигель, в котором и написал своих знаменитых „Моющихся баб“. Потом эту баню A.M. Герасимов переделал под жилое помещение и сдавал его всем желающим — вместе с предбанником и старой облезшей курицей на насесте. Со всех живущих художник брал непременное обязательство, что они будут присматривать за этой курицей». Да и действительно: почему бы не жить простому советскому художнику в отдельном советском особняке — когда вся страна (ну кроме, конечно, простых советских государственных и партийных деятелей) проживала в тесных коммуналках, где, как пел В. Высоцкий, «на тридцать восемь комнаток всего одна уборная» (напомним: Владимир Высоцкий родился в том же 1938 г., так что является ровесником данного произведения А. Герасимого).
Для целого поколения художников именно Александр Герасимов стал персонификацией тоталитарного режима в искусстве.
После смерти Сталина и разоблачения его культа личности пришедший к власти Н.Хрущев сместил художника со всех официальных постов, а его живопись приказал убрать с экспозиций в запасники музеев.
Тем не менее картина «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», несмотря на свой конъюнктурный смысл, считается классикой русского искусства и входит в список шедевров живописи. И не только потому что это произведение олицетворяет эпоху и ценно как её свидетельство. Это талантливое произведение.
== Источники ==
- ↑ Коллекция: мировая художественная культура
- ↑ Герасимов Александр Михайлович. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле
- ↑ И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле
- ↑ Рассказы о шедеврах живописи // Герасимов А. «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» («Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002 г.)
- И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. Художник А. М. Герасимов, 1938
- ↑ И. В. Сталин и К.Е Ворошилов в Кремле
- Что им двигало?
- Герасимов А. М. «Сталин и Ворошилов в Кремле» 1938 г. (открытка 2000-е гг.)
Напишите здесь первый параграф вашей статьи.
После ХХ съезда картина попала в запасники
Картина «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» хранится в экспозиции Новой Третьяковки. Техника исполнения картины — масляная живопись по холсту. Справа внизу имеется подпись автора и дата — «1938 А. Герасимов».
Впервые полотно экспонировалось на выставке, посвященной XX годовщине РККА и ВМФ, а в 1939 году было представлено на Международной художественной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке, где получила гран-при.
В 1941 году картину удостоили Сталинской премии I степени. В этом же году её приобрела Третьяковская галерея. Одним из основных достоинств картины искусствовед Владимир Садовень в 40-е годы считал перерастание «портретной темы в историческую, решённую в монументальном плане».
Вместе с работой Герасимова Сталинскую премию тогда присудили ещё двум полотнам: «На старом Уральском заводе» («Урал демидовский») Бориса Иогансона и портрету академика И.П. Павлова кисти Михаила Нестерова.
После XX съезда картина была изъята из залов Третьяковской галереи и перемещена в запасники. Позже она была выставлена уже в экспозиции на Крымском валу в разделе «Искусство XX века».
Сюжет[править]
Существует два варианта этого произведения. Они мало различаются. Первый вариант — более темный.
Картина создана сразу после Великой Отечественной войны, однако в своем сюжете она возвращает к теме войны.
Главный и единственный персонаж показан за работой.
И не имеет значения, что именно он делает
Ясно одно: всё, что он делает, глубокомысленно и важно для государства. Сталин на этом портрете серьезен и вдумчив, понимая всю ответственность возложенных на него в его положении обязанностей
Образ главного персонажа решен в манере соцреализма, то есть внешний вид соответствует не реалиям оригинала, а подан в предназначенном для идеологии виде: например, испещренное рябыми оспинами лицо оригинала, уродующее его (в свое время у него даже была политическая кличка Рябой), выглядит на полотне чистым и привлекательным. Сам он в военном френче — это была будничная одежда Сталина, но на картине выглядит особо величественно и подчеркивает политическую значимость — ведь произведение создано вскоре после победы над фашистской Германией и отражает страшные военные годы. Именно Сталину приписывается главенствующая роль в победе. Хотя в этом случае было бы логичным ему же приписать и первые поражения… К тому же полководческий дар Сталина историками ставится под сомнение.
Сталин в своем кабинете. Сквозь окно (правый верхний угол) словно бы просачивается только-только начинающийся рассвет — судя по всему, художник показал раннее утро. Таким образом зрителю разъясняется, что Сталин работал всю ночь. Это особенно видно в первом варианте картины — затемненный кабинет указывает, что утро лишь начинается.
Картина-плакат «О каждом из нас заботится Сталин в Кремле». (автор Говорков В.)
Образ окна как символ бессонной работы Сталина Решетников придумал не сам — он использовал (плагиат!) агитационный плакат 1940 или (скорее — ошибочно) 1947 года В. Говоркова «О каждом из нас заботится Сталин в Кремле». Этот плакат был широко растиражирован по всей стране советов, так что Решетников не мог его не знать.
Вместе с окном, роняющим первый свет, входит в картину и тревога: повисшие в воздухе аэростаты не дают забыть, что враг где-то рядом; и хотя картина создана после войны — она будто бы указывает: это неважно, что Великая Отечественная война к моменту написания картины уже закончилась, для настоящего коммуниста враги найдутся всегда.
Во всей фигуре Сталина как бы воплощается образ «отца народов», несшего в тяжелые годы войны на своих плечах тяжелую ношу ответственности за страну и за судьбу каждого гражданина страны советов.
История создания[править]
Картина «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» была создана художником А. М. Герасимовым в 1938 году специально к 20-летию РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) и Военно-Морского флота, к проводившеся по этому поводу юбилейной выставке. Картина экспонировалась там в центральном зале на самом почетном месте.
Работа была заказная, чего, собственно, автор и не скрывал — да и как было скрыть. Заказ состоял в написании очередного портрета вождя всех народов и личного друга детей и физкультурников И. В. Сталина, но художник в своем творческом замысле пошел дальше: он приписал туда же и Ворошилова. И неспроста: Ворошилов был покровителем художника, их даже связывали дружеские отношения, и А. М. Герасимов написал не менее дюжины его портретов, вот и на этот раз захотел сделать своему давнему покровителю подарок, запечатлев на дружеской прогулке вместе со всесильным вождем — как бы приподняв тем самым и значимость своего государственного покровителя.
Впрочем, Герасимов был любимым художником и самого Сталина. Так что заказ на подобное монументальное полотно наверняка пришел с самого верха.
Сам художник вспоминал: «В плане заказа для этой выставки я мог писать И. В. Сталина в окружении его ближайших друзей и соратников, но я решил писать только И. В. Сталина и К. Е. Ворошилова, потому что для меня писать с фотографий, не видя людей, невозможно: фотография никогда полно не передает лица. Чтобы писать хорошо, нужно знать человека, чтобы он был у вас в зрительной памяти. Я имел высокую честь близко видеть И. В. Сталина несколько раз, разговаривать с ним; а К. Е. Ворошилова писал несколько раз с натуры».
Литература
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2009. — Т. 6: Живопись первой половины XX века, книга 1, А—И. — С. 156—157. — 492 с. — ISBN 978-5932211373.
- , Александр Герасимов. К 135-летию художника. — М.: ГИМ, 2016. — 144 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-93332-538-3.
- Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 496 с. — (Очерки визуальности). — 1000 экз.
- Несколько слов для нетерпеливых читателей // Дух подлинности. Соцреализм и окрестности. — М.: Искусство-XXI век, 2019. — С. 5—17. — 280 с. — 1200 экз. — ISBN 978-5-98051-187-6.
Тему придумал сам
Искусствоведы утверждают, что начиная с 30-го года Сталин уже не позировал художникам, хотя и разрешал некоторым из них., речь идёт о наиболее приближённых, делать наброски во время выступлений. Более того, некоторые исследователи считают, что художник, работая над «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», взял за основу фотографию Михаила Калашникова. Она была опубликована в газете «Правда» от 14 мая 1935 года. На ней запечатлены Сталин и Молотов, гуляющие по Кремлю. Однако Герасимов утверждал, что придумал тему сам:
«Я стал думать на эту тему (то есть о Сталине и Ворошилове), и пришла в голову мысль, что нужно написать их как олицетворение: один — Красной Армии; другой — всех народов. И в то же время в позах — выражение непоколебимости, уверенности. Эти позы должны представлять, что народы и Красная Армия — это одно и то же, один монолит… Мне нравилась серебристая гамма. И вдруг я подумал: чего же проще — написать их перед тем дворцом в Кремле, в котором происходят заседания правительства. Вот этот тротуар я хорошо помню. Они могли выйти, встать здесь, ждать автомобиля или смотреть на Москву. Со стороны идеологической было решено. Надо было сделать целый ряд эскизов, потому что серебристая гамма для меня была трудной, — я привык к мажорным краскам, а серый тон страшно трудный. Такое большое количество нюансов в нём, что я долго бился над этой картиной».
Сюжет и художественные особенности картины
Дворец Советов. 3D модель
С 1936 года Сталина чаще изображали одного, в противном случае его присутствие на картине обозначалось в виде живописного или скульптурного портрета на заднем плане. Доминирующим принципом организации пространства вокруг Сталина, по мнению искусствоведа Катерины Кларк, являлись концентрические круги. Пространственная структура полотна основана на системе концентрических кругов и на картине «Сталин и Ворошилов в Кремле» Александра Герасимова. Геометрический центр располагается на уровне обшлагов армейской шинели на сложенных руках Ворошилова, однако центральное место в структуре полотна принадлежит Сталину. Он изображен ближе к зрителю и поэтому выглядит более высоким (в реальности Сталин был гораздо ниже Ворошилова), рядом с ним, в первой концентрической зоне находится только Ворошилов. Всем было известно, что он входит в «ближний круг». Полотно символически размыкает «ближний круг» в сторону зрителя, потенциально включая и его в число самых близких соратников Сталина. В следующие концентрические зоны попадают на картине: а) кремлёвская башня и Кремлёвская стена (по мнению искусствоведа Катерины Кларк, художник идентифицирует Сталина и Ворошилова с этими оборонительными сооружениями, изображая их в непосредственной близости друг от друга), б) Москва-река, в) толпы людей на набережной за рекой, г) дальняя панорама Москвы.
На картине присутствуют одновременно «новая Москва», реконструированная по распоряжению Сталина («Дом правительства», Большой Каменный мост через Москву-реку у правого края картины, дымовые трубы позади них), и «старая Москва» (три купола православной церкви), которая отступила на задний план, что символизирует победу над царской Россией. Художник признавался, что Дом правительства специально был помещен на картину — Плампер предполагает, что как знак идеологической близости селившейся там партийной и творческой элиты к Сталину. По мнению Яна Плампера, на картине Герасимова Сталин выполняет роль сакрального центра всего советского космоса. Сакральность Сталина подчёркивается размером его фигуры, неподвижностью, отсутствием наград и званий. Ворошилов наделён регалиями высшего командного состава (например, маршальские звезды на петлицах), Сталин же в них не нуждается как сакральный центр общества, он одет чрезвычайно просто — в серую шинель, фуражку и армейские сапоги.
По мнению Плампера, Сталин служит на картине воплощением Советского государства, а Ворошилов — Красной Армии. Таким образом, государство находится под защитой армии. Ещё одним символом защиты является ограда. За фигурой Ворошилова секция ограды отсутствует, давая возможность разглядеть Москву-реку и скопление людей на набережной. Сломанная ограда позволяет провести зрительную ось от Ворошилова к людям на набережной Москвы-реки, вводя мотив связи между двумя вождями и обществом. Дымовые трубы символизируют готовность советской индустрии к отражению агрессии внешнего врага.
В 1939 году художественный критик предположил, что взгляд Сталина направлен на конкретный объект: «Сталин и Ворошилов стоят на Кремлёвском холме, устремив взоры туда, где воздвигается грандиозный монумент в честь В. И. Ленина — Дворец Советов». В 1931 году на конкурсе проектов Дворца Советов победил проект Бориса Иофана, по нему здание 415-метровой высоты должна была венчать 80-метровая статуя Ленина. Дворец Советов, расположенный на месте крупнейшего в России собора Христа Спасителя, должен был стать самым высоким зданием в мире. Снос храма завершился в декабре 1931 года, в фундамент нового здания был залит бетон, а ближайшая станция метро получила название «Дворец Советов», но сам Дворец Советов так и не был построен. Плампер приводит два варианта трактовки такого взгляда: а) Ленин проторил путь к коммунизму (ещё не установленная статуя, на которую смотрят Сталин и Ворошилов), а Сталин завершает его дело и является его живым воплощением (фигура Сталина, пристально смотрящего на стройку), б) Сталин смотрит на Ленина как на воплощённое в человеке начало утопической новой эры. Ленин в этой версии олицетворяет поворотный момент истории.
Кандидат философских наук Вера Чайковская в своей монографии о соцреализме писала, что некогда полотно вызывало бурю восторгов. В настоящее время оно заслуживает лишь удаления из Третьяковской галереи и экспонирования в Государственном историческом музее как своеобразный «раритет» своего времени. Она цитировала доктора искусствоведения Глеба Поспелова, который писал о картине как «о всем надоевшей и беспомощной в художественном отношении».
О конкурсе
На выбор художникам предлагали несколько тем. В их числе: «Портрет/бюст Сталина», «Сталин на трибуне Чрезвычайного съезда Советов», «Сталин на трибуне мавзолея», «Сталин с поднятой рукой на вечере открытия метро или на Съезде Советов», «Вперёд к новым Победам», «На канале Москва-Волга», «Сталин среди детей, лётчиков, героев Советского Союза» и «В парке культуры и отдыха им. Горького».
Кроме того, был установлен список деятелей, с которыми можно было рисовать вождя народов. В этом списке значились председатель Совета народных комиссаров СССР, министр иностранных дел Вячеслав Молотов, секретарь ЦК ВКП Лазарь Каганович, один из первых маршалов Советского Союза Клим Ворошилов, «всероссийский староста» Михаил Калинин, нарком НКВД Николай Ежов.
При этом художники были «вправе предложить издательству собственную тему, не идущую вразрез с установкой конкурса». Следует отметить, что конкурс был закрытым. К участию в нём пригласили всего пятьдесят человек.
Работать разрешили в «любой технике», размер полотна не мог быть меньше, чем «50 на 60 см» и обязан был удовлетворять требованиям репродуцирования в массовой печати. Художникам выдали по 1,5 тыс. руб. на расходы, срок сдачи работ назначили через полгода, в аккурат к выставке в честь очередной годовщины Октябрьской революции.
О художнике
Александр Михайлович Герасимов, которого современники считали любимым художником Сталина, родился в городе Козлове Тамбовской области (ныне — Мичуринск) 31 июля (12 августа) 1881 года в купеческой семье.
Его учителями в Московском училище живописи, ваяния и зодчества стали Константин Коровин, Валентин Серов и Абрам Архипов. Великие мастера трудились не зря, зерна ученичества попали в благодатную почву. К слову, уже в 1913 году по проекту Герасимова в его родном Козлове было построено здание драматического театра.
В 1915-м художника мобилизовали в армию и до 1917 года он находился на фронтах Первой мировой войны, служил в санитарном поезде на Южном (Галицийском) фронте. После демобилизации в 1918—1925 годах жил и работал в Козлове.
В 1925 году переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революции и преподавал в Училище памяти 1905 года. Летом 1934-го получил творческую командировку на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию. В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета Союза художников СССР.
Почему Ворошилов?
В сущности, вторым персонажем полотна А.М. Герасимов мог выбрать любого государственного деятеля сталинской эпохи: от Буденного до Молотова. И все же «на прогулку» И.В. Сталин вышел именно с наркомом обороны.
Портрет Климента Ефремовича Ворошилова. Художник А.М. Герасимов
Причиной подобного выбора стали дружеские отношения Герасимова и Ворошилова. За годы творчества художник написал не менее десяти разных портретов своего товарища, был знаком с его семьей и часто наведывался в гости. С И.В. Сталиным живописца тоже познакомил именно Климент Ворошилов. 6 июля 1933 года А.М. Герасимов вместе с художниками Исааком Бродским и Евгением Кацманом целый день провели на даче Генерального секретаря, где беседовали с хозяином и играли в городки. Считается, что за это время Герасимов успел сделать несколько портретных набросков, хотя специально Сталин не позировал живописцам.