Примечания и ссылки
- Кэт Колл, изд. Энн Пуле, Гудон, скульптор эпохи Просвещения: 1741-1828 , кот выставка, Национальный музей Версаля, 1 — го марта по 31 мая 2004, Париж: КФМ, 2004 Версаль: Шато де Версаль, 2004.
- Elisa Майярд, Гудон, Editions Ридер, Париж, 1931, стр. 8-9
- Гудон заявляет в мемуарах, предназначенных для Комитета общественной безопасности в 1794 году в Жорже Джакометти, Le Statuaire Jean-Antoine Houdon et son epoque (1741-1828). Том 1, Париж, 1918 г., стр. 160
- сегодня в Версале
- в «Жорж Джакометти», «Статуэтка Жан-Антуана Удона и его время» (1741-1828). Том 1, Париж, 1918 г., стр. 99
- Родился в Париже в 1765 году в семье чиновника короля.
- в Элизабет Эгер, Bluestockings Displayed, Cambridge University Press, Кембридж, 2013, стр. 87-89
- Жанна-Маргарита Батайль де Монтваль
- (in) Хелен К. Фрик , « Миссис Жан-Антуан Гудон » , The Art Bulletin , Vol. 29, п о 3,Сентябрь 1947 г., стр. 207-212 ( DOI , JSTOR )
- То же предыдущее примечание с. 417
- после протокола показаний мадам Гудон на суде над Давидом в 1815 году
- Мрамор заказан для придела церкви Дома Инвалидов
- в Б. Баррере, Воспоминания Б. Баррера, том II, издания Жюля Лабитта, 1842 г., стр. 143
- в «Жорж Джакометти», «Статуэтка Жан-Антуана Удона и его время» (1741-1828). Том 1, Париж, 1918 г., стр. 127-130
- Гудон не получает заказ, который достается скульптору Моитте, поскольку скульптура «Жан-Жак Руссо, размышляющий о первых шагах детства» никогда не выполнялась.
- в «Жорж Джакометти», «Статуэтка Жан-Антуана Удона и его время» (1741-1828). Том 1, Париж, 1918 г., стр. 162–164
- Протоколы Королевской академии живописи и скульптуры: опубликовано для Общества истории французского искусства (1648–1793), J. BAur, Париж, 1892, с. 221 .
- мнению некоторых авторов, эта лошадь является подготовительным этюдом для конного памятника Жоржу Вашингтону в Поля Лакруа, Revue Universelle des Arts, Volume 1, Paris, 1855, p. 320-321
- в «Жорж Джакометти», «Статуэтка Жан-Антуана Удона и его время» (1741-1828). Том 1, Париж, 1918 г., стр. 279
- сейчас отсутствует
- ↑ и Альсид Георгель , Герб Французской Империи : Институт , Университет , Государственные школы ,1870 г..
- Его преемник будет Чарльз Дюпати Frédéric Chappey, «Профессора в Школе изящных искусств (1794-1873)», в Romantisme , п о 93, 1996, стр. 95-101 .
- в «Жорж Джакометти», «Статуэтка Жан-Антуана Удона и его время» (1741-1828). Том 1, Париж, 1918 г., стр. 357-358
- в «Фридрих Мельхиор Фрайхер фон Гримм», «Переписка, литература, философия и критика по Гримму», «Дидро, Рейналь, Мейстер и др.»: Обзор исходных текстов, включая в дополнение к тому, что было опубликовано в разное время, фрагменты, удаленные в 1813 году цензурой неопубликованные части, хранящиеся в Герцогской библиотеке Готы и в Арсенале в Париже, том 12, Garnier frères, Париж, 1968, стр. 104
- Огюст Роден, L’Art, интервью, составленные Полом Гселлом, Grasset, 1911, стр. 157–158
- В Луи Рео, Houdon критическая биография, Эд Ренуар, Париж, 1930.
- в «Жорж Джакометти», «Статуэтка Жан-Антуана Удона и его время» (1741-1828). Том 1, Париж, 1918 г., стр. 326-327
- На ту же тему Пьер Траво создал Фрилёз (1867 г.), вдохновленный скульптурой Гудона, также хранящейся в музее Фабра.
- (in) Hjorvardur Harvard Arnason, Скульптуры Гудона , Лондон, Phaidon, 1975, стр. 41 год
- Реферировано на сайте музея, мраморный бюст представлен как принадлежащий частной коллекции в Лондоне в обзоре Grande Galerie — Le Journal Du Louvre , п о 41, сентябрь-октябрь-ноябрь 2017, стр. 24 .
- HH Arnason, op. соч. , стр. 67 .
- HH Arnason, op. соч. , стр. 114 .
- Постоянная коллекция города
- .
- .
- Поступление музеем 16 мая 2017 г.
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- HH Arnason, op. соч. , стр. 41 .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- Мраморный бюст находится в Нью-Йорке в Метрополитен-музее.
- .
- .
- .
- .
- HH Arnason, op. соч. , стр. 15 .
- HH Arnason, op. соч. , стр. 40 .
- HH Arnason, op. соч. , стр. 24 .
Самые известные скульптуры Жана-Антуана Гудона
Работы великого французского скульптора отличаются динамичными позами и глубокой эмоциональностью. Каждому своему герою мастер стремился придать живое выражение лица, которое передавало характер человека. Самые известные скульптуры Жана-Антуана Гудона:
Жан-Антуан Гудон считается непревзойдённым автором портретных скульптур. Одновременно тяготея к натурализму и классицизму, он оставался верным последователем изящного стиля, предназначенного для богатых салонов и королевских дворцов. Многие крупные музеи Европы и Америки хранят наследие знаменитого мастера.
Гудон Жан Антуан (Houdon Jean-Antoine) (1741–1828), знаменитый французский скульптор, выдающийся мастер психологического портрета, Гудон, Удон (Houdon) Жан Антуан учился у Жана Батиста Пигаля, в период с 1764 года по 1768 – пенсионер Французской академии в Риме, где изучал античную скульптуру, произведения Пьера Пюже и Лоренцо Бернини, занимался анатомией (анатомическая фигура “Экорше”, гипс, 1767, Школа изящных искусств, Париж). В 1805–1823 годах преподавал в парижской Школе изящных искусств.
Озябшая девушка, бронза, 1787,Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Замерзшая девушка, мрамор, 1783,Музей Фабре, Монпелье
Один из крупнейших мастеров европейского скульптурного портрета XVIII века, Гудон создал галерею ярких образов деятелей Просвещения и Великой французской революции, подчеркнув в них деятельное начало, незаурядность характеров: бюсты Жана Жака Руссо (гипс, 1778, Художественный музей, Шверин) и Оноре Габриеля Мирабо (терракота, 1791, Лувр, Париж), бюст (1778) и статуя (1781) Вольтера (мрамор, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; терракота, Музей Фабре, Монпелье), бюст Наполеона I (терракота, 1806, Музей изящных искусств, Дижон).
Также создал памятник Джорджу Вашингтону (мрамор, 1788, установлен в 1796 в Ричмонде). Скульптурам Гудона присущи острота и многогранность психологической характеристики, прямая обращенность портретируемого к зрителю. Естественной простотой и лиричностью отличаются женские и детские портреты Гудона (“Портрет жены”, гипс, 1787, Лувр, Париж).
Дени Дидро, терракота, 1771,Музей Лувр, Париж
Вольтер, терракота, 1781,Музей Фабре, Монпелье
Терракотовый бюст французского философа Дени Дидро, исполненный Гудоном в натуральную величину, еще хранит следы рук скульптора, лепившего из сырой глины. Глаза Дидро устремлены мимо зрителя, подчеркивая границу между миром писателя и нашим. Подобно древнеримским бюстам, скульптура, для которой терракотовый бюст служил эскизом, имеет безупречно гладкую поверхность, однако менее тщательное моделло позволяет понять изнутри самый процесс воплощения художественной идеи в объемной форме.
Гудон, самый знаменитый французский скульптор XVIII века, чуть не попал в тюрьму во время революции. Среди его работ преобладают портреты, в том числе некоторых великих людей его времени. Слава Гудона была такова, что американцы заказали скульптору статую своего полководца, Джорджа Вашингтона, в честь его победы в Войне за независимость в Северной Америке; скульптура стоит в Капитолии в Ричмонде, штат Виргиния.
-
Сообщение в органы опеки и попечительства о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей
-
Сообщение о чае какао или кофе
-
Сообщение про город старая русса
-
Сообщение на тему размещение населения
- Сообщение на тему велосипедист участник дорожного движения
Жан-Антуан Гудон. Вольтер в кресле
Жан-Антуан Гудон.Вольтер в кресле. Франция 1781 г.Приобретено Екатериной II у автора в 1784.Мрамор. Выс. 138 см Источник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С.-Петербурге. 1887 г.
Шедевр Гудона — мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) — один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.
Философ изображен сидящим в кресле, чуть подавшись вперед. Пирамидальное построение композиции придает ей монументальную уравновешенность. Подобие античной тоги с широкими складками драпирует его немощное тело и вносит оттенок гражданственной героизации в трактовку образа. Издали Вольтер кажется погруженным в глубокое раздумье.
В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости. При приближении к нему образ философа-мудреца резко меняется — Вольтер полон напряженной экспрессии. За складками одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Лицо полно внутреннего огня и полемического задора, озарено иронической улыбкой. Поражает сила острого взгляда, его проницательность. Образ Вольтера, гиганта человеческой мысли, вырастает до обобщения эпохи.
Сидящий в кресле Вольтер — лучший, наиболее яркий и законченный образ из всех созданных Гудоном портретов философа. Вольтер позировал скульптору незадолго до своей кончины, будучи глубоким старцем, но мастер сумел передать внутреннюю энергию и острый динамичный характер «властителя дум» XVIII в.
Статуя совершенна не только по глубине раскрытия образа, но и по высочайшему мастерству исполнения. Разнообразно обрабатывая мрамор, Гудон умеет передать и гладкую блестящую поверхность ткани, и сухость старческих пальцев, и глубокие морщины на лице, и пронзительный взгляд острых глаз. «Какая чудесная вещь! Это воплощенная насмешка!», — так оценил «Вольтера» великий французский скульптор Огюст Роден
Статуя «Вольтер, сидящий в кресле» — один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.
Великий французский мыслитель эпохи Просвещения позировал Гудону незадолго до своей смерти. Скульптор изобразил Вольтера в одеждах, похожих на античные, придав ему сходство с древним философом, словно напоминая таким образом о преемственности философских идей. Широкие складки, скрывая старческую немощь тела, придают фигуре величественность.
Гудон с непревзойденным мастерством изображает высохшие нервные руки Вольтера, покоящиеся на подлокотниках кресла, складки на худой шее и морщинистое лицо — приметы никого не щадящей старости, которая, тем не менее, оказалась бессильной перед могуществом духа. Взгляд Вольтера, проницательный и ироничный, выражает присущую ему остроту ума, которую Вольтер сохранил до конца дней.
Гудон умел передать характер своей модели посредством тщательно выбранной позы, экспрессивного выражения лица и прямолинейного взгляда. Для большей непосредственности впечатления отказывался от тщательной отделки статуй, сохраняя следы своего резца. Среди характерных деталей его скульптурных портретов — красивые и эффектные складки одежды.
Клейма на изделиях Гудона
С ростом бронзолитейного производства, его механизацией, а также с появлением станков, которые позволяли делать многочисленные копии с оригинальных художественных произведений, проблема определения авторства встала очень остро. Особенно это касается камерной бронзы, где наблюдается как приписывание сходных работ тому или иному известному автору, так и подделка особо популярных моделей.
Гудон, как и его современники, подписывал свои работы довольно редко. Даже те, которые отливал самостоятельно. Зачастую на его работах можно встретить только клейма тех литейных домов, которые делали копии по его оригиналам. В частности, на его изделиях встречается фамилия Ф. Барбедьена и круглое клеймо с портретом А. Колла, так как именно в литейном доме Барбедьена на станке Колла делали отливку в бронзе многих моделей Гудона.
Чаще всего при указании авторства Гудон прописывал в клейме свою фамилию на французском языке: Houdon.
Вероятно, Гудон подписывал только те работы, которые были ему дороги или создавались для важных заказчиков. Так, сотворив мраморную голову своей дочери Сабины, Гудон написал на скульптуре свою фамилию. Именно эта коротенькая надпись определяла ту огромную сумму, за которую оригинальная работа французского мастера могла быть продана на аукционе. Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. Удивительной скульптуре пришлось многое выдержать, прежде чем советский химик Марк Семенович Немцов передал ее в Эрмитаж.
М.С. Немцов передает Эрмитажу скульптуру Гудона.
Другим примером подписанных работ мастера является бюст российской императрицы Екатерины II, который изготавливался с особой тщательностью. Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П.С. Строганов. На обеих работах имеется подпись, которую затем пытались подделывать создатели фальшивых изделий. Интересно, что на одном из бюстов обозначен 1773 год — то время, когда была сделана реплика, а не сама модель. Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее. Хотя литейщики обычно указывали на изделии дату создания модели, а не дату отливки, Гудон поступал наоборот.
Также фамилия Гудона стоит на ряде известных статуй, таких как «Озябшая».
Клеймом помечены и лучшие бюсты Дидро. Автор создавал несколько вариантов, но только самые лучшие из них, включая терракотовое изделие для Лувра, помечены специальным клеймом с надписью на французском языке: Academ. Royale de peinture et sculpt. Houdon Sc. Это надпись в переводе на русский звучит так: «Академия. Королевская живопись и скульптура. Ск. Гудон». Буквы Sc, вероятно, являются сокращением французского слова sculpteur (скульптор).
Работы в публичных коллекциях
Луи Леопольд Буальи , Ателье де Удон (около 1804 г.), Париж , Музей декоративного искусства .
- Германия
- Берлин , музей Боде : портрет барона де Фитингофа , 1791 г., мраморный бюст. Гипс выставлялся в Парижском салоне в 1777 году.
-
Гота , герцогский музей (из) :
- Л’Экорше , 1767 г., гипсовая статуя;
- Морфеус , около 1769 г., гипсовая статуя;
- Дени Дидро , 1771 г., гипсовый бюст;
- Вольтер , 1778 г., бюст из тонированной бронзы, гипс;
- Жан-Жак Руссо , 1778 г., бюст из гипсовой тонированной бронзы.
-
Альтенбург , музей Линденау (де) :
- Астроном Жером Лаланд , 1802 г., терракотовый бюст;
- Астроном и политик Жан-Сильвен Байи , 1788 г., терракотовый бюст.
- Соединенные Штаты
- Ричмонд , Капитолий штата Вирджиния : Джордж Вашингтон , 1785-1792 гг., Мраморная статуя.
- Лос-Анджелес , Музей искусств округа Лос-Анджелес : Калиостро 1786, гипсовый бюст.
-
Вашингтон , Национальная художественная галерея :
- Бюст Вольтера с париком , 1778 г., мрамор;
- Калиостро 1786 г., мраморный бюст.
- Вустер , Художественный музей Вустера : портрет Клодин Гудон , около 1793 года, мрамор.
- Нью-Йорк , Метрополитен-музей : портрет десятимесячной Сабины Гудон , около 1788 года, мрамор.
- Сиэтл , Художественный музей Сиэтла : портрет четырехлетней Сабины Гудон , 1791 год, мрамор.
- Франция
- Экс-ан-Прованс , библиотека Меджана : бюст маркиза де Меджана , 1786-1787 гг., Мрамор.
- Дижон , Музей изящных искусств : портрет Бюффона , около 1781 года, бюст, оригинальный гипс.
- Серый , Музей барона-Мартена : Вольтер, сидящий в кресле , патинированная гипсовая статуэтка в терракотовом стиле, уменьшение по образцу 1781 года, 33 × 18 × 26 см , хранится на Мануфактуре в Севре.
- Гренобль , Музей Гренобля : бюст маркиза де Франкьера , 1799 г., мрамор.
- Лион , Музей изящных искусств : Бюст девушки , 1791 год, гипс.
-
Монпелье ,
-
Музей Фабра
- Зима или Фрилёз , 1781, терракотовый эскиз
- Зима или Ла Фрилёз , 1783 г., мраморная статуя;
- Лето 1783 г., мраморная статуя.
- Сняли кожу, подняли руку, гипс.
- Сидящий Вольтер , около 1780-1790 гг., Терракота, гипс
- Бюст маркиза де Миромениля , около 1781 г., мрамор
- Бюст неизвестного магистрата , 1788 г., мрамор
- Бюст Мольера , около 1779 г., гипс
- Бюст Бенджамина Франклина , около 1779 г., гипс
-
Музей Фабра
-
Париж :
- Комеди-Франсез : сидящий Вольтер , 1781 г., бронзовая статуя.
- Национальная высшая школа изящных искусств , Морфология галерея: Разрез, руки вытянуты прямо , напрессовки на XIX — й штукатурку века.
- Дворец Бурбонов : Фемида .
-
Лувр :
- Портрет Александра Бронгниара , 1777 г., терракотовый бюст;
- Портрет пятнадцатимесячной Анн-Анж Гудон , 1791 год, гипсовый бюст;
- Портрет пятнадцатимесячной Анн-Анж Гудон , 1790–1791, мраморный бюст;
- Аполлон, отраженный ветром , 1782 г., мраморный медальон;
- Портрет Бенджамина Франклина , 1778 г., терракотовый бюст;
- Портрет Бюффона , мраморный бюст;
- Портрет герцога Шуазеля , 1780 г., мраморный бюст;
- Портрет Цицерона , гипсовый бюст;
- Портрет графини Жокур , 1777 г., мраморный бюст;
- Портрет Кондорсе , около 1785 г., терракотовый бюст;
- Портрет Дидро , 1775 г., мраморный бюст;
- Охотница Диана , 1790 г., бронзовая статуя;
- Портрет Дидро , 1771 г., терракотовый бюст;
- Портрет Джорджа Вашингтона , 1786 г., терракотовый бюст;
- Портрет Жан-Шарля-Пьера Ленуара , 1784 г., мраморный бюст;
- Зима или Фрилёз , 1793 г., терракотовая статуэтка;
- Портрет Луизы Бронгниарт , 1777 г., мраморная статуя;
- Портрет Луизы Бронгниар , 1777 г., бюст, терракота;
- Портрет мадам Аделаиды , 1777 г., мраморный бюст;
- Портрет М меня Гудон , гипсовый бюст;
- Макет погребального памятника князю Александру Михайловичу Голицыну , 1777 г., терракотовая группа;
- Памятник сердцу графа д’Эннери , 1781 год, мраморная группа;
- Морфея , 1777 г., мраморная статуэтка;
- Сон , терракотовая статуэтка;
- Портрет десятимесячной Сабины Гудон , 1788 г., гипсовый бюст;
- Портрет четырехлетней Сабины Гудон , около 1791 г., гипсовый бюст;
- Портрет Софи Арно , 1775 г., мраморный бюст:
- Вестал , 1787 г., мраморная статуя;
- Портрет Вольтера , 1778 г., мраморный бюст;
-
Версаль , музей Ламбине :
- Вольтер сидит ;
- Бюст Руссо ;
- Бюст Клодин Гудон ;
- Бюст Сабины Гудон ;
- Бюст Ла Файетта ;
- Бюст Вашингтона ;
- Бюст Жана Шарля Пьера Ленуара ;
- Охотница Диана , терракота.
- Италия
-
Рим :
- Базилика Сент-Мари-де-Анж-и-Мучеников : Сен-Бруно , 1767 г., мраморная статуя.
- Вилла Медичи : содранная, правая рука вытянута .
- В португалии
Лиссабон , музей Галуста-Гюльбенкяна : Охотница Диана , 1780 год, мраморная статуя.
- Соединенное Королевство
Лондон , собрание Уоллес : Портрет М меня де Serilly из Etigny , 1782 мраморный бюст.
- Россия
Санкт — Петербург , Эрмитаж : Вольтер сидит , 1781, мраморную статую.
- Швейцарский
Невшатель , Художественно-исторический музей : портрет Изабель де Шаррьер , 1771 год, гипсовый бюст.