Девочка на фоне персидского ковра. 1887
Вернувшись в Киев после поездки в Италию, Врубель снова с головой погрузился в творчество, и один из киевских предпринимателей заказал ему написать портрет дочери.
Врубель, как всегда, основательно подошёл к делу, и выполнил портрет в манере, который специалисты назвали «портрет-фантазия». И здесь противоречивость натуры художника — в руках девочки красивые розы, а рядом острый кинжал. По мнению редакции topcafe, это одна из самых красивых картин великого мастера.
Летом 2018 года Укрпочта выпустила марку номиналом 5 гривен, на которой изображена эта картина живописца и подпись: «Врубель Михайло Олександрович».
Испания, 1894
Врубель творил увлеченно и много, он находился в постоянном поиске, не боялся рисковать, всегда был готов учиться, часто практически полностью переписывал почти оконченные картины, если находил какой-то изъян, либо просто пересмотрев настроение персонажа. Эта необузданность присуща и его героям. Одним из совершенных творений Врубеля считается полотно «Испания».
Автор практически не переделывал его, что уже само по себе удивительно. Врубель никогда не был в Испании, но в результате смешения воображения, красок и мастерства миру было представлено яркое изображение испанского темперамента.
Вдохновленный героями «Кармен», Врубель старательно постигал душу испанцев, находя необъяснимую прелесть в характере этой нации. Три персонажа «Испании» словно застыли на мгновение и вскоре они продолжат свою жизнь.
Спокойно стоящая, однако неприкрыто взволнованная женщина смотрит в глаза зрителям проникновенным горящим взглядом. О чем она думает, не знает никто, кроме, возможно, двух мужчин, находящихся за ее спиной. Но один погрузился в себя, устремив глаза в пространство перед собой, а второй подозрительно скосился в сторону зрителей. Его тело напряжено и прислонено к стене. Ни разу не посетив Пиренейский полуостров, Врубель смог передать кипящий характер испанцев.
Сирень, 1900
Фиолетовые оттенки создают сказочное настроение картины. Техника работы мастихином создает эффект вырастания цветков сирени словно из темноты, создавая ощущение нереальности. В пене сиреневых, фиолетовых и лиловых цветов появляется фигура девушки. Создается впечатление, что этот персонаж возник внезапно, словно вырос в темноте из ниоткуда.
Девушка похожа на лесную фею, нимфу, и это параллель с другой картиной — «Пан», ведь, согласно мифологии, Пан влюблен в нимфу.
Живописец говорил, что Сирень — это отсылка к имени Сиринга, принадлежащему той самой нимфе. Очертания героини размыты, они словно сливаются с пышной сиренью, создавая эффект целого.
Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.
Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина, изнутри покрытая сверкающим перламутром. Раковина напомнила художнику о море, нарисовала в его воображении морские пейзажи, запахи и звуки. Врубель загорелся желанием перенести красоту и сияние перламутра на полотно, но это оказалось не так просто. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. А при перемене освещения играет совсем по-другому.
Живописец приходит к выводу, что планы раковины можно передать различными переходами оттенков белого и черного. Врубель делает множество набросков раковины углем и карандашом, прежде чем взяться за кисть. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Раковина выглядит такой натуральной, что кажется, будто при повороте головы она будет изменять свой цвет. Спираль жемчужины устремляет взгляды к центру
Врубель изображает раковину намного больше натуральных размеров, и она напоминает ему морской терем с загадочными обитателями. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Фигуры не слишком удались Врубелю, их позы чересчур горделивы и величественны. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами.
Картину Врубель пишет уже на исходе жизни, это одно из последних его творений, поэтому он работает над ней долго, прорисовывая детали вновь и вновь. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников.
Немного истории
Врубель Михаил Александрович (1856–1910)
Врубель М.А. — уникальный, универсальный русский художник. Он рисовал акварели, писал картины и панно, расписывал стены храма, создавал театральные декорации, занимался прикладным искусством, скульптурой, архитектурой. Михаил Александрович Врубель (родился в 1856 году в Омске — умер в 1910 году, в Санкт-Петербург)
Способности к рисованию проявились еще в детстве. Учился Врубель легко, был в классе первым, окончил гимназию с золотой медалью.
Кстате, Михаил Врубель поступил в гимназию в Санкт-Петербурге, а завершил гимназическое образование в Одессе, в Ришельевской гимназии. Не могу не упомянуть об этом. Врубель еще ни один раз посетит Одессу.
Здание Ришельевской гимназии 1910 г. Одесса
Здание бывшей Ришельевской гимназии. Одесса. Наши дни.
После окончания гимназии Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, видимо этого требовала семейная традиция, а вот поступление в Академию художеств — это было осознанное решение 24-летнего Врубеля. С 1880 года он становиться вольнослушателем. В Академии он учится четыре года и учиться у Чистякова Павла Петровича, учениками которого были Васнецов В.М., Поленов В.Д., Репин В.И., Серов В.А. Официально Академию Врубель не закончил. В 1883 году его пригласили в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви ХII века. Работа длилась пять лет. В 1890 году Врубель переезжает в Москву. В 1891 году вместе с другими художниками иллюстрирует юбилейный двухтомник сочинений М.Ю.Лермонтова. Иллюстрации Врубелем были выполненны черной акварелью ( блестящая графика ). В 1890 художник впервые приезжает в Абрамцево, в имение мецената Саввы Мамонтова, и увлеченно занимается майоликой и керамикой.
В 1896 году участвует во Всероссийской нижегородской выставке. На выставке, приуроченной к коронации Николая II, Врубель написал два панно ( вернее, пытался написать) «Микула Селяниновича» и «Принцессу Грёзу». Работы были вынесены из павильона выставки, вывезены и дорабатывались уже в Москве и в Абрамцево. Высокое жюри выставки сочли обе работы Врубеля чудовищными и забраковали их, а сам Врубель приобрел шумную известность . В 1896 году он переезжает в Санкт-Петербург к С. Мамонтову, где и знакомиться со своей будущей женой — певицей Надеждой Ивановной Забелой. И хотя ему было 40 лет, а ей -28 уже через полгода после их знакомства состоялось венчание в Швейцарии, там они провели и медовый месяц. (В 1901 году у них родился сын Савва, но через два года супруги потеряли единственного ребенка).
Царевна-Лебедь Врубель М.А. 1900 г.
Надежда Ивановна Забела
Первые симптомы болезни обнаружили себя еще в 1898 году, это были просто сильные головные боли, потом появиться бессонница, возбуждение. В 1902 появились первые признаки душевного расстройства. Болел Врубель долго и мучительно. Знаменитый психиатр В.М.Бехтерев, к которому отвели Врубеля, поставит страшный диагноз — болезнь не излечима (третичный сифилис, видимо не до конца вылеченный в молодые годы ). В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Надежда Ивановна умерла в 1913 году ( ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи. Врубель М.А. был талантливым и неординарным человеком, прожил интересную, увлекательную и бурную жизнь. Работы художника исключительно оригинальны и самобытны ( необыкновенно красочны акварели Врубеля ). Работы Врубеля находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
«Демон поверженный» 1902
Это одно из самых трагических произведений художника. В ней раскрыта его биография. Демон, низвергнутый с высот и распростертый на горных кряжах, еще жив. Его руки сломаны, заостренные пальцы впиваются в тело, в гневных глазах горит огонь протеста.
Горы, покрытые вечным льдом, освещены последними остывающими лучами заката.
Темная красочная гамма передает душевное истощение героя. В этом образе воплощена трагедия сломленной личности. Разочарованный художник, не растративший до конца свой огромный творческий потенциал, от предчувствия близкой трагической гибели впадает в агонию. Ему трудно осознать свою страшную судьбу, так как он не исполнил до конца своих грандиозных замыслов.
Рекомендации родителям:
Расскажите ребенку о последних годах жизни художника. У художника умер сын. Эта трагедия стала причиной душевной болезни Врубеля. Гений потерял покой в борьбе с безумием и непрерывно работал.
Мнения исследователей о значении творчества Врубеля в русском и мировом искусстве расходятся. По словам Н. А. Дмитриевой, место художника в истории искусства «исключительно и обособленно».
Врубель создал более 200 различных произведений: картины, портреты, иллюстрации, декоративные панно, эскизы театральных занавесей… Он делал витражи, писал фрески, создавал книжные знаки, театральную декорацию, занимался прикладным искусством, архитектурой…
Благодаря разносторонности Врубеля в русском искусстве впервые утвердилось новое понятие — художник-универсал.
Познакомиться подробнее с биографией и творчеством Михаила Александровича Врубеля, самого фантастического художника конца ХIХ — начала ХХ века, можно прочитав увлекательную книгу Веры Михайловны Домитеевой «Врубель» из серии «Жизнь замечательных людей».
Уважаемые родители! Учите детей понимать, сопоставлять, оценивать, анализировать, высказывать свою точку зрения и эмоционально воспринимать настоящее искусство.
Творчество Врубеля
Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.
Врубель писал картины на темы pycских сказок и опер Н.А. Римского-Корсакова («Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Пан».
Pan
Искусствовед Н.М. Тарабукин писал об умении Врубеля «сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность», а цвет порождал форму.
И. Грабарь полагал, что Врубель «в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей».
А. Блок сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое.
Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.
Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
Врубель вообще любил такие лица – задумчивые, с печатью обреченности, или же экстатические, одурманенные трансом. При этом, создавая свои шедевры – полотна, декоративные панно, скульптуры, фрески, Врубель редко бывал доволен ими. Зато духовным содержанием своих картин художник был не удовлетворен.
В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет.
Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
Кстати, психиатры Усольцев и Введенский собрали коллекции картин Врубеля, которые были показаны публике в 1955 году.
Врубель жадно исследовал мир: путешествовал – с тем, чтобы потом сказать: «Сколько у нас красоты на Руси!», пробовал себя в разных видах искусства, реставрировал росписи купола Святой Софии в Киеве, был архитектором. Он спроектировал фасад дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве в 1891 году.
Жизнь – это путешествие вовне и вглубь себя самого, мог бы сказать Врубель. Его тревожное и самоуглубленное творчество напоминает о глубинах духа и его безднах.
История жизни гения живописи и художественного мастерства Михаила Врубеля полна трагедии. Талант, ярко проявляющийся во всем, чего касался художник, одновременно являлся проклятием мастера. Врубель вошел в историю под именем мастерского портретиста, умельца декоративно-прикладного искусства. Неординарная личность художника проявлялась во всем с ним связанным. Михаил Врубель по праву находится среди величайших живописцев мира.
Художественные средства Врубеля
М.Врубель «Богоматерь с младенцем»
Основу колорита живописца составляют три цвета:
- золотистый;
- пурпурный (цвет зари)
- сине-лиловый (цвет ночи и неба).
Это цветовое сочетание – характерно для его творчества.
Цветовая гамма художника меняется с определённым этапом его творчества. Зрелый мастер использует более тёмные, насыщенные, мрачные оттенки его цветовой гаммы.
Например,
- у самого сильного эскиза к росписи Владимирского собора «Надгробный плач», созданного в ранний период, цветовое решение состоит из светло-жёлтого, розового, небесного тонов;
- в созданных в поздний период «Демонах», он использует блестяще-золотистые, сиреневые и жемчужный оттенки.
У Врубеля колористическое решение всегда совпадает с образно-символическими и стилистически поставленными задачами. Метафоричность цветового содержания картины характерна для живописи этого художника. Очень узкий выбор красок и невероятное количество их сочетаний направлены у художника на создание персональной символической системы.
Антидинамичные композиции мастера – это крупные изображения на общем фоне, в них нет взаимодействия объектов произведения. Мозаичность, гранённость форм, стирающие границы фигур и предметов, также характерны для врубелевских полотен. Глубина и пространство картин – плоскостны.
В последних работах мастера намечается тяготение к экспрессионизму, его живопись становится более пессимистичной, а колорит становится более тёмным и мрачным, усиливая напряжённость полотен. Хотя экспрессия была свойственна его картинам изначально, в ранних работах более следовал романтическим тенденциям.
Всю свою творческую жизнь художник посвятил служению красоте. Его девизом было — «Истина в красоте».
Шестикрылый Серафим
Когда писалась картина – Врубель уже болел и находился в больнице В. П. Сербского.
«Шестикрылый Серафим» был навеян не только стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», но и сновидениями, наполненными безумием.
Зритель видит на картине Божьего посланника – горит лампада, поднят меч… Серафим смотрит беспристрастно, твердо – он исполнитель Высших сил.
Техника исполнения напоминает витражную вывеску, освещенную извне. Работа писалась масляными красками – она полна символических деталей, и передает интеллект Врубеля – его образование, знание темы.
Самое главное, что художник не лишился светлого ума и блестящей логики, страдая от тяжелого недуга.
Детство и юность
Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь.
В связи со спецификой работы главы семейства Врубели часто переезжали из города в город. В 1865 году семья переехала в Поволжье, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Именно в Саратове Михаил увидел привезенную в город копию фрески итальянского скульптора и художника «Страшный суд», которую он, к удивлению отца и мачехи, после просмотра сумел воспроизвести со всеми характерными подробностями.
Склонность сына к искусству радовала Александра Михайловича, но не вносила никаких изменений в планы, которые глава семейства имел в отношении наследника. Профессиональная деятельность Михаила была предопределена с самого его рождения. Творчески одаренный мальчишка не испытывал восторга от перспективы стать юристом, но идти наперекор отцу не решился.
В 1874 году Врубель поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Северная столица действовала на Михаила гипнотически: город-архитектурный музей, в котором каждый дом, каждый закоулок имели свою историю, пленил деятельного юношу. Он жил у родственников на Галерной улице в 47-м доме, а по соседству (в 53 доме) за полвека до него останавливался литературный пророк .
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир Михаила. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль, исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Служение в качестве военного юриста при всех перспективах карьеры вытеснялось из сознания тонко чувствовавшего мир юноши безграничной любовью к живописи. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств.
Решение сына, презревшего семейную традицию и избравшего свой собственный жизненный путь, повергло Александра Михайловича в шок. Отношения между родственниками безвозвратно испортились.
В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова, и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Став наставником Врубеля, Павел Петрович открыл в воспитаннике новые, доселе никак не проявлявшие себя грани, пополнив тем самым свою преподавательскую копилку, в которой на тот момент уже находились , и , еще одним талантливым учеником. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(900)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Новые публикации
Крым и Донбасс в международной повестке: как меняется отношение к новым российским регионам? 01.08.2023
О реальной ситуации, которая складывается в Крыму и Донбассе, можно судить, лишь посетив эти регионы. Миллионам россиян она хорошо известна, но вот за рубежом, к сожалению, правдивых сведений об этих регионах немного. Но и на Западе есть люди, которые стараются донести до общества правду.
Знай русский! Когда частица НЕ пишется раздельно? Основные правила 01.08.2023
НЕ с глаголами пишется раздельно! Это правило мы затвердили ещё на школьной скамье, однако в анкетах или резюме всё ещё встречаются ошибочные написания типа «незнаю», «небыл», «несостоял».
Переселенцы из Канады: «Русским надо возвращаться в Россию» 01.08.2023
Две семейные истории, две похожие судьбы. Мы поговорили с переселенцами из Канады, которые с помощью Госпрограммы переселения соотечественников скоро приедут в нашу страну. Почему они решили уехать из Канады и перебраться в Россию?
Знай наших! Евгений Яковлев – русский учёный, ставший знаменитым в Перу 31.07.2023
В Дарвиновском музее (Москва) открылась выставка, посвящённая русскому эмигранту Евгению Яковлеву – археологу, этноорнитологу, исследователю доколумбовой перуанской керамики. Его имя практически неизвестно на родине, но в Лиме, столице Перу, его именем названы площадь и проспект. Его работы цитируют современные учёные, а по его рисункам можно изучать древние культуры Латинской Америки.
Экономический и гуманитарный форум Россия – Африка: каким он вышел 30.07.2023
27 и 28 июля 2023 г. в Петербурге прошёл Второй caммит Россия – Африка. Первый состоялся четыре года назад и зарекомендовал себя как крайне эффективный канал поддержания и успешного развития многостороннего сотрудничества России со странами Африки и организации двусторонних встреч глав государств.
Участники секции «Развитие движения русофилов в Африке» приняли Резолюцию 29.07.2023
28 июля 2023 года в рамках деловой программы Второго саммита и экономического и гуманитарного форума Россия — Африка состоялась секция «Развитие движения русофилов в Африке».
Любовь к России и русская культура на африканском континенте 29.07.2023
В студии Знание.Лекторий на экономическом и гуманитарном форуме в рамках второго саммита Россия — Африка состоялась дискуссия, посвящённая отношению к России и русской культуре на африканском континенте.
«Броня крепка и танки наши быстры». Юбилей победы на озере Хасан 29.07.2023
85 лет назад, 29 июля 1938 года, началась серия сражений советских и японских войск, вошедшие в историю как бои на озере Хасан. В результате этой победы Красной Армии и последовавшего год спустя поражения Квантунской армии на реке Халхин-Гол Япония отказалась от планов большой войны с Советским Союзом.