Описание картины исаака левитана «поезд в пути». картины левитана описание

Дом-музей Левитана. Достопримечательности — Путеводитель по Золотому кольцу России

Расположен в городе Плёс Ивановской области. Является частью Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

История

Музей расположен в бывшем доме купца Солодовникова, где жил художник, посещая Плёс. Впервые Левитан побывал в Плёсе весной 1888 года вместе со своими друзьями художниками Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым. Художники путешествовали вверх по Волге на пароходе в поисках живописных мест для этюдов.

В Плёс художники приезжали еще дважды, в 1889 и 1890 году, где жили по полгода, с весны до поздней осени. За это время Левитаном было написано около двухсот работ непосредственно на натуре или позднее по памяти. Среди них более двадцати картин и множество этюдов, которые, по словам Михаила Нестерова: «Послужили основой для настоящей известности И. И. Левитана».

«Владимирка», 1892   Исаак Ильич Левитан (1860–1900), Public Domain

В 1980 году было принято постановление Совета Министров РСФСР о создании Плёсского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Экспозиция

Произведения И. И. Левитана из коллекции Плёсского музея-заповедника:

  • «Волга» Является несколько измененным вариантом картины Левитана «После дождя. Плёс» ГТГ. 1888-90. Холст, масло. 35 x 57.
  • «Закат на Волге» 1887-89. Бумага, масло. 9,8 x 16,6
  • «Лес» к. XIX в. Холст на картоне, масло. 38 x 30
  • «Корова» К. XIX в. Бумага на картоне, масло. 11 x 19
  • «Крымский пейзаж» 1887. Холст, масло. 73 x 97
  • «Овраг с забором». Картон, масло. 18,8 x 32 •
  • «Озеро» 1893. Холст, масло. 45 x 58
  • «Озеро в лесу», Бумага, картон, масло. 68 x 86
  • «Полустанок» 1880-е г. Холст на картоне, масло. 21 x 25 •
  • «Портрет Вороновой» 1890. Холст, масло. 46 x 36
  • «Портрет С. П. Кувшинниковой» 1894. Бумага, пастель. 46,5 x 42
  • «Речная заводь.(Прудик)» XIX в. Бумага на картоне, масло. 19,5 x 30 •
  • «Розы» 1894. Картон, масло. 25 x 33,5 •
  • «Сельское кладбище» 1880-е г. Холст, уголь. 40 x 70
  • «Ствол дуба ранним летом». Картон, масло. 16,5 x 10,5
  • «Тихая речка» 1899. Холст на картоне, масло. 16,6 x 27 •
  • «Тростники и кувшинки» 1889. Холст, масло. 58 x 47
  • «Цветущие яблони». Холст, масло. 36 x 48

В 2014 году пять картин из музея украли. Несмотря на предупреждения правоохранителей, администрация музея так и не озаботилась установкой решеток на окна.

Последние годы и последние картины Исаака Левитана

«Почему я один? Почему женщины,
бывшие в моей жизни,
не принесли мне покоя и счастья?
,
потому,
что даже лучшие из них — собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе,
все остальное — суета сует… Но,
понимая это,
я все же стремлюсь к невозможному,
мечтаю о несбыточном…»

Между тем,
профессиональные успехи начинают следовать в биографии Левитана один за другим. Его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок,
а картина«
Тихая обитель» производит,
по слова Чехова,
фурор. Левитан часто бывает за границей — но ведёт его туда не только необходимость искать для пейзажей свежую натуру и знакомиться с новыми направлениями в искусстве,
но и необходимость лечиться. Левитана приняли в объединение«
Мюнхенский Сецессион», игравшее важную роль в становлении стиля модерн. Находясь за границей,
он хвалит германских врачей и их чудодейственные ванны,
но жалуется на невозможность работать: «И в самом деле,
здесь нет природы,
а какая-то импотенция!» «Что мне здесь нужно,
в чужой стране,
в то самое время,
как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег,
березку?»

За два года до смерти Левитан,
когда-то не удостоенный звания классного художника,
становится академиком живописи и начинает преподавать в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества,
где когда-то учился у Саврасова и Поленова. Он и сам оказывается прекрасным учителем: «Сегодня еду в Питер,
волнуюсь,
как сукин сын, — мои ученики дебютируют на Передвижной

Больше чем за себя трепещу! Хоть и презираешь мнения большинства,
а жутко,
черт возьми!»
Левитан сблизился с «Миром искусства», ему казалось,
что он только теперь начинает понимать что-то важное в живописи и еще на многое способен. «У Левитана расширение аорты,
— фиксирует в дневнике Чехов

— Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни».

Левитан умер,
не дожив до сорока,
в августе 1900 года и был похоронен в Москве,
на еврейском кладбище у Дорогомиловской заставы(в 1941-м его могила была перенесена на Новодевичье). По легенде,
в тот август,
когда умирал Левитан,
чудесным образом второй раз за год зацвела сирень,

Левитан Исаак Ильич (Isaak Levitan,), русский художник. Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.Саврасов; окончил училище в 1885. Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880–1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887–1890).

Был членом «Товарищества передвижников». «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов. Уже ранние работы художника удивительно лиричны (Осенний день. Сокольники, 1879, Мостик. Саввинская слобода, 1883). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной Березовая роща (1885–1889). Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» (Вечер на Волге, 1888; Вечер. Золотой Плес, 1889; После дождя. Плес, 1889; Свежий ветер. Волга, 1891–1895).

Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение (Вечерний звон, 1892, там же) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного (Над вечным покоем, 1893–1894, У омута, 1892, либо в знаменитой Владимирке, 1892, где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание (Март, 1895; Золотая осень, 1895; Весна – большая вода, 1897); с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Последняя, неоконченная картина Левитана (Озеро. Русь, 1900, Русский музей) является – вопреки смертельной болезни – едва ли не самым радостным его произведением.

Левитан написал этот натюрморт тем летом, когда им были созданы другие небольшие этюды с изображением цветов. Скорее всего, он предназначался в подарок даме, о чем свидетельствует французская надпись в углу картины: «Сувенир».

Пейзажи как отражение личности и биографии Исаака Левитана

«Эти бедные селенья,
эта скудная природа…»
, — обобщал в XIX веке Тютчев,
один из любимых поэтов Левитана. «Я пойду по угрюмой тропе,
чтоб запомнить рыданье пурги»
, — живописал те же реалии в ХХ веке Рубцов. «Там,
где я родился,
основной цвет был серый»
, — споёт в XXI веке Гребенщиков. Долгое время считалось,
что в России нет и не может быть пейзажа,
достойного кисти живописца; первые пенсионеры академии ехали за пейзажем в Италию,
более близкие по времени к Левитану Шишкин и Поленов — в Германию,
Швейцарию,
Францию.

Левитан начинал и заканчивал русским пейзажем,
это была его«
альфа и омега», и он совсем не считал русскую природу ни угрюмой,
ни скудной. «Северный великорусский,
безропотный,
нерадостный,
с щемящею нотой тоски и грусти пейзаж»
, как характеризовал его сверстник Левитана,
художник Леонид Пастернак , — этот пейзаж оказался склонному к тоске и грусти Левитану не только внятен и дорог,
но и — подвластен

Обратим внимание,
даже искусствоведческая терминология,
применимая к Левитану,
намекает на меланхолию: «трепетный мазок», «нервная кисть»…

Левитан бывал за границей трижды,
но к природе более яркой(как во Франции и Италии) или более торжественно-величавой(как в горах Швейцарии) остался равнодушен,
тяготился,
скучал,
писал тоскливые письма: «Воображаю,
какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились,
оживает все… Нет лучше страны,
чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист»
. Даже в более колоритном по сравнению со средней полосой России Крыму художник умудрялся затосковать. Его крымские этюды мгновенно раскупили с выставки,
а Левитана жаловался: «Природа здесь(в Крыму — ред.) только вначале поражает,
а после становится скучно и очень хочется на север… Я север люблю больше,
чем когда-либо…, я только теперь понял его»
.

Здесь в самом непритязательном мотиве«
меланхолик-барбизонец» Левитан силою своей любви открывал «разлитое в природе божественное нечто»
. Пронзительная и негромкая,
скромная и смиренная русская природа претворяется в творчестве Левитана в высочайшую поэзию.

Взрослая жизнь художника Левитана

Денег опять не хватало,
«халтурить», создавая на продажу лебедей и милующиеся под звёздами парочки,
Левитан не умел. Он с благодарностью вспоминал первые 100 рублей,
которые Павел Третьяков заплатил ему за картину«
Осенний день. Сокольники », но и они быстро разошлись. Поленов«
сосватал» своих талантливых учеников Коровина и Левитана писать декорации для Частной оперы Саввы Мамонтова . Платил«
миллионщик» щедро,
но Левитан был прирожденным станковистом,
а не декоратором,
да и в мамонтовском Абрамцеве он почему-то не прижился. Тем не менее,
на деньги,
заработанные у Саввы,
Левитан отправился в своё первое большое творческое путешествие — в Крым. Увидев море впервые,
Левитан не смог сдержать рыданий,
но к Крыму очень быстро остыл. Его тянуло севернее: в подмосковное Бабкино,
где он три года гостил вместе с семейством Чеховых,
в Саввину Слободу под Звенигородом,
на Волгу .

В начале 1980-х годов Чеховы гостили у помещиков Киселёвых в Бабкине,
а Левитан снимал комнатку в соседней деревеньке Максимовка. Чехов забеспокоился,
что Левитан давно не показывается на люди,
и вместе с братьями отправился его искать. В сумерках они застали Левитана лежащим на кровати. От неожиданности Левитан выхватил и навел на них охотничье ружьё,
а хозяйка дома шепнула Чехову: Исаак давеча сам стреляться хотел. Чехов,
подозревая у Левитана начало душевной болезни и понимая,
что его не следует оставлять в одиночестве,
взялся опекать его: пригласил пожить с ними в Бабкино,
подыскивал работу в юмористических журналах,
в которых сотрудничал сам. Чехов же впервые привёл Левитана в салон Софьи Петровны Кувшинниковой .

«Весна. Большая вода» (1897)

Данная картина — одна из самых лирических работ Левитана. На ней изображен фрагмент рощицы, расположенной вблизи одной из обыкновенных русских деревенек. Рощица подверглась весеннему половодью, которое в народе называли «большая вода». Так и назвал свою картину Левитан — «Весна. Большая вода».

Даже не зная названия произведения, зритель сразу понимает, что на полотне изображена именно весна. Мастерски работая с цветом и светом, Левитан подчеркивает истинно весеннюю атмосферу картины, которую ни с чем не спутать — пробуждение всего живого от зимней спячки.

Первыми в глаза бросаются высокие деревца, еще голые березки и осинки, совсем тоненькие, а оттого безумно трогательные. На самом переднем плане видим пустую лодку, то ли оставленную кем-то из крестьян, то ли прибитую к этому берегу течением. А от лодки тянется змейкой вверх рыжевато-желтая полоска берега, сосредотачивая наш взгляд на дальнем плане: затопленных домишках и высоком берегу, защитившем часть деревни от водного нашествия.

Однако, несмотря на половодье, вода совершенно не воспринимается здесь как угроза, даже наоборот — ее спокойное состояние вызывает у зрителя некое умиротворение. Можно сказать, что погода абсолютно безветренная: поверхность воды очень гладкая, даже отражения деревьев практически не искажаются и вытягиваются в длину в полную силу, отчего пейзаж становится еще прекраснее.

Художник использовал множество голубых оттенков, от темно-синего до практически белого, чтобы точно изобразить красочное весеннее небо и зеркальную поверхность воды. Во всем пейзаже задействованы не яркие, кричащие, а только светлые и приятные глазу оттенки, что очень хорошо передает то самое ощущение свежести и легкости с приходом весны.

Описание картины Исаака Левитана «Одуванчики» Картины художников

Исаак Левитан – это довольно известный художник, который прославился за счет того, что его картины совмещали в себе простоту стиля и необычность передачи изображения. «Одуванчики» — это, наверное, одна из самых популярных среди всех картин художника. Написана она была в 1889 году. Левитан – настоящий мастер натюрмортов. Картина была им написана в то время, когда он проживал в небольшом городке, расположенном на Волге. Этот город был его родиной, поэтому картина написана с особой нежностью и любовью.

Невыразительный серый фон отлично контрастирует с яркими одуванчиками. Создается впечатление, будто бы автор выполнил его специально для того, чтобы получился такой замечательный контраст. По сравнению с фоном одуванчики кажутся очень нежными, воздушными и ясными. А за счет того, что одуванчики

имеют не только желтые, но и белые шапки, картина приобретает еще большую свежесть.

Автор картины уделил внимание каждой ее детали. Только взглянув на эти замечательные одуванчики, сразу же вспоминается лето с его теплыми и ясными днями

Невольно вспоминается и манящий запах лугов, полевых цветов. Эти родные и близкие каждому сердцу цветы вызовут в душе у каждого человека различные эмоции.

Хрупкость и нежность одуванчиков больше подчеркивается еще одним использованным автором приемом – он их поместил в глиняный горшок. На первый взгляд, кажется, что выглядит он довольно просто, но на самом деле кувшин напоминает о родном крае, народе и его традициях. Тонкие стебли полевых растений выглядят очень грациозно.

Одуванчики с желтыми шляпками невероятно смотрятся на фоне белых одуванчиков, которые уже готовы улететь. Они напоминают о быстротечности жизни, которая также быстро промелькнув, исчезает.

Прислал: Fluffy . 2017-10-08 21:41:50

Великие учителя

С учителями мальчику сильно повезло, но в общем все годы обучения принесли ему тяжкие испытания. Он к тому времени остался круглым сиротой, никто и ничем не мог ему помочь, все проблемы в этом юном возрасте нужно было решать самостоятельно. У такого гениального пейзажиста, как Исаак Левитан, биография была сложная. Способности в нём сразу обнаружились недюжинные, поскольку и учителя оказались прекрасными: и Алексей Саврасов — уже сами имена всё сказали об этих художниках. К тому же и педагог, например, Саврасов был отменный, воспитавший целую когорту превосходных учеников: Нестеров, оба Коровины, Светославский, Степанов…

Левитан, биография которого описана в этой статье, чувствовал, что ему всё даётся легко, и постоянно боялся этой лёгкости, работал много и упорно, искал свой стиль. С восемнадцатилетнего возраста принимал участие в выставках, и о его картинах сразу же заговорили. Исаак Ильич Левитан сразу стал ярким явлением в сфере русской культуры. Как художник Левитан был очень пытлив, но исследовал он природу, не препарируя её по-медицински, он словно беседовал с нею доверительно. И никто не прознал от неё столько тайн, как Левитан.

Сочинение по картине Левитана Одуванчики 7 класс описание

Настолько простая и милая картина! Она похожа даже просто на упражнение в художественной школе, но настолько симпатично всё. Плюс – очень натурально. Так и кажется, что эти одуванчики настоящие, а ещё кувшин…

И эти цветы очень хороши, хоть и не розы, не орхидеи. То есть одуванчики, вообще, сорняками считаются. Они растут безо всякого ухода – везде. На них наступают, их срывают – никакого уважения. А какую-нибудь лилию растят в теплице, дрожат над ней… Удобрения, условия, селекция! Но иногда мне ближе одуванчики, чем покупные цветы. Одуванчики – естественные.

А ещё мне нравится, что они такие разные. Они ведь полностью меняются – от желтых и гладких к белым и пушистым. И как здорово на них дуть! И вот тут в букете тоже они разные. Стебли кривые – разной длины. И это здорово!

Сам кувшин без ручки глиняный. (Мне так кажется.) он тоже не идеален. Тут вот отбит немножко. Горлышко у этой вазы более гладкое и блестящее.

Букет неровный, он как бы тянется одной стороной к солнцу. Очень красиво! За такую естественность дизайнеры сейчас бы отдали много денег. То есть они пытаются всё делать «натурально».

Фон сероватый, но на нём как раз очень хорошо смотрятся бело-желтые цветы. Кстати, а я вот никогда не видела, как одуванчик переходит из желтого в белый. И есть ли «средний вариант».

Я тоже собираю букеты одуванчиков, хотя маме они не нравятся. Понятно, что я беру только желтые, а то от белых было б много пуха по всему дому. А вот художника это не испугало… У меня ещё одуванчики вызывают мысли о первых месяцах лета, о дворе, где можно гулять на каникулах, сколько захочешь… Даже жаль, что одуванчики не выводят и не продают зимой. Хотя это было б не в их «характере». Нужно ждать настоящего июня или июля, чтоб их увидеть.

Говорят, что из этих цветов можно что-то варить и вино делать. В общем, они очень полезные!

И хорошо, что нарисовали такую картину. Она и веселая, и солнечная, и весенняя.

7 класс

Популярные сегодня темы

Сочинение по картине Серова Портрет М.К. Олив На данном полотне художник изобразил Мари Константиновна Олив. Данная дама известная в широких кругах населения меценатка. Она была родственницей Мамонтова. Мари Константиновна приходилась ему двоюродной племянницей.

Айвазовский Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой
Сочинение по картине Золотая осень в Карелии Мешкова 8 класс Одним из самых живописных уголков России является Республика Карелия. Именно эти края вдохновили советского художника Василия Васильевича Мешкова на написание картины «Золотая осень в Карелии» в 1950 году.
Сочинение по картине Саврасова Оттепель. Ранняя Весна В русском искусстве есть большое количество художников, которые работали в жанре пейзаж

Особое внимание хотелось бы уделить талантливому мастеру своего дела Саврасову Алексею Кондратьевичу.
Сочинение по картине Васнецова Богатырский скок 4 класс Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников

Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

Описание картины Исаака Левитана «Деревня. Зима»

Художник Исаак Левитан известен в нашей стране как пейзажист, изображающий на своих картинах природу средней полосы. Пожалуй, никому так, как Левитану, не удалось отобразить величие русской природы и перенести на холст изменчивые настроения разных времен года. Нежный и ранимый по характеру, Левитан обладал удивительно сильным чувством эмпатии, помогавшем ему уловить тонкие эмоциональные флюиды изображаемых им пейзажей. Природа на картинах художника дышит и живет – внимательный взгляд Левитана подмечает такие детали и тонкости, которые и составляют сущность погодных перемен.

Картина «Деревня. Зима» была написана художником в 1878 году. Исааку тогда было восемнадцать лет, это первая из его самых известных картин. Но этот раннее полотно раскрывает зрителю безусловный талант художника – за кажущейся простотой пейзажа рождается поэтический ритм, а идеально выстроенная перспектива делает картину фотографически точной.

Стержнем композиционного построения является уходящая вдаль дорога, протоптанная в снегу между двух сугробов. Однотипные деревенские домики по обе стороны дороги засыпаны снегом, как ватой; голые деревья на заднем плане тоже скрыли свои ветки под снегом. Голубая полоса заснеженного леса вдали отделяет горизонт от розового румяного неба.

Период написания картины был сложным временем для художника. В 1875 году скончалась его мать, а позднее, в 1877 – от тифа умер отец. Исаак, как и его братья и сестры, сильно нуждался, часто ночевал в мастерской, жил в основном на материальную помощь от художественного училища, где получал образование. Но несмотря на все сложности его реальной жизни, мир пейзажей Левитана проникнут спокойствием и величием.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Одуванчики»

Картины, на которых изображен натюрморт – необычайно красивые. Эта тема часто встречается в работах И.Левитана. На данной картине изображены васильки, сирень, фиалка и одуванчик. Я думаю, что с помощью своей работы, автор хотел показать, насколько наша жизнь быстра, мимолетна. Ведь он изобразил несколько стадий этого цветка: в бутоне, с желтыми цветочками, в образе белого «шара».В своих работах Левитан неоднократно подходил к теме жизни человека, ее краткосрочности. Данная картина – лишнее тому подтверждение. Так написать картину мог человек, который не только видит, но и слышит, понимает природу. В коричневом кувшине из глины изображен скромный букет из полевых цветов. Больше всех в этом букете самых простых цветов – одуванчиков.Несмотря на их простоту, художник постарался показать их удивительную красоту. Эти неприхотливые цветы моментально напоминают зрителю о лете, солнце, лугах и полях, буквально усыпанных сначала ярко-желтыми, а потом белыми цветами. Они являются символом русской природы со многими ее живописными и прекрасными уголками. Каждый одуванчик похож на маленькое солнышко, оттого, глядя на него, на душе становится тепло, светло, радостно и беззаботно. Левитан удивительно точно смог показать их хрупкость и изобразил их именно такими, какими мы их знаем и любим.Художник нарисовал среди одуванчиков лишь некоторые желтые, но в основном — белые, самые хрупкие и уязвимые. Я думаю, что художник не случайно выбрал коричневый, невзрачный цвет для изображения скатерти, на которой стоит букет. Это сделано для того чтобы показать красоту и нежность полевых цветов.Картина «Одуванчики» — очень тонкая работа художника. Надо иметь большую любовь к природе родного края, одухотворенность, чтобы так точно и тонко отразить все чувства на холсте. Картина получилась очень нежной, проникновенной, настоящим гимном весны и лета.

Студенчество затянулось в биографии Левитана на целых 11 лет

Как только наступала весна,
Саврасов уводил студентов из пыльных классов в лес,
парк или к речке. Он мог явиться в училище с веткой вербы и требовать,
чтобы коллеги оценили неповторимый тонкий запах первой зелени. А от учеников требовал не копирования,
а наблюдательности. Некоторые считали Саврасова странным,
а Левитан понимал его с полуслова. И если учитель просил ответить,
шумит на его картине дуб или не шумит,
Левитан не только не удивлялся вопросу,
но и очень скоро начал понимать,
как живописными средствами добиться того,
чтобы дуб — шумел,
берёза волновалась,
а природа в целом — жила,
печалилась и радовалась.

Самому Левитану печалиться в годы своего ученичества,
увы,
приходилось чаще. Осиротевший и бездомный,
он иногда по три дня не обедал,
испытывал головокружения от запаха ситного хлеба,
которым подкреплялись товарищи,
и несколько лет носил клетчатый пиджак и короткие брюки,
из которых давно вырос. Михаил Нестеров рассказывал,
что Левитан «сильно нуждался,
про него ходило в школе много полуфантастических рассказов… Сказывали,
что он иногда не имел и ночлега. Бывали случаи,
когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал,
прятался в верхнем этаже огромного старого дома Юшкова,
где когда-то,
при Александре I,
собирались масоны,
а позднее этот дом смущал московских обывателей«
страшными привидениями»».

Положение слегка поправилось,
когда Левитан получил стипендию московского генерала-губернатора. Но в 1879-м художника ждал еще один удар судьбы — евреев после покушения на государя выселили из Москвы. Через 13 лет,
в 1892-м эта же ситуация повторится в биографии Левитана: его,
уже знаменитого художника снова попросят«
покинуть в 24 часа», и только благодаря большому общественному резонансу он сможет вернуться. Чувствовать себя изгоем,
чужаком Левитану было не привыкать.

Диплома«
классного художника» Исаак Левитан так и не сможет получить. Его любимый учитель Саврасов в училище показывался всё реже,
он пил и не мог остановиться. Закончив«
выпускную» картину,
Левитан долго искал Саврасова по трактирам и ночлежкам,
нашёл чуть ли не в рубище. Саврасов с похмелья начертил на обороте его картины мелом«
Большая серебряная медаль»(она давала бы право на диплом). Но руководство училища с таким выводом не согласилось. Возможно,
дала о себе знать растущая неприязнь Перова к Саврасову,
или же,
как считает Константин Паустовский,
«талантливый еврейский мальчик раздражала иных преподавателей. Еврей,
по их мнению,
не должен был касаться русского пейзажа»
.

Но еще несколько лет Левитан продолжал посещать классы училища: после Саврасова преподавать в МУЖВЗ пришёл Василий Поленов — замечательный колорист и очень образованный человек,
много давший Левитану в плане живописи и писавший с него Христа для своих картин .

Последние годы и последние картины Исаака Левитана

«Почему я один? Почему женщины,
бывшие в моей жизни,
не принесли мне покоя и счастья?
,
потому,
что даже лучшие из них — собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе,
все остальное — суета сует… Но,
понимая это,
я все же стремлюсь к невозможному,
мечтаю о несбыточном…»

Между тем,
профессиональные успехи начинают следовать в биографии Левитана один за другим. Его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок,
а картина«
Тихая обитель» производит,
по слова Чехова,
фурор. Левитан часто бывает за границей — но ведёт его туда не только необходимость искать для пейзажей свежую натуру и знакомиться с новыми направлениями в искусстве,
но и необходимость лечиться. Левитана приняли в объединение«
Мюнхенский Сецессион», игравшее важную роль в становлении стиля модерн. Находясь за границей,
он хвалит германских врачей и их чудодейственные ванны,
но жалуется на невозможность работать: «И в самом деле,
здесь нет природы,
а какая-то импотенция!» «Что мне здесь нужно,
в чужой стране,
в то самое время,
как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег,
березку?»

За два года до смерти Левитан,
когда-то не удостоенный звания классного художника,
становится академиком живописи и начинает преподавать в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества,
где когда-то учился у Саврасова и Поленова. Он и сам оказывается прекрасным учителем: «Сегодня еду в Питер,
волнуюсь,
как сукин сын, — мои ученики дебютируют на Передвижной

Больше чем за себя трепещу! Хоть и презираешь мнения большинства,
а жутко,
черт возьми!»
Левитан сблизился с «Миром искусства», ему казалось,
что он только теперь начинает понимать что-то важное в живописи и еще на многое способен. «У Левитана расширение аорты,
— фиксирует в дневнике Чехов

— Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни».

Левитан умер,
не дожив до сорока,
в августе 1900 года и был похоронен в Москве,
на еврейском кладбище у Дорогомиловской заставы(в 1941-м его могила была перенесена на Новодевичье). По легенде,
в тот август,
когда умирал Левитан,
чудесным образом второй раз за год зацвела сирень,

4 августа 1900 года в своём доме-мастерской в Трёхсвятительском переулке умер известный русский художник Исаак Левитан. Его часто называли мастером «пейзажа-настроения» — такой картины, где природа одухотворена человеческой мыслью. Рассказываем о судьбе и творчестве Исаака Ильича.

Детство

Исаак Левитан родился в 1860 году в посаде Кибарты (ныне территория Литвы) в бедной, но интеллигентной еврейской семье. Отец его, самостоятельно выучив французский и немецкий язык, работал переводчиком в городе Ковно, в то же время занимался образованием ребёнка. В возрасте 10 лет Исаак Левитан вместе с семьей переехал в Москву, где он вместе с братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Здание Московского училища живописи, ваяния и зодчества


Первые картины

Огромную роль в формировании Левитана как художника сыграли его учителя в Училище — известные художники Перов, Поленов, Саврасов. У последнего, по свидетельствам современников, Левитан вообще был в любимчиках. В скором времени, потеряв родителей, Исаак Левитан был вынужден зарабатывать деньги своим мастерством — с ранних лет он начал выполнять художественные заказы, проводил уроки рисования, рисовал для различных журналов. Уже тогда, в возрасте 17 лет, Левитан начал выставлять свои картины на ученических выставках.

Последние статьи

  •   Почему автор мистических картин и вдохновитель великого Дега несколько лет провёл в изоляции: Гюстав Моро 1.08.2023, 23:43
  •   10 знаменитых рэперов , которые сумели сколотить состояние и стали миллионерами 1.08.2023, 21:41
  •   Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» 1.08.2023, 19:11
  • +1   Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят 1.08.2023, 17:07
  • +1   6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл 1.08.2023, 17:03
  • +1   Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато 1.08.2023, 15:30
  • +1   Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни 1.08.2023, 14:10
  • +1   Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни 1.08.2023, 12:44
  •   Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор 1.08.2023, 10:26
  •   Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией 1.08.2023, 09:21

Все статьи

Личная жизнь

Первой любовью Левитана стала очаровательная Мария Чехова – родная сестра известного писателя. Будучи в гостях у приятеля в деревне Бабкино, художник подолгу общался с девушкой, увлеченной живописью. Однажды, набравшись смелости, Левитан признался Марии в любви, но неопытная красавица только расплакалась и убежала.

Подобный ответ огорчил Исаака. Потребовалось немало времени, чтобы молодые люди возобновили общение, решив, что им не суждено быть вместе. Нежная дружба продолжалась до самой смерти художника. На смертном одре Левитан признался Марии, что если бы и решился когда-нибудь жениться, то только на ней.

Став известным в московских кругах, Исаак знакомится в Софьей Кувшинниковой. Женщина держала светский салон, где собирались писатели и художники. Замужняя прелестница была старше Левитана на 10 лет, что не помешало бурному роману. Под предлогом уроков рисования Исаак и Софья часто уезжали на Волгу вдвоем.

Конец отношениям положили слухи, которые разошлись по Москве из-за неосторожных выражений чувств любовницы к объекту обожания. По другой версии, роман художников закончился из-за Анны Николаевны Турчаниновой.

Жена сенатора из Санкт-Петербурга жила по соседству с имением Кувшинниковой, где любовники проводили лето. Анна – ровесница Софьи – страдала от безделья и увлеклась обаятельным Левитаном. После продолжительных выяснений отношений Кувшинникова вернулась к мужу, а Исаак переехал в дом к Турчаниновой.

Однако в связь привлекательной аристократки и талантливого художника вмешалась третья личность. Дочь Анны Николаевны Варвара заинтересовалась маминым любовником и пригрозила раскрыть тайный роман или покончить с собой. Впрочем, это не остановило влюбленных. Близкая связь продолжалась до смерти Левитана.

Первый заработок

Художник, его братья и сестры жили в крайней нужде. В то время у Перова учился Левитан. Биография художника гласит, что жизнь его круто изменилась, когда его перевели в класс Алексея Саврасова. Здесь ему удалось сконцентрироваться на пейзажах.

Тогда же к нему пришли и первые успехи. В 1877 году сразу две картины художника отметили на выставке. Он получил малую серебряную медаль и первый серьезный заработок — 220 рублей. На тот момент ему исполнилось всего 16 лет.

Совсем скоро в его жизнь вошли новые трудности. На этот раз от царского указа пострадал Левитан. Биография художника увлекает нас за пределы столицы. Дело в том, что после покушения революционера Соловьева на Александра II всем евреям запретили жить в исконно русской столице, то есть в Москве. Это притом, что сам Соловьев, как считает большинство современных историков, евреем не был.

В возрасте 18 лет Исаак Ильич Левитан, творчество которого к тому времени уже было знакомо многим, уезжает из Москвы. Вместе с братьями и сестрами он начинает жить на небольшой даче в районе Балашихи. Здесь он проводит два года.

Позже, когда запрет ослаб, возвращается в столицу, снимает меблированную комнату на Большой Лубянке. Деньги ему удалось выручить за картину «Вечер после дождя».

Окончил училище только в 1885 году Левитан. Биография художника содержит сведения о том, что мастеру кисти было присвоено звания учителя чистописания.

Дискриминация художника

Из-за своего происхождения Левитан часто сталкивался с несправедливостью. Преподаватели не воспринимали всерьез его увлечение российскими пейзажами, некоторые из них даже отказывались учить юношу. В результате он остался без диплома художника. В бумаге, выданной после окончания учебного заведения, юношу называли учителем чистописания.

Но были и те, кто поддерживал талантливого живописца. Они помогли ему организовать первую выставку, принесшую парню серебряную медаль. Казалось, у Исаака еще все впереди, но после покушения на Александра II был издан жесткий указ. Всех евреев выселили из столицы, студенту пришлось перебраться в деревню в Подмосковье. И только через год он смог вернуться благодаря помощи друзей.

Проживание в деревне принесло и положительные изменения в жизни Левитана. Его соседом был Антон Павлович Чехов, творческие люди быстро нашли общий язык и подружились. Также в Подмосковье живописец нарисовал картину «Вечер после дождя». За деньги, вырученные от ее продажи, он снимает комнату в русской столице.

Контекст

Левитан работал над картиной в Тверской губернии, когда жил в усадьбе Горка. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.

Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где её купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырёк настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдёте «рану» — её искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.

Портрет Левитана. Валентин Серов, 1893. (Wikimedia Commons)

Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: