Работы Караваджо в частных коллекциях
Некоторые произведения Караваджо в Риме находятся в частных коллекциях, увидеть которые считается редкой удачей – они демонстрируются для широкой публики лишь при проведении выставок. Например, картина «Обращение Святого Павла» (1600-1601), написанная на кипарисовой доске, принадлежит семье Одескальки. Она является первым вариантом описанной выше картины с тем же названием, которая находится в часовне Черази в базилике Санта Мария дель Пополо. Последний раз эта работа художника демонстрировалась в палаццо Scuderie del Quirinale в Риме с февраля по июль 2010 года. При этом она была застрахована на 100 млн. евро.
Картина Караваджо «Обращение Савла»(1600-1601), хранящаяся в частной коллекции Одескальки
В казино виллы Бонкомпаньи Людовизи можно увидеть единственную фреску Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон», написанную им около 1597 года. Роспись на потолке была заказана покровителем и защитником художника Франческо дель Монте.
Потолочная роспись «Юпитер, Нептун и Плутон» в казино виллы Людовизи
Картины Караваджо украшают сегодня самые знаменитые музеи мира. Долгое забвение и неприятие имени художника привело к тому, что многие полотна были утрачены, а некоторые сохранились лишь как копии с недоказанным авторством. Так или иначе, в Риме сконцентрировано самое большое количество его произведений, увидеть которые обязан каждый.
Советуем прочитать:
По следам великих мастеров. Шедевры Караваджо и Бернини в галерее Боргезе
Произведения Караваджо в музеях Рима
Большинство работ художника находятся в музеях Вечного города. Их посещение, как правило, платное, однако не стоит забывать, что первое воскресенье каждого месяца они раскрывают свои двери для всех желающих. Ниже приведен наиболее полный, на наш взгляд, список музеев, где можно увидеть картины Караваджо в Риме.
Галерея Боргезе
Piazzale del Museo Borghese, 5
В галерее Боргезе в Риме находится самое большое собрание работ художника:
- «Святой Иоанн Креститель» (1610);
- «Давид с головой Голиафа» (1609-1610);
- «Мадонна с младенцем и Св. Анна» (1605);
- «Письмо Св. Иеронима» (1605);
- «Больной Вакх» (1593-94);
- «Мальчик с корзиной фруктов» (1593-94);
Национальная галерея древнего искусства
Палаццо Корсини – Via della Lungara, 10
«Святой Франциск в молитве» (1605)
Палаццо Барберини – Via delle Quattro Fontane, 13
- «Юдиф и Олоферн» (1599);
- «Нарцисс» (1599)
Галерея Дориа Памфили
Via del Corso, 305
- «Святой Иоанн Креститель» (1602);
- «Отдых на пути в Египет» (1595-96);
- «Кающаяся Магдалина» (1594-95);
Città del Vaticano
«Погребение Христа» (1602-1604)
Последние годы жизни Караваджо
Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, проживая у маркизы Констанции Колонны почти год, Меризи написал несколько произведений для Мальтийского Ордена, а также три полотна для церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе, которые, к несчастью, были утеряны во время обрушения здания при землетрясении 1805 года
Наиболее важной с историографической точки зрения, является его римейк «Давид с головой Голиафа», поскольку изображает автопортрет Караваджо в отрубленной голове. Тем самым художник предначертал свою судьбу, от которой пыталась сбежать в течение многих лет
Его последней картиной считается «Мученичество Святой Урсулы», написанной в 1610 году для неаполитанского графа Маркантонио Дориа и хранящейся сегодня в Палаццо Зевалло в Неаполе.
Мученичество Святой Урсулы (1610)
В июле 1610 года из Рима пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании. Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (31)
- Сады и парки (8)
- Археологические памятники (29)
- Районы и кварталы (12)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Влияние Караваджо на мир искусства
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.
Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Интересные факты из жизни
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Караваджизм
Термин Караваджизм описывает метод живописи с применением тенебризма и вниманием к светотени, который знаменитый итальянский художник-маньерист Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) использовал в религиозных и жанровых картинах, натюрмортах. Впоследствии метод получил широкое распространение в Италии и по всей Европе благодаря художественным навыкам и авторитету живописца
Отречение апостола Петра. Геррит ван Хонтхорст.
Характеристики
В отличие от не менее известного современника Аннибале Карраччи (1540–1609), Караваджо отверг общепринятую идеализацию образов, сделав акцент на реализме изображения, усиленном драматичностью композиций с помощью мастерской работы со светом. Моделями даже для религиозных произведений мастеру служили мужчины и женщины, которых Караваджо находил буквально на улице и рисовал без каких-либо подготовительных эскизов.
Не всем заказчикам и покровителям пришлось по вкусу столь вульгарное отношение к созданию работ на религиозную тематику, что приводило к отказам от финальных версий произведений. Однако такие композиции пользовались спросом у кардиналов и богатых дворян.
Пример использования тенебризма.
Юдифь обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески.
Светотень и тенебризм являются важной составляющей стиля Караваджо и его последователей, однако существует четкое теоретическое различие между двумя этими терминами
Работа со светотенью предполагает придание трехмерного объема фигурам и предметам и сочетает в себе распределение яркости и контрастов композиции, в то время как применение тенебризма, в общем смысле, означает наличие совершенно черных участков, акцентирующих внимание зрителя на определенных объектах
Работы Хосе де Рибера.
Известные караваджисты
Стиль Караваджо повлиял на развитие искусства фламандского и голландского барокко, итальянской живописи. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочь Артемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). Важным центром караваджизма и источником контрреформационных религиозных картин становится Неаполь. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров: Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) и Дирка ван Бабюрена (1595–1624). Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого «Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт.
Работы Бартоломео Манфреди.
Работы Маттиа Прети.
Караваджо в галерее Боргезе
Художественная галерея славится большим собранием полотен Караваджо, выдающегося и неоднозначного художника, работы которого потрясали, восхищали и даже приводили в ужас. Его произведения религиозной тематики вызывали резкую критику со стороны церковных деятелей и негодование общественности, подогревая тем самым интерес коллекционеров. Караваджо прослыл славой скандального гения и стал основоположником нового направления в живописи.
Советуем прочитать:
Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь
Юноша с корзиной фруктов
Картина была написана в 1593-94 годах, в тот период, когда Караваджо был занят в мастерской Джузеппе Чезари. Это одно из первых полотен Меризи, созданных в Риме. Реализм, с которым художник изображает детали сцены, делает осязаемым буквально каждый предмет. Пышущие сладостью гроздья винограда, сочные персики, яблоки и другие фрукты выглядят именно так, как и в реальной жизни. Небольшие изъяны в виде неправильной формы или испорченной кожуры вовсе не портят картину, а наоборот, делают ее настоящей.
Юноша с корзиной фруктов
Больной Вакх
Не менее известным произведением Караваджо, представленным в галерее Боргезе, является полотно «Больной Вакх», написанная в тот же период, что и «Юноша с корзиной фруктов». Серо-желтое лицо молодого человека, бледные губы, измученный взгляд говорят о болезненном состоянии персонажа. Принято считать, что данная картина является автопортретом художника.
Больной Вакх
Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей)
Одна из самых скандальных работ Караваджо, Мадонна Палафреньери, известная также под названием «Мадонна со змеей», была написана в 1605-06 годах. Картина, которая должна была украсить главный алтарь церкви Святой Анны Палафреньери, стала предметом многочисленных споров и разногласий. Некоторые так называемые доброжелатели узрели в образе Святой Девы Марии любовницу художника. Кроме того, Церковь посчитала крайне неприличным обнаженное тело младенца Иисуса, из-за чего богохульное произведение навсегда запретили размещать в каком-либо храме. Тем не менее, картина Караваджо заняла достойное место в коллекции кардинала Боргезе.
Мадонна со змеей
Святой Иероним
Данное полотно, написанное для коллекции Шипионе Боргезе в 1605-06 годах, представляет Святого Иеронима – Отца Церкви, папского советника и переводчика Библии на латынь, в образе старца-отшельника. Иссушенное тело старика прикрыто пурпурной тканью, напоминающей кардинальскую мантию. Его правая рука тянется к чернильнице, а сосредоточенный взгляд устремлен в открытую книгу. Образ Святого Иеронима был очень популярен среди художников XVI—XVII вв., в период так называемой контрреформации – церковно-политического движения, направленного на восстановление позиций католической церкви в Европе.
Пишущий святой Иероним
Давид с головой Голиафа
Одна из последних работ Караваджо, написанная во время его пребывания в Неаполе предположительно в конце 1609 года, куда художник перебрался после того как его обвинили в убийстве и приговорили к высшей степени наказания. Картину Меризи написал в качестве дополнения к письму с просьбой о помиловании, адресованному кардиналу Боргезе, племяннику Папы Павла V. На доле меча можно заметить буквы H-AS OS. Это аббревиатура, обозначающая на латыни Humilitas Occidit Superbiam, что переводится как «Смирение убивает гордость».
Давид с головой Голиафа
Святой Иоанн Креститель
Картина была написана весной 1610 года для того же кардинала Боргезе и имеет весьма интересную интерпретацию. Глубокий смысл, заложенный автором в данное полотно, становится понятен только после знакомства с биографией Караваджо. Данное произведение должно было стать своего рода дипломатическим подарком, выражающим благодарность за долгожданное помилование и возможность вернуться в Рим.
Святой Иоанн Креститель
Биография Караваджо
Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии де Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.
Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо художника Оттавио Леони (ок. 1621 г.)
В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.
После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.
Картины Караваджо в Палаццо Барберини в Риме
В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. К этому периоду относится одна из первых написанных им картин «Юноша с корзиной фруктов». Некоторые современники увидели в ранней работе Караваджо его автопортрет.
Юноша с корзиной фруктов (1593)
Тем не менее, один из биографов — Джованни Пьетро Беллори в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.
Библиография
- Махов А.Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8.
- Ламбер Ж.Караваджо. — М.: Taschen, 2010.
- Элизабет ЛандиТайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2.
- Шапиро Ю.Г., Персианова О.М., Мытарева К.В., Аране Н.М.Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. — Л.: Аврора, 1971.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, .
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3/5 — (3 голоса)
Последнее 10-летие
В 1601 году Караваджо обустроил собственную мастерскую и обзавёлся учениками. Здесь он пишет много произведений на религиозные темы, повторы по заказу и картины по велению души. Очень продуктивное время – шедевры сыпались один за одним.
Разгульная жизнь сломала всё. 29 мая 1606 года потасовка во время игры в мяч на спортплощадке превратилась в кровавую драку, результатом которой стала смерть одного участника. Караваджо обвинили в убийстве и Павел V, по закону того времени, объявил, что теперь любой имеет право безнаказанно покарать виновного и даже получить за это награду. Первые месяцы Караваджо прячется в имении Колонна и продолжает писать, затем скрывается в Неаполе у других благодетелей и почитателей своего таланта, создаёт великолепные полотна для церквей. Кажется, чем больше сгущаются тучи вокруг Караваджо-скандалиста, тем совершеннее полотна Караваджо-художника и тем яростнее и быстрее он пишет, совершенно не делая набросков к своим шедеврам.
Вдруг летом 1607 года Караваджо отправляется на Мальту, здесь он выполняет заказы, которые оцениваются по достоинству, и через год получает членство мальтийского ордена. Казалось бы, вот спасение, живи, твори. Он пишет невероятные по силе и эмоциям картины. Но снова инцидент, послуживший толчком к побегу. В октябре 1608 года он переправился на Сицилию, где в Сиракузах жил давний друг Марио Миннити, тот помог чем мог. В начале 1609 года Караваджо уже в сицилийской Мессине, в конце года – в Палермо, затем в Неаполе. Здесь то ли в драке, то ли при покушении рьяного последователя правосудия, желающего получить вознаграждение, Караваджо был легко ранен. В июле 1610 года началась кампания по помилованию художника, и тот на небольшом паруснике отплыл из Неаполя – в успехе дела никто не сомневался, Караваджо хотел быть ближе к Риму. Сведения о следующих событиях скомканы: 31 июля великий Караваджо был помилован, но он уже об этом не узнает – смерть оказалась быстрее папского указа – по пути в столицу, 18 июля, художник умер. Современные исследования останков причиной смерти называют стафилококк.
Ответить головой
Знание анатомии сыграет с ним злую шутку. 29 мая 1606 г. он смертельно ранил Рануччо Томассони, с которым играл в мяч. Пустяковая ссора из-за ставки в 10 монет переросла в поединок, в ходе которого Караваджо тяжко оскорбили. Томассони съязвил: «Эй, ты, я тебе сейчас посшибаю рога, которые наставила Лена!» Лена — прозвище Маддалены Антоньетти, куртизанки, в которую был влюблён Караваджо. Художник отреагировал молниеносно и жестоко — Караваджо в ответ нанёс удар шпагой в самый пах, поразив мужское достоинство обидчика.
13 знаковых картин Микеланджело Караваджо
Первая дошедшая до нас картина Караваджо — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593). Public Domain
В Риме художник знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594). Public Domain
В 1593 Караваджо заболел римской лихорадкой и шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни он создал картину «Больной Вакх» (1593) —свой первый автопортрет. Public Domain
Первые многофигурные картины художник создал в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка». В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Public Domain
В 1596 году он создает первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами». Public Domain
В 1599 году Караваджо заключил контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Первым произведением цикла стало «Призвание апостола Матфея» (1600), где художник продемонстрировал свое искусство в применении кьяроскуро. Public Domain
Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростертом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя. Public Domain
Так произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава и заказы от других церквей. В это время он создает много картин на религиозные темы. «Обращение Савла» (1601). Public Domain
Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. Public Domain
В 1606 году Караваджо был обвинен в убийстве и объявлен «вне закона», из-за чего был вынужден скрываться. Художник продолжил писать, однако его стиль стал мрачным. «Ужин в Эммаусе» (1606). Public Domain
По заказу магистра мальтийского ордена Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608). Это единственная картина, подписанная художником. Public Domain
На картине «Давид с головой Голиафа» (1607-1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял. Public Domain
Жизнь и творчество Караваджо
Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” — оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).
Зрелые произведения художника Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Тем не менее, в самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов.