Поэт русской зимы игорь грабарь

Биография Игоря Грабаря

Академическое образование в тот период разочаровывало молодых художников, поэтому через два года Грабарь уехал в Мюнхен, чтобы заниматься в частной школе Антона Ажбе (Anton Azbe) и пройти курсы архитектора. Компанию ему составили двое однокурсников — Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Довольно быстро Игорь Грабарь продемонстрировал настолько выдающиеся успехи, что стал сначала помощником, а потом и равноправным партнером Ажбе. Но в 1901 году он решил вернуться в Россию.

Сразу после возвращения живописец начал активно выставляться с мирискусниками и другими объединениями. Его работы тепло встречались критиками и быстро находили покупателей. Вскоре пришла и международная известность. Период с 1903 по 1907 гг. считается самым плодотворным в творчестве этого художника. Именно тогда были созданы многие из самых известных его работ.

Поздние годы жизни живописец провел на даче в Абрамцево. Умер он 16 мая 1960 года в возрасте 89 лет. Игорь Грабарь был счастливо женат на Валентине Мещериной, умершей годом ранее. Их дети, Ольга и Мстислав, выбрали далекие от искусства профессии биохимика и математика.

Описание картин Грабаря И.Э.

Биография художника

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Сомов, >Билибин.

Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.

Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншеи из снега. Ему удалось создать новый образ русской природы.

В 1909 – 1914 годах Грабарь предстает перед нами как архитектор. По его проекту был построен санаторий «Захарьино», находящийся под Москвой, архитектурный облик которого отразил увлечение Грабаря русским классицизмом и архитектурой Возрождения в Италии.

В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.

Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане.

В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность.

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства — икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

В 1926—30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С

А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

Работа над образом советского человека помогла Грабарю обратиться к большим историческим темам. Он создал полотна «В. И. Ленин у прямого провода» и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина».

В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.

Грабарь пользовался неоднозначной репутацией среди коллег. Многие называли художника «Угорь Обмануилович Гробарь». Именно Грабарь пошел против воли П. М. Третьякова, который завещал оставить в неприкосновенности собранную им галерею, устроив в Лондоне выставку русского искусства, которая должна была быть продемонстрировать Советскую Россию миру.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.

Сочинения:

Феофан Грек

В настоящее время Феофан Грек считается одним из столпов русского иконописного искусства. Однако по происхождению и по рождению этот великий мастер был греком, о чем нам и сообщает его прозвище. Он родился Византии и приехал на Русь во второй половине XIV века. Приезд греческого мастера на Русь, конечно, не было новинкой, поскольку с первых лет после Крещения Руси сюда приезжали многие греческие мастера-иконописцы, заложившие основы русской иконописи.

Однако в годы появления Феофана Грека на Руси уже стала складываться собственная национальная школа иконописи, давшая впоследствии таких мастеров как Андрей Рублев и Дионисий. К тому же, это было тяжелое время татаро-монгольского ига и Русь лишь начинала собирать силы для борьбы за свое освобождение. Феофан Грек поселился сначала в Новгороде, не затронутом реалиями ига.

Здесь он создал росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице, которые сохранились до наших дней. Позже работал в Москве, Нижнем Новгороде, Серпухове. Фрески и иконы Феофана Грека в наши дни считаются уникальными памятниками русской иконописи. Их можно увидеть в Архангельском и Благовещенском соборах Московского Кремля, церкви Рождества Богородицы на Сенях.

Гадающая Светлана картина Брюллова | Люди | Истории

13 мая 2017, Люди

«Гадающая Светлана» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Картина была написана в 1836 году. Холст, масло. Размеры: 94 × 81 см. Находится в Нижегородском Государственном художественном музее, Нижний Новгород. Данная картина интересна тем, что является единственной во всём творчестве Брюллова, которая посвящена русскому национальному быту.

Картина была написана во время пребывания Карла Брюллова в Москве. В Москве великий художник оказался проездом из Константинополя в Петербург, куда его вызвал сам император Николай I, после того как Брюллов прославился в мире живописи своей картиной «Последний день Помпеи». В Москве Брюллов жил у писателя Алексея Перовского на протяжении полугода, где и написал картину на тему святочных гаданий.

Приезд художника удачно совпал со Святками, во время которых, по традиции, девушки занимаются гаданиями. Святочных гаданий существует достаточно много, в некоторых областях России они могут отличаться деталями. На картине «Гадающая Светлана» Брюллов изобразил обряд гадания у зеркала. Сам сюжет был навеян балладой  В. А.

Жуковского «Светлана» и является иллюстрацией к одному из эпизодов данной баллады. То, что художник смог наблюдать обряд лично, позволило ему создать картину более реалистичной.

Строчки из баллады В. А. Жуковского «Светлана», которые послужили основой для написания картины:

Вот красавица одна; ‎

К зеркалу садится;

С тайной робостью она ‎

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом ‎

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем ‎

Чуть лиет сиянье…

На картине мы мужем увидеть момент гадания у зеркала. Девушка в традиционном наряде — в кокошнике и русском сарафане — сидит за столом. Перед ней стоит зеркало, сбоку горит свеча. Девушка напряжённо смотрит в зеркало, в ожидании, что увидит образ суженого. Атмосфера в картине одновременно и сказочная и даже мистическая. Сам Жуковский, автор «Светланы», в знак признательности за картину, которая была написана на основе его произведения, назвал Брюллова Карлом Великим.

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (683)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (564)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (698)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (644)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (1112)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (589)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (538)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (676)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (900)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (588)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

Руководитель Третьяковской галереи

В 1913 И. Э. Грабарь стал руководителем Третьяковской галереи. В письмах того времени он писал, что взялся за эту предложенную ему должность для изучения искусства живописи “вплотную, тщательно исследуя технику и все особенности”. Живописец изменил планировку музейной экспозиции, что сопровождалось дискуссиями на страницах газет и даже во время заседаний думы. Стены залов галереи до того, как её руководителем стал Грабарь, были наполнены картинами безо всякой логики (“маленькие этюды возле огромных холстов”). Новая экспозиция Грабаря была основана на новаторских в то время монографическом и историческом принципах. Музейные сотрудники изменили планировку некоторых залов, убрав перегородки и щиты. В результате частная коллекция стала музеем европейского типа. Такое её преобразование нашло поддержку со стороны деятелей искусства. В частности, Репин отметил, что “выполнена большая и трудная работа в галерее Третьякова”.

Грабарь стал составителем также первого научного каталога этой галереи. Он руководил проверкой и новым описанием свыше 4 000 экспонатов. Ещё Игорь Эммануилович купил для Третьяковской галереи полотна таких русских классиков, как П. Федотов и О. Кипренский, а ещё картины “новейших” на то время живописцев – И. Машкова и К. Петрова-Водкина. На посту директора галереи Грабарь был до 1925.

А теперь…

Этот короткий обзор может служить лишь маленьким свидетельством тому, как многие художники из зарубежных стран выбирали Россию местом своего творчества и становились видными деятелями русского искусства. В наше время в Россию продолжают приезжать мастера, создавая здесь произведения искусства музыки, балета, архитектуры и других направлений.

Например, дирижер Теодор Курентзис, грек по происхождению, много лет проработал в России, прославив русское музыкальное искусство не только в нашей стране, но и за рубежом. Испанец Начо Дуато, балетмейстер, художник-постановщик, уже более десяти лет является художественным руководителем балета Михайловского театра в Петербурге.

(Кстати, рекомендуем посмотреть фильм Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе И.Тургенева «Месяц в деревне» и оценить самим, как тонко и точно вошел в роль русского дворянина Михаила Александровича Ракитина британец Рейф Файнс).

Описание картины Игоря Грабаря «Светлана»

Игорь Грабарь родился в семье общественного деятеля, в г. Будапешт. Из-за открытого конфликта с местной властью, отец будущего художника вынужденно вывез свою семью в Россию.

Общественное положение отца позволило мальчику получить замечательное образование: сначала юридическое, а потом художественное в питерской Академии Художеств.

Жизнь в «определенных кругах» дала Грабарю возможность принимать участие не только в России, но и в многих заграничных художественных выставках.

Октябрьская революция не внесла существенных изменений в творчество автора. Он писал много пейзажей и иных композиций, в том числе «придворных».

Кроме этого, Грабарь успевает заниматься активной искусствоведческой деятельностью и с 9012г. официально назначается распорядителем Третьяковки.

Все это позволяет ему не просто быть знакомым, но и дружить со многими политическими деятелями прошлого века. Так в его друзьях появляется жена Троцкого – Наталья Седова.

Когда начались репрессии с приходом Сталина, Грабарь оставил все политические посты и снова начал много рисовать. Именно в это время появился портрет молодой девушки «Светлана». Даже сейчас эта картина покрыта ореолом тайны, потому что точно неизвестно кто именно на ней изображен.

Портрет пользовался большой популярностью у ценителей. Ходил миф о том, что на картине дочь Сталина, которую звали Светлана. Опровергнуть или подтвердить эту версию доподлинно нельзя, так как Светлану никто никогда не видел, фотографий ее нет.

Естественность позы, проникновенность юного взгляда, спокойствие улыбки – все это передано художником с помощью серых тонов окружающего девочку фона.

Сам Грабарь был влюблен в этот портрет. Работал вдохновенно и написал «Светлану» за один день. Нежное отношение Грабаря к девочке прослеживается в каждом мазке.

Искусствоведческая работа[]

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.

Кроме того, Грабарь в —1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 4536 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.

Действительный член Императорской Академии Художеств (1913). Действительный член АН СССР (). Действительный член Академии художеств СССР ().

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Пейзажист

В Петербурге Грабарь вошёл в число ведущих критиков в журнале “Мир искусства”, а в 1903 переселился в Москву. Во время московской художественной выставки он познакомился с художником Николаем Мещериным, который пригласил И. Грабаря в свою усадьбу Дугино. Затем Грабарь проводил длительное время в усадьбе, познакомившись тут с будущей супругой Валентиной, которая была племянницей Н. Мещерина. Рядом с усадьбой было множество живописных мест. Грабарь постоянно вдохновлялся русской природой. Также он здесь очень усердно работал, поднимаясь в 5-6 утра и отправляясь на этюды.

В 1-й пол. 1900-х живописец был импрессионистом. Грабарю нравилась

зима со своими пейзажами. Именно ей посвящены картины:

и др. Живописец творил с азартом, “бросая на холст краски, не особо продумывая”.

Картина “Февральская лазурь” была навеяна самой природой в ходе лесной прогулки. Грабарь, любуясь берёзой, уронил палку, затем наклонился, чтобы её поднять, и ненароком поднял вверх свой взгляд. В автобиографии “Моя жизнь” художник потом вспоминал: “Я стоял возле удивительной берёзы, которая отличалась на редкость гармоничным строением ветвей. Посмотрев на верх этого деревца снизу, с заснеженной поверхности, я обомлел, увидев фантастически красивое зрелище. Это были переливы и перепевы всей радужной палитры, которые объединяла голубая небесная эмаль… Я сразу поспешил домой, чтобы взять небольшой холст, и мигом сделал набросок с натуры будущей полноценной картины”.

Для достижения внешнего впечатления невысокого горизонта Грабарь выкопал траншею в толстом слое снега и улёгся в ней с холстом и мольбертом. Художник воспользовался для цветовой передачи “голубой небесной эмали” различными тонами голубого. В течение 2,5 недель И. Э. Грабарь завершил полотно целиком на натуре. Живописец считал именно “Февральскую лазурь” наиболее значительной из своих картин.

И. Э. Грабарь нередко говорил, что после окончания зимы пейзаж как жанр живописи становился для него непривлекательным. И тогда он занимался натюрмортами. В Дугине весь год произрастали цветы (там были и сад, и оранжерея), поэтому в 1910-х гг. Грабарь писал преимущественно цветочные натюрморты, например, “Хризантемы” и “Дельфиниум”.

Грабарь Игорь Эммануилович

25.03.1871 — 16.05.1960

Игорь Грабарь родился в Будапеште в семье русского общественного деятеля Эммануила Грабаря. Вскоре после рождения сына, отец с семьей был вынужден бежать из Венгрии в Италию, а в 1876 году его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переехали в Россию.

С 1882 по 1989 год Грабарь обучался в московском лицее, а с 1889 по 1895 – в Санкт-Петербургском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. Однако в отличие от старшего брата Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочел карьеру художника. Еще в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и в 1894 году поступил в Академию художеств.

Летом 1895 года во время каникул, Грабарь путешествовал по Европе, изучая работы старых мастеров. Эта поездка настолько увлекла художника, что он решил остаться в Европе. Однако, вернувшись в Россию в 1901 году, Игорь Грабарь был вновь потрясен красотой русской природы.

В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумал и осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане. В 1937 году И.Грабарь создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла ему Сталинскую премию.

В период с 1913 по 1925 годы художник возглавлял Третьяковскую галерею, где провел масштабную перепланировку экспозиции музея, а также составил первый научный каталог галереи: под его руководством проверили и заново описали более четырех тысяч экспонатов.

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создал Центральную реставрационную мастерскую, благодаря чему удалось спасти многие произведения древнерусского искусства.

В Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского представлена работа художника «Зимний день» (1939). Игорь Грабарь поистине может считаться певцом русской зимы. В его работах с большой любовью и мастерством передана сияющая белизна снега, особый прозрачный, кристально чистый воздух. Сугробы переливаются на солнце всеми цветами радуги, Валентин Серов отметил мастерство Грабаря словами: «Трудная задача, а вышла у вас, — сказал он ему, — Зима — действительно белая, а белил не чувствуешь».

Умер Игорь Грабарь 16 мая 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: