Презентация на тему илларион михайлович прянишников жестокие романсы

«Жестокие романсы»

Сильное влияние на творчество Прянишникова оказала драматургия и театр, в особенности пьесы Александра Островского. Поэтому не удивительно, что в картине «Жестокие романсы» прослеживается аллюзия на судьбу Ларисы Огудаловой из пьесы «Бесприданница», написанной драматургом в 1878 году. Представшая перед нами сцена может восприниматься как «смысловой перевертыш» эпизода, в котором Лариса Дмитриевна исполняет под гитару романс «Не искушай меня».

Кстати, моделью для женского образа послужила супруга художника – Елена Прянишникова. Сохранилась фотография 1891 года, на которой чета Прянишниковых изображена за чаепитием вместе с большим другом семьи Павлом Третьяковым и Надеждой Остроуховой. По ней профиль Елены можно легко узнать на картине «Жестокие романсы».

Сегодня это произведение признано одним из лучших в творчестве мастера и занимает достойное место в мировом изобразительном искусстве. В  зале Третьяковки возле него всегда много зрителей. Автор сумел сделать своих героев реальными, даже продемонстрировать их мысли и чувства, что удаётся не каждому.

Для информации. Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии. Уже в двенадцать лет мальчик оказался в престижном и знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Однако он был так беден, что вынужден был оставить учёбу и пойти в услужение в купеческую лавку, чтобы не умереть с голода. Но его талант уже заметили и вернули в училище. Более того, дали возможность учиться бесплатно и предоставили жильё. 

В результате Россия получила большого мастера жанровой живописи, который оказал значительное влияние на художников последующего поколения. Умер Прянишников 12 (24) марта 1894 в Москве.

В селе Тимашово 20 сентября 2020 года у храма Рождества Богородицы был открыт памятник художнику. Его автором стал скульптор Сергей Лопухов. В мемориальный комплекс Прянишникова, созданный местными жителями по инициативе настоятеля храма протоиерея Антония Сомика, помимо памятника входят репродукции картин живописца под открытым небом и «Мастерская художника» — модель творческого кабинета мастера. 

Прянишников по праву считается одним из самых талантливых жанровых живописцев второй половины XIX века. Его творчеству свойственна достоверность деталей при общей критической направленности содержания, стремление к более правдивому и полному отображению жизни. В своих работах художник демонстрирует удивительную наблюдательность, живые и точные социально-психологические образы, яркие краски.

И. М. Прянишников. Жестокие романсы. 1881 г. ГТГ

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Прянишников Илларион Михайлович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Дорогая Юлик» — так Кустодиев называл свою жену

«Романс в картинах» Елены Беловой и Татьяны Мелиховой

На протяжении веков эмоциональная, чуткая, преданная, любящая душа русского человека находит свое отражение в русской песне и русском романсе.

Романс можно по праву считать жемчужиной отечественной музыкальной культуры, самым любимым и родным жанром нашего народа.

 «Романс в картинах» – это цикл авторских художественно-музыкальных вечеров, каждый из которых – признание в любви и поклон русскому романсу через его воплощение в изобразительном, музыкальном, литературном творчестве художников Елены Беловой и Татьяны Мелиховой.

Гостям вечера предлагается экспозиция уникальных картин, исполненных в технике «Живопись шерстью», где каждая картина – это иллюстрированный сюжет романса, бережно и с любовью исполняемого художниками под собственный гитарный аккомпанемент или в сопровождении фортепиано. Чтение авторских стихотворений вносит лирическую ноту и дополняет создаваемый авторами образ музыкального произведения.

Идея проекта «Романс в картинах» нашла свое воплощение и в виде фрагментов выступлений, которые проводятся на различных культурных площадках Москвы и других городов России – Международном фонде славянской письменности и культуры, Усадьбе князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки», Культурном центре Фонда «Новый мир», Тверской областной библиотеке им. Горького, Московском Доме Романса, Доме поэзии Андрея Дементьева, Доме кино Союза кинематографистов России, Центральном Доме авиации и космонавтики, саду Эрмитаж и др. Сценарий проекта «Романс в картинах» лег в основу авторского художественно-музыкального фильма с одноименным названием.  В апреле 2016 г. проект «Романс в картинах» был удостоен Диплома Лауреата на XVI Московском фестивале искусств «Вдохновение» за оригинальность техники исполнения высокохудожественных работ и уникальное сочетание сюжетов картин с музыкальными произведениями.Картины художников Елены Беловой и Татьяны Мелиховой, членов Творческого союза профессиональных художников и Международного художественного фонда, регулярно выставляются на московских и международных выставках, получают награды престижных художественных конкурсов. Теплые «шерстяные» картины авторов проекта вызывают подлинный интерес у зрителя, о чем свидетельствуют многочисленные отклики.

Ф.В. Шугаев, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:«Мне в руки случайно попал альбом «Шерстяная живопись» Елены Беловой и Татьяны Мелиховой. Я получил большое удовольствие. С помощью шерсти, оказывается, можно создавать картины  великолепных пейзажей («Усадьба Михайловское», «Ночь светла»), изображать заветные уголки в известных парках («Царскосельская статуя»). Конечно, альбом заслуживает того, чтобы с ним познакомились многочисленные любители живописи».

К.В. Хачатурян, композитор, пианист дирижер, педагог:«…Это очень талантливо!»

В.В. Варфоломеев, певец, руководитель Народного театра «Оперетта на Таганке»:«Впечатления, которые рождаются от просмотра этих художественных произведений, находят тайные глубокие отклики – струны в душе, пробуждающие такие мысли и порывы, зовущие к теплому, высокому ощущению смысла всего живущего и происходящего вокруг нас, зовут и будят вдохновение к созиданию самого внутреннего мира людей».Н. Наумов (скульптор МСХ, искусствовед) и Е. Лаврова (художник, куратор выставок) (Газета для художников, выставочных залов и галерей «Наш Изограф», №3 март 2015 г., г.Москва):«Оригинальностью привлекли работы Беловой Елены «Конный двор в Кузьминках» и Мелиховой Татьяны «Большой парк в Кузьминках». Теплые и душевные работы…»

Е. Громова, руководитель Православной молодежной организации «Клуб Петра и Февронии» (Москва):«Благодарим Мелихову Татьяну и Белову Елену за чудесную нежную картину… Картина стала победителем творческого конкурса «Святые Петр и Феврония – образец супружеской жизни», проводимым Клубом Петра и Февронии. Благодарим авторов за участие, поздравляем с победой и желаем им Божией помощи и вдохновенного творчества!»

Описание картины Иллариона Прянишникова «Жестокие романсы» Картины художников

Картина Прянишникова «Жестокие романсы» написала в 1881 году. Автор вновь обращается к бытовому жанру, изображая сюжет произведения сатирическим. Стоит заметить, что художник практически всегда писал людей, но не просто портреты, а какие-то события, несущие в себе смысл, заставляющие задуматься над представленной ситуацией, даже погрузиться в нее.

В своих произведениях Прянишников достигает максимальной естественности, сочетая мгновения прекрасного и классические бытовые композиции. Каждый образ несет в себе какое-то настроение, характер, определенную атмосферу.

«Жестокие романсы» имеют не только сатирическое наполнение, но и оригинальное авторское название. Прянишников изображает комичную сцену: молодой парень довольно нелепого вида, с завивающимися кудряшками и в новеньком сюртуке громко распевает песни, играя

на гитаре. Герой пытается очаровать находящуюся рядом девочку, завоевать ее сердце.

Позиция, эмоциональный настрой молодого человека, чем-то ассоциирующимся с завывающим псом, провоцируют в наблюдателе насмешку, чувство отвращения, жалость. Девушка явно смущена и растерянна таким поступком, поэтому сидит, опустив голову и отвернувшись от своего обожателя.

При взгляде на это полотно многие начинают сравнивать нарисованных героев с героями литературными. Таким образом при упоминании «Вишневого сада» Антона Павловича Чехова персонажей визуализируют в варианте Прянишникова. Замешательство на лице девочки сродни ощущениям чеховской Дуняши, пытающейся копировать некое благородство, изображает мнительность и готовиться свалиться в обморок от любого волнения.

Яша, исполняя жестокие романсы под гитарное сопровождение, стремится заполучить расположение горничной. Произведение в полной мере передает комичность и абсурдность поведения молодых людей.

Прислал: Веселова Кристина . 2017-10-08 22:22:08

Романсы-картины

Свобода и непринужденность поэтической речи проявляется и в таких частностях, как система рифмовки, не повторяющаяся ни разу; в трех четверостишиях использованы все возможные комбинации рифм — и перекрестные (a b а b), и парные (a a b b), и опоясывающие (a b b a). Таким образом, это стихотворение, по существу, не делится на строфы, поскольку строфа есть законченная, завершенная композиционная единица, соизмеримая с другими, аналогичными.

Казалось бы, столь свободно развивающееся стихотворение должно «сопротивляться» музыкальной интерпретации в статичной и уравновешенной трехчастной форме.

Но в трактовке Мясковского трехчастная форма приобретает очень большую гибкость, отражая все особенности поэтической речи.

Мелодия первой части (соответствующей первому четверостишию) декламационна, она тонко отражает и ритмику и интонации поэтической речи. В то же время она достаточно обобщенна, и потому некоторые интонации приобретают тематическое значение, независимое от слов, с которыми они были связаны при первом появлении :

Отметим особое значение, отведенное здесь тритоновой интонации, что весьма типично именно для декламационных мелодий (напомним, например, начало романса Даргомыжского «Мне грустно»).

Средняя часть романса использует уже знакомые интонации в ином композиционном и ладогармоническом освещении. Так, вторая фраза первой части становится начальной фразой середины, далее вычленяется и секвентно варьируется характерная тритоновая интонация.

Грань между серединой и репризой затушевана и гармонически (реприза не имеет никакого гармонического предыкта) и мелодически; из-за небольшого изменения начальной фразы реприза воспринимается скорее как продолжение, чем как начало нового раздела.

Таким образом, симметричная трехчастная форма воспринимается почти как форма «сквозного развития», в чем нельзя не видеть отражения особенностей поэтической композиции.

Музыкальное интонирование стиха диктует, как мы видели, и построение музыкальной формы, и соотношение голоса и фортепианной партии, создающей лишь опору для голоса.

Несколько по-иному реализован тот же принцип в романсе «Очарованье красоты в тебе» — на наш взгляд, лучшем романсе цикла, выразительнейшим образом передающем очарование покоя, безмятежности, «священной тишины». Здесь декламационная мелодия еще более обобщена и кантиленизирована. Это достигнуто выравненностью ритма, придающей (в условиях довольно медленного движения) особую значительность, весомость каждому звуку, и решительным преобладанием диатоники и мягкостью перехода от конца предыдущей фразы к началу последующей. Лишь реприза подчеркнуто отделена от предыдущего изложения ферматой и особенно легким, воздушным началом фразы на высоком звуке:

Кантиленность присуща не только вокальной, но и фортепианной партии романса, где все время возникают певучие фразы, имитирующие партию голоса или сливающиеся с ней в своего рода дуэт.

«Романсы-картины» из опуса первого более традиционны, чем рассмотренные выше лирические монологи., и свидетельствуют скорее об усвоении творческого опыта классиков, чем о поисках своего собственного пути. Но это не мешает оценивать весь цикл как цельное, художественно законченное явление, отмеченное не только талантом, но уже и мастерством.

Несколько иную грань творчества раннего Мясковского представляет его вокальная сюита «Мадригал» на слова Бальмонта. Она построена необычно: три ее части («Прелюдия», «Интерлюдия» и «Постлюдия») написаны на одни и те же слова:О, в душе у меня столько слов для тебя и любви.

Только душу мою ты своею душой назови.Эти слова находят разное музыкальное воплощение. «Прелюдия» — это как бы свободная импровизация трубадура перед началом канцоны в честь прекрасной дамы; на эту ассоциацию наталкивает и мелодия, рождающаяся из взволнованного восклицания, и arpeggiato в партии фортепиано, звучащее как взятый на лютне аккорд.

Свитера купить женские свитера оптом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: