С поклонением природе, биография исаака левитана

Доступное чтение: великий пейзажист исаак левитан

Волжские путешествия

В 1887 году Левитану, давно мечтавшему посетить Волгу, вдохновительницу любимого учителя Саврасова, удалось увидеть великую реку воочию. Особого впечатления она на живописца сначала не произвела.

Весной следующего года Левитан с друзьями-художниками отправился в речное путешествие по Оке и Волге. Путь пролегал мимо маленького старинного Плёса. Городок и его окрестности совершенно очаровали Левитана, и художники сошли на берег. В итоге каждое лето с 1888 по 1890 год живописец провёл именно в этих местах, отсюда ездил в близлежащие города со старинными храмами и церквушками, интересующими Левитана.

Родом отсюда около двухсот произведений художника, которые принесли известность и ему как живописцу, и Плёсу как великолепной натуре.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Художники (5872)
  • импрессионисты (319)
  • Кулинарные рецепты (16)
  • Рукоделие (14)
  • Схемы для оформления дневника (14)
  • Латвия (6)
  • Венгрия (5)
  • Армения (5)
  • Сайт знаменитых художников (3)
  • Мексика (3)
  • Дизайн помещений (3)
  • Египет (2)
  • Дания (2)
  • Абхазия (2)
  • Саудовская Аравия (1)
  • Индонезия (1)
  • Финляндия (1)
  • Кипр (1)
  • Колумбия (1)
  • Сербия (1)
  • Княжество Лихтенштейн (1)
  • Исландия (0)
  • Люксембург (0)
  • Австралия (9)
  • Австрия (21)
  • Азербайджан (3)
  • Актеры кино и театра (844)
  • Антиквариат (88)
  • Архитектура (113)
  • Белоруссия (4)
  • Бельгия (7)
  • Бразилия (2)
  • Великобритания (110)
  • Вьетнам (4)
  • Германия (31)
  • Голландия (1)
  • Графика (722)
  • Греция (8)
  • Декоративно-прикладное искусство (157)
  • Достопримечательности Канады (28)
  • Достопримечательности Франции (206)
  • Париж (45)
  • Европейская готика (4)
  • Зарубежные звезды (435)
  • Звезды балета (59)
  • Из жизни знаменитостей (243)
  • Израиль (7)
  • Индия (9)
  • Интерьеры помещений (36)
  • Испания (27)
  • Италия (80)
  • Картинки (15)
  • Кино (60)
  • Китай (39)
  • Классическая живопись (1140)
  • Конкурсы красоты (10)
  • Корея (6)
  • Короли спорта (13)
  • Коста-Рика (1)
  • Культура, искусство (7754)
  • Ландшафтный дизайн (53)
  • Литва (3)
  • Литература (202)
  • Мастера фотографии (238)
  • Мир животных (90)
  • Мир моды (122)
  • Монако (4)
  • Мудрые мысли (8)
  • Музыка (разных жанров) (276)
  • Нидерланды (12)
  • Новая Зеландия (5)
  • Норвегия (7)
  • Опера (26)
  • Открытки (84)
  • Пакистан (1)
  • Польша (15)
  • Португалия (10)
  • Природа (251)
  • Путешествия (743)
  • Разное (37)
  • Россия (271)
  • Города (58)
  • Храмы (23)
  • Румыния (1)
  • С Ш А (89)
  • Сингапур (3)
  • Скульптура (115)
  • Словения (5)
  • Советские и российские актеры (404)
  • Современная живопись (4454)
  • Таиланд (4)
  • Театры, библиотеки, музеи (60)
  • Турция (3)
  • Украина (10)
  • Хорватия (10)
  • Цветы (127)
  • Черногория (4)
  • Чехия (24)
  • Швейцария (21)
  • Швеция (10)
  • Эстония (1)
  • Ювелирные изделия (50)
  • Япония (41)

Описание картины Исаака Левитана «Солнечный день. Весна»

Временем создания картины «Солнечный день. Весна» стал период 17-летия художника Исаака Левитана. Молодой человек проходил учёбу в школе живописи города Москва. Основным направлением мастера стали пейзажи. Возможно, это непросто была любовь к природе. Левитан был учеником известного художника Алексея Саврасова, который, в свою очередь был мастером изображения сущности окружающего мира.

Внимание стоит уделить их дружеским отношениям и совместному видению сущности красоты натуры. Очевидным является и то, что наставник Левитана предлагал непросто рисовать, а вложить всю свою душу в картины

Пейзаж должен быть натуральным, а не срисованным – это основная черта творчества.

Работа Левитана «Солнечный день. Весна» включает в себя лёгкость и удивительность окружающей среды. Изображён уютный деревенский уголок, окружённый прекрасными деревьями. Дом сделан из дерева, что доказывает простоту русской души.

Местоположение жилого уголка вроде бы в тени, но солнце всё равно пробивается сквозь стройные берёзы, освещая остальную половину двора. Смелые полутона зелёного цвета отлично показывают молодость и чистоту окружающего мира. Окошки очень маленькие, как будто за ними скрывается тайна быта людей. Внешний вид деревянного домика привлекает семейным счастьем, которое царит внутри. Домашняя птица во дворе показывает хозяйственность человека и его ответственность.

Исключительная природа – основной вдохновитель Исаака Левитана. Прослеживается невооружённым взглядом стремление художника, показать внутреннюю красоту и хрупкость естества. Несомненно, ранняя работа мастера веет своим юношеским реализмом, так как краски настолько яркие и броские.

Присутствие уюта на картине Левитана впечатляет зрителя и заставляет окунуться в детство, где есть деревенский простой уголок счастья.

В кругу передвижников

В 1891 году художник вступает в круг передвижников и начинает участвовать в передвижных художественных выставках, не имевших предшественников на территории России. Целью выставок было знакомство жителей страны с современной живописью. Сами художники желали отойти от академического изображения и создавать картины о жизни простых людей, изображать жизнь такой, какая она есть. Эта идея очень импонировала Левитану. Несмотря на восхищение импрессионистами, художник стремился показать природу России такой, какая она есть, без прикрас.

В этот период Левитан создает такие произведения, как «У омута» и «Владимирка» (сейчас обе работы находятся в Государственной Третьяковской галерее), тепло принятые на выставках.

Художник много путешествует как по России, так и за рубежом. Везде он продолжает писать пейзажи, запечатлевая природу в разных ее состояниях. Так, он создает свои известные произведения «Март» (1895, Третьяковская галерея) и «Золотая осень» (1895, там же).

Становление художника

Несмотря на тяжкий жизненный путь, Левитан не прекращал писать и создал достаточно большое количество пейзажных работ, таких как: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х годов, Дом-музей И. Левитана в Плесе), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея) и другие. Благодаря продаже некоторых произведений, а также преподаванию живописи ему удалось улучшить свое материальное положение.

Однако годы нужды и лишений подорвали здоровье художника, и в 1886 году ему пришлось отправиться в Крым на лечение. Вернувшись полным новых сил, Левитан устраивает большую выставку (более пятидесяти пейзажей). После этого ему удается осуществить свою давнюю мечту: совершить поездку на Волгу. Однако из-за неудачно выбранного времени года и плохой погоды поездка оказалась неудачной. Художник совершает второе путешествие через год. Вместе со своими товарищами-живописцами Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он открывает для себя красоту русской природы.

Наиболее важным открытием поездки становится местечко под названием Плес. Этот небольшой городок занял значимое место в биографии Левитана. Художник был настолько поражен красотой и живописностью его видов, что возвращался туда несколько лет подряд, проводя там летние месяцы и создав несколько сотен пейзажей. Одной из знаковых картин, созданных там, стало произведение «Над вечным покоем» (1894). Спокойное величие природы, выраженное в неподвижности тяжелых туч на небе, соприкасается с бренностью человеческого бытия в изображении могильных крестов рядом с небольшой часовней. И в то же время сама часовня, стоящая на утесе, открытая ветрам и буре, являет собой стойкость и непоколебимость человеческого духа.

К началу 1890 года художник отправился в путешествие по Италии и Франции. Как и многие живописцы тех лет, он поехал в Париж, который произвел на него большое впечатление. Левитана, как и его коллег, интересовали и вдохновляли новые течения живописи, зарождавшиеся именно там. Барбизонские пейзажи и полотна импрессионистов, совершивших революцию в написании света и движения воздуха, вдохновили художника на дальнейшую работу.

Окончание учёбы

Но любимый учитель не смог довести дело до конца: Исаак Левитан не стал дипломированным «классным художником». В 1885 году, весной, предстоял выпуск, картина-задание была окончена. Но в этот период Саврасов запил (за ним наблюдалась такая слабость). Разыскав учителя в каком-то сомнительном заведении, Левитан предъявил тому свою работу для оценки. «Большая серебряная медаль» – написал мелом академик с обратной стороны картины. Эта оценка означала право студента на диплом.

Но администрация училища, недовольная поведением Саврасова и, возможно, из соображений национальности студента, встала в позу. Некоторые преподаватели считали, что еврей, пусть и очень талантливый, не может писать русские пейзажи. Так, после 11 лет успешной учёбы и удачного участия во многих выставках, Левитан стал всего лишь дипломированным учителем чистописания. Звание художника с большой буквы ему предстояло доказать своими произведениями.

описание картины Пластова «Первый снег»

Первый снег.

   Аркадий Пластов — русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета. А вот картина Пластова «Первый снег» в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета — белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она «теплая», несмотря на то, что изображает зиму.

  На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним — береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.

  Как и всегда в пейзажных работах Пластова, их центром являются человеческие фигуры. На этот раз парочка детей — мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.

  Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше.

  Скупость художника на цвета и детали в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 году, в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом. Для него чудо — и дети, которые не разучились радоваться и восхищаться, и первый снег, пушистый, ослепительно-белый.

Описание картины Исаака Левитана «Весна в Италии»

Исаак Ильич Левитан – талантливый живописец 19 века, мастер «настроения в пейзаже». Его произведения восхищают и радуют сердце. Несколько удивительных картин он посвятил Италии. В 1890 году художник совершает путешествие за границу. Ему хочется познакомиться с работами западных художников, посетить картинные галереи, взглянуть объективно на свое творчество. Сначала он отправился во Францию, в Париж, а оттуда переезжает в Италию, путешествует по Флоренции, останавливается в Венеции. От изумительной итальянской весны с ее глубоким синим небом, цветущими миндальными деревьями, изумрудной травой по склонам гор Левитан испытывает чувство беспредельного восторга. В том же году он создает две восхитительные картины, посвященные весне в Италии. Левитан блестяще передал игру света-тени, мягкость переходов цвета, придал картинам живость, создал определенное настроение. На картинах изображены живописные уголки местной природы. Они полны жизнерадостности и легкого флера.

На первом полотне мы видим деревья, цветущие кустарники, на которые постепенно спускаются сумерки. Горные вершины все еще освещены солнцем, от этого кажутся слегка розоватыми. Небо чистое, ясное. Вторая картина представляет нам похожий пейзаж. Италия. Весна. Яркий, солнечный день. Зеленые холмы, белоснежные вершины гор. Дорога, ведущая вдаль. Небо синее, бездонное. Цветущие деревья наполняют воздух своими цветочными ароматами. Все в картине пронизано легким волшебным настроением. Чистота цвета и необыкновенная мягкая бархатистость отличает эти работы, притягивает наш взор. Итальянские пейзажи красивы, нежны, заставляют волновать наши чувства. Однако лучшие картины Левитан создавал в России. Он был убежден, что только в России можно быть настоящим пейзажистом.

Сочинение по картине Весна. Большая вода

Весна – потрясающее время года, во время которого всё то, что ушло на покой на время зимы выползает из своей спячки и начинает активно навёрстывать упущенное. Именно весной оживает вся растительность, и появляется новая, магическая атмосфера, которая в свою очередь заполняет всё вокруг давая окружающим прекрасное настроение. Обычно весной люди чувствуют себя на порядок лучше, чем той же зимой, или же осенью. Оно и понятно, зима и осень, это время когда человек наиболее уязвим психологически, в это время обычно все люди начинают очень сильно грустить по причине различных вещей, начиная от погоды, и заканчивая личными переживаниями.

Наиболее точно в произведении искусства весну изобразил художник Левитан. В его волшебной картине, которая так и называется, “Весна

Большая вода” автор отразил большое количество различных аспектов весны, раскрыл её важное значение для людей, показал для чего же всё-таки существует данное время года, и почему же все люди так любят его. Он также объяснил своему зрителю, почему стоит ценить данное время года, и почему человек просто обязан помнить о том, что данная прекрасная пора продлится совсем недолго

Он говорит о конечности данного времени года, однако он также упоминает о его цикличности, и это значит, что даже если сейчас весна подходит к концу, то она обязательно ещё вернётся.

На самой же картине мы видим изображения небольшого села, с которого только начинает сходить последний снег, отчего всё вокруг покрывается водой, и деревня оказывается отрезанной от всего остального мира. Автор говорит о теме сложности жизни в подобных деревнях, ведь даже простое наводнение способно отрезать её от всего остального мира, и единственным вариантом на спасение станет маленькая лодочка, которая также изображена на картине. Автор показывает то, что жители такой небольшой деревни вряд ли способны на борьбу с силами природы, и потому они просто идут навстречу тому, что надвигается на них, что также должно вызывать уважение у людей, так как эти смелые люди отнюдь не бояться того, что случится, напротив, они смело идут навстречу с тем, чего стоило бы бояться, дабы попробовать свои силы в борьбе с этим.

Таким образом, мы видим, что автор в своей картине выказывает уважение не только данному времени года, но и также маленькой деревне, жители которой, не побоявшись трудностей, не поспешили покинуть её.

Учёба, первые успехи

Учёба давалась без особого труда. Исаак хорошо рисовал с натуры, пробуя себя в разных направлениях и техниках: графика, натюрморт, портрет – любые задания выполнялись успешно. Достижения отмечались именитыми учителями и начинали приносить дивиденды: в марте 1877 года после выставки юный художник кроме малой серебряной медали и упоминания в прессе получил материальную помощь, предназначенную для образовательных целей. В 1880 году картину «Осенний день. Сокольники» за сто рублей (очень выручившие художника) приобрёл для своей галереи Павел Третьяков, который с этого времени стал внимательно следить за творческим развитием Левитана и время от времени приобретать его произведения. Спустя 4 года Левитан стал членом Товарищества художников-передвижников, что также способствовало его популяризации как живописца.

2 вариант

Исаак Ильич Левитан всем известный живописец. Чаще всего художник изображает окружающую природу. Так на картине «Весна. Большая вода» показана красота такого замечательного времени года как весна. Смотря на полотно, можно сразу понять, что зима была очень снежная и начался весенний сезон. Природа начала просыпаться и отходить от зимней спячки. С каждым днём светило всё выше поднимается ввысь, согревая теплом мир.

Тёплый воздух чистый и прозрачный. Рассматривая картину, чувствуется лёгкое спокойствие и умиротворение.

Весна изображена в самом сильном периоде её проявления. Мы видим паводок, который захватил лес и даже несколько деревянных домиков. Для природы вода это питание. Реки увеличат свои стоки, поля напьются и может даже заведётся рыбка. Единственная проблема: большое количество воды может навредить человеку: затопить дома, снести урожай, сделать почву негодной. Левитан в своем произведении показывает тот случай, когда произошел затоп населения и, наверное, людям придётся перебираться на лодках. Смотря на картину, появляется чувство, что всё замерзло и слушает тишину. Деревья тоже стоят в ожидании, совсем голые, без листвы. Подняв, свои ветви вверх стремятся к солнечному свету, к чистому небу. Их отражения в воде, будто в зеркале показывают свою красоту. Мощный ствол клена раскидал ветви, словно силач, видимо что не в первый раз переживает он весенний паводок. На переднем плане картины изображена маленькая деревянная лодочка, которая сейчас является средством для передвижения народа, рядом стоящей деревеньки. Смотря на землю берега, чувствуется сырость и лёгкая прохлада. Речная гладь очень чистая и спокойная, лишь слегка видны небольшие складки. Вода отражает голубое небо,на котором видны лучи, предвещающие плохую погоду, а также отсвечивает большие макушки деревьев. Автор использует скромные краски. Очень мало на холсте яркости. Наверное, художник хотел показать весну такую, какой она является на самом деле. Кое-где видны оттенки розового цвета. Эти краски придают композиции нарядный облик.

Русская природа очень великолепна в любой сезон. На полотне чувствуется, как просыпается мир после холодной и долгой зимы. Совсем скоро высохнут поля и покажет свою зелень земля, набухнут почки и в воздухе заиграет теплота и свежий лёгкий воздух. Автор без всяких слов описывает всю красоту и умиротворения весеннего времени года.

Описание картины Исаака Левитана «Весна. Последний снег»

Русский пейзажист Исаак Левитан – настоящий мастер своего дела. Он подарил миру удивительное количество полотен, которые в полной мере отражают все великолепие нашей природы. Картины живописца стали пользоваться успехом еще при его жизни. Это говорит о невероятном таланте, который он сумел раскрыть в себе. Левитан любил каждое время года по-своему, поэтому все его картины является олицетворением живительной силы. Никто не сможет передать всю красоту и естественность пейзажа так, как это сделал Левитан. На картине вы можете рассмотреть реку, которая только избавилась от сковывающих ее всю зиму льдин. Весна еще только вступает в свои права владения, пока природа находится в полусонном состоянии. К чему приведут такие перемены? Никто не знает! А пока река пользуется моментом и сбрасывает с себя тяжелые оковы.

Снег, покрывающий ее, постепенно тает. Деревья уже готовы проснуться после своей затянувшейся спячки, ведь скоро придется менять свой наряд. Вдали виднеются миниатюрные березки, которые уже готовы покрыться весенними почками. Солнышко куда-то спряталось, из-за этого пейзаж выглядит слегка мрачным и совершенно скучным. Невозможно словами передать мастерство живописца. Ему удается показать зрителю, что даже в мрачном пейзаже есть особое очарование. Ранняя весна прекрасна по-своему, и это великолепие красок совершенно невозможно чем-то нарушить. Пройдет совсем немного времени и берега покроются травой. Леса утонут в ярких цветах, птички прилетят вить на деревьях свои гнезда. Художник будто бы готовит нас к тому, что дальше начнется все самое интересное! Четкие контуры деревьев, каждой отдельной кочки и веточки – в этом его гениальность. Левитан мастер изображать простые вещи такими, какие они есть на самом деле. В этом очарование его творчества.

Первое лето после училища и семья Чеховых

Весной 1885 года А. Чехов пригласил И. Левитана в подмосковную Максимовку, близ которой в Бабкино, имении Киселёвых, гостило семейство Чеховых «всем цыганским табором», по выражению Антона Павловича. Левитан в годы учёбы был дружен с Николаем, братом писателя, поэтому часто бывал в чеховской семье, сердечная атмосфера которой действовала на нервного художника успокаивающе. С этого года и навсегда Левитан особенно сблизился с Антоном Павловичем: они сошлись сначала на почве совместных остроумных представлений, оба оказались талантливыми актёрами, затем на полном взаимопонимании и родстве душ. Всю жизнь они подтрунивали друг над другом, бывало, соперничали, но немногие сохранившиеся письма свидетельствуют о том, что Левитан только Антону Павловичу доверял свои самые сокровенные тайны, только перед ним мог раскрыть душу.

Глубокое искреннее чувство к художнику через всю жизнь пронесла сестра писателя Мария Павловна. Сам Левитан, пылкий и влюбчивый, был какое-то время очарован ею, даже делал предложение (единственный раз в жизни), но продолжения роман не получил.

Описание картины Исаака Левитана «Весна. Последний снег»

Исаак Левитан – русский живописец XIX- рубежа XX века, известный полотнами в которых отражена красота и вся сущность русской природы.

Картины Левитана стали пользоваться большим успехом еще при жизни художника, что, несомненно, свидетельствует об огромном таланте живописца, способного при помощи простых красок передать ту неиссякаемую живительную силу свойственную природе в любое время года, которую и сегодня мало кому удается запечатлеть даже при помощи фотообъектива.

Картина «Весна. Последний снег» написана художником в 1895 году всего за 5 лет до смерти. На полотне представлена небольшая речушка, едва освободившаяся ото льда, но уже готовая излить свои воды на окружающие ее берега.

Весна только началась, природа еще не успела очнуться от зимнего холода и спячки, и только река сбросила оковы. Белоснежный снег покрывается серыми пятнами и постепенно исчезает, деревья стоят голыми, но уже пробуждающимися.

Виднеющиеся вдали за лесом березы уже готовы покрыться первыми весенними почками. Светит солнце, его лучей не видно, но понять это достаточно просто по свету, который исходит и от голубого неба, и от бурливой реки и даже от тающего снега.

Мастерство художника позволило ему придать, в общем-то, мрачному пейзажу очарования ранней весны, которое заметно только истинному любителю природы, ведь совсем скоро, берега реки покроют травы, а опушка леса утонет в цветах, прилетят первые птицы и наступит долгожданное тепло.

Именно этот миг предвкушает картина, так и хочется посмотреть на то, что будет дальше, как произойдет это чудесное преображение, к которому с такой тщательностью готовит нас художник, кисть которого так отчетливо выписала каждое дерево, каждую веточку и кочку. Яркая, красочная и одухотворяющая картина причисляется к одному из лучших образцов живописного искусства России и мира.

Последние годы жизни

В 1896 году тяжёлая инфекция дала осложнение на без того больное, ослабленное сердце художника, симптомы аневризмы стали более явными.

В 1898 году Левитану, некогда не дождавшемуся звания художника, присвоено звание академика пейзажной живописи. Теперь авторитетный и именитый мастер стал преподавателем в родном училище.

Зимой 1899 года по рекомендации врачей Исаак Ильич едет в Ялту к Чехову. Но сердце 39-летнего художника, совсем молодого мужчины, измотано постоянными болями, никаких улучшений нет. По возвращении в Москву Левитан почти безотлучно находится у себя дома, в Трёхсвятительском переулке. Не закончив десятки этюдов и картин, 4 августа 1900 года великий, истинно русский художник умер. Бесконечно жаль, что так рано…

Зарубежные поездки

Левитан давно хотел познакомиться с европейским художественным искусством. В конце 1889 года художник отправляется в Париж на Всемирную выставку. Здесь, ознакомившись с полотнами интересовавших его пейзажистов (Коро, Милле, Руссо), Исаак становится более уверенным в себе.

После Парижа посещает Италию, пишет великолепные полотна, которым, по отзывам, всё-таки не хватает сердечности, свойственной работам, созданным на родине. По признанию самого художника, «нет лучше страны, чем Россия; только здесь может быть настоящий пейзажист».

В 1895 году – поездки в Австрию и Францию, в 1896-м – в Финляндию, в 1897-м – в Италию. Картины по мотивам путешествий. И вновь и вновь патриотический вывод, убеждение, что настоящие красоты только в России

Весна. Большая вода. 1897

Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва, Wikimedia Commons.

Пространство картины «Весна. Большая вода» прорезают линии тонких деревьев и их отражений в воде. Цвет почти монохромен, а деталей по минимуму.

Несмотря на это, картина тоже поэтична и эмоциональна.

Здесь мы видим умение сказать главное парой слов, сыграть великое произведение на двух струнах, выразить красоту скудной русской природы с помощью двух цветов.

Так могут только самые талантливые мастера. Так мог и Левитан. Учился он у Саврасова. Тот первым в русской живописи не побоялся изобразить скудную русскую природу.

Слева: Алексей Саврасов. Зимняя дорога. 1870-е. Музей Республики Беларусь, Минск. Tanais.info. Справа: Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.

Так в чем же секрет притягательности левитановской «Весны»?

Все дело в противопоставлении. Тонкие, очень тонкие деревья — против такой стихии, как сильный разлив реки. И вот уже появляется щемящее чувство тревоги. К тому же на заднем плане вода подтопила и несколько сарайчиков.

Но при этом река спокойна и однажды все равно отступит, это происшествие циклично и предсказуемо. Тревоге нет смысла разрастаться.

Это, конечно, не та чистая радость «Березовой рощи». Но и не всепоглощающая тревожность картины «У омута». Это как будто повседневная драма жизни. Когда чёрная полоса непременно сменяется белой.

  • Вечерний звон. Уединение, звучание, настроение
  • Над вечным покоем. Философия Левитана

Подведем итоги о Левитане

Валентин Серов. Портрет И. И. Левитана. 1890-е. Третьяковская галерея, Москва.

Левитан не был импрессионистом. Да и работал над картинами подолгу. Но охотно использовал некоторые живописные приёмы этого направления, например широкие пастозные мазки.

Исаак Левитан. Золотая осень (фрагмент).

Левитану всегда хотелось показать нечто большее, чем только отношения между светом и тенью. Он создавал живописную поэзию.

В его картинах мало внешних эффектов, зато есть душа. Разными намеками он вызывает у зрителя ассоциации и побуждает к размышлению.

А ещё Левитан вряд ли был меланхоликом. Ведь как тогда у него появились такие мажорные работы, как «Берёзовая роща» или «Золотая осень»?

Он обладал повышенной чувствительностью и испытывал очень широкий диапазон эмоций. Поэтому он мог безудержно радоваться и бесконечно грустить.

Эти эмоции буквально раздирали ему сердце – он не всегда мог справиться с ними. И оно не выдержало. Художник не дожил до своего 40-летия буквально несколько недель…

Но после себя он оставил не просто красивые пейзажи. Это отражение его души. Нет, на самом деле, наших душ.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Описание картины Исаака Левитана «Весна. Белая сирень»

Ещё одна работа выдающегося русского пейзажиста, Исаака Левитана, из серии этюдов, выполненная в пастельной технике. Пастель, как известно – очень мягкий рассыпчатый материал, посредством которого можно создавать воздушные, расплывчатые, нежные работы, и не вдаваясь в детализацию, передать многое.

Картина Белая сирень – одна из серии многочисленных этюдов художника, показывающий нам его великолепный талант в быстрых и удивительных зарисовках. На ней изображена пологая лестница, ведущая на террасу некоего усадебного дома.

Пышные кусты распустившейся белоснежной сирени, раскинувшиеся по обеим сторонам дорожки, как бы приглашают нас войти в дом. В вечернем таинственном свете сумерек гроздья кажутся небесно-голубыми, их белизна настолько яркая, они будто бы светятся, впитав в себя сияние уходящего майского дня. Особую загадочность придают плавные, нежные, почти прозрачные тени.

В доме ещё пока не зажгли свет – ещё недостаточно темно, чтобы сидеть со светом, но и не так уж светло, чтобы сидеть без него. Мы видим в черных окнах отражение ещё горящего сизой краской, затухающего небосвода. Становится сыро, повеяло прохладой. Воздух остывает, появляется роса. Над травою начинает стелиться дымкой туман (синее пятнышко в левой нижней части картины, за сиренью), цвета сгущаются.

Нельзя не заметить то, как тонко художник сумел показать вечерний воздух, как точно передает он состояние сумерек. Изображать сумерки довольно сложно, потому как художник, когда пишет работу, сам страдает от недостатка света и краски его могут подвести и обмануть; к тому же сумерки длятся минуты, темнеет очень быстро. Поэтому можно с точностью утверждать, что этот этюд был выполнен быстро, не более, чем в пределах четверти часа!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: