Карл брюллов: главный романтик русской живописи

Карл брюллов

Годы учёбы в Академии

Все мальчики в семье Брюлловых учились в Петербурге в Императорской Академии художеств. В 1809 году, в возрасте десяти лет, поступил туда на учёбу и маленький Карл. Его зачислили на казённое содержание, проучился он здесь 12 лет.

Среди сверстников он сразу выделился своею одарённостью и отличной домашней подготовкой

Любознательный и талантливый мальчик обратил на себя внимание преподавателей, причём ученик был одарён разносторонне, не только в предметах живописи. Легко и блестяще Карл справлялся с любыми учебными заданиями, чем снискал уважение и популярность среди сверстников, они часто обращались к Брюллову за помощью. Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату

Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату.

Одним из преподавателей юного Брюллова был русский художник Андрей Иванович Иванов. Педагог сразу рассмотрел в мальчике недюжинный талант, выделял его среди остальных учеников и помогал. Карлу даже было разрешено обучаться вразрез строгой программе. Сначала надо было пройти курс копирования, потом рисовать с гипсовых голов и фигур, далее с манекенов и лишь после этого с живой натуры. Брюллову намного раньше, чем всем остальным, разрешили рисовать собственные композиции.

Ещё во время обучения в Академии Брюллов создал своё первое значимое произведение – полотно «Гений искусства». Над этой работой художник трудился почти три года. Картина была написана пастелью, в соответствии со всеми академическими требованиями. Классическим канонам в этой работе соответствовало всё – характер подсветки, пропорции лица и тела, чёткие контуры, устойчивые формы. Академический Совет признал её образцом для копирования, сейчас «Гений искусства» выставлен в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

В этом же музее хранится сейчас и вторая картина Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году. В классе Андрея Иванова студентам поставили задачу написать мужскую фигуру юноши, который расположился полулёжа и склонился над водой. В Академии для этого обычно служили натурщики, которые принимали соответствующую позу, а ученики, молодые художники, рисовали с них свои картины.

Брюллов чувствовал какую-то неудовлетворённость от отсутствия вокруг пейзажа. И тогда он оправился на Чёрную речку в Строгановский сад. Густые садовые заросли навеяли воображению Карлу присутствие мифологических образов, а также множество мелких живых деталей. Так появился мягкий солнечный лучик, который с трудом пробивается через листву, или одинокий листик, томно упавший на водную поверхность.

Академический этюд превратился в написанное маслом на холсте законченное произведение живописи. За эту работу Карл Брюллов получил вторую золотую медаль Академии художеств. Картина настолько поразила его педагога Андрея Иванова, что он выкупил «Нарцисса» для своей частной коллекции.

В 1819 году старший брат Карла Александр был приглашён на работу в качестве помощника Монферрана на строительство Исаакиевского собора. Карл съехал из родительского дома и поселился в мастерской у брата.

В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств. Им была написана выпускная работа – картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». За это произведение Карл был удостоен первой большой золотой медали по классу исторической живописи. Вместе с медалью он получил право на пенсионерскую поездку за границу.

Однако президент Академии художеств настоял на том, чтобы Брюллова оставили в учебном заведении ещё на три года, дабы усовершенствовать своё мастерство. Наставником Карлу поставили художника Ермолаева А. И., который был мало одарён и среди студентов не имел авторитета. Брюллов попросил заменить ему учителя, но молодому художнику отказали. И тогда Карл сам отказался от пенсионерской поездки за границу и от продолжения учёбы в Академии.

Совсем немного о личной жизни

Виктор Семенович не был открытым человеком. Хоть он не отказывал в общении и желании познакомиться, но душу раскрывал лишь избранным. Он ценил хорошее вино, вкусную домашнюю еду и мед. В бытовом плане Сорокин был скромен. Он не гнался за модной одеждой. Потёртые джинсы и безразмерный свитер он носил с удовольствием. Но от него шло душевное сияние. Такой сказочный помощник мудрым словом поделится или дорогу укажет. У него была жена и сын Александр, с которыми он переехал в Липецк. Но последней его музой была Илона Фёдорова. На протяжении 14 лет она вдохновляла художника творить. Она говорила, что Мастер научил ее жизни.

С супругой Полтиной и сыном Александром (1963)

Описание картины Карла Брюллова «Нарцисс смотрящий в воду»

Карл Брюллов пишет для своего зрителя очередной шедевр. На этот раз таковым стала картина «Нарцисс смотрящий в воду». Предысторией этой картины, является история молодого парня по имени Нарцисс. Это был совсем еще молодой сын одного из речных богов, по преданию, говорилось, что молодой человек имел возможность прожить долгую и счастливую жизнь, но, только при одном условии: он не должен увидеть своего отражения.

Однажды на охоте, по совершенной случайности, Нарцисс увидел свое отражение, и настолько он был очарован своей красотой, что так и умер от голода, на этом же месте, а люди, которые после пришли забрать его тело, ничего не обнаружили, кроме Цветка Нарцисса. Сама история не менее прекрасна, чем полотно, мастер смог с невероятной тонкостью передать ту нежность и те завораживающие эмоции, с которыми молодой человек любуется своим отражением.

Художник, не зря изобразил на заднем плане Амура, скорее всего, он появился вследствие того, что ощутил невообразимое чувство любви, пусть даже и к самому себе. Его рук дело, даже страстная любовь к своему собственному отражению. Если обратиться к дальнейшим творениям мастера, то можно заметить, что именно это полотно стало началом его нового периода.

В данной картине можно заметить, слишком академическое и классическое написание, которое слишком подвержено шаблонам. Но, несмотря на это, картина имеет несколько тонов своеобразности и самобытности. Этой картиной, художник умело передает единение с природой, в принципе, как и большинство работ автора.

Художник сумел каждым свои мазком вдохнуть в картину невообразимое чувство естественности и красоты. Учитывая и подтекст этого полотна, можно с уверенностью заявить, что эта картина может являться одним из лучших работ мастера.

Описание картины Николы Пуссена «Нарцисс и эхо»

Картина под названием Нарцисс и эхо, созданная художником Пуссеном, вызывает у тех, кто на нее смотрит, достаточно противоречивые, а иногда и отталкивающие друг друга эмоции. Но в конечном итоге эта работа заставляет человека задуматься о том, как устроена жизнь и какое место он занимает в ней.

Отдельный интерес работа вызывается не только из-за своего эмоционального содержания, но также и из-за своего технического исполнения. Дело в том, что картина выполнена по всем правилам, нормам и стандартам такого стиля художественного искусства, как классицизм.

Впереди построен своего рода «треугольник», состоящий из главных персонажей картины. Художник специально подобрал спокойные, мягкие цвета, среди которых преобладает красно-коричневый. Каждый участок тела героев освещен неярким, но заметным солнечным светом. Вся композиция построения делится на два плана – это задний, в виде пейзажа, и передний, где отображены главные герои.

Весь сюжет, изображенный на картине ее творцом и автором Пуссеном, строится на одной из самых популярных легенд со времен античности

Важно то, что в этом произведении нет никакой динамики, то есть картинка полностью статична. В ней чувствуется реалистичность происходящего и своя собственная, неповторимая и ни на что не похожая атмосфера

После продолжительного осматривания картины можно почувствовать запах леса и дыхание ветра, насладиться красивым щебетанием птиц и охладиться в обволакивающем журчании одного небольшого ручейка.

К слову говоря, ручей на картине не изображен, но, при рассматривании пейзажа и прощупывании атмосферы его можно представить себе.

Отдельного внимания заслуживает взгляд персонажа Эхо. В нем читается горделивость, задумчивость и спокойствие. Она словно знает заранее, что все будет хорошо, и Нарцисса накажут за самолюбие.

Последние годы

В 1836 году Брюллов приехал в Россию. Его торжественно приняли в Академии художеств, присвоив звание младшего профессора и назначив руководить в Академии историческим классом. Наряду с занимаемыми должностями, Брюллов продолжал писать, особенно востребованными были его портреты. Также Карл Павлович принял участие в росписи лютеранской церкви на Невском проспекте.

В 1843 году его пригласили на роспись Исаакиевского собора. К 1848 году он завершил работу над эскизами и над созданием всех основных фигур плафона, но приступить к живописи ему не удалось, он попросил освобождения по состоянию здоровья.

У Брюллова обострился ревматизм, это осложнило работу сердца. Медики рекомендовали ему лечение на острове Мадейра. Оттуда он поехал в местечко Манциан под Римом, где проходил курс лечения минеральными водами. 23 июня 1852 года у художника случился приступ удушья, после которого он скончался. Похоронили живописца в Италии на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

В жизни художника был длительный роман с женщиной, которая стала в его творчестве главной музой и натурщицей, это была графиня Юлия Самойлова. В 1838 году Карл заключил брак с 18-летней Эмилией Тимм, который продержался ровно месяц. Ни одна из женщин наследников Брюллову не родила.

Джан Лоренцо Бернини

Продолжительность жизни: 7 декабря 1598 г. — 28 ноября 1680 г.

Национальность: итальянец

Джан Лоренцо Бернини

Период барокко был весьма богат на экстравагантные стили архитектуры, искусства и музыки. Скульптура в стиле барокко пыталась запечатлеть динамическое движение человеческих фигур, должна была рассматриваться со всех сторон и выставлялась в центре, а не у стены. Джан Лоренцо Бернини приписывают создание стиля скульптуры в стиле барокко, и он развил его до такой степени, что другие скульпторы имеют лишь второстепенное значение в обсуждении этого стиля. Бернини был определением детского гения. Он «в свои 8 лет был признан вундеркиндом» и вскоре заслужил восхищение и расположение влиятельных покровителей, которые провозгласили его «Микеланджело своего века». Он сделал длинную и выдающуюся карьеру, создав одни из самых известных скульптур из когда-либо созданных. Бернини был ведущим и самым известным скульптором своего времени. По словам одного ученого: «То, что Шекспир значит для драмы, Бернини значит для скульптуры».

Шедевр: Экстаз Святой Терезы ( 1652 )

Экстаз Святой Терезы ( 1652 )

Другие известные скульптуры: —

Давид (1624)

Аполлон и Дафна (1625)

Питер Пауль Рубенс

Продолжительность жизни: 28 июня 1577 г. — 30 мая 1640 г.

Национальность: фламандец

Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс учился у Адама ван Ноорта и Отто ван Вина, двух ведущих художников Антверпена. Позже он основал свою студию в том же городе, которая производила картины, популярные среди знати и коллекционеров произведений искусства по всей Европе. Рубенс был плодовитым художником, создавшим 1403 произведения. Он специализировался на создании исторических картин на мифологические и аллегорические сюжеты. Однако он также писал портреты, а в более поздней жизни — несколько пейзажей. Рубес известен своими сильно заряженными композициями. Ему был присущ уникальный и чрезвычайно популярный стиль барокко, который подчеркивал движение, цвет и чувственность. Рубенс был также классически образованным гуманистом и дипломатом. Он посвящен в рыцари Филиппом IV в Испании и Карлом I в Англии. Сэр Питер Пауль Рубенс считается самым влиятельным художником традиции фламандского барокко.

Шедевр: Суд Парижа (1639)

Суд Парижа (1639)

Другие известные произведения: —

Снятие с креста (1614)

Самсон и Далила (1610)

Итальянские мотивы

«Итальянский полдень» был написан по просьбе петербургского общества. Эта картина стала следующей работой после успешного «Итальянского утра».

Брюллову удалось с потрясающей точностью изобразить красоту обыкновенной итальянки. Кстати, изображение женщины на полотне возмутило председателя общества. Но художник настаивал на собственном праве изображать на картинах реалии, а не придуманные образы. Для получения подлинной игры света и теней художник создавал работу в настоящем винограднике.

«Турчанка» была написана Брюлловым в Петербурге после возвращения из путешествия по средиземноморью. В основе работы были воспоминания и фантазии. В походном альбоме художника было немало набросков с изображением восточных красавиц в необычных нарядах. Тема турчанки, загадочной и экзотической, волновала Брюллова. Для написания картины художник использовал образ натурщицы. Она же позировала мастеру и для картины «Одалиска». Фактически одна дама стала героиней двух работ.

Детские годы

Карл появился на свет 23 декабря 1799 года в городе Петербурге.

Исторические корни семейства Брюлло брали своё начало во Франции. Там семья жила, пока не была изгнана из страны в конце ХVII века после отмены Нантского эдикта, так как принадлежала к протестантам. Убежав из Франции, Брюлло обосновались в немецком городе Люненбурге. А оттуда в поисках лучшей жизни прадед Карла Брюллова, Георг Брюлло, уехал в 1773 году в Россию. Его пригласили на императорский фарфоровый завод работать на должности орнаментного скульптора. Георг прибыл с младшим сыном и двумя внуками от покойного старшего сына. Одним из внуков был отец Карла Брюллова – Павел (Пауль).

Павел Иванович Брюллов родился в 1760 году. Он стал мастером живописной миниатюры и гравёры, очень силён был в искусстве резьбы по дереву. В петербургской Академии художеств Павел Брюллов занимался преподавательской деятельностью, вёл класс орнаментальной скульптуры, имел звание академика. Мама Карла Брюллова, Мария Ивановна Шрёдер, имела немецкие корни. Кроме Карла в семье Брюлловых было ещё пятеро детей – две девочки и три мальчика.

Ребёнком Карл рос очень болезненным, в возрасте семи лет переболел золотухой (это старое название наружного туберкулёза кожи и лимфатических узлов). Во время болезни мальчик на некоторое время оказался полностью прикованным к постели.

Несмотря на то, что Карл был слабым и часто болел, отец с ранних лет усердно заставлял его изучать искусство живописи. Павел Иванович был очень строгим родителем. Он давал сыну домашнее задание по рисованию, и если тот его не выполнил, то лишал ребёнка завтрака на следующий день. Карл видел, какой у него трудолюбивый отец, и очень хотел быть на него похожим. В то же время мальчик побаивался своего папу, потому что однажды ослушался его и был физически наказан, в результате чего оглох на левое ухо.

Тем не менее Карлу искусство живописи очень нравилось, он осваивал навыки, с удовольствием обучался, в различных ракурсах изображал животных и людей. В 1805 году ушёл в отставку отец, и с этого времени сын помогал ему, когда тот трудился над разными частными заказами. Например, отец часто брал Карла с собой на работу, когда оформлял Кронштадтскую церковь.

Личная жизнь

Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.

Юлия Самойлова

В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.

Эмилия Тим

Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.

Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.

Интересные факты

О «Последнем дне Помпеи»:

1. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

2. На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, с которой молодого художника связывали романтические отношения. Именно вместе с нею они путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

3. В России того времени полотно Брюллова воспринималось как совершенно новаторское. Но оно принесло свою долю славу российской живописи. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

4. Заказчиком и спонсором написания работы был знаменитый меценат Анатолий Демидов, который затем подарил картину Николаю I. Некоторое время она выставлялась как руководство для начинающих живописцев в Академии художеств.

5. Вместе с картиной Брюллова в русскую историческую живопись впервые вошел народ. Раньше простых горожан на картинах не изображали. И хотя этот народ был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, значение сделанного Брюлловым начинания нельзя не оценить.

6. В первоначальных набросках к картине встречалась фигура грабителя, снимающего драгоценности с упавшей женщины. Однако в окончательном варианте Брюллов убрал его. Первый план картины заняли несколько групп, каждая из которых стала олицетворением великодушия. Отрицательные персонажи не нарушили возвышенный трагический строй картины. Зло, причиняемое людям, воплотилось лишь в разбушевавшейся стихии.

7. Новизна брюлловского замысла заключалась в том, что он использовал два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубоватые на переднем плане. Он поставил перед собою трудно выполнимую задачу, однако с удивительной смелостью добивался ее решения. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни.

Еще факты:

  • До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
  • Художник был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок.
  • Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.
  • Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов по просьбе Жуковского написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.
  • Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.
  • Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В. А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста.
  • Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.
  • «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, купленных П.М. Третьяковым для своей коллекции.

Иллюстрированные издания

  • 18.40.7.70Полевой П.Н. Народные сказания : сб. для юношества / с 3-мя картинками, рисован. худож. К. Брожем, резан. на дереве акад. Л. А. Серяковым. Ч. 1. – СПб.: тип. А.М. Котомина, 1871. 218 с., 3 л. ил.
  • 132/2439 , 18.103.7.12
    Герои и деятели Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. / портреты рисованы П.Ф. Брожем и гравированы И. Матюшиным, Ю. Барановским и Ф. Герасимовым. 2-е изд. значит. испр. и доп. 20-ю картинами из Русско-турецкой войны. — СПб. : В.П. Турба, 1878. — 187 с., 19 л. портр. : ил.
  • 18.46.6.52 , +Шифры разныеПисемский А.Ф. Масоны : роман в 5 ч. А.Ф. Писемского / ил. худож. К. Брожем. Ч. 1-5. СПб. : Г. Гоппе, 1880-1881. — 2 т. (Библиотека русских и иностранных романов)
  • 130/5933 , 18.293.5.44
    Салиас-де-Турнемир Е. А., Принцесса Володимирская : ист. роман гр. Е.А. Салиаса / , 735 с., 21 л. ил. — (Библиотека русских и иностранных романов ; Т. 10-11)
  • 37.15.3.33 , 127/267(3)Водовозова Е. Н., Жизнь европейских народов : географические рассказы Е.Н. Водовозовой. Т. 3 : Жители Средней Европы / с 24 рис. худ. Голембиовского, Панова и Брожа; грав. на дереве г.г. Регульского, Хелмицкого, Адта и др. — 1883. — XIV, 569 с., 24 л. ил. — Библиогр.: с. 564-569Электронная копия
  • 18.235.1.23Бекетова Е.А. Два мира : повесть из римск. жизни первых времен христианства / с рис. К. Брожа. – СПб. : ред. журн. для девочек «Мой журнал», 1890. — , 92, с., 9 л. ил. – (Издание для детей и для юношества)
  • 52/147 , 18.175.1.26Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений М.Ю. Лермонтова / с его портр. и статьею о Лермонтове К.И. Арабажина; с рис. худ. Михайлова, по эскизам худ. Брожа. — 2-е изд., испр. и доп.. — Киев : Ф.А. Иогансон, 1892. — , IV, XXVIII, 840 стб., 1 л. фронт. (портр.), 12 л. ил.
  • 132/1954 , 18.180.5.118
    Толстой Л. Н. Хозяин и работник : рассказ / Гр. Л.Н. Толстой; с 9-ю ориг. рис. К. Брожа, В. Князева и А. Скиргелло. — СПб. : Г. Гоппе, 1895. — , 58 с. : ил.
  • 20.93.4.48(2) , 130/8356(вып. 3)
    Александров Н. А., Инородцы лесов : этногр. очерки для детей и учащихся / с илл. К. О. Брожа. — М. : А.Я. Панафидин, 1900. — 204, XIX с., 4 л. ил. ; 21 см. — (Народы России : Этногр. очерки и рассказы Н.А. Александрова ; Вып. 3)
  • 38.27.3.30
    Гоголь Н.В. Сочинения Н.В. Гоголя : полн. собр. в 1-м т / под ред. П.В. Смирновского и с сост. им же биогр. очерком Гоголя, с его портр. и 240 оригин. рис. ил.: К.О. Брожа, А.А. Чикина, М.Т. Михайлова и др. — 3-е изд. — М. : А.С. Панафидина, 1907. — XVI, 799 с., л. ил., портр.
  • 37.41.3.31
    Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова (проверенное по академическому изданию) / со ст. К.И. Арабажина, с портр. Лермонтова, факс., его собствен. рис. и отд. карт. худож. Михайлова по эскизам худож. Брожа. — Киев ; СПб. ; Одесса : П.И. Бонадурер, 1913. — XVI, XXXII, 1160 стб., 24 л. ил., портр., факс.
  • 37.39.10.30(№ 5)Лермонтов М.Ю. Боярин Орша : поэма / с рис. худож. М. Михайлова по эскизам акад. Брожа. Киев ; Санкт-Петербург ; Одесса : П.И. Бонадурер, 1914. — 41 с., 1 л. фронт. (портр.), 2 л. ил. (Иллюстрированная Лермонтовская библиотека : (Пособие для учащихся) ; № 5)
  • 37.39.10.30(4)Лермонтов М. Ю. Мцыри : поэма / с крит. ст. В.Г. Белинского и Н. Котляревского; с рис. худ. М. Михайлова по эскизам акад. Брожа. — Киев ; СПб.; Одесса : П.И. Бонадурер, 1914. — 40 с., 1 л. фронт. (портр.), 2 л. ил. — (Иллюстрированная Лермонтовская библиотека : (Пособие для учащихся) ; № 4)
  • 2007-3/17114
    Гоголь Н. В., Вечера на хуторе близ Диканьки : / . — Москва : Эксмо, 2007. — 524, с. : ил. — (Детская библиотека)
  • 37.23.1.18В память священного коронования их императорских величеств Николая Александровича и Александры Федоровны 14 мая 1896 года : Со множеством иллюстраций лучших художников : сб. — Санкт-Петербург : Г. Гоппе, 1896. — , 100, 210, IV с., 1 л. фронт. (грав. тит. л.), 1 л. ил. : ил.
  • Кольцов А. В., Стихотворения А.В. Кольцова : С биогр. очерком, критич. статьями, прим., портр., снимком почерка и 39-ю рис. и виньетками, исполненными чл. Т-ва рус. илл / под ред. П.В. Быкова. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Г. Гоппе, ценз. 1895. 30, XV, , 148 с., 1 л. фронт. (портр.), л. ил., факс. : ил., портр.

<<  Персоналии  >>

Иллюстрации К.О.Брожа к книге Полевого П.Н. «Народные сказания»
Полевой П.Н. Народные сказания
Иллюстрации К.О.Брожа к книге Писемского А.Ф. «Масоны»
Писемский А.Ф. Масоны
Иллюстрации К.О.Брожа к книге Бекетовой Е.А. «Два мира»
Бекетова Е.А. Два мира
Иллюстрации К.О.Брожа к Собранию сочинений М.Ю. Лермонтова
Собрание сочинений
М.Ю. Лермонтова
Иллюстрации К.О.Брожа к произведению Лермонтова М.Ю. «Боярин Орша»
Иллюстрации К.О.Брожа к произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри
Иллюстрации К.О.Брожа к книге Е.Н. Водовозовой «Жизнь европейских народов»
Е.Н. Водовозова. Жизнь европейских народов
Иллюстрация К.О.Брожа к книге «Стихотворения А.В. Кольцова»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: