Снятие с креста

Композиция и стиль

В работе присутствуют черты искусства итальянского Высокого Возрождения и барокко, и, как принято считать, проявилось влияние таких художников как Караваджо, Тинторетто, Микеланджело.

Воздвижение Креста. Полное изображение триптиха

Воздвижение креста. Схема композиции В. Г. Власова, 2004

Французский живописец и выдающийся эссеист Эжен Фромантен посвятил этому произведению восторженные строки и характерно-точное описание всех деталей композиции в своей знаменитой книге «Старые мастера» (1876). При этом тонкий критик и проницательный наблюдатель отметил: «Широкая публика облюбовала „Снятие с креста“, „Воздвижение“ же способно трогать скорее пламенных или самых убеждённых друзей Рубенса. Действительно, нет ничего более несходного между собой, чем эти два произведения. Написанные с перерывом в два года, вдохновлённые единым усилием творческой мысли, они, однако, таят в себе зачатки двух различных направлений… Итальянские мастера, к которым он обращался, разумеется, давали ему противоречивые советы. Художники буйные призывали его дерзать, строгие — рекомендовали сдержанность.

Натура, характер, природные способности Рубенса, старые и новые уроки — всё это вело к раздвоению. Сама задача требовала, чтобы он использовал обе стороны своего превосходного дарования. Рубенс почувствовал, что такой случай ему подвернулся, ухватился за него и разработал каждый сюжет сообразно его духу».

Тема жестокой казни нехарактерна для искусства итальянского Возрождения, она чаще встречается в работах художников, в том числе в алтарных картинах, в искусстве Германии и Нидерландов. При этом художники обычно изображали Распятие уже свершившимся. Рубенс весьма неожиданно сделал зрителя свидетелем страшной казни. С первого взгляда гигантская картина поражает (многих возмущает); кажется, что она написана в один приём.

Фромантен отмечал, что «Воздвижение» гораздо больше, чем «Снятие» говорит «о самобытности Рубенса, о его порывах, дерзаниях, удачах.. о брожении ума». Возможно, что рисунок картины менее совершенен и формы менее проработаны, но «в нагромождении её раскрытых и замкнутых форм, изогнутых тел, воздетых рук… она до конца сохраняет характер наброска… На левой створке художник объединил всех охваченных душевной скорбью близких в одну мятущуюся группу оплакивающих и отчаявшихся людей. На правой створке представлены только два конных стража — с этой стороны не может быть никакой пощады. В центре — крики, богохульства, оскорбления, топот. Палачи с лицами мясников зверскими усилиями поднимают крест, стараясь поставить его вертикально. Руки сжимаются, верёвки натягиваются, крест качается и пока поднят лишь наполовину. Смерть неизбежна… Всю ярость и всю поспешность, с какой убийцы стремятся закончить своё дело, художник выразил как человек, глубоко понимающий проявления гнева и чисто зверские инстинкты. Но ещё лучше переданы им спокойствие духа и блаженство умирающего, принесшего себя в жертву мученика… Христос озарён светом… Кто из мастеров даже лучшей эпохи итальянской живописи не был бы искренне поражён здесь силой экспрессии, достигшей своей кульминации?».

На триптихе изображено в общей сложности двадцать два человека. Из общего числа выделяются Дева Мария и Иосиф Обручник, расположенные на левой панели, некоторые солдаты и двое детей. Каждая панель триптиха имеет свою собственную доминирующую группу. На левой панели это скорбящие женщины вместе с Марией и Иосифом. Средняя панель посвящена целиком и полностью мучениям Христа. Одновременно в средней и правой панели изображена подготовка казни двух преступников, их также сопровождает группа из нескольких солдат. Но картина не сводится к значению изображённых на ней фигур. «Это истинно возвышенное произведение. Оно воздействует декоративным ритмом линий и пятен, мерцающими бликами и изысканнейшими жемчужными переливами цвета. Собака на переднем плане или роскошный серый конь в яблоках на боковой створке триптиха, не противореча сюжету, выдают жизнелюбие художника даже в отношении столь трагической темы».

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант (1609)

В 1609 году, ровно через год после возвращения из Италии, Рубенс женился на Изабелле Брант. Пара на двойном автопортрете под беседкой из жимолости. Художнику было около тридцати двух лет, он был одет с рыцарской элегантностью, в то время как восемнадцатилетняя Изабелла была одета в роскошное, богато расшитое платье из тяжёлой шелковой тафты винного цвета, с огромным рюшем и шляпой с высокой тульей. Они изображают здесь уважаемую пару фламандского среднего класса, возможно, во внутреннем дворике своего дома под открытым небом, где Изабелла посадила сад с цветами, травами и овощами.

Рубенс спроектировал каменные скамьи, привнёс классические бюсты на пьедесталах, дорические и коринфские колонны, статуи и небольшие фонтаны. Пара сидит в тени, держась за руки, наклоняясь друг к другу, но вежливо смотрят на зрителя. Они окружены символами любви и брака: кусты жимолости и сад являются традиционными символами любви, а держание правой руки символизирует союз через брак. Мягкий, консервативный подход к живописи отражает интимность события.

Внимание к деталям в стиле барокко проявляется в одежде, украшениях и аксессуарах, такие как хрустящие кружева, богатые блестящие ткани, блеск металла рукояти меча, ленты для шляпы и драгоценных камней. Эти элементы напоминают драгоценные, похожие на драгоценные камни панно ранних фламандских художников, таких как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг

Рубенс изображал себя спокойным и терпеливым, что подтверждается рассказом Роже де Пиль в его книге «Жизнь Рубенса», «…он был высокого роста, статной осанки, с правильной формой лица, румяными щеками, светло-каштановыми волосами, яркими, но не сдержанными глазами…»

Описание картины Питера Рубенса «Воздвижения Креста»

Питер Пауэл Рубенс рано начал заниматься живописью. Он учился на творениях Рафаэля, Тициана и Караваджо. Однако даже ранние картины отличаются новаторством, сочетая живопись итальянского Возрождения с реалистическим национальным искусством.

Рубенс избрал главным содержанием работ прославление жизни и религиозные темы. Последние были востребованы государством, писались на заказ, а сегодня украшают алтари знаменитых церквей.

«Воздвижение Креста» (1609-1610 гг.) – триптих, написанный художником достаточно быстро, учитывая размеры работы. Общая длина полотна составляет 6,4 м!

Центральная часть триптиха посвящена казни Иисуса. Но мы видим не саму казнь, а процесс. Композиция «Воздвижения Креста» масштабна, в ней властвует сложный ритм, динамичные фигуры, широко используется игра света и тени. Рубенс отличается от других художником умелым сочетание красок, которые словно вдыхают жизнь в нарисованные картины.

Впечатление от просмотра сюжета такое, словно чувствуешь, как напрягается каждый мускул мужчин, что поднимают древо с телом. Их позы динамичны, мышцы играют силой, лица прописаны отчетливо и живо. По выражениям глаз видно, что они стараются и довольны тем, как продвигается установка креста.

Фигура Иисуса написана мастерски, выделена светом, словно в противовес черно-красным одеждам тиранов. Рубенс разрушал изолированность отдельных изображений, его композиция гармонична, нет отдельно стоящих героев. Правая и левая часть картины взаимосвязаны.

На левой части скорбящие женщины совместно с Марией и Иосифом молятся о спасении Иисуса. На правой – подготовка казни двух преступников в окружении нескольких солдат.

Таким образом, Рубенс показал нам непрерывное движение, вечно меняющуюся вселенную, где каждый из нас делает выбор либо в пользу добра, либо – зла.

Питер Пауль Рубенс. Прикованный Прометей (1618)

Это классическая мифологическая картина, основанная на греческой пьесе «Прикованный Прометей», представляет собой полубога Прометея, которого Зевс наказывает за то, что он выдал человеку секрет огня. Он постоянно прикован к скале на горе Кавказ, в то время как свирепый орёл Юпитера, символ Зевса, каждый день питается его печенью.

Картина Тициана с изображением гиганта Тития вдохновила на создание плотной композиции картины, в которой Прометей падает вниз, его левая рука почти достаёт до холста. Динамичная мускулистая фигура в ракурсе и гигантский орёл с распростёртыми крыльями являются основой плана, прекрасно детализированного повсюду и установленного в абстрактной пейзажной сцене. Огромная птица разрывает торс Прометея, но, чтобы надёжно вцепиться в плоть пленника, один из когтей орла выдалбливает правый глаз Прометея.

Его левый глаз прикован к хищнику, очевидно, он полностью осознаёт весь ужас своего положения, в то время как его корчащаяся поза и подтянутые бёдра, сжатый кулак и взъерошенные волосы передают его агонию. Эта неуклюжая фигура с широким телосложением и плотной мускулатурой демонстрирует влияние Микеланджело. Мастерское сочетание тяжёлых фигур в пространстве, богатая цветовая палитра Италии и мощный орёл создают невероятно выразительное произведение искусства.

Произведение, которое Рубенс считал одной из своих самых важных работ, представляет виртуозность художника на его абсолютной высоте. Работая в сотрудничестве со знаменитым художником-анималистом Франсом Снейдерсом, который создал огромного орла, Рубенс изобразил жестокую историю с соответствующим уровнем насилия.

Знаменитые художники

Выдающиеся мастера-живописцы эпохи барокко.

Антонис ван Дейк (1599-1641)

Фламандский живописец, начинавший как портретист. Затем перешел на картины с религиозными, мифологическими сюжетами. Работал при дворе, рисовал королевских персон. Считается создателем нового типа декоративного портрета. Ученик Рубенса, добившийся не меньшей популярности, чем учитель.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Стоял у истоков европейского барокко. Автор 3 тыс. полотен на разную тематику: религиозную, мифологическую, бытовую, историческую. Работал при королевском дворе, писал портреты вельмож, аристократов. Воспитал целое поколение учеников, с одним из них (Антонисом Ван Дейком) успешно и плодотворно сотрудничал.

Микеланджело де Караваджо (1571-1610)

Один из крупнейших мастеров барокко, реформатор живописи XVII века. Первым начал применять в работе игру света и тени. Мастер сложных композиций, многофигурных сюжетов. Наибольшую славу ему принесли картины на религиозную тематику.

Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

Голландец, попробовавший себя практически во всех жанрах живописи, от портрета до пейзажа. Каждый холст – это целая философия, а персонажи прописаны до мельчайших деталей: есть возможность оценить не только внешние атрибуты, но и почувствовать внутренний мир и глубину переживаний изображенных людей.

Диего Веласкес (1599-1660)

Придворный испанский живописец, не ограничивавшийся только написанием портретов вельмож. В его копилке – мифологические сюжеты, картины на библейские, исторические темы. Изображая людей, придерживался принципов реализма.

Ян Вермеер (1632-1675)

Голландский живописец, мастер в написании портретов и бытовых сюжетов. В отличие от коллег по цеху, не писал религиозных картин. Его стиль – композиции с тщательно прописанным интерьером и одной-двумя фигурами в центре.

Эль Греко (1541-1614)

Испанец с греческими корнями, представитель раннего барокко. Будучи чрезвычайно религиозным, предпочитал писать библейские сюжеты. Отличительное свойство его картин – серо-перламутровая цветовая гамма.

Никола Пуссен (1594-1665)

Французский представитель классического барокко, творивший на территории Италии. Начинал писать на религиозные темы, затем перешел на портреты, в конце жизни заинтересовался пейзажами. Помимо живописи, увлекался графикой.

Хосе де Рибера (1591-1652)

Продолжатель принципов работы Караваджо. Помимо живописи, оставил после себя внушительный объем графических работ. Преобладающие в творчестве темы – религия, мифология.

Адриан ванн де Вельде (1636-1672)

Короткая жизнь художника не помешала ему прославиться, как мастеру пейзажа. Наследие составляет более 400 картин. Мастер начинал работать над религиозными, мифологическими темами, но развиться в данном направлении помешала преждевременная смерть.

“Воздвижение креста”. Рубенс – гений живописного барокко

Искусство и развлечения 29 августа 2015

В истории мало имен, которые связываются с рождением нового художественного стиля, с влиянием на целую эпоху.Картинами на тему страстей Христовых, которые принесли ему европейскую славу (среди них – «Воздвижение креста»), Рубенс открывает новую страницу в живописи, получившую название эпохи барокко.

Король живописцев

Этого художника считали своим учителем мастера самых разных времен и направлений. Питер Пауль Рубенс имел многочисленных учеников среди современников, его картины копировали Веласкес и Делакруа, им восхищались импрессионисты и авангардисты.

Он родился в 1577 году в немецком городке Зигене, куда его отец-протестант бежал из Фландрии от преследования католиков. После его смерти семья приняла католичество и вернулась в Антверпен, где Рубенс стал упорно учиться рисунку и живописи.

В 1608 году в Антверпен возвращается зрелый мастер, обладающий виртуозным мастерством и собственным стилем. Он получает выгодные заказы по созданию картин на религиозные темы, среди которых «Воздвижение креста Господня» для Собора Антверпенской Богоматери.

Триптихи о Христовых страстях

В интерьере собора располагаются четыре творения Рубенса, среди которых два больших триптиха, состоящих из 4-метровой высоты деревянных панелей. На них Питер Пауль Рубенс написал сцены из страстей господних: «Воздвижение креста», «Снятие с креста» и один поменьше – «Воскрешение Христа», а также полотно «Успение Пресвятой Девы Марии».

Этими работами начинается счастливое десятилетие в жизни мастера. Питер Пауль Рубенс счастлив в семье, им создана мастерская, куда стремятся попасть ученики со всей Европы, он окружен уважением власть имущих и почитанием со стороны ценителей живописи и коллег-художников.

Традиционный вид живописи

Интересен выбор самой формы картин: «Воздвижение креста» Рубенс выполнил в виде огромного триптиха из дубовых панелей. Триптих был к тому времени почти забыт, подобные творения мастера были данью традиции и свидетельствовали о высокой культуре и хорошем образовании Рубенса.

Писать на деревянных панелях – это тоже старая фламандская традиция, и до сих пор такие картины выглядят блестящими, будто только что покрытыми лаком, что увеличивает зрительный эффект от них. Огромные поверхности производят сильное впечатление и своим масштабом – так, размер центральной части «Воздвижения креста» – 4,6 х 3,4 м, а к ней крепятся боковые створки – 4,6 х 1,5 м.

Наружные поверхности панелей традиционно использованы для изображений святых, выполненных в декоративном стиле. Таково и «Воздвижение креста». Рубенс изображает на левом ставне Святого Аманда и Святую Вальпургию, на правом – Святых Элигия и Екатерину.

Описание

Сюжет картины – один из самых популярных в живописи – был несколько раз использован и Рубенсом. Так, в Лувре хранится эскиз к несохранившейся фреске «Водружение креста» (1620) поражающий энергией и динамикой, которыми тем более насыщен триптих из антверпенского собора.

На огромном пространстве разворота насчитывается 22 персонажа, полных физического и душевного напряжения.

Динамикой проникнута общая композиция – активная диагональ поднимаемого креста, группа скорбящих женщин на левой створке, воины и те, кого они готовят к казни на правой, – образованные ими линии вступают в активные взаимодействия, при этом соединяя отдельные части картины в общий монолит.

Центральная фигура картины – Иисус – выглядит атлетом, его облик соответствует величию происходящих и будущих событий. Выделенная мистическим светом, его фигура выглядит налитой такой тяжестью, что колоссальные усилия поднимающих крест кажутся тщетными.

Взгляд Иисуса объясняет суть этой тяжести – он страдает за грехи всего человечества, и значение такого подвига немыслимо огромно. Мощные тела солдат слиты в единую волну, бугрящуюся мышцами, в единую силу, имеющую целью воздвижение креста.

Интересно видеть и Рубенса – анималиста. Лошадь справа не уступает выразительностью человеческим персонажам, а собака, изображенная на переднем плане, не упоминается в библейском описании, но значительно обогащает живописный ряд и несет символическую нагрузку, берущую начало в художественных традициях Средневековья.

Король живописцев

Точный рисунок, выразительная скульптурная лепка светотени, богатство цветовых оттенков, насыщенность энергией каждого квадратного сантиметра огромного пространства картины – отличительные черты удивительного художественного явления по имени Питер Пауль Рубенс.

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии

С годами Крест, послуживший орудием казни Христа, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого.

По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником.

Подлинность Креста подтвердилась чудесным исцелением (по другим рассказам воскрешением из мертвых) при наложении.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили Иерусалимского патриарха святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно его созерцать. Это торжественное событие произошло в 326 году.

После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, в том числе храма Воскресения Христова возле Голгофы и пещеры Гроба Господня в Иерусалиме. 

Равноапостольный царь Константин. Шамшин П.М. 1848 г. Холст, масло, 100 х 100. Икона второго ряда главного иконостаса церкви Благовещения Пресвятой Богородицы при Лейб-гвардии Конном полку. Государственный Русский музей

Воздвижение креста. Нефф Тимофей Андреевич (1804 – 1876). Холст, масло.

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Воздвижение Животворящего Креста. Т.А. Нефф (1805-1875). Холст, масло. Живописная работа в нише стены северо-восточной части Исаакиевского собора.

Сюжет связан с одним из двунадесятых праздников. Византийский император Константин решил построить в Палестине храм для христиан и найти Крест, на котором был распят Господь. Крест нашла его мать царица Елена. На месте найденной святыни в Иерусалиме был построен храм Воскресения Христова. 

* * *

-Петербург Образ из иконостаса Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге Поступила в 1978 из Музея городской скульптуры (Ленинград); ранее – в Троицком соборе лейб-гвардии Измайловского полка В инвентарь ГРМ картина была ошибочно внесена как работа В. К. Сазонова. Протокол Атрибуционного совета № 4 (48) от 07.11.2007.

* * * 

Византийский император святой Константин со своей матерью святой Еленой.

Рисунок Федора Григорьевича Солнцева (1801-1892) с фресок Киевского собора. XI в. 

* * *

Святые Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург

В этом изображении делается попытка передать детали облика святых. Святая Елена значительно старше сына, Константин с лабарумом в руках. Стремление передать детали позднеримских одежд, характерно для увлечения античностью и археологией в XIX в. 

* * *

Воздвижение Креста. Лебедев Клавдий Васильевич. Вторая половина XIX в. Графика.

Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии

* * *

Икона равноап. Константина и Елены.

Альбом изображений святых икон. Издания хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе. 1894 г.

* * *

Святые равноапостольные Константин и Елена. Неизвестный художник. Центральная Украина, II половина XIX в., дерево, масло; 35,5х26

Аукционный дом Корнерс

Воздвижение Креста Господня. Матвеев Николай Сергеевич (1855-1939).

Иллюстрация из журнала “Нива”

Крест Крест пречестный церкве слава, На нем умре наша глава Христос Господь, всех спаситель, Кровию си искупитель. Хотяй дело си весело Совершити, должен быти Креста чтитель и любитель.

Сей царем верным в бранех помогает, Нечестивыя враги истребляет. Он православным есть защищение, гонителем же в водах топление. Его зде знамя впереде полагало, его те силы, царю наш, желаю. Да та тя вславит, яко Константина, чтителя суща приснодевы сына.

Да будет ти крест, яко столп огненный в нощи, а во дни — облак божественный. Щит твоим людем, страх же враждующым, на христианы со мечем идущым. Сим Христос враги своя победил есть, да христианы от варвар спасеши, сам в силе его много лет живеши.

Симеон Полоцкий (1629—1680)

Воздвиженье Посв. А.Н. Иерусалимскому Из сел иди, из рощ иди К широкой лобной площади,   Печальный, сирый люд. Кричи во всеуслышанье: «Для праздника Воздвиженья   Погибнет тот, кто лют». Пред ним, судьею праведным, И Тем, Кто мудро правит им,   Разлей, как море, скорбь: Пусть гибнет безрассудное!..

Святится место судное!   Спины, народ, не горбь! Сегодня крест страдальческий,— Как эпилог скитальческий,—   Во храме водружен; Поставьте ж крест забвения Вы, цепи жизни звения,   Толпа мужей и жен.

Личная жизнь

Рубенс делал все возможное, чтобы его личная биография не придавалась огласке. Вследствие этого, о настоящих чувствах живописца к его близким родственникам, мы можем судить только по его портретам. Известно, что его женой была Изабелла Брант, которая являлась дочерью чиновника. В этом браке у пары родилось трое детей: Клара-Серена, Альберт и Никлас.

Автопортрет Рубенса с Еленой Фоурмен и их ребёнком

Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. В 1630 годах она умерла от инфаркта. В возрасте 53 лет он повторно вступил в брак с 16-летней Еленой Фоурмен, родившей ему пятерых детей, причем самый младший появился на свет уже после смерти Рубенса

В возрасте 53 лет он повторно вступил в брак с 16-летней Еленой Фоурмен, родившей ему пятерых детей, причем самый младший появился на свет уже после смерти Рубенса.

Предпосылки возникновения направления

Началом развития барокко можно считать событие, произошедшее в 1945-1563 годах — Трентский собор, то есть собрание Католической Церкви, собравшееся для противодействия распространению протестантизма в Европе.

Когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов в 1517 году, он начал протестантскую Реформацию, которая раскритиковала поведение католического духовенства. Это особенно относилось к низшим классам, которые, по мнению многих, эксплуатировались Церковью.

Трентский Собор собрался, чтобы обсудить раскол между двумя сторонами христианской Церкви и подтвердить некоторые верования и обычаи. Все это должно было укрепить поддержку католического духовенства, которая хотела сохранить свою власть и господство над большей частью Европейского Общества.

Все это относится и к искусству — художники должны были использовать свое мастерство, чтобы повлиять на массы, показать чудеса и страдания святых в сильной реалистичности и эмоциональности.

Поскольку протестантизм был популярен среди обедневших слоев населения, то предметы искусства уже не должны были принадлежать исключительно богатым, они должны были быть доступны каждому.
Барокко должно было говорить со всеми людьми, укреплять власть Церкви и напоминать ее членам о суровости жизни вне благосклонности христианского бога. Это означало, что оно должно было быть прямолинейным, внушительным и вдохновляющим.

Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют “иезуитским стилем”) архитектура, живопись и скульптура должны были совместно оказать единый мощный эффект.

Отличия барокко и рококо

Рококо пришел на смену барокко, унаследовав некоторые его черты. Но между двумя стилями есть и существенные отличия.

Таблица 4. Отличительные черты барокко и рококо в архитектуре

Показать таблицу

Барокко Рококо Примеры произведений
  • Грандиозность, пышность, помпезность,
  • Просторные, масштабные залы,
  • Чрезмерный декор, скрывающий стены,
  • Изогнутые, плавные линии.
  •  Легкость, изящество форм,
  • Небольшие внутренние помещения,
  • Акцент на детали,
  • Ассиметричность форм,
  • Преобладание светлых, пастельных тонов.
Барокко: Палаццо Кариньяно (Италия), дворец Мафра (Португалия), Петропавловский собор (Россия).

Рококо: дворец Келуш (Португалия), дворец Шарлоттенбург (Германия), Китайский дворец в Ораниенбауме (Россия)

Таблица 5. Отличительные черты барокко и рококо в живописи

Показать таблицу

Барокко Рококо Примеры произведений
  • Масштабность изображения,
  • Ставка на динамику, игру контрастов, чередование света и тени,
  • Напряженность, эмоциональность образов.
  • Бегство от реальности, изображение иллюзорного мира,
  •  Любовь к легким, пастельным цветам,
  • Отсутствие контрастов,
  • Необременительный сюжет.
Барокко: «Воздвижение креста» (Караваджо), «Вакх» (Рубенс), «Святое семейство» (Эль Греко)
Рококо: «Паломничество на остров Киферу» (А. Ватто), «Качели» (Н. Ланкре), «Прачки» (Ж-О. Фрагонар).

Известные картины

Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.

«Менины» (Веласкес, 1656)

МениныДиего Веласкес

Одна из самых знаменитых картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считается вершиной творчества художника, так как у нее невероятно сложная, даже загадочная композиция. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.

«Медуза» (Караваджо, 1598)

МедузаКараваджо

Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).

«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)

Воздвижение Креста ГосподняПитер Пауль Рубенс

Картина, прославившая художника. Впервые избитый сюжет казни Христа был преподнесен по-новому: натурально, живо, как будто это не событие давно минувших лет, а сцена, происходящая в данный момент перед глазами зрителя. Рубенса после этого стали называть «богом живописцев».

«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)

Девушка с жемчужной серёжкойЯн Вермеер

Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на холсте, и когда точно была написана картина. Девушку с портрета окрестили «голландской Моной Лизой», полюбоваться на нее можно в королевской художественной галерее в Гааге.

«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)

Возвращение блудного сынаРембрандт

Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе – религиозная притча о всепрощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.

«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)

АвтопортретАнтонис ван Дейк

Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.

«Даная» (Рембрандт, 1647)

ДанаяРембрандт

Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.

«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)

Смерть МарииКараваджо

Новаторская работа, представившая мать Христа не как божественную личность, а как обычного человека. В связи с этим, церковь, выступавшая заказчиком, отказалась выкупать холст. Но впоследствии произведение было признано гениальным, и сегодня украшает стены Лувра.

«Три грации» (Рубенс, 1623)

Три грацииРубенс

Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.

«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)

Вид ТоледоЭль Греко

Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: