10 лучших картин васнецова

4. Богатыри (1898)

«Богатыри» — одна из лучших картин Васнецова, которая стала шедевром русского искусства. Васнецов написал свой шедевр во второй половине 18-го века, именно тогда у русских художников стали популярны сюжеты на тему народного фольклора.

На картине Богатыри художник нарисовал трех самых известных героев русских народных сказок и былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Их мощные фигуры, сидящие на скакунах под стать своим хозяевам, олицетворяют всю силу русских людей.

Перед написанием этого шедевра Васнецов посещал музеи и изучал различные источники. Ведь как минимум один из нарисованных персонажей существовал в реальности — это Илья Муромец. На картине он нарисован в центре: мощный торс, ладонь приставлена ко лбу, богатырь смотрит вдаль, он готов сражаться за русскую землю. Его соратники так же изображены в полном соответствии с той эпохой. Алеша Попович держит в руке лук, но в то же время у него можно увидеть и гусли. Это говорит о широкой русской душе и любви к музыке. Добрыня Никитич решительно держится за меч, он всегда возле друзей. Кони богатырей так же прорисованы достаточно детально, их сбруя такая же как в те далекие годы. Васнецову удалось передать состояние напряжения богатырей, они сосредоточены и готовы к любой опасности.

Работы художника

Алёнушка

Васнецов как-то признался Рериху, что «Алёнушка» — его любимейшее произведение. Это не «комментарий» к фольклорной истории, а трепетное вчувствование в её настроение; создание этого настроения с помощью точных пейзажных деталей. «Картина как будто давно жила в моей голове, — рассказывал Васнецов, — но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах…».

Витязь на распутье

Картина создана по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники». Первый вариант картины появился в 1878 году; Васнецов показал его под названием «Витязь». Этот вариант открывает фольклорную, «богатырскую» серию художника. Но он не удовлетворил его — Васнецову не хватало в нём былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности. В 1882 году он написал для С. Мамонтова новую версию картины.

С квартиры на квартиру

Это лучшая картина в ряду жанровых полотен Васнецова. Благодаря этим работам передвижники и опознали его как «своего». Пафос этого произведения имеет критический характер и вполне отвечает теории и практике передвижничества. Картина словно погружает зрителя в атмосферу ранних произведений Достоевского, великого знатока мира «униженных и оскорбленных».

После побоища Игоря Святославича с половцами

Картина создана «по мотивам» «Слова о полку Игореве» и вызвала громкие споры, обозначив расхождения среди передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства. Васнецов изобразил не саму битву, а её завершение, но это было обдуманно. Картина ознаменовала поворот Васнецова от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.

Жанровые картины

Жанровой живописью Васнецов увлекся еще в юности — вспомним, что и поступать в Академию художеств он отправился в 1867 году, выручив 60 рублей за «пущенные в лотерею» картины «Молочница» и «Жница». В Академии жанровая живопись для него стала своеобразной отдушиной — создавая подобные работы, он отдыхал от академических заданий, казавшихся ему «мертвыми». С 1873 по 1879 год Васнецов работал над жанровыми картинами, принёсшими ему известность талантливого жанриста и ставших пропуском в среду передвижников, — отметим среди них такие произведения, как «Нищие-певцы», 1873, «Чаепитие в трактире», 1874, „Книжная лавочка», 1876, «С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1875, «Преферанс», 1879. Надо сказать, что и в знаменитых «фольклорных» картинах Васнецова внимательный зритель заметит элементы жанровой живописи.

Настенные росписи

Балее десяти лет жизни (1885-1896) Васнецов отдал росписи Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию крещения Руси. Живописец называл эту работу своим «путём к свету». Концепция росписи, созданная А. Праховым, основывалась на идее осмысления русского православия ках главного проводника Руси в пространство мировой культуры. Васнецов создал около 400 эскизов и при участии помощников («соавтором» Васнецова был М. Нестеров, для которого киевские труды во многом определили всю его дальнейшую жизнь) покрыл фресками около 2000 кв. метров стен храма. Написанная Васнецовым в апсиде алтаря фигура Богоматери с Младенцем — одна из вершин русской иконописи; в этом образе поиски идеала духовной красоты, предпринятые художником, получили свое завершение.

1. Витязь на распутье (1882)

Одна из самых известных картин Васнецова является частью целого цикла сюжетов о русских сказках и былинах. «Витязь на распутье» частично является отражением жизни самого художника. Выбор дороги и покорность судьбе после совершения выбора — вот что можно увидеть на этом полотне. Витязь на коне смотрящий на камень, на котором описана дорога и то, что ждет его на ней. Выбор нелегкий и ворон сидящий на этом камне создает атмосферу напряженности. Внизу на земле как предупреждение лежат кости того, кто сделал неудачный выбор.

Васнецов к 1880 году окончательно разочаровался в написании картин на злободневную тематику и увлекся рисованием картин на тему русской старины и сказок. Тем самым он отвлекался от проблем современности.

Архитектура

Архитектура, наряду с дизайном, рано увлекла Васнецова — во многом это было связано с его участием в Абрамцевском художественном кружке, стремившемся к созданию современного синтетического искусства. Там, в Абрамцеве, состоялись архитектурные дебюты художника — по проекту Васнецова были построены «Избушка на курьих ножках», 1883 и Церковь Спаса Нерукотворного, 1881-1882; последняя — в средневековых новгородско-псковских традициях. Это опять таки было не подражание, а творческое усвоение забытого «идеала»; в древней архитектуре Васнецова поражала органическая целостность при очевидном декоративном разнообразии. Позже эскизы Васнецова послужили основой для создания затейливого фасада Третьяковской галереи в Москве. Ещё одно известное архитектурное детище художника — его московский дом.

Поэма семи сказок

К русскому народному эпосу, к русской сказке Васнецов обратился еще в 1880-е годы. Его сказочные произведения — не иллюстрация к устному народному творчеству, а акт поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой «действительности». Не случайно С. Маковский обнаружил в «сказочных» произведениях Васнецова «связь между русской сказкой и русской верой». Начиная с 1900 года и до конца своей жизни (особенно интенсивно — с 1917 года) художник с увлечением писал так называемую «Поэму семи сказок». Время создания серии говорит само за себя, художник в этот период страдал, наблюдая за тем, что происходило в его родной стране. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Наверное, при желании в этих работах мастера можно рассмотреть политические намёки, но делать этого не хочется.

Сочинения по картинам Васнецова

  • Сочинения
  • По картинам
  • Васнецов
  • Аленушка
  • Баян
  • Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем
  • Богатыри — Три богатыря
  • Богатырский скок
  • Витязь на распутье
  • Единородный Сын Слово Божие
  • Иван Царевич на Сером волке
  • Ковер-самолет
  • Крещение Князя Владимира
  • Крещение Руси
  • Песнь о вещем Олеге
  • После побоища Игоря Святославича с половцами
  • Северный край
  • Сирин и Алконост. Песнь радости и печали
  • Сказка о спящей царевне
  • Снегурочка
  • Страшный Суд
  • Три царевны подземного царства
  • Царевна-лягушка
  • Царевна-несмеяна
  • Царь Иван Васильевич Грозный

Когда смотришь работы Виктора Михайловича, то сразу переносишься в мир сказочной страны. Возможно, его произведения любят даже маленькие дети.

В раннем детстве он восхищался красотой изготовленных изделий умельцами из народа. Именно от них он впервые услышал былины, сказки и предания, которые были положены в основу его полотен.

Обучаясь в академии искусств, юноша знакомится с Репиным и другими известными искусствоведами. Здесь же он рисует различные иллюстрации к книгам для детей. Васнецов начинает изображать в своих картинах сюжеты на бытовую тематику из жизни городских жителей. Так, в его творении «С квартиры на квартиру», созданном в 1876 году, особенно ярко изображена судьба стариков, безжалостно выкинутых на улицу в холод, которые находятся в поисках пристанища.

Переехав в Москву, принимается создавать эскизы к зданию Третьяковской галереи. Он входит в общество творческих личностей, где непосредственно под влиянием задушевных бесед е него зародилась мысль написать такие картины, как «Ковер-самолет», «Иван-царевич на сером волке». В работе «После побоища Игоря Святославовича с половцами» Васнецов показывает героический подвиг русского народа.

Позднее, в 1885 году, Виктор Михайлович принимает участие в росписи Владимирского собора, находящегося в Киеве. В эту работу он вложил всю свою душу. Его росписи провозгласили новое направлении в живописи религиозного искусства.

Художник обладал различными талантами. Он был изумительным сказочником и занимался оформлением спектаклей. Также создан целый ряд проникновенных картин, среди которых выделяется работа «Богатыри», где воссозданы образы героев былин с их героическими характерами. Работа имела огромный успех.

Замыслов к созданию новых полотен у Васнецова было много, но им не суждено было исполниться. Но, несмотря на это, его картины помнят и до сих пор и восхищаются ими.

Очень приятно читать сказки с иллюстрациями Васнецова.

9. Гамаюн, птица вещая (1897)

Художник обратился к древним славянским легендам, ведь Гамаюн — птица одного из могущественных языческих богов славян, Велеса. По легендам эта птица способна видеть грядущее и знает все тайны.

Картина написана очень изысканно, на ветке сидит Гамаюн, у птицы лицо очень красивой женщины. На нем можно увидеть печаль, ведь все знать очень тяжело и это знание отнимает душевные силы птицы.

Картина нарисована просто, но в то же время изысканно. Позади птицы золотисто-оранжевые цвета, символизирующие закатное небо, крылья Гамаюна черно-синие, а хвост золотой с красным. Видно, что перья приподнялись из-за поднявшегося ветра, видимо ночью будет буря и это тоже печалит всезнающую птицу.

Богатырская тема

Эта тема — важнейшая для Васнецова, он не оставлял её всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к «богатырским» образам, называли «истинным богатырём национальной живописи». В своих «богатырских» работах Васнецов наиболее монументален и декоративен, и это многое говорит о пафосе, свойственном картинам этого ряда. Его манера изображения русских витязей была как-то сразу и счастливо найдена и мало менялась на протяжении жизни — это доказывает простое сравнение, например, ранней картины «Бой скифов со славянами», 1881 с поздней картиной «Богатырский скок», 1914. Быть может, в последней больше элементов лубка, но это объясняется временем её создания — в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. По сути, все васнецовские «богатыри» — это все то же, по слову Н. Рериха, «искание Руси, не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине». Эти искания и определили непреходящую художественную ценность васнецовского творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: