Марк шагал: жизнь и творчество художника

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ШАГАЛА

  • Марк Шагал является единственным в мире художником, чьими витражами украшены соборы практически всех конфессий. Среди пятнадцати храмов есть старинные синагоги, лютеранские храмы, католические костёлы и прочие общественные сооружения,  расположенные в Америке, Европе и Израиле.
  • Специально по заказу Шарля де Голля, действующего французского президента, художник выполнил оформление плафона Гранд-Опера в Париже. Еще через два года он написал два панно Нью-Йоркскому Метрополитен-Опера.
  • В июле 1973 года во французской Ницце открылся музей, получивший название «Библейское Послание», который был украшен за счёт работ художника и разместился в том здании, которое он сам задумал. Некоторое время спустя музей был удостоен правительством статуса национального.
  • Шагал считается одним из зачинщиков живописной сексуальной революции. Дело в том, что уже в 1909 году на его полотне была изображена обнажённая женщина. Натурщицей была Тэя Брахман, согласившаяся на такую роль только из соображений жалости к художнику, который в финансовом плане не мог позволить себе профессиональных натурщиц. Позже эти сеансы привели к романтическим отношениям, а Тэя стала первой любовью живописца.
  • Пребывая в плохом настроении, художник рисовал только библейские сцены или цветы. При этом, последние продавались значительно лучше, что очень разочаровывало Шагала.
  • Самым главным во Вселенной и жизни живописец считал только любовь.
  • Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года во время поднимания на второй этаж в лифте, следовательно, смерть его наступила в полёте, пусть и не очень высоко.

БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ШАГАЛА: ГЛАВНЫЕ РАБОТЫ

Молящийся еврей (Раввин Витебска), 1914 г. Музей современного искусства, Венеция, Италия

Эта картина написана еще в Витебске. Евреи для молитвы надевают накидку (таллит), привязывают филактерии – коробочки с текстами Священного Писания, и сидят, раскачиваясь, молятся. И так могут молиться часами. Шагала это завораживало. И в этой картине он не просто показывает красоту черного и белого, хотя это красиво сделано

Но здесь важно и внутреннее состояние: Бог и человек, жизнь и смерть, черное и белое. Шагал всегда идет дальше того, что он рисует, все время хочет показать глубину жизни

Дядюшек у меня тоже было полдюжины или чуть больше. Все – настоящие евреи. Кто с толстым брюхом и пустой головой, кто с черной бородой, кто – с каштановой. Картина, да и только.

По субботам дядя Нех надевал плохонький талес и читал вслух Писание. Он играл на скрипке. Играл как сапожник. Дед любил задумчиво слушать его.

Один Рембрандт мог постичь, о чем думал этот старец – мясник, торговец, кантор, – слушая, как сын играет на скрипке перед окном, заляпанным дождевыми брызгами и следами жирных пальцев.

Уличный скрипач, 1912-13 гг. Городской музей, Амстердам, Нидерланды

Скрипач на крыше – это вообще известный еврейский образ

И это всегда символ чего-то важного, так как скрипачей приглашали на самые торжественные моменты: свадьбу или похороны. Как у нас колокола звонят, так и скрипач выходит на крышу и оповещает всех о радости или печали

Как и ангел, он соединяет небо и землю: у Шагала он одной ногой стоит на крыше, а другой – на земле. На этой картине мы видим и церковь, и синагогу, как и было во многих местечках. Шагал вырос на этом и наряду с еврейской культурой воспринял и христианскую.

Вокруг церкви, заборы, лавки, синагоги, незамысловатые и вечные строения, как на фресках Джотто. Мой грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. А что? Туда и дед забирался. И смотрел на тебя столько, сколько хотел.

Одиночество, 1933 г. Художественный музей Тель-Авива, Израиль

Эта картина уже 30-х годов. Что мы здесь видим? Сидящий пророк с Торой или простой еврей. И тут же корова с совершенно человеческим лицом и скрипка рядом, а над ними ангел летит. Вот о чем эта картина? Она о человеке перед Богом. Еврей сидит и задумался о своем бытии.

И все одухотворяется. В теленке просматривается образ тельца – символ жертвы: белое животное, без пятна порока. Человек, ангел, животное, небо и земля, Тора и скрипка – это и есть вселенная, и человек постигает ее смысл и размышляет над ее судьбами. Хочется вспомнить слова из Псалма: «Что есть человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?» (Пс. 8:5).

ДОСЬЕ «СВ»

Мойша Сегал (настоящее имя художника) родился 6 июля 1887 года. Но в Париже он переименовал себя в Марка и, веря в магию чисел, день рождения сдвинул на сутки позже, чтобы в нем было три семерки. Он был старшим из шести детей в семье. Получил домашнее образование, затем четыре класса училища и художественная школа живописца Юделя Пэна. Переехав в Петербург, учился у таких признанных мастеров, как Рерих и Бакст. Позже в Париже знакомится с художниками и поэтами-авангардистами. После революции вернулся в Витебск и открыл там народную художественную школу, музей и театр. Но уже через два года вновь уезжает сначала в Москву, а затем во Францию, передав управление школой Малевичу. Дожил Шагал до 97 лет. Был женат на Белле Розенфельд, с которой у них родилась дочь Ида. Белла умерла в 1944 году. Позже Шагал женился на Валентине Бродской, с которой прожил 33 года.

Общество

Пять выходцев из Беларуси, которых знает весь мир

Эти люди родились в Беларуси, были белорусами или были тесно связаны с ней душой в разные эпохи. Однако всех пятерых объединяет то, что они достигли небывалых успехов в своей деятельности, что принесло им всемирную известность

Самые дорогие картины Шагала

На международных аукционах работы Шагала пользуются большим спросом. За последние двадцать лет с 2000 года было продано 8085 полотен художника на общую сумму 1,2 миллиарда рублей, что существенно превосходит обороты других русских художников за этот же период. Сравниться с ним может только Марк Ротко, картины которого были проданы с аукционов на общую сумму 1,45 млрд рублей. Посмотрим несколько примеров самых дорогих уходов работ Шагала.

На сегодняшний день самой дорогой его картиной считается работа «Влюбленные» как раз из серии произведений о влюбленных. На холсте мы видим чувственные объятия самого художника и его жены, а также излюбленные приемы Шагала пересекать одно пространство совершенно другим. Изначально картину выставили на торги Sotheby’s в 2017 году по стоимости 12-18 миллионов долларов, что соответствовало самым дорогим уходам других его работ. Однако этот порог не только не отпугнул желающих коллекционеров, но и был превышен вдвое. В результате итоговая стоимость продажи составила 28,45 млн долларов.

М.З. Шагал. «Влюбленные». 1928 г.

В 2017 году помимо «Влюбленных» с молотка ушел и «Большой цирк». Художник нередко обращался к теме цирка, и эта работа является ярким представителем цирковой серии. В ней мы видим характерные для Шагала приемы совмещения на одной сцене разных артистов, большое разнообразие цветов, их контраст, слияние реалистичных и сказочных образов и вид на сцену сверху. Впервые полотно выставили на торгах Sotheby`s в 2007 году и продали за 12 миллионов долларов, однако через десять лет оно ушло с молотка уже за 16 миллионов долларов.

М.З. Шагал. «Большой цирк». 1956 г.

Еще одним произведением Шагала, преодолевшим порог в десять миллионов долларов, стала картина «Юбилей». Она посвящена все той же тематике влюбленных, все той же легкости и воздушности отношений, но теперь уже перенесенных в домашнюю обстановку. Когда наступил день рождения Марка (первый после их с Беллой встречи), Белла примчалась к нему через весь пылающий зноем город, нарвала ему букет и украсила комнату своими цветными платками. Художник просто оторопел и кинулся к холсту, чтобы передать охватившее его чувство. Тесная комнатка, стены, из которых хочется вырваться на волю и кружиться вместе в безудержном танце любви! Картину по достоинству оценили потомки и приобрели ее на Sotheby`s за 14,8 млн долларов.

М. Шагал. «Юбилей». 1923 г.

Мы рассмотрели только наиболее значительные картины Марка Шагала, причем и этот список можно пополнить многие другими удивительными работами. Художник-авангардист не желал втискивать свое видение мира в узкие рамки традиционных школ живописи, поэтому его наследие сегодня не перестает покорять и вдохновлять зрителей всех возрастов. И это одна из причин, по которой сегодня Шагал входит в Топ-10 самых дорогих русских художников.

ПОДАРОК

Потерянный и возвращенный портретНациональный художественный музей в Минске получил к юбилею неожиданный презент. В столице Беларуси к юбилею художника тоже подготовились. Здесь устроили выставку «Марк Шагал: Цвет любви». В Национальном художественном музее собрали 24 уникальных литографии. Многие из них Шагал создавал в пятидесятые-шестидесятые годы для французских журналов Derrière le miroir и Verve.

— Тут есть виды Витебска и Парижа. Пейзажи прованского местечка Сен-Поль-де-Ванса, где Шагал жил до самой смерти, — поясняют сотрудники музея. — Мастер изобразил на них в его феноминальном стиле влюбленных, мать с детьми, фантастических существ, символических животных, музыкантов и самого себя.

Офорту с профилем великого земляка в витебском музее найдут достойное место. Фото: «Марк Шагал» Герман Штрук/ Репродукция

Но есть на выставке экспонат с невероятной историей. Знаменитый теперь черно-белый портрет художника, написанный немецким графикомГерманом Штруком , у которого наш земляк обучался в Берлине технике офорта и литографии.

— Штрук создавал портреты всех учеников, в том числе и Шагала, — говорит Ирина Воронова

. — Работу приобрел на аукционе коллекционер и собирался ее передать Витебску. Но из-за нарушений правил провоза через границу, его задержала белорусская таможня. Но в день юбилея сотрудники службы подарили нам картину прямо здесь, на выставке. После ее окон-чания офорт отправится в нашу коллекцию.

Кстати, это не единственный интересный портрет Шагала в витебском музее. Здесь хранится серия работ немца Эрнста Гюнтера Ханзинга

. Он запечатлел художника в любимом его кафе Сен-Поль-де-Ванса, когда тот по привычке делал наброски на салфетках, которые в качестве сувениров расхватывали официанты.

Парижские картины на ночных рубашках

В 1911 году Шагал познакомился с депутатом Государственной думы Максимом Винавером, и тот помог художнику выехать в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов. Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.

В Париже Шагал во всем видел поэтику: «В вещах и в людях — от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма — было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности». Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины».

Марк Шагал. «Невеста с веером». 1911

Марк Шагал. «Вид Парижа из окна». 1913

Марк Шагал. «Я и деревня». 1911

Через год он переехал в «Улей» — здание, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Здесь он написал «Невесту с веером», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами». Денег, которые высылал ему Винавер, хватало только на самое необходимое: питание и аренду мастерской. Холсты стоили дорого, потому все чаще Шагал писал на натянутых на подрамники кусках скатерти, простынях и ночных рубашках. Из-за нужды он продавал свои картины дешево и оптом.

Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь».

В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине — в редакции журнала Der Sturm. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. У художника появились последователи. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.

Последняя любовь Марка Шагала

парижском обществе

Ее упрекают в том,
что она«
подмяла» под себя художника и командовала им. В вину Ваве ставят«
подрезанные крылья» Марка Шагала. Некоторые исследователи противопоставляют Беллу и Ваву по такому принципу: Белла была музой и вдохновением,
а Вава — менеджером. Говорят,
что из-за нее Шагал разрушил отношения практически со всеми близкими людьми,
зато стал очень дорогостоящим и востребованным художником.

Вдова Андрея Вознесенского Зоя Богуславская не согласна с этой версией. Она отмечает,
что регулярно бывала у Марка Шагала и Вавы,
но не замечала приписываемых жене художника деспотизма и назойливости. А вот окружить гения уютом и оградить от всего,
что могло бы помещать его творчеству,
Ваве удалось.

Сегодня не найти однозначного ответа на то,
кем стала для Марка Шагала его последняя любовь. Но,
может,
стоит прислушаться к словам художника: «Слава Богу,
Вава возле меня. Она затмевает своей красотой всех женщин Витебска»?

И главное — Шагал снова много пишет,
в том числе Ваву. Если фоном для изображений Беллы был их родной Витебск , то Ваву художник изображает в Париже . Чтобы уж точно сомнений не осталось,
на портрете Вавы различимы и Эйфелева башня,
и Парижская опера. Париж — ты мой второй Витебск,
писал Шагал. Возможно,
и Вава стала его второй Беллой? «Тебя только вижу,
тебя живущую ради меня»
, — это о второй жене.

Так легко и навсегда отменивший законы гравитации на своих картинах,
Шагал,
чьи люди летают столь же легко,
как дышат,
умер в лифте своего дома. Оторвавшись от земли. Так,
как это умел только он.

Библиография и фильмография художника

  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
  • Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI—IX Шагаловских чтений в Витебске (1996—1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
  • Шагал, Белла. Горящие огни. М., Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. — Витебск: Музей Марка Шагала, 1999. — 27 с.
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Шишанов В.А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
  • Круглов Владимир, Петрова Евгения. Марк Шагал. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. — С. 168. — ISBN 5-93332-175-3.
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , 

Марк Шагал: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

2.5/5 — (2 голоса)

Творчество Марка Шагала

«Нарушитель гравитации» именно так назвал Марка Шагала сценарист и драматург Дмитрий Минченко, который изучал жизнь и творчество художника, был знаком с его родными и друзьями.

Как ни странно, но художники-реалисты всегда утверждали, что Шагал не умеет писать. В его работах много иррационального, метафоричного, порой даже экспрессивного.

Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Люди, которые исследовали его работы, считают, что это связано с тем, что художник родился в пожаре. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. В такой суматохе и появился гений. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Только со временем пояснил, что такая цветовая палитра появлялась во времена его жизни, переполненные переживаниями, мыслями о близости смерти.

Очень характерные работы Шагала в период Первой мировой войны, но нельзя сказать, что их «пронизывал дух борьбы» или что-то подобное. В 1915-м Марк Захарович женился, поэтому большинство произведений – подтверждение счастливого брака. В это время появились картины «День рождения», «Двойной портрет с бокалом вина». Хотя художник порой поднимал в работах социальные проблемы общества, но все они были выписаны аллегорически.

Марк Шагал любил на своих полотнах изображать ссылки к пословицам и различным народным мудростям, таким образом он подчеркивал привязанность к народу, к его уму, и в то же время как будто затевал игру со зрителем. В таком случае не удивительно, что образность мысли – вот что необходимо людям для восприятия полотен.

Если хотите узнать, что о себе и окружающем, своем гении думал сам Марк Шагал, рекомендую прочесть автобиографическую книгу «Моя жизнь». Она есть в открытом доступе в Интернете.

ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА

Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

Суббота
Ворота еврейского кладбища
Я и деревня
Автопортрет с семью пальцами

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

Чем Марк Шагал отличается от всех авангардистов

Что такое авангард? Искусство, которое идет вперед, которое делает то, чего не было раньше. С этой точки зрения Шагал, конечно, авангардист. Каждый авангардист создает собственный мир и стиль. Мир Шагала — это мир любви, красоты и чуда. И этому подчинены и стиль, и манера художника. Это и отличает его от многих художников XX века, которые очень часто изображали трагедии, негативные стороны мира, не красоту, а уродство. И хотя у Шагала тоже есть негативные вещи и трагические образы, но все-таки основной мотив — это любовь и свобода, радость и красота.

Лично я не уверен, что теория — такое уж благо для искусства. Импрессионизм, кубизм — мне равно чужды.По-моему, искусство — это прежде всего состояние души.А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле.Душа свободна, у нее свой разум, своя логика.И только там нет фальши, где душа сама, стихийно, достигает той ступени, которую принято называть литературой, иррациональностью.

Я имею в виду не старый реализм, не символический романтизм, который принес мало нового, не мифологию, не фантасмагорию, а… а что же, Господи, что же?

Обрученные и Эйфелева башня, 1913 год

Холст, масло77 х 70 смНациональный музей Марка Шагала, Ницца, Франция

К тому же чаще всего художники авангарда были людьми неверующими, даже антиклерикальными, некоторые, правда, вдохновлялись религиозным искусством (Гончарова, Петров-Водкин, даже Малевич), но по-своему понятым. А у Шагала религия и авангард сочетаются.

Видимо, он много унаследовал от хасидского иудаизма

А хасиды большое внимание уделяют эмоциям, будь то искренняя радость или глубокое покаяние перед Богом. Молитва у них выражается не только в словах, но и в пении, и в танце

Это тоже передалось Шагалу и отразилось в характере его живописи.

Был праздник: Суккот или Симхас-Тора. Деда ищут, он пропал. Где, да где же он?

Оказывается, забрался на крышу, уселся на трубу и грыз морковку, наслаждаясь хорошей погодкой. Чудная картина.

Пусть кто хочет с восторгом и облегчением находит в невинных причудах моих родных ключ к моим картинам. Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки, напротив, сильно повлияли на мое искусство.

Праздник Кущей
(Суккот), 1916 год

Холст, гуашь33 x 41 смГалерея Розенгарт, Люцерн, Швейцария.

КАК ПОНИМАТЬ КАРТИНЫ МАРКА ШАГАЛА

Мир на его картинах многообразный, часто можно встретить несовместимые вещи. Язык Шагала немного фантазийный, реалистом его точно не назовешь. Но о реальности Шагал знает больше, чем кто бы то ни было, он и нас призывает заглянуть глубже в нее. Так, например, корову он рисует с человеческим лицом, а внутри у нее – теленочек, новая жизнь. Шагал видит внутреннее, сокрытое. Он видит смысл этого мира, знает, что Бог создал его с любовью и хочет, чтобы люди жили в любви. Во всех его работах есть восхищение красотой творения.

Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему.

И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли.

Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах.

Художник: на Луну, 1917 г. Частная коллекция

Картины Шагала очень интересно разглядывать и толковать, каждая деталь у него что-то значит. На первый взгляд они кажутся очень простыми, но начинаешь разбирать и видишь за обыденными вещами сущностные. В это время такой многослойности нет ни у кого. И это идет именно из его библейского взгляда на мир.

Темно. Вдруг разверзается потолок, гром, свет – и стремительное крылатое существо врывается в комнату в клубах облаков.

Такой трепет крыльев.

Ангел! – думаю я. И не могу открыть глаза – слишком яркий свет хлынул сверху. Крылатый гость облетел все углы, снова поднялся и вылетел в щель в потолке, унося с собой блеск и синеву.

И снова темнота. Я просыпаюсь.

Это видение изображено на моей картине «Явление».

Явление, 1918 г. Частная коллекция

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: