Рутилио Манетти «Поклонение волхвов»
Искусствоведы утверждают, что именно творчество Рутилио Манетти посодействовало развитию Сиенской живопись в начале 17 века. Художник был знаменит и работал в своей мастерской вместе с многочисленными учениками.
На территории России находится всего-навсего одна работа Манетти, и это «Поклонение волхвов», созданная примерно в 1620 году. Увы, остальные картины из коллекций русских музеев пропали во время Великой отечественной войны.
Полотно интересно необычным взглядом на рождественскую историю: автор использует отсутствие в Библии указания на количество волхвов, прибывших в Вифлеем.
Ватикан, католические церкви утверждают, что волхвов было трое, а вот в Армении и Сирии считают, что двенадцать. В некоторых странах наводят другие мистические цифры: 7, 9. На картине Манетти их 6, что нелогично, ведь 6 – число дьявола.
Не сходятся взгляды и на то, кем именно были волхвы. Одни утверждают, что это были старейшины, другие – маги, третьи – цари. В старинных источниках волхвы сами были бедны, но начиная с 10 века н.э. их стали считать богатыми царями, представителями могучих государств.
Существует спорное мнение о том, что поклонявшиеся были разного возраста: совсем юный, молодой, пожилой, – поэтому на картине возлагают дары и мальчик, и юноша, и мужчина, и старик.
Гуго ван дер Гус «Поклонение волхвов»
Триптих, т.е. произведение, состоящее из 3 частей, написано примерно во второй половине 15 века. Впечатляет объем проделанной работы: соединенные части холста почти метр в высоту и более метра в ширину.
Черты лиц немного утрированы и лишены портретного сходства, но соответствуют всем канонам христианства того времени: немного измождены и выражают кроме светлой радости легкую скорбь.
Интересным является и подход к выбору конкретных событий для картины: их очень много и проиллюстрированы очень подробно, в полном соответствии со Святым Писанием.
Левая часть триптиха содержит 2 сюжета. На заднем плане изображено прошлое, то, с чего все начиналось, а именно разговор Девы Марии и Праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Именно от беременной на тот момент Елизаветы Матерь Божья впервые услышала пророчество о своей судьбе и судьбе ее будущего ребенка.
Примечательно, что на переднем плане этой же створки помимо Марии, Иосифа и ребенка находится Иоан Креститель, сын Елисаветы, совершающий над младенцем обряд обрезания.
Центральная картина занимает наибольшую площадь и на ней изображены основные эпизоды Рождества Христова сверху вниз:
- вверху справа ангел возвещает пастухам, что родился Спаситель;
- слева – волхвы и их свиты собираются на Голгофе;
- внизу – самый популярный момент истории Рождества Христова, отраженный в живописи 15 века – поклонение волхвов.
По поверью, этими волхвами стали три мага: Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
Позже, уже в Средневековье, церковь в угоду тогдашним монархам домыслила, что возможно волхвами были восточные цари, богатые, набожные и образованные люди.
Интересно, что у одного персонажа, изображенного ван дер Гусом, темная кожа. Восточного колорита добавляет и золотисто-багровый ковер, который держат ангелы за спинами у Святого Семейства.
Волхвы принесли щедрые дары: золото, ладан и смирно. У ног Марии видно золотую корону, украшенную камнями – это уже вольная интерпретация художника.
Сцена избиения младенцев на правой створке алтаря отличается динамикой и эмоциональной экспрессией: солдаты царя Ирода, облаченные в доспехи XV столетия, отнимают детей у беспомощных матерей.
Правый фрагмент триптиха демонстрирует сцены знаменитого избиения младенцев. Художнику далось весь ужас матерей, когда их детей отбирали и убивали.
Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов»
Манера Мурильо выделяется потрясающим натурализмом. Он творил под впечатлением от произведений Караваджо, Веласкеса, Сурбарана, но наибольшее впечатление на него оказало творчество его учителя и наставника, Кастелло.
Отличительной особенностью на всю дальнейшую творческую жизнь так и осталась тотальное затемнение фона и выделение светлыми пятнами самого важного, что есть на полотне. Это заметно и на картине «Поклонение пастухов», где от светящегося и белоснежного младенца падают отблески на лица окружающих
В свое время Мурильо прославило его умение изображать лица с портретной схожестью и реалистично отражать выражение лица, эмоции и мысли персонажа.
В композиции использован прием пустого свободного пространства для пущей воздушности и одухотворенности сюжета.
Бедные пастухи, услышав радостную новость от ангела и увидев Вифлеемскую звезду, торопятся поскорее поприветствовать новорожденного и его семью. Несмотря на то, что они одеты в лохмотья, они стремятся показать свое доброе расположение, о чем свидетельствует поза пастухов.
Внимательный зритель заметит, что в отличии от произведений предыдущих веков, Мария изображена совсем юной, она сама почти ребенок, но уже мать. Ее взгляд, направленный на Иисуса полон материнской гордости и нежности.
Возле яслей художник написал корову, демонстративно подчеркивая нарочито убогую обстановку, в которой довелось родиться Божьему Сыну. Ему не нашлось места в людских домах и только среди скота он смог появиться на свет и запылать на небе новой звездой.
Интересно, что на холсте нет ни одного ангела, без которых не обходилась ни одно полотно художников Возрождения и Средневековья. На холсте мы видим счастливую, совсем юную, Марию, познавшую радость материнства.
Картины русских художников о Рождестве
На территории современной России еще со времен принятия христианства отмечали Рождество Христово весело и с размахом. Большинство населения очень религиозны и набожны. Не удивительно, что Библия и появление на свет Иисуса Христа отразились на творчестве многих русских художников.
В средние века даже сложилась русская школа иконописцев, разработавшая каноны для церковной живописи. В основном художники расписывали алтари и иконостасы, писали на деревянных дощечках на особой основе-левкасе.
По канонам, в центре композиции изображали пещеру с Божьей Матерью и Иосифом, ребенка рисовали в яслях, а рядом с ними овечку и корову. В некоторых местностях вместо овечки писали ослика.
https://youtube.com/watch?v=XMccItFV5XA
В небе над пещерой обязательно должна быть большая Вифлеемская звезда. Ангелы или витают в небесах возле звезды, или стоят возле пещеры.
Внизу иконы обязательно размещали сцену преклонения и принесения даров волхвами или пастырями, иногда и теми, и другими.
На росписи иконостаса Андреем Рублевым иконостаса Троицкого собора внизу заметно добавление дополнительного сюжета: сцены крещения.
Примерно до начала 16 века иконы и религиозные картины изображали персонажей условно, без индивидуализации, не передавали на полотне соответствующие ситуации эмоции и переживания.
Только в 17 веке полотна религиозного характера стали реалистичными и персонализированными. Явление ангела пастухам.
Петровский Петр, молодой художник и ученик Карла Брюлова, в 1839 г. написал картину «Явление ангела пастухам», поражающую своей романтичность, мягкостью линий, динамикой и в то же время очень реалистичным изображением людей.
Работу оценили настолько высоко, что автора в том же году наградили золотой медалью Академии Художеств, а само полотно забрали в музей.
Знаменитый иконописец Владимир Боровиковский в 1790 году создал совсем небольшое полотно со скромным названием «Рождество». Очень простая и милая картина благодаря искусному подбору цветовой гаммы смотрится воздушно и душевно, заставляя зрителей невольно улыбнуться.
У ангельских лиц, окружающих ясли, озорные и веселые выражения, демонстрирующие радость от хороших вестей. Интересно, что волосы у ангелочков и Марии белокурые, а от белоснежной кожи персонажей будто исходит сияние.
Не обошел своим вниманием рождение Христа и лидер русского авангарда Павел Филонов. При помощи акварели, коричневых чернил и туши он изобразил волхвов, приносящих дары
Однако, его манера настолько специфична, что картину можно рассматривать часами, выискивая спрятанные смыслы и глубокие философские мысли.
Этот же художник создал еще несколько картин под названием «Поклонение волхвов», но выполненных на бумаге акрилом, гуашью и темперой. Все эти произведения сейчас находятся в музеях и заграничных частных коллекциях.
Бартоломе Эстебан Мурильо: биография
Отец Бартоломе был известным в Севилье цирюльником, поэтому семья его не бедствовала и могла позволить себе снимать монастырский дом для проживания.
Бартоломе родился в декабре 1617 г. В одиннадцатилетнем возрасте осиротел. Когда ему было 10 лет, умер его отец, а спустя год и мать последовала за мужем. Бартоломе был отдан тетушке – сестре матери, на воспитание.
Для развития творческих способностей тетя пристроила своего племянника в мастерскую Хуана де Кастильо, под влиянием которого он начал писать картины. Первые рисунки юноши были сухими и темными.
Прибытие в город Педро де Мойи – испанского живописца и ученика знаменитого ван Дейка, перевернуло представление Бартоломе о технике письма и свойстве красок.
Путешествие в Мадрид
Значительным шагом для становления Мурильо как живописца, отступившего от караваджинского клонирования, стало его путешествие в Мадрид. Там Бартоломе изучал работы Тициана и Рубенса, копировал полотна во дворцах, набивая руку.
Жизнь в испанской столице продлилась до 1645 г. Эта дата стала переломной не только в творчестве художника. В его коллекции появились картины с изображением детей, например, «Нищий мальчик» (1645г.), «Мальчик с собакой» (1650 г.) и др.
«Мальчик с собакой» (между 1655-1660). Санкт-Петербург, Эрмитаж
Произошли изменения в личной жизни молодого мастера. На рубеже своего 30-летия Бартоломе обвенчался с Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. Брак был очень плодовит и принес супругам пятерых детей. Видимо этот факт и лег в основу исполнения картин с изображением мальчиков.
Картины Мурильо с религиозными и бытовыми сюжетами
Среди работ художника, большая часть была посвящена церковным образам. Благодаря склонности к религиозным сюжетам, Мурильо получал многочисленные заказы от храмов и церквей. Так, по возвращении в Севилью в 1645 г., художник получил задание францисканского монастыря.
«Святое Семейство» (1660)
Наряду с полотнами религиозной истории («Благовещение» (1660 — 65 гг.), «Христос Добрый Пастырь» и «Святое Семейство» (1660), в его творчестве немалое количество работ бытового характера и портреты («Старуха с прялкой», «Блудный сын пирует с куртизанками» и др.).
И те другие картины мастера написаны безупречно, как по композиции, так и с технической стороны. Визитной карточкой Бартоломе было коричнево-охристое настроение. Всегда теплые тона, много охры и ванили, насыщенные мазки и динамичные сюжеты.
Характер героев угадывался в переданной мимике и движении рук, мелкой атрибутике – монеты или фрукты в руках. В своих картинах художник всегда отражал уют, очарование и тепло домашнего очага.
После депрессии и скорби
Нарастающий темп работы был прерван кончиной любимой жены (1 января 1664 г.). В течение двух последующих лет мастер работал намного медленнее обычного. Но вскоре он получил заказ на украшение алтарной стены храма Санта Мария ла Бланка.
Гигантский объем работы привел художника в норму, после длительной депрессии и скорби. Позже он вступил в Братство милосердия.
В силу своего спокойного и доброго характера, после 1665 года, Мурильо дал вольную рабу, рожденному и выросшему у него на глазах. Продолжал вести умеренный образ жизни и творить.
Смерть
В 1682 г. Бартоломе покинул Севилью, отправившись на выполнение работы в капуцинском монастыре в Кадисе. Он писал алтарное полотно «Обучение Святой Екатерины», стоя на подмостках лесов
Одно неосторожное движение, и мастер упал. Падение оказалось роковым. 3 апреля 1682 г
великий живописец скончался
3 апреля 1682 г. великий живописец скончался.
Карьера
Святое семейство с собакой, c. 1645–1650, г. Museo del Prado
Мурильо начал свое художественное образование в Севилье в Хуан дель Кастильо, который приходился родственником его матери (дядя Мурильо, Антонио Перес, также был художником). На его первые работы повлияли Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера и Алонсо Кано, и он разделял их строго реалистичный подход. Большое коммерческое значение Севильи в то время гарантировало, что он подвергся художественному влиянию из других регионов. Он познакомился с Фламандская живопись и «Трактат о священных изображениях» Молан (Ян ван дер Меулен или Молано). По мере развития его живописи наиболее важные его работы развивались в направлении отшлифованного стиля, который соответствовал буржуазным и аристократическим вкусам того времени, особенно продемонстрированным в его творчестве. Римский католик религиозные произведения.
В 1642 году в возрасте 26 лет он переехал в Мадрид, где он, скорее всего, познакомился с творчеством Веласкес, и видел бы работы венецианских и фламандских мастеров в королевских коллекциях; богатые цвета и мягко смоделированные формы его последующих работ предполагают это влияние. В 1645 году он вернулся в Севилью и женился на Беатрис Кабрера-и-Вильялобос, от которой у него в конце концов родилось одиннадцать детей.
Две женщины у окна, c.1655–1660, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
В том году он написал одиннадцать полотен для монастырь Св. Франциско Эль Гранде в Севилье. Эти работы, изображающие чудеса францисканских святых, различаются в зависимости от Сурбаранеска. тенебризм из Экстаз Святого Франциска и мягкий светящийся стиль (как в Смерть Святой Клэр), что стало типичным для зрелого творчества Мурильо. По словам историка искусства Мануэлы Б. Мена Маркес, «в … Левитация Святого Джайлза (обычно известный как «Кухня Ангела«, Париж, Лувр) и Смерть Святой Клэр (Дрезден, Gemäldegal. Alte Meister) характерные элементы творчества Мурильо уже очевидны: элегантность и красота женских фигур и ангелов, реалистичность деталей натюрморта и слияние реальности с духовным миром, что необычайно хорошо развита в некоторых композициях ».
Также завершено c. 1645 год был первым из множества детских рисунков Мурильо, Молодой нищий (Musée du Louvre ), в котором заметно влияние Веласкеса. После завершения пару картинок для Севильский кафедральный собор, он начал специализироваться на темах, которые принесли ему наибольшие успехи: Богородица с младенцем и непорочное зачатие.
Поклонение пастырей, c.1650 г., музей Прадо
После еще одного периода в Мадриде, с 1658 по 1660 год, он вернулся в Севилью. Здесь он был одним из основателей Academia de Bellas Artes (Академия художеств), разделяя свое руководство в 1660 году с архитектором Франсиско Эррера Младший. Это был период его наибольшей активности, и он получил множество важных заказов, среди которых были запрестольные образа для монастыря августинцев, картины для Санта-Мария-ла-Бланка. (завершено в 1665 г.) и др. Он умер в Севилье в 1682 году, через несколько месяцев после того, как упал с эшафота, работая над фреской в церкви капуцинов в Кадисе.
Рембрандт ван Рейн «Святое семейство»
Картина написана маслом и покрыта несколькими слоями лака, чем объясняется удивительный оттенок, присущий изображению. За несколько 3 столетия краски немного потемнели и пожухли, поэтому реставраторы сейчас проводят множество исследований и процедур, чтоб восстановить первоначальный колорит.
Святое семейство изображено уже по возвращению в Назарет, на родину Иосифа. Хозяин что-то мастерит у верстака, ребенок спит в плетеной люльке, а Мария проводит время, читая книгу. Пухленькие ангелы летают вокруг, присматривая за будущим Спасителем.
Исследователи видят в позе первого ангела аллюзию на распятие Христа: руки и крылья разведены в разные стороны, образуя крест.
Художник, как и многие другие, не удержался и перенес события полутора тысячелетней давности в обстановку, современную ему: зритель наверняка обратит внимание инструменты Иосифа, одежду Марии, искусное плетение детской кроватки
Филиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу»
Филиппино Липпи до сих пор по заслугам чествуют за то, что он первым среди итальянцев придумал ввести в композицию картины теплый нежный пейзаж, созвучный настроению главных персонажей. Полупрозрачные ткани, изящество линий, плавность, мягкие черты лиц – визитная карточка живописца.
Этого художника считают автором картонов-канонов, карандашных и угольных набросков на бумаге, из которых потом срисовывали и копировали композицию множество живописных мастерских по всей Европе.
Кстати, богато украшенный балкон с колонами и цветами – художественный домысел автора. В Библии описание места рождения Спасителя совершенно другое: бедная пещера, где в дождь прятали скот.
Картины знаменитых художников о Рождестве.
Псевдо Пьер Франческо Фьорентино «Поклонение Мадонны младенцу Христу»
Автора этой картины, написанной темперой на небольшой дощечке, ученым так и не удалось установить. Из-за манеры письма, похожей на манеру Франческо Фьорентино, ей и другим похожим произведениям второй половины 15 века условно присвоили авторство псевдо Пьера Франческо Фьорентино.
Считается, что полотно иллюстрирует видения Святой Бригитты Шведской: после Рождества Христова его Мать воздает Спасителю надлежащие почести и благословляет.
Темная, но благородная колористика полотна подчеркивает выраженный контраст между кроваво-бордовыми одеяниями и драпировками, золотым нимбом и светлыми благоговейными лицами. Даже темный фон и светло-золотистые детали пейзажа призваны произвести на зрителя особое впечатление.
биография
Бартоломе, последний из четырнадцати детей, родился в Севилье, Андалусия . Дата его рождения обычно устанавливается на 31 декабря 1617 года; он крестился на1 — й Январе . Его отец Гаспар Эстебан был врачом, вероятно, хирургом-парикмахером.25 июля 1627 г.. Его мать, Мария Перес Мурильо, также умерла в следующем году.8 января 1628 г.. Не по годам развитый сирота, ребенка забрал один из его зятя, Хуан Агустин Лагарес, богатый хирург-парикмахер, женатый на его сестре Ане.
Молодежь и обучение
Его наставник поместил его в 1633 году , в возрасте 15 лет, в ученики у Хуана дель Кастильо (1584–1640), скромного итальянского художника, который обучал его живописи. Там на него повлиял тенебризм андалузского Сурбарана, из которого он первоначально возобновил эффекты светотени . Он уехал из Севильи в Кадис в 1639 году и вместо того, чтобы пойти в другую мастерскую, как многие молодые ученики, стремящиеся завершить свое обучение, он предпочел оставаться независимым и рисовал недорогие полотна, которые, тем не менее, нравились публике и раскрывали определенный талант молодого художника. Затем, примерно в 1640 году , он встретил ученика Ван Дейка по имени Педро де Мойя, который познакомил его с фламандской техникой.
Карьера
Он женится на 26 февраля 1645 г. с Беатрис Барера, с которой у него будет как минимум пятеро детей (Хосе Эстебан, Франсиско Мария, Габриэль, Гаспар Эстебан, Мария).
Он остановился в Мадриде , его единственная выходка за пределами Севильи, в 1642 году, или за два года до 1650 года , под защитой Веласкеса , чей реализм вдохновил его, или в 1658 году . Вероятно, он имел доступ к королевским коллекциям и работам Риберы с его холодными красками и натурализмом Караваджо.
В 1650-х годах он руководил мастерской со многими помощниками и учениками, а затем основал и возглавил в году Академию изящных искусств в Севилье, основной целью которой было завершить обучение молодых художников, которых считали недостаточными в рисовании. Действительно, мастерские отдают предпочтение практическим аспектам торговли и пренебрегают теоретическими аспектами и рисованием. В Академии художники встречаются каждый вечер в Casa de la Lonja, чтобы попрактиковаться в рисовании с живых моделей. Академия, также поддерживаемая Эррерой младшим, закрылась из-за финансовых проблем в 1674 году . Каноник Жустино де Неве , с которым у него сложились узы дружбы, заказал ему ряд работ для церквей Севильи (в том числе знаменитое Непорочное зачатие преподобных в 1678 году) и для его собственной коллекции. Мурильо разделял с ним горячую веру.
3 апреля года он упал с строительных лесов, расписывая алтарь в монастыре капуцинов в Кадисе, и вскоре умер.
Последователь Яна Йост Калькара «Рождество: Святая ночь»
Имя автора этого полотна не известно. Реставраторы лишь предполагают, что картина создана примерно в 1520 году учеником Яна Йоста Калькара или его подражателем.
Лицо младенца-Христа обозначено лишь схематично, согласно христианским правилам иконописи того периода. Точно так же обошелся автор и с ангелами, обступившими ясли. А вот у Девы Марии внешность типичная для дам эпохи возрождения. В то же время Йосиф будто полностью срисован с книжных гравюр раннего Средневековья.
Несмотря на темный мрачный фон, изображение живописное и теплое. События происходят ночью, но все персонажи озарены светом, исходящим от дитя.
Художнику удалось передать текстуры красного кирпича и плюща, вьющегося по разваленным стенам, но складки на одежде показаны жесткими и изломистыми.
Вифлеемскую звезду последователь Яна Йоста Калькара спрятал в ветвях одинокого дерева.
История
Картина была написана Мурильо в 1646 году для небольшого монастыря ордена францисканцев в Севилье в серии из двенадцати полотен, посвящённых истории ордена. В серию входят «Экстаз святого Франциска» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид); «Святой Диего насыщает нищих» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид), «Брат Юлиан из Алкалы» и «Душа Филиппа II» (Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, США), «Кончина святой Клары» (Дрезденская галерея), «Непорочное Зачатие» (утеряна); «Святой Диего» (утеряна); «Святой Диего Алкалинский и епископ Памплонский» (Музей августинцев, Тулуза, Франция), «Святой Сальвадор де Орта», или «Чума», (у герц. Поццо-ди-Борго, Париж); «Блаженный Жиль перед Григорием IX» (Художественный музей Северной Каролины, Роли, США); «Два францисканских монаха» (Национальная галерея Канады, Оттава, Канада); «Брат Хуниперо и бедняк» (Музей изобразительных искусств, Доль, Франция).
С 1810 году картина находилась в Севильском Алькасаре. Во время наполеоновских войн картина вместе со множеством других произведений искусства была реквизирована французским маршалом Никола Жан де Дьё Сультом и в 1813 году оказалась в Париже в его коллекции. В 1858 году картина была приобретена французским государством в ходе распродажи коллекции Сульта и с тех пор находится в Лувре.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано стал сиротой, в 1627 г. умирает его отец, а спустя год мать, после чего мальчик попадает на воспитание в семью сестры матери.
Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие.
Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. В 1645 г. он возвращается в Севилью совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Работа над циклом для монастыря совпадает с созданием домашнего очага, в 1645 году Мурильо вступает в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей. Несомненно, отраженная в творчестве внутренняя эмоциональная жизнь художника подчинялась ритмам семейного бытия.
До 1663 г. творческая эволюция мастера представляет собой динамичное движение вперед. После смерти жены 1 января 1664 г. Мурильо два года работает довольно медленно. Постепенно он переходит к новому этапу своей жизни, начало которому положил большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, становящейся вспомогательным приходом Севильского собора (см ниже в разд. Творчество).
Некоторое время художник живет в монастыре капуцинов, где ему было предложено украсить всю алтарную стену. В мае 1665 г. Мурильо был принят в Братство милосердия. Вознаграждение, полученное живописцем за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме, очевидно у Мурильо были свои воззрения на существо милосердия.
В 1682 году Мурильо умер вследствие падения. Кадисская картина «Обручение Святой Екатерины» была дописана его учеником, Осорио.
Ссылки
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Этот художник всю свою жизнь так или иначе был связан с католической церковью. Большинство его произведений, а после него осталось более 450 полотен и росписей, посвящены религиозной тематике. Он родился в монастырском доме и умер, стараясь завершить алтарное полотно для монастыря капуцинов в Кадисе. Это и не удивительно, если учесть, что он родился и всю жизнь прожил в Испании, верном оплоте самого фанатичного католицизма. Тем не менее, в картинах этого мастера библейские и церковные персонажи предстают реальными людьми из крови и плоти, настолько ярко и живо их изображение.
Бартоломе Эстебан Мурильо родился в 1617 году и очень скоро остался круглым сиротой, воспитывающимся в семье тетки по матери. У него рано проявились художественные способности и он стал обучаться мастерству у Хуана де Кастильо, как следствие, переняв его специфический стиль живописи. Но знакомство с другими известными художниками того времени, в частности, с великим Диего Веласкесом, открыло для него мир искусства с его богатой цветовой палитрой и свободной живописью. От скованной манеры Мурильо не осталось и следа. Полотна его раннего творческого периода радуют глаз богатством красок и роскошных цветовых сочетаний. Вернувшись из Мадрида в родную Севилью, художник получил большой заказ на создание серии картин для монастыря ордена францисканцев. Это время можно считать началом отсчета эпохи его процветания как художника.
В личной жизни мастера все было также благополучно. Он удачно женился и стал отцом пятерых детей. Счастливый брак и удачная личная жизнь способствовали постоянному прогрессу в работе, за эти годы он создает подавляющее большинство своих полотен, ставших впоследствии знаменитыми. Но смерть жены в 1664 году вносит коррективы в его жизнь и ритм его работы сразу замедляется.
Однако получение нового крупного церковного заказа возрождает его к жизни и как человека, и как художника. Со следующего года он не только работает над новыми полотнами, но и даже живет в монастыре. Он работал и жил в нем, проникаясь духом монашества и одновременно оформляя обширную алтарную стену.
Интересный факт из биографии художника — он был принят в Братство Святого Милосердия, организацию, которая содержала Госпиталь Милосердия — обитель для престарелых одиноких людей. А возглавлял Братство в то время человек, которого считают прообразом поэтического Дона Жуана — Мигель де Маньяра, друг мастера.
За выполненную работу Братство передало художнику солидную сумму, но и здесь он не изменил своей жизненной позиции. Всю свою жизнь далеко не бедный художник не стремился к роскоши и жил довольно скромно и умеренно. Он даже отпустил на волю своего невольника.
Даже смерть мастера невольно связана с религией. Когда ему было уже 65 лет, а это преклонный возраст в те времена, он согласился поработать в Кадисе, хотя многие годы не покидал Севильи. Во время творческого процесса он упал с лесов и разбился.
Художник скончался на родине, в Севилье, в 1682 году, так и не оправившись после рокового падения. После его ухода осталось огромное художественное наследие — множество полотен на религиозную тематику, цикл жанровых картин, пейзажи и ландшафты, а также основанная им севильская школа живописи, долгие годы оказывавшая влияние на творчество многочисленных живописцев Испании и других стран.
-
Экономический механизм природопользования кратко
-
Поход армии северян через южные штаты описание кратко
-
Венгрия в межвоенный период кратко
-
Франция в средние века кратко
- История улицы вайнера в екатеринбурге кратко
Описание
Полотно «Кухня ангелов» иллюстрирует не прояснённый эпизод францисканской историографии. Речь, возможно, идёт о брате Франсиско Пересе из Алькалы-де-Гуадаира, отвечающим за кухни. Он в течение 30 лет был помощником на кухне монастыря Святого Франциска Великого. Согласно легенде он был ярым молельщиком и однажды так увлёкся, что забыл свои обязанности. Когда он очнулся, то обнаружил, что его труды чудесным образом были исполнены. Мурильо изобразил чудесный момент истории, наполненный очаровательными деталями.
На левой стороне полотна изображены настоятель монастыря с гостями, которые заглядывают на монастырскую кухню, и им открывается удивительная картина: брат Франсиско, окружённый аурой золотистого света, парит над землёй в мистическом упоении. Рядом с ним в центре композиции стоят два изящно раскрашенных ангела с богато окрашенными крыльями, а справа путти и ангелы занимаются приготовлением еды: они перемалывают специи, размешивают тушеное мясо с овощами и накрывают на стол посреди живописного натюрморта овощей и посуды.