Крамской картина «русалки» или мистический сон. русалки картина

Мистическая история картины Ивана Крамского «Русалки»

В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».

И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент

Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками.

Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму а, погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.

И. Крамской. Автопортрет, 1867

Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.

М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951

Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.

А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы

Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.

В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе

Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было

А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.

И. Крамской Русалки, 1871

Не меньшее количество вопросов было связано с еще одной картиной этого художника: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского. К подобным историям можно относиться по-разному: кто-то настроен скептически, а кто-то даже если не верит, все же прислушивается.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями!

Примечания

. И.Е. Репин. Далекое близкое. Л., 1986, с. 183.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 2. М., 1965—1966, с. 150.

. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887. Спб., 1888, с. 21.

. Все претенденты на медаль назвались «историками». Право на получение диплома на звание классных художников предоставляло им обладание малой золотой медалью.

. Отдел рукописей ГТГ, ф. 16, ед. хр. 16, л. 20.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 182.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965, с. 407.

. Там же, т. 2, с. 192.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 433; т.3, с. 600.

. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 14, д. 85, л. 9.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 288.

. В. Чуйко. Русский художник в качестве критика. — Наблюдатель, 1889, январь, с. 326.

. Там же, с. 324.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 84.

. ГРМ. Сектор рукописей, ф. 15, ед. хр. 1, л. 17.

. Там же, л. 23 об.; 32 об.

. Устав Товарищества передвижных художественных выставок, утвержденный министром внутренних дел 2 ноября 1870 г.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. Так, например, уже в конце 1860-х гг. Крамской привлекался к работе комиссии, назначенной для пересмотра устава Академии художеств. С 1872 по 1874 г. он состоял членом нового состава комиссии, председателем которой первоначально был конференц-секретарь Академии П.Ф. Исеев, а затем Ф.И. Иордан.

. См.: В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977, с. 177.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Об искусстве. Избранные статьи, рецензии, высказывания. М.—Л., 1949, с. 155.

. Художник-любитель. На своих ногах. — Дело, 1871, декабрь. Современное обозрение, с. 114.

. «Христос в пустыне». Картина И. Крамского. Неизданный этюд. И.А. Гончаров. Сообщил Д.И. Абрамович. — Начала, 1921, № 1, с. 201.

. В.М. Гаршин. Письма. 1934, с. 153, 154.

. Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 67. М., 1955, с. 175.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 288, 289.

. И.Е. Репин. Далекое близкое, с. 176.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 235.

. Там же, с. 120.

. Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. М., 1953, с. 64.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 238.

. Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973, с. 219.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 203, 204.

. В.В. Стасов. Избр. соч. Т. 2. М.—Л., 1952, с. 471.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 366.

. Там же, т. 1, с. 81.

. Там же, т. 2, с. 230.

. Там же, с. 356.

. Там же, т. 1, с. 352.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 207.

. Там же.

. Там же, с. 351.

. Отдел рукописей ПТ, ф. 1, ед. хр. 1143.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, с. 126.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 345.

. Там же, с. 329.

. Там же, с. 331.

. Там же, с. 364.

. Там же, с. 268.

. Там же, с. 472.

. Анри Перрюшшо. Тулуз-Лотрек. М., 1969, с. 51.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312 и 263.

. Там же, с. 336.

. Там же, с. 345, 348.

. Там же, с. 348.

. Там же, с. 351.

. Переписка И.Н. Крамского. Переписка с художниками. Т. 2. М., 1954, с. 317.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 276.

. М.П. Мусоргский. Письма к В.В. Стасову. Спб., 1911, с. 111.

. См.: Иван Николаевич Крамской. 1837—1887. Каталог выставки к столетию со дня рождения. Под общей редакцией Н.М. Щекотова. М.—Л., 1937, с. 14.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 360.

. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965, с. 181.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 233.

. Там же, с. 427.

. Там же, т. 2, с. 125.

. Там же, с. 98.

. Там же, т. 1, с. 380.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Указ. соч., с. 165.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 460.

. Там же, с. 387, 388.

. Там же, с. 262.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 298.

. Цит. по: там же, с. 227.

. Там же, т. 2, с. 59.

. Там же, с. 190.

. Там же, с. 139.

. Там же, с. 81.

. Об этом, в частности, свидетельствовал сын художника А.И. Крамской. — См.: ЦГАЛИ, ф. 783; С.Н. Гольдштейн. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 341.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 219.

. Там же, т. 2, с. 96.

. П. Боборыкин. Крамской и Репин. — Новости и биржевая газета, 1883, 24 марта.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312.

. Там же, т. 2, с. 138, 139.

. Там же, с. 141.

. Художественные новости, 1887, № 7, 1 апреля.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 332.

. А.П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Т. 2. М., 1975, с. 230.

  К оглавлению Следующая страница

Русалки в живописи

Что касается живописи, разберем в статье несколько известных произведений.

1. Картина «Одиссей и сирены» Г. Дрейпера. 
На этой картине изображена сцена и древнегреческой мифологии. Эта легенда гласит, что на своём острове живёт стая сирен, заманивающих людей на свой остров и убивающих их. По одной из версий, они мстят людям, за то, что те не помогли им отыскать Персефону. Одиссей проплывал на корабле со своею командой мимо этого острова. Он приказал морякам заткнуть уши воском, а его самого привязать к мачте. Так они проплыли, минуя гибель. Один моряк всё же бросился в воду на зов, но был спасён Афродитой. 

2. «Русалки» И.Крамской 

С этой картиной связана удивительная, можно сказать мистическая история. На выставке картин 1871-го года она висела рядом с пейзажем Саврасова «грачи прилетели». В ночь после первого дня экспозиции картина упала! И это ещё не всё. Третьяков купил эти картины и повесил в разных комнатах. Вскоре начали ходить слухи, что от полотна с русалками исходит плохая энергетика. А одна женщина, посмотрев на неё, потом утопилась в реке. Не смотря слухи, картина очень красива и передаёт атмосферу славянской мифологии. 

3. Серия картин Владимира Любарова. 

Владимир Любаров написал рассказ «Русалка». В нём рассказывается о жизни Владимира в деревне Перемилово. Он общается с соседом дядей Лёшей, который рассказывает ему, что плотину рушит русалка. Любаров в это с трудом верит, но и не сильно отрицает. Но один случай заставил его усомниться в твёрдости своего мнения. Владимир каждую весну ставил у речки насос, который качал воду для разных хозяйственных нужд. И вот, однажды, когда он возился с насосом, услышал всплеск, как будто большим хвостом кто-то ударил по воде. От неожиданности выронил насос в воду. Затем послышалось тихое хихиканье. После того случая он просил ставить насос своего зятя и начал рисовать русалок. 

4. Картина А.А Шишкина «Русалки». 
Это картина изображает двух русалок, тянущихся к юноше. Он стоит, склонившись, и смотрит на них зачарованным взглядом. Как известно, в славянской мифологии русалки были девушками, утопившимися некрещеными или незамужними. Они жили в озёрах и реках. Они не любили людей и заманивали их в воду и топили. Юноши не могли противиться их чарам и покорно шли за ними. Поэтому встретить русалку-утопленницу – плохой знак. 

5. Репин «Садко». 
Это картина написана по одноимённому литературному произведению. На ней изображена сцена, когда Садко попадает на глубины океана к морскому царю. История начинается тем, что бедный Садко имеет только гусли. На них он играет на пирах, а когда его три дня не зовут на пиры идёт играть к Ильмень-озеру. Морской царь помог ему разбогатеть, после чего разгневался, что Садко не платил ему дань. Тогда Садко попадает в его царство и играет ему на гуслях. От танца царя на поверхности бушует страшная буря. Микола посоветовал Садко оборвать струны, чтобы перестать играть, а попасть домой можно, лишь женившись на Чернавушке. Царь благодарит за игру и предлагает жениться. Садко женится на Чернавушке и утром оказывается на берегу. 

6. К.Васильев «Русалка» 
На этой картине изображена девушка, сидящая на ветке берёзы. Славянская русалочка имеет грустное лицо, направленное к небу. На ней голубой платье и у неё длинные светлые волосы и голубые глаза. Берёза находится на берегу озера. Сама картина излучает грусть и тоску. Русалка на этом изображении представлена, не имея особой сказочности, в виде молодой девушки. Также известно, что берёза – символ одиночества. Русалка обречена на одиночество, ведь она утопилась от несчастной любви.

Обзор подготовлен участницей нашей группы В контакте Таней К.

Иван Крамской. Русалки. Описание картины. Шедевры русской живописи

Иван Крамской. Русалки.

(на сюжет из произведения Н.В. Гоголя «Майская ночь»). 1871. Холст, масло. 88 x 132. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Период 1870-х годов в жизни Крамского непосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товарищества передвижников, поэтому письма этого времени проникнуты неутомимой энергией духовного лидера передвижников. Вместе с тем в этих же письмах живет другой Крамской, который упоенно описывает красоту лунной украинской ночи, завороженный тайной ночного света.

Первую выставку товарищества решено было открыть в конце 1871 года. К этой выставке Крамской хотел кончить работу над картиной «Русалки». Много лет назад Крамской записал в свой дневник: «О, какой удивительный человек был этот Гоголь!» Он любил Гоголя

, много раз перечитывал все его произведения, особенно «Вечера на хуторе близ Диканьки». И теперь, читая «Майскую ночь», он снова погрузился в мир украинской народной сказки с ее ведьмами, колдунами, русалками, с волшебными лунными ночами. И пусть это только сказка, и сказочным кажется дом на горе, и дремучий лес, и глухой, заросший пруд, и девушки-русалки, но ведь в каждой сказке всегда есть зерно правды, и Крамской хотел написать картину так, чтобы зритель за этой сказкой увидел настоящую жизнь, услышал задушевную украинскую песню, почувствовал беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба.

Картина стоила Крамскому немалого труда. Сохранились эскизы, наглядно показывающие, как постепенно художник отходил от иллюстративного метода, искал средства живописного воплощения поэзии лунной ночи: того «впечатления сказочного», о котором он писал Васильеву

в августе 1871 года, когда, с опозданием прибыв в имение П.С.Строганова Хотень Харьковской губернии, где они сговорились встретиться, не застал уже Васильева, выехавшего в Ялту. О том влиянии, которое двадцатилетний Васильев оказывал не только на ровесников, но и на Крамского, свидетельствуют и сама картина, и письма, Крамской так и не сумел добиться результата, который удовлетворил бы его самого: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука — луна».

«Поймать луну», показать, как при ее свете все преображается, становится чудесным, чуть тревожным, было мучительно трудно. Но луну он все-таки «поймал» и написал чудесную поэтическую картину лунной ночи.

Картина представляет берег реки в лунную ночь. Справа пригорок, на нем усадьба, окруженная тополями. На заднем плане лес. На заросшем тростником берегу, на стволе свалившегося, перекинутого через реку гиганта-тополя в мягких волнах лунного света расположился целый сонм утопленниц. Живописные позы их унылы, бледные лица полны безысходной тоски. На всей картине лежит глубокая печать поэзии и тихой грусти. Общий тон гармонирует с характером таланта художника, который сам причислял себя к разряду «тихоструйных».

Михаил Лермонтов Все тихо — полная луна Блестит меж ветел над прудом, И возле берега волна С холодным резвится лучом. Ирина Одоевцева

Над водой луна уснула, Светляки горят в траве, Здесь когда-то утонула Я, с венком на голове. …За Днепром белеет Киев, У Днепра поет русалка. Блеск идет от чешуи… Может быть, меня ей жалко — У нее глаза такие Голубые, как мои.

Сам Крамской картиной был не совсем доволен — требовательность его к себе не знала границ. Несколько раз он принимался переделывать картину и даже через год после того, как она была куплена Третьяковым, писал ему и просил прислать картину: «Я ее хотел немного переработать, летом я кое-что наблюдал еще, и мне хотелось бы ее поправить».

И все же произведение Крамского было по-своему знаменательно для русской живописи, поскольку в нем, как и в «Бабушкиных сказках» В.М.Максимова, впервые проявился интерес к народной поэзии, пока еще опосредованный, воспринятый в литературной обработке, но уже прокладывающий тропинку, по которой пойдет сначала В.М.Васнецов

, а затем и другие русские художники.

Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского «крайнее правдоподобие фантастического сна», и такие редкие качества современного искусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости. «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники… что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», — отмечала пресса по выставке.

Главная сайта Главная На страницу «Крамской» «Три шедевра» Посмотреть картину

Русалки в живописи

Про русалок мы рассуждали вчера, а давайте еще посмотрим, как их изображали в живописи.

А.А. Шишкин Русалки Не знаю кто автор. Сам образ русалки уже на протяжении нескольких веков будит фантазию многих художников. О них писали В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, А.Н. Толстой, Н.Гумилев, В.В. Набоков, Гейне, Теннисон, Г.Х.Андерсон и многие другие. Русалкам в музыке посвящены «Песня Русалки» Гайдна, симфоническая поэма «Водяной» и опера «Русалка» Дворжака, незаконченная опера «Лорелея» и увертюра «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, опера «Садко» Римского-Корсакова. Русалки появляются в опере Генделя «Ринальдо» и в «Кольце Нибелунгов» Вагнера.

Прузсковский «Русалки»

Гастон Бусьер. Нереиды

Репин. Садко у морского царя

К.Васильев «Русалка»

И. Крамской

К. Маковский

И. Волков

Монастырский «Рыбак и русалка»

Н.Сперанский

С.Соломко «Русалка»

С.Соломко «Русалка и Фавн»

Врубель. Игры наяд и тритонов

Игорь Майков. Русалка.

Т. Шевченко «Русалки»

Игорь Майков. Маленький фавн. Франц фон Штук.1918. Русалка.

Herbert James Draper.The Sea Maiden 1894

Herbert James Draper. Летающая рыба. 1910

Г. Дрейпер

Беклин «Штиль»

Беклин «Дух пены»Время, мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль и художественные задачи делали образ русалки сугубо личностным для каждого автора.

Ф.ЗаскаТак, западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские же больше сходны с древнегреческими нимфами. Интересно, что в англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

М.ШагалРусалку обычно изображают в виде обнаженной девушки с рыбьим хвостом; однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а нередко еще и играет на арфе. Помимо русалок известны также и «русалы» иногда такие же романтичные, иногда вспыльчивые и гневные.

В. Любаров

В. Любаров

В. ЛюбаровЦерковники считали русалку религиозным символом искушения и коварства, и поэтому запрета на ее изображение в искусстве и литературе никогда не существовало. Ее ликами украшали соборы, корабли, дома, гербы, оружие и предметы быта.

Г. Дрейпер «Морской ребенок»

Г. Дрейпер «Одиссей и серены»

Г. Дрейпер «Морская мелодия»

Уоттерхауз

Уоттерхауз

Уоттерхауз

Уоттерхауз

Уотерхаус, Джон Уильям. Нимфы.

Ф. Заска

Ф.Заска

Ф.ЗаскаИнтересно, что образ русалки пережил расцвет именно в XIX веке, когда наука окончательно разделила фантазии и реальность. А в Англии русалка стала еще и символом империи, правящей морями и добывающей себе богатства в заморских колониях.

Русалка конца XIX — начала XX века — «роковая женщина». Недостижимая соблазнительница, сексуальная и сладострастная, и в то же время, холодная и неуловимая. Ее вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения завлекают в ловушку беспомощных моряков.

А.Галлен-Каллела

А.Вардл «Северная приманка»Такой ее изображают художники — швейцарец Арнольд Беклин, норвежец Эдвард Мунк, австриец Густав Климт и многие другие.Обобщенный образ трепетной «роковой женщины» отразился и в символичной картине Климта «Русалки»

На полотне художник не пытается отобразить точный образ сказочной девушки с хвостом, Климт акцентирует внимание на характере обворожительной русалки, которая с легкостью заманит одинокого путника и утащит его на дно

А.Фонтен-ЛатурНо позднее, в XX веке, на работах Рене Маргитта и Поля Дельво ее образ приобретает несколько комический оттенок.В интерпретации современных психологов она является символом смешения сексуального влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже зная, что это означает самоуничтожение.

А.Беклин

В.Котарбинский

В.Низовцев

В. НизовцевВ. Низовцев Вероятно, поэтому интерес к русалкам не угасает и сегодня: этот образ до сих пор широко используется в литературе, живописи, графике, различных видах современного искусства, становится символом, красуется на эмблемах, упрощается до знака.

Дж. Кольер «Земной младенец»

Г. Пул

И.Косьмин

Ф.Лейтон

Ч.Э. Бутибон

Ф. Моллер

Э.М. Хейл «Сирены»

Э. Пойнтнер

Э. Морган

К.Эквалл

А. Беклин

У. Брекспер

Г. Каффери

Herbert James Draper. Водная нимфа, 1908

Б.Фрауд

Э.Бауманн

Мина Моисеев. 1882

Крамской И.Н. Холст, масло 56,5 x 45 Русский музей

Аннотация

Создание собирательных образов людей из народа Крамской считал одной из важнейших за-дач современного искусства. «А народ-то что может дать! Боже мой, какой громадный род-ник!» — писал он Илье Репину

В портрете Мины Моисеева ярко проявилось свойственное художнику умение концентрировать внимание на самом существенном. В облике крестьянина, в его свободной, непринужденной позе ощущаются внутреннее спокойствие и независимость. Изборожденное морщинами старческое лицо излучает человеческое тепло, доброту, свидетельствуя об умудренности и жизненном опыте

Изборожденное морщинами старческое лицо излучает человеческое тепло, доброту, свидетельствуя об умудренности и жизненном опыте.

Русалки (1871)

Произведения Гоголя Н.В. произвели на Крамского огромное впечатление. Повесть «Майская ночь» вдохновила художника на написание большого полотна. По сути, картину нельзя назвать иллюстрацией к повести. Скорее всего, это фантазия на тему таинственного произведения и её героев — русалок и разной нечисти.

Крамскому удалось поймать холодные, желтовато-голубые лучи ночного светила. Вдали, за кустарниками и деревьями виднеется хутор. Полная Луна освещает берег реки. Ветки поваленного плетня отбрасывают страшные корявые тени, воды реки тёмные и мрачные. Жутковатые женские фигуры в белых рубахах-саванах, покинув воду, разбрелись по берегу. Они печальны и глубоко несчастны. Девушек-утопленниц тёмные силы превратили в русалок.

Крамской очень скрупулёзно подошёл к написанию этой картины, несколько раз её перерабатывал. И даже спустя время, когда картина уже висела в Третьяковке, он обращался с просьбой вернуть её на время для внесения корректировок.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru вы сможете насладиться фотографиями самых красивых русалок.

2

Картина Ивана Крамского «Незнакомка»

Иван Крамской написал еще одну мистическую картину — «Неизвестная», или «Незнакомка». На первый взгляд в этом портрете нет ничего необычного. Разве только современники художника никак не могли определить, с кого же была писана эта красавица. Сам портретист только усмехался, но имя женщины назвать отказывался, отшучиваясь, что таковой, может, и нет вовсе.

Мировой рост случаев болей в пояснице тревожит экспертов

23.05.2023

1580

Фото из открытых источников

Третьяков «Незнакомку» Крамского приобрести отказался, почему – никто не знает. Есть разные версии, но учитывая, что меценат не страдал мистицизмом, трудно поверить, что он прислушался к распространенному в то время мнению, будто портреты красавиц способны губительно влиять на мужчин. Скорее всего, Третьяков просто обладал фантастической интуицией, которая подсказала ему, что для его галереи «Неизвестная» еще «не созрела».

И картина начала свое мистическое путешествие по частным коллекциям, все более обрастая дурной славой. Первого ее владельца тут же бросила жена, у второго – сгорел особняк, третий как-то быстро и странно обанкротился. Уже вскоре стали говорить, что во всех бедах виной «роковая» картина Крамского.

Кстати, сам художник тоже пострадал от нее. После завершения этого мистического портрета, у него как-то странно друг за другом умирают два его сына…

«Таким Титаник никто не видел»: ученые впервые провели подводное сканирование лайнера

18.05.2023

1476

Вскоре «Незнакомка» ушла за границу, однако и здесь продолжала приносить только беды и несчастья своим владельцам. И только в 1925 году она вернулась в Россию и, заняв подобающее ей место в Третьяковской галерее, наконец-то успокоилась. Вот, оказывается, где была ее пристань…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: