Творчество и биография шишкина

Трагические потери

В 1867 году Шишкин познакомился с сестрой своего ученика — Евгенией Васильевой. Художнику тогда было 36 лет, а его избраннице —  21 год. Через год она стала его женой.

Евгения Шишкина на картинах мужа. Слева «Дама с собачкой» (1868 год), справа «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870 год)

Их семейная жизнь была недолгой. В 1872 году умер сначала его отец, затем — маленький сын, позже — брат жены. На следующий год болезнь забрала его жену Евгению, спустя еще год умер сын Константин. У художника осталась только дочь Лидия.

Через несколько лет Шишкин снова женился, его избранницей стала художница-пейзажистка Ольга Лагода. Счастье снова продлилось недолго. Через полтора месяца после рождения дочери Ксении Ольга скончалась.

Ольга Лагода-Шишкина

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЧИНОВНИК

Отъезду Ивана Шишкина в Москву предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к «положительным» занятиям. Особенно усердствовала в этом мать. Поняв, что Иван чуть ли не «идиотичен» в коммерции, она придумала ему кличку «арифметчик-грамматчик» и всячески досаждала, препятствуя его книжным «сидениям». Но Иван был тверд. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием «сделаться чиновником».

Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведенные в отчем доме после «побега» из Казани (1848—52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.»

Академия и поездка за границу

В 1852 году Иван отправился в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Через четыре года после успешного его окончания он был принят в главную «кузницу» творческих талантов — Императорскую Академию художеств. Официальная парадность, античное искусство, исторический жанр были главными направлениями учебы в академии.

Пейзаж, который так любил Шишкин, считался в академии делом непрестижным и неприбыльным. Юному Ивану предлагали заняться историческим или жанровым рисунком. Но он упрямо продолжал писать природу. Он хотел научиться с абсолютной точностью передавать форму каждой травинки и листа дерева, изгиб каждой ветки. Преподаватели замечали, что у начинающего художника стал проявляться свой почерк и стиль.

Иван решил, что если по окончании курса он не будет награжден медалью, то возвратится в Елабугу, продолжит семейное дело и больше не будет заниматься живописью.

Шишкин старался держаться подальше от веселых студенческих компаний. Он полагал, что в жизни посвященной живописи, не должно было быть легкомысленных занятий. Однокашники называли Ивана медведем: он был неловок в обращении с женщинами, закрепощён, невнятен в разговорах, постоянно носил старые отцовские сапоги и мог долго питаться одним хлебом и патокой.

Начинающий художник работал очень быстро. За один день на пленэре он мог нарисовать столько, сколько остальные студенты не могли и за неделю. Шишкину многие стали завидовать, некоторые посматривали на него искоса. Преподаватели говорили, что всем надо подтягиваться до уровня Шишкина.

В 28 лет по окончании Академии его наградили большой золотой медалью, что дало возможность стажироваться в Европе. Молодой живописец отправился в Германию и Швейцарию. «Немецкий пейзаж почти до омерзения расчищен», — писал художник. В Мюнхене он ввязался в драку в пивной, услышав, как ругают русских, и согнул в дугу железный прут. Художник был арестован, но оправдан в местном суде.

Три года Шишкин прожил в Европе. Его картины и рисунки покупали немецкие музеи. За полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» в России ему присвоили звание академика. Одновременно с Василием Перовым Шишкин попросил у Академии разрешение вернуться из заграничной стажировки досрочно. Получив разрешение, он уже больше не уезжал от родных рек, полей и лесов.

Картины, удостоенные наград

В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили

Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем

Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.

Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды

Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».

И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.

«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.

На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов

Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует

Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.

В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.

И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского Иван Константинович Айвазовский — живописец, который снискал мировую известность. Будучи художником военно-морского флота, он сотворил много изумительных шедевров, на которых были отображены знаменитые сражения
  • Какой поступок можно назвать благородным? — сочинение 6 класс Ежедневно мы совершаем множество разных поступков, не задумываясь о их благородности. Не каждый анализирует все величие или позор совершенного. Зачастую, люди
  • Сочинение Сравнительная характеристика Остапа и Андрия 6, 7, 8 класс В своем произведении «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь сумел передать яркие и колоритные образы запорожских казаков. Все герои повести имеют судьбы, уготованные им свыше и отличные друг от друга.

Самые знаменитые работы

Шишкин работал на природе целыми днями. Выбрав подходящее место, расчищал кустарник, обрубал лишние сучки на деревьях, делал себе сиденье из веток и располагался, как дома. Он сам всё больше становится похож на лесного жителя — взлохмаченный, суровый и могучий.

Шишкин всегда изображал деревья с научной точностью, как будто для Ботанического атласа. Кроме привычных лесных видов, таких как рощи, чащи, боры, перелески, у Шишкина появились картины-панорамы. Та же русская природа, только вид сверху. Одной из первых стала картина «Лесные дали». В ней художник показал бескрайность земли русской с ее бесконечными лесами, которые убегали до горизонта, и с водоемом, в котором отражалось небо.

В семейной жизни художника произошла новая трагедия. Юная ученица Шишкина, Ольга Лагода, которая стала его второй женой, скоропостижно скончалась, оставив ему маленькую дочку. Убитый горем Шишкин раз за разом писал могилу жены, убранную её любимыми цветами.

Работа в конце концов вернула художника к жизни, но и в работе его не оставляли сомнения и муки. Казалось бы, что могло быть хрестоматийнее, чём картина Шишкина «Рожь», но в 1889 году художник написал полотно, которое стало не только его главным шедевром, но и визитной карточкой Третьяковской галереи. А еще — украшением фантика самых популярных советских конфет — «Мишка косолапый».

Давно известно, что у этой картины было два автора. Считалось, что медведей на полотне изобразил художник Константин Савицкий. Он даже получил четверть гонорара за работу. Но Павел Третьяков, когда стал владельцем полотна, распорядился закрасить вторую фамилию в левом нижнем углу картину. Последние научные исследования позволили специалистам Третьяковки сделать неожиданный вывод — Шишкин написал свой шедевр без посторонней помощи.

Смерть тихая, за работой

Умер Иван Иванович тихо в своей мастерской, за работой над новой картиной «Лесное царство».

Последней законченной картиной Шишкина стала картина «Корабельная роща», на которой изображены родные ему места близ Елабуги. Картина была впервые выставлена на передвижной выставке в Санкт-Петербурге и получила всеобщую похвалу.

Художник Константин Савицкий писал своему другу Шишкину: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная — поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..»

Иван Шишкин, «Корабельная роща», 1898

Выставка не успела закончиться, когда пришло сообщение о смерти художника.

«Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник», — писал об этом событии журналист Дмитрий Успенский. 

Могила Ивана Шишкина на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге. Фото: Wikimedia Commons

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Секрет популярности

Сегодняшнему зрителю картина известна, даже если он никогда не был в Третьяковке – в советский период репродукция «Всадницы» периодически печаталась в «Огоньке» и других иллюстрированных изданиях, откуда её с удовольствием вырезали.

Секрет популярности картины заключается в загадочном обаянии и элегантности движений, поз, жестов и нюансов, которые Карлом Брюлловым выписаны с тончайшим расчётом сродни математическому. Ведь налицо противоречие между почти вздыбившейся лошадью и сдержанно-хладнокровной наездницей при том, что пружины-локоны её статичны, а шлейф, приколотый к шляпе, взвился в воздух.

Дело, наверное, в том, что это всё-таки портрет, превращённый в картину. Поза портретируемых всегда спокойна – человек позирует. На этой же картине всё вокруг всадницы находится в движении. Это делает портрет-картину особо интересной и притягательной, торжественной и парадной.

Исаак Левитан. Озеро. Русь. Описание картины. Шедевры русской живописи

Исаак Левитан. Озеро. Русь.

1899-1900. Холст, масло. 149 x 208. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. 22 июля 1900 Исаак Ильич Левитан, не дожив до сорокалетнего возраста несколько дней, умер от ревматического миокардита (по неподтвержденному диагнозу). А в это время на Всемирной выставке в Париже с успехом экспонировались его картины. После смерти художника родственники в его мастерской нашли около сорока незаконченных пейзажей. Среди работ, которые мастером считались незаконченными и не демонстрировались публике, была обнаружена большая картина «Озеро» (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, — «Озеро. Русь». Она, по некоторым сведениям, была начата под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива стихотворения «Последняя туча рассеянной бури»,

Александр Пушкин Туча 1835. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

Это полотно стало лебединой песнью Левитана. Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин), и именно поэтому особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи.

Золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья — все наполнено одухотворенным приподнятым звучанием. И лишь небольшие тени от облаков, падающие на холмистый берег и прозрачную воду, вносят в радостное состояние гордости за свою землю частичку грустных раздумий.

Исаак Левитан не успел завершить это полотно, но даже в своем незаконченном виде оно принадлежит к самым значительным его произведениям.

Иван Никитин Русь 1851. Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лед Ходит по морю; И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную… Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! У тебя ли нет Поля чистого, Где б разгул нашла Воля смелая? У тебя ли нет Про запас казны, Для друзей — стола, Меча — недругу? У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов? Перед кем себя Ты унизила? Кому в черный день Низко кланялась? На полях своих, Под курганами, Положила ты Татар полчища. Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок Ляху гордому. И давно ль было, Когда с Запада Облегла тебя Туча темная? Под грозой ее Леса падали, Мать сыра-земля Колебалася, И зловещий дым От горевших сел Высоко вставал Черным облаком! Но лишь кликнул царь Свой народ на брань — Вдруг со всех концов Поднялася Русь. Собрала детей, Стариков и жен, Приняла гостей На кровавый пир. И в глухих степях, Под сугробами, Улеглися спать Гости навеки. Хоронили их Вьюги снежные, Бури севера О них плакали!.. И теперь среди Городов твоих Муравьем кишит Православный люд. По седым морям Из далеких стран На поклон к тебе Корабли идут. И поля цветут, И леса шумят, И лежат в земле Груды золота. И во всех концах Света белого Про тебя идет Слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову!

Судьба картины

В 1832 году «Всадница» стала центром притяжения на выставке в Академии изящных искусств Брера, именитом учебном заведении Италии (Милан). Картина получила множество восторженных откликов, а автор лестных сравнений. Так, жанр, продемонстрированный Брюлловым картиной «Всадница», назвали филигранным и новым для зрителя конным портретом, а в живописном стиле Брюллова итальянцы находили признаки живописи Рубенса и Ван Дейка.

После выставки полотно украсило один из залов роскошной виллы графини Юлии Самойловой. У неё бывали многие знаменитости, и слава о картине и её авторе разнеслась по всей Европе.

Шли годы. К 1870-м Самойлова разорилась, и ей пришлось своё имущество продавать с молотка. В 1872-м или 1874 году (данные разнятся) Илья Репин в письме сообщил Павлу Третьякову о распродаже картин из собрания Самойловой. Коллекционер заинтересовался, но опоздал, полотно приобрёл Дюлю, французский делец и собиратель живописи.

В начале 1890-х «Всадница», она же для многих «Амазонка», была выставлена на продажу в Петербургском обществе движимых имуществ. Теперь Третьяков не упустил шанса и в 1893 году купил картину за 2 тысячи рублей.

Так произведение русского художника из коллекции русской графини, написанное за границей и долгие годы там находящееся, оказалось в России, в коллекции создателя Третьяковской галереи. В первые годы в каталогах картина так и упоминалась – «Всадница».  К 1909 году было решено, что на картине изображена сама графиня Ю.П. Самойлова, картина официально стала считаться и называться её портретом (до 1916 года). Затем вернулось прежнее название, не конкретизирующее личность главного персонажа.

Среди передвижников

Картину «Мачтовый лес в Вятской губернии» Иван написал на своей малой родине, недалеко от Елабуги. Показав это полотно на передвижной выставке, Шишкин потом не пропускал ни одной ежегодной экспозиции товарищества и стал одним из самых активных его участников.

Портреты кисти Шишкина — большая редкость. Два из них, «Дама с собачкой» и «Перед зеркалом. За чтением письма», запечатлели молодую жену художника, Евгению. Эти две картины не были известны до начала XXI века. Только в прошлом десятилетии они появились на аукционах и были проданы частным владельцам.

Жена художника была младше его на 15 лет, но это не могло помешать их семейному счастью. У супругов родились двое сыновей и дочь. Эти дни жизни Шишкина были самыми ясными и безоблачными, как и природа на его полотнах.

Картину «Рожь», полную света и гармонии, художник писал в самые чёрные дни своей жизни — умер его отец, потом любимая жена и два маленьких сына. Целый год Шишкин не брал в руки кисти, а только пил горькую. Померк белый свет, всё вокруг стало как на чёрно-белой гравюре, лишенной цвета. «Вернула к жизни родная Елабуга», — говорил потом Шишкин.

Он тяжело переживал утрату жены и сыновей и поэтому возвратился в родной и милый сердцу город. Именно здесь он попытался найти вдохновение и снова начать работать — писать свои полотна.

Недалеко от Елабуги нашлось ржаное поле, где художник увидел сюжет для своей будущей картины. Именно здесь он сделал эскизы, которые увез с собой в Петербург. На основе эскизов, сделанных на малой родине, он написал величественный образ русской природы.

Среди передвижников были известные художники:

  • Иван Николаевич Крамской;
  • Василий Григорьевич Перов;
  • Алексей Кондратьевич Саврасов;
  • Виктор Михайлович Васнецов;
  • Исаак Ильич Левитан;
  • Илья Ефимович Репин;
  • Валентин Александрович Серов.

File usage on other wikis

The following other wikis use this file:

  • Usage on ar.wikipedia.org
  • Usage on arz.wikipedia.org
  • Usage on az.wikipedia.org
  • Usage on ba.wikipedia.org
  • Usage on be.wikipedia.org
  • Usage on ca.wikipedia.org
  • Usage on ce.wikipedia.org
  • Usage on cs.wikipedia.org
  • Usage on da.wikipedia.org
  • Usage on el.wikipedia.org
  • Usage on en.wikipedia.org
    • Ivan Shishkin
    • User:Jane023/Top 100 painters on Wikidata
  • Usage on eo.wikipedia.org
  • Usage on es.wikipedia.org
  • Usage on eu.wikipedia.org
  • Usage on fr.wikibooks.org
  • Usage on ga.wikipedia.org
  • Usage on gv.wikipedia.org
  • Usage on he.wikipedia.org
  • Usage on hu.wikipedia.org
    • Ivan Ivanovics Siskin
    • Oroszország kultúrája
  • Usage on hy.wikipedia.org
    • Իվան Շիշկին
    • Մորուք
  • Usage on id.wikipedia.org
  • Usage on io.wikipedia.org
  • Usage on ka.wikipedia.org
  • Usage on kk.wikipedia.org
  • Usage on ko.wikipedia.org
  • Usage on la.wikipedia.org
  • Usage on nl.wikipedia.org
    • Gebruiker:RonnieV/Lijst van personen geboren in 1831
    • Gebruiker:RonnieV/Lijst van personen geboren op 13 januari
    • Gebruiker:RonnieV/Lijst van personen overleden in 1898
    • Gebruiker:RonnieV/Lijst van personen overleden op 8 maart
    • Gebruiker:RonnieBot/afbeeldingen 19 1000
  • Usage on nn.wikipedia.org
  • Usage on no.wikipedia.org
  • Usage on ro.wikipedia.org
  • Usage on ru.wikipedia.org
    • Шишкин, Иван Иванович
    • Проект:Графическая мастерская/Заявки/Архив/2010/12
    • Участник:Hawri
    • Обсуждение участника:Zoxan43rus
    • Hellinsia shishkini
  • Usage on ru.wikinews.org
  • Usage on se.wikipedia.org
  • Usage on sl.wikipedia.org
  • Usage on uk.wikipedia.org
  • Usage on vi.wikipedia.org
  • Usage on www.wikidata.org
    • Q193064
    • Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Top creators by number of Wikipedia articles
    • Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Top creators by number of Wikipedia painting articles

View more global usage of this file.

Работы художника

Над вечным покоем

«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Картина представляет очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования. Здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым («божественное нечто», как назвал её однажды Левитан), рядом с которым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными.

Владимирка

«Владимирка» представляет собой ещё один чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь. У картины оказывалось двойное дно — быть может, именно поэтому она была столь любима представителями «критически мыслящей интеллигенции». Это ещё один пронзительный образ русской земли.

У омута

У этой картины есть литературное и фольклорное эхо. Рассказ о дочере мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты стало толчком к написанию знаменитой пушкинской «Русалки». Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. Так родилась эта картина — странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан.

Берёзовая роща

Работа принадлежит к «плёсскому» периоду творчества художника. Плёсские рощи продиктовали Левитану композиционное и «техническое» решение. Художник был великим умельцем вложить в простейший природный «мотив» богатейшую гамму человеческих переживаний или превратить его в национальный образ. «Берёзовая роща» бросается в глаза своей очевидной импрессионистичностью, но вместе с тем Левитан к исканиям импрессионистов оставался холоден.

Пейзаж в фотографии

В 1826 году Жозеф Ньепс для получения изображения установил на подоконник камеру-обскуру с оловянной пластиной, покрытой асфальтом и начал съёмку, которая проводилась полный световой день. Так получился первый в истории фотографии пейзаж.

Дагеротипия, изобретенная французским художником Луи Даге?ром в 1839 году, считается первым практическим способом фотографирования — выдержка длилась от 15 до 30 минут. Поэтому её охотно применяли для пейзажных съёмок.

В 1830-е годы британский изобретатель Уильям Тальбот создаёт процесс калотипии, а в 1844 году публикует первую книгу с фотоиллюстрациями: «The Pencil of Nature» («Карандаш природы»).

С момента изобретения технического способа более или менее мгновенного запечатления образов и видов, изображение ландшафтов стало самым распространенным мотивом в фотографии. Пейзажи фотографируют в самых разных целях: научных, декоративных, для «туристического отчёта», в качестве документалистических или публицистических иллюстраций и, наконец, художественных.

Задачи художественной фотографии при съёмке пейзажа и способы их решения ищутся мастерами этого жанра в пейзажной живописи. Это — законы композиции и перспективы, построение планов, цвет и освещённость. Имеются и специфические составляющие: спонтанность, динамичность и ракурс снимка, максимальная приближенность результата к исходной реальности (подробность и чёткость), зависимость получаемого изображения (цветопередача, контрастность, фокусировка) от технических факторов.

Самая первая в истории фотография пейзажа представляет собой вид городских крыш. Это — архитектурный пейзаж, находившийся продолжительное время в фаворитизированном положении среди других видов пейзажной фотографии благодаря неподвижности и крупным, локальным пластическим объёмам объектов архитектуры.

Если архитектурный пейзаж сразу прижился в фотографии, то снимки с изображениями живой природы с шевелящейся от ветра листвой и зыбкой светотенью долго не приносили сколько нибудь удовлетворительного результата. Леса и поля на снимках прошлых лет изображались поэтому чаще всего в обобщённой форме. Такой взгляд на природу позволял фотографу избегать излишних, тогда ещё не доступных съемочной камере подробностей и в то же время передавать определенное настроение в пейзажном мотиве.

Фактор динамичности в эстетике пейзажной фотографии постепенно обретал значение в тесном взаимодействии творческих исканий с новыми техническими решениями. На современном этапе развития техники фотографии появилась возможность, а вместе с нею и эстетическая потребность воссоздавать природу во всей полноте и конкретности форм. Получили развитие творческие принципы как можно более скрупулёзно точного следования всем подробностям природного пейзажа, где каждая травинка, каждый листик изображены со стереоскопической чёткостью

При этом большое внимание уделяется ракурсу, выбору планов, композиции, а также теории цвета. Ныне в этом стиле работает известный кубинский фотограф Луис Кастаньеда, отображая в своих фотографиях гармонию окружающей его природы.

Могила Шишкина на Тихвинском кладбище

Похоронили Ивана Ивановича Шишкина на Смоленском кладбище. Но, спустя более полувека, в 1950 году его прах перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры, наиболее престижный некрополь в сердце Санкт-Петербурга. Надгробие с первой могилы художника также бережно перенесли.

Само захоронение не отличается особой вычурностью, но выглядит монументально и ухоженно. Надгробие состоит из двух каменных глыб, одна из которых лежит плашмя, а другая стоит вертикально на нижней. Верхняя глыба имеет надпись, причём с сохранившимися нормами дореволюционного русского: «Художникъ Иванъ Ивановичъ Шишкинъ 13 января 1812 г. – 8 марта 1898 г.». Слева от надписи расположена чёрная гравюра-медальон с портретом академика. Его взгляд устремлён прямо, выражение лица суровое и волевое, волосы и борода несколько небрежно уложены, что отражает свободу творческого духа художника.

Примечателен тот факт, что при советской власти редко ответственно относились к переносу захоронений, даже великих людей. Часто происходили ситуации, при которых надгробие могли разлучить с останками человека, порой даже специально, чтобы скрыть следы «старой России», выражающиеся в том же языке и в христианской символике.

Но Иван Иванович Шишкин ещё при жизни обрёл всемирную славу, а после смерти его творчество продолжало высоко цениться. Картины художника выставлены в Третьяковской галереи (28 штук) и в Русском музее (более 100 работ и 1 400 набросков). Посетить Русский музей можно с 10 до 18 часов ежедневно, кроме вторников. Возложить цветы к могиле художника можно в часы работы Тихвинского кладбища – ежедневно с 10 до 16 часов.

Сын мецената и археолога

Шишкин родился в небольшом городе Елабуге и до конца жизни любил этот город. Сосновые леса в окрестностях города нередко становились источником вдохновения для него. Однако в Елабуге помнят не только художника, но и его отца, Ивана Васильевича Шишкина.

«Вид на Ананьинский могильник близ Елабуги» (И. И. Шишкин, 1861)Здесь отец художника проводил свои археологические раскопки

Купец Шишкин многое сделал для города. При его участии в Елабуге появилась Троицкая церковь, манеж, он на собственные деньги отреставрировал Булгарскую башню, которая до сих пор украшает город. Он же проложил в городе первый деревянный водопровод, благодаря которому у жителей появился доступ к питьевой воде.

Иван Васильевич не получил образования, однако увлекался историей и археологией. Он проводил раскопки в селе Ананьино, где нашел множество древних предметов. Сейчас место, где проводились раскопки, называется Ананьинским могильником.

Биография Шишкина Ивана Ивановича

Биография Шишкина изучается ещё в начальных классах школьного образования, но мало кто знает подробности из жизни художника. Даже дата его рождения точно не известна. Родился Иван Иванович Шишкин, предположительно, 13 января 1832 года в Елабуге, в семье преуспевающего купца – хлеботорговца. С детства Ивану старались привить любовь к знаниям, нанимали учителей, а затем отправили учиться в гимназию в Казань. Доучившись до пятого класса, Шишкин был вынужден вернуться домой, поскольку его успеваемость по точным наукам оставляла желать лучшего. Юношу больше интересовало искусство, он часто рисовал тайком, по ночам, а днём еле высиживал занятия.

Страсть к рисованию и постоянная практика в этом не прошли даром, и в 20 лет Шишкин прошёл вступительные экзамены в Московском училище живописи. После окончания учебного заведения, в 1857 году, он переехал в Санкт-Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Красота природы города на Неве очаровывала Ивана Ивановича.

Кладбища Санкт-Петербурга
подробная информация

Выделение места на кладбище
Согласно законодательству РФ

Резервирование места
на кладбищах СПб и области

С 1861 по 1866 год художник обучался в Европе, но затем вернулся на родину и получил звание академика, стал преподавать в Академии Художеств, примкнул к творческому объединению аквафортистов.

К сожалению, личная жизнь художника была полна лишений. С первой женой, Евгенией Александровной Васильевой, у него было трое детей. Сыновья Владимир и Константин умерли в младенчестве, осталась лишь дочь Лидия. Супруга художника умерла в возрасте 27 лет. Второй женой Шишкина стала Ольга Антоновна Лагода, которая скончалась в 1881 году, в возрасте 31 года, сразу после того, как родила дочь Ксению.

Из-за трагедий в личной жизни Иван Иванович пристрастился к алкоголю. Но затем смог оправиться и продолжил работать. В 1898 году, 8 марта, в возрасте 66 лет он скончался. Смерть его застала прямо на работе – художник сидел перед мольбертом. Причиной смерти был обозначен разрыв сердца.

LicensingEdit

This work is in the public domain in Russia according to article 1281 of the Civil Code of the Russian Federation, articles 5 and 6 of Law No. 231-FZ of the Russian Federation of December 18, 2006 (the Implementation Act for Book IV of the Civil Code of the Russian Federation).

This usually means that one of the following conditions is fulfilled.

  1. This work was originally published before January 1, 1928 and the known author of this work died:
    • (a) before January 1, 1949 or
    • (b) between January 1, 1949 and January 1, 1953, did not work during the Great Patriotic War and did not participate in it.
  2. This work was originally published anonymously or under a pseudonym before January 1, 1928 and the name of the author did not become known during 50 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication.
  3. This work is a film (a video fragment or a single shot from it), which was first shown before January 1, 1928.
  4. This work is an information report (including photo report), which was created by an employee of TASS, ROSTA, or KarelfinTAG as part of that person’s official duties between July 10, 1925 and January 1, 1928, provided that it was first released in the stated period.

This work is in the public domain in the United States because it was published (or registered with the U.S. Copyright Office) before January 1, 1928. If the author of this work was subjected to repression and rehabilitated posthumously, replace the death date by the later rehabilitation date.ROSTA reports created before July 10, 1925 are subjects of points 1-2 of this template.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: