Иван шишкин в швейцарии

Картина шишкина иван ивановича «корабельная роща»

Описание картины Шишкина «На севере диком»

В безграничной северной тьме среди снега и льда на скованном морозом утёсе возвышается заснеженная сосна. Она производит впечатление мощного дерева, мудро пережидающего суровый холод и уверенного в будущем тепле и ласке от природы. Пышные ветви дерева укутаны снегом и покорно опущены вниз. Но эта податливость не умаляет величия исполина – ствол его упрям, корни цепки, отчего дерево кажется вечным.

А вокруг сине-голубое безмолвие и ледяная бездна. Чернота бесконечности и неизвестности вдали в нижней части картины, та же необъятность в загадочных небесах, заснеженный утёс с пугающим заиндевевшим обрывом в ущелье.

Над снежными просторами угадывается яркая луна, бледный и бесстрастный свет которой добавляет таинственности и благоговения. Она ярко освещает одинокое дерево, высвечивая его мягкие контуры, обозначая густую тень и подчёркивая царственность могучего великана. Ночное лунное сияние падает и на редкие рваные облака, тихо проплывающие в вышине и похожие на снежные лапы с ветвей застывшего дерева.

Место радости и надежды: Валаам глазами художников нашего времени

Интересно, что современные художники воспринимают сегодняшний Валаам более радостно, празднично, чем их дореволюционные предшественники, хотя, конечно, величие места они тоже подчеркивают. Многие из них застали в сознательном возрасте советское время, когда большинство храмов и монастырей были закрыты, и потому воспринимают как огромную ценность самую возможность приехать туда, где есть жизнь, где звучит молитва и в храмах совершается литургия…

Но здесь есть и другой аспект. Христианская жизнь — это стремление к настоящей, пасхальной радости, что проявляется в том числе и в церковном изобразительном искусстве, в иконе, где даже такой сюжет, как «Распятие Христово», звучит без безысходной трагичности, со знанием того, что потом будет Воскресение.

Такое благодарно-праздничное восприятие Валаама — у Николая Третьякова (род. 1962). Например, работа «Дорога к монастырю» (2019) наполнена солнцем, воздухом: почти половину изобразительного пространства занимает чистое, голубое небо. А какой еще может быть дорога для христиан, помнящих слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16–18)?

«Дорога к монастырю»

Казалось бы, «Время великого поста» (2018) — время особой молитвенной сосредоточенности, аскезы, но одновременно это и движение к Пасхе. Все, что мы видим в этой работе, находится в гармонии между собой: река с тающим льдом, пронзительно-ясное небо, деревья, еще без листьев, небольшая часовня и фигура монаха.

«Время великого поста»

Для Валерия Страхова (род. 1950) Валаам оказался созвучен его любимым вологодским пейзажам. И к его валаамским пейзажам очень подходят строчки, написанные о Валерии Николаевиче художником и теоретиком искусства Сергеем Гавриляченко в статье «Светлолитие красок»: «Страхов по своей сути созерцатель, предельно правдиво отражающий восхитившую его реальность. Но правда Страхова, далекая от простоватого внешнеподобия, укоренена в традициях русского мировидения и полагает их продолжение в будущее». Это о работах «Никольский скит», «Ледоход в бухте Валаамского Свято-Преображенского монастыря».

«Никольский скит»

Мария Вишняк (род. 1965) так и назвала одну из своих работ — «Свет Валаама». Казалось бы, почему свет, ведь большую часть изобразительного пространства занимают огромные деревья? Но сверху, оттуда, где можно рассмотреть верхушки деревьев, льется свет, освещая все вокруг. Поэтому и работа написана живописно. Свет Валаама — свет небесный. И — с большой буквы — Небесный.

«Свет Валаама»

При подготовке использовались материалы сайта Valamo.ru.

Вариант 3

Что может быть вдохновляющей, чем природа нашего родного края, которая наполнена безмятежным спокойствием и особой натуральной красотой, что проникает в нашу душу особой волной радости и тепла, заставляя нас чувствовать себя немного счастливее. Именно такой представлена природа на картинах знаменитого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, его картины поразительны, их отличает особая реалистичность, видя их, мы подсознательно переносимся в мир, изображенный на полотне, и ощущаем те самые переживания, что испытывает сам художник. И одной из таких многочисленных картин относиться произведение под названием «Зима в лесу».

На картине изображена самая гуща леса, время суток конечно-же дневное, но солнце уже начало клониться к вечеру, сквозь ветви просвечивается голубое безоблачное небо. Картина излучает неприкосновенность и покой, что подтверждается некоторыми детали, как например рыхлый нетронутый снег, который обсыпал все деревья и ветки, кажется, что стоит дунуть легкому ветерку, и сверху посыплется снежная пыль. Скорее всего, снега намело прошлой ночью, а утром небо прояснилось и выглянуло долгожданное солнце, и покрыла своим искристым светом все снежное покрывало.

На переднем плане картины расположены стволы деревьев, немного припорошенные снегом, создается ощущение, что деревья покрыты белым, пушистым одеялом. Точно так же укутана и трава возле деревьев и весь лес, кажется, что вся природа погрузилась в сказочный, уютный сон.

В произведении, очень отчетливо прослеживается смысловая композиция, она заключается в том, что все полотно разделено на две противоположные части, левая часть более тёмная другая светлая и посередине они соединены общей просекой, в конце которой различим просвет, откуда вероятно открывается вид, на открытое пространство. Мне показалось, что это своего рода тропинка, указывающая нетронутый, безмятежный путь, куда-то в особый сказочный мир.

В общих чертах картина мне очень понравилась, она положительна, смотря на нее, мне хочется оказаться в том лесу вдохнуть морозный свежий воздух, пройтись по той тропке в конец леса и посмотреть какой открывается оттуда вид.

В этой картине Шишкину помимо всеобщей красоты первозданной природы, удалось передать радостное настроение и заключенный в произведение особый смысл. В целом картину « Зима в лесу » можно считать очень успешной, в ней отображается не просто красота родного края, но часть нашей русской культуры.

Саврасов Алексей Кондратьевич. «Зима» 1870

kolybanov (kolybanov

) wrote, 2015-12-05 14:09:00 kolybanovkolybanov 2015-12-05 14:09:00 Categories:

  • искусство
  • происшествия
  • Cancel

Автор — Ела2012. Это цитата этого сообщенияСаврасов Алексей Кондратьевич. «Зима» 1870

«Зима» 1870 Холст, масло 65 x 100,7 Государственный Русский музей Санкт-Петербург Картина написана в сложный для художника период. Он пережил крушение семейной жизни и успокоение находил лишь в пьянстве. Только изредка мастер радовал публику по-настоящему удачными работами. Узкая зимняя дорога разделила пейзаж на две неравные части. Слева остался лес, несколько молодых березок у обочины и прутья кустов. Справа — пустота, если не считать два безжизненных ствола и молодую сосну. Снег выглядит рыхлым и в цветовом решении лишен морозной свежести. Перед нами оттепель. Убегающая дорога в перспективе сливается в одну неглубокую колею и пропадает, не достигнув горизонта. Где-то вдали река, покрытая льдом. Она скорее угадывается в пейзаже, «просится» в композицию. Большая часть полотна в этой работе отдана небу. Десятки оттенков синего, сдобренные зеленоватыми нотами, создают удивительный эффект тяжести, гнета. Еще минута и на землю посыплется снег, а может и дождь, который начнет разрушать неустойчивый зимний порядок. Словно старое одеяло, неровное, лоскутное, накрыло небо и лес, и березки на обочинах, и неуверенную дорожную колею. Цветовой переход от светлого к грозовому синему и снова к белому, создает иллюзию темной полосы, перечеркнувшей работу вдоль. Темные облака и создают ощущение напряжения в картине. За долгие годы хранения в запасниках, картина изменила изначальный цвет. Но идея автора угадывается. Зритель чувствует атмосферу недоброго предчувствия, неясную тревогу, волнение. Березы становятся похожи на человеческие фигуры, разлученные дорогой. Драматизм пейзажа дополняет хрупкая молоденькая сосна рядом с мертвыми стволами, ненатурально параллельными, лишенными веток. Стоит вспомнить непростую судьбу художника, смерть троих детей, чтобы аллегория стала полностью понятной. Автор в уголке зимней русской природы увидел свою собственную жизнь. Композиционно работа построена так, что художник смотрит на изображаемый пейзаж с левой, «мертвой», стороны. Тем самым давая понять, что сам он теряет смысл и цель своего существования. Работа напрочь лишена какой бы то ни было «красивости». Не испытывает мастер умиления, глядя на зимнюю дорогу. Пораженный созвучию со своим внутренним настроением, он пытается поделиться со зрителем своим открытием. В этом уникальность работы, ее несомненная ценность, позволяющая считать ее одним из самых талантливых русских пейзажей. В картине можно видеть несомненно удачное композиционное строение, отлично передана фактура подтаявшего снега, умело подобрана палитра. Несмотря на это, создается ощущение некоторой незаконченности, незавершенности, этюдности полотна. Время написания картины точно неизвестно. Неизвестно также, как долго работал над ней автор, возвращался ли к ней после завершения. С другой стороны, именно эта незавершенность, возможно, и придает работе весь драматизм и удивительно насыщенную атмосферу.

Картина Шишкина «Сосна на Валааме»


Работы Ивана Ивановича Шишкина воспевают красоту и самобытность русской природы. Каждое его полотно переполнено любовью ко всему, что его окружает. Недаром репродукции картин живописца так популярны среди истинных ценителей искусства.

Валаам в творчестве Шишкина

Одной из самых известных картин художника является «Сосна на Валааме», написанная в 1858 году. Именно с этого этюда и началось увлечение Ивана Ивановича суровой природой острова, которой он посвятил целый цикл работ. Сосна же, изображённая на картине, до сих пор называется «шишкинской».

В 1858 году Шишкин представил эту работу и ещё несколько картин и рисунков членам Академии художеств, в которой проходил обучение, живя в Петербурге. Совет Академии пришёл в восторг от увиденного, объявив, что полотен, подобных этим, ещё никогда не видел. Картины были удостоены высокой награды – большой серебряной медали.

Описание картины «Сосна на Валааме»

Сосна – центральный образ этюда. Высокое стройное дерево выписано с особой тщательностью. Кажется, от художника не ускользнула ни одна мелочь: он детально прорисовал ветки, хвою, кору, плавный изгиб, который приобрело дерево с течением времени.

Пейзажисту с предельной точностью удаётся обрисовать атмосферу, царящую на Валааме. Каменистая почва, возвышенность, открытая всем ветрам, деревья с засыхающими ветками, жёлтая поникшая трава подчёркивают суровость природы, характерную для этой местности.

Дополнительный штрих – покосившийся крест, прислонённый к дереву. Эта деталь настраивает на размышления о смысле жизни. Смотрящий на картину гадает о том, каким был человек, похороненный здесь, по-видимому, уже очень давно, и невольно ассоциирует его с могучей сосной, которая оказалась способна противостоять суровой природе Валаама.

Выразительности созданным образам добавляют приглушённые цвета, использованные в картине.

Большая часть творчества И.И.Шишкина — портрет маслом удивительной русской природы. В каждой картине великого художника – неподдельное восхищение красотой и уникальностью мира, который находится вокруг него.

На опушке соснового леса, Шишкин, 1882

Как будто само солнце опустилось в чащу и готовится там ко сну. Сколько таких людей прошло мимо этих сосен и сколько ещё пройдёт, минует много лет, а эти сосновые кроны все также будут утопать в золотистых лучах солнца на закате. Спокойствие, умиротворённость, мудрость столетий, которые впитали в себя эти могучие деревья и чистейшая первозданность, которую природа не теряет на протяжении тысячелетий. Иван Иванович написал картину «На опушке соснового леса» уже будучи в зрелом возрасте. Мастер отлично передает легкость и аромат, витающие в вечернем воздухе. Девушка выходит из лесной чащи в мир людей. Именно его потомки и выставили «На опушке соснового леса» на продажу. Впоследствии картина была вывезена за границу.

Впереди мир людей, постоянно изменяющих окружающий мир для своих нужд. Поначалу женская фигура в нежно-голубом наряде кажется лишней, придуманной деталью. Это стало известно из переписки Шишкина и Стахеева – его племянника. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Все это плоды человеческой деятельности. Лес словно светится изнутри. Тишина и нега разлились по опушке.

Летний зонтик в руках молодой женщины сложен, летняя жара спала. После полотно было частью коллекции бельгийского художника Шарля Дефрейна. Однако царь получил отказ и картину приобрел Николай Стахеев. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика.

Описание картины Ивана Шишкина «На опушке соснового леса»

В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. Вечерняя прогулка по сосновому лесу привела молодую женщину на опушку. Знаменитый пейзаж представлен в традиционном для Шишкина стиле реализм. Как всегда в работах художника, человек на фоне природы выглядит хрупким и маленьким. Человек ушел из леса и природа зажила своей, свободной жизнью. Высокие сосны, залитые закатным светом, величественно возвышаются над человеком. Картина была написана за год до смерти художника.

Именно вот таким образом работа буквально пропитана глубоким символизмом и является посланием ко всему человечеству. Сегодня картина «На опушке соснового леса» выставляется во Львовской галереи искусств. Создается впечатление, что тропинка ведет человека, а не человек идет по тропинке. В его работе нет призывов или протеста. С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Сказка осталась там, позади. Император хотел пополнить этим шедевром свою личную коллекцию. Хвоя на деревьях выглядит слегка серебристой. Автор ненавязчив. Этот художник является общепризнанным специалистов по изображению лесной флоры. В 1882 году автор дописал свою работу «На опушке соснового леса». Цвета картины создают особенное настроение в работе: умиротворение, радость, покой.

Описание картины Ивана Шишкина «Вид на острове Валааме» Картины художников

Картина написана Иваном Ивановичем Шишкиным в 1858 году.

Живописец изобразил на полотне остров Валаам. Мы видим самое прекрасное время – лето. Вся зелень настолько сочная, что просто нельзя ей не радоваться. Живописец сумел передать ее свежесть и красоту. Сколько оттенков зеленого цвета использовал Шишкин.

Чтобы максимально естественно изобразить каждую травинку и каждый листик. Они далеко не одного монотонного цвета. Деревья, освещенные лучами летнего солнца максимально естественными. Мы не просто видим их, а словно ощущаем легкое дуновение летнего ветерка, который ласково колышет листья и траву. Так и хочется оказаться здесь, чтобы насладиться красотой и особой тишиной, наполненной еле слышными звуками природы. Вот-вот застрекочут кузнечики и зашуршат слегка потревоженные листья. Каждая деталь прорисована Шишкиным максимально точно.

Возникает ощущение, что это даже не картина, а фотография.

Художник изобразил обычный летний день, который весь проникнут солнечным светом. Нежно-голубое небо, сочная зелень, тихая речка, что может быть прекраснее этого тихого очарования природы. Такая красота, на первый взгляд. Незаметна. Ее можно увидеть каждый день. Но именно в этом ее подлинная сила. Только мастер может не только увидеть, но и передать на своей картине живую природу, которая вся напоена летним солнцем. В повседневной жизни мы все куда-то спешим. На некогда остановиться и прислушаться.

Шишкин любил природу и умел передать ее красоту. Мастерство художника – подметить незаметное, найти необычное в обычном, услышать звуки тишины.

Вся природа на картине объемна. Каждый камень полностью осязаем, каждая травинка и листья деревьев объемны. Так хочется их потрогать, и кажется, что это вполне реально.

Живописец вложил в эту картину свою душу.

Прислал: Макарова Анна . 2017-10-08 21:43:46

Сочинение по картине И. Шишкина «На севере диком…» – для старшеклассников

Исходное стихотворение Генриха Гейне входит в юношеский цикл произведений «Лирическое интермеццо» в составе сборника его трудов, созданных на протяжении 20 лет, «Книга песен». Лейтмотивом цикла звучит тема любви. К томлениям поэта по возлюбленной становится причастна сама природа и весь мир.

Стихотворение Лермонтова имеет более широкий смысл. Основная его мысль – одиночество и беззащитность человека перед трагедиями, бренность бытия, а не только страдания, причиной которых стала неразделённая любовь.

Картина Шишкина объединяет чувства обоих поэтов, но только по-своему – посредством гениальной живописи мастера. Старшеклассники, почти взрослые люди, способны прочувствовать и проникнуться как строками великого поэта, так и богатейшим колоритом, а также глубочайшим философским содержанием картины Шишкина.

Картина-прощание

Как прожил свою жизнь Иван Шишкин? Биография краткая и пронзительная читается в его последней работе-завещании «Корабельная роща». не ломающийся под ударами судьбы, и до конца жизни сохранивший в своём сердце свет и христианское смирение, не пустив в него мрак и тень обид и разочарований.

Пройдут сотни лет, и люди, глядя на картины Шишкина, будут узнавать, как выглядела наша планета, когда на ней ещё были леса и неосвоенные территории. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Он часто приезжал к ней, и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи.

«Рожь» (1878)

Живописец родился в небольшом городке Елабуга – одном из старейших поселений республики Татарстан. С самого детства мальчик любовался великолепными ландшафтами, расстилавшимися вокруг – вековыми деревьями, чьи раскидистые ветви дарили прохладу в жаркий полдень, живописными склонами рек Камы и Тоймы, плодородными нивами. Одно из таких полей он и запечатлел на этом панно!

Полотно было одним из центральных экспонатов IV передвижной выставки, которая прошла в 1878 г. Сразу же после этого его приобрёл коллекционер предметов искусства П. М. Третьяков.

Любуясь пейзажем, зритель прежде всего отмечает могучие сосны на заднем плане – мастер тщательно выписал их густые кроны, причудливо искривлённые, узловатые стволы, гордо вознесённые ввысь верхушки. Под ними волнуется золотой ковёр ржи – ещё несколько дней, и налитые колосья склонятся под серпами жнецов, но пока что они мирно шелестят под солнечными лучами. Впрочем, яркий свет вот-вот сменится грозовым полумраком – на горизонте уже громоздятся тяжёлые тучи. Художник воссоздал предчувствие близкой бури, когда вокруг царит напряжённая тишина и безветрие. Над полузаросшей просёлочной дорогой мелькают быстрые ласточки – их тени чёрными росчерками ложатся на травы и цветы.

С панорамой ликующей жизни контрастирует засохшее дерево на заднем плане. Одни исследователи утверждают, что таким образом мастер попытался разнообразить композицию, другие же уверены, что рисунок символизирует переживания Шишкина – в 1873 г. умер его старший сын Владимир, в 1874 г. – жена Евгения, а в 1785 г. – двухлетний малыш Константин.

Картина «Рожь». Холст, масло. 107*187 см. Третьяковская галерея, Москва

Передний план картины

На переднем плане находится зеленый берег. Мелкая травка настолько яркая, что кажется кислотной. Возле самой кромки воды она теряется в озере, кое-где выглядывая из его глади. В контрастной траве виднеются мелкие полевые цветы, настолько белые, что кажется, будто это блики от солнца на растениях. Справа за озером от ветра колышется большой темно-зеленый куст с вкраплениями ярких салатовых оттенков.

На другом берегу озера слева зритель может различить крыши нескольких домов; вероятно, рядом с озером находится деревушка. За крышами возвышается изумрудный, темно-зеленый сосновый лес.

Художник (Шишкин) подобрал очень верно сочетание светло-синего, зеленого (теплого и холодного), охристого и черного.

Подробнее об экспозиции

Всего посетители могли увидеть более 200 произведений мастера:

  • часть постоянной экспозиции галереи;
  • полотна из ее фондов;
  • работы мастера, постоянно хранящиеся в Русском музее;
  • полотна из частных и музейных собраний зарубежных стран и России.

Трудно перечислить все те картины Шишкина с названиями, которые вызвали наибольший интерес у публики. Ведь каждое полотно художника — это часть его внутреннего мира, отражение его таланта и самобытности.

Иван Иванович Шишкин любил русскую природу, можно даже сказать, что он испытывал чувство благоговения перед ней. Картина «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» появилась в 1866 году. Это полотно рисует перед зрителями удивительно самобытную природу, которая благодаря таланту живописца кажется по-настоящему живой. Изображение людей на картине представляется второстепенным, более важная роль поручена мастером небу.

В 1878 году Шишкин написал знаменитую «Рожь». Это масштабное полотно не только восхищает искренней любовью художника к природе, но и глубиной мысли истинного философа. Изображенные деревья напоминают колоны древнерусских храмов или исполинов, охраняющих богатство родной земли.

Полотно «Дебри» датируется 1881 годом. В этой картине нашли отражение личные переживания и эмоции живописца. Это полотно — своего рода философское послание художника миру. Кто-то видит здесь исключительно мрачные тона и предчувствия неотвратимой беды, а кто-то — природу, замершую в ожидании нового, лучшего дня.

Картина «Кама» появилась в 1882 году. Здесь снова недвусмысленно читается восхищение художника русской природой. Загадочное небо предстает здесь словно сказочный полог над благодатной землей, а вода кажется чем-то настолько красивым, что даже бесконечно далеким от реальности.

Пожалуй, одна из самых знаменитых работ художника — «Утро в сосновом лесу», написанная в 1889 году. В зале картин Шишкина в Третьяковке это полотно экспонируется постоянно. Сосновый лес на картине невероятно реалистичен, в чем-то даже напоминая цифровое фото, благодаря тщательно прописанным деталям. Не менее правдоподобными воспринимаются и четыре обитателя бора, занятые своими делами.

Созданное в 1890 году полотно «Зима» в полной мере передает потрясающее чувство спокойствия и умиротворенности, которое испытывает человек, оказавшийся посреди зимнего леса. Кажется, что в следующее мгновение пейзаж оживет и явственно послышатся лесные звуки.

Хранит немало работ знаменитого художника. Картина «На севере диком» не только стала частью выставки, но и постоянно находится в собрании музея. Полотно датируется 1891 годом и является частью иллюстраций для издания стихотворений Лермонтова. Собственно, в название картины и вынесено название одного из произведений поэта.

В Третьяковской галерее постоянно выставлены и «Лесные дали» (1884 год). Это полотно передает невероятную масштабностью и незыблемость силы русской природы.

Зал картин Шишкина непременно посещают все гости музея. Ведь коллекция картин великого русского художника, собранная здесь, потрясает своей полнотой и уникальностью. Творчество художника не исчерпывалось живописью, он увлекался профессиональной фотографией. Экспозиция в Третьяковке дала заинтересованной публике возможность увидеть и личные вещи мастера, которые помогали ему в формировании собственного стиля и яркой творческой индивидуальности.

Обновлено: 16.10.2020

103583

Картины, удостоенные наград

В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили

Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем

Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.

Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды

Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».

И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.

«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.

На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов

Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует

Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.

В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.

И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.

Слайд 8РожьВ пейзаже объединены два традиционных для художника мотива: поля с убегающей

вдаль дорогой и могучие сосны. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство». Критик В.В.Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Перед зрителем – величественная панорама русской природы, представленная как театрализованное зрелище. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Поэтому столь важны две крошечные точки – человеческие фигурки, задающие масштаб изображению. Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако его картины всегда сочинены, в них нет ничего случайного.

Слайд 19«Корабельная роща»«Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» — последнее крупное произведение И.

И. Шишкина, его «лебединая песня». Оно создано художником в 1898 году и является обобщением творческого и жизненного опыта художника, всех знаний, которые он накопил за немалую творческую жизнь. В картине «Корабельная роща» Шишкин вновь воспевает природу с ее стройными лесами, смолистым воздухом, прозрачной водой и ласковым благодатным солнцем. Природа наделяется художником мощной силой, поглощающей все низменное, случайное, мелкое. Но при этом Шишкин не устает любоваться самыми незначительными подробностями из жизни русского леса: корнями, вылезающими из-под земли, пнями, обросшими опятами, обломанными сучьями и солнечными пятнами на мягкой зеленой траве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: