Авангардные течения: фовизм и кубизм

Сделали  Извилистая дорога в Эстаке французского художника Андре Дерена Работа написана в стиль фовизм На сайте представлена фотография картины Заходите, читайте, смотрите - будет интересно

Творчество Дерена

После долгой службы в армии (1900—1904) художник на два года (1905—1906) уехал в Великобританию, где создал свои знаменитые виды Гайд-Парка и набережных Темзы.

Эти пейзажи, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать напряжённость жизни природы; их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов («Лондонская гавань», 1906, Галерея Тейт, Лондон).

Картины Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905. Около 1908 г

стиль Дерена меняется под влиянием П. Сезанна и раннего кубизма; его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм. Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках

Около 1908 г. стиль Дерена меняется под влиянием П. Сезанна и раннего кубизма; его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм. Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках.

Несмотря на это, сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.

Первые шаги в живописи

         В академии Камилло, куда поступил Андре (1898), произошло его знакомство с Матиссом, который сразу оценил талант и трудолюбие Дерена. Именно Матисс вводил юного живописца в мир искусства: знакомил с художниками, галеристами, рекомендовал посещение музеев и выставок. Под влиянием старшего друга Дерен стал завсегдатаем Лувра, копировал великих мастеров, набирался опыта. Но по-настоящему подружился Дерен с художником-самоучкой Морисом Вламинком. Их объединяло то, что оба родились в Шату и постоянно ездили туда из Парижа.          Они вместе арендовали заброшенный ресторан у себя на родине, оборудовали там мастерскую. Сошлись они и по многим вопросам искусства. Вместе писали пейзажи, вместе посещали галереи и выставки, горячо их обсуждали. По мнению Матисса, настороженно относившегося к новому другу Дерена, Вламинк был слишком шумен и эпатажен.

Сотрудничество с Пикассо

      Возвратившись из Лондона, Дерен участвовал в Салоне Независимых, выставлялся в Гавре в составе Группы Современного Искусства. Весной 1906 г. Гийом Аполлинер познакомил Дерена с П. Пикассо, после чего Дерен уехал в Париж и снял мастерскую неподалеку от жилья Пикассо. Особенно тесной их дружба стала в 1906 г. Они много работали, спорили, обсуждали. В кругу их внимания – творчество Сезанна, Поля Гогена, который вдруг открылся молодым художникам, поскольку раньше, еще при жизни, почти не выставлялся и был не знаком публике.      Творчество Гогена вдохновило художников на занятия печатной графикой. Инициативу изъявил Дерен, выполнив 25 ксилографий, изображавших танцующих женщин. Потом друзья занялись резьбой деревянной скульптуры. Несколько его барельефов приобрел Амбуаз Воллар и Поль Гийом. Большой успех был у фигурной композиции Дерена «Купальщицы». Пикассо настолько восхищался этой работой Дерена, что купил в 1908 г. у него маленький этюд ко второй версии композиции.

В 1907 г. Пикассо познакомил Дерена с его будущей женой Алисой Принсет. По ходатайству Пикассо Дерен заключил контракт с дилером Канвайлером, благодаря чему приобрел материальную стабильность. Но вскоре художника настиг творческий кризис и депрессия, и в результате он уничтожил большинство своих картин.

Фовизм: знакомство

Фовизм открыл эпоху смелых экспериментов в искусстве. В первой части узнаем о диких красках Матисса, Дерена и Вламинка.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

Фовизм — первое течение авангарда. Просуществовал всего несколько лет, но смелые эксперименты фовистов с цветом повлияли на все искусство после. Посмотрим, что это были за ребята.

От французского fauve — дикий. На первой выставке фовистов в 1905 году критик Луи Воксель увидел классическую скульптуру Марка Альбера и воскликнул: «Донателло среди диких зверей!». Так и прижилось.

Для фовистов цвет — царь и бог. Они писали яркими, «дикими» цветами, вдохновленными работами Ван Гога и особенно Гогена.

На рубеже 19–20 веков от живописи ждут не столько сюжета, сколько воздействия на эмоциональное состояние. Цветом этого добиться легче всего. У фовистов не было идеологии и манифестов. Только общий подход к работе с цветом.

Главные фовисты: Анри Матисс, Морис Вламинк, Андре Дерен, Альбер Марке.

1. Анри Матисс. Женщина в шляпе, 1905
2. Морис Вламинк. Фруктовый сад, 1905
3. Андре Дерен. Просушка парусов, 1905
4. Альбер Марке. Дом в Сен–Тропе, 1905

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Анри Матисс. Открытое окно в Коллиуре, 1905
2. Морис Вламинк. Пейзаж с красными крышами, 1907
3. Андре Дерен. Извилистая дорога в Эстаке, 1905
4. Альбер Марке. Порт Гавар, 1906

Фовизм — это не стиль и не художественное объединение, а просто несколько художников со схожими взглядами на живопись. Но в их картинах есть общие черты.

Чистые цвета. Фовисты ценили «дикие» цвета Гогена — поэтому с радостью ухватились за название «фовизм».

Нарушенная перспектива. Отказ от традиционной линейной перспективы у фовистов был еще радикальнее, чем у предшественников — импрессионистов и постимпрессионистов.

Тени исчезают. Если у импрессионистов появляются цветные тени, то фовисты идут дальше: они изображают тень локальным ярким цветом или вообще от нее отказываются.

Тема природы. В основном фовисты писали пейзажи: побережья, моря, красивые бухты. На картинах фовистов попадаются города, поезда и вокзалы, но индустриальная тема их меньше вдохновляла.

Хорошее настроение. Картины фовистов не перегружены сюжетом или моралью, главное — эстетика и созерцательность. Фовизм — это искусство хорошего настроения.

1. Андре Дерен. Горы в Коллиуре, 1905
2. Морис де Вламинк. Река Сена в Шату, 1906
3. Альбер Марке. Гавань в Ментоне, 1905
4. Анри Матисс. Вид Коллиура, 1905

Пейзажи фовистов — это отдельный вид наслаждения. Давайте посмотрим на них чуть внимательнее: поразмышляйте, какие ассоциации вызывают эти картины, какие цвета вызывают больше эмоций?

Влияние Матисса. Рождение фовизма

        После армии Дерен возвратился в Шату, но материальное положение не позволило ему продолжить образование. Матисс приходит на помощь. Он делает визит к родителям Дерена, чтобы убедить их в том, что талант их сына очевиден, что его ждет успех. Для солидности Матисс взял с собой свою жену Амели, чтобы своей респектабельностью расположить к себе родителей Дерена. Это возымело эффект: они поверили словам Матисса и помогли сыну материально.

В 1905 году по ходатайству Матисса Дерен впервые выставил восемь своих картин. Четыре из них были проданы по пятьдесят франков, причем три купил русский ценитель живописи Иван Морозов. Летом того же года по приглашению Матисса Дерен уехал работать на побережье Средиземноморья, где неустанно экспериментировал, пытаясь найти свой стиль, свой путь.

Его хаотичные мазки, капли и линии создавали удивительные контрасты и диссонансы. Матиссу понравился этот метод, и он подхватил его. Это было что-то абсолютно новое.

После войны. Премия Карнеги

Демобилизовавшись после войны в 1919 г. Дерен возвратился в Париж и возобновил работу. Затем в Лондоне он создал декорации, костюмы и авансцену к балету «Волшебная лавка» (муз.

Россини), сотрудничал с Пикассо и Матиссом, работающими над другими балетами. Он выполнял частные заказы, подписывал новые контракты, участвовал в выставках. В 1920 – 1924 годах о Дерене вышло четыре монографии.

В 1928 г. Дерен был удостоен престижной премии Карнеги. Это еще больше повысило его репутацию как художника. Он снова активно выставлялся на многочисленных международных выставках Европы и Америки.

Выставки. Заказы

       Конец 1905 года был ознаменован тем, что Дерен стал полноправным участником парижских выставок. Сначала – в галерее Берты Вейль, где публика недоумевала и посмеивалась над его картинами, а потом – перед закрытием Осеннего Салона Амбуаз Воллар, арт-диллер, купил все картины (89) и рисунки (80) Дерена, что были у него в мастерской, заплатив за все 3300 франков. Вслед за этим Воллар сделал заказ росписи ваз и тарелок работы гончара Андре Меттея. Кроме того, Воллар заказал Дерену серию пейзажных берегов Темзы. Для этого художник на несколько недель уехал в Лондон, где написал тридцать картин, из них сохранилось 29.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: