[править] Работа над картиной
Так началась работа над картиной.
Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему.
Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»
. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог.
Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: «Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»
.
А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр.
Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее.
Певцу его портрет понравился. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.
И. Я. Билибин. Художник России
Умер Борис Михайлович Кустодиев, большой русский художник, вернее — художник России. Его осилил тот недуг, который точил его много лет и перед которым Кустодиев не сдавался— и дай бог работать так любому художнику, как геройски и неутомимо работал не владевший ногами богатырски неутомимый Кустодиев. Нет сомнения, что работал он до последней своей минуты.Сколько ему было лет, я в точности не знаю. Около пятидесяти. Я встретился с ним впервые в далекие годы прошлого в Академии художеств. Я был тогда в мастерской И. Е. Репина, а он, из той же мастерской, работал уже на конкурс. Помню я и его маленькую квартиру на одной из улиц Петербургской стороны. Он был тогда уже семьянин. Был он жизнерадостный, веселый, здоровый, розовый. Вспоминаю, как позировал я ему для портрета; это еще в Академии было; вспоминаю детские елки у него, наши беседы и нашу общую молодость.Родом он был из Кинешмы и до Академии учился в семинарии. И это так вязалось с ним, что родился он на Волге, которую возлюбил на всю жизнь. Волга и Кустодиев неразъединимы. Поволжские города, ярмарки, розовые и белые церкви с синими и золотыми куполами, дебелые купчихи, купцы, извозчики, мужики — вот его мир, его матушка Волга и его Россия. И все это здорово, крепко и сочно. Я не знаю, что делал он за последние годы там, где приковала его к месту болезнь, но я твердо знаю, что любил он и чего не мог перестать любить до последнего часа.А теперь его нет, и осталось пустое место. Остались его картины, и было бы их еще много, если бы не его преждевременная смерть.В последний раз я видел его в 1917 году. Он был уже прикован к своему роковому креслу и все работал и работал, не считаясь с болезнью. Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок ту грядущую смерть, которая так несправедливо наслала на него тяжкий недуг.Борис Михайлович был старым членом общества «Мир искусства». На днях мы открываем в Париже нашу выставку. Как больно, что мы не можем уже больше увидеть в своей товарищеской среде нашего милого и славного, большого и незаменимого Кустодиева.Мир праху его. Он много, много сделал для русского искусства, и оно всегда будет его помнить.Статья И. Я. Билибина печатается по тексту, опубликованному в газете «Последние новости» (Париж), 1927, 31 мая.
Речь идет о большом портрете И. Я. Билибина, написанном в 1901 году (масло, ГРМ). В 1914 году Кустодиев выполнил второй портрет Билибина (пастель, ГРМ), явившийся этюдом к неосуществленной картине «Групповой портрет художников „Мира искусства»». Ошибка автора: Кустодиев был уроженцем Астрахани. Статья написана Билибиным во время его пребывания в Париже. Речь идет об открывшейся в июле 1927 года в Париже выставке «Мир искусства». На выставке, развернутой в одной из крупнейших торговых картинных галерей (галерея Бернгейма Младшего), экспонировались работы живших в Париже бывших членов «Мира искусства» (К. А. Сомова, М. В. Добужинского, И. Я. Билибина, 3. Е. Серебряковой и других). Как вспоминает И. И. Мозалевский («Русские художники в Париже». Рукопись, ГТГ), среди показанных на выставке произведений Кустодиева был портрет Ф. И. Шаляпина (масло, 1920—1921, собрание Ф. И
Шаляпина в Париже), экспонированный на центральной стене и привлекавший особенное внимание посетителей и критики
Портрет художника И.Я.Билибина. 1901
Кустодиев Б.М.Холст, масло142 х 110
Русский музей
Аннотация
Большое место в творческом наследии Кустодиева занимают портреты. Будучи членом объединения «Мир искусства» он планировал написать групповой портрет членов объединения, написав к нему эскиз (1920) и создав отдельные портреты всех своих соратников по объединению. Ивана Билибина Кустодиев писал несколько раз. Портрет 1901 года – самый ранний.
Билибин Иван Яковлевич (1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, Ленинград)
График, художник театра, живописец, педагог. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900), одновременно учился в РШ ИОПХ (1895–1898); в школе А. Ашбе в Мюнхене (1898), в студии М. К. Тенишевой (1898–1900) у И. Е. Репина; в ВХУ при ИАХ (1900–1904). Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Член объединения „Мир искусства“ (с 1900). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других. Рисовал для журналов „Мир искусства“, „Жупел“, „Адская почта“, „Золотое руно“ и других. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942).
Биография автора
Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Родился в Астрахани. Учился у П.А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В.Е. Савинского, И.Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе («Новая художественная мастерская», Петербург, 1913). Член «Союза русских художников» (1907-1910), «Мира искусства» (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны.
В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий.
Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.
Работы художника
- «Вступление. Москва» рисунок
- «Утро», (1904, ГРМ)
- «Балаганы»
- «Ярмарки»
- «Масленицы»
- «Сирень» (1906)
- автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
- «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
- портрет А. И. Анисимова (1915, ГРМ)
- «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
- «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
- «Большевик» (1919—20, Третьяковская галерея)
- «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, ГРМ)
- «Московский трактир» (1919)
- «Портрет А.Н.Протасовой» (1900)
- «Монахиня» (1901)
- «Портрет Ивана Билибина» (1901)
- «Портрет С.А.Никольского» (1901)
- «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
- «Автопортрет» (1904)
- «Портрет женщины в голубом» (1906)
- «Портрет писательницы А.В.Шварц» (1906)
- «Ярмарка» (1906)
- «Земская школа в Московской Руси» (1907)
- «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
- «Монахиня» (1908)
- «Портрет Н.И.Зеленской» (1912)
- «Морозный день» (1913)
Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917.
Диалог картин, музеев и городов через столетие
Ровно 100 лет назад Борис Михайлович Кустодиев написал самую разухабистую и праздничную картину, посвященную вербному воскресенью. До него в традиции русской живописи (как, впрочем, и русской поэзии) было за неделю до Пасхи грустить, думать о жизни и смерти, в лучшем случае – тихо радоваться пробуждению природы и предвосхищению скорого православного праздника.
В 1916 году Константин Юон сделал на Красной площади зарисовку вербного базара – акварелью на картоне, общим планом и небольшого размера, передавая скорее вид площади, а не настроение людей.
Константин Юон. Вербный базар на Красной площади. 1916. Бумага на картоне, акварель, белила. 35х48 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник https://regnum.ru/
Но Кустодиев поступил совершенно иначе. 8 апреля 1917 года (Пасха в этом драматичном для России году пришлась на 15 апреля) он вышел на Красную площадь с мольбертом и написал картину, на которой запечатлен яркий народный праздник. После нескольких долгих недель Великого поста наступил день, когда положено радоваться, поскольку Господь въехал в Иерусалим. Впереди самая строгая неделя Поста – Страстная. Но вербное воскресенье – это праздничная отдушина, можно сказать, еще одна встреча поста с карнавалом, хотя и с соблюдением строгих ограничений в пище. Не случайно на этом полотне Кустодиева, как на картинах Брейгеля, много действующих лиц и эпизодов. Здесь и птичий рынок, и торговля плетеной мебелью, и воздушные шары, и ряды с пряниками и горячими коврижками – они на заднем плане, а на переднем пирожник торгует вразнос. Разумеется, и пироги, и пряники – постные, секреты вкусного приготовления которых хорошо знали московские пекари. Самое удивительное и в этой картине, и в том празднике, который запечатлел Кустодиев, – это время действия. На дворе 1917 год. Россия ведет тяжелую войну и проигрывает эту войну. Царь отрекся от престола, в стране фактически безвластие, и впереди еще более страшные дни: скоро не станет ни пирогов, ни гуляний на церковные праздников. Поэтому происходящее на картине можно считать не только короткой передышкой перед Страстной неделей, но и последней короткой передышкой перед иными страстями, которые скоро выпадут на долю русских людей. Любопытно, что Кустодиев придавал такое значение этой своей работе, что успел написать не одну, а две версии картины. Одна, практически квадратная, сегодня представлена в Русском музее в Санкт-Петербурге. Другая, вытянутая вертикально, хранится в Художественном музее в Нижнем Новгороде. О времени создания двух версий идут споры. Стрелки часов на курантах вряд ли могут дать подсказку: в обеих версиях на главных часах страны примерно 26 минут четвертого, хотя часовая стрелка несколько ближе к 4 часам, чем должно быть при таком положении минутной стрелки. Единственным серьезным аргументом в пользу более позднего (в течение одного и того же дня) написания вертикальной «нижегородской» версии служит появление на ней газетчика в вечерним выпуском в руках, и некоего господина буржуазного вида, который единственный из гуляющих заинтересованно смотрит на предлагаемую ему газету (оба персонажа на переднем плане справа).
Борис Кустодиев (1878-1927). Вербный торг у Спасских ворот. 1917. Холст, масло. 70,5х89 см. Нижегородский художественный музей Источник https://www.wikiart.org/
Таким образом, две версии картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» позволяют нам вступить в диалог с москвичами через столетие, а двум замечательным российским музеям из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода – в диалог через Красную площадь Москвы.
Портрет художника И. Я. Билибина
Пост. в 1929 из музея русского искусства
Большое место в творческом наследии Кустодиева занимают портреты. Будучи членом объединения «Мир искусства» он планировал написать групповой портрет членов объединения, написав к нему эскиз (1920) и создав отдельные портреты всех своих соратников по объединению. Ивана Билибина Кустодиев писал несколько раз. Портрет 1901 года – самый ранний.
Билибин Иван Яковлевич (1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, Ленинград) — график, художник театра, живописец, педагог. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900), одновременно учился в РШ ИОПХ (1895–1898); в школе А. Ашбе в Мюнхене (1898), в студии М. К. Тенишевой (1898–1900) у И. Е. Репина; в ВХУ при ИАХ (1900–1904). Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Член объединения „Мир искусства“ (с 1900). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других. Рисовал для журналов „Мир искусства“, „Жупел“, „Адская почта“, „Золотое руно“ и других. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942).
Жар-птица Ивана Билибина — документальный фильм (канал «Культура»)
Кустодиев Борис Михайлович
Живописец, график, театральный художник.
Сочинение по картине Масленица Кустодиева
Масленица в творчестве художника — самая часто встречающаяся тема, одна из его любимых. В разные годы Кустодиевым было написано несколько картин, посвященных этому русскому празднику (в период с 1916 по 1920 годы).
Как известно, Масленица — традиционный праздник у славянских народов, предваряющий Пасху и знаменующий собой приход весны. Испокон веков Масленица отмечалась широко русским людом в течение целой недели, каждый день которой имел свои традиции и обычаи. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день — четверг. Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России, ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются — здесь и зажиточные купцы, и мелкие торговцы-бакалейщики, и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами, и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления. Только русская душа, отбросив все тяготы нелегкой жизни, может гулять и радоваться так широко и беззаботно.
В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Если полотно мысленно разделить на три части, в каждой можно найти нечто многозначное. Слева изображено все то, что связано с трапезой: об этом говорят на зданиях таблички с манящими названиями — «Булочная», «Сыр и икра», трактир, где сквозь окна виднеются столы, ломящиеся от яств. В литературе символика поедания и трапез-пиров «на весь мир» достаточно часто встречающееся явление. Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя. Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи — не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году — в послереволюционный период).
Следующий план — справа открывают ярко-красная вывеска «Театр» возле здания, крыша которого напоминает купол цирка, и объявление на стене с четко различимым словом «Борьба» в заглавии. Здесь уже автором дается отсылка к традиции на масленичную неделю устраивать бои и представления, считалось, что таким образом нужно выпустить «пар», избавиться от всего негатива, накопившегося за зиму и открыть себя новой жизни. Кульминационным символом всего этого действа является церковь. Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая «добро» на празднование. Масленица все же — истинно христианский праздник. И даже нечто большее — это надежда на возрождение жизни, это чистота мыслей и устремлений, это очищение и духовное и физическое перед предстоящим празднованием Великой Пасхи.
Подобные праздники, посвященные проводам зимы, характерны не только для русских — и у других народов существуют аналоги. Но ту любовь и тот колорит, что в полной мере переданы Кустодиевым в «Масленице» нигде больше не встретишь.
2, 5, 7 класс
- Сочинение по картине Маторина Дмитрий Донской (описание)
Изображенный на картине Виктора Маторина Князь и полководец Дмитрий Донской, это олицетворение мощи и силы духа русского народа
- Сочинение по картине Толстого Цветы, фрукты, птица 5 класс (описание)
Картина русского художника и графа Федора Толстого «Цветы, фрукты, птица» по жанру является натюрмортом. Известный художник написал свое произведение в Санкт-Петербурге
- Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс
Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.
- Сочинение по картине Шишкина Сосновый лес
Картина Ивана Ивановича Шишкина была написана художником в 1889 году. В данный момент, картина хранится в музее-заповеднике имени В. Д. Поленова. Художник создал целый цикл картин
- Сочинение по картине Портрет А.С. Пушкина Кипренского 9 класс
Как известно, Пушкин не очень любил позировать перед художниками. Но для Ореста Кипренского сделал исключение. Его об этом попросил лучший друг Дельвиг.
Картина «Масленица» написана в стиле , русским художником Кустодиевым Б.М. в 1916 г. Все действия на картине происходят на главной площади провинциального городка.
Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris Mikhailovich), русский художник, выдающийся мастер жанровых сцен русского быта. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.
Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. В возрасте пятнадцати лет он стал брать уроки живописи у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.
Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев отправился в Петербург и поступил в Академию художеств.
Художник Иван Яковлевич Билибин, 1901, Русский музей, Санкт-ПетербургЮлия Евстафьевна Кустодиева, урожденная Прошинская, жена художника, 1903, Русский музейУтро (Юлия Кустодиева с сыном Кириллом), 1904, Русский музей
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (Портрет Ивана Билибина был отмечен золотой медалью II класса на международной выставке в Мюнхене в 1901 году).
Ярмарка, 1906,
Третьяковская галерея
https://youtube.com/watch?v=bJ4M52eWG2o
На террасе, 1906,
Нижегородский художественный музей
Земская школа
на Московской Руси, 1907
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»).
Гулянье на Волге, 1909,
Костромской художественный музей
Ренэ Ивановна Нотгафт,
1914, Русский Музей
Красавица (актриса МХТ Фаина Шевченко), 1915, Третьяковская галерея
Эти серии и близкие им полотна (портрет Федора Ивановича Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В 1909 году у Бориса Кустодиева появились первые признаки тяжелой болезни.
Несколько операций, проведенных с целью излечить заболевание спинного мозга, принесли лишь временные облечения.
Лежащая натурщица,
1915, Музей-квартира Бродского
Крестный ход, 1915,
Чувашский художественный музей
Масленица,
1916, Русский музей
После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И.
Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.
Прах художника покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Сенокос, 1917,
Третьяковская галерея
Вербный торг у Спасских ворот, 1917, Нижегородский художественный музейБалаганы, 1917,
Государственный Русский музей
Графиня Грабовская,
1917, частное собрание
Купчиха за чаем (Галина Адеркас),
1918, Русский Музей
Купчиха с зеркалом,
1919, Русский музей
Зима Масленичное катание,
1919, Музей-квартира Бродского
Лыжники, 1919,
частное собрание
Провинция, 1919,
Музей искусств Республики Казахстан
Зима. Масленица,
1920, Фонд-коллеция АН РФ
Троицын день, 1920,
Саратовский художественный музей
Купчиха с покупками,
1920, Национальный музей Беларуси
Голубой домик,
1920, Музей-заповедник «Петергоф»
Весна, 1921
частное собрание
Федор Шаляпин,
1922, Русский музей
Купанье,
1921, частное собрание
Купальщица,
1921, Русский музей
На Волге,
1922, Фонд-коллеция АН РФ
Актриса Татьяна Чижова,
1924, Ивановское объединение музеев
Крещенское водосвятие,
1921, частное собрание
Русская Венера, 1925-1926,
Нижегородский художественный музей
[править] Борис Кустодиев
Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу. И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю, идущую от народной картинки. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»
.
Кустодиев Борис Михайлович (1878 — 1927)
Этого художника высоко ценили современники — Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, — широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.
Он родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Пестрый мир так и ломился в его глаза всем своим разнообразием и богатством.
Зазывали к себе вывески лавок, манил гостиный двор; привлекали волжские ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки; красочные церкви, яркая, сверкающая разноцветием церковная утварь; народные обычаи и праздники — все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе.
Родился Борис в семье преподавателя. Несмотря на то, что Кустодиевым не раз приходилось «круто в финансовом отношении», обстановка дома была полна уюта, и даже некоторого изящества. Часто звучала музыка. Мать играла на рояле, а вместе с няней любила петь. Часто пели русские народные песни. Любовь ко всему народному воспитывалась у Кустодиева с детства.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.
Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Власов многому научил будущего художника, и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой, и сиделкой).
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции…
Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.
Кустодиев — верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения.
За «лубочность» его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.
Кустодиев принимал активное участие в объединении «Мир искусства», выставлял свои картины в выставках объединения.
На 33-м году жизни на Кустодиева обрушилась тяжелая болезнь, она сковала его, лишила возможность ходить. Перенеся две операции, художник до конца жизни был прикован к коляске. Очень болели руки. Но Кустодиев был человеком высокого духа и болезнь не заставила отказаться от любимого дела. Кустодиев продолжал писать. Более того, это был период наивысшего расцвета его творчества.
Популярные сочинения
Учитель — моя любимая профессия сочинение Да, учитель моя любимая профессия. Я восхищаюсь учителями
Думаю, что они делают самое важное – воспитывают детей. Без учителей мы бы никем не стали! Никто не стал бы
Сочинение-описание картины На террасе Кустодиева (7 класс) Картины Бориса Кустодиева знамениты своим изображением красоты и семейных ценностей, они всегда яркие и наполнены жизнью
Картина под названием
Самые лучшие слова — сочинение В русском языке очень много слов. И большинство из них являются хорошими. Сегодня хочется поговорить о лучших словах, которые стоит употреблять всем и каждому.
Кустодиев Борис Михайлович — русский художник
27 февраля 1917 года
Автопортрет. 1904
Балаганы
Берендеевка. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Снегурочка».
Булочник. Из серии «Русь. Русские типы».
В низовьях Волги
Вербный торг у Спасских ворот
Весна
Волга. Радуга
Голубой домик
Гроза
Групповой портрет художников «Мира Искусства». Набросок.
Гуляние на Волге
Деревенский праздник. Фрагмент
Жатва
Женщина с чашкой
Земская школа в Московской Руси
Зима
Извозчик-лихач. Из серии «Русь. Русские типы».
Карусель. Из серии «Русь. Русские типы».
Красавица
Красная башня Троице-Сергиевой лавры
Крестный ход
Крещенское водосвятие
Купанье 1
Купанье
Купец в шубе. Из серии «Русь. Русские типы»
Купец-сундучник
Купец. (Старик с деньгами).
Купец. Из серии «Русь. Русские типы»
Купчеха с покупками. Фрагмент
Купчиха 1
Купчиха за чаем
Купчиха и домовой
Купчиха с зеркалом.
Купчиха с покупками. Фрагмент
Купчиха с покупками
Купчиха, пьющая чай
Купчиха. Из серии «Русь. Русские типы».
Купчиха. Фрагмент
Купчиха
Купчихи в Кинешме
Лежащая натурщица
Летний праздник.
Лето
Масленица. Фрагмент 1
Масленица. Фрагмент
Масленица.
Масленица
Масленница фрагмент
Матрос и милая. Из серии «Русь. Русские типы».
Монахиня 1
Монахиня
Морозный день
Московский трактир
Натюрморт с фазанами
Ночной праздник на Неве.
Пасхальный обряд (Христосованик)
Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А.Н.Островского «Горячее сердце».
Под звуки гитары
Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Гроза»,
Половой. Из серии «Русь. Русские типы».
Портрет А.Н.Протасовой
Портрет Александра Ивановича Анисимова
Портрет Василия Васильевича Матэ
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника
Портрет Ивана Билибина
Портрет Ивана Ершова, в роли Зигфрида, 1908г
Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой
Портрет Н.И.Зеленской
Портрет Н.К. фон Мекка
Портрет Николая Константиновича Рериха
Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт
Портрет С.А.Никольского
Портрет Шаляпина
Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой
Портрет артистки Т.В.Чижовой
Портрет великого певца Ивана Васильевича Ершова, 1922г
Портрет женщины в голубом
Портрет писательницы А.В.Шварц
После грозы
Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна. Фрагмент
Прогулка верхом
Продавец ковров (Татарин). Из серии «Русь. Русские типы».
Русская Венера
Сельский праздник
Сенокос. Фрагмент.
Сенокос
Степан Разин
Странник. Из серии «Русь. Русские типы».
Торговка овощами. Из серии «Русь. Русские типы».
Трактирщик. Из серии «Русь. Русские типы».
Троицын день
Утро
Яблоневый сад.
Ярмарка
Сочинения по картинам художника Билибина И.Я.
Выберите картину по которой нужно написать сочинение
- Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка
- Гвидон и царица
Билибин И.Я.
Иван Яковлевич Библин появился на свет шестнадцатого (четвертого по старому стилю) августа 1876 года под Санкт-Петербургом, в поселке Тарховка. Его семья была выходцам из старого рода купцов. Свое обучение проходил в двух заведениях, а именно в студии Антона Ажбе в 1898 году и в мастерской М.К. Тенишевской, где его обучал сам И.Е. Репин в период с 1898 по 1900 года.
И.Я. Библин прежде всего знаменит своими иллюстрациями к русскому фольклору. Все его работы были выполнены под стать творениям народа, ведь они имели стилизацию под мотивы русского творчества. Революцию Иван Яковлевич никогда не принимал и поэтому с 1925 по 1936 год жил в Париже. Под конец своей жизни он переехал в Ленинград, где и скончался.
Портрет художника И.Я.Билибина. 1901
Кустодиев Б.М.Холст, масло142 х 110
Русский музей
Аннотация
Большое место в творческом наследии Кустодиева занимают портреты. Будучи членом объединения «Мир искусства» он планировал написать групповой портрет членов объединения, написав к нему эскиз (1920) и создав отдельные портреты всех своих соратников по объединению. Ивана Билибина Кустодиев писал несколько раз. Портрет 1901 года – самый ранний.
Билибин Иван Яковлевич (1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, Ленинград)
График, художник театра, живописец, педагог. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900), одновременно учился в РШ ИОПХ (1895–1898); в школе А. Ашбе в Мюнхене (1898), в студии М. К. Тенишевой (1898–1900) у И. Е. Репина; в ВХУ при ИАХ (1900–1904). Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Член объединения „Мир искусства“ (с 1900). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других. Рисовал для журналов „Мир искусства“, „Жупел“, „Адская почта“, „Золотое руно“ и других. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942).
Биография автора
Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Родился в Астрахани. Учился у П.А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В.Е. Савинского, И.Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе («Новая художественная мастерская», Петербург, 1913). Член «Союза русских художников» (1907-1910), «Мира искусства» (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны.
В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий.
Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.
Портрет художника И. Я. Билибина
Пост. в 1929 из музея русского искусства
Большое место в творческом наследии Кустодиева занимают портреты. Будучи членом объединения «Мир искусства» он планировал написать групповой портрет членов объединения, написав к нему эскиз (1920) и создав отдельные портреты всех своих соратников по объединению. Ивана Билибина Кустодиев писал несколько раз. Портрет 1901 года – самый ранний.
Билибин Иван Яковлевич (1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, Ленинград) — график, художник театра, живописец, педагог. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900), одновременно учился в РШ ИОПХ (1895–1898); в школе А. Ашбе в Мюнхене (1898), в студии М. К. Тенишевой (1898–1900) у И. Е. Репина; в ВХУ при ИАХ (1900–1904). Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Член объединения „Мир искусства“ (с 1900). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других. Рисовал для журналов „Мир искусства“, „Жупел“, „Адская почта“, „Золотое руно“ и других. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942).
Жар-птица Ивана Билибина — документальный фильм (канал «Культура»)
Кустодиев Борис Михайлович
Живописец, график, театральный художник.