Описание картины леона бакста «ливень». ливень картина

Особенности стиля

Это были яркие и захватывающие костюмы, полные экзотических мотивов. То же можно сказать и о картинах автора.

Леон Бакст смело использовал сочные расцветки и богатые украшения. Основными источниками вдохновения стали:

  1. восточные и древнегреческие наряды;
  2. мифология;
  3. сказки.

В числе моделей, восхищавших зрителей, были роскошные шаровары, расшитые драгоценностями тюрбаны, полупрозрачные одеяния, жемчуга и шелковые наряды. Та восточная чувственность, что блистала в спектаклях, до этого была не ведома европейцам.

Среди узоров мастер отдавал предпочтение растительным и геометрическим орнаментам. Рисунок мог наноситься разными способами:

  • с помощью вышивки;
  • набивкой;
  • посредством плетения;
  • ткачеством.

Занимательный факт: Театральные костюмы Бакста еще при его жизни выставлялись в Лувре.

Еще один факт: В 1923 году его эскизы орнаментов по текстилю и гобелену выставлялись в Музее моды и костюма Гальера в Париже.

Русские сезоны

В 1899 году Сергей Дягилев был назначен чиновником по особым поручениям. Понимая номинальность этой должности, он продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Дягилев приступил к реформированию «Ежегодника императорских театров». Его стараниями журнал превратился в серьёзное художественное издание. Дягилев не остановился на достигнутом и, пользуясь положением, привлёк к работе в театре знакомых художников: Бенуа, Коровина, Серова и других. В 1901 году они занимались оформлением балета Лео Делиба «Сильвия». Зрители были в восторге от созданных Бакстом декораций.

После отставки Дягилева художник продолжил свою работу в Императорском театре. В 1903 году ему предложили разработать эскизы костюмов для балета «Фея кукол» братьев Легатов. Уже позже Бенуа писал, что премьера спектакля принесла славу молодому художнику: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойдённым».


Лев Бакст. Эскиз к балету «Шехерезада», 1910. (Pinterest)

В том же году Леон женился на Любови Гриценко, дочери Павла Третьякова. Чтобы отец дал согласие на брак, жених принял лютеранство. В 1907 году у пары родился сын Андрей. Вскоре супруги решили развестись. По предложению Валентина Серова, Бакст отправился в короткую поездку по Греции, где создал несколько этюдов и множество зарисовок, ставших позднее основой театральных декораций.

С 1910 года он жил в Париже, где сотрудничал с труппой Сергея Дягилева. В 1909 году открылись Русские сезоны, от которых пришли в восторг европейские критики и зрители. Слава пришла не только к танцорам, но и к художникам. Леон Бакст вдруг стал известен всему миру: его удивительные сказочные декорации к «Клеопатре», «Карнавалу» и другим спектаклям покорили зрителей. Он осознавал свою большую творческую силу и говорил, что художник подобен дирижёру, «который может взмахом своей палочки… безошибочно извлечь тысячу звуков».


Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра», 1909. (Pinterest)

Бакст, как и раньше, не ограничивался созданием декораций и активно работал над костюмами. По его эскизам шили для лучших артистов Императорского театра и труппы Дягилева — Анны Павловой, Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной.

Происхождение и детство

Родился в Гродно 27 января (8 февраля) 1866 года в еврейской семье строгого мировоззрения, чтящей веру, предков и семейные ценности. В семье воспитывалось четверо детей (у Льва был брат и две сестры).

Глава семьи был биржевым предпринимателем, мать из известных в светском обществе купеческих – её отец, Пинхус Розенберг, был купцом первой гильдии, поставлявшим сукно для царской армии. Ему, получившему за заслуги статус почётного гражданина Санкт-Петербурга, жал руку сам император Александр II.

Ещё ребёнком Лев часто бывал у деда в столице, позже сюда переехала вся семья. Здесь у него начал формироваться вкус, интерес к произведениям искусства и к живописи как основному занятию в жизни.

Тушь

Тушь — это краска на основе сажи. Качественная тушь в неразбавленном водой виде имеет глубокий чёрный, совершенно непроницаемый тон, после высыхания на бумаге получается ровная матовая поверхность без разводов. При разбавлении водой можно получить любой полутон. Тушь используют для рисования кистями и перьями — в основном металлическими и тростниковыми. Важный аспект для рисования тушью — выбор бумаги. Для работы перьями лучше использовать плотную гладкую бумагу, например — ватман или мелованную разной степени глянцевости. Для работы кистью подойдёт толстая бумага, равномерно впитывающая жидкость — акварельная, рисовая, бумага ручного литья. От выбора бумаги во многом зависит результат.

Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.

Китайская тушь

Encre de Chine. Tusche. Indian inc. China inc.

Эта популярная краска в продажу поступает в готовом виде, т. е. в соединении со свя­зующим веществом. Приготовление ее — специальность Китая — родины краски, где она фабрикуется с незапамятных времен. Уже давно, впрочем, она фабрикуется и в Европе.

Настоящая китайская тушь добывается, по свидетельству одних лиц, из сажи, полу­чаемой при сгорании кунжутного масла, в которую вмешиваются сок коры неизвестного нам дерева, а также имбирный сок и вытяжка неизвестных нам растений. Сюда же прибав­ляется и животный клей, и вся смесь ароматизируется камфарой или мускусом. По другим сообщениям, китайская тушь выделывается из сажи, получаемой из масла сосновых де­ревьев.

Из сказанного видно, что тушь в Китае производится различными способами и из раз­личных материалов, почему и качества продукта весьма разнообразны.

В Европе в настоящее время получается тушь хороших качеств, готовящаяся из сажи по различным рецептам.

Одно из важнейших условий приготовления хорошей краски заключается в тончай­шем измельчении сажи. Если углерод, из которого состоит сажа, при помощи механиче­ской или химической обработки обратить в коллоидальное состояние, то величина крупи­нок его будет меньше, нежели длина световой волны. В этом виде он проявляет наиболь­шую красящую силу и приобретает красно-коричневый оттенок. Приготовленная таким образом тушь способна проникать в поры бумаги, и после высыхания уже не смывается водою. В Китае тушь измельчается механическим путем. В Европе же для этой цели при­меняются химические способы, благодаря которым можно получать более дешевый кол­лоидальный углерод.

В Европе в последнее время готовят тушь главным образом в жидком состоянии, при­чем связующим веществом ее является раствор шеллака в буре, который при высыхании нерастворим водою. Тушь эту англичане именуют инком; у французов и немцев она идет под названием жидкой китайской туши.

Тушь продается в плитках и столбиках, а также в жидком виде — во флаконах. Хоро­шей тушью считается та, которая на бумаге дает черный тон с приятным, слегка бурова­тым, как бы металлическим оттенком, в изломе однородна и стекловидна, легко растворя­ется в воде, не образуя в ней осадка, скоро сохнет и не смывается с бумаги при высыхании, причем края мазков ее не растекаются.

Описание картины Александра Герасимова «Полдень. Теплый дождь»

Александр Михайлович Герасимов очень тепло и душевно относился к любым проявлениям природы. В его творчестве часто попадаются пейзажи и натюрморты. Особенно его привлекала дождливая погода, которая навевает лирические мысли.

Картина построена таким образом, будто мы смотрим в окно и вместе с художником наблюдаем за изменениями в природе.

Капли дождя стекают по стеклу, позволяя «слышать» их стук и чувствовать запах свежести и обновления. На переднем плане показана ваза с цветами, но она вписана гармонично с общим фоном, что зритель не выделяет её отдельным предметом. Букет изображен как живой, появляется ощущение, что можно коснуться его и почувствовать на своих руках капли. Легкими движениями кисти проработаны все детали, даже самые незначительные.

Вид из окна позволяет сделать вывод, что перед нами изображен весенний дождь. Расцветают бутоны, трава зеленеет – все это не затемняет хмурая туча, нависшая над домом. Не смотря на обилие холодных оттенков, картина греет душу. Ожидание весны, движение природы завораживают, привлекая пристальные взгляды.

Не только примечателен пейзаж, но и обстановка, в которую он вписан. Старые оконные рамы, потертые щеколды, немытые окна, грязные шторы – все это часть дачи. В неё давно не заезжали, ведь деревья стоят неухоженные, ветви бьются о стекло. Да и приедут ли хозяева? Простенькая ваза, выглядящая безыскусно, говорит о маленьком достатке. Лишь прополотые грядки и новенькие кусты говорят о присутствии жизни.

Сама картина открывает окно из маленького в огромный мир, ведь если присмотреться, чуть поодаль, находится озеро и горы. Что там вдалеке? Остается лишь полагаться на волю фантазии. Пейзаж показывает привычную и близкую нам обстановку, которая располагает к философским мыслям о природе и её цикле жизни.

Описание картины Леона Бакста «Ливень»

Год создания – 1906, материалы – бумага, тушь, гуашь, размеры – 15,9 на 13,3 см. Хранится в Русском музее, Санкт-Петербург, Россия.

Леон Бакст – великолепный график, сценограф и декоратор, родом из белорусского города Гродно, который сейчас не так широко известен. Тем не менее его творчество заслуживает отдельного внимания. Он создавал декорации и модели костюмов для многих театральных постановок великого С. П. Дягилева и его русского балета, писал портреты знаменитых представителей сфера искусства – танцовщика и хореографа В. Ф. Нижинского, балерины Анны Павловой, композитора А. К. Дебюсси, писателя Жана Кокто, художника И. И. Левитана и многих других.

Сложная, насыщенная множеством действующих лиц и деталей работа, передает стремительное движение, внезапно попавших под дождь самых разных персонажей, большая часть которых даже не поместилась полностью в «кадр». Справа за каменной опорой скрывается женщина в темном, баклажановом платье, подол которого обнажил ногу. Слева краем листа обрезана фигура фантастичного маленького мальчика-акробата в полосатой кепке. Немного дальше по голубоватым ступеням лестницы бежит дама со светлыми волосами в черном платье и джентльмен с большим черно-белым зонтом. Но в этом пронизанном косыми струями ливня и порывами ветра хаосе выделяется девушка в сияющих белых перчатках и платье в стиле ампир, шляпке и кобальтовых туфельках на завязках по моде начала XX в. Ей слабо помогает круглый шелковый зонтик для прогулок – глубокий вырез, отделанный нежными кружевами, намок и перестал скрывать очертания нежных грудей. Юбка из воздушной ткани прилипла к ногам детально прорисованными мягкими складками. Синяя накидка подобно плащу отлетела в сторону и развевается за спиной. Хозяйка пытается удержать ее правой рукой.

В ограниченной цветовой гамме мастеру удалось выгодно подчеркнуть все элементы замысла и показать непогоду в необычном ракурсе и красоте. Изображение можно толковать разными способами, кажется даже, что главная героиня – прекрасная нимфа дождя.

Древний ужас (Terror Antiquus). 1908

Бакст Л.С.Холст, масло250 x 270

Русский музей

Аннотация

В 1907 году Бакст вместе с Серовым совершил путешествие в Грецию. Зарисовки античных памятников и южной природы, чтение древних философов и писателей сформировали у Бакста образ Греции и греческой культуры, конкретный и отвлеченный одновременно. Эта двойственность сказалась и в картине „Terror Antiquus“. Художник языком символов выразил апокалиптическое мироощущение современной эпохи. Бакст изобразил гибель древнего города и его жителей, бессильных противостоять напору роковых природных стихий. Педантично выписанные древние сооружения, природный ландшафт являют собой в картине такое же обобщение и свидетельствуют об изучении Бакстом географических особенностей страны. Столь же конкретен и столь же отвлечен образ архаической коры, царящей над хаосом и воплощающей неумолимую силу судьбы. Несмотря на то, что критика к недостаткам работы Бакста была строга, картина имела большой успех на Осеннем салоне в Париже, а в 1910 году была удостоена первой золотой медали на Международной выставке в Брюсселе.

Биография автора

Бакст Л.С.

Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866, Гродно – 1924, Париж)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Учился в Академии художеств у К.Б. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Занимался акварелью под руководством Альб.Н. Бенуа. В 1890-е сблизился с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение «Мир искусства». В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке.
С 1902 работал для театров Петербурга. В 1906-1910 руководил художественной школой Е.Н. Званцевой в Петербурге. С 1910 жил в Европе. Художественный директор антрепризы С.П. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров.
Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Благодаря «Русским сезонам» завоевал громкую славу как художник-декоратор. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.

Биография

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился 9 мая 1866 года в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Отец, Самуил Розенберг, пользовавшийся авторитетом знаток талмуда. «Не обладая большими средствами, он женился на единственной дочери гродненского коммерсанта Бакстера, поставщика сукна для русской армии, который вскоре усыновил зятя и содержал всю его семью. По коммерческим соображениям дед Бакста переехал в Петербург и перевез туда семью своей единственной дочери. В Петербурге Бакстер оформил развод с первой женой и женился вторично».

После окончания гимназии уехал в Санкт Петербург, был вольнослушателем в Академии Художеств, Подрабатывал книжной иллюстрацией.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер) ( узаконен в 1904 г).

В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург.

С середины 1890-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир Искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на Встречу русских моряков.

В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

С 1899 года потомственный почётный гражданин Санкт -Петербурга.

В 1903 году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой , дочерью П. М. Третьякова, вдовой художника Н. Н. Гриценко. Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя , чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст. Брак быстро распался, возобновился в 1906, и вновь окончательно распался в 1907 г., до рождения сына, Андрея.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

Преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения. Бакст запретил Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пошло бы во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении привело бы молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций).

С 1910 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912). .

В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

В 1918 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку. 27 декабря 1924 года умер в Париже от отёка лёгких.

Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) — советский историк Альберт Захарович Манфред.

Сын — Андрей Львович Бакст ( 1907- 1972) , художник театра и кино.

«Коронованный» Парижем

Бакст не стеснялся идти против канонов классического искусства и создавал очень смелые образы. Он одел танцоров в шаровары и платья, сшитые из прозрачных и лёгких тканей. Европейцы были потрясены: такого себе не позволял никто. Творчество художника показало, что цвет и декорации могут стать полноценными участниками представления, раскрывающими образы героев.

По Европе после Русских сезонов прокатилась волна моды на всё восточное и русское: в магазинах продавали тюрбаны, шали и костюмы, в которых можно было увидеть что-то общее со сценическими образами актёров.


Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в костюмах к «Шехерезаде», 1910. (Pinterest)

В 1916 году Бакст задумался об открытии собственного дома моды, где бы он мог соединить разные направления дизайна. После гастролей труппы Дягилева он разрабатывал дизайн аксессуаров, одежды, посуды, и полученный опыт должен был стать основой творческой революции. Однако планам не суждено было сбыться: художник серьёзно заболел. В 1923 году, после Октябрьской революции, к нему приехали из России жена и сын. Ненадолго семья Бакста воссоединилась.

В 1924 году, в период работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн, известный дизайнер и художник умер. Проститься с ним пришли музыканты, поэты, артисты. Леона Бакста похоронили на кладбище Батиньоль в Париже.

В общих чертах

Леон Бакст был одним из первых русских модельеров, заслуживших всемирное признание. А славу ему принесла работа над балетными костюмами для труппы Дягилева.

В начале 20 века в Европе, особенно во Франции и Великобритании, был бум на русский балет. Он оказал колоссальное влияние не только на театр, но также на живопись, моду и искусство в целом. Костюмы видных художников долгое время были одним из основных источников вдохновения для дизайнеров арт-деко.

Бакст восстал против традиционного сценического дизайна. Он ввел роскошные, яркие и красочные наряды и декорации.

Проекты художника сильно повлияли на женскую моду в Париже. Особенно его почитал модельер Поль Пуаре, который часто вдохновлялся эскизами мастера.

Это интересно: Критик Андрей Левинсон как-то сказал: «Париж был подлинно пьян Бакстом».

Эскизами Бакста вдохновлялись даже именитые дома моды Уорта и Жанны Пакен.

Сепия

Sepia.

Коричневого цвета прозрачная краска, очень популярная у акварелистов. Получается из красильного вещества моллюска каракатицы, принадлежащего к различным видам моллюска Sepia.

Применяется исключительно в акварели, где создала своеобразный тип однотонной живописи.

На свету значительно обесцвечивается, но менее, нежели другие органические корич­невые краски.

Некоторые сорта краски получаются искусственным путем из различных бурых и черных органических веществ, носящих в химии название «ульминовых». Эти краски в торговле иногда называются улъминовыми коричневыми, или искусственной сепией. Но и натуральная сепия нередко подкрашивается крапп-лаком и умброй.

Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морских моллюсков — каракатицы, кальмара. Происходит из Ла-Манша и Средиземноморья. Современная сепия привозится из Шри-Ланки. Сепия имеет очень большую интенсивность цвета (окрашивающую способность). Секрет одной каракатицы способен окрасить и сделать непрозрачными многие тысячи литров воды в течение нескольких секунд.

Для приготовления сепии чернильные сумки головоногих высушиваются, мелко перетираются, и порошок кипятится в растворе щёлока. С помощью соляной кислоты краситель осаждают, отмывают водой и сушат при низкой температуре. Затем он тщательно перетирается с гуммиарабиком и в виде лепёшек поступает в продажу.

Сепия представляет собой сложное азотсодержащее вещество с отчётливым рыбным запахом. Растворима в щелочах и осаждается из щелочного раствора кислотами. Цвет свежей сепии почти чёрный, но через некоторое время становится красно-коричневым.
Использовалась европейскими художниками с середины XVIII века в виде акварельного пигмента и чернил для рисования пером и кистью. Также сепией называется вид графической техники, использующей оттенки коричневого, получившей распространение в Европе с середины XVIII века (О. Фрагонар во Франции и другие).

В XX веке сепия, многообразная по цветовым оттенкам краска акварельного типа, приготовляется искусственным путём. Искусственная сепия менее стойкая, чем натуральная. В ИК-области довольно непрозрачна.

История полотна[ | ]

И. Пружан указывает, что всего Бакст работал в общей сложности над картиной около трёх лет. В начале 1905 года, по сообщению Бенуа, на выставке картин Союза русских художников он показал свой рисунок под названием «Terror Antiquus», судя по описанию, имевший непосредственное отношение к картине. Первое упоминание о картине относится к началу 1906 года.

Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910: лицо Европы также написано под влиянием той же самой статуи акропольской коры. Историки искусства пишут, что Бакст пробудил в Серове интерес к античности.

В 1907 году Бакст совершил поездку в Грецию и на Крит вместе с Валентином Серовым. Он начал работать над этим полотном ещё до своей поездки в Грецию, а по возвращении принимается за него снова. На создание замысла картины также повлияли визиты художника в знаменитую Башню Вячеслава Иванова. После визита в Грецию Бакст пишет, что был вынужден переосмыслить свои представления об античном мире.

В письме к жене Бакст пишет: «В картине много изменений… статуя становится страшна и фон мрачнее — я всё добиваюсь того, чтобы картина меня самого смущала жуткостью; вода на первом плане недостаточно „бездонна“». «Картина моя мне разонравилась. Я не того хотел добиться, что вышло. Надеюсь, в следующей вещи удастся выразить вполне то, что тянет сделать. Может, я и ошибся с этой картиной, может, она мне пригляделась!».

«„Древний ужас“ был этапной вещью, прежде всего в творческой биографии самого Бакста. Это была последняя живописная работа художника, после которой он практически не работал маслом и не создавал картин (только в 1920-е годы декоративные панно в США и Великобритании). В то же время „Древний ужас“ оказался и этапной работой в истории отечественного искусства 1900—1910-х годов, обозначив ту линию его развития, которая превратилась в хроническую „болезнь“ всей отечественной культуры — неоклассицизм. В глазах современников это было если не выдающееся, то, несомненно, заслуживающее самого пристального внимания полотно. Хорошо известны отклики отечественных критиков по поводу „Древнего ужаса“ (Вяч. Иванова и М. Волошина). Но это произведение имело и крайне удачную экспозиционную судьбу за пределами России. Картина демонстрировалась на Брюссельской выставке (1910) и получила Золотую медаль, участвовала в Международной выставке в Риме (1911), на выставке „Мира Искусства“ в Праге (1912), на персональной выставке Бакста в Лондоне (1913)».

Первое появление «Древнего ужаса» — на выставке Осеннего Салона (Париж) и затем на выставке «Салон» (Санкт-Петербург) вызвало громкий резонанс. Рецензии в газетах варьировались от безудержного восхваления до полного неприятия.

Критик Сергей Мамонтов:

Александр Бенуа, наоборот, охарактеризовал картину, как значительное произведение, в котором Бакст сумел суммировать своё отношение к древности:

При этом Бенуа отмечал недостатки картины: отсутствие «зажигающей жизненности», «силы убедительности», сухость рисунка.

По мнению исследователя творчества художника Ольги Медведковой, это очень личное, практически автопортретное произведение Бакста.

Эскизы и готовые костюмы Бакста

Посмотрим на некоторые произведения Леона Бакста для сцены.

Костюмы для Клеопатры и еврейской танцовщицы (балет «Клеопатра», 1910):

Эскизы нарядов для нимфы и фавна (балет «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси):

Эскизы костюмов для балета «Нарцисс» (1911):

Эскизы нарядов одалиски и Синей султанши (балет «Шахерезада», 1910):

Костюм для Царевича и Жар-птицы (балет «Жар-птица», 1910):

Эскиз костюма невесты и уже готовый наряд на Тамаре Карсавиной (балет «Синий Бог», 1911-1912):

Вацлав Нижинский (также в наряде для балета «Синий Бог», 1911):

Костюмы для разбойников («Дафнис и Хлоя», 1912):

Последние годы

В 1918 году сотрудничество Бакста с Дягилевым разладилось. Конфликт назревал давно – Дягилев диктаторски относился к тем, с кем работал, желая иметь влияние на каждую мелочь. Так, великий антрепренёр не мог даже позировать спокойно, когда художник работал над его портретом: постоянно делал замечания, критиковал каждый мазок и требовал, чтобы Бакст изобразил его красавцем. Но это было задолго до «Парижских сезонов».

Теперь же накопившиеся разногласия и противоречия дополнились объективными моментами. В связи с мировой войной Европе было не до балета, сыграло свою роль и расстояние – труппа театра пережидала войну в Париже, тогда как Бакст оказался в Швейцарии.

Популярность обеспечивала художнику множество частных заказов – он был завален работой, которая его изматывала морально и физически. Появились проблемы со здоровьем, но Бакст неистово трудился, не особо внимая докторам. В 1921 году вновь сотрудничает с Дягилевым – постановка «Спящей красавицы» на музыку Чайковского стала последней работой в союзе, подарившем миру 16 непревзойдённых спектаклей.

В 1924 году Франция вновь удостаивает художника высшей государственной награды, ордена Почётного легиона. В том же году Бакст, работая в Париже с труппой Иды Рубинштейн, берётся за оформление балета «Истар». Напряжение последних лет привело к приступу, который проявился как «нервный припадок», «отёк лёгких» и почечная недостаточность одновременно. В больнице помочь не сумели. 27 декабря 1924 года Леона Бакста не стало.

Личная жизнь

Портрет Любови Гриценко

В 1903 году Леон Бакст женился на дочери Павла Третьякова Любови Гриценко (фамилия первого мужа). Произошло это событие не без проблем, главной из которых было вероисповедание. Художнику пришлось принять лютеранскую веру. В браке родился сын Андрюша, но наличие общего ребенка никак не спасло супругов от развода. В 1907 году они развелись, и Бакст снова принял иудаизм. Но т.к. не всем евреям в то время разрешалось жить в столице, то в 1909 году художник вынужден был покинуть Петербург. Всю свою оставшуюся жизнь, вплоть до самой смерти в 1924 году, Леон Бакст жил в Париже.

Леон Бакст, Ливень, 1906 год

Первые шаги

Способности к рисованию определились, когда Лев учился в гимназии. Победа на конкурсе (рисовали портрет Жуковского) подтолкнула юного гимназиста оставить учёбу в 1883 году и резко изменить вектор своего развития – начинающий художник поступил в Академию художеств.

В Академии он не пропустил ни одного курса, виртуозно рисовал с гипса и с натуры, но закончить обучение не удалось. Комиссии очень не понравились экспрессия и новаторство работы на религиозную тему, подготовленной молодым художником на Серебряную медаль. Хотели выгнать просто так, но заступились Серов и другие именитые художники, и исключение из училища обосновали плохим зрением ученика.

Учёбу Бакст не оставил – посещал мастерскую Александра Бенуа, брал у него уроки живописи. С 1888 года начал работать – иллюстрировать детскую литературу, журналы.

Жил в большой квартире с братом и сёстрами (к тому моменту их родители развелись и занимались своей личной жизнью).

Характеристика картины: особенности, композиция и цветовое решение

Картина «Древний ужас» относится к жанру аллегории. Стиль произведения – модерн. Оригинальные размеры полотна – 250×270 см, форма холста – горизонтальный прямоугольник. На полотне «Древний ужас» Леон Бакст отображает разрушение античной цивилизации – предположительно, легендарной Атлантиды.

Сверху композиция «Древний ужас» разбивается на две части ослепительно яркой молнией. Вдалеке, вместо линии горизонта Леон Бакст показал гряду каменных островов.Цветовая палитра картины – холодная, наполненная резкими контрастами. Леон Бакст использовал для полотна «Древний ужас» следующие оттенки:

  1. Насыщенно-бирюзовый.
  2.  Синий.
  3. Темно-голубой.
  4. Бежевый.
  5. Серовато-белый.
  6. Светло-оранжевый.
  7. Травянисто-зеленый.

Основные тона композиции «Древний ужас» — сине-голубой и серо-белый. Серым с бежевыми и зелеными вкраплениями художник отобразил город, а синим – поглощающее его море. Наиболее ярким акцентом на полотне «Древний ужас» является статуя в центре, на переднем плане – с ее бледно-оранжевыми косами, красными губами и синей птицей в ладонях.

Загадочная Женщина дождя | Drawingforall.ru

Светлана Тилец из украинского города Винница была неизвестной художницей. Однако всего лишь одной картины хватило, чтобы эта ситуация изменилась. Речь идёт о самом главном творении Светланы — о загадочном полотне «Женщина Дождя».

Картина была написана в конце 90-х годов прошлого века, однако известность она получила относительно недавно. Сейчас уже сложно сказать, являются ли странные истории о владельцах картины городскими легендами, или же в ней действительно есть что-то таинственное, влияющее на психику людей.

Существует целый ряд картин, о которых ходит дурная слава — об одной из таких мы уже писали, это была очень впечатляющая картина «Руки тянущиеся к нему». История «Женщины дождя» сильно отличается от работы Билла Стоунхема — на первый взгляд, она выглядит весьма спокойно и умиротворённо.

Однако покупатели картины один за одним возвращали её обратно в винницкий художественный магазин. Доподлинно известно, что молодая женщина по имени Лариса, хозяйка небольшого предприятия, решила украсить «Женщиной дождя» свою квартиру. Прошло буквально три дня и Лариса принесла картину обратно. По её словам, с того дня, как полотно было повешено на стену жилища, хозяйка постоянно стала чувствовать дома чьё-то присутствие при том, что она жила одна. Ночами она видела во сне, как женщина с картины ходила по её дому. Последней каплей стал случай, когда женщина в очередной раз проснулась от кошмара, и в этот момент картина сползла (именно сползла — не свалилась, и тихо переместилась с крепления и упала на пол).

Следующий покупатель — Евгений, молодой человек, скептически настроенный по отношению к предыдущей истории. Ему приглянулась картина и сама Женщина Дождя, он захотел повесить её в своей комнате. Он продержался чуть менее месяца — по словам Светланы, художницы, нарисовавшей Женщину, Евгений долго не мог толком объяснить, почему возвращает картину. Только в самом конце разговора проговорился, что глаза Женщины «светятся» и «смотрят на на него.

В чём же секрет картины? Сама художница рассказывает, что «Женщину дождя» она нарисовали буквально за пять часов. По словам Светланы, однажды она стояла перед чистым холстом, раздумывая и подбирая тему для новой работы. Вдруг ей показалось, что за её спиной кто-то стоит (дома она была в этот момент одна). Посмотрев после этого на холст, по её рассказу, Светлана увидела там еле заметную тень. Когда она её окантовала карандашом, получился эскиз «Женщины дождя».

Если же рассмотреть картину с художественной точки зрения, можно отметить необычные, искажённые пропорции — лицо слишком вытянуто, плечи слишком узкие, высокая шея расположена не по центру плеч, а смещена влево. Очевидно, что такие причудливые пропорции созданы специально. Действительно, вкупе с необычной, мрачно-дождливой цветовой гаммой, портретной композицией, пропорции выглядят очень гармонично.

Черты лица также созданы очень интересно и необычно, и вместе с тем, выдают работу очень умелого и креативного художника. Необычная цветовая гамма глаз — белесая, как бы сотканная из тумана, не скрывает от нас мимику — Женщина задумчиво опустила глаза вниз и поджала губы. Вообще, тема тумана присутствует на каждом элементе картины — белесые облачка окутывают её хрупкий силуэт, от сырости и влажности погоды с той стороны холста шляпа Женщины растрепалась и повисла целыми кусками меха.

«Женщина дождя» является очень атмосферной и впечатляющей картиной. Возможно, именно отменное сочетание фона, ракурса и пропорций настолько сильно влияет на эмоции хозяев, что они хотят вернуть её назад, уверенные, что эта Женщина оживает и ходит по их домам.

Художественное образование

Леон увлекался рисованием с детства. Однажды отец показал рисунки сына скульптору Антокольскому М., и тот посоветовал развивать в ребенке художественные способности.

Молодой человек поступил вольнослушателем в Академию художеств и проучился там четыре года. Бросил ее, когда почувствовал, что знаний достаточно. В тот непростой период, чтобы прокормить себя, Бакст стал подрабатывать книжной иллюстрацией.

В 1893 году Бакст отбыл в Париж, где снова занялся обучением живописи в академии Жулиана. И снова картины спасали его нестабильное финансовое положение. «Парижский» период продлился четыре года, в 1897 году Бакст вернулся в Петербург — город, в котором он в короткие сроки зарекомендовал себя как один из самых востребованных иллюстраторов и портретистов.

Композиция и цветовая гамма произведения

Панно «Элизиум» изображает античный рай – место в загробном мире, где пребывали те, кто прожил честную и праведную жизнь. Композиция полотна представляет собой древнегреческий город, обрамленный со всех сторон густым лесом. Вокруг зданий Леон Бакст разместил гуляющих людей. В центре композиция «Элизиум» разделяется высоким темным деревом, на вершине которого автор показал Сфинкса – мифическое чудовище, олицетворяющее хитрость и загадочность.

Цветовая гамма работы – холодная, синевато-зеленая, создающая сказочную, магическую атмосферу. Насыщенные акварельные краски придают композиции «Элизиум» особую выразительность. Леон Бакст использовал для декоративного панно следующие цвета:

  1.  Изумрудно-зеленый.
  2. Болотно-зеленый.
  3. Голубой.
  4. Серо-фиолетовый.
  5. Светло-бежевый.
  6. Синий.
  7. Черный.

Густая листва на деревьях и кустах переливается от бледно-зеленого до темно-фиолетового. Здания на панно «Элизиум» окрашены в песочно-бежевый цвет. Леон Бакст четко выделил на картине карандашные линии. Ярче всего в композиции выделяется группа людей в синих одеяниях и большая античная арка ближе к центру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: