Джон боулт

Биография

Лев Розенберг родился 10 мая 1866 г. в Гродно (в настоящее время Беларусь) в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста.

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстраций книг. На первой своей выставке (1889) принимает псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер).

В начале 90-х выставляется в Обществе акварелистов. В 1893—1897 живёт в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкает к кружку писателей и художников, формирующемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратится в объединение «Мир Искусства». В 1898 совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, приносит ему славу.

Он продолжает заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова(1901), Андрея Белого(1905), Зинаиды Гиппиус(1906). Также преподаёт живопись детям великого князя Владимира. В 1902 в Париже получает заказ от Николая II на Встречу русских моряков.

В 1898 г. Бакст показывает работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

Во время революции 1905 года Бакст работает для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

В 1906 г. Бакст совершил поездку в Грецию и в картине «Древний ужас» (1908) передал свое видение античности.

В 1909 г. Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства (принятого ради женитьбы на дочери купца и мецената П. Третьякова).

Он примкнул к балетной труппе С. Дягилева и переехал в Париж, где участвовал в создании всех балетных спектаклей во время Русских сезонов («Египетские ночи» Аренского, 1909; «Шехеразада» Римского-Корсакова, 1910; «Жар-птица» Стравинского, 1910; «Нарцисс» Черепнина, 1910 и другие).

Всё это время живёт в Европе, поскольку как еврей не имеет вида на жительство вне черты оседлости.

Во время визитов в Санкт-Петербург преподаёт в школе Званцевой. Одним из его учеников был Марк Шагал (1908—1910), но в 1910 г. они разрывают отношения. Бакст запрещает Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пойдёт во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении приведёт молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.

В 1914 г. Бакст избирается членом Академии Художеств.

В 1918 г. Бакст окончательно разрывает отношения с Дягилевым и Ballets Russes. 27 декабря 1924 г. он умирает в Париже от отёка лёгких.

Дизайнерская работа

После театральных работ Бакста Париж охватила мода на все восточное и русское. В магазинах стала появляться одежда, напоминавшая костюмы актеров. Кроме этого, Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей.

Л. Бакст. Вацлав Нижинский в роли китайского танцора В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Максимилиан Волошин так отзывался о его творчестве: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже – как в дамских платьях, так и на картинных выставках». Правительство Франции даже наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.

Эскизы тканей Л. Бакста

Жар-птица

Смущённая Артемида

Занимался Леон Бакст и разработкой дизайна тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Он создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.

В 1921 году Леон Бакст оформил для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку П.И. Чайковского. Это была для него последняя крупная постановка. В 1920-е годы он написал также большой цикл панно на тему сказки «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне. Своим творчеством Л. Бакст способствовал становлению стиля «ар деко». Умер художник в Париже и похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

  • < Назад
  • Вперёд >

История полотна[ | ]

И. Пружан указывает, что всего Бакст работал в общей сложности над картиной около трёх лет. В начале 1905 года, по сообщению Бенуа, на выставке картин Союза русских художников он показал свой рисунок под названием «Terror Antiquus», судя по описанию, имевший непосредственное отношение к картине. Первое упоминание о картине относится к началу 1906 года.

Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910: лицо Европы также написано под влиянием той же самой статуи акропольской коры. Историки искусства пишут, что Бакст пробудил в Серове интерес к античности.

В 1907 году Бакст совершил поездку в Грецию и на Крит вместе с Валентином Серовым. Он начал работать над этим полотном ещё до своей поездки в Грецию, а по возвращении принимается за него снова. На создание замысла картины также повлияли визиты художника в знаменитую Башню Вячеслава Иванова. После визита в Грецию Бакст пишет, что был вынужден переосмыслить свои представления об античном мире.

В письме к жене Бакст пишет: «В картине много изменений… статуя становится страшна и фон мрачнее — я всё добиваюсь того, чтобы картина меня самого смущала жуткостью; вода на первом плане недостаточно „бездонна“». «Картина моя мне разонравилась. Я не того хотел добиться, что вышло. Надеюсь, в следующей вещи удастся выразить вполне то, что тянет сделать. Может, я и ошибся с этой картиной, может, она мне пригляделась!».

«„Древний ужас“ был этапной вещью, прежде всего в творческой биографии самого Бакста. Это была последняя живописная работа художника, после которой он практически не работал маслом и не создавал картин (только в 1920-е годы декоративные панно в США и Великобритании). В то же время „Древний ужас“ оказался и этапной работой в истории отечественного искусства 1900—1910-х годов, обозначив ту линию его развития, которая превратилась в хроническую „болезнь“ всей отечественной культуры — неоклассицизм. В глазах современников это было если не выдающееся, то, несомненно, заслуживающее самого пристального внимания полотно. Хорошо известны отклики отечественных критиков по поводу „Древнего ужаса“ (Вяч. Иванова и М. Волошина). Но это произведение имело и крайне удачную экспозиционную судьбу за пределами России. Картина демонстрировалась на Брюссельской выставке (1910) и получила Золотую медаль, участвовала в Международной выставке в Риме (1911), на выставке „Мира Искусства“ в Праге (1912), на персональной выставке Бакста в Лондоне (1913)».

Первое появление «Древнего ужаса» — на выставке Осеннего Салона (Париж) и затем на выставке «Салон» (Санкт-Петербург) вызвало громкий резонанс. Рецензии в газетах варьировались от безудержного восхваления до полного неприятия.

Критик Сергей Мамонтов:

Александр Бенуа, наоборот, охарактеризовал картину, как значительное произведение, в котором Бакст сумел суммировать своё отношение к древности:

При этом Бенуа отмечал недостатки картины: отсутствие «зажигающей жизненности», «силы убедительности», сухость рисунка.

По мнению исследователя творчества художника Ольги Медведковой, это очень личное, практически автопортретное произведение Бакста.

История и характерные особенности полотна

«Элизиум» продолжает развивать античную тематику, которой славился Леон Бакст в последние два десятилетия творчества. На самом деле эта картина представляет собой театральный занавес. В первые годы XX века Драматический театр северной столицы претерпевал качественные изменения, которые позволили бы ему не отставать от модных тенденций. Режиссером театра стал Мейерхольд, художником-декоратором был приглашен Леон Бакст. В 1906 г. живописец создал новый занавес для театра – композицию «Элизиум». Сегодня декорация находится в г. Москва, в Третьяковской галерее.

Панно «Элизиум» относится к жанру мифического пейзажа, стиль произведения – арт-нуво. Оригинальные размеры полотна — 161×143 см, форма холста – вытянутый горизонтально прямоугольник. «Элизиум» выполнен на бумаге, натянутой на холсте, черным карандашом с акварелью и гуашью.

Художественный стиль Л. Бакста

Стиль Бакста сформировался на рубеже веков в оформлении журнала «Мир искусства». Это был изысканно-графичный, ирреальный стиль, покоривший Париж. С 1902 г. Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров. С 1911 г. был художественным директором «Русских сезонов» С. Дягилева. В 1911-1913 гг. принимал участие в постановках И. Рубинштейн и А.П. Павловой.

Л. Бакст. Эскиз костюма Саломеи для частного спектакля Иды Рубинштейн (1908). Государственная Третьяковская галерея (Москва) В 1903 г. Бакст женился на Любови Третьяковой, дочери мецената П.М. Третьякова и вдове художника Н. Гриценко. Для этого он сменил вероисповедание (стал лютеранином). Но когда этот брак распался, снова принял иудаизм, за что был выслан из Петербурга, т.к. не все евреи имели право жить в столице. С 1910 г. Бакст жил в основном в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями. По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров.

Л. Бакст. Эскиз костюма Тамары Карсавиной к балету И. Стравинского «Жар-птица»

Л. Бакст. Эскиз костюма к балету И. Стравинского «Жар-птица». Царевна

Л. Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Черепнина «Нарцисс». Вакханка Художник тщательно продумывал детали костюмов, сочетание цветов и узоры – всё во время танцев должно было подчеркивать пластику и гибкость актеров.

Примечания[ | ]

  1. Василенко В. Древний ужас // Краткий религиозно-философский словарь. — 1996.
  2. 12Иванов В. Древний ужас. по поводу картины Л. Бакста «Terror Antiquus».
  3. Соломон Волков. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней
  4. 1234 И. Н. Пружан. Лев Самойлович Бакст. 1975. С. 114—119
  5. О. Ю. Иванова. Вяч. Иванов и И. Анненский: две точки зрения на картину Л. Бакста «Terror antiquus» (версия) Архивная копия от 31 мая 2008 на Wayback Machine
  6. В мае Бакст пишет к Бенуа: «Мои „Антигона“ и „Terror Antiquus“ подвигаются». В другом письме пишет о том, что издатель Р. Р. Голике просит дать ему две эти картины для воспроизведения, он пишет «на последнее я сказал, что не могу, ибо пишу крупную вещь на вариацию этой темы.
  7. Ю. Б. Демиденко. Художники на Башне // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. — Спб.: Филологич. ф-т СПбГУ, 2006, с. 212—219 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 мая 2010. Архивировано 23 июня 2020 года.
  8. Серг. Мамонтов. Выставка «Союза». — «Русское слово», 1909, 29 декабря
  9. А. Бенуа. Художественные письма. Еще о «Салоне». — «Речь», 1909, 10 февраля
  10. Ольга Медведкова. Лев Бакст, портрет художника в образе еврея (неопр.) . Артгид. Дата обращения 17 сентября 2020.

Композиция и цветовая гамма произведения

Панно «Элизиум» изображает античный рай – место в загробном мире, где пребывали те, кто прожил честную и праведную жизнь. Композиция полотна представляет собой древнегреческий город, обрамленный со всех сторон густым лесом. Вокруг зданий Леон Бакст разместил гуляющих людей. В центре композиция «Элизиум» разделяется высоким темным деревом, на вершине которого автор показал Сфинкса – мифическое чудовище, олицетворяющее хитрость и загадочность.

Цветовая гамма работы – холодная, синевато-зеленая, создающая сказочную, магическую атмосферу. Насыщенные акварельные краски придают композиции «Элизиум» особую выразительность. Леон Бакст использовал для декоративного панно следующие цвета:

  1.  Изумрудно-зеленый.
  2. Болотно-зеленый.
  3. Голубой.
  4. Серо-фиолетовый.
  5. Светло-бежевый.
  6. Синий.
  7. Черный.

Густая листва на деревьях и кустах переливается от бледно-зеленого до темно-фиолетового. Здания на панно «Элизиум» окрашены в песочно-бежевый цвет. Леон Бакст четко выделил на картине карандашные линии. Ярче всего в композиции выделяется группа людей в синих одеяниях и большая античная арка ближе к центру.

Бакст Л.С.

Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866, Гродно – 1924, Париж)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Учился в Академии художеств у К.Б. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Занимался акварелью под руководством Альб.Н. Бенуа. В 1890-е сблизился с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение «Мир искусства». В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке.
С 1902 работал для театров Петербурга. В 1906-1910 руководил художественной школой Е.Н. Званцевой в Петербурге. С 1910 жил в Европе. Художественный директор антрепризы С.П. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров.
Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Благодаря «Русским сезонам» завоевал громкую славу как художник-декоратор. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.

Примечания

  1. Борисовская Н.А. Лев Бакст. — М.: Искусство, 1979. — С. 6. — 120 с.
  2. Леон Бакст // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. М.М.Клячко писала: «Его квартира производила на Левушку большое впечатление: так красиво, с таким вкусом она была убрана; сам прадед был шикарно одетый господин; он жертвовал много на приюты для бедных, и царь Александр II пожал руку, благодаря его». www.tretyakovgallerymagazine.com/img/mag/2008/1/062-081.pdf
  4. 12 [pv-gallery.ru/artist.php?i=231&letter=%CE Бакст Л. С.]
  5. 12 [www.eleven.co.il/article/10379 Бакст Леон. Электронная еврейская энциклопедия]
  6. [www.artrz.ru/menu/1804657343/1804782132.html Искусство и архитектура русского зарубежья — БАКСТ Андрей Львович]
  7. [www.nlr.ru/cont/ Весь Петербург (1894 — 1917), интерактивное оглавление.].
  8. [www.christies.com/lotfinder/paintings/leon-bakst-costume-design-for-firebird-5742285-details.aspx Sale 1161. Lot 114. Leon Bakst. Costume design for Firebird] (англ.). Christie’s (25 November 2013). Проверено 6 октября 2014.
  9. [news.tut.by/culture/382540.html Белгазпромбанк приобрел на аукционных торгах Christie‘s в Лондоне работы трех художников, выходцев из Беларуси]. TUT.BY (15 января 2014). Проверено 6 октября 2014.
  10. [news.tut.by/culture/428236.html Альбом эскизов для балета «Спящая красавица» дягилевских «Русских сезонов» вернулся на родину своего создателя, в Беларусь]. TUT.BY (17 декабря 2014). Проверено 1 декабря 2020.
  11. [unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/235205r.pdf ЮНЕСКО. Генеральная конференция. 38-я сессия. 2020. Предложения государств-членов о памятных датах в 2016-2017 гг., в праздновании которых ЮНЕСКО могла бы принять участие]PDF
  12. [artbelarus.by/ru/news/323.html Открытие выставки «Художники Парижской школы – уроженцы Гродненщины»]. Арт-Беларусь (30 ноября 2015). Проверено 2015-29-12.

Наследие

В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Белоруссию (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета “Спящая красавица”» (1922) .

Bakst Costume design for L’Oiseau de feu 1922.jpg«Эскиз костюма Жар-птицы к балету “Жар-птица”» (1922)

На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей 2 ноября 2020 года, была принята резолюция о праздновании под эгидой этой международной организации 150-летнего юбилея Леона Бакста в Белоруссии (при поддержке Российской Федерации). Основным мероприятием, посвящённым юбилею художника в Минске, станет художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста», которая будет организована по инициативе Белгазпромбанка в феврале 2016 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: