Биография елизаветы i петровны

Ван лоо, шарль андре — искусствоед.ру –  сетевой ресурс о культуре и искусстве

До вступления на престол

После брака родителей носила титул цесаревны. Завещание Екатерины I 1727 г. предусматривало права Елизаветы и её потомства на престол после Петра II и Анны Петровны. В последний год правления Екатерины I и в начале царствования Петра II при дворе много говорили о возможности брака между тёткой и племянником, которых связывали в это время приятельские отношения. После кончины Петра II, обручённого с Екатериной Долгоруковой, от оспы в январе 1730 г. Елизавета, несмотря на завещание Екатерины I, фактически не рассматривалась как одна из претенденток на престол, который был передан её кузине Анне Иоанновне. В её правление (1730—1740) цесаревна Елизавета находилась в опале; недовольные Анной Иоанновной и Бироном возлагали на дочь Петра Великого большие надежды.

Царствование

Елизавета государственными делами почти не занималась, передоверив их своим фаворитам — братьям Разумовским, Шуваловым, Воронцовым, А. П. Бестужеву-Рюмину.

Основными принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Была восстановлена роль Сената, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Кабинет министров упразднен. Сенат получил право законодательной инициативы. Во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоящее над Сенатом — Конференция при высочайшем дворе. В работе конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей. Незаметной стала деятельность Тайной канцелярии. Возросло значение Синода и духовенства (особое влияние при дворе приобрёл духовник императрицы Фёдор Дубянский), жестоко преследовались раскольники. Синод заботился о материальном обеспечении духовенства, монастырей, распространении духовного образования в народе. В правление Елизаветы была завершена работа над новым славянским переводом Библии, начатая ещё при Петре I в 1712 году. «Елизаветинская Библия», вышедшая в 1751 году, по настоящее время с незначительными изменениями используется в богослужении Русской православной церкви.

В 1741 году императрица приняла Указ, разрешавший буддийским ламам проповедовать на территории Российской империи своё учение. Все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи. Указ также освобождал их от уплаты налогов. При этом 2 декабря 1742 года был принят указ о высылке всех граждан иудейского вероисповедания с разрешением остаться лишь тем, кто захочет принять православие.

В 1744—1747 годах проведена 2-ая перепись податного населения.

В конце 1740-х — первой половине 1750-х годов по инициативе Петра Шувалова был осуществлён ряд серьёзных преобразований. В 1754 году Сенат принял разработанное Шуваловым постановление об уничтожении внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов. Это привело к значительному оживлению торговых связей между регионами. Были основаны первые русские банки — Дворянский (Заёмный), Купеческий и Медный (Государственный).

Осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны: повышены сборы при заключении внешнеторговых сделок до 13 копеек с 1 рубля (вместо ранее взимаемых 5 копеек). Был повышен налог на соль и вино.

В 1754 г. была создана новая комиссия для составления Уложения, которая закончила свою работу к концу царствования Елизаветы, но процесс преобразований был прерван Семилетней войной (1756—1762).

В социальной политике продолжалась линия расширения прав дворянства. В 1746 г. за дворянами было закреплено право владеть землёй и крестьянами. В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь с зачётом их вместо рекрутов. Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика.

В 1755 г. заводские крестьяне были закреплены в качестве постоянных (посессионных) работников на уральских заводах.

Была отменена смертная казнь (1756), остановлена массовая практика изощренных пыток.

При Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств. 30 августа 1756 года — подписан указ о начале создания структуры Императорских театров России. Созданы выдающиеся памятники культуры (царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры. В последний период царствования Елизавета меньше занималась вопросами государственного управления, передоверив его П. И. и И. И. Шуваловым, М. И. и Р. И. Воронцовым и др.

В целом, внутренняя политика Елизаветы Петровны отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. По целому ряду признаков можно сказать, что курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещённого абсолютизма, осуществлявшейся затем при Екатерине II.

Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови».

Социальные волнения

На рубеже 50-60 гг. XVIII в. произошло более 60 восстаний монастырских крестьян.

В 30-40-е гг. дважды произошли восстания в Башкирии.

В 1754—1764 гг. волнения наблюдались на 54 заводах Урала (200 тыс. приписных крестьян).

Общееколичествопросмотровстраницы

После смерти отца ван Лоо занимается также художественным образованием своего младшего брата Шарля-Андре ван Лоо, ставшего не менее знаменитым художником. Первый заказ получил в 1725 году на картину «Восшествие Христа во храм» для зала капитула собора Сен-Мартен-де-Шамп. Жан-Батист Ван Лоо (Jean-Baptiste van Loo), Шарль-Андре Ван Лоо, прозванный Карлом Ван Лоо (Charles-Andre van Loo), Луи-Мишель ван Лоо (Louis-Michel van Loo), Шарль-Амедей-Филипп Ван Лоо (Charles Amedee Philippe van Loo) — прославленная династия французских художников нидерландского происхождения, обосновавшаяся в Париже в 1662 году, потомки жанрового живописца Яна Ван Лоо, сын которого исторический художник и жанрист Якоб Ван Лоо, до того как приехать во Францию, где он утвердился как портретист, работал в Амстердаме в традициях национального искусства. В Париже ван Лоо преподавал в Академии живописи и скульптуры. Отец мальчика, художник Луи-Абрахам ван Лоо скончался, когда тому было всего 7 лет. В Риме он пишет полотна для нескольких церквей наиболее известная из его римских работ — «Истязание Христа» для собора Санта-Мария в Монтичелли. Жан-Батист ван Лоо учился рисованию у своего отца, художника Луи-Абрахама ван Лоо, сына Якоба ван Лоо.

Работал также над созданием декораций для Парижской оперы. 15 июля 1765, Париж) — французский придворный художник эпохи рококо, любимец маркизы де Помпадур, «первый художник» при дворе Людовика XV. Ш. -А. ван Лоо происходил из старинной семьи художников, выходцев из Фландрии. 15 февраля 1705, Ницца – ум.

Описание картины Карла Ван Лоо «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»

Он служит помощником своему старшему брату при выполнении различных заказов, в частности при реставрации картинной галереи замкаФонтенбло (1724). Костюмы кавалеров принадлежат к 1650-м годам. За работу «Иаков убирает своё жилище перед отъездом в Вифлеем» художник получаетРимскую премиюАкадемии художеств. Жан-Батист ван Лоо (фр. Работал также над созданием декораций дляПарижской оперы.

Вообще в этой династии было более десятка художников, представителей эпох барокко и рококо. Jean-Baptiste van Loo, род. Известным художником был и старший его брат, Жан-Баптист ван Лоо. Шарль-Андре ван Лоо (фр. 15 июля 1765, Париж) – французский придворный художник эпохи рококо, любимец маркизы де Помпадур, «первый художник» при дворе Людовика XV. Таи художник преподавал в Академии живописи и скульптуры (Acadmie de peinture et de sculpture), а в 1663 г., стал членом Французской академии живописи и скульптуры (Acadmie royale de peinture et de sculpture). Умер Якоб ван Лоо 26 ноября 1670 г. Несмотря на то, что отец Якоба, Ян ван Лоо тоже был художником именно Якоб ван Лоо считается основателем династии ван Лоо, франко-голландских живописцев XVII-XVIII в. в.

19 декабря 1745 г. Экс-ан-Прованс) — популярнейший французский портретист эпохи рококо. Интересно отметить, что копия картины «Концерт», под названием «Group of Musicians» находится в Музее Тиссена-Борнемиссы. В июне 2013 г. на Sothebys за 97 000 евро была продана картина «Венера и Адонис» (Vnus et Adonis), а в ноябре 2005 г. «Портрет Лукреции Боуден» (Portrait of Lucretia Boudaen) купили за 21 600 евро.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Осмёркин Александр АлександровичИван Фомич ХруцкийПоклонение Золотому Тельцу ТинтореттоЖорж Брак КубизмЯкоб Лолл

Память

Литература

Ключевский, Василий Осипович Курс русской истории (Лекции I—XXXII, rtf)

Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания.

Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти.

  • В. Пикуль «Слово и дело»
  • Коронационный альбом Елизаветы Петровны
  • Соболева И. А. Принцессы немецкие — судьбы русские. — СПб.: Питер, 2008. — 413 с.

В кино

  • «Молодая Екатерина» («Young Catherine»), (1991). В роли Елизаветы — Ванесса Редгрэйв.
  • «Виват, гардемарины!»(1991), «Гардемарины — III» (1992). В роли Елизаветы — Наталья Гундарева.
  • «Тайны дворцовых переворотов» (1—5-й фильмы, (2000—2003)). В роли Елизаветы — Екатерина Никитина.
  • Пером и шпагой (2008). В роли Елизаветы — Ольга Самошина.

Петр II Алексеевич

Император всероссийский, сын царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты-Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, внук Петра I и Евдокии Лопухиной. Родился 12 октября 1715 г. Лишился матери в 10-дневном возрасте, а его отец сбежал в Вену с крепостной своего учителя Н. Вяземского, Ефросиньей Федоровной. Петр I вернул непокорного сына, заставил его отречься от права на престол и приговорил к смертной казни. Существует версия, что Алексей Петрович был задушен в Петропавловской крепости, не дождавшись ее исполнения.

Петр I не заботился о внуке, так как предполагал в нем, как и в сыне, противника реформ, приверженца старомосковского уклада жизни. Учили маленького Петра не просто «чему-нибудь и как-нибудь», но и кто попало, поэтому практически образования к моменту вступления на престол он не получил.

И. Ведекинд «Портрет Петра II»

Но у Меньшикова были свои планы: он убедил Екатерину I в ее завещании назначить Петра наследником, и по ее смерти он вступил на престол. Меньшиков обручил его со своей дочерью Марией (Петру было всего 12 лет), переселил в свой дом и фактически сам начал управлять государством, не считаясь с мнением Верховного тайного совета. Для обучения малолетнего императора был назначен барон А. Остерман, а также академик Гольдбах и архиепископ Ф. Прокопович. Остерман был ловким дипломатом и талантливым учителем, он увлек своими остроумными уроками  Петра, но в то же время настроил его против Меньшикова (борьба за власть в другом варианте! Остерман «поставил» на Долгоруких: иноземец в России, пусть и увенчанный славой искусного дипломата, может вершить свою политику лишь в тесном союзе с русскими). Все закончилось тем, что Петр II отстранил от власти Меньшикова, воспользовавшись его болезнью, лишил чинов и состояния и сослал с семьей сначала в Рязанскую губернию, а затем в Березов Тобольской губернии.

Итак, могущественный Меньшиков пал, но борьба за власть продолжилась – теперь уже в результате интриг первенство получают князья Долгорукие, которые вовлекают Петра в разгульную жизнь, кутежи, а, узнав о его страсти к охоте, на многие недели увлекают его подальше от столицы.

24 февраля 1728 г. происходит коронация Петра II, но от государственных дел он по-прежнему далек. Долгорукие обручают его с княжной Екатериной Долгорукой, на 19 января 1730 г. назначена свадьба, но он простудился, заболел оспой и скончался под утро предполагавшейся свадьбы, ему было всего 15 лет. Так пресекся род Романовых по мужской линии.

Что можно сказать о личности Петра II? Послушаем историка Н. Костомарова: «Петр II не достиг того возраста, когда определяется личность человека. Хотя современники хвалили его способности, природный ум и доброе сердце, но это были только надежды на хорошее в будущем. Его же поведение не давало права ожидать из него со временем хорошего правителя государства. Он не только не любил учения и дела, но ненавидел и то и другое; ничто не увлекало его в сфере государственной; он был всецело поглощен забавами, находясь все время под чьим-то влиянием».

Во время его царствования в основном власть была у Верховного тайного совета.

Результаты правления: указы по упорядочению взимания подушной подати с населения (1727); восстановление власти гетмана в Малороссии; обнародован Вексельный устав; ратифицирован торговый договор с Китаем.

Произведение искусства

Работы Ван Лоо выполнены в стиле барокко , пришедшем из Рима , который в этот период становился европейским феноменом.

Он является автором жанровых картин  : он популяризировал в 1650-х годах крупные планы концертов на лоджиях , а также был известен своими изображениями беседующих групп людей, выполненными с помощью тонкой цветовой палитры. Он также рисовал библейские и мифологические сцены, в том числе несколько версий Дианы и ее нимф , и как таковые может считаться одним из главных влияний Иоганна Вермеера на его картину Дианы и ее спутников . В этих работах ван Лоо женская обнаженная натура занимает привилегированное место. Он также написал несколько портретов, в том числе портреты Джоан Хюйдекопер ван Маарссевен , его жены, его сестры Леонары Хайдекопер (жены Яна Дж. Хинлопена ), а также Йохана Ортта, владельца замка Нийенроде, недалеко от Брекелена , который привез свой поддержка Антуанетты Буриньон .

Белокурая красавица

Елизавете Петровне не исполнилось и восьми лет, когда она стала обращать на себя взоры придворных и гостей двора. Она и её сестра Анна казались двумя противоположностями. Если старшая из девочек внешне напоминала Петра (она была черноволосой и темноглазой), то Елизавета более походила на белокурого ангела.

Французский посол, прибывший в Россию в 1722 году, обратил внимание, насколько очаровательной младшая цесаревна была в своём испанском наряде. Такой костюм девочка надела по случаю встречи своего царственного отца

В отличие от своей старшей сестры, девочка не проявляла особого интереса к наукам. Несмотря на старания государя, она не получила систематического образования, зато могла похвалиться прекрасным почерком и превосходным знанием французского языка.

Впрочем, Пётр поощрял в дочери такие интересы. Более того, тяготение ко французской культуре, языку в обучении цесаревны было неслучайным. Согласно замыслу отца, Елизавета должна была выйти замуж за своего ровесника Людовика XV, французского короля, или за герцога Орлеанского.

Однако представители правящей династии Франции, Бурбоны, не спешили породниться с русским царём. На его предложения заключить брак между 16-летней царевной и Людовиком он регулярно получал крайне вежливый ответ, содержащий отказ.

Надо сказать, что сама Елизавета не спешила расставаться с беззаботным девичеством. Она с удовольствием проводила время на охоте и балах, посвящала досуг всевозможным развлечениям и заботе о своей внешности.

Жизнь

Шарль-Амеде-Филипп ван Лоо (по прозвищу Амеде) вырос в Италии, на юге Франции и в Париже. Он учился у своего отца Жан-Батиста ван Лоо в Турине и Риме . Его матерью была Маргарита Лебрен (род. 1687). В 1738 году он получил Римскую премию Парижской академии в Париже. Затем он отправился в родной город семьи в Экс-ан-Прованс, прежде чем вернуться в Париж в 1745 году . В 1747 году он был принят в Королевскую академию художеств. В том же году он женился на своей кузине Мари-Маргерит Лебрен, дочери художника Мишеля Лебрена. Из-за тесных семейных связей ему пришлось получить папское разрешение на брак. В 1748 году он стал художником при дворе Фридриха Великого в Берлине и оставался там до 1758 года, когда прусский король позволил ему вернуться на родину в Париж во время Семилетней войны (в которой Франция и Пруссия были противниками войны. ). После окончания войны в 1763 году он вернулся в Берлин и снова работал на Фридриха Великого. Даже после своего возвращения во Францию ​​в 1769 году он получал от короля ежегодную пенсию. В Париже он регулярно выставлялся в салонах до конца жизни.

После прибытия в Берлин он в основном писал портреты, после того как имел большой успех в портретах своих собственных детей (написанных для принцессы Амалии Прусской ).

Новый дворец, Потсдам, Мраморный зал

В своей живописной манере он использовал отцовскую палитру Ван Лоо — два доминирующих противоположных цвета и нейтральные тона. Он любил использовать технику trompe-l’oeil и позже испытал влияние голландской жанровой живописи (семья ван Миерис). Например, в Национальной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия, есть его картина «Камера-обскура» (1764 г.) и картина « Мыльные пузыри» (1764 г.), изображающие людей в овальной рамке. Картины также показывают его интерес к научному прогрессу того времени. Портрет Фридриха Великого в увитой лавровым венком овальной раме (на настенном постаменте) 1767 года нашел дальнейшее распространение через офорты Даниэля Ходовецкого .

Потолочная роспись «Возвышение Великого курфюрста на Олимп» (1751 г .; проигрыш в войне) в мраморном зале Городского дворца в Потсдаме принадлежит ему, как и потолочная роспись «Введение Ганимеда на Олимп» (1768 г.) в мраморном зале. из Нового дворца в Потсдаме.

Его братья Франсуа ван Лоо (1708–1732) и Луи-Мишель ван Лоо (1707–1771) также были художниками. Его мать также была художницей и миниатюристом.

Примечания

  1. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  2. Renard Ph. Portraits & autoportraits d’artistes au xviiie siècle, Tournai (Belgique). — La Renaissance du livre, 2003. — Р. 180
  3. Siret А. Dictionnaire historique des peintres de toutes les écoles depuis l’origine de la peinture jusqu’à nos jours. 2e edition. — Paris, 1866. — Р. 541
  4. Власов В. Г. Ванлоо // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 175
  5. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картиной галереи Эрмитажа (1764—1917). — Л.: Искусство, 1985. — С. 87—89
  6. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог. — Том 1. — Л.: Аврора, 1976. — С. 188. Инв. № 1130

Характер цесаревны

В записях биографа Казимира Валишевского значится такая характеристика царевны:

Как видите, в характере юной Елизаветы Петровны причудливо сочетались самые разные черты и особенности. Несмотря на все свои недостатки, девушка неизменно оставалась очаровательной и обходительной, покоряя всё больше сердец. Она слыла не просто красавицей, но и первой модницей двора.

Особенное внимание цесаревны привлекали платья, расшитые золотом и серебром. Кстати, эту женскую слабость будущая императрица не оставит и после восхождения на престол

В некоторых источниках значится, что к концу жизни Елизаветы Петровны её гардероб насчитывал более 15 тысяч нарядов.

Поскольку замыслы о браке дочери Петра с французским монархом так и не смогли реализоваться, среди кандидатов на руку и сердце цесаревны появляется совсем другой человек. Им стал немецкий князь Карл-Август Голштинский.

Он действительно был заинтересован в союзе с Россией, да и сама Елизавета пришлась ему по душе, однако и эта история завершилась печально. Карл-Август так и не смог дойти до алтаря, скончавшись по прибытию в Петербург. Чем была вызвана кончина молодого человека — остаётся тайной, но ходили предположения, что он мог быть отравлен недоброжелателями.

Королева бала

Родилась будущая правительница в московском селе Коломенское именно в тот период, когда Империя собиралась пышно отпраздновать победу в Полтавской битве. Пётр Первый, получивший письмо с известием о рождении дочери, повелел отложить торжества по случаю победы и поспешил поздравить дочь с пришествием в этот мир.

Так в жизни Елизаветы произошло первое светское мероприятие, которое по пышности и размахну могло уступать только тому, что произошло 33 года спустя – в 1742 году, когда вследствие дворцового переворота, самого тихого и бескровного в истории России, Елизавета взошла на престол, заняв место Ивана VI –младенца-императора, формального правителя России, функции и обязанности которого выполняли Эрнст Бирон и Анна Леопольдовна.

По воспоминаниям современников, двухмесячные торжества, последовавшие за коронацией, отличались воистину кричащей и неуёмной пышностью, символом и напоминанием которых стали Красные Ворота, утраченные в 1927 году, когда советское правительство вовсю расширяло Садовое Кольцо и создавало планы по перепланировке города.

В дни празднеств Елизавета выпустила указ о массовой амнистии, казнь родственников и фаворитов бывшей императрицы заменила высылкой в Сибирь – дабы показать народу и Европе свою миролюбивость и снисходительность. Она стала одной из первых женщин в российской истории, надевшей мужской костюм. Уже тогда Елизавета любила всевозможные переодевания, которые впоследствии вылились в указ о переводе в столицу труппы Фёдора Волкова и создании первого императорского театра.

В дни своего беззаботного детства будущая императрица не знала хлопот. Жила она либо в Царском селе, либо в резиденции на Марсовом поле, любила хорошую шутку, красивые наряды и танцы. Поговаривали, что она была самой грациозной и находчивой в искусстве танца, постоянно придумывала новые фигуры и шаги, отличалась обаянием и лёгкой поступью.

По воспоминаниям современников, Елизавета с младых лет следила за своей внешностью, нередко пренебрегая ради неё образованием. Будущая императрица систематически никогда не обучалась, хотя в совершенстве владела итальянским и французским языками. Последнее, к слову, можно назвать отправной точкой к развившейся в годы её правления галломании – повальном увлечению всем французским, начиная от предметов искусства, заканчивая этикетом, вопросами воспитания и взглядами на жизнь.

Впрочем, до своего вступления на престол Елизавета едва ли думала о том, что когда-нибудь сядет на трон и будет управлять одной из самых крупных держав, и посему без устали веселилась, не имела чёткого распорядка дня, вставала и ложилась спать, когда только вздумается, проводила много времени на открытом воздухе, занималась верховой ездой и катанием на лодках.

Однако необременительному досугу был положен конец в 1730 году, когда её двоюродная сестра Анна Иоанновна занимает место на российском престоле, а молодая цесаревна попадает почти в опальное положение – начинает носить простенькие платья и вести крайне замкнутую и тихую жизнь. Можно по-разному рассматривать дворцовый переворот 1741 года, однако одно можно принять за аксиому точно — недовольство обществом политикой Анны и её фаворита Бирона и тем шатким положением, которое возникло после смерти Анны, когда на престол взошёл Иван VI, а регентшой при нем стала Анна Леопольдовна.

Впрочем, случилось так, что именно в эти неспокойные дни Елизавета получает письмо от Анны Леопольдовны, в котором та намекает на то, что знает об антигосударственных планах, и будущая императрица понимает, что пора действовать решительно. 25 ноября 1741 года Елизавета совершает государственный переворот: рота Преображенского полка идёт со штурмом на Зимний дворец, не встречает там сопротивления, заточает в крепость малолетнего Ивана VI, арестовывает родственников Анны Иоанновны и саму мать Ивана — Анну Леопольдовну.

Иван VI Антонович: регентство Бирона – переворот Миниха

Иван VI Антонович и Анна Леопольдовна

Регентство Бирона продолжалось около трех недель. Получив право на регентство, Бирон продолжает бороться с Минихом, а кроме того, портит отношения и с Анной Леопольдовной,  и с ее супругом Антоном Ульрихом. В ночь с 7 на 8 ноября 1740 г. произошел очередной дворцовый переворот, организованный Минихом. Бирон был арестован и отправлен в ссылку в Тобольскую губернию, а регентство перешло к Анне Леопольдовне. Она признала себя правительницей, но фактического участия в государственных делах не принимала. По свидетельству современников, «… она была не глупа, но питала отвращение к любому серьезному занятию». Анна Леопольдовна постоянно ссорилась и неделями не разговаривала со своим мужем, у которого, по ее мнению, «было доброе сердце, но ум отсутствовал». А разногласия между супругами естественным образом создавали условия для придворных интриг в борьбе за власть. Воспользовавшись беспечностью Анны Леопольдовны и недовольством русского общества продолжавшимся немецким засильем, в игру вступает Елизавета Петровна. С помощью преданных ей гвардейцев Преображенского полка она арестовала Анну Леопольдовну вместе с семьей и решила отправить их за границу. Но камер-паж А. Турчанинов сделал попытку совершить контрпереворот в пользу Ивана VI, и тогда Елизавета Петровна изменила свое решение: взяла под арест все семейство Анны Леопольдовны и отправила его в Раненбург (под Рязанью). В 1744 г. их доставили в Холмогоры, и по указанию императрицы Елизаветы Петровны Иван VI был изолирован от семьи и через 12 лет тайно перевезен в Шлиссельбург, где содержался в одиночном заключении под именем «известного арестанта».

В 1762 г. Петр III тайно осмотрел бывшего императора. Он переоделся офицером и вошел в казематы, где содержался принц. Он увидел «жилище довольно сносное и скудно снабженное самой бедной мебелью. Одежда принца тоже была очень бедной. Он был совершенно без всяких понятий и говорил бессвязно. То он утверждал, что он император Иоанн, то уверял, что императора нет больше на свете, а его дух перешел в него…».

При Екатерине II охранникам его было поручено склонить принца к монашеству, но в случае опасности «арестанта умертвить, а живого в руки никому не отдавать». Поручик В. Мирович, узнавший тайну секретного узника, попытался освободить Ивана Антоновича и провозгласить его императором. Но охранники выполнили инструкцию. Тело Ивана VI неделю было выставлено в Шлиссельбургской крепости «для известия и поклонения народного», а затем захоронено в Тихвине в Богородицком монастыре.

Анна Леопольдовна умерла в 1747 г. от родовой горячки, а Антону Ульриху Екатерина II разрешила уехать на родину, так как он не представлял для нее опасности, не являясь членом дома Романовых. Но он отказался от предложения и остался с детьми в Холмогорах. Но судьба их печальна: Екатерина II, после упрочения династии рождением двух внуков, разрешила детям Анны Леопольдовны переехать к своей тетке, вдовствующей королеве Дании и Норвегии. Но, как пишет Н. Эйдельман, «по иронии судьбы, они жили на родине – в тюрьме, а потом за границей – на свободе. Но тосковали по той тюрьме на родине, не зная никакого языка, кроме русского».

Смерть

Смерть Елизаветы Петровны наступила 5 января 1762 года. На 53-м году жизни императрица скончалась от горлового кровотечения. Исследователи отмечают, что еще с 1757 года здоровье правительницы стало на глазах ухудшаться: у нее были выявлены эпилепсия, одышки, частые носовые кровотечения, отечности нижних конечностей. Ей пришлось сократить придворную жизнь, отодвинув пышные балы и приемы на второй план.

Памятник императрице Елизавете Петровне в Балтийске / Википедия

В начале 1761 года Елизавета I перенесла тяжелую бронхопневмонию, которая приковала ее к кровати. Последний год жизни императрица сильно болела, у нее постоянно возникали приступы простудной лихорадки. Перед смертью у Елизаветы Петровны возник упорный кашель, который привел к сильному кровотечению из горла. Не справившись с болезнью, императрица скончалась в собственных покоях.

5 февраля 1762 года тело императрицы Елизаветы с почестями было захоронено в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Наследником Елизаветы I стал ее племянник Карл-Петер Ульрих Голштинский, который после провозглашения императором был переименован в Петра III Федоровича. Исследователи называют этот переход власти самым безболезненным за все правления в XVIII веке.

Вступление на престол

Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период регентства Анны Леопольдовны, в ночь на 25 ноября (6 декабря) 1741 года 32-летняя Елизавета в сопровождении графа М. И. Воронцова, лейб-медика Лестока и своего учителя музыки Шварца словами «Ребята! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей!» подняла за собой гренадерскую роту Преображенского полка. Не встретив сопротивления, с помощью 308 верных гвардейцев она провозгласила себя новой царицей, распорядившись заточить в крепость малолетнего Ивана VI и арестовать всю Брауншвейгскую фамилию (родственников Анны Иоанновны, в том числе регентшу Ивана VI — Анну Леопольдовну) и её приверженцев. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь — дабы показать Европе терпимость новой самодержицы.

Как дамы чесали Елизавете пятки

В годы своего правления Елизавета демонстрировала стремление продолжить начатое Петром Первым и утвердить свой авторитет при дворе и перед европейскими державами. Однако не столько эти её дела, русско-шведская или Семилетняя войны, раскрыли характер императрицы, а мелкие, почти бытовые происшествия, которые подчас отдавали курьёзом.

Впрочем, дамам пришлось вытерпеть не только это. Знаком особенного расположения служила честь почесать на сон грядущий императрице пятки. Этой милости были удостоены немногие, среди них: Мавра Шувалова, ближайшая подруга императрицы, жена канцлера Михаила Воронцовa, вдова адмирала Ивана Головина Мария Богдановна и ещё несколько знатных особ.

Елизавета Петровна — российская императрица, ставшая последней представительницей монаршей династии Романовых по женской линии. Она вошла в историю России как веселая правительница, так как имела выраженную страсть к шикарным балам и великосветским развлечениям.

Портрет Елизаветы Петровны / Википедия

Годы ее царствования не отмечены особо выраженными достижениями, но она умело руководила двором и маневрировала среди политических группировок, что позволило ей удерживаться на троне 2 десятилетия. Тем не менее Елизавета I сыграла важную роль в развитии культуры и хозяйства страны, а также сумела привести русскую армию к нескольким уверенным победам в серьезных войнах.

Детство, образование и воспитание

Елизавета родилась в селе Коломенском 18 декабря 1709 года. День этот был торжественным: Петр I въезжал в Москву, желая отметить в старой столице свою победу над Карлом XII; за ним везли шведских пленных. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его известили о рождении дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь», — сказал он. Петр нашел Екатерину и новорожденного младенца здоровыми и на радостях устроил пир.

Будучи только восьми лет от роду, принцесса Елизавета уже обращала на себя внимание своею красотой. В 1717 году обе дочери, Анна и Елизавета, встречали Петра, возвращающегося из-за границы, одетыми в испанские наряды

Тогда французский посол заметил, что младшая дочь государя казалась в этом наряде необыкновенно прекрасной. В следующем 1718 году введены были ассамблеи, и обе царевны явились туда в платьях разных цветов, вышитых золотом и серебром, в головных уборах, блиставших бриллиантами. Все восхищались искусством Елизаветы в танцах. Кроме лёгкости в движениях, она отличалась находчивостью и изобретательностью, беспрестанно выдумывая новые фигуры. Французский посланник Леви замечал тогда же, что Елизавета могла бы назваться совершенной красавицей, если бы у неё волосы не были рыжеваты.

Воспитание царевны не могло быть особенно удачным, тем более что мать её была совершенно безграмотная. Но её учили по-французски, и Екатерина постоянно твердила, что есть важные причины на то, чтобы она лучше других предметов обучения знала французский язык. Причина эта, как известно, заключалась в сильном желании её родителей выдать Елизавету за какую-нибудь из особ французской королевской крови. Однако на все настойчивые предложения породниться с французскими Бурбонами те отвечали вежливым, но решительным отказом.

Во всём остальном обучение Елизаветы было мало обременительным, приличного систематического образования она так никогда и не получила. Время её было заполнено верховой ездой, охотой, греблей и уходом за своей красотой.

Восхождение на престол

Портрет Елизаветы Петровны / Википедия

В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета Петровна при поддержке своего доверенного лица и тайного советника Иоганна Лестока прибыла в Преображенские казармы и подняла гренадерскую роту. Солдаты беспрекословно согласились помочь ей свергнуть действующую власть и в составе 308 человек направились к Зимнему дворцу, где царевна провозгласила себя императрицей, узурпировав действующую власть: император-младенец Иоанн Антонович и все его родственники из рода Брауншвейгов были арестованы и заточены в Соловецкий монастырь.

Учитывая обстоятельства восхождения на престол Елизаветы I, первым подписанным ею манифестом стал документ, согласно которому она является единственной законной наследницей престола после смерти Петра II. После этого она провозгласила политический курс, направленный на возврат наследия Петра Великого.

Петр II и Елизавета Петровна / Государственный Русский музей

В тот же период она поспешила наградить своих сподвижников, которые помогли ей взойти на престол: рота гренадеров Преображенского полка была переименована в лейб-компанию, а все солдаты, не имевшие дворянских корней, возведены в дворяне и повышены в чинах. Также все они были награждены землями, которые конфисковали у иностранных помещиков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: