Почему абсент?
Обращение к «вульгарному» реализму было характерно для многих художников этого периода. В произведениях изображалось не просто пьянство, как социальный порок общества. Мастерами кисти был запечатлен исторический факт «проклятия» Франции, отразившийся во всеобщем увлечении «благородным» напитком – абсентом.
Крепкая настойка на горькой полыни и анисе на рубеже веков во Франции оказалась на пике популярности, как у бедняков, так и у интеллектуалов. Высокое содержание туйона, приправленное хорошим градусом обеспечивало легкое возбуждение и эйфорию. Видения в оригинальных формах и необычных цветах, полученные вместе с абсентом, вызывали творческий всплеск. Общественность воспринимала его не как «угарное зелье», а как напиток творческих личностей. Слегка измененное под его влиянием сознание помогало найти ускользнувшую музу.
Попав в Париж, Пабло не стал исключением. Он стал такой же любитель абсента, как и другие художники в его окружении.
Через призму событий, происходящих в обществе того времени, сюжет сложно назвать оригинальным. Тему одиночества и опустошения многие художники неоднократно поднимали в своих произведениях. И все, как правило, изображали людей со стеклянным взглядом за столиком в кафе.
Однако у Пикассо в его произведении «Любительница абсента» есть особенности, на которые следует обратить внимание
Голубые танцовщицы.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.
“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.
Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.
Тайна абсента.
(Два рецепта напитка внизу статьи)
Общеизвестно, что опьянение абсентом не похоже на алкогольное. Атмосфера мистики и тайн окутывает этот напиток не одно столетие и, по этой причине, абсент стал редчайшим явлением в культуре человечества.
«Абсент». Винсент Ван Гог, автопортрет:
Перечислять можно до бесконечности… В 1859 году Эдуард Мане написал свою знаменитую картину «Любитель абсента». В 1876 году великий Дега воплотил ту же тему в своем полотне «Абсент». В 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. С модели этой скульптуры было сделано шесть бронзовых отливок, которые Пикассо расписал по-разному. Скорее всего, художник пытался как-то объяснить воздействие этого напитка непосредственно на мозг пьющего и показать, что происходит в голове героини его известнейшей картины, написанной в 1901 году («Любительница абсента» выставлена в зале импрессионистов, на третьем этаже Эрмитажа).
Не обошли абсент своим вниманием Бодлер, Верлен, Золя, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Модильяни и Виктор Гюго, обычно начинавшие и заканчивающие день стаканчиком «зеленой феи» в одном из кафе Монпарнаса. Рассказывают, что Анри де Тулуз-Лотрек, не в силах выносить даже кратковременную разлуку с любимым напитком, носил его с собой в специальной фляжке, вделанной в рукоять трости
*** Виктор Олива «Пьющий абсент»:
Абсент родился на свет в Швейцарии в конце XVIII века, как тоник, аперитив. Когда его создатель умер, этот необычайно крепкий алкогольный напиток уже называли «Зеленой Феей»)) Рюмка абсента стала респектабельной и почти повсеместной буржуазной привычкой в пышные времена Второй империи, его стали связывать с поэтами, художниками, вообще с богемой. Обычай пить абсент стал практически повсеместным. Тогда считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином. Время между пятью и семью часами вечера называлось «Зеленым часом», и в эту пору запах абсента носился в предвечернем воздухе бульваров. Питье абсента было приятным и ритуальным способом завершить день и перейти в вечернее настроение. Абсент ассоциировался с вдохновением, со свободой и стал символом французского декаданса; само это слово вызывает мысли об интриге, эйфории, эротизме и декадентской чувственности.
Из Википедии: «Иногда при употреблении абсента возникают галлюцинации, которые обычно связывают с содержанием в абсенте туйона
В своей книге «Абсент» известный английский культуролог Фил Бейкер рассказывает о случаях галлюциногенного эффекта от приёма абсента, вообще не содержащего туйон, что говорит скорее о важности второстепенных факторов, таких как соблюдение ритуалов приготовления абсента, атмосфера и переносимость ингредиентов напитка организмом пьющего, чем о каких-то «магических» свойствах «зелёной феи». Так или иначе, сообщения о состояниях изменённой реальности всегда сопровождают случаи употребления абсента.»
Современный абсент можно разделить на две группы: анисовый и полынный. Анисовый имеет ярковыраженный вкус и аромат аниса и бадьяна, мутнеет при контакте с водой, практически не содержит полыни и туйона. Полынный абсент имеет горечь во вкусе, которая усиливается в послевкусии , почти не мутнеет при добавлении воды, содержит много полыни и достаточно туйона. Ритуал принятия абсента подразумевает наличие определённых аксессуаров и, конечно, соответствующей обстановки.
Уникальный дизайн ложки, с клипсой для захвата края стекла:
Есть ложечки, изготовленные солдатами из любых подручных материалов, что были под рукой — олово, латунь из гильз, алюминий — это часто, грубо сработанные, кустарные вещи, сделанные для ежедневного использования, в качестве подарков для отправки домой, или просто скоротать скуку траншейной жизни. Солдатская ложечка для абсента из латуни
Солдат выбил инициалы «PB» на ручке и пробил отверстия. Сделано до 1914:
А это — одна из величайших редкостей среди абсентных ложек:
** Способов употребления абсента очень много, приведу французский: «Налить в бокал одну часть абсента, поставить на края бокала специальную абсентную ложечку, на неё положить кубик сахара. Вылить в бокал три части ледяной воды через сахар в ложке. Сахар растворится в воде, а получившийся сироп смешается с абсентом.»
Есть более зрелищный способ:
Кусочек сахара предварительно смачивается в абсенте, кладётся на абсентную ложечку и поджигается. После того, как в стакан упадет необходимое число капель расплавленного сахара, заливается ледяная вода
Этот способ позволяет еще сильнее смягчить вкус напитка, но, будьте внимательны – абсент в стакане может воспламениться, поэтому, применяйте его осторожно. Некоторые, применяя этот способ, после расплавления сахара воду не заливают
***
Галина Бутучел Килару
Сюжет
Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.
«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.
Урок танцев. (wikipedia.org)
Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.
Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.
История создания
Франция – культурный центр европейского искусства начала XX века. Художник в 20-летнем возрасте во второй раз приезжает в Париж. Он решает открыть здесь собственную студию. В этот период он знакомится с яркими представителями Парижской богемы. Приходится много работать, участвовать в выставках. Однако успех не приходит.
В феврале 1901 года умирает его близкий друг – испанский художник и поэт Карлос Касагемас. Пабло оказывается в одиночестве и глубокой депрессии. Характерными темами в произведениях этого периода становятся нищета, страдания и моральное падение французского общества.
В цветовой палитре преобладают оттенки синего и зеленого цветов. «Любительница абсента» относится к самым известным произведениям и открывает «Голубой период» творчества художника (1901-1904).
Что изображено?
Женщина неопределенного возраста проводит время за столиком недорогого кафе с рюмкой абсента. К напитку подан только сифон с холодной водой, предположительно для разбавления. Она никуда не торопится, «мягкий» прием волшебного спиртного героиня совмещает с длительными раздумьями.
Южная внешность: темные глаза, черные брови и волосы, собранные в пучок, выдают тоску художника по родной Испании. Мужественное лицо, с широкими скулами, ровным ртом и узкими губами не передает каких-либо эмоций.
Левой рукой героиня поддерживает подбородок. Правой обхватывает левое плечо. Втянутая в плечи шея, фигура, сжавшаяся в комок, создает ощущение беспомощности и беззащитности. Замкнутость линий не оставляет какого-либо свободного пространства. О несломленном духе говорит осанка – ровная спина.
Отход от реализма к экспрессионизму позволяет нарушить пропорции тела, изобразить неестественную позу для передачи чувств и настроения девушки. Она полностью закрылась от окружающего мира.
Взгляд прищуренных глаз направлен в одну точку. Сквозь всех присутствующих она смотрит в себя, погруженная в собственные мысли и переживания. Признаки «абсентизма» в виде расслабленных мышц лица и широко открытых глаз отсутствуют. Употребление абсента дамой контролируется ею самой.
Ее столик размещен в углу темного зала, о чем свидетельствуют линии стыка стен и панелей. Женщина загнана в угол в прямом и переносном смысле.
Висящее рядом зеркало изображает ее иллюзии. Темный синий цвет в отражении представлен бесформенным пятном. По композиции видно, что он отступил перед светлыми тонами на задний план.
Четкие линии просматриваются только в фигуре
Художник слегка растушевал остальные контуры, создавая атмосферу малой важности обстановки
В композиции неоднократно изображены перекрещенные линии:
- руки героини;
- геометрическая фигура в отражении зеркала;
- линии на стене;
- крышка сифона.
Эти своеобразные знаки могут говорить об окончании важного жизненного периода
От приличного напитка к порочному
Со временем имидж абсента начал портиться: из респектабельного он стал сомнительным и опасным. Этому способствовала растущая популярность, которая сопровождалась снижением стоимости. Производство поставили на поток, а недорогие марки сменили традиционный винный спирт на обычный, так что приобрести абсент мог почти каждый.
Вслед за мужчинами его охотно стали пить женщины, которые, согласно новым обычаям, посещали кафе. Для некоторых привычка к стаканчику абсента, как и курение сигарет, была своеобразным знаком эмансипации. Популярности у дам способствовало и то, что, разбавленный водой, он пился легко — многим нравился горьковатый свежий вкус.
Возвращение «зеленой феи»
Значительный культурный след и притягательный баланс качеств помешали абсенту окончательно уйти в прошлое, несмотря на все злоключения. Когда после политических изменений в Чехии конца 1980-х западная молодежь открыла для себя Прагу, абсент в чешских барах нашел своих ценителей. Тогда-то в моду вошел пражский огненный способ употребления: сахар поджигают на особой ложке, размешивают в абсенте, который тоже начинает гореть, а потом заливают водой. Бары оценили вау-эффект завораживающего гостей синего пламени, а также то, что нагревание несколько снижает градус.
Чешский абсент вместе с испанскими и португальскими марками начали экспортировать в Великобританию, где запрета не было.
Контекст
Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.
К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.
Абсент, 1876. (wikipedia.org)
Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.
Танцовщица в своей гримерной.
Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.
Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.
Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.
Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
Сюжет вне времени
И ещё стоит обратить внимание на несколько деталей. Пикассо намеренно растушёвывает все линии
Создаётся ощущение табачного дыма и иллюзия опьянения женщины
Пикассо намеренно растушёвывает все линии. Создаётся ощущение табачного дыма и иллюзия опьянения женщины.
А сколько на картине перекрещенных линий! Руки героини. Отражение в зеркале. Темные линии на стене. Крышка у сифона. Символы перечёркнутой жизни.
Цветовое решение тоже говорящее. Синий спокойный цвет и неприятный красный оттенок. Женщина балансирует между здравым смыслом и галлюцинаторным миром абсента. Победит, конечно, второе. Позже.
Вообще все детали картины подчеркивают душевное состояние героини. Кратковременное удовольствие от напитка на фоне жизни, которая трещит по швам.
Мы сразу понимаем, что в этой жизни нет любимых, по-настоящему родных. Нет работы, приносящей радость.
Есть только уныние и одиночество. Поэтому алкоголь все больше затягивает. Помогает жизнь разрушить.
В этом и гениальность этой картины. Пикассо удалось очень пронзительно показать человека в процессе разрушения его жизни.
И не важно, в какой век это происходит. Это сюжет вне времени
Это картина не о конкретной женщине. А обо всех людях с подобной судьбой.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Девочка на шаре». Почему это шедевр».
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Пабло Пикассо. Любительница абсента. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Pablo-ruiz-picasso.ru.
ТВОРЧЕСКАЯ БОГЕМА
Особую популярность абсент приобрел среди творческой богемы. Как известно, творческие люди любят все неординарное и необычное, возможно поэтому их притягивал ритуал потребления абсента, а возможно, необыкновенный вкус и цвет напитка и его возбуждающее действие. Но, так или иначе, считалось, что абсент пробуждает новое восприятие мира, приносит с собой творческое вдохновение, необыкновенные чувства и ощущения.
Даже пронесся слух, что после выпитого стакана абсента женщины становятся гораздо желаннее. Абсент пили и восхваляли, художники увековечивали его в картинах, писатели и поэты — в своих произведениях, называя абсент «Зеленой Музой».
Любители абсента это целая серия в искусстве от Тулуз-Лотрека и Мане до Ван Гога, Гогена, Дега. Все они, как и Пикассо, пили абсент, любили абсент, писали любителей абсента. Была во всем этом какая-то завораживающая тайна.
Судьба художника
Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.
Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.
Автопортрет, 1854−1855. (wikipedia.org)
Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.
После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.
Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.
Детали «Любительницы абсента»
Перед нами женщина за 40. Она худощава. Вытянутость её тела подчеркнуты пучком волос и непропорционально длинными руками и пальцами.
Пикассо охотно деформировал фигуры героев
Ему не важно было соблюсти пропорции и уж тем более сделать человека реалистичным. Через эти деформации он изображал их душевные искажения и пороки
Лицо женщины тоже своеобразное. Некрасивое, с широкими скулами и узкими, почти отсутствующими губами. Глаза сужены. Как будто женщина о чем-то пытается думать, но мысль все время ускользает.
Пабло Пикассо. Любительница абсента (фрагмент). 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Pablo-ruiz-picasso.ru.
Она уже находится под действием абсента. Но пока ещё пытается сохранять благонадежный вид. Держит рукой подбородок. Второй рукой обхватила себя.
Но говорящим является не только вид женщины. Но и окружающая обстановка.
Женщина близко сидит к стене. Как в очень замкнутом пространстве. Это усиливает ощущение погружённости в себя. Ещё её одиночество подчёркнуто чистым столом, на котором, кроме рюмки и сифона, ничего нет. Даже скатерти.
Лишь зеркало позади нее. В котором отражается размытое жёлтое пятно. Что это?
Это отражается происходящее в кафе. Перед взором героини -танцующие веселые пары.
Подсказку об этом нам дает сам Пикассо. В это же время он создал пастельную версию «Любительницы абсента».
Пабло Пикассо. Абсент. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Позади этой «коллеги по абсенту» – также жёлтое пятно. Но мы видим силуэты танцующих.
Возможно, в эрмитажной версии Пикассо решил оставить красноречивую желтизну. Показав, что веселье и общение уже ушли из жизни женщины.
Как абсент вошел в моду
Все началось с того, что в середине XIX века рюмку абсента стали давать французским военным для профилактики малярии, дизентерии и болезней желудка. Во время войн в Северной Африке и других кампаний колониальной армии остро стояла проблема дезинфекции воды, с чем отлично справлялось крепкое снадобье. В итоге солдаты и офицеры пристрастились к напитку, который к тому же вызывал приподнятое и одновременно расслабленное состояние.
После возвращения военных во Францию мода перешла к гражданским, которые с удовольствием предваряли полынной настойкой ужин. Тогда эта привычка еще не казалась порочной или маргинальной и бытовала во вполне приличных домах. Во времена Второй империи абсент начали подавать в ресторанах и барах, а любовь к нему стала всенародной — зеленый напиток употребяли разные слои населения. Появилось даже традиционное время для свидания с абсентом — l’heure verte, «зеленый час».
Эдуард Мане (1832—1883).
Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.
Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.
Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.
В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.
Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.
“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.
Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.
На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.
“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.
Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.
Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.
Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.
Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.
Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.
Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.
Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.
История создания абсента
Многие крепкие напитки когда-то считались лекарствами — например, ликер шартрез (монашеский лечебный эликсир) или чешская бехеровка — аптекари предлагали ее как желудочное средство.
Важный компонент абсента — горькая полынь, Artemisia absinthium (лат.), которую применяли в лечебных целях еще в Древнем Египте и Античности.
Гален рекомендовал лечить этим растением обмороки и слабость, а знаменитый средневековый врач Парацельс советовал его как средство от лихорадки и малярии. Неудивительно, что появился полынный алкогольный напиток с добавлением других пряных трав, который рекомендовали как целительную жидкость.
Эдгар Дега (1834—1917).
Андрей Аллахвердов. Эдгар Дега. 2020. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Дега не был классическим импрессионистом. Он не любил работать на пленэре (на открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры.
Наоборот, он любил чёткую линию. Черного цвета у него предостаточно. И работал он исключительно в студии.
Но все же его всегда ставят в ряд с другими великими импрессионистами. Потому что он был импрессионистом жеста.
Неожиданные ракурсы. Асимметрия в расположении объектов. Застигнутые врасплох персонажи. Вот главные атрибуты его картин.
Он останавливал мгновения жизни, не давая персонажам опомниться. Посмотрите хотя бы на его “Оркестр оперы”.
Эдгар Дега. Оркестр оперы. 1870. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.
На переднем плане спинка стула. Музыкант к нам спиной. А на заднем фоне балерины на сцене не уместились в “кадр”. Их головы беспощадно “обрезаны” краем картины.
Так любимые им танцовщицы далеко не всегда изображены в красивых позах. Порой они просто делают растяжку.
Но такая импровизация мнимая. Конечно, Дега тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра, а не настоящий стоп-кадр.
Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879. Музей Шелбурн, Вермут, США
Эдгар Дега любил писать женщин. Но болезнь или особенности организма не позволяли ему иметь с ними физический контакт. Он никогда не был женат. Никто никогда не видел его с дамой.
Отсутствие реальных сюжетов в его личной жизни добавляло тонкую и напряженную эротичность его образам.
Эдгар Дега. Звезда балета. 1876-1878. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.
Обратите внимание, что на картине “Звезда балета” прорисована только сама балерина. Ее коллеги за кулисами еле различимы
Разве что несколько ног.
Это не значит, что Дега не закончил картину. Таков приём. Оставить в фокусе лишь самое главное. Остальное сделать исчезающим, неразборчивым.
О других картинах мастера читайте в статье “7 выдающихся картин Эдгара Дега”.