Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына
Голландия, около 1668 года
Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса».
Великие импрессионисты. Эдгар Дега
Эдгар Дега – великий французский художник-импрессионист, родился в Париже 19 июля 1834 г. Эдгар был старшим из пятерых детей в обеспеченной, аристократической семье. Изначально его фамилия была де Га, но затем он изменил свою фамилию на Дега.
В начале своей творческой карьеры Эдгар закончил Школу изящных искусств и копировал картины великих художников в Лувре. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. К середине 1860-х годов французский художник знакомиться с будущими импрессионистами, которые заседали в кафе Гербуа. Его живопись начинает меняться и в 1868 году он выставляет свою первую картину, посвящённую балеринам «Мадмуазель Фиокр в спектакле «Источник». Его композиции, в которых главную роль стали занимать балерины, жокеи, скачки, музыканты были очень смелые и необычные для того времени.
Хоть всё его искусство и принадлежит больше к постимпрессионистическому направлению, его картины довольно часто участвовали в выставках импрессионистов. С 1870-х по 1880-е Эдгар Дега создаёт свои самые лучшие полотна: «В мастерской модистки», «Гладильщицы», «Обнаженные женщины за туалетом» и другие.
В последние годы жизни у Эдгара прогрессировала болезнь глаз, из-за которой ему практически пришлось отказаться от живописи и заниматься скульптурой. Скончался великий французский художник 27 сентября 1917 г. в Париже. Тогда ему было 83 года, и в свои немалые лета Дега был признанным при жизни художником и одним из самых ярких представителей импрессионизма.
Абсент
Ария собаки
Арлекин и Коломбина
Балерина и женщина с зонтом
Балерины на поклонах
Балетная школа
Четыре танцовщицы
Финал Арабеск
Голубые танцовщицы
Хлопковая биржа
Женщина, моющая спину
Женщина у окна
Кабаре Амбассадор
Мисс Лала в цирке Фернандо
Певица в перчатке
Портрет Диего Мартелли
Портрет мисс Кессет
Причёсывающаяся женщина
Прима
Рысаки у трибуны
Семья Беллелли
Скаковые лошади в Лоншане
Туалет
Ванная
Звезда
Для предприятий, занимающихся переработкой молока будет полезным посетить сервис trubateh. В частности насос г2-опд поможет вам в работе по перекачиванию продуктов.
Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)
Италия, 1478–1480 годы
Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества — Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел
Испания, между 1587–1592 годом
Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, — сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.
Дега и фотография — Пленник Красоты
Для Дега фотография была кратковременным экспериментом-увлечением — он возлагал на неё большие надежды, хотел с помощью неё ещё точнее улавливать движения, но техника того времени была, увы не достаточно совершенна. Он быстро разочаровался и продолжил по старинке рисовать эскизы карандашом и углём, всецело доверяя глазу и памяти.Пожалуй, наиболее известны три его фотографии танцовщиц — три негатива, найденных в мастерской художника. Не существует авторских отпечатков с этих негативов — все позитивные изображения — поздние отпечатки или реконструкции.
Degas saludando, 1862. Óleo sobre lienzo, 91×72 cm. Museo Gulbenkian. Lisboa.
André-Adolphe-Eugène Disderi, Retrato de los Príncipes de Metternich. Carte-de-visite.1860.
Retrato de la Princesa Pauline de Metternich. 1861. Oleo sobre lienzo. 41×29 cm. National Gallery. Londres.
Балерина, 1897.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Танцовщицы в голубом, 1898. Бумага, пастель, 65х65 см. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Четыре танцовщицы, 1899. Холст, масло, 151,1х180,2 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Dancers, pastel, 1899.
Ballerinas Adjusting Their Dresses, 1899. Private collection.
Три балерины. Одна в тёмно-малиновом корсаже, 1899. Картон, пастель. Фонд Барнса.
Балерины, 1898.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Four Dancers, Half-Length Studies.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) After the Bath, Woman Drying her Back, 1896. Gelatin silver print. J. Paul Getty Museum, Los Angelos, CA.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) After the Bath, 1896.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) After the Bath, c.1896, oil on canvas. Philadelphia Museum of Art, Pennsylvania, PA, USA.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) After the Bath, c. 1896. Oil on canvas, 27 x 25 cm. National Gallery, London.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) After the Bath, 1899.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Seated nude edgar degas, 1895.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Nude Wiping Her Foot. ca. 1885-86. Oil on canvas. Musée d’Orsay, Paris, France.
After the Bath, Woman Drying Herself, 1900-1905. Private collection.
Репетиция, 1874-1877. Холст, масло, 58,4х83,8 см. Собрание Баррела, Глазго.
Площадь Согласия, 1875. Холст, масло, 78,4х117,5 см. Эрмитаж.
Muybridge. Annie G, al paso. 1887.
Degas. Estudio de movimiento.
Muybridge. Caballo al paso. 1887.
Degas. Estudio del movimiento del caballo.
Muybridge. Annie G. con un jockey. 1887.
Degas. Estudio del movimiento del caballo.
Muybridge. Caballo a la carrera. 1887.
Degas. Jockey de perfil. 1889.
+++++
Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)
Франция, 1875 год
Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина — там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой — типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.
Различие Мане и Эннера
Одна из жемчужин коллекции импрессионистов в Эрмитаже — «Портрет м-ль Изабель Лемонье» кисти Эдуарда Мане. Этой молодой девушкой художник увлекся в последние годы своей жизни, когда уже был тяжело болен. Она происходила из знатной семьи, была дочерью ювелира с Рю де ля Пе — «улицы Мира». Это короткая улочка, известная своими ювелирными магазинами. Она отходит в сторону от Вандомской площади, которую украшает огромная колонна с барельефами, изображающими победы Наполеона Бонапарта.
На выставках, где показывали работы Мане, обязательно в витринах раскладывали его письма, ведь они очень интересны. Он писал и Изабель Лемонье. В одном из писем этой девушке он нарисовал сливу (он всегда рисовал что-нибудь в своих посланиях) и оставил надпись: «Эта мирабель — Изабель, но Изабель всех прекрасней».
Рядом с картиной Мане висит «Этюд женщины в красном» работы Жан-Жака Эннера
Возможно, такое расположение немного мешает восприятию «Портрета м-ль Изабель Лемонье», сделанного в спокойных тонах, потому что красное платье дамы с соседнего полотна переманивает внимание на себя. Эннер часто очень близок к классике, это касается и «Этюда», и множество его работ, в которых он писал обнаженных моделей: они идеализированы, а их фигуры очень вытянуты.
«Этюд женщины в красном», Жан-Жак Эннер, 1890-е. (Эрмитаж)
Дело в том, что многие художники того времени хотели выставляться в официальном Салоне французских художников. Это было не только престижно, но и вселяло в них надежду на то, что их картины купит кто-то из посетителей Салона. Часто это были разбогатевшие буржуа. Чисто импрессионистские, авангардные работы в Салоне не выставляли, поэтому многие художники, в том числе и Эннер, писали полотна, близкие к классике. Публика любила аккуратную декоративную живопись. По словам Натальи Валентиновны Бродской, главное различие между Эннером и Мане в том, что Эннер писал хорошенькую женщину, а Мане создавал красивую живопись.
Столица Франции глазами Писсарро
Импрессионисты жили в Париже во времена больших перемен в городе. В XIX веке центр города обветшал и устарел: там не было канализации, он состоял из узких улочек, которые во время революций горожане загромождали баррикадами, и барон Осман, мэр Парижа, представил Наполеону III план по перестройке центра города. Обновить предстояло и бульвар Монмартр, и в уже перестроенном виде он предстал перед нами на картине Камиля Писсарро.
Писсарро всю жизнь провел в сельской местности, в очень маленьком городке Понтуаз и его окрестностях, но в поздние годы у него ослабло зрение, и ему пришлось переехать в Париж. Квартиру в мансарде, в которой написана эта картина, художник снял в последние дни своей жизни.
Писсарро писал в несколько этапов: сначала он делал рисунок-набросок, строил перспективу, а потом дожидался нужного освещения, и тогда уже брался за холст и масляную краску. Как и для любого импрессиониста, свет для этого мастера был не менее важен, чем изображение действительной жизни. А полотна Писсарро, на самом деле, очень живые: парижская толпа шумит, люди куда-то спешат, садятся в трамвай, несутся экипажи. Интересна манера создания этих экипажей: художник не выписывал детали, он просто клал небольшие мазки краски, и создал этим такое впечатление, что колеса крутятся, и весь силуэт находится в движении.
«Площадь Французского театра в Париже», Камиль Писсарро, 1898. (Эрмитаж)
Благодаря взгляду на Париж с высоты, по картинам Писсарро можно провести небольшую экскурсию по Парижу. На полотне «Площадь Французского театра в Париже» виден комплекс Пале-Руаяль, «Королевский дворец», который был изначально построен кардиналом Ришелье для собственных нужд, но потом его подарили королю Людовику XIV. Здесь появился самый старый парижский театр «Комеди Франсез», а пространство перед ним назвали «площадь Французского театра». Сегодня это площадь Мальро. На картине «Набережная Малаке в солнечную погоду» — левый берег Сены, где расположена Сорбонна и многие другие учебные заведения. Вдалеке виднеется купол так называемого института Франции, комплекс которого построил архитектор Луи де Во в XVII веке, когда были основаны Академия наук и Академия искусств. Правее виден шпиль древней часовни Сен-Шапель на острове Сите. Собор Парижской богоматери из своего положения художник не увидел.
Одну из примет Парижа, изображенных Писсарро, мы видим и сегодня. Вдоль набережной на картине расположились лавочки букинистов. Они появились как раз в XIX веке и продавали книги, старые газеты, небольшие рисунки и гравюры, афиши. Он располагали товар в деревянных ящичках на ограждении набережных. Ночью ящички закрывались. Букинисты были неотъемлемой частью жизни столицы Франции того времени.
Еще один парижский пейзаж Писсарро — картина «Сады Тюильри», написанная на улице Риволи, идущей вдоль Сены
Эта работа создана в 1900 году, важном для Парижа — тогда в городе проходила Всемирная выставка. Именно для нее построили здание, которое виднеется на противоположном от зрителя берегу реки
Сегодня это музей Орсе, и его судьба была непростой. Организаторы выставки решили привозить её гостей в центр Парижа на поезде, и для этого пришлось построить новый вокзал, который назвали «Орсе» по фамилии герцога, которому раньше принадлежали эти земли. После выставки вокзал оказался заброшен, у него постоянно менялись владельцы, и к второй половине XX века здание обветшало настолько, что его захотели снести, но к счастью, власти Парижа усвоили урок ошибки, совершенно в 1968 году, когда был снесен прекрасный рынок, построенный архитектором Бальтаром при бароне Османе. Это было красивое здание с кружевными металлическими перекрытиями. Орсе решили перестроить, и сейчас там помещается музей искусств, где, кстати, выставлено множество работ импрессионистов.
Тициан. Даная
Италия, около 1554 года
Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.
Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.
Анри Матисс. Танец
Франция, 1909–1910 годы
Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX — начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками, которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов — красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.
Фотографии Эдгара Дега — Все интересное в искусстве и не только.
А вы знаете, что Дега был фотограф? Великолепный. Эдгар Дега (1834 — 1917), с его картинами и скульптурами, которые часто вызывают скандал, импрессионист, с особым стилем.
В 1880-е годы он проникся страстью к фотографии и почти отказался от живописи. Он сделал многочисленные снимки и они свидетельство его таланта, как фотографа. Первые фотографии в подборке – танцовщицы – любимая тема Дега.
(Пол Poujaud: Г-жа Артур Фонтейн и Дега)
Он также использует фотографию, чтобы запечатлеть сцены, которые будут использоваться в картинах:
После ванны — 1884
Дега с Кристиной и Ивонн Lerolle
Ренуар (сидит), Малларме (стоя) и Дега (в зеркале)
Поль Gobillard Gobillard Джинни, Джули Мане, Малларме и Женевьев
Захватывает уличные сцены
Даниэль Галеви
Снимает много автопортретов:
Автопортрет с Зои Closier
Автопортрет Дега (1863), Лиссабон
Эдгар Дега — картины 1900-х годов
Bанна 1900г Glasgow Art Gallery and Museum Scotland
Балерины 1900г National Gallery,London, UK
Группа танцовщиц1905г 47х62смNational Galleries of Scotland
Группа танцовщиц1910г
Группа танцовщиц у декорации с деревом 1901г 104х62см
Две прачки и лошадь1902г 107х124смMusée Cantonal des Beaux-Arts, Lausanne, Switzerland
Две танцовщицы в желтом и розовом1910г Musée d’Orsay,Paris, France
Две танцовщицы на скамейке 1905г
Женщина вытирается 1906г
Женщина за туалетом1900г 82х76см
Женщина за туалетом 1900г Ordrupgaard Collection,Copenhagen, Denmark
Женщина за туалетом 1905г 69х72смArt Institute of Chicago, Chicago, IL, USA
Женщина сушит волосы, вид сзади 1910г
Жокеи 1900г
Красные пачки 1901гGlasgow Art Galleryand Museum Scotland
Купальщица у воды1903г
Мадам Алексис Руар и ее дети1905г Musée du PetitPalais, France
Обнаженная1904г
После купания1900г
После купания1904г угольArt Gallery of Ontario, Toronto, Canada
После купания 1905г 78х79см
После купания 1910гColumbus Museum of Art, Columbus, Ohio,USA
После купания.Женщина вытираетволосы1903г
После купания.Женщина вытирает ногу1900г
После купания.Женщина вытирается1900гSamuel Courtauld Trust,The Courtauld Gallery, London, UK
После купания.Женщина вытирается 1905г
После купания.Женщина вытирается1907г
После купания. Женщина вытирается1905гStaatsgalerie, Stuttgart, Germany
Прическа 1900гNasjonalgalleriet, Oslo, Norway
Розовая танцовщица 1900г
Сидящая женщина вытирается
Сидящая женщина вытирается
Скачки 1900гNational Galleryof Canada, Ottawa, Canada
Танцовщица поправляет волосы1902г 36х27см
Танцовщицас веером(этюд) 1900г
Танцовщицас веером1901гMetropolitan Museum of Art, New York City
Танцовщицы 1900г 95х68смMemorial ArtGallery of theUniversity of Rochester,USA
Танцовщицы 1900г Princeton University Art Museum USA
Танцовщицы 1900г
Танцовщицы 1901г
Танцовщицы в зеленом и желтом1904г Solomon R.Guggenheim Museum, New York, USA
Танцовщицы в студии 1905г
Танцовщицы за кулисами 71х66см St. Louis Art Museum, St. Louis, MI, USA
Танцовщицы закулисами 1901г угольKasama Nichido Museum of Art, Japan
Танцовщицы устанка 1905г Philips Collection,Washington DC, USA
Три жокея1900г Metropolitan Museum of Art, New York City
Три танцовщицы 1901г Ordrupgaard Collection,Copenhagen, Denmark
Три танцовщицы 1906г
Три танцовщицыв желтых пачках 1904г
Три танцовщицы в зеленых корсажах 1900г
Три танцовщицыв синих пачкахс красным корсажем1903г
У модистки1910гMusée d’Orsay,Paris, France
Четыре танцовщицы1900г 151х180смNational Galleryof Art, Washingon,DC, USA
Четыре танцовщицы1902г 64х43см
Четыре танцовщицы 1903г