Описание
На заднем плане появляется облачное небо над городом Толедо, перед которым продвигается лошадь. На переднем плане троянский жрец Лаокоон и двое его сыновей, обнаженные, подвергаются нападению змей. Один из сыновей лежит мертвым, а другой сын и священник сражаются с ними, но их вот-вот укусят. Справа, также обнаженные, две фигуры, которые, кажется, не покоятся на земле, а скорее слегка левитируют, созерцают сцену. Один из них поднимает руку, делая жест пальцами. Некоторые ученые видят еще один незаконченный персонаж, чье лицо повернуто в другую сторону, но другие считают, что черты, заставляющие думать об этом третьем персонаже, есть не что иное , как сожаление художника . Голова и нога этого предполагаемого третьего персонажа были обнаружены после чистки картины, которая проводилась в 1955-56 гг. Идентичность фигур на правой стороне оспаривается: было высказано предположение, что они могли представлять Аполлона , Артемиду , Афину , Посейдона , Адама, Еву, Эпиметея , Пандору , Кассандру , Париса , Елену , Дидону и Энея , среди прочих.
Происхождение
До достижения своего текущего местоположения этот холст принадлежал
- Вероятно, находился во владении Эль Греко на момент его смерти;
- Хорхе Мануэлю Теотокопули в 1621 году;
- Инфанте Антонио Орлеанскому , герцогу Монпансье , в Севилью;
- По наследству своему сыну, Инфанте Антонио де Орлеан-и-Бурбон , герцогу Гальера , Санлукар де Баррамеда , Кадис;
- Дюран-Рюэль, Париж, около 1910 г.;
- Пауль Кассирер, Берлин, октябрь 1915 г.;
- Пианисту Эдвину Фишеру , Базель и Берлин, 1923 год;
- Элеонора Ирме фон Есенски фон Мендельсон, Берлин, развелась с Фишером в 1925 году;
- принца Югославии Павла , Белград, Йоханнесбург и Париж, май 1934 г.;
- М. Кнедлер и Ко, Лондон, Париж и Нью-Йорк;
- Продан в феврале 1946 года Фонду Сэмюэля Генри Кресса , Нью-Йорк;
- Подарена С. Х. Крессом в 1946 году Национальной художественной галерее в Вашингтоне. ]
Стиль
Деталь
После своего первоначального обучения византийским иконописцем на своей родине, Крите, Эль Греко учился в Венеции и Риме, где экспериментировал с венецианскими «колорито» и композиционными техниками эпохи Возрождения. Однако Эль Греко переехал в Испанию в 1576 году, а в 1577 году поселился в Толедо в качестве церковного художника. В Толедо Эль Греко отточил свой эклектичный стиль, став ведущим художником в движении маньеристов и положив начало испанскому художественному ренессансу. Оба эти стиля очевидны в Лаокооне , единственном изображении мифологического сюжета Эль Греко. Классический по своей тематике, Лаокоон отражает политические, религиозные и художественные преобразования пост-ренессансного общества.
Хотя намерения и послание Эль Греко обсуждаются, Лаокоон отражает явное маньеристское влияние. Маньеризм, зародившийся в Италии в 1520-х годах, отразил религиозные потрясения протестантской Реформации. Хаос и духовная неопределенность эпохи заставили художников-маньеристов отвергнуть баланс и пропорциональность художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело, и вместо этого изображать удлиненные фигуры. Маньеризм достиг своего апогея с Эль Греко, что видно по искаженным, искаженным фигурам Лаокоона и его сыновей и гипер-элегантности богов справа.
Наполнение ярких религиозных тем, характерных для работ Эль Греко во время его испанского периода, можно увидеть в Лаокооне . Хотя картина может быть намеком на местные традиции или комментарием к Реформации, Лаокоон содержит бесспорную духовную атмосферу. Мучительные фигуры на ужасающем фоне передают сильную эмоциональную атмосферу. Сочетание глубоких религиозных тем с чертами маньеризма стало определяющей частью искусства испанского Возрождения.
Эль Греко Доменико, испанский живописец
Эль Греко Доменико (El Greco; собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), испанский живописец. Грек по происхождению. Первоначально учился, по-видимому, на острове Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Я. Бассано, Якопо Тинторетто). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо; «Святое семейство», около 1590-95, Музей искусства, Кливленд); резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св. Маврикия», 1580-82, Эскориал). Ведущее значение в этих произведениях получает колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, то ярко вспыхивающих, то приглушённых. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью («Главный инквизитор Ниньо де Гевара», 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом («Портрет неизвестного рыцаря», 1578-80, Прадо; предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко («Снятие пятой печати», Метрополитен-музей; «Лаокоон», Национальная галерея искусства, Вашингтон, — оба 1610-14). Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян «Вид Толедо» (1610-14, Метрополитен-музей). Проникнутое художественным субъективизмом и вместе с тем напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа творчество Эль Греко в XVII-XIX вв. было забыто и заново открыто лишь в начале XX в.
Лит.: А. Валлантен, Эль Греко. (Доменико Теотокопули), пер. с франц., М., 1962; Т. П. Каптерева, Эль Греко, М., 1965; Wethey H. E., El Greco and his school, v. 1-2, Princeton, 1962; Cossio M. B., El Greco, Barcelona, 1972; Waterhouse E., El Greco, N. Y., 1978; Marias F., Bustamante Garcia A., Las ideas artisticas de El Greco, Madrid, 1981.
Биография Эль Греко
Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.
Творчество Греко
Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.
Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.
В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).
Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.
Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.
Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).
Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).
Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.
Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.
Описание
Передний план
Версия классического сюжета Эль Греко отражает последнюю предсмертную борьбу Лаокоона и его сыновей. Лаокоон, центральная фигура картины, лежит в агонии на волнистых темных скалах переднего плана. Растянувшись на укороченном мертвом теле одного из своих сыновей, Лаокоон цепляется за жизнь, как змея кусает его за голову. Слева стоящий сын Лаокоона корчится от боли, извиваясь, когда змея проносится к его животу. По бокам сцены справа находятся Аполлон и Артемида , которые наблюдают за разворачивающейся ужасной сценой. Справа также появляется незаконченная фигура, состоящая только из головы и ноги.
Эль Греко исказил правила пропорции, изображая мифологических персонажей в виде вытянутых, искаженных фигур. Лаокоон растянулся в странном положении, неестественно вытянув ногу в агонии к изогнутому, напряженному телу своего сына. Искаженные фигуры с их мутной желто-зеленой окраской наполняют сцену чувством страдания и смятения. Темные зловещие скалы на переднем плане усиливают эмоциональную атмосферу.
Задний план
Эль Греко противопоставляет классический сюжет мрачному виду Толедо. Использование Эль Греко Толедо в качестве фона для его изображения смерти Лаокоона может быть основано на местном фольклоре о том, что жители Толедо произошли от троянцев. На картине троянский конь движется к городу, что напоминает о неудачной попытке Лаокоона убедить своих соотечественников в ловушке. Эль Греко изображает город Толедо как мир страданий, используя цвета, чтобы создать ощущение обреченности. Высокая линия горизонта и стоящие фигуры на концах картины создают вертикальную композицию. Угрожающее небо, в котором преобладают бурные оттенки серого и клубящиеся облака, нависает над Толедо и создает жуткий фон, который усугубляет страдания переднего плана.