Джотто ди Бондоне
Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок.1266-1337). Родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ, который был потрясен художественным талантом двенадцатилетнего мальчика, увидев, как тот рисует овцу на плоском камне. Чимабуэ уговорил отца одаренного ребенка позволить обучать его живописи. Однако о годах ученичества и раннем периоде творчества художника ничего не известно.
Первое упоминание о Джотто относится к 1298 году в связи с выполнением им мозаики «Навичелла» в старом соборе Св. Петра в Риме. (К сожалению, она утратила свой первоначальный облик при перенесении из собора.) Самые ранние из сохранившихся работ художника — сцены жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными работами мастера.
Стиль Джотто достиг зрелости во фресках Капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306). Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, умелая пластическая моделировка, четкость в построении пространства, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит, а также внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.
Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи капеллы Св. Марии Магдалины в нижней церкви Св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, обнаруженных под слоем штукатурки уже в XX веке, представлены сцены жития св. Франциска, композиционно перекликающиеся с фресками в Ассизи, а также эпизоды житий святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Из алтарных образов Джотто сохранился лишь один — «Мадонна во славе» (ок. 1310).
Джотто был состоятельным человеком и хорошим семьянином: у него было шестеро детей. В последние годы жизни художник достиг вершины славы. В 1330 году неаполитанский король Роберт пожаловал ему титул придворного живописца, а в 1334 году художник был назначен главным архитектором Флорентийского собора.
Джотто признан величайшим художником Раннего итальянского Ренессанса и истинным новатором живописи. Именно ему принадлежит честь основания итальянской школы живописи, преодолевшей жесткие каноны средневекового искусства.
Художник умер во Флоренции 8 января 1337 года.
Библиография
- Previtali G. Giotto e la sua bottega. — Milano, 1967.
- Беллози Л. Джотто. — М., 1996.
- Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. — М.; Л., 1939.
- Вольф Н. Джотто = Giotto (Norbert Wolf) / Пер. с англ. А. А. Моисеенковой. — М.: Taschen; АРТ-РОДНИК, 2007. — 96 с. — (Назад к истокам ви́дения). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0035-8.
- Туртефири А. Джотто: Сокровищница мировых шедевров / Пер. с ит. Д. Кизиловой. — М.: БММ, 2011. — 160 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-88353-449-1.
- Лазарев В. Н. т. 1 // Происхождение итальянского Возрождения. — М., 1956.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: christianart.ru, , ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.2/5 — (10 голосов)
Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи
Примерно за сто лет до вышеупомянутой эпохи в Италии в городке Ассизи жил некий Франциск, сначала обычный гражданин из богатой семьи, затем учитель и проповедник, выбравший путь покаяния и нищенствования. Обличение развращённой церкви, лечение больных и прокажённых, душеспасительные проповеди стали его целью. Своей жизнью, полной мук и лишений, он обозначил новую эпоху католицизма.
В память о Франциске, причисленному к лику святых, через два года после его смерти, в 1228 году, в Ассизи начали строить величественный храм. По окончании строительства в 1253 году началась отделка, которая продлилась не одно десятилетие. Глава францисканского ордена пригласил расписывать церковь именитого мастера Чимабуэ (около 1278 года), а затем и его ученика Джотто (в 1282 году), который уже зарекомендовал себя как талантливый художник. Вообще обширный фресковый цикл в церквях храма святого Франциска начал создаваться около 1260 года, последняя фреска датирована 1368 годом.
В Ассизи случится не такое уж редкое явление в истории расстановки сил в паре учитель-ученик: фрески молодого художника затмят работу его почтенного наставника. Споры искусствоведов относительно авторства привели к убеждению, что большинство фресок, повествующих о жизни Франциска (которых 28), это работы Джотто. Такой вывод базируется на анализе дальнейшего творчества живописца, в котором активно будут использоваться ассизские художественные приёмы: реалистичность деталей, в основном написанных с натуры, последовательное повествование согласно хронологии событий.
Самые известные картины
Сюжеты знаменитых фресок Джотто ди Бондоне взяты из Евангелия, библейские сюжеты в то время самая популярная тема.
Произведения художника в основном находятся в Италии, некоторые принадлежат другим странам:
- «Поклонение волхвов», наиболее известная картина, построенная на цветовых контрастах, Падуя;
- «Поцелуй Иуды», картина, занимающая особое место, также с использованием светотени, Падуя;
- «Распятие», по сюжету, к которому художник обращался не раз, Падуя;
- «Мадонна во славе», картина на дереве, Флоренция;
- «Коронование Марии Христом со святыми и ангелами», также на деревянной основе, Флоренция;
- «Погребение Девы Марии», Берлин;
- «Принесение во храм», Бостон.
Время неумолимо, но работ, к счастью, сохранилось довольно много, и современное человечество тщательно их оберегает.
Творчество и слава
Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.
Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».
Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.
Картины Джотто ди Бондоне
Первой крупной работой Джотто стали росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (Умбрия, Италия).
Церковь Сан-Франческо в Ассизи (план и разрез)
Это был очень важный заказ, поскольку храм был построен в честь Франциска Ассизского – одного из самых почитаемых в католической церкви святых, основателя монашеского ордена францисканцев, происходившего из этих мест.
Церковь Сан-Франческо в Ассизи
Работа была начата около 1288 года, и завершена к 1290 году. Такой колоссальный объем фресок сложно было выполнить в такие рекордно короткие сроки, работая в одиночку. Поэтому искусствоведы полагают, что Джотто помогала целая артель художников, которых он обучил манере, абсолютно идентичной своей собственной, что практически полностью исключает возможность явить свету имена этих «рук». В истории изобразительного искусства их принято называть джоттесками (репликами искусства Джотто).
Вид верхней церкви Сан-Франческо
К другим крупным работам Джотто относятся:
- Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
- Фрески в церкви Флорентийского аббатства (итал. Badia Fiorentina) во Флоренции
-
Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции
Джотто работал не только как монументальный художник (мастер фрески), но и как станковый живописец (станковое произведение – это самостоятельное произведение, выполненное на отдельной доске или холсте). Особую страницу в его творчестве занимают расписные кресты, а также диптихи (таблички-книжки для записи, представлявшие собой две дощечки, внешние стороны которых покрываться разного рода украшениями), а также триптихи и полиптихи – алтарные образы, состоящие из трех или большего числа створок, соответственно.
К самым известным относят:
- Полиптих Барончелли. Около 1334 г. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
- Триптих Стефанески. Около 1330 г. Пинакотека, Ватикан.
- Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
- Расписной крест. Около 1315 г. Лувр, Париж.
Другие персонажи и скрытые символы
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.
Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.
То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.
Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.
Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.
На тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Интересные факты из жизни художника
Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.
Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного.
Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем.
Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени.
В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью.
Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.
Творчество и слава
Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.
Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».
Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.
Капелла Скровеньи и нетрадиционные фрески
Джотто и его уникальные фрески для капеллы Скровеньи – исток великой живописи Ренессанса или Возрождения. Иконописные образы, условные фигуры и лики сменились на живых и полноценных героев из плоти и крови, переживающих человеческие драмы и испытывающих настоящие сильные эмоции.
Прорывом стала и техническая сторона живописи. Учитель Чимабуэ писал на полностью оштукатуренных и просохших стенах, ученик Джотто применил метод работы по влажной штукатурке. Причём наносить краски надо было быстро (из-за стремительного высыхания) и фрагментарно, до начала основной росписи. Кроме того, такой метод требовал использования очень насыщенных пигментов. Время показало, что приёмы, разработанные Джотто, способствуют прекрасной сохранности его произведений – сегодня они так же праздничны, как семь веков назад.
До Джотто
Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.
Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.
Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме
Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.
Самые знаменитые творения
Какие мы знаем картины Джотто? Это «Поклонение волхвов», «Введение во храм», «Положение во гроб», «Благословение Анны», «Распятие», «Чудо с источником». Джотто ди Бондоне картины и фрески писал для капеллы дель Арена в Падуе, для церквей во Флоренции и Ассизе. Его почерк невозможно спутать с манерой других художников. Описание картин Джотто — это ретроспектива евангельских притч. Он оставил нам и образы христианских святых, таких, как св. Франциск, св. Лаврентий, св. Стефан, Иоанн Богослов и др.
Картины Джотто с названиями помимо Падуи, Флоренции и Ватикана есть в каталогах собраний таких музеев, как Жакмар-Андрэ и Лувр во Франции, в Национальной галерее искусства в Вашингтоне и в Рэйли (университет в Северной Каролине), в Париже, в Германии и в Великобритании.
До него в европейском мире принята была икона или византийская живопись. Картины Джотто ди Бондоне с названиями по библейским сюжетам говорят сами за себя. Но это отнюдь не иконы. Это и знаменитая «Мадонна Оньисанти», хранящаяся в Уффици, и картина Джотто «Бегство в Египет».
Фрески Джотто для капеллы Скровеньи
Посетитель капеллы видит у Джотто не лики, не условные фигуры – живых персонажей из плоти и крови: Дева Мария торжественно шествует к алтарю в сопровождении весёлого свадебного кортежа; Христос и Иуда напряжённо всматриватся друг в друга; Мария с выражением глубочайшей скорби склонилась к лицу мертвого Сына… Это уже не иконописные образы, а это полноценные живописные герои, переживающие настоящие человеческие эмоции и драмы. И именно поэтому принято считать: с Джотто начинается великая ренессансная живопись. Новаторство художника касалось и чисто технической стороны дела. Если Чимабуэ брался за работу, когда все стены были не только оштукатурены, но и окончательно просохли, то Джотто стал работать по сырой штукатурке, наносившейся фрагментами строго перед началом росписи. Высыхала она быстро – это заставляло художника, во-первых, работать динамичнее, а во-вторых, использовать более насыщенные цветовые пигменты. Но зато и по сей день падуанские работы Джотто сохраняют свою праздничную яркость.
Фрески Джотто, которыми он наиболее знаменит, – «Встреча у Золотых ворот», «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа» – все они принадлежат капелле Скровеньи.
Захоронение и наследие
По словам Вазари, Джотто был похоронен в соборе Флоренции, слева от входа, на месте, отмеченном белой мраморной доской. По другим данным, он был похоронен в церкви Санта-Репарата . Очевидно противоречивые сообщения объясняются тем фактом, что останки Санта-Репарата находятся прямо под собором, и церковь продолжала использоваться, в то время как строительство собора продолжалось в начале 14 века.
Во время раскопок в 1970-х годах кости были обнаружены под мощением Санта-Репарата в месте, близком к месту, указанному Вазари, но без опознавательных знаков ни на одном из уровней. Судебно-медицинская экспертиза костей, проведенная антропологом Франческо Маллегни и группой экспертов в 2000 году, выявила некоторые доказательства, которые, казалось, подтверждали, что это кости художника (в частности, ряд химических веществ, включая и свинец , которые обычно встречаются в красках, которые кости поглотили). Кости принадлежали очень низкому человеку, чуть более четырех футов ростом, который, возможно, страдал формой врожденной карликовости . Это подтверждает традицию церкви Санта-Кроче, согласно которой карлик, изображенный на одной из фресок, является автопортретом Джотто. С другой стороны, человек в белой шляпе, который появляется на Страшном суде в Падуе, также считается портретом Джотто. Внешний вид этого человека противоречит образу Санта-Кроче в плане роста.
Судебно-медицинская реконструкция скелета в Санта-Реперата показала невысокого роста человека с очень большой головой, большим крючковатым носом и одним глазом, более выдающимся, чем другой. Кости шеи свидетельствовали о том, что мужчина много времени проводил с запрокинутой головой. Передние зубы изношены таким образом, что часто держат щетку между зубами. На момент смерти мужчине было около 70 лет. В то время как итальянские исследователи были убеждены, что тело принадлежало Джотто и его с честью перезахоронили возле могилы Филиппо Брунеллески , другие были настроены весьма скептически. Франклин Токер, профессор истории искусств Питтсбургского университета, присутствовавший на первых раскопках в 1970 году, говорит, что это, вероятно, «кости какого-то толстого мясника».
Детство и юность
Точная дата рождения Джотто ди Бондоне не известна. Считается, что он родился в 1266 или 1267 г. в небольшом городе Веспиньяно (ныне Виккио) рядом с Флоренцией. Возможно, полное имя мальчика было Амброджотто.
Отца будущего художника звали Бондоне, и он был простым крестьянином (по другим данным – кузнецом).
Джорджо Вазари в своих знаменитых «Жизнеописаниях» рассказывает, что Джотто был необычайно талантливым ребёнком. Однажды, когда мальчик пас овец, он нарисовал одну из них на камне. Этот рисунок увидел проезжавший мимо Чимабуэ, прославленный художник того времени, и немедленно взял юного пастушка к себе в ученики. Вскоре Джотто превзошёл своего учителя.
Сегодня искусствоведы считают эту историю просто красивой легендой, а имя истинного учителя Джотто остаётся тайной. Известно, что к 20 годам Джотто стал самостоятельным мастером.
Творчество Джотто
Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.
Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности.
К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом.
В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти).
Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.
После Джотто
Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.
Взгляните на готическую картину Фабриано.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия
Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.
Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.
Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.
Происхождение
По наиболее распространённой версии год рождения Джотто – 1266 или 1267, место рождения – маленький городок Веспиньяно (современный Виккьо) в провинции Флоренция. По другим предположениям год рождения может быть любым с 1266 по 1276 год, именно на последнем варианте настаивал в своих биографических исследованиях автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари (1511-1574). Нет полной уверенности и относительно места рождения, возможно, это была сама Флоренция.
Отец художника по разным данным был кузнецом или крестьянином. Непоседливого и расторопного сына к трудовой жизни простых людей он привлекал с ранних лет, в том числе к присмотру за скотом на пастбище.
Уникальная коллекция: «Великие художники». Джотто
Мы увеличиваем нашу коллекцию до 80 альбомов!
Еще 30 выдающихся имен!
51 Василий Тропинин 52 Антуан Ватто 53 Иван Билибин 54 Никола Пуссен 55 Густав Климт 56 Василий Верещагин 57 Василий Кандинский 58 Константин Коровин 59 Альфред Сислей 60 Илья Глазунов 61 Константин Маковский 62 Аполлинарий Васнецов 63 Ван Дейк 64 Игорь Грабарь 65 Александр Бенуа 66 Орест Кипренский 67 Кузьма Петров – Водкин 68 Владимир Боровиковский 69 Ян Вермеер 70 Федор Рокотов 71 Глазунов Илья 72 Якопо Тинторетто 73 Камиль Писсаро 74 Виктор Борисов – Мусатов 75 Джотто 76 Михаил Нестеров 77 Лукас Кранах Старший 78 Жан Энгр 79 Аркадий Пластов 80 Зинаида Серебрякова
Отец итальянской живописи Денис Корсаков, заместитель редактора отдела культуры «КП», — о своем любимом художнике:
Денис Корсаков
Заказать сейчас
— О жизни Джотто нам известно довольно мало: даже точная дата его рождения остается загадкой. Множество его картин утрачено, об авторстве других искусствоведы спорят веками. Лакуны в биографии за почти семь столетий, прошедших со дня его смерти, заполнились анекдотами и легендами. Рассказывали, например, что Джотто в детстве пас овец и от нечего делать рисовал их на скалах с помощью заостренных камней; проезжавший мимо живописец Чимабуэ, считавшийся в Тоскане одним из лучших, увидел мальчика, восхитился его наброском и взял в ученики. Ученик довольно быстро превзошел учителя (Данте через тридцать лет напишет в «Божественной комедии»: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, и живопись того затемнена»). Так или иначе, в конце XIII века Джотто, возможно, расписывал вместе с Чимабуэ стены церкви Св. Франциска в Ассизи, а в начале XIV, уже вместе со своими собственными учениками, приступил к главной работе всей жизни — росписи падуанской капеллы Скровенья. Яркие фрески, полные золота и лазури, изображают жизнь Христа и Девы Марии. Эти фрески навсегда изменили европейскую живопись. На стенах капеллы Скровенья Джотто совершил революцию: вместо статичных персонажей икон на его фресках были живые люди, к которым, казалось, можно прикоснуться. Они располагались среди настоящих скал, деревьев и зданий, их движения выражали живые и искренние эмоции; эти фигуры рассказывали историю, и рассказывали ее очень ясно и увлекательно. «Богослужение стремится к сохранению позы, символизм церковного обряда удерживается в некоторых положениях, занимаемых священнослужителями, и всякое движение в храме есть только тихий переход от одного такого положения к другому. Живопись Джотто похожа на богослужение, — писал Павел Муратов в «Образах Италии». — Старинное прозвание Джотто «отцом итальянской живописи» остается в полной силе и теперь. Джотто не только до конца исчерпал художественные возможности своей эпохи, но и последующие эпохи в искусстве были возможны только благодаря тому, что было сделано Джотто». Говорят, он был веселым и жизнерадостным человеком; в этом отношении он практически ничем не напоминал своего великого соотечественника и современника Данте Алигьери (впрочем, Джотто — автор единственного портрета, который можно с оговорками считать прижизненным портретом Данте). При этом, по свидетельству знакомых, художник, создавший самые прекрасные фрески своей эпохи, не отличался красотой (его называли «самым безобразным человеком во всей Флоренции»). Его многочисленные дети тоже были некрасивыми. («Я делал их в темноте», — оправдывался Джотто, когда Данте в шутку его в этом упрекнул.) Впрочем, и эта фраза, и сам факт дружбы и вообще знакомства Джотто и Данте являются недоказуемыми, непроверяемыми. Мы не можем даже с уверенностью говорить, что знаем, где именно в огромном флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре был похоронен Джотто. Его эпоха потонула во мраке, и туда же отправилось множество работ гениального художника. Но кроме мрака, есть еще золото и лазурь фресок в Падуе, Ассизи и Флоренции — и они, слава богу, до нас дошли. Cпрашивайте в киосках города!
«Великие художники». Джотто
Заказать сейчас
Дорогие читатели! Пропущенный том еще не потерян! Если вы не успели купить один или несколько томов, вы можете приобрести любой из вышедших альбомов в нашем фирменном магазине по адресу: Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1. Пн. — пт.: с 10.00 до 20.00; сб.: с 10.00 до 18.00. Без перерыва на обед. Проезд: ст. м. «Динамо», далее автобусом № 84 или маршрутным такси № 384 до остановки «Фабрика «Вымпел». По всем вопросам, связанным с коллекцией, обращайтесь по телефону. Также подробная информация об этой и других коллекциях размещена на нашем сайте