Статьи

Э греко мужской портрет описание. рыцарь с рукой на груди

I.Введение

Художественные музеи – исследовательские и научно-просветительные учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Их экспозиция – основная форма музейной коммуникации, которая осуществляется путём демонстрации музейных экспонатов, может включать живопись, скульптуру, памятники архитектуры, рисунки и т.д.

История возникновения художественных музеев восходит к древности, их прообразом были собрания произведений искусства в термах Древнего Рима, в церквях и монастырях средневековой Европы. Систематическое коллекционирование памятников искусства началось в эпоху Возрождения, все музеи того времени, например, Прадо, обязаны своим возникновением представителям церкви и высшего сословия.

Национальный музей Прадо – один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства, расположенный в Мадриде, Испания. Здание музея – памятник позднего классицизма. На сегодняшний день это очень популярный и посещаемый музей, однако немногие знают, что помимо богатых и интересных коллекций Прадо имеет не менее богатую и интересную историю.

Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, илик портрету-характеру, или к портрету-биографии.

Искусство помогает познать
человека. Не только увидеть его внешний об-лик, но и понять его сущность,
характер, настроение и др. Портрет почтивсегда реалистичен. Ведь его
главная цель — узнаваемость изображенного
на нем человека. Однако обычно
задачей художника является не точное
копирование внешних черт модели, не
подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека. Не случайно
возникает желание не
просто узнать в портрете себя, а
может быть, даже открыть что-то новое
в себе.Зрителю невольно передается
отношение художника к модели. Важнымявляется все то, что выражает
эмоции, отношение к жизни, к людям: мимикаизображенного лица, выражение
глаз, линия губ, поворот головы, осанка,жест.Нередко мы толкуем произведение с
позиции человека сегодняшнегодня, приписываем персонажу черты,
совершенно не свойственные его времени, т. е

стремимся понять неизвестное
через известное.Очень важно также показать
социальное положение портретируемого, создать типический образ представителя
определенной эпохи.

Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном
искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при
раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений,
относящихся к XVI веку до н.э. Хотя исследователи назвали эти образы
“придворными дамами”, нам неведомо, кого пытались показать критские мастера —
богинь, жриц или знатных дам, одетых в нарядные платья. “Парижанка”. Фреска из Кносского дворца, XVI век до
н.э.

Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный
учеными “Парижанка”. Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства
того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не
пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным
контуром, и ярко накрашенные губы.Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не
углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях
весьма относительно.Религиозные представления в Древнем
Египте, связанные с культоммертвых, определили стремление к
передаче портретного сходства в скульптурном изображении человека: душа умершего
должна была найти свое вместилище.

Светлана Обухова

Портрет кавалера с рукой на груди. Эль Греко

О жизни критянина Доменико Теотокопули, художника, покорившего испанский Толедо под именем Эль Греко, то есть Грек, почти не осталось свидетельств. «Сумасбродства» его характера и странная живописная манера поражали многих и заставляли браться за перо — но сохранилось лишь несколько писем. В одном из них есть такие строки: «…погода была прекрасной, нежно светило весеннее солнце. Оно всему дарило радость, и город выглядел празднично. Каково же было мое удивление, когда я вошел в мастерскую Эль Греко и увидел, что ставни на окнах закрыты, и поэтому было трудно разглядеть, что находилось вокруг. Сам Эль Греко сидел на табуретке, ничем не занимаясь, но бодрствуя. Он не захотел выйти со мной, поскольку, по его словам, солнечный свет мешал его внутреннему свету…»

О Доменико-человеке почти не осталось свидетельств, только отголоски: что жил на широкую ногу, держал богатейшую библиотеку, читал многих философов и еще судился с заказчиками (его любили, а чаще не понимали), умер почти в нищете, — словно тонкие лучи дневного света пробиваются сквозь щели в «закрытых ставнях» его жизни. Но не отвлекают от главного — от внутреннего света, которым наполнены картины художника Эль Греко. Особенно портреты.

В них нет пейзажей, открывающихся за спиной портретируемого, нет обилия деталей, которые притягивают любопытный глаз. Даже имя героя часто остается «за скобками». Потому что все это помешало бы увидеть лицо. И глаза, глубокие, темные, смотрящие прямо на тебя. От них трудно оторваться, а если и заставишь себя, то чтобы увидеть жест — и снова остановиться в раздумье.

Таков «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579), написанный мастером вскоре после его переезда в Толедо. Этот портрет признают одним из лучших в испанской живописи XVI века. Чужестранец Эль Греко создал «яркие изображения испанской жизни и истории», в которых запечатлены «подлинные живые существа, соединяющие в себе все, чем надлежит восхищаться в нашем народе, все героическое и неукротимое, с теми противоположными свойствами, которые не могут не быть отражены, не разрушив саму его сущность» (А. Сеговия). Аристократы из древних фамилий Толедо стали подлинными героями Эль Греко, он увидел их внутренний свет — их благородство и достоинство, верность долгу, ум, изысканность манер, мужество, внешнюю сдержанность и внутренний порыв, силу сердца, которое знает, ради чего живет и умирает…

День за днем останавливаются напротив неизвестного идальго посетители галереи Прадо, удивленные, со словами: «Как живой…» Кто он, этот рыцарь? Почему с такой искренностью открывает свое сердце? Почему так притягивают его глаза? И этот жест клятвы? И рукоять шпаги?.. Может быть, из этих вопросов родилась легенда, что изображенный на портрете — другой великий испанец: Мигель де Сервантес. Воин и писатель, поведавший миру историю рыцаря печального образа, которому был дан тот же божественный дар, что Эль Греко, — видеть людей такими, какими они должны быть, видеть их внутренний свет…

Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»

Литература

Прадо. Скала Паблишер Лтд. 2003 г. 240 стр.

Музей Прадо. Путеводитель. Мар Санчес Рамон. Aldeasa Ediciones, 2002 г., 126 стр.

Музей-Прадо — http://www.gidvmadride.com

История музея — http://www.nearyou.ru/0prado/history2.html

МУЗЕЙ ПРАДО — https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/

Civitatis Madrid. El Museo Mas Importante https://www.disfrutamadrid.com/museo-prado

Les Arts Aplicades a Barcelona. Francesc Fontbona

Глоссарий

  • Прадо – луг
  • Шедевр — Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы и т. п.
  • Живопись — Искусство изображать действительность красками.
  • Рыцарь — В феодальной Европе: лицо, принадлежавшее к военно-дворянскому сословию.
  • Реконкиста — длительный процесс отвоёвывания пиренейскими христианами
  • Мотивация — от теории к практике
  • Программные средства для создания презентаций (назначение программ презентаций)
  • Этикет деловой переписки
  • Мотивация – от теории к практике (Дисциплина: Организационное поведение)
  • Особенности делового этикета стран Азии (Общие принципы международного этикета)
  • Обзор моделей корпоративного управления за рубежом и их сравнительная характеристика (Японская, Немецкая и Российская модели)
  • Нормы делового этикета для выставок и ярмарок
  • Записка как жанр письменной разговорной речи
  • Способы регулирования внешних эффектов
  • Понятие и содержание защиты компьютерной информации
  • Информационные системы. Классификация информационных систем
  • Понятие и содержание защиты компьютерной информации (Правовые механизмы в сфере информационных систем и технологий)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: