Третий сборник, который принес Пастернаку известность
В третьей по счету опубликованной книге, вышедшей в 1922 году (“Сестра моя – жизнь”) было обретено “лица необщее выраженье”. Не случайно, что именно с нее Пастернак Борис Леонидович вел отсчет всему своему творчеству. Она включила в себя циклы и стихи 1917 года и была поистине революционной, как и год их создания, однако в другом значении этого слова (поэтическом). В стихах новым было все. Например, отношение к природе представало как бы изнутри, от ее собственного лица; отношение к метафоре, которая раздвигает границы предмета иногда до его необъятности. Иное было и отношение поэта к любимой женщине, которая достала “жизнь мою”, как с полки, “и пыль обдула”. Все явления природы, подобно “запылившейся жизни”, наделены не свойственными им чертами в творчестве Пастернака: рассвет, гроза, ветер в его стихах очеловечиваются; рукомойник, зеркало, трюмо оживают – всем миром правит “бог деталей”.
Цветаева отмечала, что действие этого поэта на читателей равнозначно действию сна. Мы не понимаем мир сновидения, а просто в него попадаем
Мощный поэтический заряд сообщается в его творчестве любой мелочи, а любой сторонний предмет притягивает к себе внимание
Нобелевская премия
С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды. Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. В писательской среде этот факт тоже был воспринят негативно. Вот что по поводу вручения премии сказал Сергей Смирнов: …что они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа. Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными критиками, лекторами общества «Знание». На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ». Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения. Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели. Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича. Пастернак умер от рака желудка 30 мая 1960 в Переделкине. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.
Пастернак, Леонид Осипович — википедия фото
Аврум Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 год в еврейской семье в Одессе, в доме гласного городской Думы М. Ф. Унтилова по Херсонской (ныне — Пастера) улице, 20. Его отец, Иосиф (Осип) Кивович Постернак, арендовал восемь номеров гостиницы в доме № 9 по Рождественской улице на Слободке («постоялый дом Груздьева»), куда переехала вся семья, когда будущий художник был ещё ребёнком. Дед, Кива-Ицхок Постернак, был одним из основателей одесского еврейского погребального братства (хевра кадиша).
Помимо него в семье было пятеро детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. С 1879 по 1881 гг. Леонид учился в одесской рисовальной школе, однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883 г. перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года (в списках студентов за 1883—1884 академический год и в списках выпускников за 1885 год значится как Ицхок Постернак).
Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в Мюнхенской академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.
После приобретения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи Пастернак решает переехать в Москву, где в 1889 г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце или Розе Срулевне) Кауфман, работавшей до этого преподавателем по классу фортепиано в Одесской музыкальной школе Русского музыкального общества (в синагогальной записи о рождении первого сына Бориса в 1890 году значится уже как Исаак Иосиев Постернак).
Участвует в ежегодных выставках передвижников. Член объединения «Мир искусства». В конце 1880-х — начале 1890-х годов служит преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В 1894 г. Пастернак получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии — ВХУТЕМАС) и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.
В 1907 году был приглашён в Англию, чтобы написать портрет дочери одного из местных аристократов. Эта поездка стала значительным событием в жизни Леонида Осиповича, в том числе потому, что в Англии он получил возможность увидеть оригиналы картин местных портретистов XVIII века (Дж. Рейнолдса Пастернак позднее назовёт величайшим портретистом).
После революции 1917 года, в 1921 году Пастернак вместе с женой и дочерьми уехал на лечение в Германию. Однако после операции Пастернака семья не вернулась в СССР. В эмиграции он создал портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. В 1924 году участвовал в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованной А. Э. Коганом. Написал вышедшую на иврите и русском языке книгу «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (1923). В 1927 и 1932 годах в Германии были организованы две персональные выставки художника
В конце 1930-х годов собирался вернуться в СССР, однако первоначально было решено навестить в Англии дочь Лидию, туда же перебирается и другая дочь Леонида Осиповича — Жозефина. В Англию художник с супругой прибыли в 1938 году, а в августе 1939 года там же умерла Розалия Исидоровна. После этого жил в доме дочери Лидии в Оксфорде. Умер 31 мая 1945 года.
После смерти Леонида Пастернака были организованы выставки его работ в Англии и Германии. Первая персональная выставка художника в СССР состоялась в 1979 году в Третьяковской галерее, а в 2001 году там же прошла выставка «Л. О. Пастернак в России и Германии». К 150-летию со дня рождения выставка работ художника состоялась и на его родине — в Одессе, тогда же на доме, где жил Леонид Осипович, была установлена мемориальная доска.
В 1999 году в Оксфорде в доме, где Леонид Пастернак прожил последние несколько лет жизни, и где находилась его мастерская, был создан музей художника.
Именем Леонида Пастернака названа улица в Тель-Авиве.
Путь к званию лучшего советского поэта
Во второй половине 1920-х годов в биографии Пастернака происходят резкие изменения. Он, вероятно под влиянием критики, пытается писать более простые, понятные стихи, а также вводит в свое творчество размышления о судьбе страны и детали советской жизни. Это ярко видно на примере сборника “Второе рождение”, опубликованного в 1932 году. Текст “К Октябрьской годовщине”, написанный в 1927 году, Пастернак оканчивает фразой о советском государстве: “Мы – первая любовь земли”.
Эти изменения стиля и тем творчества писателя привели ко взрыву благожелательности и восхищения со стороны его коллег, поддерживающих большевистский режим. Пастернак был членом Союза писателей, и в 1934 году Бухариным было выдвинуто предложение признать его лучшим поэтом СССР. Пастернак не был рад этой роли, так как сохранял стремление отдалиться от партийности и считаться самостоятельным творцом. К тому же, конечно, Пастернак был недоволен самоуправством Сталина и его расправой со свободомыслящей интеллигенцией.
Во второй половине 1930-х годов Пастернак почти не пишет стихов. Все свое время он отдает переводам – Шекспира, Гете, Рильке, различных грузинских поэтов и многих других авторов
Это становится еще одной важной вехой в биографии Бориса Пастернака
В стране большевиков. Связи с эмиграцией
О политических событиях 1917 года Пастернак в своих произведениях тех лет прямо не высказывался. Через несколько лет после революции родители Пастернака переехали за границу. Однажды писатель навещал их вместе со своей женой Евгенией Лурье, но большую часть времени они общались посредством писем. Из заграничных адресатов у Пастернака были не только родители – в этот же период он активно общался с эмигрировавшей Мариной Цветаевой. Между ними случилось нечто вроде эпистолярного романа. Для поэтессы эта переписка стала крайне трагичной.
Роман в письмах то утихал, то вновь разгорался, даже несмотря на то что Пастернак уже был женат. Однако его новая любовь, на этот раз к Зинаиде Нейгауз, ставшей второй женой писателя, свела переписку на нет.
Хотя между Пастернаком и Цветаевой когда-то были страстные взаимные чувства, они увидели друг друга всего один раз в жизни. Это произошло в Париже в 1935 году, на конгрессе писателей. Встретившись, прежние возлюбленные поняли, что теперь им не о чем разговаривать.
Тем не менее Пастернак не забывал о Цветаевой. После ее самоубийства он материально помогал дочери поэтессы – Ариадне Эфрон.
Вехи творческого пути
Первые строки автор написал ещё в 1909 году, но это был стартовый пробный опыт, в котором ещё не чувствовался единый стиль и цель. В 1913 году в Москве Борис начинает вращаться в литературных кругах и становится членом поэтической группы «Лирика». Раз ты поэт, то надо писать и в 1914 году свет увидел первый сборник стихов Пастернака под названием «Близнец в тучах». Позже эти первые стихи поэт серьёзно переработал. Также переработке подвергся и второй сборник «Поверх барьеров», который вышел в 1917 году.
В 1914 году пересекаются пути Пастернака и Маяковского, которого Борис позже назвал своей трагедией. Разные стили не стали помехой для взаимного уважения, ведь у Бориса и Владимира были схожие взгляды на жизнь. Именно Маяковский подтолкнул Пастернака к поиску своего стиля. Харизма Владимира стала стимулом для Бориса Леонидовича, он стал серьёзно относиться к творчеству и дорожить каждой строкой стихотворения.
Годом позже Цветаева, знавшая обоих поэтов, напишет, что:
Маяковский пытался быть везде, покрыть собой весь простор, Пастернак же хотел весь мир поместить внутри себя, оценить его и исправить.
Переосмысление пути не прошло даром и в 1922 году выходит сборник «Сестра моя – жизнь», который уже не подвергается переделке и признаётся поэтом началом отсчёта своей поэтической карьеры. В сборник вошли свежие стихи и стихотворения написанные на фоне революции 1917 года. По тому времени это был революционный сборник, где уже чётко просматривался стиль поэта и его стремление вложить смысл не только в каждую строчку, но и между строк. В 20-е года поэт принял решение перейти от чистой лирики к эпосу, сам он прокомментировал это решение в 1927 году так:
После этого Пастернак вместе с Маяковским и Каменским входят в ЛЕФ (Левый фронт искусств), главная цель которого была нести литературу в массы, выполняя так называемый социальный заказ. Однако экстаз духовного развития масс быстро иссяк и в этом же году Пастернак покидает ЛЕВ, из-за «ложных и неоправданных ожиданий».
Параллельно с написанием стихов Пастернак занимается переводами и вскоре становится известен, как один из лучших переводчиков Москвы.
В 30-е годы творчество переживает новый виток развития, который длится до 40-х годов. После автор будет делить своё творчество до 40-х и после, так как именно в 40-х годах происходит творческий перелом. Заметим, что в 30-е годы поэт заступился перед Сталиным за некоторых своих коллег по литературному цеху. В частности, Борис вступился за сына и мужа Ахматовой, к сожалению, Гумилёву это не помогло.
В 50-е годы Пастернак больше уделяет внимание глубине строк и подводит во многих своих работах итог жизненного и творческого пути. Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ. Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ
Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ.
Первые шаги в творчестве
Проба пера приходится на 1910 год. Его первые стихи написаны под впечатлением от поездки с семьей в Венецию и отказа любимой девушки, которой он делает предложение. Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по смыслу очень содержательные. После возвращения в Москву становится участником литературных кружков «Лирика» и «Мусагет», где читает свои стихи. На первых порах его влечет символизм и футуризм, но позже он выбирает независимый от любых литературных объединений путь.
Борис Пастернак
1913–1914-й – годы наполнены множеством творческих событий. Опубликовано несколько его стихотворений, вышел сборник стихов «Близнец в тучах». Но поэт требователен к себе, считает свои творения недостаточно качественными. В 1914-м он знакомится с Маяковским, который своим творчеством и силой личности оказывает на Пастернака огромное влияние.
В 1916 г. Пастернак живет в Пермской губернии, в уральском посёлке Всеволодо-Вильва, куда его приглашает управляющий химическими заводами Борис Збарский. Работает в конторе помощником по деловой переписке и занимается торгово-финансовой отчётностью. По широко распространенному мнению, Юрятин из знаменитого романа «Доктор Живаго» является прообразом Перми. Посещает Березниковский содовый завод на Каме. Под впечатлением от увиденного в письме к С. П. Боброву называет завод и построенный при нем по европейскому образцу поселок «маленькой промышленной Бельгией».
Работы
- За работой. Этюд. Масло
- Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
- Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
- Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
- Иллюстрации к поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова (1891)
- «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
- Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
- «Вести с родины»,
- Портрет С. С. Шайкевича
- Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
- Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
- Портрет М.Горького (1906),
- Портрет А. Н. Скрябина (1909),
- Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
- Портрет Вяч. Иванова (1915)
- Уроки музыки. 1909. Пастель
Леонид Пастернак (1862-1945) — tomaovsjnka
Сыновья Борис и Александр
Леонид Пастернак создал портретную галерею выдающихся деятелей культуры: писателей Л. Н. Толстого и Горького, поэтов Верхарна и Рильке, музыкантов Скрябина, Рахманинова и Шаляпина, художников Коровина и Серова…
Творчество Пастернака привлекает искренностью, высоким профессиональным мастерством и составляет одну из лучших страниц русской графики.
Леонид Осипович Пастернак входил в состав членов-учредителей «Союза русских художников», который возник в 1903 году. Наряду с Серовым, Коровиным, Нестеровым и Врубелем Пастернак стоял у истоков создания объединения. Выставки картин художников этого союза были крупным событием, по ним можно было судить о путях развития и успехах русского искусства.
Портрет сына Бориса, 1917
Борис Пастернак напишет об отце: «Папа!» Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, – тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, – удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью – в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…»
Муки творчества
В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.
Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.
В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве».
В 1933 к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.
В июне 1935 года Борис Пастернак был в Париже на антифашистском конгрессе. Тридцать лет спустя последний раз видевшаяся с братом Жозефина записала впечатления этой встречи: «Летом 1935 года в Мюнхене семья наша получила известие, что в такой-то день Борис пробудет несколько часов в Берлине по дороге в Париж. Родители в это время были у нас, в Мюнхене, и, так как чувствовали они себя не совсем здоровыми и не могли нам сопутствовать, мы с мужем отправились в Берлин одни. <…> Было ясно, что он в состоянии острой депрессии <…> Но чем больше я вглядывалась и вслушивалась в слова Бориса, тем сильней чувствовала боль расставанья с чем-то бесконечно мне дорогим. Я так глубоко любила его единственность, ни с чем не сопоставимую правдивость, чистоту его поэтического видения, его нежелание и неспособность идти на уступки в искусстве».
В августе 1939 умирает Роза Кауфман — жена художника, от сердечного приступа. Как пишет Жозефина Пастернак Михаилу Пойзнеру, она умерла во время грозы, которой она очень боялась. Через два дня началась Вторая мировая война.
Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст художник продолжает работать. В военные годы им созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя», «Толстой за рабочим столом», «Пушкин и няня», «Сцены из советской жизни».
Леонид Пастернак встретил сообщение о победе над фашизмом и окончании Второй мировой войны. Он умер 31 мая 1945 года. Ему было восемьдесят три года. Дорога длиною в жизнь, в которой нашла отражение целая эпоха.
К родным 1891
Под лампой, Л.Н.Толстой в семейном кругу. 1902
Портрет Льва Толстого
На берегу, 1906 г.
В интерьере. 1907г.
Л.Пастернак. Урок музыки 1909г.
У окна.Осень.1913 г.
Портрет Е.Левиной. 1917
Р.Рильке в Москве 1928
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение».
http://www.artcontext.info/pictures…-pasternak.html
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Смерть
Травля со стороны коллег и общественности подкосила его здоровье. В апреле 1960 года у Пастернака развивается тяжелый недуг. Это была онкология с метастазами в желудке. В больнице возле его постели дежурит Зинаида.
Борис Пастернак в последние годы
В начале мая к нему приходит осознание, что болезнь неизлечима, и нужно готовиться к смерти. 30 мая 1960 года его не стало. Зинаида уйдет из жизни через 6 лет, причина смерти – та же, что и у Пастернака.
Могила Бориса Пастернака
На его похороны, несмотря на недоброжелательное отношение властей, пришло много народа. Среди них были Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Наум Коржавин и другие. Его могила находится на кладбище в Переделкино. Вся семья похоронена там же. Автором памятника на месте захоронения Пастернака является скульптор Сарра Лебедева.
Монументальный и величественный Пастернак
Творчество Бориса Пастернака бессмертно
К сожалению, в истории много примеров, когда произведение автора уверенно прокладывает путь к сердцу читателей уже после его смерти. Оставленное им наследие становится любимым, его разбирают на цитаты, оно в моде, считается хорошим тоном – знать творчество автора, вот только самого автора уже нет среди живущих поклонников.
Увы! Такова судьба и поэта Бориса Леонидовича Пастернака. Но он понимал и принимал время, в которое жил – даже если оно не понимало и не принимало его, как дар. Он прошел свой жизненный путь – трудный, и под занавес поспешил поделиться мудрым наставлением. Привожу его полностью:
Моё мнение, что Пастернак не потеряет своё лицо и будет живым и востребованным в поколениях.
В 2004 году голливудский режиссёр Квентин Тарантино в первый день своего рабочего визита поставил в приоритет навестить на Переделкинском кладбище могилу Бориса Пастернака. Как оказалось, известный режиссер, сценарист и актер, не раз удостоенныйпремии «Оскар» и других наград высоких фестивалей, является большим поклонником творчества Бориса Пастернака и с детства знает наизусть почти все стихи поэта. Поищите в интернете об этом событии фотографии, и вы увидите на них застывшие мгновения, где великий Тарантино склонился пред величием Пастернака.
Пастернак ещё не раз заставит плакать мир!
Вот и мне дорог мой красно-белый томик, иногда рождающий слёзы, от которых моё око и взгляд на жизнь становиться чище. Так пусть же, как написано у Бориса Леонидовича – «дольше века длиться день и не кончается объятье», в которое меня сомкнуло его творчество.
Избранные видео по мотивам стихотворений Бориса Пастернака:
Автор текста Владимир Багненко
Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом. Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.
Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: , , , Instagram, YouTube.
P.S. Я завел свой уютный канал в Телеграм «Авторский стиль». Даю только эксклюзивное, чего нет нигде, заходите, оттачивайте ваши навыки письма.
Другие полезные тексты о книгах, чтении или писателях:
- 4 причины прочесть «Три товарища» Ремарка и одна причина не читать.
- «Фантастическая ночь» Стефана Цвейга
- «Литературный мастер-класс» Юрген Вольф
- Стивен Крейн Человек, изменивший американскую литературу 20-го века
- Как читать художественную литературу и всегда иметь на нее время?
- Заглавная статья. Лучшая мировая классическая литература: быть или не быть?
- «Мертвые души» Н.В. Гоголя — лучшая сатирическая поэма, которую я читал
- «Анна Каренина» — похоже, лучший романа Льва Толстого, из которого можно учиться многому
- «Великий Гэтсби Ф.С.Фицджеральда» — сравнение фильма и книги.
- Воспитание слога. Переписка Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, которая вдохновляет писать лучше.
- «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — последний взмах крыльев «королевской бабочки американской литературы»
- «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова
- Оноре де Бальзак. Правила жизни + один день из жизни писателя.
- ТОП-3 романа о политике. Художественные романы о политике, которые интересно читать
- «Тихий Дон» книга, которая не должна была выйти, если бы не Сталин.
- «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Много интересных подробностей о книге
- «Наверное, потому что это Льюис» — ко дню 117-летия со дня рождения Клайва С.Льюиса.
- Джек Лондон — мятежное дитя калифорнийской мечты, с горячей любовью к жизни. Биография писателя, отзыв о книге «Белый клык».
- «Смерть героя» Ричарда Олдингтона — одно из первых и лучших произведений автора.
- «Король Лир» Уильяма Шекспира: кратко об авторе, характеристика пьесы, цитаты + возможность скачать книгу.
- «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: краткое содержание, обрисовка спорного образа главного героя, описание русской жизни в романе
- Книжные итоги моего 2015-го года. Часть 1 и часть 2.
- Борис Пастернак. Почему его стоит читать?
- «Рассказы Ника Адамса»Хэмингуэя — книга, которая улучшает стиль.
- ТОП-5 книг о войне и боли: Ремарк, Олдингтон, Рыбаков, Хэмингуэй, Толстой.
- 4 удовольствия от книги «Прощай оружие» Эрнеста Хэмингуэя
14. апреля 2016 by Admin
Categories: Блог, Книги, которые стоят на моей полке, Личности |