» картинная галерея». ф. буше » отдыхающая женщина» ( » одалиска » )

Отдыхающая девушка

Введение

Франсуа́ Буше́ (фр. François Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770) — французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.

Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Мольера, Боккаччо, Овидия. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картоны для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.

Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.

Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением.

Судьбоносная встреча

Именно тогда с юной актрисой встречается Джакомо Казанова. Знаменитый ловелас писал в своих мемуарах:

Хочу отметить, что среди артистической среды того времени во Франции были весьма свободные нравы. Казанова пишет, что его друг спросил, сколько будет стоить ночь с Луизой. Он “предложил два луи, которые были приняты”. Пройдя в комнату актрисы, Казанова увидел, как она раздевается. Этот момент его особенно поразил. Теперь вместо девицы лёгкого поведения он видел перед собой совершенство.

Джакомо Казанова

Он внимательно рассматривал красавицу, отмечая, что единственный недостаток на её теле — это грязь, что была немедленно смыта. В мемуарах Казанова даже сравнивает Луизу О’ Мёрфи с Еленой Прекрасной. Без сомнения, впечатление она произвела на него необыкновенное.

Истинный ценитель женской красоты, Джакомо Казанова не мог оставаться в стороне от судьбы Луизы. Благодаря ему и знакомству с ним начинается стремительный взлёт юной актрисы. Что примечательно, сам ловелас в своих дневниках божится, что и пальцем не притронулся к девушке.

Казанова писал:

Франсуа Буше «Луиза О’Мерфи»

Потеря влияния

Как и многие её предшественницы, решившие, что являются для любвеобильного Людовика особенными женщинами, она захотела свергнуть маркизу де Помпадур. Главная фаворитка монарха прекрасно контролировала ситуацию в “Оленьем парке”, а потому после пары неудачных попыток навредить маркизе Луиза была выслана со двора. Правда, долгое время экс-метресске выплачивалось щедрое содержание от короля.

Что примечательно, Казанова в своих записях рассказал об иной причине охлаждения отношения короля к О’ Мёрфи. По его мнению, это стало результатом проделок мадам де Валентинуа, приходившейся невесткой принцу Монако. Хитрая особа заявила, что Луиза сделает приятно монарху, если напрямую спросит, что тому нравится в его старой супруге.

Наивная О’ Мёрфи, не осознавая, что такие слова наносят оскорбление и королю, и королеве, действительно произнесла их. Конечно, этот вопрос вызвал гнев Людовика. И если мадам де Валентинуа появилась при дворе через два года, то для Луизы О’ Мёрфи путь к королевским покоям был закрыт.

Франсуа Клуэ «Мадам де Валентинуа»

Вторая половина жизни Луизы О’ Мёрфи кажется не менее увлекательной, чем юные годы. Девушка, запечатлённая на картине Франсуа Буше, трижды выходила замуж, родила трёх детей, однажды даже попала в тюрьму, но вскоре была освобождена.

Остаток дней былая натурщица, падшая женщина, актриса и любовница короля провела в покое и достатке, уйдя из жизни в возрасте 77 лет. Она наслаждалась жизнью, а доверяла лишь своей дочери от второго брака, Маргарите Ленорман, которая оставалась рядом с матерью до последнего её вздоха.

Описание и особенности картины

Франсуа Буше изображает на полотне «Отдыхающая девушка» образ совсем юной девицы, имя которой Луиза О’Мерфи. На картину автор переносит ее в довольно необычной и трудной позе. Героиня лежит на софе животом вниз, упираясь руками о высокую спинку мебели. Франсуа Буше изображает юную особу в довольно откровенной позе — зрителю открыты бедра и ягодицы героини, а ее ноги слегка разведены и немного согнуты в коленях. Тело «Отдыхающей девушки» художник прописывает мастерски, создавая впечатление, что оно буквально сияет и подчеркивает юность и свежесть красавицы. Вероятно, положение отдыхающей должно было вызвать ряд вопросов, но Франсуа Буше отвлекает зрителя другими элементами, присутствующими на «Отдыхающей девушке»:

  1. Лентой насыщенного яркого цвета, вплетенной в волосы героини полотна «Отдыхающая девушка»;
  2. Нежным цветком, который валяется на полу неподалеку от софы;
  3. Яркой мебелью, на которой расположилась «Отдыхающая девушка»;
  4. Книгой, которую, вероятно, Луиза О’Мерфи недавно читала или, на второй картине, курильницей, используемой для благовоний;
  5. Искусно прописанным Франсуа Буше интерьером комнаты.

«Отдыхающая девушка» была написана в жанре рококо маслом на холсте, размеры которого составили 59×73 см.

Цветовая палитра

Свою работу «Отдыхающая девушка» художник насыщает палитрой ярких цветов. Так, завесь и стена окрашены Франсуа Буше в оливковый оттенок, а софа, на которой лежит «Отдыхающая девушка», в ярко-желтый. Белые простыни особо четко выделяются на общем фоне, подчёркивая нежные, розоватые оттенки, использованные Франсуа Буше для описания кожи девицы.

Сюжет картины

В «Отдыхающей девушке» художник воплощает откровенный образ. Совсем молоденькая девочка раскинулась на софе. Франсуа Буше окружает героиню «Отдыхающей девушки» роскошью интерьера. Здесь заметны подушки, книга (или курильница для благовоний) и другие элементы, создающие атмосферу чувственной неги. Как принято считать, натурщицей холста «Отдыхающая девушка», являлась дочь сапожника, Луиза О’Мерфи. Начиная с 14 лет подросток уже работала моделью, а позднее ей заинтересовался сам Людовик 15. Король сделал юную деву своей любовницей.

Контекст

В истории искусства не один раз фигурировали образы голых женщин. Часто героини изображались с другими персонажами или были помещены в красивый ландшафт. В «Отдыхающей девушке» автор лишает изображенную связи с внешним миром. Красавица одна, а из мебели интерьер дополняет только софа. Она смотрит в никуда, а ее лицо лишено каких-либо эмоций.

Где находится картина сейчас

«Отдыхающая девушка» с изображённой на ней светловолосой дамой хранится в музее Вальрафа-Рихарца. Вторая картина, написанная на год позже, находится в Старой пинакотеке в городе Мюнхен.

Интересные факты

Смелая картина, написанная Франсуа Буше, стала одной из самых скандальных работ. Но несмотря на это «Отдыхающая девушка» по сей день носит звание одной из лучших работ среди творений художника. Факты:

  1. Были предположение, что Франсуа Буше изобразил на холсте «Отдыхающая девушка» свою супругу. Тогда, философ Дидро, который ненавидел автора, заявил, что художник проституировал жену;
  2. Натурщицей стала Луиза О’Мерфи, которой на момент написания «Отдыхающей девушки» было всего пятнадцать лет. Она была фавориткой Людовика 15;
  3. Критики отнесли творение «Отдыхающая девушка» к будуарным сценам;
  4. В тот период, когда «Отдыхающая девушка» была написана, было популярно изображение детей в откровенных положениях;
  5. Несмотря на известность и славу Франсуа Буше, общество восприняло его две картины с упрёком в распущенности.

Помимо Луизы моделями Франсуа Буше стали две сестры О’Мерфи, однако первая была его самой любимой, если не считать супругу. «Отдыхающая девушка» украшала галерею, в которой хранились картины с изображением первых красавиц периода правления Людовика 15.

Описание и особенности картины

Французский живописец на своем полотне «Купание Дианы» изображает красавицу Диану. Она, отдыхающая после купания, предстает перед зрителями во всей красе. Прекрасная богиня Олимпа отдыхает не только после плавания, но и после своих любимых охотничьих развлечений. В своей работе Франсуа Буше не старается передать тот образ, который прописан в греческих мифах и легендах. Как такова, мифология не особо занимает творца, вероятно, для него изображение полотна «Купание Дианы» является лишь предлогом, чтобы показать красоту обнаженного тела представительницы прекрасного пола. Живописец создаёт картину с новым образом. Его богиня выглядит нежным созданием, которое привыкло к неге и отдыху. Героиня словно живёт для того, чтобы радовать взгляд.

Цветовая палитра

В своей работе Франсуа Буше применил палитру розового, голубого и жемчужно-перламутрового цветов. С помощью этого роскошного сочетания и интересных переплетений форм и линий художник совмещает в «Купании Дианы» чувственную грацию и манерность. Синяя драпировка картины хорошо контрастирует с оттенком кожи богини, а также оттеняет сизый цвет крыльев пернатых и серый окрас заячьего меха. Зелёных фон полотна «Купание Дианы» служит неким напоминанием о прозрачных водах, прохладе вечера и тени дубрав.

Сюжет картины

Франсуа Буше за основу сюжета берет миф, который повествует о богине охоты и Актеоне. На берегу ручья изображена Диана, отдыхающая после купания. Рядом с ней на картине расположена служанка. Франсуа Буше добавляет несколько элементов, по которым смотрящий может понять, что перед ним не простая девица, а богиня. Признаки настоящей личности богини в «Купании Дианы»:

  • На голове девушки изображена диадема с полумесяцем;
  • На фоне присутствуют две собаки, сопровождающие героиню шедевра «Купание Дианы»;
  • Также Франсуа Буше показывает охотничий натюрморт, состоящий из лука, пары голубей и зайчика;
  • В левом углу внизу полотна «Купание Дианы» расположен колчан, наполненный стрелами.

Помимо этого, Франсуа Буше наполняет картину символикой. Например, голуби признаны символами Венеры (покровительницы любви), изображение зайца несёт значение похоти. В работе «Купание Дианы» художник показывает победу богини над чувствами страсти и желания — заяц и голуби были убиты. Один из двух псов утоляет жажду, а второй, подняв голову, смотрит куда-то, будто бы почуяв чье-то приближение. Вероятнее всего, имеется в виду прибытие Актеона. Диана вместе со служанкой все ещё безмятежна.

Франсуа Буше искусно изображает ее профиль, простую, но не лишённую изыска прическу, которую украшает жемчуг и ленточка розового оттенка. Волосы служанки немного темнее, и она носит ленту синего цвета. Она помогает богине привести себя в порядок, расположившись у ее ног. Франсуа Буше изображает на холсте «Купание Дианы» обеих девушек, опираясь на стандарты красоты 18 века: сложенные фигуры, элегантные ноги и руки, худенькие лодыжки и милейшие лица формы сердечка.

Контекст

Франсуа Буше написал «Купание Дианы» как образ женственности и красоты. Диана, отдыхающая после купания, является воплощением нежности. Автор изображает ее как усладу и заботу для смотрящего. Также в «Купании Дианы» он показывает силу воли прекрасной женщины, ведь она не поддается страсти и вожделению, а противостоит им — показано на образе убитых голубей и зайца.

Семейство О’Мёрфи

Мари-Луиза О’ Мёрфи появилась на свет в 1737 году в Руане, став пятой дочерью в семье бывшего солдата. Надо сказать, что род О’ Мёрфи (а отец и дед Луизы писали свою фамилию проще: “Морфи”) был весьма примечательным и, мягко говоря, не слишком благополучным.

Ирландец Даниэль О’ Мёрфи, отец девочки, был посажен в Бастилию после разбирательства о краже ценных бумаг. Мать, Маргарита О’ Мёрфи, числилась в списках женщин, поступивших в Сальпетриер, как называли специальное заведение для «падших женщин».

Причиной пребывания Маргариты в указанном месте стала жалоба дамы, племянника которой обокрали две девицы лёгкого поведения. Позднее, когда дочери О’ Мёрфи стали старше, им было отведено несколько страниц в записях полицейского инспектора, контролировавшего поведение женщин с низкой социальной ответственностью в одном из городских районов.

После смерти отца Луизы её мать перебирается вместе с детьми в Париж (прежде въезд семейству был недоступен из-за преступления Даниэля О’ Мёрфи). Ирландское происхождение девушки и её сестёр оказалось привилегией, дающей новые возможности во французской столице. Обладающие нетипичной для Франции “экзотической” внешностью прелестницы устроились в местный театр.

Луиза О’Мёрфи (фрагмент картины Франсуа Буше)

Примечания

  1. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/b/bf/1005650.htm — slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/b/bf/1005650.htm
  2. 12Галерея шедевров, Франсуа Буше — www.ellada.spb.ru/?p=501.
  3. Буше Франсуа (Boucher, Francois). История изобразительного искусства. Стили, художники, картины — www.arthistory.ru/bushe.htm
  4. Франсуа Буше. Первый живописец короля — www.artprojekt.ru/gallery/boucher/biogr.html
  5. ЭСБЕ — www.slovopedia.com/10/193/977575.html
  6. 123456Франсуа Буше, Он-лайн музей — www.museum-online.ru/Rococo/Fransois_Boucher/.
  7. 12Франсуа Буше — greekroman.ru/gallery/art_boucher.htm. Энциклопедия античной мифологии.
  8. 1234Франсуа Буше — www.art-catalog.ru/article.php?id_article=589. Art каталог.

Интересные факты

Несмотря на свою славу, холст «Купание Дианы» не был оценен критиками по достоинству. Но зато картина очень ценилась импрессионистом Огюстом Ренуа (заодно им же было оценено другое творение Франсуа Буше — «Тулет Венеры». Эту работу автор написал через семь лет после «Купания Дианы». Между картинами есть стилистические сходства).

  1. Героиня, написанная Эдуаром Мане в «Завтраке на траве», схожа с Дианой Франсуа Буше;
  2. В 1742 году мастер искусства выставил «Купание Дианы» в парижском салоне;
  3. Франсуа Буше очень любил изображать и показывать в своих работах красивое, обнаженное женское тело, что не всегда нравилось критикам;
  4. За творение «Купание Дианы» художника называли легкомысленным. Его обвиняли в том, что его иллюстрации не несут в себе смысла;
  5. В качестве натурщицы Франсуа Буше взял свою жену Мари-Жанну;
  6. Мотив «Купания Дианы» схож с другой картиной автора — «Венера утешает Купидона».

Франсуа Буше был любителем идеальных женских тел. На протяжении всей жизни он оттачивал это направление в своих картинах и с ним уже никто не мог соперничать, ведь художник достиг совершенства. Даже критики отмечали, что он мастерски прорисовывает запястья, лодыжки, ступни, придает коже героинь необычайное сияние. Он умел внести в свои картины волшебство и особую атмосферу, которая притягивала зрителей, в особенности мужчин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: