Наследие
Наиболее существенным влиянием Де Кирико на историю искусства было признание его сюрреалистами пионером в своей области. Среди художников, открыто признавших его влияние, были Макс Эрнст, Сальвадор Дали и Рене Магритт. Последний сказал, что его первый просмотр «Песни о любви» де Кирико был «одним из самых волнующих моментов в моей жизни: мои глаза увидели впервые».
Кинематографисты также признали влияние метафизических картин де Кирико на их работу. Итальянский режиссер Микеланджело Антониони создал темные, пустые городские пейзажи, перекликающиеся с некоторыми из самых известных картин де Кирико. Альфред Хичкок и Фриц Ланг также в долгу перед образами Джорджио де Кирико.
голоса
Рейтинг статьи
Читать онлайн «Галерея Тейт Лондон» автора Майкапар А. — RuLit — Страница 21
Дэвид Бомберг (1890–1957) Грязевые ванны 1914. Холст, масло. 152,4×224,2
Дэвид Бомберг — один из крупнейших английских художников XX века. Обладая особым талантом, он прошел сложный путь непонимания. Поступив в 1911 с помощью Джона Сингера Сарджента и Еврейского общества помощи образованию в Слейдовскую школу искусств, затем был отчислен из нее. Причиной стали его радикальные художественные взгляды, не вписывавшиеся в деятельность учебного заведения. В молодые годы автор испытал влияние П. Пикассо и А. Модильяни. Бомберг являлся членом «Лондонской группы», основанной в ноябре 1913. В ее состав входили художники-авангардисты, следовавшие в фарватере большинства модных течений того времени. В 1933 мастер посетил СССР, и некоторые исследователи отмечают влияние советского конструктивизма в его дальнейших работах. В последние десять лет жизни, будучи преподавателем, он оказал огромное влияние на формирование целой творческой школы. При жизни работы художника часто встречали непонимание и отторжение, и лишь в последние двадцать лет значение его творчества в контексте мирового искусства было наконец оценено по достоинству.
Способ, которым Бомберг трансформирует человеческие фигуры в геометрические формы, отражает его увлечение машинами и «машинной эстетикой», которую автор использовал совместно с футуристами. Его техника сведения человеческой фигуры до основных геометрических элементов открыла дорогу распространившимся впоследствии приемам графических воплощений человеческих действий, в сущности, пиктограммам (например, в сфере регламентации дорожного движения). Но современная криптограмма лишена экспрессии, в то время как геометрические фигуры Бомберга обладают ею в очень большой степени. Это и делает работы художника столь значимыми.
Сцена, воспроизведенная на данной картине, «подсмотрена» автором на грязевых ваннах неподалеку от своего дома в Лондоне, которые использовались местной еврейской общиной и имели религиозное значение. Возможно, они были местом и для физической, и для духовной очистки.
Джорджо де Кирико (1888–1978) Меланхолия отъезда 1916. Холст, масло. 51,8×35,9
Джорджо де Кирико — итальянский художник и теоретик искусства, один из предвестников сюрреализма.
Середина 1910-х в творчестве мастера отмечена темой меланхолии и ностальгии. Ряд картин назван им соответственно, и, действительно, в них такое настроение присутствует в большей степени, нежели в работах позднего времени. Можно назвать произведения «Меланхолия прекрасного дня» (1913), «Меланхолия политика» (1913), «Вокзал Монпарнас» (1914), «Тайна и меланхолия улицы» (1914), «Ностальгия по поэту» (1914), «Меланхолия и мистерия улицы» (1914). На данной картине окно и географическая карта с намеченным на ней пунктиром маршрутом ясно указывают на идею путешествия, побега из замкнутого пространства студии. Художник еще ребенком, когда жил в Греции, чувствовал себя отделенным от своей итальянской родины, и плавание аргонавтов отождествлялось в его сознании с возвращением туда. Он представлял свой путь «из глубины и заточения» через «безграничный океан». Эта работа была создана, когда де Кирико вернулся из Парижа в Италию, в Ферраре, во время войны. Он служил клерком в итальянской армии, но при этом имел возможность заниматься живописью.
Пауль Клее (1879–1940) Приключение молодых дев 1922. Бумага, акварель. 62,5×48
Пауль Клее — швейцарский художник, график и теоретик искусства. Он не принадлежал ни к одному течению, соединив в творчестве традиции постимпрессионизма, кубизма, наивного искусства и экспрессионизма. В 1920-х мастер преподавал в Веймаре в Баухаузе (Высшая школа строительства и художественного конструирования).
Специалисты расходятся в толковании содержания и смысла этой картины, как и других произведений тех направлений в живописи XX века, к которым принадлежал Клее. Немецкий искусствовед В. Грохманн, друг художника и автор монографии о нем, изданной еще в 1921, видел в женской фигуре «светскую даму, которая, несмотря на свою поразительную элегантность, довольно беспомощна в окружающей ее гнетущей атмосфере». Другая трактовка: в Баухаузе эта картина считалась «Портретом английской мисс». Швейцарский искусствовед Кристиан Гелхар, в прошлом куратор базельского Художественного музея, автор книги «Пауль Клее. Жизнь и работа», убежден в том, что на произведении запечатлены опасные сексуальные приключения молодых женщин.
Другие работы Джорджо де Кирико
Пьяцца д’Италия с конной статуей Счастье возвращения Святая рыба
Философ и поэт Меланхолия Евангелический натюрморт
Берег Фессалии Дом в доме Метафизический интерьер с умирающим солнцем
Метафизический треугольник Мебель в долине Портрет мужчины
Натюрмотрт (1929) Натюрмотрт со скалистым пейзажем (1942)
Сон меняется (1913)
Использованная литература:
Ванейгем М. Трактат об умении жить для молодых поколений
Грицанов А.А., Можейко М.А. Энциклопедия постмодернизма
Дубина В.Б. Пространство другими словами
Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века
Нюридсани М. Сальвадор Дали
Останина Е. Мастера авангарда
Цветков А. Антология современного анархизма и левого радикализма
Якимович А. Сюрреализм и фрейдизм
Википедия
Монпарнас в искусстве
литература
- , Водевиль кусок по Скриб и др. (1817)
- , роман Шарля-Луи Филиппа (1901)
- La Revue Montparnasse , выходящий раз в две недели журнал для парижской арт-сцены (июнь — июль 1914 г. и 1921–1930 гг.)
- Enquête sur le Montparnasse actuel , книга Анри Брока (1928)
- Опасность на Монпарнасе , роман Гермины Блэк (1969)
- Les Heures chaudes de Montparnasse , книга Жана-Мари Дро и Доминика Полада-Хардуэна (1999)
- Лихорадка , роман Лесли Каплана (2005)
Фильм
- Красавица Монпарнас, фильм Мориса Каммажа (1937)
- Монпарнас 19 (Les amants de Montparnasse) , биография Жака Беккера (1958)
- Жаркие часы на Монпарнасе (Les heures chaudes de Montparnasse) , документальный сериал Жана-Мари Дро (1962/1987)
- Не умирайте слишком медленно (La tour Montparnasse infernale) , комедийный фильм режиссера Чарльза Немеса (2001)
- Монпарнас , фильм средней продолжительности Михаэля Херса (2009)
Происхождение имени
Квартал Монпарнас в 14 округе
Название Монпарнас происходит от горы ( французское mont ) Парнас из греческой мифологии — дома муз и воплощения поэзии . Название возникло в 17 веке учениками соседнего Латинского квартала, которые в свободное время посещали холм за городом, чтобы читать стихи.
Монпарнас на самом деле представляет собой искусственный холм на том месте, где сейчас находится площадь Пабло-Пикассо , который был снесен в 1760-х годах. Южная часть Монпарнаса, которая ранее принадлежала муниципалитету Монруж , была включена вместе с другими отдаленными районами 1 января 1860 года и с тех пор сформировала 53-й из 80 парижских кварталов .
Сегодня это имя также используется за пределами района и является синонимом художественной сцены Парижской школы , которая обосновалась на улицах вокруг площади Пабло-Пикассо в 1910-х и 1920-х годах.
Возвращение мастерства
В ноябре 1919 года де Кирико опубликовал в итальянском журнале статью под названием «Возвращение мастерства». Валори пластики. Он выступал за возвращение к иконографии и традиционным методам живописи. Он также стал критиком современного искусства. Вдохновленный работами старых мастеров Рафаэля и Синьорелли, де Кирико считал, что искусство должно вернуться к чувству порядка.
В 1924 году де Кирико посетил Париж и по приглашению писателя Андре Бретона познакомился с группой молодых художников-сюрреалистов. Они отметили его работы предыдущего десятилетия как новаторские усилия в области сюрреализма. Следовательно, они подвергли резкой критике его классические работы 1920-х годов.
Непростой союз с сюрреалистами становился все более спорным. В 1926 году их пути разошлись. Де Кирико называл их «кретиническими и враждебными». В конце десятилетия он расширил свою работу до сценографии. Он создавал декорации для Сергея Дягилева, основателя «Русского балета».
«Автопортрет» 1922 года, написанный де Кирико, является одним из многих автопортретов десятилетия. На этом он изображен справа в стиле художников-маньеристов 16 века.Слева его изображение трансформируется в классическую скульптуру. Оба представляют растущий интерес художника к традиционным техникам.
Пронзительная тишина в работах Джорждо де Кирико. Фото
Они наводят на мрачные мысли.
О таланте и творчестве Джорждо де Кирико (Giorgio de Chirico) можно говорить бесконечно долго, впрочем, как и любоваться им. Ведь ему удалось создать удивительный мир, пропитанный не только сочными красками, но и тайнами, полными тревожной тишины. В его картинах оживают безлюдные улицы больших городов, разморенные полуденными лучами жаркого солнца, античные арки и колоны, что в гордом одиночестве тянутся к небу, возвышаясь над землёй, статуи, больше похожие на манекенов, задумчиво взирающих на меланхоличную картину вокруг, передает Хроника.инфо со ссылкой на Культурологию.
«Не стоит забывать о том, что любая картина – отражение внутреннего мира, а внутренний мир – своего рода странность, в то время как странность означает что-то неизведанное…» — так говорил Джорджо о своих работах. А ведь совсем неудивительно. Созданные им картины напоминают метаморфические сны: зной, тишина, странное ощущение извечной тревоги, тяжёлая, душная почти вязкая атмосфера и молчаливый безлюдный город, по улицам которого бежит хрупкая девчушка с обручем прямо навстречу зловещей тени, лукаво выглядывающей из-за угла. Светлое здание с арками, уходящими вдаль, угловатые статуи с головами марионеток, маски, вселяющие некий страх, одинокая красная башня, глядя на которую воображение рисует малоприятные картинки и, будоража сознание, нагоняет стаи мурашек от переизбытка чувств и эмоций…
Он считал, что реальность – всего лишь тончайшая оболочка, под которой сокрыт таинственный тёмный мир подсознания. Следовательно, все сюжеты его работ неоднозначны и противоречивы, они будто искажены. И чем дольше на них смотришь, тем больше возникает вопросов. Ответы, на которые можно получить, лишь заглянув в собственное подсознание. «В своём творчестве я старался отразить то невероятное чувство, нахлынувшее на меня при чтении Ницше. Итальянские городишки в солнечный день, меланхоличный полдень, игры света и тени, одинокие фигуры людей… Именно таким должно быть искусство, в котором мысли обязаны оторваться от логики и смысла. Ведь только так человек способен рассмотреть предметы под новым углом, отыскав в них ранее невидимые черты…» — говорил Джорджо.
Поздняя карьера
С 1930 года и до конца своей жизни де Кирико рисовал и создавал новые работы еще почти 50 лет. Он переехал в Соединенные Штаты в 1936 году, а затем вернулся в Рим в 1944 году, где оставался до самой смерти. Он купил дом недалеко от Испанской лестницы, который сейчас является Домом Джорджио де Кирико, музеем, посвященным его творчеству.
Более поздние картины Де Кирико так и не получили такого признания, какое было расточено его усилиям в области метафизики. Он возмущался отказом от своих новых работ, полагая, что его более поздние исследования были более зрелыми и превосходили знаменитые картины. В ответ де Кирико начал создавать «самоподделки», устаревшие копии метафизических произведений, которые он представлял как новые. Его интересовала как финансовая выгода, так и презрение к критикам, предпочитавшим ранние работы.
Де Кирико был чрезвычайно плодовитым художником в свои 80 лет. В 1974 году Французская академия изящных искусств избрала его своим членом. Он умер в Риме 20 ноября 1978 года.
Биография Джорджо де Кирико
Джорджо де Кирико
Один из крупнейших художников Италии XX столетия Джорджо де Кирико (1888-1978) прожил долгую и плодотворную жизнь. Стоявший в начале века у истоков нового итальянского искусства, он претерпел впоследствии сложную эволюцию, неоднократно меняя творческую ориентацию, но до конца своих дней сохранил интерес к предметному окружению и верность высоким традициям мировой художественной культуры.
Джорджо де Кирико родился в Греции, в городе Воло, где его отец, итальянский инженер, руководил постройкой железной дороги по линии Афины — Солоники. Художественные наклонности будущего живописца определились рано, и еще в Афинах юный де Кирико в течение двух лет посещал рисовальный класс Академии художеств. После смерти отца семья вернулась в Италию, откуда 17-летний юноша отправился учиться в Европу. Посещая Академию художеств в Мюнхене, де Кирико испытал сильное увлечение живописью немецких символистов, открыв для себя творчество Ф. фон Штука, М. Клингера, А. Беклина. По возвращении в Италию художник живет в разных городах — Флоренции, Милане, Турине, но уже в 1911 году перебирается в столицу современного европейского искусства — Париж. Первый парижский период оказал решающее влияние на формирование мастера. Здесь он сближается с Аполлинером и Пикассо, знакомится с новейшими течениями в искусстве, выставляется в Осеннем Салоне и Салоне независимых.
Загадка часа (1911)
Художественная индивидуальность Джорджо де Кирико определилась очень рано. Уже в начале 1910-х годов он создает собственный, глубоко своеобразный и островыразительный язык живописи, которая впоследствии получила название «метафизической». Его первыми работами были городские пейзажи с четкой «безвоздушной» перспективой, пустынные и гулкие, словно увиденные в гипнотическом сне, где все как будто правдоподобно и одновременно ирреально. Особое место в его работах ранних лет занимают изображения манекенов. Нарочитая статичность подчеркнуто предметных, осязательных форм полемично противопоставляла метафизическую живопись появившемуся в те же годы в Италии движению футуризма с его агрессивной динамичностью. Присущее же метафизическому искусству стремление раскрыть через мир предметных форм «тайный» смысл вещей, лежащий за пределами их физического существования, сделало его предтечей сюрреализма 1920-х годов.
Пьяцца д’Италия (1913)
В 1915 году Джорджо де Кирико вернулся в Италию, где вместе с К. Карра, А. Савинио, Дж. Моранди создает движение «Метафизическая живопись» и публикует свои теоретические статьи в журнале «Валори пластичи» («Пластические ценности»). Но сам он вскоре отходит от этого направления в сторону традиционного реализма. В эти годы художник увлекся копированием картин старых мастеров и изучением техники их живописи. С середины 1920-х годов, переехав в Париж, де Кирико, помимо станковой живописи, занялся декорациями для антрепризы С. Дягилева и крупнейших театров Европы. Начинается вторая мировая война, и художник возвращается в Италию, обосновывается в Риме.
Живопись де Кирико 1930-1970-х годов развивалась в двух совершенно разных направлениях. Первое составляли портреты и картины с антикизирующим или иного рода ретроспективным содержанием, написанные под очевидным влиянием Тициана, Веронезе, Рубенса. В других он возвращался к интерпретации сюжетов и форм своих же полотен «метафизического» периода.
Скончался Джорджо де Кирико в Риме 20 ноября 1978 года.
Гектор и Андромаха (1912) Песня любви (1914) Туринская весна (1914)
Метафизическая живопись Джорджо де Кирико
Тревожное путешествие (1913)
С 1913 по 1919 год де Кирико написал серию полотен, объединенных общими сюжетами. Он изображал обезлюдевшие площади городов с тяжелыми таинственными аркадами, которые образовывали глубокие перспективы. Казалось, эти картины могут возникнуть только в зловещем сне: страшные провалы старинных галерей, чересчур резкие тени, пустые дверные и оконные проемы, маленькие одинокие фигуры, призрачные поезда на далеком горизонте. Эти элементы вызывали ощущение глубокой меланхолии и тревоги.
Загадочный мир на полотнах де Кирико порожден усвоенной художником философией З. Фрейда, его теорией самоанализа. Однако художник показывает зрителю сразу конечную фазу, де лает окончательный вывод; он не исследует ступени к истине шаг за шагом. Джорджо де Кирико говорил: «Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное». Таким образом, художник хотел показать в своем творчестве, что реальный мир на самом деле является лишь тонкой оболочкой, под которой скрывается темный и неизведанный мир подсознания, сновидческих символов и неразгаданных призраков.
Вознаграждение предсказателя (1913)
Художник старался как можно точнее изобразить загадочный мир, а символы на полотнах возникали как результат не логического мышления, а абсолютного раскрепощения, практически полного отрыва от реальности. Задача живописца, по мнению де Кирико, состояла в том, чтобы служить проводником, посредником между зрителем и его скрытыми от рационального сознания многозначными символами.
Пустынные пространства, окаменелые декорации демонстрируют человека, обезчеловеченного вещами которые он создал и которые, замороженные в урбанизме, сосредотачивающем в себе угнетающую силу идеологий, опустошают его существо, высасывают его кровь… Более того, отсутствие лица вызывает к жизни новое лицо, присутствие, очеловечивающее даже камни… Поскольку у него нет лица, персонаж Кирико обладает лицом всех.
Меланхолия прекрасного дня (1913)
Для де Кирико ценнейшими качествами картины было соприкосновение со сном или детской мечтой… Странное соединение мистических идей, тревожных мечтаний, устремленность к ценностям прежде всего внутренней жизни, постоянные ассоциации с античностью (в римской, «цезарианском» ее ощущении), но омертвелой, неподвижной — такой мир становится средой обитания персонажей Джороджо де Кирико. Физически ощущаемое отсутствие воздуха в этих пространствах, странное искусственное освещение, создающее резкие зловещие тени. Кирико утверждал, что подобные миры и фигуры являются ему в видениях.
Де Кирико зовет взглянуть на опустевший, успокоенный, оцепенелый мир, где царят не столько страсти, боль, жизнь или смерть, сколько их отдаленное, затихающее «визуальное эхо». Пейзажи после душевных битв, окаменелые шрамы, трагедии, обернувшиеся мраморными памятниками самим себе. Это усиливается самой живописью, чья фактура гладка и незаметна, жесткой, «втягивающей глаз» перспективой, просторными плоскостями однообразно окрашенных стен, мостовых, неба, крохотных затерянных фигурок, чудящихся если не каменными, то и не вполне живыми. Таким порой в тягостном сне словно бы со стороны видит самого себя человек в опасном, нездешнем пространстве…
Вокзал Монпарнас (1914)
В известной статье 1919 года “Das Unheimliche”, опубликованной в венском журнале “Imago”, Фрейд писал: «Один из наиболее надежных способов вызвать ощущение тревожащей странности — это создать неуверенность насчет того, является ли предстающий нашим глазам персонаж живым существом или же автоматом». Естественно, что самое первое, что вспоминается в связи с этим психологическим наблюдением, — это «автоматические» персонажи Джорджо де Кирико, которые уже были созданы к тому времени, когда опубликована статья Фрейда.
Творчество Кирико было образцом фантастической свободы. Свободы выражения, что естественно, но кроме того, свободы поведения. Поведения по отношению к врагам, но главным образом по отношению к друзьям. Друзья, преисполненные восхищения, отводили ему, как это делал Бретон, ту роль, что была ему совершенно чужда. Кирико был целиком и полностью свободным, «неизлечимо» свободным. В своих пристрастиях. В своих воззрениях. В своих вкусах.
Поэзия — вот что на краткий миг воскресил Кирико в лабиринте нашего рухнувшего града.
Злой гений короля (1915) Метафизический интерьер на заводе (1916) Детский мозг (1917)
расположение
Квартал Монпарнас образует северную часть 14-го округа . В его центре находится бульвар Распай, который разделяет Cimetière Montparnasse на запад и Парижскую обсерваторию на востоке. На северной границе квартала он встречается с оживленным бульваром Монпарнас , которые вместе образуют площадь Пабло-Пикассо. На юге бульвар Сен-Жак , Денфер-Рошро и улица Дагер образуют границу с тремя другими районами 14-го округа. Известные достопримечательности, такие как Gare Montparnasse и Tour Montparnasse , второе по высоте здание в Париже, расположены к западу от границ округа в 15-м округе .
Мон — де — Парнас НУ — де — ла фронда на карте Johannes Janssonius из 1657
Биография
Джорджо был рожден в Греции, городке Волос. Рос будущий художник в атмосфере интеллигентной итальянской семьи, принадлежавшей к древнему роду. Его отец, барон Эваристо де Кирико, флорентийский инженер, строивший железные дороги, мать — из знатного генуэзкого рода. Родители сразу распознали талант сына, поэтому уже с 3 лет маленький де Кирико приобщался родителями к искусству.
С 1903 по 1905 годы получал классическое художественное образование в Афинах. Но начатое образование пришлось прервать в связи со смертью отца, в 1906 семья переезжает в Мюнхен, где де Кирико приступил к занятиям в Художественной академии. Тогда же он увлёкся философией Шопенгауэра и Ницше, живописью Клингера и Беклина, музыкой Вагнера. Это помогло ему создать собственный стиль – метафизическую живопись, которая черпала свое вдохновение из немецкой философии 19 века.
С 1908 по 1911 жил в основном в Италии, во Флоренции. В 1910 году приехал в столицу современного европейского искусства Париж, сблизился с Пикассо и Аполлинером. С 1912 года участвует в выставках Осеннего Салона, а с 1913 года — Салона Независимых. В этот период рождается серия его полотен — «тайн».
С началом Первой мировой войны вернулся в Италию, где его призвали в армию. Не слишком крепкое сложение избавило его от тягот строевой службы, он был определен в госпиталь в Ферраре и мог заниматься живописью. В 1917 году в военном госпитале Феррары подружился с художником Карло Карра, основал вместе с ним движение метафизической живописи.
С 1920-х Де Кирико постоянно принимает участие в оформлении оперных спектаклей. Период 1935-38 гг. Де Кирико проводит в Америке по приглашению коллекционера Дж. Барнеса, организовавшего серию его выставок. Период 1940-41 он проводит в Милане, создав произведения, темы которых были навеяны событиями войны.
С 1944 — навсегда поселился в Риме, где была завершена книга «Воспоминания о моей жизни» — размышления о предназначении художника. В позднем творчестве он остался верен своим поискам 1910-30-х.
В 1950-70-е он много занимался иллюстрированием книг, работал для театров Ла Скала в Милане, Римской Национальной оперы. Лондонской Ковент Гарден, театра в Афинах.
Женат художник был дважды, и оба раза на русских красавицах. В 1924 году связал свою жизнь с балериной Раисой Гуревич, в 1933 году Джорджо де Кирико женился во второй раз на Изабелле Паксзвер, с которой он прожил до конца жизни.
Скончался Джорджо де Кирико в Риме 20 ноября 1978 года.
Примечания
- ↑ 12Victor Ieronim Stoichiţă. [books.google.com/books?id=1ssrLKfPY1wC&pg=PA145 A short history of the shadow]. — Reaktion Books, 1997. — P. 145—148. — 264 p. — ISBN 1861890001.
- ↑ 12John Willats. [books.google.com/books?id=UAKljsHF2DkC&pg=PA360 Art and representation: new principles in the analysis of pictures]. — Princeton University Press, 1997. — P. 360. — 394 p. — ISBN 0691087377.
- James Thrall Soby, Giorgio De Chirico. [books.google.com/books?id=GtnYEBkmkIcC&pg=PA42 The early Chirico]. — Ayer Publishing, 1969, Reprint of 1941. — P. 42—44. — 119 p. — ISBN 0405007361.
- [www.bc.edu/bc_org/avp/cas/ashp/martinppp/chiricoessay1.ppt Abandonding Consensual Perspective: Giorgio di Chirico]
- John Willats. [books.google.com/books?id=6y3TMN8dbtsC&pg=PA204 Making sense of children’s drawings]. — Routledge, 2005. — P. 204—205. — 261 p. — ISBN 0805845372.
- англ. «geometry has been wilfully altered for purposes of poetic suggestion»
- James Thrall Soby, Giorgio De Chirico. [books.google.com/books?id=GtnYEBkmkIcC&pg=PA40 The early Chirico]. — Ayer Publishing, 1969, Reprint of 1941. — P. 40. — 119 p. — ISBN 0405007361.
- [en.museocarlobilotti.it/percorsi/percorsi_per_sale/sala_2/mistero_e_malinconia_di_una_strada_fanciulla_con_cerchio Mistero e malinconia di una strada, fanciulla con cerchio] (англ.). Musei in Comune. — Реплика конца 1960-х. [www.webcitation.org/66ZzG2OoH Архивировано из первоисточника 31 марта 2012].
Метафизическая живопись Джорджо де Кирико
Тревожное путешествие (1913)
С 1913 по 1919 год де Кирико написал серию полотен, объединенных общими сюжетами. Он изображал обезлюдевшие площади городов с тяжелыми таинственными аркадами, которые образовывали глубокие перспективы. Казалось, эти картины могут возникнуть только в зловещем сне: страшные провалы старинных галерей, чересчур резкие тени, пустые дверные и оконные проемы, маленькие одинокие фигуры, призрачные поезда на далеком горизонте. Эти элементы вызывали ощущение глубокой меланхолии и тревоги.
Загадочный мир на полотнах де Кирико порожден усвоенной художником философией З. Фрейда, его теорией самоанализа. Однако художник показывает зрителю сразу конечную фазу, де лает окончательный вывод; он не исследует ступени к истине шаг за шагом. Джорджо де Кирико говорил: «Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное». Таким образом, художник хотел показать в своем творчестве, что реальный мир на самом деле является лишь тонкой оболочкой, под которой скрывается темный и неизведанный мир подсознания, сновидческих символов и неразгаданных призраков.
Вознаграждение предсказателя (1913)
Художник старался как можно точнее изобразить загадочный мир, а символы на полотнах возникали как результат не логического мышления, а абсолютного раскрепощения, практически полного отрыва от реальности. Задача живописца, по мнению де Кирико, состояла в том, чтобы служить проводником, посредником между зрителем и его скрытыми от рационального сознания многозначными символами.
Пустынные пространства, окаменелые декорации демонстрируют человека, обезчеловеченного вещами которые он создал и которые, замороженные в урбанизме, сосредотачивающем в себе угнетающую силу идеологий, опустошают его существо, высасывают его кровь… Более того, отсутствие лица вызывает к жизни новое лицо, присутствие, очеловечивающее даже камни… Поскольку у него нет лица, персонаж Кирико обладает лицом всех.
Меланхолия прекрасного дня (1913)
Для де Кирико ценнейшими качествами картины было соприкосновение со сном или детской мечтой… Странное соединение мистических идей, тревожных мечтаний, устремленность к ценностям прежде всего внутренней жизни, постоянные ассоциации с античностью (в римской, «цезарианском» ее ощущении), но омертвелой, неподвижной — такой мир становится средой обитания персонажей Джороджо де Кирико. Физически ощущаемое отсутствие воздуха в этих пространствах, странное искусственное освещение, создающее резкие зловещие тени. Кирико утверждал, что подобные миры и фигуры являются ему в видениях.
Де Кирико зовет взглянуть на опустевший, успокоенный, оцепенелый мир, где царят не столько страсти, боль, жизнь или смерть, сколько их отдаленное, затихающее «визуальное эхо». Пейзажи после душевных битв, окаменелые шрамы, трагедии, обернувшиеся мраморными памятниками самим себе. Это усиливается самой живописью, чья фактура гладка и незаметна, жесткой, «втягивающей глаз» перспективой, просторными плоскостями однообразно окрашенных стен, мостовых, неба, крохотных затерянных фигурок, чудящихся если не каменными, то и не вполне живыми. Таким порой в тягостном сне словно бы со стороны видит самого себя человек в опасном, нездешнем пространстве…
Вокзал Монпарнас (1914)
В известной статье 1919 года “Das Unheimliche”, опубликованной в венском журнале “Imago”, Фрейд писал: «Один из наиболее надежных способов вызвать ощущение тревожащей странности — это создать неуверенность насчет того, является ли предстающий нашим глазам персонаж живым существом или же автоматом». Естественно, что самое первое, что вспоминается в связи с этим психологическим наблюдением, — это «автоматические» персонажи Джорджо де Кирико, которые уже были созданы к тому времени, когда опубликована статья Фрейда.
Творчество Кирико было образцом фантастической свободы. Свободы выражения, что естественно, но кроме того, свободы поведения. Поведения по отношению к врагам, но главным образом по отношению к друзьям. Друзья, преисполненные восхищения, отводили ему, как это делал Бретон, ту роль, что была ему совершенно чужда. Кирико был целиком и полностью свободным, «неизлечимо» свободным. В своих пристрастиях. В своих воззрениях. В своих вкусах.
Поэзия — вот что на краткий миг воскресил Кирико в лабиринте нашего рухнувшего града.
Злой гений короля (1915) Метафизический интерьер на заводе (1916) Детский мозг (1917)
Творчество
Джорджо де Кирико художник, писатель, иллюстратор, декоратор и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи.
Между 1908 и 1917 де Кирико создал свои самые значительные произведения – серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из совершенно не связанных друг с другом предметов. Даже названия этих работ, такие, как «Ностальгия по бесконечности» (1913) и «Меланхолия улицы»(1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности.
С середины 1920-х годов де Кирико, помимо станковой живописи, занялся декорациями для антрепризы С. Дягилева и крупнейших театров Европы.
Культура и достопримечательности
театр
Самый большой кластер театров в районе можно найти вокруг Rue de la Gaité и бульвара Эдгара Кине. The Théâtre de Poche , самый маленький театр в Париже, расположен прямо на бульваре Монпарнас .
Музеи
У подножия башни Монпарнас в Музее Бурделя представлены работы скульптора Антуана Бурделя , который жил здесь и дал улице название — Rue Antoine-Bourdelle.
Музей Монпарнаса на авеню дю Мэн, некоммерческий и частный художественный музей был открыт в 1998 году, опирается на финансовую поддержку со стороны районной мэрии. В нем представлена коллекция произведений искусства, сделанных художниками, любителями искусства и друзьями из района. На временной выставке Montparnasse déporté летом 2005 года под патронатом президента Ширака впервые были представлены произведения изобразительного искусства еврейских художников из района, пострадавших от нацистских преследований.
Собственно говоря, музей Института Луи Пастера уже принадлежит району Вожирар.
Здания
На Монпарнасе стоит увидеть такие здания, как Парижская обсерватория (17 век), бывшие таможни Леду (17 век) и туннели бывших подземных карьеров, которые с 1785 года были превращены в катакомбы , как на площади Денфер-Рошро, так и многие другие. художественный фонд Fondation Cartier архитектора Жана Нувеля на бульваре Распай и высотное здание Tour Montparnasse со смотровой площадкой высотой 209 м.
Зеленые поля
Самая большая зеленая зона на Монпарнасе — это кладбище Монпарнас , где отдыхают, среди прочих, Шарль Бодлер , Жан-Поль Сартр , Симона де Бовуар , Альфред Дрейфус и Самуэль Беккет .
Еще одно зеленое пространство — это Jardin Atlantique , общественный парк, созданный на крыше железнодорожного вокзала Монпарнас.
гастрономия
Поскольку вокзал Монпарнас соединил Париж с Бретанью, многие жители Бретани поселились в этом районе в 19 веке, поэтому здесь много бретонских ресторанов, где готовят блины и галетты .
Виды спорта
Еженедельный трехчасовой тур на роликовых коньках по Парижу начинается по пятницам в 22:00 на площади перед вокзалом Монпарнас .
Другие работы Джорджо де Кирико
Пьяцца д’Италия с конной статуей Счастье возвращения Святая рыба Философ и поэт Меланхолия Евангелический натюрморт Берег Фессалии Дом в доме Метафизический интерьер с умирающим солнцем Метафизический треугольник Мебель в долине Портрет мужчиныНатюрмотрт (1929) Натюрмотрт со скалистым пейзажем (1942)Сон меняется (1913)
Использованная литература:
Ванейгем М. Трактат об умении жить для молодых поколений
Грицанов А.А., Можейко М.А. Энциклопедия постмодернизма
Дубина В.Б. Пространство другими словами
Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века
Нюридсани М. Сальвадор Дали
Останина Е. Мастера авангарда
Цветков А. Антология современного анархизма и левого радикализма
Якимович А. Сюрреализм и фрейдизм
Википедия