Алексей лебедев: «ученый художник рисует то, что видит, а наивный

Клавдий лебедев: жизнь и творчество художника

Содержание книги — Русская история в картинах. Клавдий Лебедев

Русская история в картинах. Клавдий Лебедев — описание и краткое содержание, автор , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки
paraknig.me

Сто лет назад в издательстве И.Д. Сытина вышла серия плакатов, посвященных русской истории, с иллюстрациями Сурикова, Васнецова, Маковского, Лебедева и других русских художников. К 100-летию этого издания мы подготовили серию наборов репродукций исторических картин русских живописцев, в которую вошли не только «сытинские» полотна, но и многие другие. Каждая картина сопровождается подробным описанием сюжета. Подборка охватывает весь период русской истории — от IX века до начала XX века. Около 400 полотен представляют наиболее полную подборку исторической живописи и будут незаменимы как для учителей истории, так и для родителей.
В набор вошли репродукции лучших картин русского живописца Клавдия Васильевича Лебедева, посвященных русской истории, реконструкции быта и реалий минувших столетий.
1. Клавдий Лебедев. Ночь на Ивана Купалу
2. Клавдий Лебедев. Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года. 1903
3. Клавдий Лебедев. Свидание Киевского князя Святослава с византийским императором Иваном Цимисхием
4. Клавдий Лебедев. Убиение двух варягов. 1903
5. Клавдий Лебедев. Крещение киевлян
6. Клавдий Лебедев. Проповедь христианина. 1908
7. Клавдий Лебедев. Вече в Новгороде. 1907
8. Клавдий Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889
9. Клавдий Лебедев. Царь Иван IV Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи. 1898
10. Клавдий Лебедев. Поход Ермака. 1907
11. Клавдий Лебедев. Освоение русскими новых земель
12. Клавдий Лебедев. Боярская свадьба. 1883
13. Клавдий Лебедев. К боярину с наветом. 1904
14. Клавдий Лебедев. Грозный в Александровской слободе
15. Клавдий Лебедев. Христа ради юродивый (Василий Блаженный). 1902
16. Клавдий Лебедев. Иван Грозный и Малюта Скуратов посещают боярина Морозова в темнице. 1891
17. Клавдий Лебедев. Пожалование из рядовых сокольников в начальные
18. Клавдий Лебедев. Молодой Петр I и сокольничий
19. Клавдий Лебедев. Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов. 1902
20. Клавдий Лебедев. Царевна Софья получает у Троицы письмо Василия Голицына
21. Клавдий Лебедев. Петр I в Саардаме обучается на корабельной верфи
22. Клавдий Лебедев. Ассамблея при дворе Петра I
23. Клавдий Лебедев. Отмена крепостного права
24. Клавдий Лебедев. Причащение Святых Таинств императора Николая II Александровича во время священного коронования

Содержание

  • Слайд 1

    Автор виртуальной экскурсии: Ведерникова Наталья Ивановна
    МОАУ «Моготская СОШ» Тындинского района Амурской области

  • Слайд 2

    28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира (960-1015), братские народы России, Украины и Белоруссии отмечают памятную дату — День Крещения Руси.

    Это событие всегда интересовало художников. Сюжет, связанный с Крещением Руси привлекал своей масштабностью и накалом чувств и эмоций участников.

  • Слайд 3

    Высокая одухотворенность и подвижничество первых христиан в преддверии Крещения, символический рассвет на Востоке как предвосхищение События.

  • Слайд 4

    Акимов Иван Акимович. Крещение княгини Ольги в Константинополе (1792, эскиз)

    Первой представительницей княжеской семьи, принявшей Православие была Великая княгиня Ольга.
    Сюжет Крещения равноапостольной княгини присутствует в творчестве многих художников

  • Слайд 5

    Кириллов Сергей Алексеевич. Княгиня Ольга (Крещение). Первая часть трилогии «Святая Русь» (1993)

    Современным художникам тоже интересен этот сюжет
    На полотне перед нами предстает сильная женщина, способная на духовный подвиг

  • Слайд 6

    Легенда о выборе веры князем Владимиром нашла отражение и в живописи

  • Слайд 7

    Иванов Андрей Иванович «Крещение Великого князя Владимира в Корсуни» (1829)

    Классический сюжет о принятии крещения князем Владимиром

  • Слайд 8

    Васнецов Виктор Михайлович «Крещение князя Владимира» Фреска Владимирского собора (Киев) (конец 1880-х)

    Фреска стала одной из центральных композиций собора, в основу программы отделки которого «было положено осмысление религиозной истории России и её включённости в мировую культуру и историю через Византию

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    http://www.orangestone.com.ua/wp-content/uploads/2011/12/woody.png — рамка
    http://gallerix.ru/fullpic/0ff131409a113dceee787e5646e4211d/ — Перов В. Первые христиане в Киеве
    http://azbyka.ru/foto/files/1/0/3/5/6/18_original.jpg — Эггинк И.Великий князь Владимир выбирает веру
    http://azbyka.ru/foto/files/1/0/3/5/6/19.jpg — Акимов И.А. Крещение княгини Ольги в Константинополе
    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/Kirillov_knyaginya_olga.jpg?uselang=ru — Кириллов Сергей Алексеевич. Княгиня Ольга (Крещение)
    http://runivers.ru/upload/iblock/b5c/20120110_ill.jpg — Бронников Федор Андреевич «Крещение князя Владимира»
    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/833/50833563_Kreschenie_velikogo_knyazya_Vladimira_v_Korsuni_1829_g.jpg — Иванов Андрей Иванович «Крещение Великого князя Владимира в Корсуни»
    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/Vasnetsov_Bapt_Vladimir.jpg — фреска В.М. Васнецова «Крещение князя Владмира»
    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9f/Lebedev_baptism.jpg — Лебедев, Крещение киевлян

Посмотреть все слайды

Почему византийский обряд?

Теперь к тому, почему князь выбрал греческий обряд христианства. Мне кажется, что это было соединение случайностей и закономерностей. Обстоятельства были такими, что Византия — мощное и влиятельное государство не только в регионе, но и во всей Европе. Это сосед, который манил киевских князей с их грабительскими походами (Аскольд, Олег, Игорь, Святослав), но при этом и империя, с которой Русь понемногу брала пример.

Все чаще страны заключали договора, но только «брачная дипломатия» могла дать более надёжное партнёрство. Так Владимир решил взять в жены Анну, а для этого пришлось принять христианство. Это из обстоятельств, не зависящих от непосредственной воли князя.

Но мне кажется, что и был факт выбора. Что же привлекло Владимира в христианстве? То, что духовная власть не была выше светской. В Риме Папа имел непосредственное влияние на королей, а тут никакой патриарх или митрополит не могли указывать князю направления политики. В итоге, князь даже пожертвовал своей любовью к многоженству (допустимому в язычестве).

Василий Перов «Первые христиане в Киеве»

Почти хрестоматийные картины

   Надо сказать, что художник довольно много работал над темами церковной и религиозной живописи. Его кисти принадлежат иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле, росписи Вознесенского собора в городе Елец. Более ста созданных художником эскизов и рисунков хранятся в собрании церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Оригинальные акварели и рисунки Лебедева есть в музее истории религии.

   Он иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива». Участвовал в иллюстрировании многотомного издания «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Был штатным художником издательского товарищества И Д. Сытина.

   Именно изображения соколиной охоты и царских сокольничих, созданные для книги о царской охоте, прославили его имя. С тех пор воспроизведение лебедевской версии стало почти хрестоматийным. И по заслугам: композиция торжественной царской кавалькады не только точна по построению, но и предельно живописна.

  Среди самых известных работ Клавдия Лебедева – иллюстрации к «Бахчисарайскому фонтану» Александра Пушкина и «Князю Серебряному» Алексея Толстого. Рисунки Лебедева публиковались в «Историческом вестнике», в журналах «Нива» и «Солнце России»…

Клавдий Лебедев взял за основу сюжета трагический период в истории Новгорода

В основу картины «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» художник Клавдий Лебедев положил  трагический период в истории Новгорода. Речь идёт о падении боярской республики и покорении её Московским государством. Впервые эта работа была представлена в 1891 году на XIX выставке передвижников и с тех пор, к великому сожалению любителей искусства, практически не выставлялась.

  Обратиться к столь масштабной теме художника заставил пример Василия Сурикова и, прежде всего, его знаменитая «Боярыня Морозова». Видимо, мастеру тоже хотелось показать сильную духом женщину, способную пережить любые испытания.

  На картине изображён последний момент крушения всякой надежды новгородцев на восстановление самостоятельности их республики.

 Огромная площадь заполнена народом, который ничего не может сделать и молча провожает колокол. На переднем плане можно увидеть лежащих на снегу под стражей новгородцев, которые пытались оказать сопротивление воле московского правителя.

   Главный персонаж густонаселённого полотна — боярыня Марфа Борецкая, более известная в истории как Марфа Посадница. Кажется, что фигура женщины источает силу и скорбь, а гордо поднятая голова свидетельствует, что она не смирилась. Слева от неё великий князь Московский Иван III, рядом с ним в доспехах — московский воевода. С бумагой – дьяк: он зачитывает обвинения против Марфы. В центре картины виден символ политической самостоятельности Новгорода — колокол, который сняли со звонницы и собираются увезти в Москву.

Клавдий Васильевич Лебедев

1852-1916

Имя этого художника сегодня известно не многим. Однако в свое время, на рубеже XIX – XX веков, Лебедев был известен среди художников как один из лучших рисовальщиков. Он трудился над иллюстрированием нескольких книжных изданий. К.В. Лебедев в своем творчестве отразил многие исторические события. В художественных образах он излагал свое видение отечественной истории. За работу «Смерть царя Федора Алексеевича» в 1897 году Лебедев был удостоен звания академика.

Художник Клавдий Васильевич Лебедев родился в 1852 году в крестьянской семье. Отец Клавдия Васильевича был церковным живописцем, и это оказало большое влияние на будущий выбор жизненного пути сыном.

Увы, но информация о детстве и юношестве художника отсутствует. 

Где-то в начале семидесятых годов девятнадцатого века Клавдий начал учиться в Строгановском училище рисования, в 1875 году он продолжил своё образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали В. Маковский, В. Перов и Е. Сорокин. Учителя отмечали Лебедева, как безусловно талантливого начинающего художника.

С 1877 года Клавдий Васильевич принимает участие в выставках, которые организует училище и Императорская Академия художеств.

С 1891 года – действующий член объединения Товарищества передвижных художественных выставок. В этот период в его творчестве появляется ряд остросоциальных работ. Так же  художник начинает работу над оформлением храмов. Сначала был Вознесенский собор в Ельце, построенный известнейшим архитектором  Константином Тоном.  Собор возводился 44 года, а его роспись заняла долгие шесть лет. Стены собора украсили 220 настенных росписей К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.

В начале девяностых годов Лебедев становится преподавателем Московского училища живописи, а в 1896 году его назначили профессором натурного класса Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств. В 1897 году Лебедеву присвоено звание академика. С 1906 года – действительный член Академии художеств.

Умер 21 сентября 1916 года.

Художник написал множество картин на исторические темы, были ещё очень удачные работы для Товарищества передвижных художественных выставок, иллюстрации к произведениям известных литераторов, охотничьи сценки и т.д.

К сожалению, картины из жизни боярышень и князей были преданы забвению – во времена СССР такая живопись была просто не востребована, а потом уже время взяло своё и этот огромный красивый пласт в живописи от Клавдия Лебедева был просто забыт.

Искусствоведы пишут, что творчество Клавдия Васильевича Лебедева нельзя считать значимым явлением в русской культуре. При этом оно заслуживает внимания всякого, кто интересуется живописью девятнадцатого века и историей «передвижничества».

В экспозиции музея Н.А. Ярошенко есть несколько работ художника. Это живописные работы «В вагоне», этюд «Рабочий» – картины, повествующие о новых явлениях в жизни  общества.

Положение женщины – популярная тема в творчестве передвижников отображена в картине «В вагоне»

Нарождающийся  революционный тип, с заостренными типическими чертами откровенного недовольства и ярко выраженной агрессии – «Рабочий»

Трагичен образ девочки-сиротки

В графических работах  – боярские типажи, характерные для целого ряда исторических произведений.

Становление Лебедева как художника

Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967) родился в Санкт-Петербурге в семье механика. Именно в семье он научился ценить умение человека работать, быть профессионалом. Сам выучился многим ремеслам, имел глубокие и разносторонние профессиональные знания. В рисовании любил точность, тщательно изображал каждую деталь. Особенно в том случае, когда это касалось машин. Здесь они с Маршаком были очень похожи.

Впоследствии В. Курдов, называвший себя учеником В. Лебедева, скажет: «Нашу работу Лебедев рассматривал, по существу, как следствие ремесла, приравнивал наш труд к труду рабочего…». С ним нельзя не согласиться, имея в виду ту физическую силу, то мастерство, которое вырабатывается годами, то терпение, которое художник вкладывает в создание своего произведения, то время, которое он тратит, чтобы глубоко познать изображаемое.

Требование глубины познания Лебедев относил прежде всего к себе. У него не было академической художественной подготовки, систематического художественного образования. Он учился в частных школах и студиях, преподавал сам, наблюдая за тем, как работают его ученики. Но это не помешало ему стать народным художником РСФСР и от коллег получить такие определения, как «признанный мастер», «крупный живописец», «знаменитый автор политических плакатов», «замечательный редактор», создавший свою школу, свое направление в иллюстрировании детской книги. Впоследствии его назовут «великим художником детской книги», «королем детской книги». И это будут заслуженные, проверенные временем определения . Всего этого он добивался трудом.

Выразительный словесный портрет В. Лебедева создан Б. Семеновым: «Я смотрел на его сильные руки в закатанных по локти рукавах, как на руки Зевса, который может создать все, что только пожелает. Умелые его пальцы действительно были способны на любую трудную работу, он сам сколачивал подрамники, натягивал холсты, строгал, чинил и склеивал мебель и этими же руками создавал, будто из воздуха, свои рисунки, где вы не найдете ничего приблизительного, ни одной неверной нотки» .

Марфа Посадница

   Марфа Семёновна (по другим источникам Ивановна) Борецкая, известная под именем Марфы Посадницы, была, как бы сейчас сказали, одним из лидеров новгородской оппозиции московского царя Ивана III.

  Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, история не сохранила его фамилии. В этом браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, которые утонули на Карельском берегу Белого моря.

  После смерти супруга, она выходит замуж за новгородского посадника Исаака Борецкого и рожает от него троих детей: сыновей Дмитрия и Фёдора и дочь Ксению. Последнее упоминание о супруге в новгородских архивах можно встретить в 1456 году. Вероятно вскоре после этой даты Марфа вновь становится вдовой.

   К слову, официально Марфа Борецкая никогда не была правительницей. Считается, что прозвище «Посадница» «было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики». Но нельзя забывать, что по нормам древнерусского языка слово «посадница» прежде всего означало лишь жену посадника и прозвищем не являлось.

Школа Лебедева

В. В. Лебедев, уже опытный к тому времени художник, создал в двадцатые-тридцатые годы собственную «лебедевскую школу». У него начали учиться работать в книге молодые художники, из них многие были талантливыми живописцами: Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Валентин Курдов, к числу его учеников принадлежали многие, в том числе Евгения Эвенбах, Татьяна Шишмарёва.

«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод «живописным реализмом», понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из нее черпая свои темы и образы..опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать «графическим реализмом» творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы и Н.Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата». Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920—1930-х годов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках / Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001
  • Сопоцинский О. К. В. Лебедев. — М.; Л., 1948
  • Пушкарев В. Незабытые картины. Творчество передвижника К. В. Лебедева (1852-1916) // Наше Наследие. — 1996
  • Карпова Т. Ветхий и Новый Завет в иллюстрациях Клавдия Лебедева. (О серии акварелей (1909) К. В. Лебедева к Ветхому и Новому Заветам из собрания акад. Н. Д. Зелинского) // Наше Наследие. — 1996
  • Аксенова Г. В. «Крепко верил в себя» // Московский журнал. — 2013

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, , 

Клавдий Лебедев: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Клавдий Лебедев: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Детство и учеба: «Рисовать я начал с четырех-пяти лет»


Владимир Лебедев. Обложка книги Степана Кондурушкина «Лев и бык». Петроград: издательство «Огни», 1918


Владимир Лебедев. Натюрморт с палитрой (фрагмент). 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Владимир Лебедев. Обложка сборника «Елка» с иллюстрациями художников Юрия Анненкова, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Виктора Замирайло, Владимира Лебедева, Бориса Лебедева, Бориса Попова, Ивана Пуни, Алексея Радакова, Ильи Репина, Владислава Ходасевича и Сергея Чехонина. Петроград: издательство «Парус», 1918

Владимир Лебедев родился 26 мая 1891 года в Петербурге. Его отец Василий Лебедев был механиком, а мать – домохозяйкой.

Все детство Владимир Лебедев провел в родном Петербурге. Он получил образование в Петровском коммерческом училище. В свободное время будущий художник занимался спортом – футболом и боксом, много рисовал, брал уроки у разных живописцев. Лебедев вспоминал: «Рисовать я начал, по рассказам родителей, с четырех-пяти лет. Проделывал я это сле­дующим образом: раскладывал на полу бумагу, а сам ложился на живот и «творил» бата­лии и лошадей, причем начинал рисовать лошадей всегда с хвоста».

Владимир Лебедев увлекался военной историей, хотел стать художником-баталистом. Сначала он был учеником частной школы А. И. Титова, где его научили рисовать обнаженную натуру, а с 1910 года стал посещать мастерскую баталиста Франца Рубо. Кроме него в этой мастерской учились живописцы Лев Бруни, Петр Львов и Михаил Авилов.

В том же 1912 году Лебедев поступил в Академию художеств, но занятия он посещал редко. Позднее он вспоминал: «Я в Ака­демии не нашел ни среды, ни профессуры. И она не вызывает у меня воспоминаний. Благодарен я только ее хорошей библиотеке». В это время иллюстрации к детским произведениям и политические карикатуры художника уже публиковали в журналах «Галчонок», «Аргус», «Новый Сатирикон».

Лебедев часто посещал выставки и салоны. К столетию Отечественной войны 1812 года, Французский институт в Петербурге и журнал «Аполлон» собрали около тысячи картин, рисунков и скульптур французских живописцев. Выставка этих предметов под названием «Сто лет французской живописи (1812—1912)» повлияла на творчество художника. Биограф Всеволод Петров писал: «Так возникли у Лебедева глубокие и прочные связи с французской художественной тради­цией, впоследствии укрепившиеся и прошедшие сквозь всю его жизнь».

В конце 1910-х Владимир Лебедев увлекся авангардом. Его работы этого периода, в том числе «Натюрморт с палитрой», написаны в стиле кубизма. С 1918 года он начал преподавать в Академии художеств, которую советское правительство преобразовало в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (сейчас – Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). В этом же году в издательстве «Огни» вышла первая книга с иллюстрациями Лебедева – арабская сказка «Лев и бык».

После издания «Льва и быка» Лебедев вместе с Ильем Репиным, Сергеем Чехониным, Александром Бенуа и другими художниками проиллюстрировал первую советскую книгу для детей – сборник «Елка».

биография

Мальчиком он начал рисовать открытки, которые продавались в магазине в Санкт-Петербурге . В возрасте девятнадцати лет он провел свою первую выставку в Академии изящных искусств. В 1913 году он начал работать художником-карикатуристом в нескольких сатирических газетах, в том числе в знаменитой «Сатирикон». К этому времени он уже был плодовитым иллюстратором детских журналов «Галка» (Галчонок), «Синий журнал» (Синий Журнал), «Все журналы» (Журнал для всех) и «Аргус» (Аргус). В 1917 году проиллюстрировал детскую книгу «Лев и бык». С 1920 по 1922 год работал в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) и «Отдел агитации» (Агитпроп), создавая агитационные плакаты. В 1920-е годы поддерживал дружеские отношения. со многими деятелями своего времени, такими как Татлин , Иван Пуни , Казимир Малевич , Владимир Маяковский и литературный критик Николай Пунин , а в 1915 году он женился на скульпторе Сарре Лебедевой .

В 20-е годы он получил титул «Король детской книги»

Пионер в области детской иллюстрации, он позже скажет о влиянии своих работ: «Я все еще считаю, что положительно повлиял на создание новой советской детской книги, и, что более важно, эта книга приобрела свой собственный характер». Николай Пунин, написавший первую монографию о Владимире Васильевиче Лебедеве, охарактеризовал его как одного из важнейших иллюстраторов того времени: «После блестящих опытов с« Цирком »,« Мороженым »и рядом других детских книг, написанных им, книжные магазины представили цвета с множеством имитаций его примеров, а иллюстрации из книг отступающей культурной традиции — все иллюстрации из «Мира искусства» — бледнели по сравнению и, с точки зрения формы, начали казаться беспомощными, чрезмерно связана с эстетикой и отсутствие выражения .
». В 1930-1940 годах он написал множество портретов своих друзей, профессиональных и спортивных моделей

Сам любит заниматься спортом. С конца 1930-х годов он начал использовать более насыщенные цвета и более толстые слои краски, создавая эффекты, напоминающие работы Ренуара .

В 1930-1940 годах он написал множество портретов своих друзей, профессиональных и спортивных моделей. Сам любит заниматься спортом. С конца 1930-х годов он начал использовать более насыщенные цвета и более толстые слои краски, создавая эффекты, напоминающие работы Ренуара .

Как и многие художники и писатели, работавшие при сталинизме , он столкнулся с официальной цензурой. Книга « Внутри радуги. Российская детская литература 1920-35: красивые книги, ужасные времена», предложенная голландским издательством «Пегас», подробно описывает угрозы, сделанные советскими властями в адрес Лебедева. Книга рецензируется в The Guardian и The Financial Times , а также в других публикациях.

В 2012 году его работы были включены в выставку в Музее современного искусства .

«Окна сатиры РОСТА»


Владимир Лебедев. Первомайское шествие рабочих (фрагмент). Плакат для агитационных окон Российского Телеграфного Агентства (РОСТА). 1921. Изображение: artchive.ru


Владимир Лебедев. Работать надо – винтовка рядом (фрагмент). Плакат для агитационных окон Российского Телеграфного Агентства (РОСТА). 1920. Изображение: gallerix.ru


Владимир Лебедев. Капиталист Запада рвет на себе волосы по поводу Второго Съезда Коминтерна. Плакат для агитационных окон Российского Телеграфного Агентства (РОСТА). 1919–1921. Изображение: design-union-spb.ru

В 1920-х Лебедев работал в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), сотрудничал с сатирическими журналами большевиков, где публиковали его политические карикатуры. Рисовал художник и агитационные плакаты. Свою первую работу такого типа он создал еще в 1917 году. Тогда он участвовал в конкурсе Временного правительства на лучший рекламный плакат государственного кредита «Заём Свободы». Лебедев не выиграл, однако уже в следующем 1918 году он создал плакат-панно к годовщине Октябрьской революции, который вывесили в Петрограде на Невском проспекте.

В сентябре 1919 года в Москве начал работать плакатный отдел Российского телеграфного агентства. Спустя несколько месяцев его филиал появился в Петрограде. Владимир Лебедев работал там с весны 1920 года. Вместе с Владимиром Козлинским и Львом Бродаты он был одним из ведущих художников организации. В серии «Окна сатиры РОСТА» вышло около 600 плакатов Лебедева. Их вывешивали на улицах Петрограда, в рабочих клубах, на агитпоездах и пароходах. Ранние плакаты художника напоминали его карикатуры для журнала «Новый Сатирикон». Их героями выступали белогвардейцы, бывшие дворяне и мародеры. В произведениях 1920-х годов чувствовалось влияние кубизма, от которого художник взял лаконичность форм и новые композиционные решения — свободное размещение фигур на холсте. Интересовался Лебедев и творчеством Казимира Малевича. Книжный график Валерий Траугот писал: «И лебедевские «окна» РОСТА, и, главное, лебедевская книга находились под огромным влиянием Малевича. Лебедев целиком использовал приём Малевича, его творческую выдумку. От себя он внёс тонкий цвет». Среди сохранившихся до наших дней плакатов художника – «На страже Октября», «Работать надо – винтовка рядом», «Капиталист Запада рвет на себе волосы по поводу Второго Съезда Коминтерна».

Богатая вдова и политик

    Марфа была очень богата. От обоих мужей ей досталось много земель, к тому же она и сама владела обширными наследственными землями по берегам Двины и Студёного моря. Кроме того, боярыня увеличивала свои владения за счёт собственных прикупов земель. В общем, к 70-м годам XV в. по размерам своих владений Марфа была третьей после новгородского владыки и монастырей.

    Впервые о ней как о политике в Новгороде услышали в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского. Она поддерживала Пимена, но тот не получил сан. Архиепископом Новгородским становится Феофил, которого посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия и сама Марфа.

   К слову, Марфа не единственная женщина, которая выходит на политическую арену и становится неформальным лидером боярской оппозиции к Москве. Её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: жена боярина Ивана Григорьевича Анастасия и жена посадника Андрея Горшкова Евфимия.

Внешние факторы

Теперь разберем, какое влияние оказало христианство на историю Руси и всей Восточной Европы. Начнем с того, как это изменило внешнюю политику.

В X веке Русь, довольно большое государство на задворках Европы считалось отсталым, варварским, поскольку все вокруг уже были монотеистами (верили в одного бога), а славяне до сих пор имели богатый пантеон. Для византийцев, германцев и даже поляков это уже был пройденный этап. Отстающим всегда сложно строить равные отношения. С принятием христианства Русь стала полноценным участником европейских средневековых отношений.

Второй момент в том, что в Средние века монарх должен был обязательно быть посвящен на престол Богом, то есть, по сути, его главным представителем на земле: патриархом (в византийском обряде) или Папой Римским. Киевского князя никто не благословлял, а значит, он не правитель в средневековом понимании. С принятием христианства Рюриковичи вошли в европейскую “королевскую семью”.

Запад был безумно рад принятию нами христианства, пусть и не из Рима. Теперь династии получили “свежую кровь”, можно было отдавать своих сыновей и дочерей за детей князей Руси. Активно развивается брачная дипломатия, а князь Ярослав Мудрый и вовсе получил прозвище “тесть Европы”.

Клавдий Лебедев «Крещение киевлян»

Детская книга

Детский отдел Госиздата, созданный в Петрограде в конце 1924 г., размещался на Невском пр., д.28, в Доме кoмпании «Зингер». Его возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга 19 века.

Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х гг. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга — уникальное явление в книжном искусстве 20 века, не имеющее аналогов на Западе. Художники — М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, О. В. Розанова, П. Н. Филонов — опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок.

Литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918–1919 гг. книгопечатная артель «Сегодня». , с которой сотрудничали художники В. М. Ермолаева и Н. Ф. Лапшин.. Значительная роль в создании детской книги 1920-х гг. принадлежит частному издательству «Радуга» , возглавляемому известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он и привлёк в издательство К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу «Мира искусства»: С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Конашевич, Б. Кустодиев, Е. Кругликова, М. Цехановский. Именно в этом издательстве вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.

В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Как мастер, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. С. Я. Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Олейников, Корней Чуковский, Л. Пантелеев, Борис Житков, Евгений Шварц,Виталий Бианки, Николай Тихонов, Михаил Зощенко, Ольга Берггольц , Вениамин Каверин и другие. Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра — «познавательных» книг для детей.

В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.

Детское восприятие рисунков

Путь творческого человека всегда сложен. Первый сигнал, первый звонок прозвенел для Лебедева в середине 20-х годов. Мне неизвестно, услышал ли его художник

Но нам, сегодняшним, его нужно услышать и еще раз обратить внимание на то, как неоднозначно и содержание, и оформление книги действуют на читателя, как различно восприятие взрослого и маленького человека и даже восприятие детей одного и того же или близкого возраста

Сегодня много говорится о губительном воздействии на детей теле- и видеопродукции. Но почти никто не изучает, как воздействуют на ребенка иллюстрации, выполненные в разных техниках, коих сейчас множество. Обращение к феномену Лебедева в этом плане весьма показательно.

Отдельная благодарность Е. Штейнеру, который нашел и опубликовал избранные фрагменты из материалов, собранных работниками Института детского чтения в 20-е годы. Эти материалы должны были стать основой для серьезного исследования особенностей восприятия художественной иллюстрированной книги детьми. Не стали. Институт прекратил свое существование. Указанные материалы показывают, как воспринимались иллюстрации В. Лебедева к «Слоненку». Дети не поняли их.

Плакатная, плоскостная техника, сочетание серого и черного, т.е. мрачных для детских глаз цветов, были не только новыми для них, они вызывали совсем не те ассоциации, которые, видимо, представлялись художнику. Дети видели фигуры животных как бы разрезанными на части.

Как пишет Е

Штейнер, внимание привлекала не сама фигура, а те кусочки, которые, на взгляд детей, «отлетели» от нее. Проводившие эксперимент фиксировали детский восторг по поводу «расчленения» рисунка. Современный автор предполагает, что такие картинки «внедряли в подсознание зрителя чувство разорванности бытия» (выделено мной

— З.Г.). «И это чувство разорванности, нарушения естественного течения органической жизни перетекало из детских книжек в детские головки»

Современный автор предполагает, что такие картинки «внедряли в подсознание зрителя чувство разорванности бытия» (выделено мной. — З.Г.). «И это чувство разорванности, нарушения естественного течения органической жизни перетекало из детских книжек в детские головки» .

Детское восприятие рисунков отнюдь не умаляет сделанного художником. Оно свидетельство того, как непредсказуем ребенок в своих отношениях с книгой, как внимательно и провидчески грамотно должен работать взрослый, создавая книгу для детей. Увлекаясь техникой иллюстрации, поисками собственного стиля, будучи мастером, но не будучи педагогом по образу мысли и восприятию детства, Владимир Васильевич не уловил, не почувствовал, что те, для кого он работает, могут не понять его или понять превратно. Но не эти — другие, новой силы потрясения ждали художника впереди.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: