Вдохновители
Работу мысли художника питали не только классическое образование и красота природы. С детства Константин с большим удовольствием читал русские былины, сказания о подвигах богатырей. Свой вклад в становление мировоззрения художника внесли и произведения великих писателей: Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева.
Огромным источником вдохновения стала музыка. Некоторые картины Константина Васильева иллюстрируют произведения великих мастеров. Он создал графический цикл работ к опере «Кольцо Нибелунгов» Рихарда Вагнера, портреты великих композиторов: Шостаковича, Римского-Корсакого, Бетховена, Скрябина.
Биография художника Константина Алексеевича Васильева
Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, во время оккупации. Его отец, Алексей Алексеевич, до войны трудился главным инженером на одном из майкопских заводов, а во время войны ушёл к партизанам.
В 1946 году у супругов Васильевых родилась сестра Валентина. В 1949 году семья переехала в поселок Васильево под Казанью. В 1950 году у Константина появилась ещё одна сестра – Людмила.
Костя Васильев рисовал с самого раннего детства и когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его отправили в школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.
Три года Константин Васильев изучал живопись в Москве, но тут сильно заболел Алексей Алексеевич, и мать потребовала, чтобы сын вернулся домой.
Константин перевелся на второй курс Казанского художественного училища.
После окончания училища художник увлекся сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи.
Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д.
Вот тогда и появились те картины, которые я сегодня хочу предложить вашему вниманию. Безусловно, это не всё творческое наследие художника. Я включил в свою галерею наиболее известные (за исключением автопортрета) работы художника.
В 1976 году Константин Васильев трагически погиб – попал под проходящий поезд вместе со своим другом.
А теперь давайте перейдем к обещанным ранее картинам.
Русские легенды и предания
Художник Васильев Константин картины писал очень спорные. Возьмем, например, полотно «Илья Муромец — борец с христианской чумой».
В католические добрые времена его бы сразу отравили на костер, православные помедлили бы с недельку, но тоже бы не постеснялись с расправой. А так добрый молодец борется за родные отеческие установления. И что ж он делает? Посшибал золотые маковки с киевских церквей, исполненный веры, что борется за правое дело. Грозен его лик. Он осматривается, куда еще приложить свою силушку. Он уверен в своей правоте, силе, нравственной и житейской мудрости. На пиру он рассердился на князя Владимира, попал за дерзость в темницу, вышел и начал мстить за несправедливое поругание. Илья Муромец — это неукротимая вольная русская душа, которая еще долго будет отрекаться от насильственного крещения, вспоминать своих исконных богов, молиться им, прячась в глухих северных лесах.
Описание 4
Картина представляет собой красочный натюрморт
Притягивает внимание целостностью, гармонией в компоновке и умело подобранной цветовой палитрой. При знакомстве с работой, чувствуется индивидуальный стиль мастера
Это выражается не только в интересной детализации объектов, но и в манере наложения красок на холст. Автор нарочно сделал фон бледно-персиковым в теплых тонах, так как за счет этого вся композиция становится выразительной, колоритной, глубокой, наполняется теплым светом и окунает зрителя в живописную природу.
Центральным элементом является стеклянная ваза грушевидной формы, в которую поставлены только что сорванные, благоухающие, полевые цветы. Их цветовая гамма приятна глазу, здесь можно увидеть и нежно-розовые венчики, и серебристо-белые, а немного пониже, у самого горлышка сосуда, виднеется ярко-оранжевые. Стебли изящные и аккуратные, а лепестки настолько совершенные, что кажется будто через холст пробивается аромат летней свежести. Вокруг вазы расположились сочные наливные яблоки, которые уравновешивают композицию и делают натюрморт более богатым и насыщенным. На заднем плане лежит гроздь спелого винограда с тонкими, вьющимися почти незаметными усиками. А его широкие и крупные ярко-зеленые листья заботливо склонились над ним. На переднем плане можно заметить чуть спадающую, отличающуюся своей утонченностью, красную и белую смородину.
Художник не обошелся и без фауны, которую он исполнил во всем своем великолепии. На виноградной лозе сидит любознательная маленькая птичка с голубоватым оперением, склонившаяся над ароматным и аппетитным яблоком. Миниатюрная красавица придает живость картине. Вокруг такого обилия красок и запахов порхают две бабочки, прилетевшие на чудный аромат цветов. Если внимательно присмотреться, то на одном из яблок можно заметить крошечное насекомое, которое уже хочет попробовать сладкую мякоть фруктов.
Особое внимание следует обратить на детали данного полотна. Маленькие капельки воды на столе, словно утренние росинки, олицетворяющие свежесть и первозданную красоту
Подробно расписаны тычинки и пестики цветка, прожилки на лепестках, сердцевина яблока, игра бликов и колоритное сочетание. Всё это наполняет и обогащает изображение.
Несмотря на то, что произведение состоит из несложных элементов, оно завораживает и очаровывает. Своей работой художник хочет донести, что красота в простых вещах, а богатство природы разнообразно, удивительно и волшебно.
Для 5 класса
Сочинение №1
Всем известно произведение, знаменитого художника Фёдора Толстого «Цветы.фрукты.птица» Что касается её наполнения, она безусловно относиться к натюрмортам. Немного из истории, натюрморт как стиль написания начал зарождаться в двадцать седьмом веке в Нидерландах. В тот период широко распространялась наука, и все её отрасли. Именно поэтому писатели и художники стали стараться запечатлеть живую природу, окружающую людей, показать весь её глубокий внутренний мир. Как правило для изображения в своих картинах они выбирали цветочные композиции, растения, фрукты, овощи и так далее.
В данном произведении основное место собой занимает ваза с обычными, живыми цветами, которые украшали многие участки. Одним из цветков является цветок анютины глазки, с ярко — жёлтыми лепестками и красно — тёмной серединой. В дополнение к нему выбраны цветы нежных и практически белоснежных цветов. Стебельки и листочки каждого из представленных цветов зелёные, это может говорить только об одном, все используемые цветы относительно недавно срезаны, и совсем ещё свежие.
В стеклянной вазе, которая наполнена свежей водой отражаются стебельки и листочки. Возле вазы на деревянном столике неаккуратно положены различные фрукты, а также ягоды, это и виноградик, и яблочки, и даже веточка смородины. Каждый фрукт запечатлён сочным, спелым, а ягоды прекрасно их дополняют. Для их изображения создатель произведения не жалеет смелых красок и насыщенной цветовой палитры. Среди всей цветовой палитры преобладают красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, а также оливковые цвета. Чтобы произведение казалось более реалистичным помимо всего вышеперечисленного на нём присутствуют и существа, которые относятся к живой природе.
Например на ветке винограда расположена еле заметная птица, которая разрисована теми же цветами, что и основная композиция. Так же на картине есть бабочка, почти зелёного цвета, и мотылёк, летающий над столиком. Вся картина расположена на деревянном столике, на против деревянной стены, это тоже очень свойственно тому времени, так как в старые времена стены практически каждого дома были выполнены из дерева, и мебель тоже. Весь цвет фона наполнен тёплыми цветами и оттенками, это говорит только о том, что картина создавалась с любовью. Каждая из выбранных для неё красок наполнена нежностью, теплом и уютом. А это не может не вызывать тёплый отклик в лице зрителей.
Фёдор Толстой, как и любой художник, специализирующийся на натюрмортах старается обратить внимание людей к живой и неживой природе, поэтому и запечатлеет её на одном полотне. Ну а зрителям остаётся лишь научиться видеть прекрасное в обыденном
5 класс, по плану
Вариант 3
Федор Петрович Толстой, это величайший русский художник, который прекрасно мог выразить любовь к природе, всему живому на земле. В его работах, можно понять, как он относился ко всему, что его окружало.
Данная работа автора, подчёркивает его вдохновлённость от окружающего мира.
На картине показан стол, на котором стоит ваза, с яркими полевыми цветами. У края стола, изображён снегирь, сидящий на карандаше. Это говорит о том, что хозяин жилища, является художником.
Ваза, в которой стоят свежее сорванные цветы, прекрасно сочетается с общим фоном стола. Цветы имеют зелёные стволы, это говорит о том, что они только что поставлены в вазу. А наличие насекомых на картине, говорит о том, что сам стол, и его содержимое, находиться на улице.
Именно все живые существа, которые нарисованы на данной работе, превращают её, в живую картину природы. Обе птицы, которые расположены на картине, смело сидят на цветах и столе. Взгляд птицы сидящей на краю стола, говорит о том, что она кого-то видит, но улетать не хочет.
Это значит, что тот, кто находится на заднем фоне картины, любил птиц. Возможно, он их прикармливал, поэтому у них нет страха перед ним. Чиста вода в кувшине с цветами, говорит о том, что человек любит цветы, а наличие карандаша, подчёркивает его духовность и любовь к духовному искусству.
Набухшие бутоны цветов, дают понять, что они скоро созреют, и выпустят свою красоту на волю. Именно эти черты картины, оживляют её. Гусеница, как никогда живо трепещущими движениями, перебирается по столу, не боясь, что на неё внезапно нападёт птица.
Гвоздика, очень ярко выделяется среди всего букета, она прекрасно указывает на весь букет своей красотой. Бабочка, далеко не малых размеров, говорит о том, что действие картины, проходит в жаркие летние дни. Такой букет, создаёт приятное летнее настроение, и заставляет зрителя, окунуться в поле с цветами, на которых порхают бабочки и летают птицы.
Если в общих чертах, то данная работа автора, приближает зрителя именно к тем чувствам, которые чувствовал автор, при написании этой картины. В ней очень ярко передаётся любовь к природе, к цветам и птицам. Федор Петрович Толстой, является одним из тех художников, которые могли по-настоящему выразить свои чувства, через творчество, изобразив это все на обычном холсте.
В литературе есть такая поговорка: «Талантливый человек – талантлив во всем»! Так и знаменитый русский художник Толстой Федор Петрович. Родился в Белоруссии. Отец был военнослужащим. Родители с надеждой в глазах и трепетом сердца мечтали, что бы их сын пошел по стопам отца. Но будучи в Полоцке, он учился в коллегии, где изучал языки. Так же там читали свободные художества, которые очень любил посещать Федор Петрович. Начиная с данного момента жизни, Толстой приобрел тягу к искусству. Но, на этом юный мастер не остановился. Так же он проявил себя в скульптуре, живописи, был медальерном и рисовальщиком. За его большие достижения в искусстве, получил почетное звание вице-президента Академии художеств.
2 класс, 5, 7 класс
Живопись
Творческое наследие Васильева состоит из работ различных жанров. Графика, этюды, иллюстрации, картины и даже храмовые росписи – «арсенал» автора велик. Наибольшую популярность принесли работы в «сказочном» стиле, посвященные легендам, былинам и мифам, но обретению собственного «звучания» предшествовали годы поиска.
В начале 60-х автор обратился к абстракционизму и сюрреализму. Следуя художественному слову и , постиг и разочаровался в формальном поиске. Сравнивал поверхностный сюрреализм с джазовой обработкой оперы. Написал несколько работ в указанной стилистике: «Струна», «Вознесение».
Затем увлекся экспрессионизмом, где присутствовала большая содержательность, но вновь пришел к осознанию, что за формой нет глубины. К этому периоду относятся «Квартет», «Грусть королевы», «Видение» и другие. Параллельно с творческими экспериментами работал в портретном и пейзажном жанрах. Написал исполненные колорита и чувственности природы «Осень» и «Лесную готику». В 60-х же создал серию портретов гениев музыкального мира от до .
К концу десятилетия вернулся к реалистической манере живописи и тогда же заинтересовался эпосом: скандинавскими сагами, славянскими былинами, восхищался Старшей и Младшей Эддой, учил немецкий, чтобы в оригинале читать тексты . Реконструкция германской мифологии в «Кольце Нибелунга» захватила Васильева.
Создавая серию картин, напевал партии из оперы, чтобы настроиться на рабочий лад. Кульминацией трудов стало полотно «Валькирия над сраженным воином» (оно же «Валькирия над сражённым Зигфридом»), посвященное завершающей цикл эпической опере «Гибель богов».
Былинную серию, основанную на русском фольклоре, традициях и верованиях, составили полотна «Илья Муромец и голь кабацкая», «Авдотья Рязанка», «Сражение на Куликовской битве», иллюстрации к сказке «Садко» и другие работы.
С 1969-го «исповедовал» символический реализм. Первой работой в направлении стал мифологический «Северный орел». Тогда же Васильев впервые подписал работу псевдонимом «Константин Великорус». Стоит отметить, что тема снега, зимы, суровых народов Севера была лейтмотивом творчества, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых. В этой же стилистике выполнены работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином», названия которым дали друзья художника уже после смерти автора.
В 1972-1975 годах пишет ряд произведений батальной живописи, посвященной событиям и героям Великой Отечественной войны: «Парад 41-го», «Нашествие». Портрет маршала , выполненный в нарочито помпезной манере, сделал полководца похожим на римского императора, что не соответствовало признанным канонам живописи того времени. Работа должна была стать первой в цикле портретов, но оказалась единственной. К этому же блоку относятся «Тоска по Родине» и «Прощание славянки».
История написания
Сегодня оригинальное полотно, созданное более 100 лет назад, хранится в стенах Государственной Третьяковской галереи.
Илья Муромец изображен в центре полотна. Его фигура самая крупная среди троих богатырей. Легенда сообщает об Илье Муромце следующее:
- герой родился в селе, находящемся рядом с Муромом;
- будущий богатырь воспитывался в крестьянской семье;
- до 33 лет он не ходил, однако потом был чудесным образом исцелен.
Для создания картины с тремя героями были задействованы настоящие натурщики и лучшие лошади из усадьбы Абрамцево. Чтобы передать дух старины, использовалась подлинная одежда древнерусских витязей.
На картине богатырь, облаченный в шлем и доспехи, внимательно всматривается вдаль. Он оглядывает пристальным взглядом русскую землю, чтобы вовремя заметить малейшую опасность. На левой руке витязя виден щит, с правой руки, которую он приложил ко лбу, свисает булава.
Илья Муромец изображен восседающим на могучем вороном коне, поперек которого он расположил копье. На верном спутнике богатыря тяжелая сбруя, помогающая обуздать его. Конь искоса смотрит красноватым глазом и круто выгибает шею. Он выглядит так же уверенно, как и всадник, демонстрирует свою ежеминутную готовность к бою.
Детство
Константин родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. Несколько позже Алексея Алексеевича с семьей перевели в Краснодар, а уже после войны — в Казань. Еще через несколько лет они переехали в поселок Васильево, расположенный под Казанью, на левом берегу Волги. Природа этих мест долгое время питала и вдохновляла будущего мастера.
Константин с малых лет начал рисовать. Заслуга его родителей в том, что в такое сложное время они не упустили из виду талант мальчика, не махнули рукой, а решили дать ему возможность развиваться. Константин учился в Московской художественной школе, окончил Казанское художественное училище.
Вдохновители
Работу мысли художника питали не только классическое образование и красота природы. С детства Константин с большим удовольствием читал русские былины, сказания о подвигах богатырей. Свой вклад в становление мировоззрения художника внесли и произведения великих писателей: Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева.
Огромным источником вдохновения стала музыка. Некоторые картины Константина Васильева иллюстрируют произведения великих мастеров. Он создал графический цикл работ к опере «Кольцо Нибелунгов» Рихарда Вагнера, портреты великих композиторов: Шостаковича, Римского-Корсакого, Бетховена, Скрябина.
Завещание
Последняя картина, написанная Васильевым, — «Человек с филином».
Мудрый старец стоит на фоне заснеженной равнины. Он поднял руку с кнутом, и на нее сел огромный филин. В правой руке он держит зажженную свечу, когда она истает, то догорит и пергамент с алой надписью «Константин Великоросс 1976». Таким именем часто называл себя Васильев. Как случилось, что он предсказал год своей смерти вместе с гибелью пергамента в огне? Этого уже никто не узнает. Но дым от костерка превращается в растущий дубок, которому суждено стать могучим древом.
Закончив это полотно, К. Васильев сказал другу, что теперь он знает, как надо писать. Но мы уже не дождемся его новых работ.
ЦИКЛ КАРТИН К.ВАСИЛЬЕВА
Судьба, так часто злая по отношению к великим людям извне, всегда
бережно обходится с тем, что есть в них внутреннего, глубокого.
Мысль, которой предстоит жить, не умирает вместе с носителями своими,
даже когда смерть застигает их неожиданно и случайно. Художник будет
жить, пока живы его картины, пока люди будут с замиранием сердца
рассматривать его творения.
Это сказано о художнике Константине Васильеве.
ВИТЯЗЬ
Согласно рейтингу Профессионального союза художников от 2000 г.
в номинации «Живописцы и графики» Константин Васильев занял
первое место в категории 1В (художник-профессионал высокого класса,
пользующийся безусловным спросом и популярностью). Позади него
оказались такие признанные мастера, как Илья Глазунов,
Эрнст Неизвестный, и Зураб Церетели…
Валькирия над сражённым воином
Один верховный бог асов
Художник отошел от формальной живописи и начал осмысливать пути
традиционного реализма. В поисках основы для творчества он
обратился к фольклору: песням, былинам, сагам, древним сказаниям.
Так рождался цикл картин «Русь былинная». Он создал завершенные
по композиции картины-образы, в каждой из которых удивительно
точно выражены собранные и обобщенные народным сознанием
лучшие черты героя. Тема героя, красота его подвига становились
ведущими в творчестве К.Васильева.
Дар Святогора
Дар Святогора
Русский воин
Вольга
Вольга и Микула
Огненный меч
Заклинание огня
Поединок Пересвета с Челубеем
Свентовит
Князь Игорь
Плач Ярославны
Горят пожары
А вот высказывание о творчестве Васильева летчика-космонавта
Л.А.Леонова: «Несомненно, все это проявление редкого таланта,
огромного трудолюбия и понимания своего места на земле…
Приходится только сожалеть о трагической судьбе художника и
радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося
художника, как свой вклад в культуру человечества». Много
положительных откликов о творчестве К.Васильева опубликовано
на страницах центральных газет и журналов.
Алеша Попович и красна девица
Настасья Микулична
Авдотья рязаночка
Большое внимание художник уделял изображению природы.
Природа на его полотнах кажется одушевленной,
превращается в образы-символы. В ней, как и в людях, художник
больше всего ценил красоту и силу
Темы личности и природы
органично сливаются в творчестве Васильева, переходят одна в
другую.
ОСЕНЬ
Евпраксия
Старец
Садко
Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту
Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту
«Сколько в картинах Васильева поэзии, любви к природе,
изумительной музыкальности, и с каким чудесным живописным
мастерством он умел все это выразить! Я совершенно очарован
творчеством этого большого истинного художника»» — так написал
в книге отзывов известный художник Н.А.Бенуа. «Васильев —
безвременно погибший молодой художник, душа которого
тосковала по древним кормчим и истокам славянства пишет
народный художник СССР И.С.Глазунов.- Его обращение к мифам
и поиск точных реалистических форм вызывает мое уважение».
Жница
Свияжск
Северная легенда
Гуси-лебеди
Русалка
Над Волгой
Картины Константина Васильева это откуда-то из детства…чуточку
ностальгия…и… не надо другого.
Здесь два варианта его картины «У колодца», сам художник писал
стихи к своим картинам, в данном случае именно к той, где из
замёрзшего окошка наблюдают внимательно и как-то недобро,
оттого и красавица не улыбается, а так бы хотелось,чтобы она
улыбнулась.Мне хочется, чтобы картина была чуточку более радостной.
(авторский вариант дан ниже — стихи Константина Васильева)
«Тройка» — самое эмоциональное полотно Василия Перова: трагичная история создания
ПЕРОВ ИЗОБРАЖАЕТ НИЩЕНСТВО ЧТО БЫ НАС РАСТРОГАТЬ НО ЭТО МАЛО… — ВАЖНО НАПРАВИТЬ НА ПУТИ ИСТИНЫ ====================================================
да прекрасная… да трогательная картина… у Пушкина есть один такой рассказ который вызывает трогательность — как обманули отца и увезли невесту его дочь а потом барин плохо не учтиво принимал станционного смотрителя мелкого чиновника… — отца увезенной дочери которая стала жить в богатстве…
у Гоголя есть один тоже почему-то рассказ «Шинель» ненавистный чиновник оказывается достоин сострадания… — и опять только один (!) рассказ — отобрали разбойники шинель…
один рассказ — почему не тысяча? это вроде бы надо для воспитания людей к состраданию
нет … один рассказ…
есть еще один трогательный «Капитанская дочка» но он о другом о бессмысленности революции и бунта Пугачева
Пушкин мог изобразить массу жутких трогательных картин казни (сажали на кол старух и детей) — но не изобразил не одной…
почему?
потому что уныние не надо плодить надо плодить надежды подталкивая незаметно к истинному пути
(уныние — грех — предупреждал Христос)
и «Капитанская дочка о другом — весь позор Пугачева (что уничтожил его жизнь) согревается одним маленьким добрым делом (возлюби врага своего — говорит Христос и мы сострадаем Пугачеву — сострадание и есть любовь)
и мы говорим — он добрый человек и стал злодеем нечаянно — взялся не за свое дело («не в свои сани не садись» много ужаса натворил народу и стране — но внутри был добр — простил юношу офицера что крикнул ему в лицо правду «бунтовщик и вор и самозванец!»
и … отпустил его с невестой — на свободу к жизни… к счастью…
так что сострадание к детям нищим зимой везущим бочку ледяной воды с трудом — не столбовая дорога искусства
и даже опасная… бесконечные призывы подумать о муках народа — и Некрасова и Репинских «Бурлаков» (и «Не ждали» и Горьковского «Буревестника» — привели к революции
а революция хороша лишь лозунгами но тень от нее всегда — гражданская война
в России погибли десятки миллионов сограждан…
так что Пушкин не только не изображал таких душераздирающих сцен — но и дал формулу общественного развития изучив по деревням историю бунта Пугачева:
«насильно нельзя улучшить государство» — написал он прочитав Радищева профессией которого как раз было обличение недостатков в отечестве
лучше бы он написал что и как он предлагает исправить в жизни — пишет Пушкин и добавляет:
«поношение не убеждает… — и нет истины где нет любви»
так что не стоит увлекаться таким жанром
Вариант 2
Светлая, повышающая настроение картина. В розовато – бежевом фоне художник Толстой поместил множество живых и не живых объектов. Световой поток падает слева, затемняя правую сторону картины.
В центральной части выполнено изображение прозрачной вазы. Она состоит из стекла. В ней отражаются стебли нежных белых колокольчиков и нежно-розовых лилий.
Слева расположены сочные с красными бочками яблоки. Одно из них отрезано и лежит одна половина. Возле второго круглого плода присела, проснувшаяся муха. Перед прозрачным сосудом лежит спелая смородина. Есть белые и красные ягодки на веточках.
На правую виноградную ветку опустилась шустрая птичка с хохолком голубого цвета. Хвост чёрным концом поднят вверх. Остренький носик устремился, чтобы клюнуть созревший плод. Лапки твёрдо вцепились в лозу винограда. Сочные, овальные ягодки соединились в крупную гроздь. Отломана целая ветка, на ней развиваются цепкие усики. Можно подумать, что это роспись главного автора произведения. Листья зелёные, крупные ещё не завяли.
В левом и правом верхних углах картины пролетают маленькие бабочки, навевающие ощущение движения и смену действий каждую секунду.
Я словно стою рядом и вдыхаю аромат нежных прекрасных цветов. Наслаждаюсь ароматными плодами. Изучаю всё разнообразие различных расцветок, вкусов и запахов. Их нам подарила щедрая природа и раскрасила нашу жизнь живыми объектами – райскими птицами и порхающими, словно распускающими цветами – бабочками.
В моей душе наступает покой, и благодатная радость чудесных даров нашей доброй матери природы. При просмотре сюжета время останавливается и наступает момент восхищения и гордости за свой родной край и его бесчисленные богатства. Мы должны их ценить и преумножать!
Художник хочет поделиться с нами своей любовью к прекрасному творческому искусству. И показать, что даже простые предметы на столе – элементы искусства. Познакомить с жанром художественных произведений – натюрмортом. Ему дороги все дары нашей земли, и он хочет нас научить наслаждаться и передавать форму и многообразие ярких цветов нашей планеты.
Отличается ли от греческих Сирен
Часть исследователей предполагает, что персонаж Сирин был заимствован из мифологии Древней Греции.
Вы, наверняка, помните о таких существах, как сирены – прекрасных полудевах-полузмеях, которые своим пением губили мореплавателей? Поскольку и у Сирин был чарующий голос, историки не исключают, что прообразом славянской полудевы-полуптицы стали именно сирены.
Противники этой теории утверждают, что это маловероятно. Дескать, общения между Русью и Древней Грецией быть не могло, а значит, и смешению культур тоже было неоткуда взяться.
Однако напомним, что торговцы из далёкой Финикии многие десятилетия налаживали общение не только с Древней Русью, но и с Грецией (что подтверждается многочисленными историческими документами), а значит – вполне могли стать промежуточным звеном, благодаря которому в мир славян попали данные о сладкоголосых девах-губительницах.
Критика художника, его смерть
К сожалению, не смог добиться признания своего таланта Васильев Константин Алексеевич. Картины его, обвиняемые в русском фашизме, преследовались коммунистической властью. Их беспощадно критиковали, называли «несоветскими». Мастера неоднократно призывали прекратить рисовать. Только несколько раз за жизнь произведениям художника посчастливилось побывать на выставках, проходивших в Москве, Казани и Зеленодольске.
Жирную точку в творчестве поставила смерть Васильева Константина. Художника, которому было только 34 года, сбил поезд. Случилось это 29 октября 1976 г., через несколько дней после того, как он закончил работу над своим самым известным полотном «Человек с филином». Похоронили Константина Васильевича в родном посёлке Васильево, в той самой берёзовой роще, где он любил черпать вдохновение от природы.
Примечания
. А.Н. Афанасьев, Русские народные сказки, т. IV, стр. 21.
. Приведено в статье Н.И. Костомарова «О мифическом значении горя-злосчастия». — «Современник», т. 59, 1856, № 10, стр. 118.
. Там же, стр. 117.
. Рецензент, очевидно, понимает живопись в академическом толковании строгой трехмерности формы.
. «Сторонний зритель». — «Художественный журнал», 1881, № 3, стр. 179—180.
. А. К. «Передвижная выставка картин». — Газ. «Киевлянин», 1881, 14 ноября, № 251.
. Некоторые работы Васнецова раннего, петербургского периода, например, рисунок-концовка из книги «Козел Мемека» — поле с пряслами и наклонившимися от ветра деревьями, — и рисунки, исполненные в Медоне, уже несли в себе эти особенности, которые в дальнейшем, в пейзажах 1880—1882 годов, были значительно углублены и развиты художником.
. На этом, первоначальном эскизе имеется авторская подпись «71—74» (годы).
. Письмо Е.Г. Мамонтовой.
. Письмо И.Ф. Селезнева к П.П. Чистякову от 10 декабря 1881 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 2/350.
. Письмо Н.В. Феофановой к В.М. Васнецову от 31 октября 1881 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 66/237.
. Письмо В.М. Васнецова к П.П. Чистякову от 25 апреля 1882 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 2/61.
. Н.В. Поленова, «Абрамцево», изд. М. и С. Сабашниковых. М., 1922.
. Е.В. Сахарова, В.Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания. В примечаниях неправильно указано, что церковь в Абрамцеве построена по проекту В.Д. Поленова.
. ЦГАЛИ, ф. 799, оп. I, ед. хр. 308, л. 2. «Воспоминания о кружке С.И. Мамонтова», прочитанные в Московском Художественном театре 2 мая 1918 года. Их приводит частично В. Лобанов в своей книге «Виктор Васнецов в Абрамцеве», 1928, стр. 25—26.
. Н.В. Поленова, «Абрамцево». М., 1922, стр. 40—41.
. ЦГАЛИ, ф. 799, оп. 1, ед. хр. 308. л. I. «Воспоминания о кружке С.И. Мамонтова».
. Письмо В.Д. Поленова к С.И. Мамонтову от 6 апреля 1900 года. — Е.В. Сахарова, В.Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания, М.—Л., 1943, стр. 321.
. К.С. Станиславский, Моя жизнь в искусстве, 1941, стр. 108—109.
. ЦГАЛИ, ф. 799, оп. 1, ед. хр. 308, л. 2.
. ЦГАЛИ, ф. Мамонтовых. Письма В.М. Васнецова, январь 1893 года.
. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 20 декабря 1881 года. — Рукописный отдел Института русской литературы Академии наук СССР, ф. Стасовых. — И.Е. Репин и В.В. Стасов. Переписка, т. II, «Искусство», 1949, стр. 72.
. Н.А. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни 1844—1906, 1909, стр. 234.
. Н.В. Поленова, «Абрамцево», Изд. М. и С. Сабашниковых. М., 1922, стр. 39.
. Там же, стр. 44.
. Письмо В.М. Васнецова к А.П. Ланговому от 14 января 1908 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 3/78.
. «Воспоминания В.М. Васнецова о кружке С.И. Мамонтова». — ЦГАЛИ, ф. 799, ед. хр. 308, оп. 1, л. 2, об. и 3.
. Письмо К.Д. Арцыбушева к В.М. Васнецову от 16 октября 1885 года из Москвы. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 66/12.
. Письмо Н.В. Неврева к В.М. Васнецову от 22 октября 1885 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 66/116.
. Н.В. Поленова, «Абрамцево». М., 1922, стр. 84.
. Е.В. Сахарова, В.Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания, стр. 319.
. «Русские ведомости», 12 октября 1885 года.
. Письмо В.М. Васнецова к В.Д. Поленову от 19 февраля 1900 года. — Е.В. Сахарова, В.Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания, стр. 315.
. И. Э. Грабарь, История русского искусства, т. 1, стр. 98.
К оглавлению | Следующая страница |