Имя
Именем Анджелико художник обязан основоположнику современного искусствознания Джорджо Вазари, который в одном из своих знаменитых «Жизнеописаний», опубликованном в 1550 г., обрисовал, опираясь на ряд источников, светлый и возвышенный образ живописца, отмечая, что тот был «столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных». Потому биограф и назвал его «Ангельским» (итал. Angelico); благодаря ему Джованни да Фьезоле стал известен под именем Фра (брат, монах) Анджелико. Очень рано его стали называть Беато Анджелико, то есть Блаженным Анджелико, но Ватикан причислил его к лику блаженных только в 1983 году, более чем через 500 лет после смерти. Обряд беатификации совершил Иоанн Павел II; тем самым получило официальное признание давно уже ставшее привычным наименование «блаженный Фра Анджелико». В 1984 г. Беато Анджелико был канонизирован и стал считаться небесным покровителем художников.
2.АЛТАРЬ ИЗ ПЕРУДЖИ. ПЕРУДЖА ГАЛЕРЕЯ УМБРИИ
Большой алтарь, называемый Триптихом из Перуджи, был выполнен для капеллы Сан Николло церкви святого Доминика в Перудже. Он со-стоит из трех основных панелей, пределлы с тремя картинами, и двух декорированных боковых пилястр. Позднее он был разобран. Большая его часть находится сейчас в Национальной Галерее Умбрии в Перуд-же, две картины из пределлы находятся в Пинакотеке Ватикана.
|
|
|
2.1. Архангел Гавриил из композиции Благовещение.
2.2. Левая панель. Св.Доминик и свт.Николай-Чудотворец
2.3. Центр.панель. Мадонна с младенцем на троне
|
|
|
2.4. Пределла 1. Рождение св.Николая, сцены жития (34х60) Ватикан, Пинакотека
2.5. Пределла 2. Свт.Николай спасает судно с зерном (35 х 61.5) Ватикан, Пинак
2.6. Пределла 3. Спасение осуждённых, Успение (34х60) Перуджа, Нац. галерея
Известные работы
Благовещение, около 1450. Фреска, 230*297 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Простота композиции фрески символизирует целомудренную жизнь Христа. Сидящая на табурете Дева Мария смиренно внимает благой вести, принесенной ангелом. Сад, окруженный забором, говорит о чистоте и непорочности Девы, которой суждено стать матерью Иисуса. Грациозные фигуры, отсутствие световых контрастов и скромность убранства помещения создают поэтическое и возвышенное настроение.
Мадонна с младенцем и святыми, 1424–1430. Дерево, темпера, 212*237 см. Сан Доменико, Фьезоле.
Это произведение знаменует переход от полиптиха к новому типу композиции в теме Мадонны со святыми — Святому собеседованию. На смену полиптихам, разделенным тяжелыми резными рамами, пришла алтарная картина, композиция которой подчинена единому внутреннему ритму. В центре мы видим трон, на котором сидит Мадонна, в арках стоят святые Фома, Варнава, Доминик и Петр Мученик. Золотой фон заменен пейзажем на дальнем плане.
Страшный суд, около 1433. Дерево, темпера, 105*210 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Картина предназначалась для украшения кафедры священника. В ней прослеживается влияние Мазаччо. Художник стремился к четкости композиции и передаче пространственности: уходящее вдаль кладбище делит произведение на две части. Слева изображены праведники в раю, справа — грешники, гонимые в ад, в центре — Христос в образе Судьи. Вокруг Него мы видим ангелов, Деву Марию, Иоанна Крестителя и пророков.
Положение во гроб, около 1440. Дерево, темпера, 38*46 см. Старая пинакотека, Мюнхен.
Первоначально икона находилась в соборе Сан Марко под изображением сцены Распятия, и символизирует Евхаристию, так как ранние христиане отождествляли Гроб Господень с сосудом, в котором готовится Святое причастие. То же значение имеет тело Христа. Строгость композиции не лишает икону искреннего живого чувства, что обусловлено легкой асимметричностью и благоговейными жестами Девы Марии и апостола Иоанна.
Мадонна с младенцем, ангелами и святыми, около 1440. Дерево, масло, 220*227 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция. Икона написана для верхнего алтаря собора Сан Марко и посвящена как заказчику произведения — Козьмо Медичи (1389–1464), так и монахам-доминиканцам, которым принадлежал собор. На ней также изображены все небесные покровители семейства Медичи. Открытое Евангелие от Марка свидетельствует об обете бедности, приносимом членами ордена. Необычен прямоугольный формат полотна, благодаря которому стал возможен отказ от алтарной композиции, состоящей из многих частей, а также центральная перспектива.
Коронование Марии, около 1433. Дерево, темпера, 209*206 см Лувр, Париж. В итальянском искусстве XIV–XVI века этот сюжет был довольно распространен и чаще всего украшал центральные иконы алтарей. Дева Мария стоит на коленях перед Христом. Помимо идеи прославления Богоматери, здесь присутствует мотив ее заступничества пред Всевышним за род человеческий. Это одно из первых произведений, в котором фигуры на переднем плане обращены к зрителю спиной, словно вовлекая его в происходящее.
Преображение, около 1441. Фреска, 181*152 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция. В наше время фреска находится в одной из келий монастыря и свидетельствует как о высокой духовности Фра Анджелико, так и о самобытности его стиля. Глазам пораженных апостолов в сияющем ореоле предстает Спаситель с пророками Моисеем и Илией. На фреске изображены только их лица. Выразительные жесты апостолов оживляют строгую композицию. Библейская тема расширена присутствием двух святых.
Снятие с креста, около 1430–1440. Дерево, темпера, 185*176 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция. Работа над иконой, заказанной семейством Строцци для церкви Санта Тринита во Флоренции, была начата Лоренцо Монако, который успел расписать поля фронтонов, и завершена Фра Анджелико. Оформление дальнего плана свидетельствует о том, что он был одним из выдающихся пейзажистов XV века. Благодаря реалистичному изображению пространства и упрощенным архитектурным формам, икона может по праву считаться одним из ключевых произведений раннего Возрождения.
Табернакль, 1433. Дерево, темпера, 233*133 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.Живописная часть табернакля (дароносицы) была выполнена Фра Анджелико для гильдии торговцев льном, мраморный корпус был сделан Лоренцо Гиберти (около 1380–1433). Золотой фон позади Девы Марии и младенца Христа олицетворяет свет истины, идущий от Бога. Ниспадающий занавес является новаторским элементом и, по-видимому, символизирует Святое Писание — самое сокровенное в христианстве. На боковых иконах изображены святые Марк и Иоанн Креститель.