Изящный авангард: ретроспектива роберта фалька в третьяковской галерее

Поездка в Европу и увлечение экспрессионизмом

С 1928 по 1937 Фальк путешествовал по Европе, где в то время рождались новые направления. Парижский период творчества художника связан с экспрессионизмом. Полотно «Свадьба мертвецов» — наиболее характерное произведение среди экспозиции зала. Оно создано по мотивам спектакля «Ночь на старом рынке» для Московского государственного еврейского театра. Декорации для театральной постановки, которыми тоже занимался Роберт Фальк, выполнены под влиянием экспрессионизма, о чем говорят изломанные гротескные фигуры и монохромный колорит. В это время Фальк сосредоточен на ценности личного восприятия отдельного человека, его переживаниях, а не на поисках объективной красоты.

Фальк вернулся в СССР в разгар борьбы с формализмом в изобразительном искусстве. В доктрину соцреализма художник-модернист вписан не был, а потому оказался выключенным из художественного контекста советского искусства после многих лет, проведенных в Европе. Во время Великой Отечественной войны Фальк был эвакуирован в Самарканд, куда не доходили отголоски битв.

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 1)

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) долгое время старался соединить примитивизм с разными формами современного ему французского искусства. Наиболее интересна попытка растворить предметный мир в свете («Солнце Крым. „Козы“», 1916). С этой целью свет опредмечивается, становится материальным, осязаемым, посему может вступать в борьбу с вещным миром на равных. Между тем эта формальная задача не угнетает смысл пейзажного образа, напротив, обостряет восприятие жаркой, опаленной жгучим солнцем крымской земли.

Дореволюционное творчество Фалька, кажется, не эволюционировало, не развивалось дальше от достигнутого, а проходило рывками: от примитивизма к жесткому выразительному натурализму («Натюрморт с фикусом», 1913), от ослабленного варианта кубизма («Красная мебель», 1920) к фактурно-осязаемому, психологически насыщенному образу («Автопортрет», 1924).

Замечательным произведением Фалька является натюрморт «Бутылки на окне (Поющие бутылки)» (1917). Отнесение этой работы к какому-либо жанру вряд ли возможно, разве что по формальному признаку. Художник ставит задачу извлечения музыки из стекла. Поставленные на подоконник, на просвет, бутылки позволяют художнику зажечь цвет множеством игристых лучей. Просвеченные активным светом цвета впечатляют, словно музыкально озвученные перетеканием разной силы тонов, создавая звонкое впечатление поющего стекла. Второе название, «Поющие бутылки», не авторское. Оно произошло из действительного, почти музыкального восприятия цветного стекла. В натюрморте, не имеющем ничего общего с примитивом, художник вернулся к натурному воспроизведению предметов, но извлек из натуры то редкостное и выразительное ощущение, которое без усилия как бы озвучивается авторским состоянием. Реальная натура становится, таким образом, метафорой художнического самочувствия.

Попытки кубистического строения формы продержались у Фалька недолго, приблизительно до 1923 года. Лучшим произведением этого периода стала картина «Красная мебель» — почти символ времени. Так, во всяком случае, интерпретировала ее критика, увидев в напряженном красном цвете отблески пламени революций. Метафора эта вряд ли верна; во всяком случае, свидетельств автора по этому поводу не найдено. Фальк обращается к интерьерному жанру не ради фиксации красивой комнаты с не менее красивой мебелью, а для выражения своего внутреннего тревожного состояния. Возможно, оно навеяно эпохой, возможно, чем—то другим. Но картина представляет собой автономный эмоциональный мир, отразивший авторское переживание разыгранного посредством тонких переливочный красного цвета, во которой окрашены предметы мебели.

Новое «музейное» искусство

В 1922 году Фальк обратился к классическому искусству и вдохновлялся Рембрандтом, Тицианом, Веласкесом, Вермеером и барбизонцами. В это время среди теоретиков искусства активно обсуждался вопрос о дальнейшем существовании станковой живописи. Фальк же видел в картинах выражение абсолютной гармонии и создавал в каждой из них отдельный мир, убежище человека от жестокого настоящего. Вернувшись к мастерам прошлого, классическим сюжетам Венеры, художник создает «Обнаженную (лежащую)». Параллельно с творческими поисками и попытками создать новое музейное искусство Фальк преподавал во ВХУТЕИНе, а в 1928 году отправился в командировку во Францию.

Фальк и Рембрандт

Затем был период увлечения Рембрандтом. Густой слой краски, из которого словно выступает еле различимый образ. Канули в лету четкие контуры и клуазонизм (большие пятна сплошного цвета)

Хотя цель та же — выразить самое важное в объекте или человеке

Работы Роберта Фалька. Слева: Женщина в белой повязке. 1923. Третьяковская галерея, Москва. Справа: Нищий. 1924. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Белая кофточка и повязка скрывают ее волосы, шею, грудь. Она становится чем-то похожей на монашку. Возможно, так художник передавал склонность Раисы Идельсон (третьей жены) к жертвенности. А одежда нищего (сильно похожего на Ленина) почти сливается с фоном. Ведь его стараются не замечать…

Эвакуация и возвращение в Москву

В эвакуации Фальк увлекся пейзажами колоритных восточных видов с мечетями и традиционной архитектурой. После возвращения в Москву Фальк получил мастерскую в доме Перцова на Пречистенской набережной и в позднем периоде творчества «писал только отрадное», как говорил его учитель В.А. Серов. Художник обратился к подмосковным пейзажам и видам Москвы, часто в его творчестве появляются натюрморты с цветами, и все они написаны звучными, яркими красками.

В советское время имя Роберта Фалька было незаслуженно забыто. Первая ретроспектива мастера, представленная в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 23 мая 2021 года, показывает многогранность его художественного таланта, разнообразие творческий исканий. Роберт Фальк был важнейшим связующим звеном между европейской и русской живописью и повлиял на развитие неофициального советского искусства после 1950 года. Вот что говорит о творчестве Фалька генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова: «Когда рассматриваешь его исполненные глубокой мудрости и взвешенности поздние картины, портреты великих современников, понимаешь, что у Фалька — уникальный художественный путь, а его произведения отмечены высочайшим качеством живописной культуры. Ретроспектива художника в Третьяковской галерее выводит творчество Фалька на совершенно новый уровень известности и понимания, способствует тому, чтобы его имя заняло достойное место в своде великих имен русских художников».

Авторы: Александра Ерошенко.

Импрессионизм

Ранний период творчества Роберта Фалька датируется 1905–1909 годами. В это время он, как и большинство художников в начале ХХ века, был увлечен импрессионизмом. В первые годы обучения в Российском училище живописи, ваяния и зодчества молодой художник работал под очевидным влиянием В.А. Серова и К.А. Коровина, как, например, в портрете Ляли Фальк. Живописец пишет пастозными мазками, а в его творчестве доминирует серо-охристая гамма, что свидетельствует о его увлечении «умеренным» импрессионизмом Союза Русских художников. Чуть позже Фальк, все время ищущий новые творческие методы, обратился к дивионизму и стал работать раздельными мазками чистого цвета.

Наследие постимпрессионистов

Сначала был импрессионизм. С него все тогда начинали. Даже Пикассо с Малевичем. Фальк не исключение. В 20 лет он очень похож на Клода Моне.

Роберт Фальк. Голубые березки зимой. 1907. Собрание семьи Мамонтовых, Москва. Фото из личного архива.

А потом было объединение художников «Бубновый валет». Многие русские авангардисты в нем состояли в молодости.

Сначала прониклись постимпрессионистами. Фальк примерял на себя четкий контур и густой слой краски. А ещё яркие фоны-обои. Так образы получаются нереалистичные, далекие от фотографической точности.

Но именно так художник мог передать характер, темперамент модели с особой силой. На это реализм не способен.

Слева: Роберт Фальк. Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком. 1911. Собрание Валентина Шустера. Фото из личного архива. Справа: Винсент Ван Гог. Портрет Доктора Рея. 1889. Пушкинский музей, Москва. Wikimedia Commons.

Конечно, не обошлось без влияния Сезанна. Тот частично отказывался от единой точки схода. Поэтому на его картинах на одни предметы мы смотрим сбоку, а на другие – сверху.

Мы же в реальности не стоим, замерев перед объектами! А движемся и смотрим на все с разных точек зрения.

Слева: Роберт Фальк. Натюрморт на белой скатерти. 1914. Собрание Светланы и Бориса Молчановых, Москва. Фото из личного архива. Справа: Поль Сезанн. Натюрморт с корзиной яблок. 1896. Чикагский художественный музей. Wikimedia Commons.

Вот и у Фалька все предметы мы видим сбоку. А вот стол скорее рассматриваем сверху. Поэтому не совсем понятно, как салфетка со стола не падает.

А какой замечательный блик на кувшине! Два мазка светлой краски.

Вдохновлялся и Гогеном. А точнее, перенял его клуазонизм. Это когда большие поверхности покрываются одним сплошным цветом. Получается эффект витража.

Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский музей-заповедник. Фото из личного архива.

Он усиливается ещё тем, что художник использует основные цвета палитры: красный, жёлтый и синий.

Слева: Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский музей-заповедник. Фото из личного архива. Справа: Поль Гоген. Таитянские пасторали. 1892. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Модернизм и «Бубновый валет»

Следующий яркий период творчества Фалька — 1910–1921 годы — связан с популярной художественной группой «Бубновый валет». Живопись Фалька стала более декоративной, и его художественные искания приобретают более смелый характер. В некоторых портретах чувствуется увлечение живописца новыми колористическими решениями и исследованиями формы, характерными для кубистического искусства.

Влияние кубизма у Фалька нашло выражение в качестве средства взаимопроникновения объемов и пространства, а не только в анализе структуры формы предмета, скрытой от глаз, как это было у французских художников, в том числе у Поля Сезанна. Наиболее ярко это выразилось в знаковой картине «Красная мебель».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: