Любовь и вдохновение
Гала (Елена Дьяконова) была для Дали не просто женщиной, а, выражаясь его словами, совершенством самой природы. Их отношения и брак вызывают разные мнения: восторг, осуждение, непонимание, зависть. Всех оппонентов объединяет одно — пара прекрасно дополняла друг друга.
К моменту знакомства Гала была замужем за французским поэтом Полем Элюаром, а Сальвадор находился на пути становления карьеры знаменитого художника. Личная жизнь 25-летнего испанца не содержала ярких моментов. Близости с женщиной у него еще не было. Но на поприще живописи уже загоралась звезда будущей мировой знаменитости.
Его произведения открыто обсуждали в широкой публике, но больших доходов он еще не имел. Вокруг имени Дали разразился скандал из-за его знаменитой подписи к картине: «Иногда я ради удовольствия плюю на портрет своей матери». Поступок стал причиной разлада с ближайшими родственниками. Отец и сестра резко ограничили с ним общение. Не одобрили они и его избранницу.
А Гала стала для Сальвадора главной музой и вдохновением, а заодно и импресарио. Она активно организовывала выставки, знакомила его с богемным обществом, находила спонсоров, выстраивала тактику продвижения талантливого супруга. Под ее влиянием из Дали вырос тот самый гений, способный воплотить в жизнь все амбиции и желания напористой женщины.
А он до безумия боготворил Галу и соглашался со всеми ее капризами и выходками, среди которых:
- многочисленные любовники;
- высокие траты, в т. ч. на плотские утехи;
- уединенное проживание в замке Пуболь;
- принуждение к рисованию и другим видам творчества.
Долгое время пара жила без законного оформления брака. Только после смерти первого мужа Галы в 1958 г. они смогли обвенчаться.
Ради Сальвадора женщина без оглядки ушла из семьи — бросила мужа и дочь. До конца своих дней она оставалась женой Дали. Благодаря ей мир узнал эпатажного художника с неограниченной фантазией.
фото с женой
Он бросил своего друга с моста
Мать Сальвадора баловала и защищала его. Это способствовало превращению Сальвадора в ищущего внимание капризного ребенка. У молодого Дали были вспышки гнева, во время которых он нападал на людей без видимой причины. Часто Дали избивал свою сестру Ану Марию, которая была младше его на четыре года.
Юный Сальвадор Дали
Худший пример его садистского поведения произошел, когда, заметив, что на мосту отсутствуют перила безопасности, он сбросил одного из своих друзей с моста. Мальчик упал с высоты 5 метров и был серьезно ранен. Тем не менее, молодой Сальвадор испытал небольшое раскаяние за своего друга. Он просто спокойно сидел и ел вишни, смотря, как мать друга помогает своему окровавленному ребенку. Более того, Дали, как известно, падал с лестницы просто потому, что наслаждался болью, которую он испытывал.
Христос Святого Иоанна Креста
Эта картина известна как Христос Святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонтали креста; и круг, который образован главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все вещи существуют в трех.
Хотя картина является изображением распятия, она лишена гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови портит его образ Христа. Христос Святого Иоанна Креста был избран любимой живописью Шотландии в 2006 году, и многие считают, что это величайшая религиозная живопись двадцатого века.
9
Сальвадор Дали: лучшие работы художника
События
2 44528
11 мая 2015
Сегодня, 11 мая, день рождения у великого испанского живописца и скульптора Сальвадора Дали. Его наследие навсегда останется с нами, ведь в его работах многие находят частичку себя — ту самую «безуминку», без которой жизнь была бы скучна и однообразна.
«Сюрреализм — это я», — беззастенчиво утверждал художник, и с ним нельзя не согласиться. Все его работы пропитаны духом сюрреализма — как картины, так и фотографии, которые он создавал с невиданным мастерством. Дали провозглашал полную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и шел до самых пределов в любом творческом эксперименте. Он не гнушался воплощать в жизнь самые провокационные идеи и писал все: от любви и сексуальной революции, истории и техники до общества и религии.
Великий мастурбатор
Лицо войны
Расщепление атома
Загадка Гитлера
Христос святого Хуана де ля Крус
Дали начал рано интересоваться искусством и еще в школе брал частные уроки живописи у художника Нуньес, профессора академии художеств. Затем, в Школе изящных искусств при Академии художеств он сблизился с литературными и художественными кругами Мадрида — в частности, с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой. Однако в Академии он надолго не задержался — за некоторые чересчур смелые идеи его отчислили, что, впрочем, не помешало ему организовать первую небольшую выставку своих работ и быстро стать одним из самых знаменитых художников Каталонии.
Молодые женщины
Автопортрет с рафаэлевской шеей
Корзина с хлебом
Молодая женщина, увиденная со спины
После этого Дали встречает Гала, ставшую его «музой сюрреализма». Приехав к Сальвадору Дали со своим мужем, она тут же воспылала страстью к художнику и оставила супруга ради гения. Дали же, поглощенный своими чувствами, словно даже и не заметил, что его «муза» приехала не одна. Гала становится его спутницей жизни и источником вдохновения. Она также стала мостиком, соединявшим гения со всем авангардистским сообществом — ее такт и мягкость позволили ему поддерживать хоть какие-то отношения с коллегами. Образ возлюбленной нашел отражение во множестве работ Дали.
Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече
Моя жена,обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой
Галарина
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в карпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала
Безусловно, если говорить о живописи Дали, нельзя не вспомнить его самые известные работы:
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения
Постоянство памяти
Пылающий жираф
Лебеди, отражающиеся в слонах
Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)
Антропоморфный шкафчик
Сон
Содомское самоудовлетворение невинной девы
Вечерний паук… надежда
Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом
Скульптуры Дали вывели его сюрреалистический талант на новый уровень — с плоскости холста они перескочили в трехмерное пространство, обретя форму и дополнительный объем. Большинство работ стали интуитивно знакомы зрителю — мастер использовал в них те же образы и идеи, что и в своих полотнах. Для создания скульптур Дали приходилось по несколько часов заниматься лепкой из воска, а затем создавать формы для отливки фигур из бронзы. Некоторые из них затем были отлиты в увеличенном размере.
Кроме всего прочего, Дали был отличным фотографом, и в век самого начала развития фотографии вместе с Филиппом Халсманом он ухитрялся создавать совершенно невероятные и сюрреалистические снимки.
Любите искусство и наслаждайтесь работами Сальвадора Дали!
Детские и школьные годы
Отец с матерью дали детям самое достойное образование, на которое только были способны, учитывая своё материальное положение. В 1910 году мальчика отдали в начальную школу «Непорочного Зачатия» Христианских братьев.
Дали рос очень умным ребёнком, но по непонятным причинам сам утверждал обратное. Он был неуправляемый и заносчивый. Однажды, будучи с матерью на торговой площади, Сальвадор устроил целую истерику из-за леденца. Лавка со сладостями закрылась на время сиесты, но мальчик так орал, что проходившие мимо полицейские упросили хозяина-торговца открыть лавку и продать ребёнку злосчастный леденец
Сальвадор добивался своего любыми методами: капризничал, симулировал, привлекал к себе внимание посторонних
Из-за такого характера в школе подружиться с ребятами у Дали не получалось. К тому же вести обычную школьную жизнь ему мешали всяческие фобии и комплексы. Ещё со школьной скамьи у него стало проявляться какое-то раздвоение личности. Он играл с ребятами в азартные игры, но когда проигрывал, вёл себя, как победитель. Так и не смог он найти общие грани с одноклассниками и завести симпатию или дружбу хотя бы с одним из них. Странный, чудаковатый ребёнок вызывал у ребятни соответствующую реакцию. Когда дети узнали, что Дали до ужаса боится кузнечиков, они стали ловить этих насекомых и кидать ему за шиворот. У него начинались дикие истерики, что детей забавляло. Одним единственным ребёнком, с кем у Сальвадора сложились хоть какие-то похожие на человеческие отношения, был будущий футболист «Барселоны» Хосеп Самитьер.
Улица Monturiol (Calle Monturiol)
Дом номер 6 этой маленькой улицы был свидетелем рождения Сальвадора 11 мая 1904 года и его детства до 8 лет. Здесь же располагалась нотариальная контора его отца, которая сейчас переживает процесс превращения в музей. Когда Сальвадору исполнилось восемь лет, семья переехала в другой дом на этой же улице, построенный в величественном стиле модернизма, где Дали имел свою первую мастерскую. Любопытно, что на улице, на которой пришел в мир создатель сюрреализма, также родились изобретатель и инженер Нарсис Монтуриоль (Narcís Monturiol) и поэт Карлес Климент (Carles Fages de Climent). Поэтому эту улицу называют улицей гениев. Может быть, ее атмосфера вдохновит и вас на создание своего шедевра!
Он печально известен своим эксгибиционистским поведением.
Дали не оставил камня на камне, когда дело дошло до пика стоимости и внимания
На мероприятиях он делал все возможное, чтобы создать сцену или ситуацию, которая бы привлекла внимание. Например, явиться на лекции в Париже в Rolls Royce фаршированным цветной капустой или одеть на себя водолазный костюмбыло обычным делом для Сальвадора Дали
Сальвадор Дали с курицей на плече
Однажды он присутствовал на маскараде с Галой. Она была одета как ребенок Линдберг, пока он принимал участие в похищении. Позже ему пришлось извиниться за этот трюк, поскольку преступление серьезно обеспокоило американцев, и они думали, что выходки Дали неприятны. Пронзительные глаза; неопрятные волосы; свернувшиеся усы; и присутствие кур и других существ на его голове; были выходками, которые Дали часто использовал, чтобы привлечь внимание и улучшить свой образ сумасшедшего гениального художника
Невероятная история любви
Знаменитой музой и супругой Сальвадора Дали стала Елена Дьяконова, всему миру известная под именем Гала.
Они встретились летом 1929 года, на тот момент Елена была замужем за французским поэтом Полем Элюаром и одновременно имела любовника Марка Эрнста. Женщина была слишком любвеобильна, она просто обожала секс, не могла без него существовать.
Гала была старше Дали на 10 лет. На момент знакомства он был молодым начинающим художником, приехавшим из провинциального городка, а Гала опытная и умудрённая, самоуверенная и утончённая, вращающаяся с высших кругах общества. Он был сражён её красотой.
Нельзя сказать, что Гала обладала красотой в привычном смысле этого слова, она, как магнит, притягивала к себе мужчин, они становились как будто заколдованными и теряли от этой женщины голову.
Гала и Дали стали близки, но это не помешало женщине продолжать отношения с мужем, попутно ещё заводить любовников, в то время в богемных кругах это считалось нормальным.
Но в конце концов она бросила своего супруга и в 1930 году переехала к Дали, она сказала ему тогда: «Мой мальчик, мы не расстанемся никогда». Она не только удовлетворяла его сексуальные фантазии, Гала стала для Сальвадора всем: патронессой, деловым менеджером, организатором.
Именно Гала сделала художника знаменитым на весь мир, она пустила в ход все свои связи, устраивала выставки, носила его работы ценителям. А он творил с таким рвением, что ещё не была закончена одна картина, а уже просилась на холст другая. Свою музу, которая так вдохновляла его, Дали рисовал постоянно. Теперь его картины подписывались двойным именем Гала — Сальвадор Дали.
Супруг Поль Элюар до последних дней писал ей любовные письма, полные нежности. И только после его смерти в 1952 году Гала и Сальвадор поженились.
Когда Дали стал терять интерес к картинам, Гала подкинула ему новую идею создания дизайнерской мебели. Богачи всего мира готовы были отдать любые деньги за диваны в форме женских губ, слонов на тоненьких ножках или за причудливые часы со странным циферблатом. Также Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки карамели «Чупа-Чупс».
Их отношения для обычного мира казались странными, для них двоих это было нормально. Женщина меняла любовников, как перчатки, Дали постоянно развлекался в компаниях юных девиц, спуская на них кучу денег. В 1965 году у Сальвадора появилась вторая муза – Аманда Лир, 19-летняя модель и певица.
Но единственной женщиной, которой он полностью подчинялся, так и осталась Гала. Если бы не она, мир мог никогда не узнать великого гения Сальвадора Дали. Сначала она вдохнула в молодого неуверенного художника веру в себя, потом полностью раскрыла весь масштаб его таланта: сделала из Дали кумира планеты, при этом постоянно оберегала и защищала. А он преклонялся перед ней.
Их удивительные отношения длились 53 года. Гала умерла в 1982 году в возрасте 88 лет. Её тело забальзамировали, надели красное платье и уложили в гроб со стеклянной крышкой. В их замке Пуболе она ещё при жизни обустроила склеп для них двоих, там женщину и похоронили.
Ловля тунца
Эта картина была создана Сальвадором Дали в конце его знаменитой карьеры и считается его последним великим шедевром. Он провел два лета, чтобы создать художественные работы, в которых помимо сюрреализма он использовал такие стили как: рисование действий, поп-арт, пуантилизм, геометрическую абстракцию и психоделическое искусство. В том числе изображения древнегреческой скульптуры в современном кинематографе, картина «Ловля тунца» изображает жестокую борьбу между мужчинами и крупными рыбами, как олицетворение ограниченной вселенной.
Картина посвящена Жан-Луи Эрнесту Мейссонье, французскому художнику XIX века, известному своими изображениями боевых сцен
По мнению Дали, произведение «Ловля тунца» является его самой важной работой
6
Жизнь в Каталонии
Родился Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали I Доменек в 1904 году в Фигерасе, Каталония. Родители Дали заставили его поверить в то, что он был реинкарнацией своего старшего брата. Который умер всего за 9 месяцев до его рождения. Бурный и непредсказуемый ребенок, Дали был склонен к вспышкам гнева в семье и с друзьями.
Но он рано проявил склонность к искусству. Которую его родители стремились поощрять. Его художественный взгляд был особенно привязан к каталонской сельской местности. Которая продолжала влиять на его искусство, когда он стал взрослым. Еще будучи подростком, Дали поступил в Мадридскую школу изящных искусств. Но его мать, умерла год спустя, когда ему было всего 16 лет, и эти переживания оставили его крайне убитым горем.
Творчество художника
Весь мир знает Дали как художника. Но только живописью его творчество не ограничивается. Он создавал скульптуры, декорации, писал статьи в журналы, книги, сочинял сценарии к голливудским фильмам.
Сюрреализм — основной жанр, в котором писал Сальвадор Дали. В начале карьеры под впечатлением от творчества Пабло Пикассо он увлекался кубизмом и футуризмом.
Ключевые моменты творческой биографии:
- Ноябрь 1925 г. Первая персональная выставка в Барселоне в галерее Далмау. Он представил 22 работы — 17 картин и 5 рисунков.
- Январь-февраль 1927 г. Вторая персональная выставка и знакомство с каталонским художником Хуаном Миро. Перспективы работы в Париже.
- 1928 г. Выступает с лекцией на тему «Отношение современного каталонского искусства к веяниям нового разума». Открытое заявление о пристрастии к сюрреализму.
- 1929 г. Премьера первого сюрреалистического фильма «Андалузский лес» в Париже. Сальвадор Дали совместно с Луисом Бунюэлем пишет сценарий. Выставка в парижской галерее Карла Гоэманса. Скандал вокруг портрета матери.
- 1930 г. Написал самую знаменитую картину — «Постоянство памяти» («Мягкие часы»)
- 1933 г. Выставки в Париже и Нью Йорке.
- 1939 г. Разрыв отношений с обществом сюрреалистов в Париже. Лидер движения Андре Бретон из букв имени художника (salvador dali) составляет сочетание Avida Dollars ( в переводе «алчущий доллары»).
- 1942 г. Выпускает автобиографию под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
- 1945-46 гг. Сотрудничество с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком в США.
- 1969 г. Расписывает стены и потолки в замке Пуболь.
- 1970 г. Работает над открытием собственного музея в Фигерасе. Увлечение голограммами.
- 28 сентября 1973 г. Открытие Театра-музея.
- 1980 г. Самая полная ретроспективная выставка в Париже в центре Жоржа Помпиду.
- 1983 г. Последняя работа на холсте «Ласточкин хвост».
За творческие заслуги Дали отметили членством во Французской академии искусств в Париже и высшей наградой в своем регионе в Испании — золотой медалью правительства Каталонии.
Замок Галы
Автопортрет с рафаэлевской шеей картина Сальвадора Дали
«Автопортрет с рафаэлевской шеей» — один из самых известных автопортретов испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989). Картина была написана в 1921 году. Холст, масло. Размеры: 41,5 × 53 см. В настоящее время находится в музее Фонд «Гала-Сальвадор Дали» в Фигерасе, Испания.
Сальвадор Дали больше известен именно как художник-сюрреалист, однако данная работа создана в стиле импрессионизм. В это время Дали был вдохновлён творчеством художника Рамона Пичота, который писал картины в стиле нео-импрессионизм. Под его влиянием он пытался создать необычные эффекты живописи. Стоит отметить, что Дали на момент создания картины было всего 17 лет, но молодой художник уже делал успехи в живописи и пробовал себя в различных техниках.
В центре картины автопортрет самого Сальвадора Дали с длинной шеей, о причине которой мы поговорим ниже. На этой картине Дали попытался передать ощущение меланхолии и грусти, так как в 1921 году умерла его мать. Как рассказывал сам художник, смерть матери для него стала одним из самых тяжёлых переживаний в жизни. На заднем плане видна рыбацкая деревня Кадакес, которая расположена на побережье Коста-Брава. В этой деревне семья Сальвадора Дали проводила лето.
Картина называется «Автопортрет с рафаэлевской шеей» по той причине, что здесь Дали создал изобразительную отсылку к известной картине великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1483-1520) «Автопортрет». На картине Рафаэля бросается в глаза несоразмерная с головой и телом шея, которая кажется неестественно толстой и удлинённой. Эту деталь картины великого итальянского художника и заимствовал Сальвадор Дали, сделав свою шею длиннее и крупнее, чем положено. Таким образом Дали пытался завершить тот меланхоличный и грустный образ, что пытался передать в своей работе, поместив в картине символ — отсылку на произведение Рафаэля.
Дали поощрял внебрачные связи своей жены Галы
В 1929 году Сальвадор Дали впервые встретил Елену Дьяканову Девулину, более известную как Гала. Гала была на 9 лет старше Дали, и в то время она была замужем за французским поэтом-сюрреалистом Полом Элюаром. Несмотря на это, у обоих начался роман вскоре после того, как они встретились. В конечном итоге Гала оставила своего мужа и вышла замуж за Дали в 1934 году. У Галы и Дали были нетрадиционные отношения. Известно, что у Галы были многочисленные внебрачные связи, в основном с молодыми художниками. Одна из этих связей была с ее бывшим мужем Элюардом. Дали знал об этих связях и фактически поощрял их.
Сальвадор и Гала
Сальвадор Дали был практикующим кандаулизм «сексуальную практику или фантазию, в которой мужчина выставляет свою партнершу или ее образы другим людям для их вуайеристских удовольствий». Тем не менее, у Галы и Дали были длительные и успешные отношения, в течение которых она была его постоянной и самой важной музой; а также его величайшей страстью и его бизнес-менеджером
Гала Дали — «демонесса гения»
В 25 лет Дали встретил единственную любовь всей своей жизни — эмигрантку из России Елену Дьяконову, которая называла себя Галой Элюар. Она была старше художника на десять лет и состояла в браке с его другом. Этот союз супруги позиционировали как свободный. Между Сальвадором и Галой возникла серьёзная страсть, и женщина оставила своего мужа, чтобы стать для Дали любовницей, а затем и женой. Для художника Гала была не только музой, но и своего рода менеджером. Благодаря её усилиям картины Дали стали популярны во многих странах, и его слава приобрела совершенно иные масштабы. Сальвадор слыл в обществе эпатажной личностью с весьма причудливой манерой поведения. Даже его внешний вид говорил о том, что он — натура эгоцентричная и бесконечно творческая. Постоянные безумные выходки Дали шокировали его отца, из-за чего у них были напряжённые отношения. Последней каплей стала надпись на одной из картин художника о том, что он с наслаждением плюёт на портрет умершей матери. Хотя в действительности он всей душой любил свою мать и тяжело переживал её уход из жизни. Дали вело неудержимое стремление шокировать и изумлять публику. Однажды он перессорился и с членами сюрреалистической тусовки, к которой принадлежал, на прощание заявив, что сюрреализм есть он. А его эпатаж с нездоровым восхищением Гитлером и вовсе шокировал коллег. В преддверии Второй мировой войны, успев окончательно разорвать отношения с единомышленниками, Сальвадор вместе с Галой отбыли в США.
Художник был узнаваем и в этой стране и быстро добился ещё большего успеха. Любители роскоши скупали его картины за огромные суммы. К тому времени Дали нажил приличное состояние. В Америке он пробовал себя как дизайнер, ювелир, иллюстратор, сотрудничал с Хичкоком и Уолтом Диснеем. Сальвадор не изменял себе и продолжал совершать эксцентричные поступки. Он мог провести выставку в акваланге или в экстравагантном костюме метафизического куба, мог выйти на прогулку с муравьедом, о чём потом писали многочисленные издания. Но по-настоящему известность он почувствовал после выпуска своей автобиографии под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Её экземпляры разлетелись как горячие пирожки. Книга, написанная в лёгком жанре, получилась несколько странной и даже шокирующий, но, безусловно, индивидуальной. Постепенно Дали прискучило в Америке. Он выдохся от излишне насыщенной и эпатажной жизни. После восьми лет, проведённых в этой стране, художник и его жена возвратились на родину, в любимую Каталонию. Здесь Дали построил большой дом-музей, который получил название «Дворец ветра». Живопись Сальвадора в Испании приобрела особенно академический характер: работы, в основном пейзажи и классические картины, стали более спокойны. Дали проникся идеями католицизма, и в картинах засквозила религиозная тема. На 54-м году жизни художник обвенчался со своей музой. Но, несмотря на венчание, их чувства охладевали. Гала, как и раньше, придерживалась свободной любви, и её всё чаще видели в окружении молодых кавалеров. Супруги нередко ссорились. Всё это привело Дали к глубокой депрессии, что не замедлило сказаться на творчестве — полотна наполнились печалью и скорбью. Сальвадор купил для Галы замок, в котором она жила отдельно от него. Он же имел право посещать свою возлюбленную только с её письменного разрешения. Это длилось более десяти лет.
Сюрреализм — это я!
В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.
Мрачная игра (1929)
В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома.
В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
Постоянство памяти (1931)
После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет:
Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря (1938) Человекообразный комод (1936) В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения (1944)
Все это время Дали не перестает удивлять публику своими чудачествами. Так, приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.
7 декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда, устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Это был прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека.
Начало жизненного пути
В 1904 году 11 мая в семье обеспеченного юридического работника появился на свет Сальвадор Дали. Помимо него в семье были еще дети его старший брат, умерший за год до его рождения и сестра Анна Мария Дали. С первых дней своей жизни маленький Дали показывал свой непростой и непокорный характер. Будучи ребенком пугливым с огромным количеством фобий Сальвадор мало общался со своими сверстниками и часто проводил время в одиночестве. Чувствуя недостаток общения, он решил, что найдет для себя подходящую роль которую будет играть перед обществом.
Показывая себя как ребенка, который всегда все делает наперекор другим, капризного и не от мира сего
Таким способом ему удавалось привлечь к себе внимание и получать хоть и своеобразное, но общение с людьми. Пытаясь поддерживать созданный им образ, он однажды устроил скандал посреди рыночной площади требуя конфету
Устроенный им шум привлек к нему внимание находившихся рядом людей и милиционеров собрав большую толпу вокруг. В конечном итоге продавцу кондитерского магазина пришлось открывать лавку во время обеденного перерыва только что бы успокоить капризного парнишку.
Школьные годы для Дали проходили весьма печально. Созданный им образ странного ребенка пошел против него, и одноклассники сторонились его слишком переменчивого поведения. Играя в школьные азартные игры, он всегда вел себя слишком вызывающе и мог внезапно начать драку просто ради развлечения. Окружающие его люди не были в восторге от такого поведения и очень часто над ним издевались, используя его фобии, например, боязнь кузнечиков. Самым любимым развлечением было подложить кузнечика Сальвадору за шиворот или в портфель вызывая у него приступ истерики и паники.
Сальвадор Дали прогуливается со своим муравьедом, 1969-ый год.
Сюрреализм в кино
Вместе с Луисом Бунюэлем они сняли два фильма: короткометражный «Андалузский пёс» и полнометражный «Золотой век».
«Андалузский пёс» — ключевая работа сюрреализма и авангардного кино того времени. Отправной точкой сюжета послужили два сна. Сценарный план основан на негласном правиле: в нём не должно быть ничего, для чего зритель мог был найти естественное, психологическое или культурное обоснование. Результатом является последовательность сюрреалистических сцен, бросающая вызов традиционным схемам повествования.
Фильм «Золотой век» ближе к привычному кино, но является по сути оскорблением социальных норм того времени, прямой атакой на буржуазный мир. Многие сцены подтверждают, насколько глубоким было влияние теорий Фрейда на Дали и Бунюэля.
Жираф в огне
Работу «Жираф в огне» рассматривают как выражение личной борьбы Сальвадора Дали с гражданской войной, происходящей в его родной стране. На полотне написаны две женские фигуры с неопределенными фаллическими формами, выступающими из их спины. Руки, предплечья и лицо ближайшей фигуры урезаются до мышечной ткани под кожей. Напротив, открываются выдвижные ящики, выступающие из левой ноги и сундука фигурки.
Сальвадор Дали был большим поклонником знаменитого невролога Зигмунда Фрейда, и некоторые картины Дали были под влиянием фрейдистских теорий. Эти открытые ящики могут быть отнесены к психоаналитическому методу Фрейда и относятся к внутреннему, подсознательному внутри человека. Живое изображение жирафа на заднем плане было описано Дали как «мужским космическим апокалиптическим монстром». Он считал это предчувствием войны.
3
Мягкий автопортрет с жареным беконом
Одной из ключевых работой, представленных на выставке, является «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года. Эта картина представляет собой символ обновления и новой жизни, которая началась у Сальвадора Дали после переезда в США. Здесь он раскрыл себя в новых сферах: работал с мирами литературы, театра, моды, создавая имидж универсального художника. «Мягкий автопортрет с жареным беконом» отражает ироничное восприятие художником своей сущности. Словно змея, меняющая кожу, автопортрет воплощает и авангардные идеи европейского общества, и принципы американского общества потребления.
По символике Дали, ломтик жареного бекона на картине означает органическую материю и повседневную природу. Сюрреалиста всегда интересовала тема кожи. Так, например, Микеланджело, которым восхищался Дали, затронул эту тему при росписи в Сикстинской капелле, и утверждал, что наиболее последовательной вещью нашего представления является не дух или жизненная сила, а кожа.
В своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» сюрреалист пишет:
«Жить! Для этого надо перечеркнуть половину своей жизни, чтобы приступить ко второй половине во всеоружии опыта. Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи — моя старая кожа, в таком случае, бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки — конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне.
Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь».
Сальвадор Дали. Мягкий автопортрет с жареным беконом, 1941
Сальвадор — это на самом деле имя его брата
1 августа 1903 года, примерно за 9 месяцев до рождения Сальвадора Дали, его брат, также называемый Сальвадором, умер от желудочно-кишечных осложнений в возрасте менее 2 лет. Когда художник родился, его родители решили использовать имя своего умершего сына и заверили маленького Дали, что он был реинкарнацией своего старшего брата.
Считается, что эксцентричное и нарциссическое поведение Дали связано с тем, что он хотел любыми способами показать, что отличается от своего покойного брата.
Это событие очень повлияло на всю жизнь и работу художника. Даже в 1963 году он сделал портрет своего мертвого брата. Сейчас он находится с 2013 года в музее королевы Софии в Мадриде.
Замок San Fernando (Castillo de San Fernando)
Одна из самых больших крепостей Европы и гордость Каталонии, расположившаяся в 10 минутах ходьбы от музея Дали, также имеет отношение к гениальному сюрреалисту. Юному художнику, живущему в своем особом мире, приходилось также заниматься совершенно не творческими делами. В частности, в 1925 году он был на военной службе именно в этой крепости. Сейчас музейный комплекс никак не связан с воинской наукой, но хранит любопытные воспоминания того времени. На огромной территории замка расположились бастионы, площадки, конюшни. Посещение музея превращается в интересное приключение, так как кроме путешествия в прошлое посетители также могут осуществить перемещение в пространстве, спустившись в глубокое подземелье, хранящее свои тайны. Благодаря расположению на вершине холма замок привлекает всех, кто хочет насладиться закатом, а удобная дорожка вокруг дает возможность спокойно прогуливаться и совершать пробежки рядом с памятником культуры.
Адрес: Pujada del Castell, s/n.
Постоянство памяти
Эта знаковая и многократно воспроизведенная картина изображает сцену с часами, медленно таящими на скалах и ветвью дерева, с океаном, как задняя капля. Дали использовал концепцию жесткой и мягкой в этой картине. Эта концепция может быть проиллюстрирована несколькими способами, такими как человеческий разум, движущийся от мягкости сна к твердости реальности. В своем шедевре Дали использует тающие часы и камни, чтобы представлять мягкие и жесткие аспекты мира соответственно.
На протяжении многих лет упорство памяти много анализировалось, поскольку Дали никогда не объяснял его работу. Тающие часы считаются бессознательным символом относительности пространства и времени; как символ смертности с муравьями, окружающими часы, представляющие распад; и как иррациональность сновидений. Произведение «Постоянство памяти» считается одним из величайших шедевров искусства двадцатого века. Эта работа не только входит в список «Самые известные картины Дали», но и является самым знаменитым произведением в сюрреализме.
На нашем сайте TopCafe.su мы опубликовали интересную статью о музее Дали в Фигерасе. Это уникальное здание, имеющее славную историю.