Презентация на тему абстракционизм в изобразительном искусстве xx века

Абстракционизм или четкость мировоззрения

Абстракционизм построен на образном
понимании живописи или скульптуры. Однако если проанализировать творчество
художников и скульпторов, которые работали в данном направлении, то можно увидеть
четкость линий и форм. Почему же тогда при слове «абстракционизм» мы ожидаем увидеть что-то расплывчатое и непонятное?

Тот
же «Черный квадрат» Малевича
представляет всего лишь прямоугольник черного цвета. Однако каждый из нас видит
в нем то, что хочет увидеть. Для кого-то это пространство темной души, для
кого-то – просто черное пятно. В зависимости от того, что каждый из нас видит в
данном произведении, этот шедевр приобретает ценность согласно нашим
впечатлениям от увиденного. Поэтому-то многие плоды труда абстракционистов представляют собой наследие всего человечества в
целом.

ВНИМАНИЕ!http://anysite.ru

Исторический

Голландский коллекционер произведений искусства Эмануэль Левенштейн купил его сразу после завершения строительства в 1907 году. После его смерти его вдова Хедвиг передала его на хранение в Амстердам музею Стеделийк .

В 3 марта 2017 г., трое его наследников подали в Нью-Йорке иск против Bayerische Landesbank , утверждая, что теперь они являются законными владельцами работы, которая сейчас оценивается в 80 миллионов долларов. Обвинение утверждает, что картина была фактически изъята у законных владельцев в 1940 году, а затем продана в нарушение международного права. Это произошло в период нацистской оккупации Нидерландов в рамках продолжающейся кампании еврейского геноцида.

Бриджит Райли

Дата рождения: 24 апреля 1931 года, Лондон

Национальность: англичанка

Бриджит Райли

Оп-арт, короткая форма для оптического искусства, является жанром в абстрактном искусстве, в котором художник создает оптическую иллюзию посредством точного манипулирования узорами, формами и цветами. Бриджит Райли, одна из ведущих британских художников с 1960-х годов, является, пожалуй, самым известным оп-арт художником после Виктора Вазарели. На этой картине изображена шахматная доска, которая искажается и ускоряется по мере приближения к середине, создавая иллюзию глубины и ощущение движения. «Движение в квадратах» — самая известная работа Бриджит Райли и, возможно, самая известная картина в оп-арте.

Шедевр: Движение в квадратах

Год: 1961

Жанр оп арт

Движение в квадратах (1961) — Бриджит Райли

Пит Мондриан

Продолжительность жизни:  7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк

Национальность: нидерландец

Пит Модриан

Геометрическая абстракция — это форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм. Пит Мондриан ввел термин неопластицизм для своих абстрактных геометрических картин, в которых он использовал только прямую линию, три основных цвета и нейтральные оттенки черного, белого и серого . Последняя полная картина Мондриана, Broadway Boogie Woogie , вдохновлена ​​городской сеткой Манхэттена и бродвейской музыкой буги-вуги , которую Мондриан любил. Картина считается вершиной представления Мондриана, используя его живописный словарь линий, квадратов и основных цветов. Она знаменует собой кульминацию его стилистического новаторства и является одной из самых влиятельных работ в школе абстрактной геометрической живописи .

Шедевр: Бродвейские Буги-Вуги

Год: 1942–43

Жанр Геометрическая абстракция

Бродвейские буги-вуги (1943) — Пит Мондриан

Тайный смысл «черного квадрата». Абстракционизм в СССР

Казимир Малевич (1878–1935) шагнул дальше абстракционистов Кандинского и Мондриана. Пройдя через период увлечения импрессионизмом и кубизмом, в 1915 году он создал свою собственную систему абстрактной живописи и дал ей название супрематизм (от фр. supreme — высший).

Главным произведением супрематизма был объявлен знаменитый «Черный квадрат». По мнению художника, этот обычный черный квадрат на белом фоне являлся «супрематической клеткой», или, другими словами, базовой формой для любой абстракции. В своих статьях Малевич категорично утверждал, что классический подход к изобразительному искусству давно изжил себя. Тем не менее в начале 1930-х годов художник вернулся к реалистичной живописи.

Но вот парадокс: кто помнит его «обычные» полотна? А о «Черном квадрате» знают все. Возможно, в идее базовой формы что-то есть… даже если это была просто шутка художника.

Казимир Малевич «Письменный стол и комната» (1913). «Интуитивная форма должна выйти из ничего» (К. Малевич)

В 1920-е годы под давлением государственной идеологии все авангардные направления в советском искусстве постепенно были свернуты.

Абстракционизм вернулся в СССР лишь в 1950-х годах, в период так называемой хрущевской оттепели. Е. Михнов-Войтенко, Л. Грибков, В. Преображенская, Ю. Злотников — вот лишь несколько отечественных художников того времени, работавших в этом стиле.

Абстракционизм как направление живописи не исчерпал себя и по сию пору.

Поделиться ссылкой

Как Кандинский записал себя в историю живописи

Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».

В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит, вполне может обходиться без образов и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии. 

Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.

Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.

Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?

Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

Ещё какая! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков: то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.

А вот в этой работе есть гармония?

Ближе к какофонии, согласитесь. Это всего лишь рисунок ребёнка.

Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может нажимать на клавиши пианино. Может, даже что-то и выйдет, отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.

Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.

Сначала лирические, где цвет преобладает над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.

Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Эрмитаж

Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное — подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться!

Василий Кандинский. Композиция 8. 1923 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.

Презентация на тему: » Абстракционизм в изобразительном искусстве XX века Подготовил учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 53 г. о. Самара Рассохина Е.А 9 класс.» — Транскрипт:

1

Абстракционизм в изобразительном искусстве XX века Подготовил учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 53 г. о. Самара Рассохина Е.А 9 класс

2

* Кандинский * Алле * Клеманс ван де Велде * Мондриан * Малевич * Жан Арп * Поллок

3

Абстракционизм (от лат. abstractus – отвлеченный) – художественное направление в искусстве XX века. Представители абстракционизма декларируют, что они не отражают действительность, а творят свою собственную «новую (вторую) реальность». Близко к понятию модернизм.

4

Василий Васильевич Кандинский русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем «Баухауса» – высшей школы строительства и художественного конструирования, основанная в 1919 г. в Веймаре (Германия).

5

* Первая абстрактная акварель

6

* Белая фигура Живопись Незнакомому голосу

7

* Маленькая мечта в красном

8

* Этюд. Цвета-квадраты с концентрическими кругами

9

* Несколько кругов

10

* Доминирующая кривая

11

* Пёстрая жизнь

12

* Акцент розового

13

* Композиция 8

14

* Двое на лошади

15

* Светлая картина, 1913

16

* Черное увеличение

17

* Семья Вогулов

18

Альфонс Алле французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, известный своим острым языком и абсурдистскими выходками, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов.

19

* Первое Причастие оледеневших девиц, хлорированных белым снегом

20

* Черный квадрат

21

* Битва негров в пещере глубокой ночью

22

* Красные кардиналы собирают урожай помидоров

23

* Шедевры Альфонса

24

Хенри Клеманс ван де Велде бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.

25

* Абстрактная композиция с растительным мотивом

26

Питер Корнелис (Пит) Мондриан нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

27

* Композиция с красным, желтым и синим

28

* Цветущая яблоня

29

* Композиция в сером, розовом и голубом

30

Казимир Северинович Малевич российский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма направления в абстрактном искусстве.

31

* Черный квадрат

32

* Супрематизм

34

* Скачет красная конница

35

Жан Арп (Ханс Арп; фр. Jean Arp, нем. Hans Arp) немецкий и французский поэт, художник, график, скульптор.

36

* Конфигурация

37

* Квадраты, размещенные согласно законам случая

38

* Деревья

39

* Звезда

40

* Листья и капли

41

* Танец

42

Пол Джексон Поллок американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.

43

* Джексон Поллок

44

* Пламя

45

* Алхимия

46

* Мужское и женское

47

* Стенографическая фигура

48

* Супрематизм

49

* 5, 1948

Хелен Франкенталер

Продолжительность жизни:  12 декабря 1928, Нью-Йорк — 27 декабря 2011, Дэриен

Национальность: американка

Хелен Франкенталер

Лирическая абстракция была термином, придуманным для определения искусства, которое сигнализировало о возвращении к самовыражению, в отличие от геометрической абстракции и минимализма. Хелен Франкенталер — одна из самых известных женщин-абстракционистов и выдающийся образец лирической абстракции. Горы и море, ее первая профессионально выставленная работа, также является ее самой известной живописью и ярким примером лирической абстракции. Это была первая работа, которую она создала, используя свою знаменитую технику смачивания, в которой она вылила разбавленную скипидаром краску на холст, создавая яркие цветовые оттенки, которые, кажется, сливаются с холстом.

Шедевр: Горы и море

Год: 1952

Жанр Лирическая абстракция

Горы и море (1952) — Хелен Франкенталер

Пит Мондриан (1872-1944)

Как и Кандинский и Малевич, Пит Мондриан является художником,
который работал в стиле крайнего модернизма – абстракционизма. Его картины
представляют собой сочетания линий и прямоугольников. Именно произведения
Мондриана являются примером самой бескомпромиссной и строгой геометрической
абстракции в живописи ХХ века.

Изначально Мондриан писал в реалистическом стиле. А после
того, как в 1911 году познакомился с кубистами, его предпочтения в живописи
стали меняться. Мондриан считал, что искусство не должно подвергаться
определению. Истинная действительность нашей жизни может быть выражена именно
так, как это делал живописец-абстракционист Пит Мондриан.

Ближе к 1920 году стиль Мондриана
сформировался полностью. Он использовал прямые
жесткие контуры. При этом Мондриан делал композиции своих картин
асимметричными, желая достичь динамичности равновесия. Он отказался от деталей
и частностей, стремясь создать чистую пластическую реальность.

«Чертеж мира»: Пит Мондриан

Нидерландский художник-абстракционист Пит (Питер Корнелис) Мондриан (1872–1944) вместе с группой единомышленников основал журнал «Стиль», где провозгласил основной принцип нового направления: создание образа мира с помощью разноцветных прямоугольников, отделенных друг от друга черной линией.

По мнению Мондриана, именно таким образом, с помощью «чистой пластики», можно было создать «чистую реальность». В результате этих экспериментов появилось множество похожих друг на друга абстрактных композиций, которые художник обозначал буквами или просто нумеровал по порядку.

Позже его идеи использовали в своих работах итальянские художники-конкретисты — представители так называемого конкретного искусства: их очень вдохновило утверждение Мондриана, что конкретны лишь линия, цвет и плоскость. Из этих трех элементов их картины и состояли.

Пит Мондриан «Композиция в овале с цветными плоскостями I» (1914). Работы Мондриана оказали влияние на творчество Ива Сен-Лорана

Анализ

Это произведение завершает серию поэтических сказок ( Poèmes sans mots , Xylographie ), в которых Кандинский использует технику, стиль и лирическую манеру гравюры на дереве. Он представляет жизнь старой России, показывая не только ее религиозные аспекты, жизнь и смерть, но и небольшие сцены повседневной жизни.

Для историка искусства и философа Хайо Дюхтинга эта картина является одной из самых важных в первый период жизни художника в Мюнхене с 1896 по 1911 год. Первый взгляд производит впечатление толпы, бесцельно идущей в осеннем пейзаже. Над ней на холме возвышается роскошный город. Постепенно зритель обнаруживает более точные узоры, составленные из групп персонажей. Они образуют многоэлементную композицию . Распространение персонажей очень бесплатное. Они образованы штрихами цвета, которые словно плывут по текстуре холста. Сам художник Кандинский пишет на эту тему, что в первую очередь хотел «переплести массы, пятна и линии» и что он «использовал вид с высоты птичьего полета размещать фигуры одна над другой». . Раскрашивая это красочное лоскутное одеяло из сказок, Кандинский практиковался в изображении абстрактного изображения.

Документальные фильмы

2015, Карлос Франклин: Смешанная жизнь Василия Кандинского в Les Petits Secrets des grands tableaux , документальный фильм Arte (27 мин).

Марк Ротко

Дата рождения: 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния (сейчас Даугавпилс, Латвия)

Национальность: американец

Марк Ротко

Марк Ротко (настоящее имя Маркус Яковлевич Роткович) считается пионером живописи цветового поля, стиля в абстрактном экспрессионизме, в котором цвет является основным предметом. Среди его самых известных работ — холсты, в которых он использует симметричные прямоугольные блоки двух-трех контрастных, но дополняющих друг друга цветов. Оранжевый, красный, желтый — одна из таких работ, которая была названа «самой мощной из всех его картин». Известный шедевр живописи «Цветовое поле» был продан на Christie’s в мае 2012 года за 86,9 млн долларов, тем самым побив рекорд самой высокой цены за современное произведение искусства на публичных торгах.

Шедевр: Оранжевое, красное, желтое

Год: 1961

Жанр Цветовое поле живописи

Оранжевое, красное, желтое (1961), Марк Ротко

история

Происхождение

Красочная жизнь была написана в Севре под Парижем в начале 1907 года и считается главным произведением раннего творчества Кандинского. После завершения картина оказалась во владении голландского фабриканта и коллекционера произведений искусства Эмануэля Левенштейна, умершего в 1930 году. Он был передан на хранение его семье в Стеделийк-музей в Амстердаме в 1938 году . Красочная жизнь была подхвачена 5 сентября 1940 года еврейским арт-дилером Керидо в Гементемусеа и продана с аукциона под номером 204 8 октября 1940 года в аукционном доме Мюллера. Обстоятельства поставки и аукциона оспариваются. Наследники семьи Левенштейн предполагают принудительную продажу, владельцы добровольной партии в рамках развода Ирмы Кляйн и Роберта Левенштейна. Картину приобрел еврейский коллекционер Сал Слайпер , умерший в 1971 году. Помимо красочной жизни, на том же аукционе была продана работа « Картина с домами » Василия Кандиндского, которая сейчас находится в музее Стеделийк в Амстердаме. В своей рекомендации от 22 октября 2018 года, в которой также обсуждается красочная жизнь, Restitutie Commissie высказалась против реституции картины с домами.

Дэвид Рёлль (1945)

На аукционе также присутствовал Дэвид Рёлль , в то время директор Стеделийкского музея; Он приобрел вышеупомянутую фотографию с домами и, с согласия Слайпера, спрятал обоих Кандинских в хранилище музея, в реестрах которого Das Bunte Leben продолжает оставаться собственностью семьи Левенштейнов, как будто не было смены собственника, вероятно чтобы защитить Сэла Слайпера. Сэл Слайпер одолжил Красочную жизнь» Стеделийскому музею с 1957 по 1963 год, а затем Gemeentemuseum в Гааге до 1971 года .

Вдова Слайпера выставила его на продажу после его смерти. Когда Ленбаххаус узнал об этом, Эрика Ханфштенгль, исполняющая обязанности директора музея, купила работу «Красочная жизнь» через Bayerische Landesbank в 1972 году . После покупки Bayerische Landesbank (BayernLB) одолжил картину Städtische Galerie im Lenbachhaus. Истинное происхождение произведения ранее было неизвестно.

Спор о реституции

Впервые голландские исследователи наткнулись на разграбленный художественный аукцион 1940 года и картину Кандинского в 2004 году. В 2015 году потомки семьи Левенштейнов обратились в BayernLB, чтобы настоять на публикации картины. После этого на запрос наследников был дан отрицательный ответ. «У нас нет никаких юридических претензий в отношении картины, в частности, по поводу передачи», — сказал BayernLB в письме наследникам в то время и отказался подавать апелляцию в Комиссию Лимбаха без каких-либо результатов. Глава Lenbachhaus Маттиас Мюлинг по согласованию с городом Мюнхен посоветовал Landesbank как владельцу передать картину в комиссию Лимбаха для вынесения рекомендации. Здесь дело будет рассматриваться и обсуждаться с осени 2020 года.

В марте 2017 года наследники забрали картину Кандинского в окружном суде Нью-Йорка. Фотография была сделана у ее законных владельцев в 1940 году в нарушение международного права, говорится в иске, поданном в суд 3 марта 2017 года. Потомки владельцев предъявили иск о передаче картины или 80 миллионов долларов; Они также обвинили BayernLB в том, что, когда она купила картину, хотя бы подозревала истинное происхождение работы, которая оценивается в несколько миллионов евро. В иске говорится, что BayernLB могла знать, что картина была украдена. «Покупка картины была организована Ленбаххаусом, который имеет возможность исследовать происхождение картины и определить вероятность того, что она была украдена нацистами». В этой связи директор музея Матиас Мюлинг заявил, что это произошло несколько раз — но безрезультатно. С сегодняшней точки зрения это более чем неудовлетворительно

Спор привлек международное внимание после того, как канадский детектив по искусству Джеймс Палмер публично выступил от имени семьи Левенштейнов в марте 2017 года

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

В.В.Кандинский стоял у истоков возникновения направления
абстракционизма в изобразительном искусстве. Довольно рано великий художник
стал рисовать. При этом в его картинах часто встречались нетрадиционные
сочетания цветов, которые Кандинский объяснял тем, что, по его мнению, каждый
цвет живет отдельной, таинственной жизнью.

Обучаясь
мастерству художника, он часто изображал на своих картинах сюжеты, которые
ничего общего не имели с реальностью. Хотя реализм как направление в искусстве
В.В. Кандинский изучил, он не следовал егоправилам в своем творчестве. Кандинский
стремился к картинам, которые состояли из линий, фигур, ярких цветов, свободных
объектов.

Произведения
Кандинского – это чистый абстракционизм.
Созерцая его картины, приходится домысливать изображенное. Что хотел отобразить
в своих картинах Кандинский для многих остается загадкой до сих пор. Хотя
сейчас идея создания подобных картин не нова. Однако в те времена он был первым
рьяным абстракционистом, который
использовал в своих произведениях подобное сочетания разнообразных форм и
цветов.

Некоторые течения в абстрактном искусстве

Лучизм

С. Романович «Снятие со креста» (1950-е годы)
Направление в живописи русского авангарда в искусстве 1910-х годов, основанное на смещении световых спектров и светопередачи. Одно из ранних направлений абстракционизма.В основе творчества лучистов лежит идея о «пересечении отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий.Основателем и теоретиком течения был художник Михаил Ларионов. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники группы «Ослиный хвост».

Особое развитие лучизм получил в творчестве С. М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины: «Живопись иррациональна. Она происходит из глубин человека, как родник бьет из-под земли. Задача ее – преображение видимого мира (объекта) через гармонию, которая знак истины. Работать – писать в гармонии – может тот, в ком она живет – это тайна человека».

Орфизм

Направление во французской живописи начала XX в., образованное Р. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан. Название дано в 1912 г. французским поэтом Аполлинером.

Р. Делоне «Марсово поле: Красная башня» (1911-1923)
Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.Влияние орфизма можно увидеть в работах русского художника Аристарха Лентулова, а также Александры Экстер, Георгия Якулова и Александра Богомазова.

А. Богомазов «Композиция №2»

Неопластицизм

Этому стилю свойственны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).

«Мондриановский стиль»

Василий Кандинский

Продолжительность жизни: 4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция

Национальность: русский

Василий Кандинский

Василий Кандинский считается многими «Отцом абстрактного искусства». Он написал некоторые из самых ранних работ в жанре, в том числе известным как «Первая абстрактная акварель». 1910-1914 годы считаются пиком карьеры Кандинского, а эта картина — вершиной его художественных достижений в этот период. Он сделал больше исследований для этой композиции, чем для любой другой, хотя нарисовал окончательный вариант всего за три дня. Считается, что в композиции VII упоминаются апокалиптические темы «Потоп», «Страшный суд», «Воскресение» и «Рай». Вихревой ураган цветов и форм считался Кандинским самым сложным произведением, которое он когда-либо писал, и это одно из самых известных произведений абстрактного искусства, когда-либо созданных.

Год: 1913

Шедевр: Композиция VII

Композиция VII (1913) — Василий Кандинский

Самые дорогие картины Кандинского

Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Суммарный оборот продаж его картин с крупных аукционов за этот период составляет 644 млн долларов, а число проданных картин — 744. По обороту его опережают только Марк Ротко (оборот 1,45 млрд долларов) и Марк Шагал (оборот 1,2 млрд долларов). Подробнее о его рекордах в сравнении с другими художниками русской живописи можно почитать в статье «Топ-10 самых дорогих русских художников». А здесь мы рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих продаж его картин.

Самой дорогой картиной Василия Кандинского, уходившей с аукционов за последние два десятка лет, является работа «Картина с белыми линиями». Она относится к тому плодотворному 1913 году, когда художник создал знаменитые композиции VI, VII и другие известные работы. Как раз в этом году представители нового искусства организовали в Нью-Йорке выставку, призванную продемонстрировать закостенелость академической школы и познакомить зрителя с новыми живописными идеями. Упомянутая работа Кандинского вошла в число таких неформатных работ, была широко обсуждаема общественностью и в конечном итоге признана одной из самых значительных в живописи двадцатого века. В 2017 году этот шедевр попал на торги аукционного дома Sotheby’s и был продан за 41,8 млн долларов. Эта продажа сразу подняла мастера на третью строчку самых дорогих уходов картин русских художников.

В.В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.

Следующий рекорд установила картина «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». Эта работа принадлежит циклу картин, повествующих об окрестностях городка Мурнау Германии, где художник плодотворно трудился в течение нескольких лет (см. раздел о картине «Осень в Мурнау»). Эта значительная работа выполнена в 1908 году и уже содержит в себе все признаки перехода от предметной детальной живописи к абстрактному искусству художника. Это проявляется через условность контуров, широкие мазки, высокую контрастность и яркость красок. Картину по достоинству оценили на торгах, после которых она перешла в частную коллекцию за 26,4 млн долларов. Продажа состоялась на Sotheby`s в 2017 году.

В. Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». 1909 г.

Еще одна интересная работа называется «Негнущееся и согнутое» или «Прямые и кривые». Эта работа считается одной из самых значительных из серии картин парижского периода, которые когда-либо появлялись на аукционах. Написана она была в 1935 году, а в последующие десятилетия неоднократно представлялась на выставках и печаталась в изданиях, посвященных деятельности Кандинского. По словам самого художника, на создание такого сюжета его вдохновил Париж, который напомнил ему дождливые дни на родине. Особенностью этой работы является использование более светлой палитры и техники масла с добавлением песка. Все это было характерно для его парижского периода творчества. Картину продали в 2016 году на торгах Christie’s за 23,3 млн долларов.

В. Кандинский. «Негнущееся и согнутое». 1935 г.

В диапазоне около двадцати миллионов долларов уходили и другие работы художника. Например, это «Белый звук» (23 млн долларов), «Импровизация 8. Этюд» (23 млн долларов), «Этюд к импровизации 3» (21 млн долларов), «Фуга» (20,9 млн долларов). Такая высокая стоимость говорит о большой востребованности работ художника на рынке живописи. За последний год с января 2020 по январь 2021 года оборот продаж Кандинского составил 10,7 млн долларов за 28 работ. Самой дорогой картиной за последний год стала Einige Spitzen, ушедшая с молотка аукциона Bonhams в 2020 году за 3,2 млн долларов.

В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.

Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.

Герхард Рихтер

Дата рождения: 9 февраля, 1932, Дрезден

Национальность: немец

Герхард Рихтер

Герхард Рихтер — немецкий художник, которого некоторые считают величайшим художником современности. Он создал широкий спектр работ, и его искусство не может быть отнесено к одному конкретному жанру. Среди самых известных работ Рихтера — его серия Абстрактных изображений. Он написал первую работу под названием Абстрактное изображение в 1976 году и продолжал делать много таких работ в течение следующих двух десятилетий. В своих абстрактных картинах Рихтер создает накопительные слои нерепрезентативной живописи. Он начинает с нанесения больших полос основного цвета на холст. Картины развиваются поэтапно, основываясь на его реакции на прогресс картины: случайные детали и возникающие модели. В феврале 2015 года одна из картин серии, Абстрактные Изображения  была продана за 44,52 миллиона долларов, самая высокая цена за картину любого ныне живущего европейского художника.

Шедевр: Серия абстрактных изображений

Год: 1986

Абстрактное изображение (1986) — Герхард Рихтер

Кандинский и жанры: импрессия, импровизация, композиция

Кандинский В. Без названия. Первая абстрактная акварель, 1910

Изображенное на безымянном полотне не поддается трактовке иначе, как через смысловую нагрузку цвета и формы, так как оно беспредметно. Беспредметность – главный принцип нового стиля, была обоснована в уже упоминавшемся трактате “Духовное в искусстве”. Сама же картина – результат долгих экспериментов и эволюции, в частности:

• она появилась промежуточно в ходе работы над циклом импровизаций (1909-1917), на первой из которых (“Африканское”) явно определяемы силуэты людей, срединные (“Потоп”, “Мечтательность”, обе 1913) беспредметны и полностью абстрактны, а последняя (“209”) несет в себе следы идейного воздействия супрематизма Малевича;

• создана в один год с “Эскизом к композиции II” (важнейший в творчестве Кандинского цикл ≈1910-1939, всего 10 полотен, из которых сохранилось 7 или 9 (с двумя эскизами);

• идейно, скорее всего, символизирует беспокойство тайны на фоне безмолвия. (Белый, по Кандинскому, — цвет молчания, безмолвие, красный – беспокойство и движение, черный – апокалипсис, потухшее Солнце, синий – мистика и тайны, зеленый – равнодушие, желтый – земля).

“Первая абстрактная акварель” (условное название), без сомнения, имеет громадное значение в мировой живописи как веха нового стиля, однако наиболее известными стали картины, как считается, представляющие собой истинное воплощение концепции абстракционизма. Все они написаны Кандинским в 1910-е годы. К ним относятся:

Кандинский В. Импровизация «Потоп», 1913

Страшный суд (1912); Импровизация “Потоп” (1913); Композиция VI и Композиция VII (обе 1913), иногда – Композиция VIII (1923, влияние супрематизма, лучизма); Незнакомому голосу (1916).

Первые четыре из перечисленных произведений созданы в наиболее плодотворный период творчества художника – время его постоянного проживания в Баварии. Следует отметить, что в Германии Кандинский жил с перерывами начиная с 1896-го года.

Кандинский В. Импровизация VIII, 1923

Понятие композиции (равно как импрессии и импровизации) в данном случае употребляется в качестве термина, выбранном Василием Васильевичем для обозначения жанров абстрактной живописи.

Согласно его объяснениям:

  • Импрессия создается непосредственно под впечатлением, полученным извне, со стороны, попытки осмысления в ходе создания полотна избегаются;
  • Импровизация является зарисовкой внутренних импульсов, бессознательных процессов – представляет собой по сути импрессию, с той лишь разницей, что основа импрессии – впечатления внешние, а импровизации – идущие изнутри;
  • Композиция представляет собой синтез импрессии и импровизации в одной работе.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: