Илья ефимович репин — стиль и техника

Илья ефимович репин - стиль и техника

Вместо канона

На выставке, сочиненной кураторами Третьяковки Татьяной Юденковой и Ниной Марковой, этот бесконечно печальный финал жизни — и одновременно последний творческий взлет Репина — внизу, на первом этаже. Зритель спускается туда с третьего, где экспозиция начинается. На всех трех этажах разместилось в итоге более 300 работ, попавших сюда из 21 российского собрания, семи иностранных музеев и семи частных коллекций из-за рубежа.

Соотношение живописи и графики почти равное — 170 с лишним произведений живописи и 130 — графики. Кажется, что вещей даже слишком много, по крайней мере портретов, среди которых десятки хрестоматийных, выученных до мельчайших подробностей, вроде портрета опершегося о колонну композитора Бородина или Антона Рубинштейна с дирижерской палочкой. Другого, менее известного изображения Рубинштейна в кресле и с усталым лицом — к сожалению, нет.

Отсутствует, увы, и «Парижское кафе», написанное Репиным во время шестилетней пансионерской поездки после Академии за границу: коллекционер Вячеслав Кантор, купивший в свое время картину на Christie’s, не дал ее на выставку. Из-за невозможного сегодня музейного обмена с США нет в экспозиции и знаменитой «Голгофы» (1921–1922) из музея Принстонского университета, известной нам в основном по репродукциям: место распятия увидено как бы глазами воскресшего Христа — третий крест лежит на земле в луже крови, вокруг которой, как описывал эту сцену Репин, «собаки собрались пировать».

В столь далекой от канона версии евангельского сюжета вполне сформулировано резкое отношение Репина к институту церкви, которое, понятно, очень приветствовалось в советские времена — художнику приписывали антиклерикальные настроения, и знаменитое репинское полотно «Перед исповедью» переименовали в 1930-х в «Отказ от исповеди»

В действительности в отношении Репина, начинавшего в юные годы как иконописец, к этой теме, важной в его творчестве, было больше «милости к падшим», чем слепой веры. «После анафемы Толстому, — писал он, — дал слово не переступать порога церкви, но после глумления большевиков над христианскими святынями-церквями я делаюсь ревностным исповедником»

Он и в церковном хоре пел. Но как бы великолепно ни владел Репин речью, кисть его убедительнее, и совершенно неизвестная здесь работа «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона», привезенная на выставку из чешского города Градец-Кралов, говорит сама за себя.

1 / 3

«Отказ от исповеди», 1885

Изображение: Илья Репин

2 / 3

«Парижское кафе», 1875

Изображение: Илья Репин

3 / 3

«Голгофа», 1921-1922

Изображение: Илья Репин

Репин работал над ней почти полвека: когда перед выставкой полотно 1888 года стали реставрировать, открылась дата ее переделки – 1924-й. Выяснилось, что накануне продажи картины некому чешскому коллекционеру автор счистил с холста центральную фигуру протодиакона и написал ее заново, сообщив физиономии попа дикое, страшное выражение, точно иллюстрирующее современный мем «народ-богоносец». Цитате из репинского письма Крамскому, касающегося портрета протодиакона (этот портрет существует и отдельно), — «…Весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный…» — отвечает из будущего бессмертная реплика Венедикта Ерофеева: «Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Им все божья роса…»

У Репина и Пьета (сцена оплакивания Христа девой Марией) есть — иконографию Пьеты воспроизводит «Царь Иван…», и Тайная вечеря — она же «Сходка» (1883). Последнее название было присвоено картине в 1936-м, когда в СССР устроили посмертную выставку художника. Авторское название «При свете лампы» по крайней мере не отвлекает революционной тематикой и позволяет заметить рыжую шевелюру человека, склонившегося над столом, и внемлющих ему «учеников».

Поиски неочевидных христианских канонов в творчестве Репина могут привести к удивительным результатам. Живущий в Нью-Йорке писатель Александр Генис вспоминал казус, случившийся с ним в нулевые годы, когда в музее Метрополитен — сегодня сложно в это поверить — проходила огромная выставка передвижников. Поддавшись общему безумию, он тоже пошел посмотреть, и в зале Репина мальчик, явно отставший от экскурсии, спросил у него, показывая на «Бурлаков на Волге»: «Which one is Jesus?» Сегодня этот вопрос не кажется абсурдным.

Анализ картины И.Репина «Не ждали»

16.03.2017

Для того, чтобы понять картину нужно ее внимательно рассмотреть, проанализировать каждого героя, т.е

обратить внимание на детали, прислушаться к своим эмоциям и чувствам от конкретной картины, вступить с ней диалог, задать себе необходимые вопросы, которые помогут в полной мере раскрыть замысел автора

Давайте сделаем все вышесказанное на примере следующей картины:

И.Репин «Не ждали», 1884-1887 г.

Что мы видим на картине?

Светлая комната. В нее только что вошел человек. Судя по реакции домашних его приход неожиданный. Все домашние в замешательстве.

Как выглядит этот человек? Какие эмоции он испытывает?

У него странная одежда, измученное лицо и глубоко запавшие глаза. В глазах вопрос, напряженное ожидание. В повороте головы, во всем его облике есть какая-то неуверенность. Он остановился в нерешительности. Его никто не ждал, и приход его — неожиданность. Это видно по тому, как отнеслись к его появлению все люди, находящиеся в комнате.

Что чувствует жена? Как она выглядит? О чем думают дети?

Жена, женщина, сидящая у рояля, кажется слабой и болезненной. Она растеряна и обрадована.

Исподлобья, серьезно и строго смотрит на него девочка. Совершенно очевидно, что она его не знает или не помнит. А с каким восторгом мальчик смотрит на вошедшего. Он узнал его, он рад. Еще мгновение — и с криком восторга он бросится к отцу.

Как выглядит мать? Какие ее жесты описывают ее эмоции и являются говорящими для нас?

Мать привстала с кресла. Она не верит своим глазам. Возможно, она и не надеялась уже на своем веку увидеть сына. Ее сутулая спина, рука, прижатая к груди, открывает нам всю палитру ее переживаний.

Как выглядит горничная? О чем говорят ее жесты?

Ее лицо выражает недоумение: правильно ли она сделала, что впустила в дом этого незнакомого плохо одетого господина? Не пожурит ли хозяйка за этот поступок?

Она все еще держится за ручку двери. Этот жест еще больше подчеркивает ее испуг: она слегка приоткрыла дверь, но не распахнула ее и робко впустила в комнату незнакомого человека.

Проанализиров картину, мы понимаем, что художник хотел рассказать историю ссыльных, но не историю ужасов лагерей, а ужас внутри каждого вернувшегося человека:

  • Как отреагирует семья на его возвращение? Ждут ли его вообще? Может, жена вышла замуж. Сможет ли она вообще простить его? Может, она никогда не одобряла его революционной деятельности и предостерегала, к каким ужасным последствиям для семьи это может привести.
  • Застанет ли он мать живой?
  • что испытывает человек, когда собственный ребенок его не узнает?

Написать картину с такой предельной простотой и убедительностью очень и очень нелегко. Чтобы донести свой сюжет, художник должен выбрать такой момент, в котором характер каждого из действующих лиц проявился бы особенно полно. Давайте представим, что он выбрал не этот момент, а другой:

Все уже узнали пришедшего. Сын подбежал проворнее других и повис на шее отца. Мать подошла с одной стороны, жена — с другой. Вот девочка, наверное, по-прежнему дичится и недоумевает да горничная продолжает стоять у двери. А может, ее уже нет: поняла, что пришел свой человек, и ушла, чтобы не мешать.

Будь все так, поняли бы мы, что произошло? Что вернулся ссыльный, что произошла драма… Почему радуется мальчик, почему исподлобья смотрит девочка, а мать и жена торопятся к вошедшему?

Эмоции почти у всех одинаковые — все радуются. А сколько различных эмоций показывает нам оригинал?

Или художник изобразил бы еще более поздний момент: глава семьи умылся, переоделся и в кругу семьи рассказывает о чем-то пережитом. Опять все было бы далеко не так ясно, как сейчас. Мы подумали бы, что все дело именно в интересном рассказе, который все так внимательно слушают. Разве можно узнать в таком сюжете сложную драму, переживаемую семьей? Конечно, нет. Вот почему выбор момента, который будет изображен в картине, так важен.

Известно, что Репин несколько раз переписывал лицо главного героя: то делал его возвышенно-героическим, то страдальчески-усталым.

Как видите, чтобы понять замысел автора, нужно просто быть внимательным. Смотрите, и увидите!

При подготовке материала использована книга Б.Эренгросс «По законам красоты», Изд-во: Детгиз, 1961 г.

Образец сочинения

Илья Ефимович Репин — гениальный художник, создавший множество великолепных картин. Самой значительной его работой является холст о том, как Александр Пушкин читает своё стихотворение на выпускном экзамене в лицее. Но у художника есть и другие популярные холсты:

  1. «Не ждали».
  2. «Иван Грозный и его сын Иван».
  3. «Лучший друг человека».
  4. «Летний пейзаж».
  5. «Иуда».

Как известно, Илья Репин изобразил на своём полотне реальный исторический случай. Все воспитанники сдавали публичный экзамен, пройдя первый курс обучения в Царском лицее. Они должны были пройти испытания по нескольким предметам: французскому языку, математике, физике и т. д. Чтобы оценить уровень подготовки выпускников, преподаватели пригласили известного поэта Державина.

Автор полотна изобразил огромный и просторный зал, посреди которого расположен стол, украшенный красной скатертью с бахромой. За ним сидят экзаменаторы и внимательно слушают каждого выступающего. Есть в зале и другие значимые лица аристократического происхождения — это военные, представители духовенства и знать.

На картине показано, как на середину зала выходит эмоциональный темноволосый юноша. Он ставит одну ногу вперёд и уверенно начинает читать стихи

Своей уверенностью и эмоциональностью он привлекает внимание всех, кто находится в помещении. Кажется, что в эти торжественные минуты всё затихло — так чувственно и проникновенно читал Пушкин стихи

На юного литератора с восхищением смотрят экзаменаторы, а Державин, который и сам прославился как поэт, даже немного привстал от удивления. Он поражён глубиной таланта юного дарования. Впоследствии он всегда с теплотой отзывался о своем ученике-лицеисте.

Зал, где проходит выпускной экзамен, огромный и светлый

Стены оформлены под мрамор, привлекают внимание и колонны. Зеркала на стенах отражают Пушкина, экзаменаторов, других выпускников и зрителей

Это полотно Репина вызывает у меня лишь только положительные эмоции. Хочется хорошо учиться, чтобы на экзамене поразить своих учителей и вызвать у них гордость за то, что они смогли научить меня быть таким же эмоциональным и ничего не бояться.

Искусство будущего

Самый известный у нас и за рубежом русский художник не слишком избалован выставками на родине — последняя прошла в Третьяковской галерее четверть века назад. С другой стороны, и обычай музеев перетряхивать свои запасы возник недавно. Первый такой мощный проект был посвящен ученику Репина Валентину Серову, о котором часто говорят, что он якобы превзошел учителя. Изучив выставку, с этим трудно согласиться: Илья Ефимович просто дольше прожил и больше успел — в том числе претерпел больше неудач.

Илья Репин (1844 — 1930) застал крепостное право, помнил обе русские революции, был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, как следствие — неровен как художник. Но в лучших вещах — в том числе тех, которые мы видим сейчас впервые, — он исключительный мастер. Да, передвижник, да, приверженец классической формы, которую и не думал нарушать, но обнаружил в себе способность меняться внутри этой формы и далеко опередил многих коллег-ровесников. Художник XIX столетия, он не просто дожил до следующей эпохи, он получил в новой художественной иерархии место, предвосхитив то, что впоследствии будет олицетворять в искусстве XX век.

Сын отставного кантониста совершил в искусстве живописи то, что в музыке сделал Модест Мусоргский, которым Репин бесконечно восхищался. Когда умирающий композитор оказался в больнице, Репин поторопился написать его портрет — всего за четыре сеанса, знаменитое и единственное изображение композитора. Через 11 дней после окончания работы автор великих опер «Борис Годунов» и «Хованщина» умер, а на гонорар, полученный за портрет от самого Третьякова, Репин поставил Мусоргскому памятник.

1 / 2

«Гопак. Танец запорожских казаков», 1927

Изображение: Илья Репин

2 / 2

«Портрет композитора М.П. Мусоргского», 1881

Изображение: Илья Репин

Портрет теперь выставлен, как и другая посвященная Мусоргскому работа — «Гопак. Танец запорожских казаков» (1926–1930), ставшая для художника одной из последних. Ее болезненная яркость, странные ракурсы, кажущееся веселье танцующих — все это почерк другого Репина, почти незнакомого тем, кто вырос в СССР. Поздние вещи, включая привезенный из Пенатов последний автопортрет, — свидетельства жизни оторванного от семьи эмигранта, писавшего на линолеуме в отсутствие денег на холсты.

Сюжет

Многие картины Ильи Репина на его ретроспективной выставке, которая 16 марта 2020 года открылась в Третьяковской галерее, встречаешь, как старых знакомых. Поэтому, наверное, нет смысла пересказывать сюжет самого знаменитого полотна художника из его тюремно-арестантского цикла, куда входили «По грязной дороге под конвоем», «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди». Трудно найти человека, который бы не писал в школе сочинения по «Не ждали».

«Не ждали», 1884−1888 гг. (wikimedia.org)

Хотелось бы только обратить внимание на некоторые детали картины, потому что все они не случайны. Например, висящие на стенах портреты подтверждают, что входящий в комнату человек — народоволец, и его семья разделяет его убеждения

На двух их них — символы свободомыслия того времени: Тарас Шевченко и Николай Некрасов. На других репродукциях не менее говорящие изображения Александра II на смертном одре, убитого народовольцами, и «Христос на Голгофе». Такой прием «картины в картине» искусствоведы называют мизанабим (от французского mise en abyme — «поместить геральдический элемент в центр герба»), то есть встраивание одного художественного произведения в другое.

Многие зрители и критики проводили параллель между картиной и библейским сюжетом о блудном сыне. Одного из главных персонажей — мать вернувшегося — художник изобразил спиной, но то, что мы не видим ее лица, делает происходящую на наших глаза драму еще более выразительной.

«Не ждали», фрагмент. (wikimedia.org)

Илья Репин самое большое значение придавал лицу главного героя, переписывал его трижды. Закончив картину, он в буквальном смысле продолжал работать над ней. Даже после того, как «Не ждали» была показана на передвижных выставках и заняла свое место в коллекции Павла Третьякова, художник, не предупредив мецената, в его отсутствие полностью переделал образ вернувшегося сына. Третьяков был в ярости и вернул Репину картину на доработку. Сегодня мы знаем ее уже в таком виде.

О работе:

Первые наброски к этой картине относятся к 1873 году. Закончил её писать художник уже в Париже, в 1876 году, во время своего трёхлетнего европейского вояжа. Эта работа обозначает важную веху в судьбе Репина- она «сделала» его академиком живописи.

В качестве главного героя полотна выступает Садко, известный персонаж новгородских былин. Согласно этим былинам, торговые корабли, снаряжённые разбогатевшим не без помощи Морского царя гусляром Садко, замерли в море во время штиля. Садко по выпавшему ему жребию должен был опуститься на дно морское (традиционно в таких случаях требовалось принести жертву Морскому царю). Там он повидал немало чудес и даже, по желанию морского царя, женился на морской девице Чернаве (это выбор подсказал ему Микола Угодник). Момент выбора невесты и изображён Репиным.

В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов и посчитал её интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. По мысли Репина, заморские красавицы олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны русскую девицу. Сам художник написал об этом: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства».

Стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов. Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим Александром III.

Деревенская тема

Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.

Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».

Политические сюжеты

Репин жил в пореформенную эпоху, когда на сцену выступили самые разнородные общественные силы. Громко заявили о себе тогда и революционеры-народники. Александр II был великим реформатором; он освободил крестьян, с его именем связаны либеральные перемены во всех областях тогдашней российской жизни, но по отношению к заговорщикам, выбравшим для борьбы с самодержавием тактику террора, он действовал очень жёстко. Александр III в этом смысле шёл по стопам своего отца. Репин — по своему воспитанию, по убеждениям, наконец, по активной позиции — не мог пройти мимо революционной темы и в конце 1870-х и в 1880-х годах создал ряд произведений, героями которых стали радикально настроенные революционеры. Наиболее известные среди этих работ — «Отказ от исповеди» и «Арест пропагандиста».

Картина «Сходка», 1883 — одна из самых известных картин «народовольческой» серии Репина. Как и многие другие работы этой серии, очевидным образом перекликается с Евангелием (тема «Тайной вечери»), бывшим, по многочисленным свидетельствам, одной из наиболее популярных книг среди тогдашних революционеров. По своей сгущенно-мрачной атмосфере это полотно — в некотором смысле — противостоит картине «Не ждали»: там «блудный сын» возвращается в родной дом; здесь «заблудшие овцы» упорствуют в своих заблуждениях. Репин, страстно сочувствуя угнетённому народу и мечтая о переменах в жизни России, категорически отвергал тактику террора, взятую на вооружение народовольцами. Год создания картины говорит сам за себя — она написана через два года после убийства императора-освободителя, которое потрясло страну.

Впрочем, не чурался художник и официальных заказов на «парадные» картины. Одна из них — монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», изображающее сановный «цвет» тогдашней России.

Примечания

. Письмо И.Е. Репина к К.А. Савицкому от 28 сентября 1887 года. Отдел рукописей ГТГ. 14/135 л.л. 2 и 3.

. Устав Товарищества Передвижных Художественных выставок. 10 июля 1890 г.

. Письмо В.Д. Поленова к Н.В. Поленовой от 17 февраля 1892 года В.Д. Поленов. «Письма, дневники, воспоминания», стр. 284.

. Письмо И.Е. Репина к Н.В. Стасовой. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 138.

. Письмо И.Е. Репина к Е.Н. Званцевой от 26 сентября 1891 года. Отдел рукописей ГТГ. 50/44, л. 4.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 156.

. «Художественное наследство», т. II, стр. 87. В 1898 году Репин писал Жиркевичу: «…Пишу левой рукой, правая переутомлена». И.Е. Репин. «Письма к писателям и литературным деятелям», стр. 144.

. Письмо И.Е. Репина к Т.Л. Толстой от 31 декабря 1891 года. «И. Е. Репин и Л.Н. Толстой», т. I, стр. 44.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 22 июля 1892. го да. И.Е. Репин я В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 179.

. Письмо И.Е. Репина к Т.Л. Толстой от 10 июня 1892 года. «И.Е. Репин и Л.Н. Толстой», т. I, стр. 60—61.

. Письмо И.Е. Репина к Т.Л. Толстой от 5 мая 1893 года. «И.Е. Репин и Л.Н. Толстой», т. I, стр. 79.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 21 мая 1893 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 184—185.

. С. Ратгауз. «Репин в Белоруссии». Газета «Рабочий». Минск, 24 июня 1936 г. В статье приводится рассказ художника Ю.М. Пана.

. Опубликованный в «Художественном наследстве» (т. I, стр. 55) этюд «Крестьянин» весьма слаб и подлинность его вызывает некоторые сомнения.

. Письмо И.Е. Репина к Т.Л. Толстой от 10 августа 1892 года «И. Е. Репин и Л.Н. Толстой», т. I, стр. 64.

. Письмо И.Е. Репина к Т.Л. Толстой от 27 июня 1892 года. «И.Е. Репин и Л.Н. Толстой», т. I, стр. 63.

. Письмо И.Е. Репина к Т.Л. Толстой от 14 июня 1892 года. ГАУ. Литературный архив. Фонд № 842, ед. хр. 37, л. 67. Копия.

. И.Е. Репин. «Письма к Е.П. Тархановой-Антокольской и И.Р. Тарханову». Изд. «Искусство», 1937, стр. 33—34.

. Альбом «Солнце России», 1912 г.

. Оно устроило семь выставок и в 1885 году было распущено.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 376—377.

. Письмо В.Д. Поленова к Н.В. Поленовой от 21 января 1891 года. В.Д. Поленов, «Письма, дневники и воспоминания», стр. 335.

. В. Буренин. «Тревоги и надежды г. Репина». «Новое Время», 3 декабря 1897 г., № 7808.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 13 июня 1894 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 209.

. И.Е. Репин. «Далекое близкое», стр. 412—413.

. И.Е. Репин. «Далекое близкое», стр. 416.

. Там же, стр. 425.

. «Везде картины, картины. Но что-то общее, однородное, цеховое видится во всех этих многочисленных холстах. Между художниками столько разнообразных национальностей: немцы, поляки — много поляков, — венгерцы, евреи, итальянцы, даже французы; но все они, как видно, пишут по установленному шаблону. Они питают свое искусство только мастерскими, только произведениями друг друга» (Там же, стр. 433—434).

. Там же, стр. 435.

. И.Е. Репин, «Далекое близкое», стр. 435—436.

. Там же, стр. 453, 455 и 454.

. И.Е. Репин. «Далекое близкое», стр. 413.

. И.Е. Репин. «Далекое близкое», стр. 321—322.

. Там же, стр. 335.

. Письмо И.Е. Репина к Е.Н. Званцевой от 25 июня 1894 года. Отдел рукописей ГТГ. 50/49, л. 2 об.

. Н. Минский. «Картины и эскизы И.Е. Репина». «Северный Вестник». 1897, № 2, стр. 230.

. Н. Минский. «Картины и эскизы». «Северный Вестник», 1897, № 2, стр. 230.

. А. Волынский. «Репин и Ге». «Северный Вестник», 1895, № 3. стр. 272.

. Там же, стр. 275.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вариант №2

Илья Ефимович Репин — это русский живописец, талант России, хотя сам он не называл себя талантливым человеком, однако зарекомендовал себя еще в 19 веке. Репин написал достаточно картин, но самая наиважнейшая и популярнейшая — это картина «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Над этой картиной Илья Ефимович работал 11-13 лет. Такой огромный промежуток своей жизни, он потратил не зря, потому что он смог изобразить смеющихся людей, а это получается очень редко. Данное произведение считают наиболее популярным среди картин Репина. Многие считают, что именно этим произведением талантливый живописец выразил стремление к свободе.

Смысл этой великой картины известен наверняка каждому. Суть заключается в том, что казаки Запорожья пишут письмо-ответ турецкому султану на предложение. А предложение было таково: перейти на сторону Османской империи. Репин каждого персонажа пишет с таким чувством, которое действует заразительно на зрителя. Если рассмотреть картину внимательнее, то можно заметить в самом центре писаря. Он сидит за большим столом вместе с товарищами. Они бурно, но дружно обсуждают важную для всех тему. Писарь очень сосредоточен, внимателен, он прислушивается к каждому и все кропотливо записывает. Как единственный грамотный человек, писарь очень доволен тем, что именно ему досталась такая миссия.

За столом с писарем сидит оголенный до пояса человек, я думаю это картежный, потому что в Сечи их заставляли раздеваться до гола для точно, чтобы они не прятали карты и тем самым не жульничали.

Каждый из запорожцев по максимуму старается как-то оскорбить и усмехнуться над турецким султаном, предложение которого заключалась в том, чтобы предать Родину, стать зависимыми. Но для народа это было невозможным, они были преданы своей Родине. Около массивного стола можно увидеть бочку, на которую валится один из казаков от неудержимого смеха

Казалось бы важное дело и ответственное, от которого зависит свобода каждого, но в кругах казаков сохраняется все равно дружеская атмосфера

Великолепно прорисованы их оружие, костюмы, трубочки и фляжечки для вина. По — моему мнению, именно это придает данной картине какую-то неповторимую изюминку. И, конечно, такая картина не может обойтись без народного юмора! Храбрые, смелые и не отступающие назад казаки от души хохочут, только представив как султан Турции будет читать их письмо и гореть от злости, впадать в ярость.

Если вычитали произведение Гоголя «Тарас Бульба», то наверняка изучая эту картину, вы узнали героев этой книги на картине. Можно узнать Андрия и Остапа. Также самого Тараса, он на полотне стоит за спиной судьи в белой шапке.

В «Запорожцах» художник рисует народ во всем его достоинстве, силе, непреодолимости. Автор картины также отмечает свободу и вольность братства. Репин часто бывал в Запорожских деревнях. Его неимоверна интересовала история запорожцев. Самую драгоценную информация Илья Ефимович Репин получал от украинского историка и очень ценил ее.

Репина — Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану
Сейчас читают:

  • Фамусовская Москва в комедии Горе от ума сочинение

    К середине 30-х годов 19 века А.С. Грибоедов заканчивает свою главную комедию «Горе от ума». В это время в обществе происходят значительные изменения: появляются декабристские идеи, возникает конфликт между дворянским и старым обществом.

  • Сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договора

    Художник, который обладает удивительным талантом и чувством, которое помогало ему показывать всю действительность своего времени. Очень жаль, что на мало известно про его жизнь и деятельность, но известно только одно, что в основном, он работал на заказ.

  • Соня и Раскольников в Преступлении и наказании – их воскресила любовь сочинение

    Роман Достоевского Ф. М. открывает всем читателям частичку души в отступнике, от которого отвернулось все его общество. В этом произведении под названием « Преступление и наказание » Федор Михайлович объединить эту ситуацию, которая в итоге приведет

  • Сочинения по картинам

    В разделе собраны сочинения по картинам известных художников

  • Сочинение по картине Юона Августовский вечер 6 класс

    Передо мной работа прекрасного художника-пейзажиста Константина Федоровича Юона «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво». Картина создаёт атмосферу тепла и уюта летнего вечера. Каким же образом автору удалось так

  • Сочинение на тему Благородство

    Благородство – это такое качество человека, которое встречается не у каждого. Это свойство было присуще людям с высоким нравственным обликом. Благородство в душе можно формировать и воспитывать.

Судьба художника

У Ильи Репина, что, к сожалению, очень нечасто встречается у художников, счастливая творческая судьба. Его талант был востребован с ранней молодости. Мальчик из захолустного города Чугуёва был принят в Академию художеств в Петербурге и закончил ее с двумя золотыми медалями. Если бы в XIX веке была система рейтингов, то Репин занимал бы в нем самые высокие места.

Илья Ефимович был жаден до творчества, его интересовали и злободневные, и исторические сюжеты

Он страстно брался перенести на холст и бумагу всё, что привлекало его внимание. За это критики и друзья даже упрекали его во всеядности

И сам художник не мог определиться и понять, в чем его предназначение. Корней Чуковский, который долгие годы проживал рядом с Репиным и помогал ему редактировать книгу «Далекое-близкое», вспоминает, что тот говорил: «…Я не могу заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства». — К. Ч.). Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева, заниматься модами, — словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей, приноравливаясь к новым веяниям времени. Нет, я человек 60-х годов, отсталый человек, для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов. Всеми своими ничтожным» силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама, просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры — предоставим это благовоспитанным барышням».

В жизни Репина был даже период (1893—1898), когда он объявил этой идейности войну, словно стремясь уничтожить те самые принципы, которые лежат в основе всего его творчества, которые и сделали его автором «Не ждали», «Бурлаков», «Крестного хода», «Ареста».

«Отойди от меня, Сатана!», Илья Репин, 1860 год. 

Корней Иванович пишет, что в этот период он увлекся религиозною живописью и начал писать картину «Отойди от меня, сатана!» Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла возможно удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство:

— Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмешься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы.

— И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий.

— И что же?

Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удрученно сказал:

— Такая дрянь вышла!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: