Красная площадь

Ф. я. алексеев "красная площадь": история создания, описание картины

Своё призвание Алексеев видел в написании пейзажей

   После возвращения в Петербург Фёдор Алексеев получает работу живописца при театральном училище и выполняет театрально-декорационные работы. Почти десять лет он занимался этим делом, не отказываясь от мечты стать пейзажистом. Ибо в этом он чувствовал своё признание и не оставлял попыток доказать это своим учителям…

    Помимо театрально-декорационных работ Фёдор Яковлевич делает копии с произведений известных европейских художников: Каналетто, Белотто… Все понимают, что они превосходны. Алексеев идёт дальше, он рисует собственные городские пейзажи. Более того, ему удается освободиться от  принципов «перспективного», строго линейного вида местности, принятого в то время в русской гравюре. Художник сумел перейти к целостному живописному образу природы. В итоге Алексеев открыл совершенно новое направление в живописи. Словом, Академия была просто вынуждена признать за ним право заниматься пейзажем, и в 1794 году за картину «Вид Петербурга по Неве-реке» Фёдор Яковлевич удостаивается звания академика…

    Последущие его картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» и «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» искусствоведы посчитали произведениями высокой живописной культуры. Это был невероятный успех мастера.

Его полотна являются ценными историческими документами

    С течением времени здоровье художника становилось хуже, интерес к его работам со стороны современников ослабевал. Всеми забытый художник Федор Яковлевич Алексеев умер 11 (23) октября 1824 года в Петербурге через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Деньги на похороны и помощь многодетной семье выделила Академия художеств.

   Однако, его творчество оставило яркий след в русской живописи. Произведения Алексеева стали не только эстетическими открытиями «первопроходца» жанра русского городского пейзажа в живописи, но и являются ценными историческими документами.

Наталья Швец

Репродукция картины Фёдора Алексеева «Красная площадь в Москве»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Бродского называют мастером изображения вождя»

Музей современного искусства «Гараж»

Музей, основанный Романом Абрамовичем и Дарьей Жуковой, представляет ведущих современных художников со всего мира. За прошедшие несколько лет музей принимал таких значимых артистов современности, как Такаси Мураками, Яеи Кусама, Павел Пепперштейн и Луиз Буржуа. На момент написания статьи Гараж подготовил грандиозную экспозицию, посвященную проблемам в экологии и вопросам о нашем будущем. Также, здесь проводятся образовательные курсы, лекции и кинопоказы. В музее работает книжный магазин, где можно приобрести современные издания, посвященные российскому и мировому искусству, а также кафе с авторской кухней.

Время работы:

Ежедневно – 11:00–22:00. Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея.

Билеты:

Взрослый билет — 500 рублей, студенческий, при наличии студенческого билета (18–25 лет) — 250 рублей, детский (11–17 лет) — 150 рублей, аудиогид — 100 рублей. Каждую пятницу с 17:00 до 20:00 — бесплатный билет в Музей в рамках акции UNIQLO Free Friday Nights.

Адрес:

улица Крымский Вал, 9, строение 4. Парк Горького.

Прекрасные виды города

   С 1795 по 1797 год Алексеев направляется на юг страны. Его целью было написание видов в ознаменование недавнего путешествия Екатерины II по югу России. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трёх лет написал несколько произведений, изображающих южные города. Среди них «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне».

   В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. В письме президенту Академии художеств А. С. Строганову Алексеев писал: «По осмотрении Москвы я нашёл столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины». Картины «Соборная площадь в Московском Кремле» и «Вид на Москву со стороны Каменного моста» по общему мнению особенно удались живописцу.

  Последующий период творчества самобытного художника главным образом связан с Петербургом. Живописец изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса». Работы мастера этого периода в отличие от первых городских пейзажей отличаются пластичностью и свободой в передаче архитектурных красот.

Советская Москва в картинах художников

Москва Юрия Пименова

Москва в картинах Ю. И. Пименова — его пейзажи города далеки до архитектурных ценностей. Пименов сам писал о своих произведениях: «Я знаю, что архитектура этих новых мест, мягко говоря, простовата и совсем далека от того, что носит название художественности». Но именно в этом будничном пейзаже он видит романтику новой жизни, в противовес с раздражением старых кварталов. Именно так изображал Пименов свою Москву, город будущего.

Новая Москва

Пименов Ю. И. «Новая Москва» — художник написал картину к 1937 году, она стала частью выставки, и была признана отличным образцом искусства, отнесена к соцреализму. Для работы художник соединил бытовой жанр, и городской пейзаж. Благодаря художнику мы можем видеть красоту и простор Московской улицы, и проникнуться новым укладом жизни того времени.

Парад на Красной Площади в Москве 7 ноября 1941 года

Константин Юон «Парад Красной Армии» — одним из самых примечательных полотен Константина Юона является панорамная картина «Парад на Красной Площади 7 ноября 41-го года», созданная в те дни, когда немецкие войска подходили к Москве и, казалось, остановить эту черно-серую массу не сможет никакая сила.

Вечер в Москве

Юрий Жданов «Вечер в Москве» — на картине вечерняя улица освещена яркими фонарями. Но это всего лишь вечер. Об этом и рассказывает троллейбус и автомобиль на проезжей части. Этот городской пейзаж хоть и выполнен темными красками, создает отнюдь темное настроение.

Свадьба на завтрашней улице

Юрий Пименов «Свадьба на завтрашней улице» — одна из самых узнаваемых картин советского живописца Юрия Пименова о Москве. Для многих любителей живописи она — это олицетворение жизни каждого человека, который жил в московских новостройках в 1950-1960 гг.

У Киевского вокзала

Игорь Попов «У Киевского вокзала» — картина относится к творческому наследию Игоря Александровича Попова, одного из наиболее весомых мастеров отечественной реалистической школы живописи второй половины прошлого века. Полотно часто используют для сравнения Москвы в прошлом с сегодняшним городом, нередко её можно встретить как пример той столицы, которая осталась лишь в памяти современников.

Педагоги видели в Алексееве театрального декоратора

    Вряд ли его отец, отставной солдат и сторож Академии наук Яков Алексеев мечтал о такой славе своего сына. Хотя, наверное, надеялся на успех. Ведь мальчик увлёкся рисованием в раннем детстве. Некоторое время обучался у известного мастера барроко Алексея Антропова. А потом отец, желая сыну лучшей доли, но не особо надеясь на успех, обратился с прошением к руководству взять мальчика на обучение в Императорскую Академию художеств. На его удивление прошение было принято

Более того, на юный талант сразу обратили внимание

   В первые годы обучения мальчик занимался орнаментальным рисованием и живописью плодов, птиц, а затем и пейзажем. В 1773 году за программный пейзаж молодой художник получил золотую медаль. По существующим тогда правилам юношу надо было отправить учиться заграницу, так и было сделано. Да вот только преподаватели видели в нём театрального декоратора. Именно этому искусству его и отправляют учиться в Венецию.

   Находясь в Италии, молодой человек учится создавать театральные декорации, но параллельно изучает творчество знаменитых итальянских пейзажистов Франческо Гварди, Джордане Антонио Каналлето. Он безумно увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Джованни Баттиста Пиранези. Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии, члены которого по-прежнему видели в нём театрального декоратора, а не свободного художника.

Старая Москва в картинах художников

Московский дворик

В.Д. Поленов «Московский дворик» — работа широко известна, и включена в большую часть каталогов российской живописи XIX века. На полотне можно увидеть внешний вид двориков Москвы, характерный для того времени.

Вид на Московский Кремль. Весна

Алексей Саврасов «Вид на Московский Кремль. Весна» — этот пейзаж, поэтичный, легкий. На переднем плане разливающаяся Москва-река, по которой идет лед, забор, ограждающий задворки, кусочек берега, а чуть поодаль Каменный мост, за которым высятся светлые, почти белые здания, православные храмы, башни Кремля.

Сухарева башня

Алексей Саврасов «Сухарева башня» — есть в нашей столице архитектурные сооружения, которые даже после своего исчезновения остаются надолго в исторической памяти, обрастая легендами и домыслами. К одному из таких памятников относится Сухаревская башня, которую в 1872 г. отобразил на своём рисунке художник Алексей Саврасов.

Тройка

Василий Перов «Тройка» — картина охватывает склон Рождественского бульвара, фоном картины стали стены Богородице-Рождественского женского монастыря, в центре трое детей, изможденные, усталые, везут воду. Работа очень эмоциональна, художник старался максимально отразить не только внешний вид детей и ситуацию, но и атмосферу, которая характерна для бедняков. Это обреченность, обездоленность.

Москворецкий мост

Константин Коровин «Москворецкий мост» — на полотне запечатлена архитектура старой Москвы. Мы видим на ней Кремль, Васильевский собор, дома, которые были снесены в 1936 году, а также колокольню Николаевского храма. Сегодняшняя панорама разительно отличается от изображения и эта картина — одна из немногих, которые сохранили дух старой Москвы.

Художественная галерея «ЗДЕСЬ на Таганке»

Галерея, основанная в 1988 году на территории Центрального административного округа Москвы, успела провести более 700 российских и зарубежных выставок с участием более 15 тысяч художников. «ЗДЕСЬ на Таганке» это не только выставочная галерея, но и центр молодежного искусства, где молодые артисты могут реализовать себя. В этом им помогает куратор пространства и основатель мастерской Бартенева — провокационный художник и экспериментатор Андрей Бартенев. Вместе с ним начинающие художники учатся современному искусству и вскоре, представляют в галерее свои работы.

Билеты:

Полный билет — 100 рублей, льготный билет — 50 рублей. Каждое третье воскресенье месяца вход в музей свободный.

Время работы:

Вторник-воскресенье – 11:00-20:00, понедельник – выходной день.

Адрес:

улица Таганская, 31/22.

Описание картины

Красная площадь изображена во всей своей красе. Автор сумел досконально передать все тонкости архитектурных строений, расположенных на территории площади. В центре, конечно же, главная достопримечательность всех времен Руси – Покровский собор или Собор Василия Блаженного. Оригинальный, красивый, сияющий разноцветьем куполов он возвышается над людьми, собравшимися на площади.

С правой стороны площади мы видим Кремлевскую стену. Слева изображены длинные торговые ряды, вдоль которых собралась масса народа. Повозки и лошади, женщины в ярких платьях и мужчины за прилавками с товарами – все эти персонажи смешиваются в один общий суматошный пейзаж, изображенный автором, и показывающий значение Красной площади, как места торговли в период создания картины.

Значительное место в картине отведено изображению неба, которое словно обволакивает собой все, что находится снизу. Мягкий небесный свет заливает собой всю площадь. Это очень глубоко показано в картине и очень ее оживляет и украшает. Еще несколько архитектурных достоинств, изображенных фоном, дополняют общий образ прекрасного и цельного пейзажа московской жизни на Красной площади: библиотека Василия Киприянова перед Спасской башней, Вознесенский монастырь и Царская башня. Подробно прорисовано Лобное место в центре площади.

Произведение наполнено исторической достоверностью, при этом Ф.Алексеев воссоздал очень живую, динамичную картину жизни людей большого и красивого города. Фигуры людей и даже лошадей выписаны с большой тщательностью, они настолько наполнены энергией, что, кажется, вот-вот услышим гомон толпы, конское ржание, собачий лай.

Древняя Москва в картинах художников

Москва Аполлинария Васнецова

Москва в картинах А. М. Васнецова — Аполлинарий Васнецов – художник, воспевавший Москву в своих полотнах, написанных в стиле исторической реконструкции. Творческое наследие художника представлено огромным количеством графических и живописных полотен, эскизов и зарисовок, на которых изображена Москва, в первую очередь, Кремль, в различные исторические эпохи.

Московский кремль при Иване Калите

А. М. Васнецов «Московский кремль при Иване Калите» — картина написана в 1921 году. Художник предлагает нам взглянуть на Боровицкий холм и Кремль с той стороны Москвы-реки, где в нее впадает река Неглинка.

Московский кремль при Дмитрии Донском

А. М. Васнецов «Московский кремль при Дмитрии Донском» — на картине изображены те времена в представлении Аполлинария. Вероятный вид на Кремль изображен «со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 г.»

Московский кремль при Иване III

А. М. Васнецов «Московский кремль при Иване III» — картину вполне можно использовать в качестве исторической иллюстрации возведения кремлевских строений во время правления князя. По приказу Ивана III, все белокаменные постройки времен Дмитрия Донского были разобраны, вместо них были возведены новые стены из красного кирпича.

Красная площадь

Ф. Я. Алексеев «Красная площадь» — Красная площадь изображена во всей своей красе. Автор сумел досконально передать все тонкости архитектурных строений, расположенных на территории площади. В центре, конечно же, главная достопримечательность всех времен Руси – Покровский собор или Собор Василия Блаженного.

Московская девушка XVII века

А. П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» — на картине изображен солнечный зимний день. По дороге целеустремленно движется девушка в алой шубке и высокой меховой шапке, кутающая ладони в уютную муфту. Она не очень богата, но и не простая горожанка.

Утро стрелецкой казни

Василий Суриков «Утро стрелецкой казни» — монументальная картина Василия Сурикова. Находясь под сильным впечатлением от подавления бунта стрельцов, организованного царевной Софьей, великому мастеру исторического полотна удалось показать трагическую судьбу народа через переживания приговоренных к казни стрельцов.

Галерея «Электрозавод»

Экспериментальное художественное пространство «Электрозавод» управляется коллективом художников и кураторов, которые нацелены на поддержку и развитие отечественных артистов, пока мало известных широкой публике. Под каждого художника и проект пространство трансформируется и представляет все возможности для любого эксперимента — будь то видеоинсталляция, вышивка или современная скульптура.

Билеты:

бесплатно.

Время работы:

Работает по предварительной договоренности. Информацию по входу ищите в официальной группе галереи https://vk.com/elektrozavodgallery или на сайте https://www.elektrozavod.org/shows.

Адрес:

улица 1-я Бухвостова, 12/11.

Дивное, непостижимое слияние суетности

   Большую площадь полотна занимает изображение неба, которое будто покрывает собой всё, что находится снизу. Мягкий небесный свет заливает Красную площадь, оживляет и украшает городской пейзаж.

   Вспоминаются слова поэта Константина Батюшкова о том, что Москва – это «дивное, непостижимое слияние суетности, тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и варварства».

   Несомненно автору удалось подчеркнуть все архитектурные достоинства объекта и создать прекрасный цельный пейзаж московской жизни на Красной площади. Словом, не зря современники называли Алексеева «русским Каналетто», тем самым проводя параллель между ним и известным итальянским мастером городских пейзажей. Алексеев и впрямь был непревзойдённым мастером русской ведуты…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: