Как возникло товарищество передвижных художественных выставок

Владимир Маковский (1846-1920 гг.)

Владимир Маковский. Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Маковского можно назвать баловнем судьбы. Он родился и вырос в обеспеченной и творческой семье. У него были все шансы стать салонным художником, как и его старший брат Константин Маковский.

Но Владимир любил побродить по ночлежкам и базарам. Он искал яркие типажи. Ведь он предпочитал жанровые сценки о тяготах простых людей. Поэтому его герои такие правдивые и эмоциональные.

На картине «Свидание» мы видим мать и сына. Сын был отдан в подмастерье. Мать навещает его, купив в подарок калач.

Владимир Маковский. Свидание. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Босой мальчик жадно впивается зубами в хлеб. Сразу становится понятно, в каких ужасных условиях живет и работает ребёнок. Мать это понимает. В ее грустных глазах все легко читается. Но сделать она ничего не может.

Нищета не позволяет ей забрать сына. А может ещё теплится надежда, что однажды сын сможет стать мастером и «выбьется в люди». Но в любом случае, настоящего детства у мальчика нет.

А вот ещё одна история «На бульваре». После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам достались земельные наделы. И уезжали работать в города, чтобы прокормить семью.

Молодой парень так и сделал. Устроился дворником. И вот через какое-то время к нему приехала молодая жена с младенцем. Вот их мы и видим на скамье на Сретенском бульваре Москвы.

Владимир Маковский. На бульваре. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Муж уже привык к вольной жизни. Поэтому жена для него лишь помеха. Понимая это, девушка сидит как оглушенная, пытаясь осознать своё несчастье. И пейзаж соответствующий: ноябрь, опавшая листва, одинокие прохожие.

Картины Маковского очень литературны. Это скорее истории. По ним мы понимаем всю жизненную ситуацию героев: что предшествовало запечатлённому моменту. И что их ждёт впереди.

↑ Деятельность Товарищества

Товарищество за время своего существования провело: 48 выставок в различных городах, селах и деревнях Российской Империи. Первая выставка состоялась в 1871 году и длилась около двух месяцев. Начавшись в Санкт-Петербурге, она далее передвинулась в Москву, Киев и Харьков. Выставлялось 47 картин. Посетило выставку более 30 тыс. человек.

Резонанс первой выставки в обществе был достаточно сильный. Заработано было более 4 тыс. руб. Деньги были поделены между участниками. Передвижники имели большой успех на Международной выставке в 1878 году, в Париже. Для участия в выставке был изменен устав. Из него был исключен пункт о проведении выставочной деятельности только на территории России.

В финансовом плане передвижники соблюдали строжайшую дисциплину. Пять процентов с продажи каждой картину уходили в кассу Товарищества. Остальное разделялось между экспонентами. Благодаря Передвижникам было открыто множество новых художественных талантов, например В.Сурикова и Н.Ярошенко.

Много лет продолжалось противостояние между Передвижниками и Академией Художеств. Доходило до того, что пенсионеры Академии не имели право участия в выставках Передвижников. В начале 20-го века из Товарищества массово начали уходить художники, обострились конфликты. Последняя выставка была проведена в 1922 году.

Художественные принципы

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. Я. А. Тугендхольд отмечал, что «…в основе „идейной“ и „гражданской“ живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: „болезнь совести“, психология кающегося барства… „передвижничество“ на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий „аморального“ запада!» (под «открытиями запада» он имел ввиду импрессионистов и их последователей).

Передвижники сегодня

В 2008 году была зарегистрирована некоммерческая ассоциация деятелей искусства и культуры «Новые передвижники». Участники продолжают творческие традиции ранее сформированного товарищества. Они занимаются:

  • организацией выставок;
  • проведением мастер-классов;
  • изданием каталогов, альбомов;
  • популяризацией живописи.

В 2009-2017 годы проведено около 60 российских и международных выставок. Сегодня в проектах принимают участие больше 1000 художников разного направления. Основателем является генеральный директор, почетный член Союза художников России Олег Максименко.

Основные положения устава Товарищества передвижных выставок

Устав Товарищества, составленный Мясоедовым, четко отражал как просветительские, так и коммерческие цели организации. Основными задачами передвижных выставок были названы знакомство жителей провинции с отечественным искусством и помощь художникам в сбыте своих творений. Четко понимая, что конфликт с Академией неизбежен, Мясоедов оговорил в уставе ограничение на участие членов Товарищества в академических и других выставках, если они проходят в одно время с передвижными. В экспозиции передвижных выставок могли выставляться лишь те работы, которые доселе не участвовали в других выставках.

Доход от выставок предполагалось делить пропорционально участию в экспозиции (вне зависимости от того, продались картины конкретного художника или нет). Отдельно были оговорены в уставе и условия помощи «недостаточным» (нуждающимся) членам Товарищества. Так, на общие деньги (в фонд Товарищества отчислялись 5% вырученных средств) закупались рамы для картин, а иногда и кисти, краски и холсты — авансом, чтобы художник мог создать произведение к выставке.

Абрам Архипов

Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.

Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.

Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.

Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».

Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.

Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.

Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.

В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.

Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.

А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.

Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.

В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.

В
XIX веке петербургская Академия
художеств оставалась
центром творческой жизни страны. Это
было достаточно консервативное учреждение
«…с царившими здесь педагогической
системой преподавания, устаревшими
нормами эстетики, потерявшими связь с
передовой русской художественной
культурой…».

В
1863 году случился скандал: 14 выпускников
Академии — Крамской, Корзухин,Маковский
К., Лемох,
Григорьев, Журавлев, Морозов и другие,
отказались участвовать в конкурсе на
большую золотую медаль и демонстративно
вышли из ее состава.

В
том же году ими была создана Артель
свободных художников, которая в течение
ряда лет являлась в Петербурге своеобразным
художественным центром.

Московские
художники Мясоедов Г. Г., Перов
В. Г., Маковский
В. Е.,
Прянишников И. М., Саврасов А. К. в конце
1869 года предложили петербургской Артели
соединиться всем вместе и образовать
новое общество. В 1870 году «товарищество
передвижников»
,
уже утвержденное правительством, начало
свою деятельность. Главное, чего прежде
всего сумели добиться художники
передвижники, — это устройство
самостоятельных выставок и передвижение
их по городам России.

С
появлением товарищества передвижников
новое искусство развивается в едином
русле с передовой русской литературой,
музыкой, театром, общественной мыслью,
образуя мощный поток русской демократической
культуры, одухотворенной передовыми
социальными идеями своего времени.

В
состав общества художников передвижников
в разное время входили Репин
И. Е.,
Суриков В. И., Маковский
В. Е., Прянишников
И. М.,
Саврасов А. К., Шишкин И. И., Максимов В.
М., Савицкий К. А., Васнецов A. M. Васнецов
В. М.
,
Куинджи А. И., Поленов В. Д., Ярошенко Н.
А., Левитан И. И., Серов
В. А. и
др. Участниками выставок художников
передвижников были Антокольский М. М.,
Верещагин В. В.,Коровин К. А., Коровин С.
А., Рябушкин А. П., и др.

Василий Максимович Максимов

Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. Василий Максимович закончил в Петербургскую Художественную Академию по классу исторической живописи. Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками

Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Так же как и многие другие художники-передвижники 19 века, Василий Максимович в своем творчестве стремился максимально отразить творческие идеалы и ценности своего времени

Так же как и многие другие художники-передвижники 19 века, Василий Максимович в своем творчестве стремился максимально отразить творческие идеалы и ценности своего времени.

Василий Перов (1834-1882 гг.)

Иван Крамской. Портрет Василия Перова. 1881 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Главные шедевры Перова были созданы ещё до официального образования Товарищества передвижных выставок. Но именно он был одним из главных вдохновителей и организаторов движения. Ведь Перов как никто другой был сосредоточен на сюжетах об обездоленных.

Пожалуй, самая эмоциональная его работа – это картина «Тройка». У кого есть дети, не могут без тоски смотреть на нее. Это сейчас детский труд нам кажется дикостью. А каких-то 100-150 лет назад это было нормой.

Жуткая погода. Глубокий минус. Метель. А бедные дети (без варежек!) тянут бочку с водой до мастерской.

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Конечно, на работу в мастерскую они попали не от хорошей жизни. Родители, не имея возможности прокормить нескольких детей, одного могли отдать в услужение.

Приглушенные серые, белые, бежевые краски картины подводят нас к ощущению холода. А вот лица детей на таком фоне четкие и живые. Зрителю нет возможности их не разглядеть. И увидеть страдание в глазах, в которых должна быть лишь беспечная радость.

Еще до «Тройки» Перов создал ряд антиклерикальных работ. Одна из самых интересных картин на эту тему – «Чаепитие в Мытищах».

Василий Перов. Чаепитие в Мытищи. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Могла ли такая сцена возникнуть в реальности? Вполне. Представьте, этого солдата взяли служить когда-то на целых 20 лет. Конечно, по возвращении домой родители уже вряд ли были живы. Ни жены, ни детей. Мизерная пенсия.

Только – свобода передвижения (отслуживший крестьянин переставал был крепостным). Что оставалось, как не бродяжничать и просить милостыню.

Перов был гениальным «сценографом». Он так удачно подбирал позы и жесты героев, что его сюжеты читаются с первого взгляда. Понятны и неловкость служанки, и смиренность солдата, и равнодушие церковника.

Первая выставка

Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный»

Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Журналист и литературовед И.М. Гронский так сказал о творчестве художника: «Саврасовых в русской живописи немного… Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».

Картина «Грачи прилетели» стала культовой и заслонила собой, к сожалению, остальное творчество этого выдающегося художника. Но коль мы ведём разговор о первой выставке передвижников, то неизбежно следует сказать и о ней. Снова и снова, потому что о ней сказано, пожалуй, уже всё.

А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Хост, масло. 62 х 48,5 см. Государственная Третьяковская галереяНа картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). Церковь сохранилась до наших дней (сейчас в ней музей Ивана Сусанина). Русский пейзаж ранней весны показан неприглядным, но берущим за сердце каждого русского человека – вот в этом и есть особенность этой картины. Картина стала открытием в живописи. Её сразу же купил П. Третьяков, знаток и ценитель искусства, меценат и основатель известной галереи. Позже Саврасов сделал несколько копий картины.

Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

Холст, масло. 135,7 х 173 см. Государственная Третьяковская галереяСюжет картины – историческое событие. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр. Заговор, в котором участвовал царевич, был раскрыт, и царевич бежал в Вену, а затем в неаполитанский замок Сент-Эльмо в Италии, но был возвращён оттуда по приказу императора. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни. Но он умер в 1718 г. в Петропавловской крепости еще до приведения приговора в исполнение.Художник Н. Ге изучал документы и старинные портреты Петра I и царевича, костюмы начала XVIII в., а также точно воспроизвел кабинет императора в Петергофском дворце Монплезир.Петр I сидит за столом и пристально смотрит на сына. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Позы персонажей, выражения их лиц – всё говорит о том, что царевич не отрицает своей вины, а Пётр верит в то, во что ему, как отцу, верить не хочется. В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Но внутренний диалог между ними как будто продолжается: отец ещё не потерял надежды на раскаяние сына. Но сын твёрд, хотя и кажется внешне хрупким.Картина произвела сильное впечатление на современников и сразу же была куплена П. Третьяковым для своей коллекции.

М.М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)

Скульптура «Иван Грозный» стала первой большой работой М. Антокольского. За неё он получил звание академика. Статуя произвела огромное впечатление и на императора Александра II, он приобрёл её для Эрмитажа.

Сюжеты картин

Внешнее видео
Новичок в школе по Эмили хвостовиков

Передвижники изображали разносторонние аспекты общественной жизни, часто критически относясь к неравенству и несправедливости. Но их искусство показало не только бедность, но и красоту народного быта; не только страдания, но и стойкость и сила характеров. Передвижники осудили русские аристократические порядки и самодержавную власть в их гуманистическом искусстве. Они с сочувствием изображали освободительное движение русских людей (например, «Арест пропагандиста» , « Отказ от исповеди» , « Не ожидал » Илья Ефимович Репин ). Они изображали общественно-городскую жизнь, а позже использовали историческое искусство для изображения простых людей ( «Утро стрелецкой казни » Василия Сурикова ).

В период своего расцвета (1870–1890) передвижниковское общество развивало все более широкие рамки, с более естественными и свободными образами. В отличие от традиционной темной палитры того времени, они выбрали более светлую палитру с более свободной манерой в своей технике. Они работали над естественностью своих изображений и отображением отношений людей с их окружением. Общество объединило большинство талантливых художников страны. Среди передвижников были художники Украины , Латвии , Армении . Общество также показало работы Марка Антокольского , Василия Верещагина и Андрея Рябушкина . Работа критика и демократа Владимира Стасова была важна для развития искусства передвижников. Павел Михайлович Третьяков показал работы этих художников в своей галерее и оказал им важную материальную и моральную поддержку.

Творческая деятельность

29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки. На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков. Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. Саврасова), «Порожняки» (И. Прянишникова) вошли в историю русского художества. В своих работах реалисты опирались не только на опыт отечественной живописи, но и на достижения классического и современного мирового искусства. Многие представители товарищества в разные годы по направлению Академии художеств посещали зарубежные страны, где перенимали опыт своих коллег, изучали живопись различных эпох и стилей. Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Творчество художников-передвижников во многом определило движение мировой живописи девятнадцатого–двадцатого веков.

Товарищество: новая форма союза и новый устав

По признанию самого Крамского, идея изменения принципов объединения пришлась по вкусу не всем его соратникам. К тому же, существовал риск, что при переходе к новой, идеализированной форме организации творческий союз превратится в банальную секту. Этот «разброд» во мнениях совпал по времени и с другими идейными конфликтами в Артели. Так, Крамской, хоть и мирился вынужденно с необходимостью выставляться в Академии художеств, не принимал никаких личностных отношений со сторонниками академизма и даже собирался отказаться от собственного звания академика (это намерение осудили все участники Артели).

Таким был идеологический фон, на котором произошло событие, важное для жизни Артели в частности и судьбы российской живописи в общем. 23 ноября 1869 года московские художники составили письмо, адресованное петербургским коллегам из Артели

Послание содержало проект творческой организации, специализирующейся на проведении передвижных выставок. Письмо, подписанное Григорием Мясоедовым, Львом Каменевым, Илларионом Прянишниковым, Василием Перовым, Алексеем Саврасовым и Владимиром Шервудом, содержало приглашение обсудить проект при личной встрече и собрать подписи всех, кто готов участвовать в подобном товариществе. После сбора подписей, по мнению составителя письма (оно было написано рукой Мясоедова), можно было позаботиться об официальном утверждении устава.

Основоположник идеи Товарищества передвижников — Григорий Мясоедов

Идеологом нового Товарищества был Григорий Мясоедов, выходец из дворянской семьи, утратившей свое состояние. Не понаслышке знающий о том, что такое бедность и лишения, Мясоедов был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы дать художникам возможность достойно зарабатывать и жить. Помимо стремления к заработку, Мясоедов обладал еще одним достоинством — умением четко и грамотно налаживать финансовый учет (впоследствии это положительно скажется на экономическом развитии Товарищества передвижников).

Идею проведения передвижных выставок Григорий Мясоедов позаимствовал у своих заморских коллег (после учебы в Академии и получения большой золотой медали он получил право на шестилетнюю заграничную поездку, которую дважды пытался прервать из-за неприятия чужбины). Из-за границы «привез» Мясоедов и понимание того, что у государства финансовую помощь в организации передвижных выставок просить не следует, а надо создать собственную независимую организацию. Задумку Мясоедова горячо поддержал его друг, Николай Ге (познакомились во Флоренции), тоже выпускник Академии и обладатель большой золотой медали. С воодушевлением восприняли предложение Мясоедова и артельщики. Заручившись поддержкой петербургских коллег, художник начал пропаганду будущего Товарищества в Москве. Результатом этих усилий стало письмо с вложенным в него продуманным до мелочей уставом.

Получив письмо, Крамской был в восторге. Это был, по его мнению, спасительный для Артели вариант. Помимо Крамского инициативу москвичей поддержали еще 16 петербуржцев. Среди художников, подписавших письмо, были Ге, Якоби, Лемох, Дмитриев-Оренбургский и другие. Правда, позже выяснилось, что многие из них поставили свою подпись, повинуясь минутному порыву: Крамской оказался одним из немногих питерских художников, кто принял деятельное участие в становлении Товарищества.

Влияние литературоведов

На передвижников повлияли общественные взгляды литературоведов Виссариона Белинского и Николая Чернышевского , которые придерживались либеральных идей. Белинский считал, что в литературе и искусстве должна быть возложена социальная и моральная ответственность. Как и большинство славянофилов, Чернышевский горячо поддерживал эмансипацию крестьян , что окончательно осуществила реформа 1861 года . Он рассматривал цензуру прессы, крепостное право и смертную казнь как влияние Запада. Из-за его политической активности официальные лица запретили публикацию любых его произведений, включая его диссертацию; но в конце концов он нашел свой путь в художественный мир России девятнадцатого века. В 1863 году, почти сразу после освобождения крестьян, цели Чернышевского были реализованы с помощью передвижников, которые взяли на вооружение широко распространенную славянофильско-народническую идею о том, что Россия обладает особой, скромной внутренней красотой, и придумали, как ее отобразить. холст.

Пейзаж как самый популярный жанр передвижников

Пейзажная живопись процветала в 1870-1880-х годах. Передвижники писали в основном пейзажи; некоторые, как Поленов, использовали технику пленэра . Два художника, Иван Шишкин и Исаак Левитан, писали только пейзажи России. Шишкин до сих пор считается русским «певцом леса», а пейзажи Левитана славятся своим накаленным настроением. После Передвижников русский пейзаж приобрел значение как национальная икона.

Передвижники писали пейзажи, чтобы исследовать красоту своей страны и побуждать простых людей любить и сохранять ее. Левитан как-то сказал: «Я представляю себе такое изящество на нашей русской земле — разлившиеся реки, возвращающие все к жизни. Нет страны прекраснее России! Настоящий пейзажист может быть только в России». Передвижники придавали пейзажам национальный характер, чтобы люди других народов могли узнавать русский пейзаж. Пейзажи Передвижников — символическое воплощение русской национальности.

Передвижники

Николай Ярошенко. «Всюду жизнь».

Передвижники, художники, входившие в
российское художественное объединение —
“Товарищество передвижных художественных
выставок”. Товарищество образовалось в 1870 в
Петербурге по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г.
Мясоедова, Н.Н. Ге и В. Г. Перова в
противовес официальному центру искусства —
Петербургской Академии художеств. И.Н.
Крамской стал идейным вождем нового объединения.
Передвижники находились под воздействием
тенденциозных и вульгарных общественных и
эстетических взглядов В.Г. Белинского и Н.Г.
Чернышевского. Освободившись от регламентации и
опеки Академии художеств в создании, показе и
реализации своих произведений, они организовали
внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных
началах, развернули просветительскую
деятельность. С 1871 Товарищество устроило 48
передвижных выставок в Петербурге и Москве,
после чего они показывались в Киеве, Харькове,
Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах.
Решительно порвав с канонами и эстетикой
академизма, искусство передвижников искало свой
творческий метод. Передвижники обратились к
изображению жизни и истории народа, родной
страны, ее природы. Служа своим творчеством
интересам народа, они стремились прославлять его
величие, силу, мудрость и красоту. Однако в
изображении его жизни многие передвижники
видели только темные стороны, не замечая
духовного богатства православно-монархического
мировоззрения.

Характерные для передвижников картины
отличались большой силой психологизма и
социального обобщения, высоким мастерством
типизации, умением через отдельные образы и
сюжеты представлять целые классы и сословия.
Ведущими жанрами в искусстве передвижников были
бытовой жанр и портрет. В состав передвижников в
разное время входили (помимо инициаторов)
И.Е.
Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, И.М.
Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин,
В.М.
Максимов, К.А. Савицкий, A.M. и В.М. Васнецовы, А.И.
Куинджи, В.Д. Поленов,
Н.А. Ярошенко,
И.И.
Левитан,
В.А Серови др. Участниками выставок
Товарищества были М. М.
Антокольский, В.В.
Верещагин, А.П. Рябушкин
и др. Большую роль в
развитии искусства передвижников играл
критик-демократ В.В. Стасов;
П.М. Третьяков,
приобретая
в свою галерею произведения передвижников,
оказывал им важную материальную и моральную
поддержку.

Передвижники внесли большой вклад в
русское искусство. Но этот вклад мог бы быть
гораздо большим, если бы их мировоззрение не было
замутнено социальной тенденциозностью,
обличительством и вульгарной эстетикой, которые
духовно обедняли талантливых русских
художников, вымывая из-под них национальную
почву. К к. XIX в. передвижничество сходит на нет, а
сами они постепенно становятся членами той самой
Академии художеств, против которой ранее
боролись.

О.П.

Илья Репин. Л.Н. Толстой пашущий. 1887 г.

↑ Идеи Товарищества

Основные идеи художников-передвижников: Передвижники считали, что человечество должно увидеть само себя сквозь историю. На смену академическому стилю пришел реализм и импрессионизм. Изображение настоящей жизни русского крестьянства в реалистичном стиле. Просвещение обычного, часто неграмотного, народа.

В творчестве присутствовал социально-психологический портрет. Передвижники были очень близки к народническому движению. В картинах художников осуждался крепостной помещичий быт и самодержавие. Художники популяризировали идеи борьбы за свободу и обновление общества. Передвижники боролись со всевозможными декадентскими течениями, основой которых было «искусство ради искусства». Своим лозунгом художники-передвижники провозгласили «искусство ради людей».

Илья Репин (1844-1930 гг.)

Илья Репин. Автопортрет. 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

Репин официально стал передвижником в 1878 году. И тоже не удивительно. Его «Бурлаки на Волге» с явным социальным подтекстом не «оставляли ему выбора».

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сейчас нас оторопь берет от того, что наемный работник может вот так жалко выглядеть. 11 тянущих лямку людей выглядят темным, грязным пятном на фоне светлого летнего пейзажа. Да ещё вдалеке пароход виден. Который вполне мог тянуть корабль вместо несчастных людей.

На самом деле бурлачество было неплохой возможностью заработка для людей, выброшенных на обочину жизни. Для бывших моряков, безземельных раскрепощенных крестьян. Поработав один летний сезон, они могли прокормить себя в течение предстоящей зимы.

О картине и ее героях читайте в статье «Бурлаки на Волге» Репина. Почему это шедевр».

«Проводы новобранца» – менее известная картина Репина. Но она очень ярко показывает один из моментов жизни крестьян. Семья и соседи провожают на службу молодого человека. Репин сам наблюдал эту сцену.

Илья Репин. Проводы новобранца. 1879 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В это время срок службы уже был сокращён с 20 лет до 6. Но это, увы, не облегчает участи новобранца. Идёт Русско-Турецкая война (1877-1878 гг.), и родные не знают, увидят ли его живым. Поэтому мы и наблюдаем такое смятение окружающих. Даже дети замерли, прекратив игры и смех.

Репин поражает своей всеохватностью. В одной картине он умудрялся показать и характер каждого отдельного персонажа, и ключевые моменты целой эпохи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: