Михаил Нестеров «Лисичка», 1914 год
На этой картине мы видим трёх старцев, которые сидят на пригорке у подножья монастырских стен. К ним из леса бежит лисичка, которая чувствует исходящую от них доброту и внутренний покой. На первый взгляд, это место наполнено тишиной и умиротворением, однако так здесь было не всегда.
Михаил Нестеров «Лисичка», 1914 год
Картину создал русский художник Михаил Нестеров, который на заре своей карьеры писал в лучших традициях передвижничества, но потом переключился на историческую и религиозную тематику. Именно такой и стала работа под названием «Лисичка», которая знакомит нас с окрестностями Соловецкого монастыря.
Монастырь художник посетил в 1901 году, после чего многие его произведения наполнились соловецкими мотивами. На картине «Лисичка» живописец изобразил трёх монахов, которые спокойно отдыхают на поляне у белокаменной стены. Из леса к ним выбегает лисичка, которая совсем не боится людей Божьих, чувствуя доброту и милосердие героев картины.
В этом сюжете Нестеров воплотил гармонию человека с природой, которая бывает при благочестивой жизни, проходящей вдали от мирской суеты. Изначально картина называлась «На земле мир, в человецех благоволение», потом художник переименовал её в «Три старца», но широкое распространение картина получила под названием «Лисичка».
Михаил Нестеров «Лисичка», фрагмент
Возможно, при создании полотна Нестеров вдохновлялся не только соловецкими видами, но и повестью Льва Толстого «Три старца», которая как раз рассказывает о трёх монахах-отшельниках, живших на одном из островов Белого моря. Повесть основана на преданиях, которые гласят:
Возможно, именно эта история и вдохновила Нестерова на создание этой картины, но, так или иначе, художник всю жизнь восхищался духовным подвигом монахов-отшельников и всегда поражался красоте русского Севера. Всё это он смог воплотил на своей картине «Лисичка».
Сам Нестеров так писал об этой картине в письме А. А. Турыгину:
Примечательно, что Соловецкие острова не всегда оставались тихим и умиротворённым местом. Есть легенда, что Богородица благословила Иисуса Анзерского основать новую обитель на высокой горе острова Анзер Соловецкого архипеллага в честь Распятия Господня и предсказала, что эта гора станет «второй Голгофой», где будет место духовного подвига и мученичества, с неисчислимым множеством могил.
Когда Нестеров писал картину, смысл слов Богородицы был ещё неясен, однако они оказались пророческими. В 20-х и 30-х годах прошлого века на Соловецких островах был основан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Многие из находившихся здесь заключенных были православными и католическими священниками, которые были расстреляны или замучены до смерти.
За десять лет существования Соловецкого лагеря в его казематах отбывали сроки философ Флоренский, академик Лихачёв, историк Анциферов и другие значимые в России и за рубежом люди. В годы репрессий на Соловках погибло более 7500 человек. Еще более тысячи человек было расстреляно после расформирования лагеря уже на большой земле.