Лютнист, микеланджело меризи да караваджо

Описание героя картины

Главный герой всех трёх картин – миловидный круглолицый юноша, почти мальчик, играет на лютне и, судя по приоткрытым в полуулыбке губам, напевает. Его волнистые каштановые волосы собраны на затылке лентой. Черты лица мягкие и спокойные, выражение глаз задумчивое и загадочное, на щеках нежный румянец. На юноше белая широкая рубаха из простой ткани, её крой оставляет свободными шею и грудь молодого человека, обнажая по-детски белую кожу. Плавные линии кистей рук, женственных и чувствительных, деликатно перебирающих струны инструмента изящными пальцами, завершают образ кроткого и милого лютниста.


Лютнист около 1596 г. Бадминтон-хаус, Глостершир

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г

была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта

В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.

Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)

Караваджо «Лютнист»

Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

«Камея Гонзага»

«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.

Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.

В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

В столице

В 1591 году начинающий художник, без имени, денег и связей, прибыл в Рим. Культурная столица Италии, а практически всего мира, бурлит талантами и событиями и не торопится баловать нового своего жителя. Он, в скитаниях, живёт, где придётся, общается с простым людом, бродит в поисках дела по мастерским художников. Надо как-то зацепиться – не отказывается ни от какой работы и устраивается к первому в то время римскому живописцу-маньеристу Джузеппе Чезари, по прозвищу Кавалер д’Арпино (1568-1640). В мастерской Меризи знакомится с Марио Миннити, который впоследствии станет его моделью, учеником и даже, возможно, интимным другом.

В конце XVI века Рим – настоящее поле битвы религиозной идеологии: католическая церковь боролась с протестантами. Живопись в этой войне играла роль мощнейшего оружия: картины наглядно и доступно раскрывают тысячам неграмотных и простых прихожан истинный смысл христианства, демонстрируют удивительные виды Рая, ожидающие после смерти. Церковь внушала, что там и есть счастье. Чтобы обрести его, надо страдать на земле.

Но эта задача шла вразрез с видением Микеланджело Меризи, он отвергал всяческие компромиссы и желал проложить собственный путь. Просто копирование великих мастеров прошлого было не только не интересно, но и не убедительно. Все эти красивые картины его не умиляли. Он уже понял, как скоротечна и хрупка жизнь – ведь он к тому времени потерял отца, мать, деда

И его искусство с первых работ стало вызовом общественному вкусу и привлекло к нему внимание как к неординарному живописцу, уже получившему по традиции художественной среды приставку к имени «да Караваджо»

«Лютнист» картина Караваджо

Караваджо Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio, 1571-1610) — великий итальянский художник, основатель жанра живописи — реализм. Считается одним из самых влиятельных художников, творчество которого практически перевернуло основы изобразительного искусства и дало жизнь новым жанрам и направлениям. Такие художники, как Рубенс, Йорданс, Сурбаран, Веласкес, Рембрандт и многие другие, не говоря уже о современных художниках, ставили искусство Караваджо как основу или как главный пример лучших образцов живописного мастерства.

Одной из самых примечательных и известных картин Караваджо является работа «Лютнист». Всего существует три картины на эту тему. Лютнист — одна из самых ранних работ художника. В качестве главного героя картины, музыканта с лютней, стал Марио Миннити, который позировал для многих работ Караваджо (Юноша с корзиной фруктов, Музыканты, Мальчик, укушенный ящерицей, Призвание апостола Матфея).

Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. Лютня, которая приглашает людей насладиться музыкой, а также фрукты, которые приглашают насладиться их вкусом, символизируют здесь чувственное наслаждение, даже мимолётное чувственное наслаждение. Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему. Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. 94×119 см). Именно эрмитажная картина долгое время считалась единственной из трёх признанной картиной авторства Караваджо. Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100×126,5 см). Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96×121 см). Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Она чуть больше, чем картина в Эрмитаже, более светлая, в графине с водой отражаются детали интерьера.

Считается, что первая картина была создана около 1959 года. Написание заказал кардинал Франческо Марии Борбоне дель Монте. Есть предположение, что Лютнист является парой для картины «Музицирующие мальчики». Исследователи искусства художника с большой степенью уверенности говорят о том, что в этой картине Караваджо применил впервые свою, впоследствии характерную черту живописи — контрастную светотень.

Также существуют предположения, что на картине изображён некто Галлус — миланский музыкант. Именно его имя начертано на второй тетради, которая лежит на столе. После того, как Дель Монте продал картину одному из коллекционеров, он попросил художника сделать ещё одну работу. Вторая картина, которая была написана для того же кардинала, была несколько изменена. Здесь он убрал кувшин с цветами, добавил флейту, спинет и клетку со щеглом.

Бадминтон-хаус, Глостершир

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Хотите научиться рисовать и стать настоящим художником? В этом вам помогут картинки нарисованные карандашом. Полезные уроки рисования для начинающих.

На пути к изгнанию

Римский период жизни художника стал очень плодотворным. Картины, созданные в то время, почти все остались целы и наше поколение может лицезреть их в музеях и картинных галереях. В 1595 году были написаны «Музыканты», где Караваджо изобразил себя и своего друга Миннити.

Вполне возможно, что с Марио художника, помимо творчества, связывали и романтические отношения. Семьи у Караваджо не было, он вел праздный и распущенный образ жизни, перебиваясь различными непродолжительными связями.

Микеланджело Караваджо «Музыканты», 1595 годМестонахождение: Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США

В 96-м году 17 века живописец написал натюрморт «Корзина с фруктами». Эта картина стала первым натюрмортом в итальянском искусстве. В 97-м Караваджо создал свою первую и единственную фреску «Юпитер, Нептун и Плутон». Он становится популярен, а после картин на библейские сюжеты. Известность Караваджо взлетает донельзя.

В 1599 году художник занимается украшением церкви в Риме. Именно там и родился шедевр «Призвание апостола Матфея». В процессе работы на библейскую тематику появилось полотно «Мученичество апостола Матфея». В этих картинах Караваджо очень изящно и умело применял технику кьяроскуро – разновидность сочетания света и тени. Заказчики остались довольны написанными работами, живописец продолжает писать на религиозную тему и создает картину «Святой Матфей и ангел».

Микеланджело Караваджо «Святой Матфей и Ангел», 1602 годКартина была уничтожена в 1945 году

При этом, многие работы по библейским сюжетам духовенство категорически не принимало, и Караваджо приходилось переделывать картины, вернее, писать вторую версию, менее откровенную и реалистичную. Стоит отметить, что в некоторых картинах образ Богородицы художник писал с куртизанки – одной из своих возлюбленных. Естественно, церкви это было не по вкусу.

В 1600-х годах у живописца появляется собственная мастерская и несколько учеников. В этот период из-под кисти Караваджо выходит множество картин с библейским сюжетом.

Складывается впечатление, что мастер хочет тем самым замолить свои грехи, а их у него было не мало. До сих пор Микеланджело Меризи сходили его аморальные поступки с рук за его гениальность. У творческих гениев всегда много покровителей.

Микеланджело Караваджо «Давид с головой Голиафа» 1610 годМестонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Шулеры (1596)

Караваджо мастерски изобразил карточных игроков в покер, двое из трёх явно жульничают, пытаясь обыграть молодого недотёпу, который по неопытности не замечает, как старый игрок подглядывает ему в карты и даёт сигналы пальцами руки своему напарнику. Второй молодой шулер изображён к зрителю спиной. Он открыто наблюдает за противником, и готовится выбросить нужные карты, которые спрятаны у него за поясом штанов. Эту картину можно разглядывать часами и находить все новые интересные детали. Например, перчатки старого жулика с отрезанными кончиками пальцев — прекрасное средство для прощупывания краплёных карт. Эта картина — настоящая карикатура на проблемы общества того времени, когда процветали карточные игры, а с ними и жулики всех сортов и мастей.

4

Три варианта шедевра

Написав «Лютниста», Караваджо сам был очень доволен. По желанию заказчиков было создано ещё две версии полотна. Местами хранения всех экземпляров являются:

  1. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Картина приобретена в 1808 году по поручению Александра I. До ХХ века упоминалась в изданиях как «Садовница» и «Девушка с лютней». Единственная картина Караваджо в России. Размер полотна 94 х 119 см;
  2. Метрополитен-музей (Нью-Йорк) – временное хранилище. Картина принадлежит частной коллекции. В этом варианте отсутствует ваза с цветами, фрукты, к скрипке добавлены флейта и спинет (небольшой клавишный инструмент), слева у стены клетка с птицей. Размер полотна 100 х 126,5 см;
  3. Бадминтон-хаус (Великобритания) – резиденция герцогов Бофортов. Габариты картины чуть превышают версию из Эрмитажа, по содержанию картины одинаковы. Размер полотна 96 х 121 см.

О существовании третьего варианта стало известно совсем недавно, когда в 2001 году она появилась на торгах аукционного дома Sotheby’s. Все три варианта написаны около 1595 года – к однозначному мнению, в каком порядке они появлялись на свет, специалистам прийти не удаётся.

Дополняющие картину атрибуты и их толкование

Перед юношей на столе многозначительные предметы: раскрытые ноты, скрипка, смычок, фрукты, ваза с цветами, флейта и спинет на втором варианте картины. Во времена Караваджо в обществе и искусстве в целом большое значение придавалось символам и тайным шифрам, которые несут в себе разные предметы. Символы именно в живописи служат надёжным и метким «языком». Так, плоды, цветы и сосуд (ваза) в целом олицетворяли Бога как творца. Каждый плод и цветок мог иметь несколько значений и толкований. Роза, которая есть в букете на картине, символизирует любовь, ирис – силу и достоинство, инжир – изобилие, груша – жизнеспособность и верность в любви…

Музыкальные инструменты призваны дарить чарующие звуки, вызывая в душе зарождение любви. Вместе с тем популярность на рубеже XVI-XVII веков философской идеи бренности жизни Vanitas (от Vanitas vanitatum et omnia vanitas, что в переводе Суета сует и все – суета) даёт основание для несколько иного толкования. Музыка, на которую указывают ноты и музыкальные инструменты, символизирует быстротечность, мимолётность и эфемерность бытия: струна тронута, родился звук, а через миг его уже нет, тишина.

В те времена издавались сборники-пособия для расшифровки картин, ведь предметы на полотнах были не просто вещами, а символами – картины часто представляли собой послания определённого смысла. Есть сведения, что Караваджо, создавая свои произведения, использовал книги-толкователи символов.

Впечатление

Российский экземпляр ценители считают наиболее удачным из трёх.

Творчество знаменитого итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо повлияло на развитие мирового искусства, породив целую плеяду подражателей и последователей, так называемых караваджистов как в родной Италии, так и в других европейских странах. Мастер выработал новые форму, идеи, образы, темы и резко порвал с господствовавшим в Италии строгим академическим каноном. Эмоциональность произведений Караваджо усиливало новаторское введение в живописный обиход изображения искусственного или дневного света, пронизывающего темноту и ярко вырывающего из нее отдельные фигуры и предметы.

Художник, обладавший весьма резким характером, вел полную приключений жизнь, успевая при этом создавать прекрасные живописные произведения. Он много странствовал и скрывался, ему пришлось покинуть родной город после произошедшего в драке убийства.

  • Университет бордо франция кратко

      

  • As like разница кратко

      

  • Морфологические нормы местоимений кратко

      

  • Морфология и биология цестод кратко

      

  • Речь сократа на суде кратко

Примечания

  1. Giovanni Baglione, Le Vite de’ Pittori, scultori et archtietti, Roma, 1642, p. 136.
  2. ↑ , с. 19.
  3. ↑ , с. 116.
  4. D. Van Edwards «Caravaggio re-discovered» Lute News, n. 50, June 1999 pp. 5-7
  5. (Цит. по: Всеволожская С. Итальянская живопись XVII века. Каталог коллекции. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2013. — С. 116.)
  6. ↑ , с. 118.
  7. ↑ , с. 13.
  8. , с. 35.
  9. , с. 34.
  10. Spezzaferro L. La cultura del cardinale Del Monte e il primo tempo di Caravaggio // Storia deii’arte, 9-10, 1971.
  11. , с. 14.
  12. С. Всеволожская, И. Линник, Караваджо и караваджисты.
  13. Старший брат кардинала, Гвидобальдо дель Монте, был физиком и математиком.
  14. ↑ , с. 38.
  15. С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 154. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.
  16. , с. 41.
  17. Genevieve Warwick. Caravaggio: Realism, Rebellion, Reception. University of Delaware Press, 2006. Page 85.
  18. , с. 44—45.
  19. , с. 45.

Блаженство святого Франциска (1595)

Эпоха барокко, в которой жил художник, требовала определённых правил в изображении персонажей, в особенности если это были святые или ангелы. Святой Франциск, изображённый на картине, лежит в беспамятстве от изнурительного поста и бесконечных молитв. Его поддерживает Ангел, который явился в видениях святого. Ангел, изображённый Караваджо, как нельзя лучше передаёт черты эпохи. Его красота неземная, прекрасное тело окутано в белые одежды, а позади спины развиваются крылья. Тёмный фон прекрасно выделяет персонажей и делает их очень объёмными и реалистичными. Монах изображён босым в простой рясе, его руки расслаблены, а на лице блуждает улыбка. Всё говорит о блаженстве спящего монаха.

3

Лютнист или лютнистка?

Биограф итальянских художников XVII века Джованни Беллори принял героя за девушку. Лента, вплетенная в волосы героя, очень мягкие и даже нежные черты лица, персиковая бархатная кожа, утонченные тонкие пальцы подчеркивают скорее женственные черты, нежели мужественные. Именно поэтому Беллори видел на картине лютнистку. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все–таки юноша (позировал художнику, предположительно, его друг и коллега Марио Миннити). Эту версию доказывают ноты мужского композитора, созданные под мужской голос. Кроме того, на картине изображены музыкальные инструменты (лютня и скрипка), которые в эпоху Караваджо считались мужскими. Уникальность и красоту окружающего мира Караваджо передал через лицо героя и объекты, составляющие натюрморт.

Дополняющие картину атрибуты и их толкование

Музыкальные инструменты призваны дарить чарующие звуки, вызывая в душе зарождение любви. Вместе с тем популярность на рубеже XVI-XVII веков философской идеи бренности жизни Vanitas (от Vanitas vanitatum et omnia vanitas, что в переводе Суета сует и все – суета) даёт основание для несколько иного толкования. Музыка, на которую указывают ноты и музыкальные инструменты, символизирует быстротечность, мимолётность и эфемерность бытия: струна тронута, родился звук, а через миг его уже нет, тишина.

В те времена издавались сборники-пособия для расшифровки картин, ведь предметы на полотнах были не просто вещами, а символами – картины часто представляли собой послания определённого смысла. Есть сведения, что Караваджо, создавая свои произведения, использовал книги-толкователи символов.

Сюжет

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas? Яхета де Берхема. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным — Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.

Караваджо
Лютнист. ок.
Холст, масло. 96 × 121 см
Бадминтон-хаус, Глостершир
инв. —

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещённых предметов: на щеку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради. По словам современника и биографа Караваджо Джулио Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрарта, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте, среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики, и «Естественная магия, или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры.

Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет в варианте Джустиниани составлен из следующих цветов: ирис, дамасская роза, жасмин, маргаритка. Все они цветут примерно в одно время — весной-ранним летом, к ним добавлены листья апельсинового дерева

Известно, что фламандские мастера цветочных натюрмортов: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, ван дер Хелст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой букет. Фрукты же (инжир, слива, груша) не соответствуют весеннему сезону. Первоначально Караваджо изобразил их в корзине или миске, но позже просто разместил на столе из искусственного мрамора, который соединяет пространство зрителя и пространство картины.

Вознаграждение за голову гения

Талант Караваджо проявлялся не только в живописи, но и в драках. Ещё одна стычка художника завершилась убийством. Тут уж ему не простили этого происшествия, убитый юноша был знатен и из богатой семьи. За голову Караваджо была назначена хорошая плата. Скрываясь в Неаполе, гений-бунтарь продолжает творить. В 1607 году Караваджо направился на остров Мальта.

В 1608 году, несмотря на совершенные убийства, художника удостаивают титула кавалера мальтийского ордена, правда, без права носить мальтийский крест, но не по причине аморального поведения, а из-за того, что он не принадлежал к дворянскому сословию. В тот период творчества Караваджо написал большую картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая стала единственным полотном, которое мастер подписал. Причем свою подпись художник поставил в луже крови, истекающей из раны Иоанна.

Микеланджело Караваджо «Усекновение главы Иоанна Предтечи»,1608 годМестонахождение: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта

Буйство вспыльчивого характера привело Меризи опять в тюремную камеру, из которой при помощи покровителей ему удалось сбежать. Художник отправился на Сицилию, где ему помог устроиться старый друг и модель для картин Марио Миннити. Происходили эти события в 1608 году. Опять же Караваджо работает по библейской тематике.

В этот период Караваджо создает множество картин, а ещё на него совершается покушение, так как мы помним, что за его голову назначено вознаграждение. Тем не менее, погиб художник не от нападения, а от болезни. Последние научные исследования доказывают, что причиной смерти Караваджо стал стафилококк. Живописец-бунтарь покинул этот свет 18 июля 1610 года, так и не узнав, что он был помилован.

Микеланджело Караваджо «Иоанн Креститель»,1604 годМестонахождение: Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-сити, США

Композиция картины

Резкий падающий слева свет освещает юношу, делая его фигуру объемной и трехмерной, остальные элементы картины находятся в намеренной полутени. Ракурсная лютня с изогнутой клавиатурой демонстрирует виртуозное владение Караваджо перспективой. А четкий контраст света и тени уже намечает начальный интерес художника к технике кьяроскуро.

Насколько дурная была репутация у художника, настолько прекрасны были его произведения. Скандальный Караваджо оставил после себя шедевры, один из них хранится в крупнейшем российском музее — Эрмитаже.

Дата создания: 1595 год

Размер полотна: 100 × 126,5 см

Место постоянного экспонирования: Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Загадки и символы

Цветы, плоды и сосуд — символы Бога: он одновременно и цвет, и плод мироздания, и сосуд истины. По наполненности тайным смыслом это самая интересная часть полотна. Во времена Караваджо широко распространилась мода на шифры. Издавались специальные книги с пространными толкованиями всевозможных символов. Известно, что Караваджо пользовался ими. Каждый предмет имел сразу несколько значений, что еще больше расширяло смысловое пространство композиции.

Знаменитая картина в залах Эрмитажа

  • Ирис — символизирует явление Христа, несущего мир на землю. Поскольку этот символ связан с явлением Бога в мир, ирис еще воспринимался как цветок Девы Марии и иногда изображался вместо лилии в сцене Благовещения
  • Роза — символ страстей и крови Иисуса. Встречаются картины, на которых венец Христа представлен в виде венца из роз. Часто этот цветок связывают и с Богородицей, но она держит розу без шипов
  • Жасмин — символ любви и всепрощения. Белый цвет напоминает о чистоте и непорочности Иисуса
  • Маргаритка — символизирует детство Христа: Мадонна, желая подарить младенцу Иисусу цветок зимой, не нашла ничего и сделала его сама из белого шелка — получилась маргаритка
  • Шиповник — один из символов тернового венца Иисуса. Его красные плоды ассоциируются с каплями крови Христа, которые стекали с его лба во время пути на Голгофу
  • Апельсин — символ вечной праведности Господа. Ассоциация возникла потому, что у этого дерева не опадают листья. Апельсин также представляет собой символ мира, и его может держать в своих руках Иисус. Одновременно белые цветы апельсина ассоциируются с непорочностью и потому традиционно украшают Богородицу или венок невесты. Плод апельсина воспринимался и как символ райской жизни
  • Инжир (смоковница) — символ крестной муки и воскресения, то есть Божьего милосердия к людям. В Евангелии от Луки приведена притча. Некто имел в винограднике смоковницу, но на ней не было плодов, и хозяин хотел срубить ее. Однако виноградарь предложил подождать еще год: если и через год смоковница не принесет плодов, то тогда следует ее срубить. Так же Господь откладывает судный срок земному миру, надеясь на исправление людей
  • Слива — считалась символом верности, но принимала дополнительные значения в зависимости от цвета. Темная фиолетовая слива указывает на страдания и смерть Христа, желтая — на чистоту Иисуса, а красная представляет собой символ его милосердия. Белая говорит о его смирении
  • Груша — своей мягкостью и сладостью уподобляется мягкости и любви Бога к миру.

На картине Караваджо перед лютнистом лежат раскрытые ноты мадригала Якоба Аркадельта, скрипка, фрукты и букет цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза, листья апельсинового дерева, инжир, слива, груши).

О Караваджо

Помимо уникального таланта художник был неординарной личностью со сложным характером. Сама история его жизни – живописное полотно, полное контрастов: творческие взлеты и успехи соседствуют с дуэлями, драками и дебоширством, а за посвящением в рыцари следуют тюремные заключения, побег из Рима из-за убийства, скитания по разным городам Италии и смерти в возрасте 37 лет от малярии в одиночестве и печали.

Начиная свой творческий путь с бедствования в Риме: случайных заработков и дописывания картин признанных мастеров, Караваджо достиг престижного положения и добился однозначного одобрения своих работ при жизни, с чем не всегда везло многим талантливым мастерам. Ему давали множество заказов.

Портрет Караваджо. Автор- Оттавио Леони. Около 1600 года. Флоренция. Библиотека Маручеллиана

Стоит заметить, что не всегда заказчики понимали новаторство художника: некоторые работы из-за неотступного следования правде жизни и изображения тела во всей естественности считались неприличными, однако это не мешало продавать отвергнутые работы просвещенной публике, высоко ценившей талант живописца.

Шедевры мирового искусства

Происхождение

Родился 29 сентября 1571 года в Милане в семье архитектора. Отец Фермо Меризи управлял делами Франческо Сфорца, маркиза да Караваджо (приставка «да» после родового имени и перед названием населённого пункта в Италии означала, что этот человек выходец из данного городка). В 1576 году в Италии разыгралась эпидемия чумы, отец и дед будущего художника погибли. Мать Лючия Аратори собрала детей, которых в семье было пятеро, и уехала в провинцию – в городке Караваджо под Миланом её отец владел наделами земли. В 1583 году умер маркиз да Караваджо, у которого покойный архитектор Меризи работал много лет. Его наследница Констанца Колонна впоследствии станет помогать и покровительствовать талантливому сыну бывшего управляющего своих предков.

Художественные приёмы мастера

На глубоком тёмном фоне картины в потоке света от единственного его источника, небольшого окна, юный лютнист. Караваджо мастерски передал эффект светового влияния друг на друга предметов разного цвета, фактуры, геометрического строения: на щеке юноши отблеск белой ткани рубахи, на влажных белках ясных глаз живые блики, на тыльной, выпукло-округлой стороне лютни отражается белизна нотной бумаги. Отблески на вазе с цветами и отражение окна (на картинах, которые находятся в России и Великобритании) точно соответствуют законам оптики.

По воспоминаниям современников, Караваджо выискивал самые тёмные комнаты и подвальные помещения с чёрными стенами, где источником света было одинокое окошко. Это были идеальные условия для получения естественного и наиболее объёмного рельефа «предмета» живописи. Здесь, в «борьбе» сумрака и света, мастер добивался его совершенного изображения.

Художественные приёмы мастера

На глубоком тёмном фоне картины в потоке света от единственного его источника, небольшого окна, юный лютнист. Караваджо мастерски передал эффект светового влияния друг на друга предметов разного цвета, фактуры, геометрического строения: на щеке юноши отблеск белой ткани рубахи, на влажных белках ясных глаз живые блики, на тыльной, выпукло-округлой стороне лютни отражается белизна нотной бумаги. Отблески на вазе с цветами и отражение окна (на картинах, которые находятся в России и Великобритании) точно соответствуют законам оптики.

По воспоминаниям современников, Караваджо выискивал самые тёмные комнаты и подвальные помещения с чёрными стенами, где источником света было одинокое окошко. Это были идеальные условия для получения естественного и наиболее объёмного рельефа «предмета» живописи. Здесь, в «борьбе» сумрака и света, мастер добивался его совершенного изображения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: