Противостояние двух титанов
Известно, что у Микеланджело был сложный характер. Он мог быть грубым и вспыльчивым, несправедливым к собратьям по искусству. Знаменито его противостояние с Леонардо да Винчи. Микеланджело отлично понимал уровень его таланта и относился к нему ревностно. Изящный, утонченный Леонардо был его полной противоположностью, и сильно раздражал грубого, неотесанного скульптора. Сам Микеланджело вел аскетичную жизнь отшельника, он всегда довольствовался малым. Леонардо же постоянно был окружен поклонниками и учениками и любил роскошь. Одно объединяло художников: их великий гений и преданность искусству.
Однажды жизнь свела двух титанов Возрождения в противостоянии. Гонфоланьер Содерини предложил Леонардо да Винчи расписать стену нового дворца Синьории. А позже с таким же предложением обратился к Микеланджело. Два великих художника должны были создать подлинные шедевры на стенах Синьории. Леонардо выбрал для сюжета битву при Ангиари. Микеланджело должен был изобразить битву при Кашине. Это были победы, одержанные флорентийцами. Оба художника создали подготовительные картоны для фресок. К сожалению, грандиозный замысел Содерини не воплотился. Оба произведения так и не были созданы. Картоны работ были выставлены на всеобщее обозрение и сделались местом паломничества для художников. Благодаря копиям мы сейчас знаем как выглядели замыслы Леонардо да Винчи и Микеланджело. Сами же картоны не сохранились, они были разрезаны и растасканы по кускам художниками и зеваками.
Аристотель да Сангалло копия картона Микеланджело Битва при Кашине
Ранние годы
Микеланджело Буонарроти появился на свет в Тоскане, в городе Капрезе 6 марта 1475 года. Он был вторым ребенком в семье Людовико и Франчески Буонарроти, где росли еще четыре брата.
Отец был обедневшим дворянином из Флоренции и очень гордился своим происхождением. Представители рода Буонарроти, принадлежащие к состоятельной аристократии, в нескольких поколениях были банкирами, но в какой-то момент дела пошли плохо, дед Микеланджело был разорен, в дальнейшем его сын не смог поправить дела и окончательно обнищал. Когда родился Микеланджело, семья настолько обеднела, что отец чуть не лишился привилегий гражданина Флоренции. Доход с маленького владения едва покрывал расходы. В связи с этим Людовико был вынужден поступить на государственную службу.
Из-за трудного материального положения маленького сына отец отдал кормилице. Его вырастили супруги Тополино. В приемной семье Микеланджело научился навыкам владения резцом и разминания глины.
Когда мальчику было 6 лет, мать умерла. Еще через 4 года отец женился второй раз.
Микеланджело не проявлял рвения к учебу в школе, но ему очень нравилось срисовывать фрески и иконы, он любил общаться с художниками.
Давид
Став в 26 лет известным ваятелем, Микеланджело вернулся в родной город. Во Флоренции его уже 40 лет ждал кусок мрамора, испорченный скульптором Агостино ди Дуччи, забросившим работу над ним. Многие мастера хотели поработать с этой глыбой, но трещина, образовавшаяся в слоях мрамора всех отпугнула. Только Микеланджело решился принять вызов. Он подписал контракт на статую ветхозаветного царя Давида в 1501 г. и работал над ней 5 лет за высоким забором, скрывающим все от любопытных глаз. В итоге Микеланджело создал Давида в виде сильного юноши перед боем с великаном Голиафом. Лицо его сосредоточенно, брови сдвинуты. Тело напряжено от предвкушения схватки. Статуя была столь идеально сделана, что заказчики отказались от первоначального намерения разместить ее у собора Санта Мария дель Фьоре. Она стала символом свободолюбия Флоренции, изгнавшей клан Медичи и вступившей в борьбу с Римом. В итоге ее поставили у стен Палаццо Веккьо, где она простояла до 19 века. Теперь там находится копия Давида, а оригинал перемещен в Академию изящных искусств.
Микеланджело Давид
Скульптура
Заголовок | Год | Место расположения | Оборудование | Габаритные размеры | Фотографий | |
---|---|---|---|---|---|---|
Глава Фавна | Около 1488 г. | Неизвестно (цитируется Вазари ) | Мрамор | |||
Богородица на лестнице | Около 1491 г. | Casa Buonarroti, Флоренция | Мрамор | 55,5 × 40 см | ||
Битва кентавров | Около 1492 г. | Casa Buonarroti, Флоренция | Мрамор | 84,5 × 90,5 см | ||
Распятие Санто Спирито | Санто-Спирито , Флоренция | Полихромное дерево | 142 × 135 см | |||
Геркулес (он) | Копия Поллайуоло находится в коллекции Фрика в Нью-Йорке. | |||||
Арка ди Сан Доменико | 1494–1495 | Базилика Сан-Доменико, Болонья. | Мрамор | |||
Святой Петроний ( Арка ди Сан Доменико ), Базилика Сан Доменико , Болонья | 1 494 — +1495 | Базилика Сан-Доменико, Болонья | Мрамор | высота: 64 см | ||
Святой Прокул ( Арка ди Сан Доменико ), Базилика Сан Доменико, Болонья | 1 494 — +1495 | Базилика Сан-Доменико, Болонья | Мрамор | высота: 58,5 см | ||
Анхель (Арка ди Сан Доменико), Базилика Сан Доменико, Болонья | 1 494 — +1495 | Базилика Сан-Доменико, Болонья | Мрамор | высота: 51,5 см | ||
Спящий Амур | 1494 | Потерянный | мрамор | Купидон, вероятно, должен был находиться во дворце Уайтхолл в 1698 году , когда он был уничтожен пожаром и поэтому был безвозвратно утерян. | ||
Амур-Аполлон (оно) | 1496–1497 | Потерянный | ||||
Вакх | +1496 — 1 497 | Национальный музей Барджелло , Флоренция | Мрамор | высота: 203 см | ||
Распятие из липового дерева | — 1498 гг. ? | Куплен итальянским государством в 2008 году , предназначен для Флоренции, Барджелло (?) | Древесина | 41,3 × 41,3 см | ||
Распятие из слоновой кости Монсеррат | — 1498 гг. ? | Аббатство Монтсеррат | Слоновая кость | 58,5 см | ||
Пьета | — +1500 | Базилика Святого Петра , Рим | Мрамор | высота: 174 см ширина у основания: 195 см | ||
Дэйвид | — +1504 | Галерея Академии во Флоренции . | Мрамор | высота: 514 см) | ||
Мадонна Брюгге | — +1504 | Церковь Онзе-Ливе-Фроувекерк, Брюгге | Мрамор | высота: 128 см | ||
Св. Павел | +1503 — +1504 | Собор Успения Богоматери Сиены | Мрамор | высота: 124 см | ||
Сен-Пьер | — +1504 | Собор Успения Богоматери Сиены | Мрамор | высота: 127 см | ||
Святой пирог | — +1504 | Собор Успения Богоматери Сиены | Мрамор | высота: 134 см | ||
Тондо Таддеи | Около 1503 г. | Королевская академия художеств , Лондон | Мрамор | диаметр: 82,5 см | ||
Тондо Питти | Около 1503 г. | Национальный музей Барджелло, Флоренция. | Мрамор | диаметр: 85,8 см | ||
Святой Матфей | Около 1503 г. | Галерея Академии во Флоренции. | Мрамор | высота: 271 см | ||
Могила Юлия II | Базилика Святого Петра в Линксе , Рим. | |||||
Моисей | около — | Могила Юлия II, базилика Святого Петра в Линксе, Рим. | Мрамор | высота: 235 см | ||
Мятежный раб | — +1516 | Лувр , Париж | Мрамор | высота: 215 см | ||
Умирающий раб | — +1516 | Лувр, Париж | Мрамор | высота: 229 см | ||
Молодой раб | +1519 — +1536 | Галерея Флоренции Академии | Мрамор | высота: 256 см | ||
Бородатый раб | Около — | Галерея Флоренции Академии | Мрамор | высота: 267 см | ||
Атлас рабов | Около — | Галерея Флоренции Академии | Мрамор | высота: 277 см | ||
Пробуждающийся раб | Около — | Галерея Флоренции Академии | Мрамор | высота: 267 см | ||
Гений Победы | Около — | Палаццо Веккьо , Флоренция | Мрамор | высота: 261 см | ||
Рэйчел | Базилика Святого Петра в Линксе , Рим. | Мрамор | высота: 197 см | |||
Леа | Базилика Святого Петра в Линксе, Рим. | Мрамор | высота: 209 см | |||
День и ночь , Могила Жюльена Медичи |
+1526 — | Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции , Сагрестия Нуова , Флоренция. | Мрамор | 630 × 420 см | ||
Вечер и рассвет , Могила Лорана II Медичи | +1526 — | Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции, Сагрестия Нуова, Флоренция. | Мрамор | 630 × 420 см | ||
Богородица с младенцем | 1 521 — 1 531 | Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции, Сагрестия Нуова, Флоренция. | Мрамор | высота: 226 см | ||
Аполлон или Давид | около 1530 г. | Национальный музей Барджелло , Флоренция. | Мрамор | высота: 146 см | ||
Крадущийся мальчик (Микеланджело) | ок. — | Эрмитаж , Санкт-Петербург | Мрамор | высота: 54 см | ||
Христос Минервы (Воскресший Христос) | +1519 — +1520 | Церковь Минервы , Рим. | Мрамор | высота: 205 см | ||
Брут | Национальный музей Барджелло, Флоренция. | Мрамор | высота: 95 см | |||
Пьета с четырьмя фигурами | ок. — | Museo dell’Opera del Duomo , Флоренция. | Мрамор | высота: 253 см | ||
Пьета Ронданини | — +1564 | Кастелло Сфорцеско , Милан. | Мрамор | высота: 195 см | ||
Пьета ди Палестрина | Галерея Флоренции Академии | Мрамор | высота: 253 см |
Как выглядел Микеланджело
Есть несколько портретов великого художника разных авторов – Себастьяно дель Пьембо (1520), Якопино дель Конте (1544-1545), Франциско д’Оланда (1538-1539), Джулио Бонасоне (1546).
Существует гравюра с его изображением автора Кондиви и бюст, созданный в 1564 году Даниеле да Вольтерром.
За основу для описания внешности Микеланджело чаще всего использовали портреты Конте и д’Оланда. Ромен Роллан описывал его как человека среднего роста, мускулистого, широкого в плечах, с круглой головой и квадратным скуластым лбом с впалыми щеками, изрезанным морщинами, сильно выраженными надбровными дугами, редкими черными вьющимися волосами, светло-карими глазами, широким прямым носом с горбинкой, тонко очерченными губами.
Литература[ | ]
- П.Д. Баренбойм. Мария в искусстве Микеланджело: Мадонна Британского Музея . — М.: ЛУМ, 2020, 60 с. ISBN 978-5-906072-30-6
- Barolsky, Paul. Michelangelo’s Doni Tondo and the Worshipful Beholder (англ.) // Notes in the History of Art : journal. — 2003. — Vol. 22, no. 3. — P. 8—11.
- Buzzegoli, Ezio. Michelangelo as a Colourist, Revealed in the Conservation of the Doni Tondo (англ.) // Apollo : journal. — 1987. — December. — P. 405—408.
- d’Ancona, Mirella Levi. The Doni Madonna by Michelangelo: An Iconographic Study (англ.) // The Art Bulletin : journal. — Taylor & Francis, 1968. — Vol. 50, no. 1. — P. 43—50. — ISBN 9780815318231.
- Hayum, Andrée. Michelangelo’s Doni Tondo: Holy Family and Family Myth (англ.) // Renaissance Quarterly : journal. — Renaissance Society of America. — Vol. 33, No. 1, no. 1. — P. 209—249.
- Olson, Roberta J. M. Lost and Partially Found: The Tondo, a Significant Florentine Art Form, in Documents of the Renaissance (англ.) // Artibus et Historiae : journal. — 1993. — Vol. 14, no. 27. — P. 31—65.
- Olsen, Roberta J.M. Painted Devotional Tondi: Michelangleo Buonarotti’s Doni Tondo // The Florentine Tondo (англ.). — New York: Oxford University Press, 2000. — P. 219—226.
- Smith, Graham. A Medici Source for Michelangelo’s Doni Tondo (неопр.) // Zeitschrift fur Kunstgeschichte. — Taylor & Francis, 1975. — Т. 38 Bd., H. 1. — С. 84—85. — ISBN 9780815318231.
- Zimmer, William. The Tondo (неопр.) // Art Journal. — 1991. — Т. 50, № 1. — С. 60—63.
МАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ
При этом Микеланджело всегда стремился к масштабным проектам, поэтому его любимой живописной техникой всю жизнь оставалась фреска. Микеланджело не любил жанровой и орнаментальной живописи и не жаловал современных ему фломандских художников. Их работы, по его словам, могли понравиться только женщинам или людям, ничего не смыслящим в гармонии. «Живопись фламандцев, — говорил художник, — расчитана исключительно на внешнее восприятие… Их картины кажутся грубо сложенными из кирпичей и раствора и сделаны без понимания основ искусства, без симметрии и пропорции, без должного отбора предметов и, наконец, без тени таланта».
Сам Микеланджело всегда выбирал исключительно серьёзные темы, связанные с изображением человеческих (и, прежде всего, обнажённых мужских) тел. Джорджо Вазари писал: «Этот удивительный художник всегда изыскивает возможность запечатлеть прекрасное по пропорциям и формам человеческое тело в самых разнообразных позах, позволяющих передать великое множество душевных чувств и переживаний».
Зрелые годы. Флорентийский и римский периоды
В 1495 году Микеланджело вновь приехал во Флоренцию. В то время правителем города был доминиканский проповедник Джироламо Савонарола. Мастер не получил от него ни одного заказа. Он вернулся ко дворцу Медичи и создает статуи для наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи. Скульптор создает в этот период две скульптуры из мрамора – «Спящий Купидон» и «Иоанн Креститель», которые сейчас утрачены. «Спящего Купидона» Лоренцо просил состарить, чтобы выдать его за старинную находку и продать дороже.
Спящий купидон
В 1496 году Микеланджело получил приглашение на работу в Рим от кардинала Рафаэль Риарио. Перед этим кардинал купил у Лоренцо «Купидона» из мрамора, но обнаружил, что это искусственно состаренная вещь. Но он был восхищен работой, поэтому никаких претензий не последовало, и он даже взял скульптора на работу.
В период нахождения в Риме (1496-1501) Микеланджело создает «Римскую Пьету» и «Бахус».
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году. Здесь он создает работы на заказ:
- Скульптуры для алтаря Пикколомини.
- Начало работы над скульптурой «Давид» (1501)..
- «Двенадцать Апостолов» (1503).
- Начало работы над скульптурой для флорентийского собора «Святой Матфей» (1503).
- В период 1503-1505 гг. появляются такие произведения, как «Мадонна Дони», «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти», «Брюггерская Мадонна».
- Окончание работы над скульптурой «Давид» (1504).
- Получение заказа на создание скульптуры «Битва при Кашине».
В 1505 году папа римский Юлий II заказал Микеланджело гробницу. После этого мастер отправился в Карраре, чтобы выбрать мрамор, и проведет там восемь месяцев.
Работа над гробницей проходит с перерывами в период с 1505 по 1545 год. Для нее Микеланджело создает такие скульптуры, как «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
В 1506 году скульптор возвращается во Флоренцию. В ноябре этого года в Болонье происходит его примирение с Юлием II. Микеланджело получает заказ на изготовление бронзовой статуи Юлия II и в течение 1507 года он работает над ней. В дальнейшем эта скульптура была разрушена.
В мае 1508 года художник отправляется в Рим по просьбе Юлия II, где он будет расписывать потолок в Сикстинской капелле. Он пишет фрески до октября 1512 года.
Потолок в Сикстинской капелле
В 1513 году уходит из жизни Юлий II. Папой Львом X становится Джовани Медичи. Скульптор заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II.
В 1514 году Микеланджело получил заказ на создание для капеллы папы Льва X, находящейся в Энегльсбурге, скульптуры «Христос с крестом».
В июле 1514 года художник отправляется во Флоренцию. Там он заключает третий договор на создание гробницы Юлия II и получает заказ на изготовление фасада церкви Медичи Сан Лоренцо.
В период с 1516 по 1519 год Микеланджело совершает поездки за мрамором в Пьетразанту и Каррару для создания фасада Церкви Сан Лоренцо.
Библиотека Лауренциана
С 1520 по 1534 год художник занят архитектурными и скульптурными работами в капелле Медичи во Флоренции и строительством библиотеки Лауренциана. После изгнания Медичи в 1527 году из Флоренции работы были остановлены, а Микеланджело стал участников народного движения. Падение Флоренции являлось для скульптора смертельной опасностью, но благодаря своему таланту и общественному признанию, а также желанию Климента VII завершить работы по устройству капеллы Медичи, ему удалось спастись.
В 1546 году Микеланджело получил наиболее важные в жизни заказы по архитектуре. Художник спроектировал для папы Павла III новое убранство Капитолия и закончил работу над Палаццо Фарнезе – третьим этажом фасада и карнизом.
Но самым важным делом Микеланджело стало его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Из-за этой работы он не мог вернуться в родной город Флоренцию. Художник пожелал, чтобы в указе было записано, что он служит на строительстве собора не за вознаграждение, а из любви к Богу.
КАРТИНЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ДОСКАХ
Единственной картиной на деревянной доске, относительно которой не возникает сомнений в авторстве Микеланджело, считается «Тондо Дони». Впрочем, в последнее время специалисты склоняются к тому, чтобы причислить к числу таких работ Микеланджело и незаконченную картину «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы» ок. 1495 года. Её принято называть «Манчестерской Мадонной», поскольку впервые она была показана широкой публике на выставке 1857 года, прошедшей в Манчестере. «Манчестерская Мадонна» отличается от «Тондо Дони» как своим более грубым стилем, так и тем, что написана темперой, а не маслом, вскоре её сменившим. Всё это позволяет отнести «Мадонну» к самым ранним работам Микеланджело. В качестве материала для доски ренессансные художники (и Микеланджело тут не исключение) использовали тополь. Кисти Микеланджело принадлежат ещё две картины на деревянных досках, «Леда и лебедь» и «Искушение св. Антония», но они до нас дошли только в копиях.
Личная жизнь
Всю свою жизнь Микеланджело посвятил искусству. Он так и не женился, у него не было детей. Жил он аскетично. Увлекшись работой, мог ничего не есть кроме корки хлеба и спать в одежде, чтобы не тратить силы на переодевание. Отношения с женщинами у художника не складывались. Некоторые исследователи предполагают, что у Микеланджело были интимные связи с его учениками и натурщиками, однако достоверных сведений об этом нет.
Томмазо Кавальери
Известно о его близкой дружбе с римским дворянином Томмазо Кавальери. Томмазо годился художнику в сыновья и был очень красив. Микеланджело посвятил ему множество сонетов и писем, открыто говоря о своих пылких чувствах и восхищаясь достоинствами юноши. Однако судить о художнике по сегодняшним меркам нельзя. Микеланджело был поклонником Платона и его теории любви, которая учила видеть прекрасное не столько в теле, сколько в душе человека. Высшей стадией любви Платон считал созерцание прекрасного во всем окружающем. Любовь к другой душе по Платону приближает к любви Божественной. Томмазо Кавальери поддерживал дружеские отношения с художником до самой его смерти и стал его душеприказчиком. В возрасте 38 лет он женился, его сын стал известным композитором.
Микеланджело Победа(исследователи считают, что в этой работе Микеланджело изобразил Томмазо и себя)
Виттория Колонна
Еще одним примером платонической любви называют отношения Микеланджело с римской аристократкой Витторией Колонна. Встреча с этой выдающейся женщиной произошла в 1536 г. Ей было 47 лет, ему ‒ за 60. Виттория принадлежала к знатному роду, носила титул принцессы Урбинской. Ее мужем был маркиз де Пескара, известный военачальник. После его гибели в 1525 г. Виттория Колонна больше не стремилась выйти замуж и жила уединенно, посвятив себя поэзии и религии. С Микеланджело ее связывали платонические отношения. Это была большая дружба между двумя уже немолодыми, повидавшими многое в жизни людьми. Они писали друг другу письма, стихи, проводили время в долгих беседах. Смерть Виттории в 1547 г. глубоко потрясла Микеланджело. Он погрузился в депрессию, Рим ему опротивел.
Себастьяно дель Пьомбо Портрет Виттории Колонна
Примечания
- , с. 5.
- (англ.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 6 июля 2012.
- , с. 312.
- , с. 6.
- Miranda Siegel. . Дата обращения: 6 июля 2012.
- , с. 45.
- , с. 267.
- . Дата обращения: 6 июля 2012.
- , с. 7.
- Matthew Perpetua. (англ.). Дата обращения: 6 июля 2012.
- Elisabetta Povoledo. . Дата обращения: 1 октября 2017.
- , с. 12 —13.
- Anscario M. Mundó. . Barcelona: Publicacions de l’Abadia de Montserrat (2006). Дата обращения: 24 ноября 2018.
- , с. 137.
- , с. 15.
- , с. 17.
- , с. 8.
- ↑ , с. 22.
- . www.arte.it. Дата обращения: 6 июля 2012.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 июля 2012.
- , с. 13.
- , с. 85 —86.
- , с. 46 —47.
- Irene Baldriga. Michelangelo ritrovato: la prima versione del Cristo di Michelangelo per S. Maria sopra Minerva, Ars, 12 (36), dicembre 2000, pp. 124—130 (итал.)
- William E. Wallace. (англ.). Sixteenth Century Journal, Vol. 28, No. 4 1251 (1997). — «Perché val più e’ zenocchii de quella figura che non val tutta Roma». Дата обращения: 1 октября 2017.
- ↑ , с. 21.
- , с. 15.
- , с. 22.
- , с. 39.
- , с. 25.
- Philip Willan. . Дата обращения: 6 июля 2012.
- , с. 29.
- (англ.). Дата обращения: 24 ноября 2018.
- Moore, Henry. , p. 159 (англ.)
- Carol Vogel. . Дата обращения: 1 октября 2017.
- . Дата обращения: 6 июля 2012.
- , с. 20.
- , с. 25.
- , с. 29.
- . Дата обращения: 6 июля 2012.
Живопись
Название | Изображение | Тип / техника | Информация | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|
«Мучения святого Антония»(итал. Tormento di sant’Antonio) | Темпера | Создано | Ок. 1487—1488 | Авторство Микеланджело под вопросом | |
Размеры | 47 × 35 см | ||||
Материал | Дерево | ||||
Хранится(хранилось) | Кимбелл, Форт-Уэрт | ||||
«Манчестерская Мадонна»(итал. Madonna di Manchester) | Темпера | Создано | Ок. 1497 | Авторство Микеланджело под вопросом | |
Размеры | 105 × 76 см | ||||
Материал | Дерево | ||||
Хранится(хранилось) | Лондонская Национальная галерея | ||||
«Стигматы Святого Франциска»(итал. Stigmate di san Francesco) | Утрачено | Темпера | Создано | Ок. 1500 | О таком картоне Микеланджело вспоминает Вазари |
Размеры | ? см | ||||
Материал | Дерево | ||||
Хранится(хранилось) | Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим | ||||
«Положение во гроб»(итал. Deposizione di Cristo nel sepolcro) | Темпера | Создано | Ок. 1500—1501 | ||
Размеры | 159 × 149 см | ||||
Материал | Дерево | ||||
Хранится(хранилось) | Лондонская Национальная галерея | ||||
«Битва при Кашине»(итал. Battaglia di Cascina) | Утрачено | Картон(для фрески) | Создано | Ок. 1505—1506 |
|
Размеры | 700? × 1750? см (больше 116 м2) | ||||
Материал | Бумага | ||||
Хранится(хранилось) | Палаццо Веккьо, Флоренция | ||||
«Мадонна Дони»(Святое Семейство)(итал. Tondo Doni) | Темпера | Создано | Ок. 1506—1508 | Единственная картина, авторство Микеланджело которой абсолютно не вызывает сомнений | |
Размеры | 120 × 120 см | ||||
Материал | Дерево | ||||
Хранится(хранилось) | Галерея Уффици, Флоренция | ||||
Потолок Сикстинской капеллы(итал. Volta della Cappella Sistina) | Фреска | Создано | Ок. 1508—1512 | Считается компендиумом искусства Микеланджело, Возрождения и христианской теологии | |
Размеры | 4093 × 1341 см | ||||
Материал | |||||
Хранится(хранилось) | Сикстинская капелла, Ватикан | ||||
«Мадонна с младенцем»(итал. Madonna col Bambino) | Рисунок | Создано | Ок. 1525 | ||
Размеры | 54,1 × 39,6 см | ||||
Материал | Бумага | ||||
Хранится(хранилось) | Каза Буонарроти, Флоренция | ||||
«Титий»(итал. Tizio) | Рисунок | Создано | Ок. 1533 | Подарок для Томмазо Кавальери | |
Размеры | 19,0 × 33,0 см | ||||
Материал | Бумага, итальянский карандаш | ||||
Хранится(хранилось) | Королевская библиотека,Виндзорский замок | ||||
«Клеопатра»(итал. Cleopatra) | Рисунок | Создано | Ок. 1533—1534 | Возможно, эскиз для статуи « Утро» | |
Размеры | 35,5 × 25 см | ||||
Материал | Бумага | ||||
Хранится(хранилось) | Галерея Уффици, Флоренция | ||||
«Страшный суд»(итал. Giudizio Universale) | Фреска | Создано | Ок. 1537—1541 | ||
Размеры | 1370 × 1220 см | ||||
Материал | |||||
Хранится(хранилось) | Сикстинская капелла, Ватикан | ||||
«Леда и лебедь»(итал. Leda e il cigno) | Утрачено | Темпера | Создано | Ок. 1530 | |
Размеры | ? см | ||||
Материал | Дерево | ||||
Хранится(хранилось) | Дворец Фонтенбло, Франция (до 1536) | ||||
«He тронь меня»(итал. Noli me tangere) | Утрачено | Темпера | Создано | Ок. 1531 | |
Размеры | ? см | ||||
Материал | Дерево | ||||
Хранится(хранилось) | |||||
«Венера и Амур»(итал. Venere e Amore) | Утрачено | Темпера | Создано | Ок. 1532—1534 | |
Размеры | ? см | ||||
Материал | Дерево | ||||
Хранится(хранилось) | |||||
«Падение Фаэтона»(итал. Caduta di Fetonte) | Рисунок | Создано | Ок. 1533 | Подарок для Томмазо Кавальери | |
Размеры | 31,2 × 21,5 см | ||||
Материал | Бумага | ||||
Хранится(хранилось) | Британский музей, Лондон | ||||
«Обращение Апостола Павла»(итал. Conversione di Saulo) | Фреска | Создано | Ок. 1542—1545 | ||
Размеры | 625 × 661 см | ||||
Материал | |||||
Хранится(хранилось) | Капелла Паолина, Ватикан | ||||
«Распятие Святого Петра»(итал. Crocifissione di San Pietro) | Фреска | Создано | Ок. 1545—1550 | ||
Размеры | 625 × 662 см | ||||
Материал | |||||
Хранится(хранилось) | Капелла Паолина, Ватикан | ||||
«Распятие (для Виттории Колонна)»(итал. Crocifissione per Vittoria Colonna) | Рисунок | Создано | Ок. 1545 | Подарок для Виттории Колонна«rifinito» | |
Размеры | 37 × 27 см | ||||
Материал | Бумага | ||||
Хранится(хранилось) | Британский музей, Лондон | ||||
«Пьета »(итал. Pietà per Vittoria Colonna) | Рисунок | Создано | Ок. 1546 | Подарок для Виттории Колонна«rifinito» | |
Размеры | 28,9 × 18,9 см | ||||
Материал | Бумага | ||||
Хранится(хранилось) | Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон | ||||
«Богоявление»(итал. Epifania) | Рисунок | Создано | Ок. 1550—1553 | ||
Размеры | 232 × 165 см | ||||
Материал | Бумага | ||||
Хранится(хранилось) | Британский музей, Лондон |
Эскизы и наброски
Ниже приведены примеры эскизов Микеланджело утраченного картона «Битва при Кашине», фрески «Сотворение Адама» Сикстинской капеллы и композиции «Воскресение Христа».
Архитектура
Название | Изображение | Информация | Примечания | |
---|---|---|---|---|
Фасад церкви Святого Лоренцо(итал. Basilica di San Lorenzo) | Время создания /работы над проектом | Ок. 1516—1520 |
|
|
Заказчик | Папа Римский Лев X | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Не осуществлён | |||
Надгробие Джулиано МедичиНовая сакристия церкви Сан-Лоренцо(итал. Sagrestia Nuova) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1520—1534 | В гробницу вошли скульптуры «Джулиано», «Ночь» и «День» | |
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершил Вазари в 1556 году | |||
Надгробие Лоренцо II МедичиНовая сакристия церкви Сан-Лоренцо(итал. Sagrestia Nuova) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1520—1534 | В гробницу вошли скульптуры «Лоренцо II Медичи», «Утро» и «Вечер» | |
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершил Вазари в 1556 году | |||
Читальный залБиблиотека Лауренциана(итал. Biblioteca Medicea Laurenziana) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1524—1534 | ||
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершили Вазари иБартоломео Амманати (1571) | |||
ВестибюльБиблиотека Лауренциана(итал. Biblioteca Medicea Laurenziana) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1524—1534 | ||
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершили Вазари иБартоломео Амманати (1571) | |||
Фортификации города(итал. Fortificazioni di Firenze) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1528—1529 |
|
|
Заказчик | Флорентийская республика | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершён | |||
Пьяцца дель Кампидольо:Дворец сенаторовДворец консерваторов | Время создания/работы над проектом | Ок. 1538—1552 | ||
Заказчик | Папа Римский Павел III | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Был завершён после смерти Микеланджело | |||
План собора Святого Петра(итал. Piazza del Campidoglio) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1545—1563 | ||
Заказчик | Папа Римский Павел III | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён (с модификациями) | |||
Гробница Юлия II(итал. Tomba di Giulio II) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1503—1545 | В гробницу вошли скульптуры «Моисей», «Рахиль» и «Лия»(было разработано шесть проектов) | |
Заказчик | Папа Римский Юлий II(позже — его наследники) | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён в 1545 году | |||
Палаццо Фарнезе(итал. Palazzo Farnese) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1545—1550 | ||
Заказчик | Папа Римский Павел III | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён (с модификациями) | |||
ЛестницаБиблиотека Лауренциана(итал. Biblioteca Medicea Laurenziana) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1524—1558 | ||
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершил Амманати (1558) | |||
План Сан-Джованни-деи-Фиорентини(итал. San Giovanni dei Fiorentini) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1559—1560 | ||
Заказчик | Козимо I Медичи | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Не осуществлён | |||
Ворота Пия(итал. Porta Pia) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1561—1564 | ||
Заказчик | Папа Римский Пий IV | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён в 1565 году | |||
Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири(итал. Basilica di Santa Maria degli Angeli) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1561—1564 | ||
Заказчик | Папа Римский Пий IV | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён в 1566 году |