«Александр Невский» — картина о непобедимости русского воинства
Картина Корина «Александр Невский» является центральной частью триптиха под одноименным названием, левая часть называется «Северная баллада», правая — «Старинный сказ». Работа выполнялась в тяжелые для России времена – с 1942-го по 1943 год.
Лепта художников на алтарь победы
Задумывалась она в первую очередь для поднятия боевого духа воинов. Картина-рассказ, картина-напоминание о силе духа защитников отечества, о непобедимости русского оружия. «Александр Невский» — картина, которая стала в один ряд с полотнами, посвященными Великой Отечественной войне, такими как картины А. Дейнеки об обороне Севастополя и окраинах Москвы в 1941 году, когда враг стоял в нескольких километрах от столицы. С. Герасимов пишет потрясающую картину о матери партизана. А. Бубнов обращается к теме Куликова поля. Художники Советского Союза в те времена своими произведениями вносили лепту в победу над фашистскими захватчиками.
Несокрушимая вера
«Александр Невский» — картина, вернее, триптих, в котором рассказывается, как русская женщина провожает сына, мужа или брата на войну с врагами. Центральная часть посвящена воину, победить которого не под силу никому. Заключительный раздел – намек на то, что подвиг, совершенный русским народом, войдет в историю и не забудется никогда. Автор произведения ни на минуту не сомневается, что победа будет одержана.
Хочется отметить этот феномен советского искусства, заключенный в том, что фильмы, картины, литературные произведения, созданные в начале, середине войны, рассказывали о предстоящей победе как о факте, не подлежащем никакому сомнению. Эта великая вера русского народа, поддерживаемая мастерами искусства и литературы, поднимала воинский дух и ковала победу.
«Кто к нам с мечом придет…»
Высказывались предположения, что «Александр Невский», картина, являющаяся центральной частью триптиха, являлась прелюдией к главному полотну всей жизни художника — «Русь уходящая». Этот шедевр остался незаконченным.
Так это или нет, но триптих сам по себе великолепен. Особенно хороша центральная его часть. Фигура Великого князя нарисована как будто бы снизу и поэтому возвышается над бесконечными просторами земли русской. Мощь и спокойствие, так удачно изображенные А. Кориным, свидетельствуют о том, что Невский не грозит врагу, он уже разбил их всех на голову. «Александр Невский» — картина, которая перекликается с финалом бессмертного фильма Сергея Эйзенштейна с одноименным названием. С тем эпическим моментом, когда один из величайших героев России произносит слова о карающем мече и о том, на чем «стоит и стоять будет земля русская». Лицом герой полотна А. Корина не похож на Николая Черкасова, но смысл самого образа, его дух и величие переданы так же гениально. Это образ великого воителя и национального героя. И в народной памяти он именно таким и остался, во многом благодаря фильму и картине «Александр Невский».
Описание картины можно продолжить словами о цветовой гамме полотна. Оно строгое. Фигура князя выдержана в серых, красных тонах. Алый плащ подчеркивает блеск стали доспехов и меча, на который опирается князь-победитель.
Некоторые детали картины
Все детали воинского снаряжения выполнены со скрупулезной точностью. Правый верхний угол занят черным стягом с изображением Спаса Ярое Око, которое стало главным благословением народа на ратные подвиги.
Икона Спас Ярое Око многие века вдохновляла русское воинство перед самыми великими битвами. Темный флаг контрастирует с нежно-голубым небом, по которому бегут белоснежные облака. Гениальное полотно размером 275 х 142 хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Выбирал между Западом и Востоком?
Однако помимо канонических текстов есть и, если можно так выразиться, «светская агиография». Каким видят Александра Невского в качестве не святого князя, а выдающегося исторического деятеля? Скажем, те, кто голосовали за него на конкурсе «имя России», а сейчас широко приветствуют празднование его 800-летия?
Обычно про князя Александра Ярославича говорят, что он осуществил исторический выбор между Западом и Востоком. И от Запада, поясняют, он решительно отвернулся: рыцарей победил, кардиналов с их проповедью отослал, зато к Батыю ездил для дипломатических переговоров. Вывод: Россия — не Запад, а Восток.
Михаил Нестеров «Князь Александр Невский» (фрагмент)
Конечно, средневековый князь вряд ли сидел за письменным столом и размышлял о судьбах России в таком контексте. И, конечно, он твердо знал, что Русь — это часть Европы. По крайней мере, летописец сообщает не об Орде, не о Китае или Индии: «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Хонужское море — Каспий, Варяжское — Балтика. Все это территория европейская, и Русь через одного из своих князей становится ее частью. Но это не значит, что он готов был подчинить свою землю какой-либо европейской державе — нет, разумеется, поэтому и вел он войны с захватчиками. Выбор культурной парадигмы тут ни при чем — чистая практика, кто же хочет независимость терять? Разве европейские страны между собой никогда не воевали, особенно в эпоху феодальной раздробленности?
С Ордой Александр предпочитал договариваться из чисто практических соображений: в конце концов, с этим врагом уже научились сосуществовать — кочевники с Востока начали свое кровавое победное шествие по Русской земле, когда Великий князь был еще ребенком, и власть Орды к началу его правления уже твердо стояла на ногах. Воевать с сильным, агрессивным, диким (выжигались целые города!) врагом? Чего ради? Чтобы через несколько месяцев или даже дней пришло еще менее договороспособное подкрепление? Князь был не только благородным, но и умным человеком.
Так что никакого цивилизационного выбора «между Западом и Востоком» он не осуществлял.
Делал он то, что и должен был как разумный правитель в трудных исторических условиях: не дать своему народу оказаться в еще более стесненных обстоятельствах, потерять остатки независимости, не подвергнуть его новым испытаниям.
Тут не до строительства великой державы и не до формирования национальной историософии — выжить быть. То есть в лице Александра Невского как политического и военного лидера мы видим даже не особую православную добродетель — а простой здравый смысл.
И, как ни странно, это огромный, просто колоссальный христианский урок. Лидер и не должен рваться к высотам, победам и достижениям — ни сам, ни тянуть своих подопечных. Он должен соизмерять свои силы, иметь смирение и мудрость, а в особо трудных ситуациях — не бояться полагаться на Бога.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Художник
Павел Корин Был одним из лучших портретистов 20 века. Он родился в Палехе в 1892 году , с 11 лет учился в палеховской иконописной школе, после был принят в иконописную палату Донского монастыря. Однажды в монастырь пришел запрос от Великой княгини Елизаветы Федоровны на двух лучших иконописцев для создания копий фресок Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители. Выбрали Корина. Нестерову он понравился. Мэтр предложил ему закончить роспись совместно и стал наставником и другом на долгие годы.
Благодаря Максиму Горькому Павел Корин с братом посетил Италию и получил свой первый большой заказ от советской власти — портрет писателя.
Всю свою жизнь Павел Дмитриевич собирал коллекцию икон. Он писал портреты знаменитостей, занимался после войны реставрацией произведений искусства. Создавал героическую мозаику для станций московского метро.
Как это не парадоксально, он получил Сталинскую и Ленинскую премию, и вместе с тем собрал одну из лучших в СССР частную коллекцию икон (123 древние иконы). Он говорил: «Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту.»
Все свое имущество художник завещал жене, Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти — Третьяковской галереи. Там, в галереи, сейчас и выставлен триптих «Александр Невский».
Начало Великой Отечественной войны было тяжелым, немцы стремительно наступали, советские солдаты почти утратили веру в победу. В 1942 году Комитет искусств заказал художнику Павлу Корину написать триптих, поддерживающий боевой дух армии. В 1943 гигантское полотно было готово.
В левой и правой частях триптиха изображены женщины, провожающие воинов на фронт: молодая жена с младенцем и согбенная старушка-мать. Обе женщины решительны и спокойны, они понимают, что от них сейчас нужна поддержка и беззаветная вера в силы мужчин
С помощью этих сцен художник подчеркнул важность работы тех, кто остается в тылу. Ведь именно они обеспечивают армию продовольствием и боеприпасами
На центральной, ключевой части произведения представлен портрет Александра Невского. Его образ в сердцах русских людей ассоциируется с исключительной смелостью, мужеством и непобедимостью. Именно он остановил немецких рыцарей на Чудском озере в XIII веке, а значит он может вдохновить солдат на подвиг и сейчас.
Воин стоит во весь рост, облаченный в доспехи. Красный плащ небрежно завязан у него на плечах, а в руках он держит огромный меч. На суровом лице полководца написано ожидание битвы. Он словно следит взглядом за приближением врагов, чтобы дать им достойный отпор. Даже небо над ним нахмурилось, готовое вот-вот разразиться молниями и громом.
За спиной Александра Невского развевается на ветру стяг с изображением Христа Спасителя и стоит армия, готовая пуститься в бой по первому приказу. А главное – за спиной остается родная земля, которую нужно защищать, с ее белокаменными городами, женами, детьми и матерями. Проиграть нельзя, иначе фашистские захватчики ворвутся и разорят поля, сожгут леса, разрушат города.
Картина заставляет с новой силой ощутить волю к победе, вселяет уверенность, укрепляет боевой дух.
Александр Невский — полководец, великий князь, который в тринадцатом веке не раз защищал Русь от многочисленных внешних врагов. Он является символом доблести и храбрости. Такой исторический деятель не случайно был выбран художником, чтобы достичь наиболее сильного воздействия на зрителей.
Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.
Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие враги не смогут его одолеть.
Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.
-
Всероссийский съезд судей кратко
-
Права детей для дошкольников кратко
-
Теория зеркального я кратко
-
Кодексы профессиональной этики кратко
- Карл смелый биография кратко
Описание картины Виктора Васнецова «Александр Невский» Картины художников
Описание картины Виктора Васнецова «Александр Невский»
Ответ:
Образ великого князя Александра Невского встречается достаточно часто среди работ известнейших художников. В некотором смысле это был государственно-православный культ личности.
Сам Петр 1 во времена основания Санкт-Петербурга обратил внимание на близкое расположение города с памятным местом, где когда-то Великому Александру удалось отстоять шведов в борьбе за русские земли. Таким образом его имя стало олицетворять стремление к победе над врагом во что бы то ни стало
В конце 18 века образ Невского становится самым почитаемым святым в России. Для многих творцов считалось честью изобразить князя на своей картине, исключением не стал и Виктор Васнецов. Его часто называют основателем «русского стиля». В своей работе он сделал акцент на образе русской души Великого князя. Невский изображен истинным славянином с русыми кудрявыми волосами
и бородой.
Прорисовывая силуэт Александра, он вывел его на передний план, чтобы подчеркнуть все величие и могущество этой личности. Многие считают эту картину обращением к традиционной средневековой иконописи, однако сам Васнецов не разделял подобную точку зрения.
Александр Невский в работе Васнецова представлен во весь рост, где отчетливо прорисованы все детали его образа. Современники высказывались об изображении как «о невероятной силе духа и любви к народу, которая исходит от образа Великого Князя Невского». В своей работе Васнецову удалось передать православный дух и нравственные народные устои, которые просматриваются в изображении Невского.
Такие детали как одеяние князя, накидка с изображениями православной символики и нимб над головой соединяются с мечом в руках и решительностью во взгляде по истине настоящего героя отечественной истории. Эскизы росписи представлены во Владимирском соборе в Киеве, а сама работа находится в Третьяковской галерее.
Слайд 26В 1907 г. в Петербурге и Москве были организованы большие персональные выставки
Нестерова, имевшие исключительный успех. В целом экспонировалось 85 произведений (картины, церковные работы и портреты), из них для художника особенно дорогими были два: «Святая Русь» и «Дмитрий Царевич убиенный»(1899).
«По народному поверью, души усопших десять дней пребывают на земле, не покидая близких своих». Дмитрий на полотне изображён мёртвым, не касаясь ногами луга, он посещает те места, где протекала его короткая жизнь. Картина насквозь пронизана мистицизмом и православным молитвенным духом. Нестеров использовал в ней элементы иконы — композиционное расположение фигуры Дмитрия (он весь изображён как предстоящий перед Христом), нимб над его головой и Спас в небе, благословящий Царевича.
«Дмитрий Царевич убиенный»(1899)
Слайд 33Как портретиста Нестерова привлекали также выдающиеся люди его века: ученый Алексей
Северцев, художник, учитель и друг Нестерова Виктор Васнецов, архиепископ Антоний Волынский («Архиерей» 1917), художники браться Корины (1930), скульпторы Шадр (1934) и Мухина, мыслители П. Флоренский и С. Булгаков («Философы» 1917), И. Ильин («Мыслитель» 1921—1922), писатели М. Горький и Лев Толстой (1907), хирург Юдин (1935), физиолог Иван Павлов (1935), архитектор Иван Щусев, польский пейзажист Ян Станиславский (который был близким другом Нестерова и которого Нестеров очень ценил как художника, называя его «польским Левитаном») и другие.
Портрет Виктора Васнецова
Портрет академика физиолога И.П. Павлова
Слайд 3Детство Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 г. в Уфе в
интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного, почётного купеческого сословия Ростовцевых. Отец, Василий Иванович Нестеров (1818 −1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами
К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплое, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни.До 12 лет Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии. Его воспоминания о детстве всегда проникнуты были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе
Слайд 6М.В. Нестеров. Этюд к картине »Невеста Христова’‘, ныне прославленная Церковью преподобномученица
Великая Княгиня Елизавета
В начале 1898 года Великий Князь Сергий приобрел «Христову невесту» на периодической выставке в Москве. Картина поразила его глубиной и искренностью переживаемого религиозного чувства. Бывают в жизни необыкновенные, мистические совпадения. Этот эпизод жизни Великого Князя оказался явно промыслительным. После смерти Великого Князя в феврале 1905 года Елизавета Федоровна посвятила свою жизнь обустройству Марфо-Мариинской обители милосердия. Покровский храм и трапезную был призван Великой княгиней расписывать художник Нестеров (1907). Замечательное сотрудничество закончилось написанием картины «Невеста Христова», на которой запечатлен уже облик настоятельницы Марфо-Мариинской обители Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
Описание картины Михаила Нестерова «Александр Невский»
Михаил Нестеров родился в купеческой семье с сильными религиозными корнями. Отец мальчика всячески поощрял стремление сына к живописи. В начале творческого пути Александра его картины не имели большого успеха – критики винили молодого художника в отстраненности и холодности работ. Смерть любимой жены Марии послужила толчком к развитию таланта Нестерова. Это ужасное событие и невероятное горе, обрушившееся на художника, заставили его рисовать с неслыханным доселе жаром. После смерти близкого человека творец еще более ушел в религию. Основные и самые известные его творения – росписи соборов и храмов.
Картина «Александр Невский», являясь самостоятельным произведением, в то же время послужила основой для последующего создания иконописной мозаики. Колорит работы характерен для Нестерова – темные, приглушенные тона, редкие яркие всплески – горящие восковые свечи, золотой закат в окне
Эта манера письма позволяла художнику верно расставить акценты, привлечь внимание к наиболее значимым деталям – куполам церкви, обрамлением для которых служит оконная рама; пылающим свечам, поставленным во славу Господа
«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет»?
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Память его могла бы праздноваться в день его кончины 27 ноября, когда отмечается память апостола Филиппа — и тогда бы мы точно могли назвать князя Александра Невского нашим проводником по посту. Но принято было установить праздник в его честь в день его погребения — видимо, сильно оно запомнилось современникам происходившими чудесами (согласно преданию, усопший сам разжал руку, чтобы принять грамоту духовную из рук митрополита, что, естественно, поразило свидетелей). Так что подойдем поближе к этому человеку. Он нам может многое рассказать.
Благоверному князю Александру Ярославичу кое в чем страшно не повезло: его зачастую почитают не за христианские добродетели, а за политические успехи. Между тем житие его описывает как человека, во-первых, глубокой молитвы, во-вторых — сурового, но милостивого. Приписанные ему слова «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» — почти кощунство. В оригинале князь, узнав о нападении «короля Римского», говорит дружине в точности противоположные слова: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Это парафраз строк 19 псалма: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (ст.8-9). Мы, ободряет князь своих воинов, не на меч рассчитываем, а на помощь Божью. И в бой он идет с маленьким отрядом, «малою дружиною, не дожидаясь большого войска, но уповая на Святую Троицу», как пишет агиограф.
«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», написанная хорошо лично знакомым с ним современником, изобилует указаниями на это упование.
Александр Невский молится почти постоянно, молится с отсылками к Ветхому Завету, на котором, видимо, был воспитан, обращается к Богу просто и открыто, как Давид: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом неправедным…».
Он, конечно, был воинственным человеком — завоевателей он и берет в плен, и вешает, и воинам своим не запрещает (по крайней мере, в «Повести» на это указаний нет) откровенные издевательства над поверженными врагами: «Привязывали их к хвостам коней своих». Но может проявить и милость — некоторых пленных просто отпускал, а уж о своем народе и вовсе заботился как отец родной: судил праведно, сирот и вдов опекал, возвращал имущество разоренным войной… При этом не забывал и молиться, и жертвовать храмам и монастырям, а перед смертью и сам принял монашество — была такая благочестивая традиция, уходить в мир иной «новым человеком», свободным от власти и имущества.
Короче говоря, достойный был князь, кто поспорит?