Павел корин: «русь уходящая», мозаики метро и фрески для елизаветы федоровны

Описание картины павла корина «александр невский. описание картины александр невский

Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки

Более тридцати лет Павел Корин жил в здании бывшей прачечной на улице Малая Пироговская близ Новодевичьего монастыря. В одной половине дома была жилая часть, в другой — мастерская. Все свое имущество Павел Корин завещал жене Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти — Государственной Третьяковской галерее с единственным условием — сохранить в доме все, как при жизни художника.

После смерти мужа Прасковья Корина попросила министра культуры СССР Екатерину Фурцеву принять в дар Третьяковке коллекцию древнерусского искусства и образовать в доме их семьи художественный музей.

В 1971 году мемориальный Дом-музей открылся для посетителей как часть Третьяковской галереи.

В 2009 году музей закрыли на реконструкцию — дом нуждался в ремонте. Пока наследие Павла Корина хранится в запасниках галереи.

Дом-музей. Фото: museum.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Александр Невский» Картины художников

Описание картины Виктора Васнецова «Александр Невский»

Ответ:

Образ великого князя Александра Невского встречается достаточно часто среди работ известнейших художников. В некотором смысле это был государственно-православный культ личности.

Сам Петр 1 во времена основания Санкт-Петербурга обратил внимание на близкое расположение города с памятным местом, где когда-то Великому Александру удалось отстоять шведов в борьбе за русские земли. Таким образом его имя стало олицетворять стремление к победе над врагом во что бы то ни стало

В конце 18 века образ Невского становится самым почитаемым святым в России. Для многих творцов считалось честью изобразить князя на своей картине, исключением не стал и Виктор Васнецов. Его часто называют основателем «русского стиля». В своей работе он сделал акцент на образе русской души Великого князя. Невский изображен истинным славянином с русыми кудрявыми волосами

и бородой.

Прорисовывая силуэт Александра, он вывел его на передний план, чтобы подчеркнуть все величие и могущество этой личности. Многие считают эту картину обращением к традиционной средневековой иконописи, однако сам Васнецов не разделял подобную точку зрения.

Александр Невский в работе Васнецова представлен во весь рост, где отчетливо прорисованы все детали его образа. Современники высказывались об изображении как «о невероятной силе духа и любви к народу, которая исходит от образа Великого Князя Невского». В своей работе Васнецову удалось передать православный дух и нравственные народные устои, которые просматриваются в изображении Невского.

Такие детали как одеяние князя, накидка с изображениями православной символики и нимб над головой соединяются с мечом в руках и решительностью во взгляде по истине настоящего героя отечественной истории. Эскизы росписи представлены во Владимирском соборе в Киеве, а сама работа находится в Третьяковской галерее.

Прощай, Русь

Биография Корина показывает опытного советского живописца и видного деятеля искусства, но работа, которую он считал главным делом своей жизни, осталась незавершенной. В студенческие годы Корин был впечатлен жизнью Александра Иванова , который большую часть своей взрослой жизни посвятил созданию единственной картины «Явление Христа народу» (1835–1857). Павел решил, что ему следует жить по примеру Иванова и посвятить всю свою жизнь одной большой картине. Он начал с изготовления очень точной копии в натуральную величину шедевра Иванова (1920–1925). Первоначальное название для этой картины была Благослови, о душа моя ( Благослови, душе моя, Господа ).

В 1925 году Корин был свидетелем отпевание Патриарха Тихона Москвы в Успенском соборе в Кремле . Присутствовали все влиятельные люди Русской Православной Церкви , обычно подавляемые Советами . После мероприятия Павел решил, что его magnum opus назовут Реквием , или Реквием по России , и будут изображать отпевание Патриарха Тихона и показать Россию, потерянную после Октябрьской революции .

Нищий , Этюд на прощание с Русью , 1933

Корин лихорадочно рисовал людей, присутствующих на панихиде по Тихону, часто последних выживших из семей русской знати или священников-диссидентов, которые вскоре должны были быть уничтожены. Слухи об опасной картине вскоре стали предметом интереса НКВД . В 1931 году Максим Горький сообщил Корину, что название Реквием по России слишком сильное, чтобы его можно было принять, и рекомендовал изменить его на Русь Уходящая — буквально Русь, которая уходит , но обычно переводится как Прощание с Русью . Горький считал, что картина, изображающая последний парад Православной церкви, изображающая трагедию и в то же время страдания тех людей, которые исчезнут в никуда, будет принята и даже хорошо принята правительством. Корин согласился с новым названием картины.

Сорок лет работал над картиной Корин. Он создал десятки больших (больше, чем в натуральную величину) детализированных картин, которые предпочитал называть этюдами к шедевру « Прощание с Русью» ; он работал над композицией. Он заказал огромный холст, сконструировал для него специальный подрамник и потратил годы, покрывая холст несколькими слоями специальных подложек. Корин сочетал древние методы иконописи с наукой художественной реставрации и утверждал, что картина, созданная его методами, должна пережить сотни, а возможно, и тысячи лет без необходимости реставрации.

За свою жизнь он не нанес ни одного мазка на холст — сорока двух лет подготовительной работы Павлу Корину не хватило. Хотя некоторые могут посчитать это крайним случаем промедления , огромное полотно стало популярной художественной выставкой в ​​Музее Корина. Многие считают , что это как художественный шедевр в своем собственном праве, похожий на черный квадрат в Малевич .

Работы художника

Павел Корин оставил значительный след в искусстве, особенно важный и ценный для русского человека. Наиболее известны:

  • Эскиз «Реквием. Русь уходящая»;
  • Портретные этюды к «Реквиему»;
  • Триптих «Александр Невский»;
  • Пейзажи «Палех» и «Моя Родина»;
  • Портреты Жукова, Нестерова, Горького;
  • Мозаичные и витражные работы в московском метрополитене.

Моя Родина 1928 г.

Значимые исторические события и великие люди всегда были в центре внимания художника. Главное полотно, к сожалению, осталось на стадии чистого холста, но этюды и эскиз к нему позволяют представить задуманную грандиозность работы и впечатление от неё (размер холста 551 х 941 см).

Описание картины «Александр Невский» | Инфошкола

История создания картины «Александр Невский».

Картина  «Александр Невский» было написано художником Павлом Дмитриевичем Кориным в 1942 — 1943 годах, в трудные годы Великой Отечественной  войны. Это было время, когда русский народ сражался  с немецкими захватчиками и как никогда нуждался в  духовной поддержке и опоре.  По замыслу художника,  именно такая картина могла вселить в людей чувство  патриотизма и уверенность в победе.

Александр Невский — полководец, великий князь, который в тринадцатом веке не раз защищал Русь от  многочисленных внешних врагов. Он является символом доблести и храбрости. Такой исторический деятель  не случайно был выбран художником, чтобы достичь  наиболее сильного воздействия на зрителей.

Описание Картины «Александр Невский».

Александр Невский

Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на  страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие  враги не смогут его одолеть.

Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.

Ответ

Триптих был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.

(19
)

История создания картины «Александр Невский».

Картина «Александр Невский» было написано художником Павлом Дмитриевичем Кориным в 1942 — 1943 годах, в трудные годы Великой Отечественной войны. Это было время, когда русский народ сражался с немецкими захватчиками и как никогда нуждался в духовной поддержке и опоре. По замыслу художника, именно такая картина могла вселить в людей чувство патриотизма и уверенность в победе.

Александр Невский — полководец, великий князь, который в тринадцатом веке не раз защищал Русь от многочисленных внешних врагов. Он является символом доблести и храбрости. Такой исторический деятель не случайно был выбран художником, чтобы достичь наиболее сильного воздействия на зрителей.

Описание Картины «Александр Невский».

Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие враги не смогут его одолеть.

Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.

Картина Корина «Александр Невский» является центральной частью триптиха под одноименным названием, левая часть называется «Северная баллада», правая — «Старинный сказ». Работа выполнялась в тяжелые для России времена — с 1942-го по 1943 год.

Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси

В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внес большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов.

Иеромонах Пимен (на переднем плане)

Из-за нечеткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский.

Украшение станции Комсомольская кольцевая

Станция Комсомольская-Кольцевая открыта в 1952 году. Главный архитектор — Алексей Щусев . Он пригласил Корина поработать над проектированием станции. Корин решил украсить его монументальными панно. Всего их восемь. Каждый обрамлен лепниной . А еще желтый потолок украшают мозаичные вставки и лепнина.

Это изображения Александра Невского , Дмитрия Донского , Кузьмы Минина , Дмитрия Пожарского , Александра Суворова , Михаила Кутузова , Владимира Ленина , взятия Рейхстага и Торжества Победы . Они расположены в хронологическом порядке. Павел Дмитриевич внимательно относился ко всем деталям работы мозаичистов и особенно тщательно следил за набором портретных изображений.

Эти примеры были призваны вдохновлять советских людей , а также прославлять подвиги других русских героев. Иосиф Сталин упомянул всех этих исторических личностей и событий в своей речи перед парадом 7 ноября 1941 года. «Война, которую вы ведете, — это война за освобождение, — воскликнул Сталин, — война справедливая. Пусть мужественные образы наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова — вдохновляют вас в этой войне! Пусть будет вашей Полярной звездой победное знамя великого Ленина! ». Эта цитата была вырезана на мраморной табличке у входа в зал. Однако теперь цитаты Сталина больше нет. Его заменили исторические сведения о станции. К тому же, несмотря на то, что цитата Сталина была главной темой всего оформления станции, его портрета нет. Более того, долгое время ни на одной из станций не было его портретов благодаря десталинизации, последовавшей после выступления Хрущева на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза .

Все портреты Сталина были закрашены или уничтожены. Два из восьми мозаик были полностью заменено — мозаика Ленин выступает с заголовком Красной Армии на фронт был установлен вместо Презентации гвардейского Знамени , Триумф Победа мозаики появился вместо парада Победы , и медальон был заменен захватом мозаики Рейхстага .

Художник

Павел Корин Был одним из лучших портретистов 20 века. Он родился в Палехе в 1892 году , с 11 лет учился в палеховской иконописной школе, после был принят в иконописную палату Донского монастыря. Однажды в монастырь пришел запрос от Великой княгини Елизаветы Федоровны на двух лучших иконописцев для создания копий фресок Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители. Выбрали Корина. Нестерову он понравился. Мэтр предложил ему закончить роспись совместно и стал наставником и другом на долгие годы.

Благодаря Максиму Горькому Павел Корин с братом посетил Италию и получил свой первый большой заказ от советской власти — портрет писателя.

Всю свою жизнь Павел Дмитриевич собирал коллекцию икон. Он писал портреты знаменитостей, занимался после войны реставрацией произведений искусства. Создавал героическую мозаику для станций московского метро.

Как это не парадоксально, он получил Сталинскую и Ленинскую премию, и вместе с тем собрал одну из лучших в СССР частную коллекцию икон (123 древние иконы). Он говорил: «Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту.»

Все свое имущество художник завещал жене, Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти — Третьяковской галереи. Там, в галереи, сейчас и выставлен триптих «Александр Невский».

Начало Великой Отечественной войны было тяжелым, немцы стремительно наступали, советские солдаты почти утратили веру в победу. В 1942 году Комитет искусств заказал художнику Павлу Корину написать триптих, поддерживающий боевой дух армии. В 1943 гигантское полотно было готово.

В левой и правой частях триптиха изображены женщины, провожающие воинов на фронт: молодая жена с младенцем и согбенная старушка-мать. Обе женщины решительны и спокойны, они понимают, что от них сейчас нужна поддержка и беззаветная вера в силы мужчин

С помощью этих сцен художник подчеркнул важность работы тех, кто остается в тылу. Ведь именно они обеспечивают армию продовольствием и боеприпасами

На центральной, ключевой части произведения представлен портрет Александра Невского. Его образ в сердцах русских людей ассоциируется с исключительной смелостью, мужеством и непобедимостью. Именно он остановил немецких рыцарей на Чудском озере в XIII веке, а значит он может вдохновить солдат на подвиг и сейчас.

Воин стоит во весь рост, облаченный в доспехи. Красный плащ небрежно завязан у него на плечах, а в руках он держит огромный меч. На суровом лице полководца написано ожидание битвы. Он словно следит взглядом за приближением врагов, чтобы дать им достойный отпор. Даже небо над ним нахмурилось, готовое вот-вот разразиться молниями и громом.

За спиной Александра Невского развевается на ветру стяг с изображением Христа Спасителя и стоит армия, готовая пуститься в бой по первому приказу. А главное – за спиной остается родная земля, которую нужно защищать, с ее белокаменными городами, женами, детьми и матерями. Проиграть нельзя, иначе фашистские захватчики ворвутся и разорят поля, сожгут леса, разрушат города.

Картина заставляет с новой силой ощутить волю к победе, вселяет уверенность, укрепляет боевой дух.

Александр Невский — полководец, великий князь, который в тринадцатом веке не раз защищал Русь от многочисленных внешних врагов. Он является символом доблести и храбрости. Такой исторический деятель не случайно был выбран художником, чтобы достичь наиболее сильного воздействия на зрителей.

Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие враги не смогут его одолеть.

Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.

  • Всероссийский съезд судей кратко

      

  • Права детей для дошкольников кратко

      

  • Теория зеркального я кратко

      

  • Кодексы профессиональной этики кратко

      

  • Карл смелый биография кратко

«Александр Невский» — картина о непобедимости русского воинства

Картина Корина «Александр Невский» является центральной частью триптиха под одноименным названием, левая часть называется «Северная баллада», правая — «Старинный сказ». Работа выполнялась в тяжелые для России времена – с 1942-го по 1943 год.

Лепта художников на алтарь победы

Задумывалась она в первую очередь для поднятия боевого духа воинов. Картина-рассказ, картина-напоминание о силе духа защитников отечества, о непобедимости русского оружия. «Александр Невский» — картина, которая стала в один ряд с полотнами, посвященными Великой Отечественной войне, такими как картины А. Дейнеки об обороне Севастополя и окраинах Москвы в 1941 году, когда враг стоял в нескольких километрах от столицы. С. Герасимов пишет потрясающую картину о матери партизана. А. Бубнов обращается к теме Куликова поля. Художники Советского Союза в те времена своими произведениями вносили лепту в победу над фашистскими захватчиками.

Несокрушимая вера

«Александр Невский» — картина, вернее, триптих, в котором рассказывается, как русская женщина провожает сына, мужа или брата на войну с врагами. Центральная часть посвящена воину, победить которого не под силу никому. Заключительный раздел – намек на то, что подвиг, совершенный русским народом, войдет в историю и не забудется никогда. Автор произведения ни на минуту не сомневается, что победа будет одержана.

Хочется отметить этот феномен советского искусства, заключенный в том, что фильмы, картины, литературные произведения, созданные в начале, середине войны, рассказывали о предстоящей победе как о факте, не подлежащем никакому сомнению. Эта великая вера русского народа, поддерживаемая мастерами искусства и литературы, поднимала воинский дух и ковала победу.

«Кто к нам с мечом придет…»

Высказывались предположения, что «Александр Невский», картина, являющаяся центральной частью триптиха, являлась прелюдией к главному полотну всей жизни художника — «Русь уходящая». Этот шедевр остался незаконченным.

Так это или нет, но триптих сам по себе великолепен. Особенно хороша центральная его часть. Фигура Великого князя нарисована как будто бы снизу и поэтому возвышается над бесконечными просторами земли русской. Мощь и спокойствие, так удачно изображенные А. Кориным, свидетельствуют о том, что Невский не грозит врагу, он уже разбил их всех на голову. «Александр Невский» — картина, которая перекликается с финалом бессмертного фильма Сергея Эйзенштейна с одноименным названием. С тем эпическим моментом, когда один из величайших героев России произносит слова о карающем мече и о том, на чем «стоит и стоять будет земля русская». Лицом герой полотна А. Корина не похож на Николая Черкасова, но смысл самого образа, его дух и величие переданы так же гениально. Это образ великого воителя и национального героя. И в народной памяти он именно таким и остался, во многом благодаря фильму и картине «Александр Невский».

Описание картины можно продолжить словами о цветовой гамме полотна. Оно строгое. Фигура князя выдержана в серых, красных тонах. Алый плащ подчеркивает блеск стали доспехов и меча, на который опирается князь-победитель.

Некоторые детали картины

Все детали воинского снаряжения выполнены со скрупулезной точностью. Правый верхний угол занят черным стягом с изображением Спаса Ярое Око, которое стало главным благословением народа на ратные подвиги.

Икона Спас Ярое Око многие века вдохновляла русское воинство перед самыми великими битвами. Темный флаг контрастирует с нежно-голубым небом, по которому бегут белоснежные облака. Гениальное полотно размером 275 х 142 хранится в Государственной Третьяковской галерее.

«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад

Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.

А началось все в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».

Ее герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.

Павел Корин. Реквием. Русь уходящая

Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.

Митрополит Трифон (фрагмент)

Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.

Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.

На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал».

И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции:

Жизнь и карьера

Павел Корин родился в селе Палех (ныне Ивановская область ) в семье профессионального иконописца Дмитрия Николаевича Корина. В 1897 году, когда Павлу было всего пять лет, умер его отец. В 1903–1907 учился в Иконописном училище в Палехе, получив аттестат профессионального иконописца. В 1908 году он переехал в Москву и до 1911 года работал в иконописной мастерской Донского монастыря .

В 1911 году он работал учеником Михаила Нестерова на фресках из Покрова Церкви на монастырь Марфы и Марии ( Марфо-Мариинской ) на Большой Ордынке в Москве . Нестеров настоял на том, чтобы Корин получил формальное образование станковой живописи, и организовал его поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1912 году. Павел окончил это училище в 1916 году, обучаясь у Константина Коровина и Леонида Пастернака .

В 1916 году работал над фресками мавзолея Великой княгини Елизаветы Федоровны в Покровской церкви Марфо-Мариинского женского монастыря. По желанию великой княгини он ездил в Ярославль и Ростов для изучения традиционных фресок старинных русских церквей.

Портрет скульптора Сергея Коненкова , 1947 г.

В феврале 1917 года он начал работать в своей мансардной мастерской на Арбате в Москве и проработал там до 1934 года.

В 1918-1919 преподавал во 2-х Государственных художественных мастерских (2-ые ГСХМ). В 1919-1920 годах он работал в анатомического театра в МГУ , как он считал , что, как художник, он нуждался в более глубокие знания о человеческой анатомии. По вечерам копировал картины и скульптуры Музея изящных искусств .

В 1923 году он путешествовал по Северной России, посетив Вологду , Старую Ладогу , Ферапонтов монастырь и Новгород . В 1926-1931 годах работал инструктором в классах живописи для начинающих в Музее изобразительных искусств.

В 1926 году монастырь Марфы и Марии был закрыт Советами, и все произведения искусства должны были быть уничтожены. Павлу и его брату Александру удалось тайно вывезти и спасти иконостас и некоторые фрески. 7 марта того же года он женился на Прасковье Тихоновне Петровой, ученице Марфо-Мариинского женского монастыря.

В 1927 году мастерская художника- акварели Корина и его масляный пейзаж « Моя Родина» были куплены Третьяковской галереей в знак признания Советского Союза.

В 1931 году мастерскую Корина посетил Максим Горький , с тех пор поддерживавший Корина. В 1932 году Корин последовал за Горьким в Сорренто , написал портрет Горького, посетил Италию и Германию .

В 1931 году Корин начал работать заведующим реставрационной мастерской Музея зарубежного искусства (бывший Музей изобразительных искусств, позже ГМИИ им. А.С. Пушкина). В этой должности он проработал до 1959 года. После этого он до своей смерти занимал должность директора Государственного центрального художественно-реставрационного завода (ГЦРХМ). Как один из самых высокопоставленных российских реставраторов того времени, он внес огромный вклад в сохранение и реставрацию известных картин.

В 1933 году Корин переехал в мастерскую на Малой Пироговке в Москве, где проработал до самой смерти. Сейчас в здании находится музей Корина.

В 1940-х годах он написал множество портретов представителей советской интеллигенции (в том числе Леонида Леонидова , Михаила Нестерова , Алексея Толстого , Качалова и Надежды Пешковой (невестки Горького)). Написал фреску « Матч в будущее» для Дворца Советов в Московском Кремле и Триптих, посвященный Александру Невскому .

Прощание с Русью , подготовительный рисунок к композиции, 1935-1959 гг.

В 1950-х годах Корин работал над мозаикой для Московского метрополитена . Его мозаики украшают станции Комсомольская-Кольцевая , Арбатская (Арбатско-Покровская линия) и Новослободская , а также Главный зал (Актовый Зал) МГУ . Он также получил внушительный список советских наград 1950-х и 1960-х годов:

  • Сталинская премия — 1954 г. за мозаику для станции Комсомольская-Кольцевая,
  • Ленинская премия — 1963 г. за портреты Мартироса Сарьяна , групповой портрет карикатуристов Кукрыниксов , итальянского художника Ренато Гуттузо.
  • Действительный член Академии художеств Советского Союза — с 1958 года.
  • Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе — 1958 за портрет Мартироса Сарьяна,
  • Народный артист РСФСР 1958 г.
  • Народный артист СССР — 1962 г. ()
  • Орден Ленина — 1967

Павел Корин скончался в Москве 22 ноября 1967 года и похоронен на Новодевичьем кладбище .

Фотография мастерской Корина с холстом для рисунка Прощай, Русь , 1960-е гг.

Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)

Преподобномученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году его арестовали и приговорили к трем годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Феодор имел неоконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить заключенных.

После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили. Сам иеромонах Феодор был осужден на пять лет ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.

В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Становление

Окончив школу, шестнадцатилетний Павел Корин отправился в Москву, рассчитывая продолжить ученье. Пример для подражания он имел в своем близком родстве: Алексей Михайлович Корин, его двоюродный брат (правда, сильно старший), с успехом окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и стал «настоящим» художником.

В Москве Корин поступил в иконописную мастерскую, но учиться здесь ему было нечему, и он «прибился» к иконописной палате Донского монастыря

Вскоре состоялось едва ли не самое важное событие в жизни Корина — он познакомился с Михаилом Васильевичем Нестеровым. Работая вместе с ним (в частности, над росписями Покровского храма Марфо-Мариинской обители, где пять лет спустя молодой палешанин уже самостоятельно будет расписывать крипту), он учился приемам монументальной живописи, и тяга к монументалистике сохранилась в нем на всю жизнь

От Нестерова Корин много почерпнул и в отношении портретного искусства, многие портреты его кисти отзываются нестеровским «послевкусием», хотя, конечно, прямое влияние учителя Корин, обладая большим и самобытным дарованием, преодолел

Под влиянием Нестерова он знакомился и с произведениями искусства — как древними, так и новыми. В особенности обогатили его, по собственному признанию, посещения Третьяковской галереи

От Нестерова Корин много почерпнул и в отношении портретного искусства, многие портреты его кисти отзываются нестеровским «послевкусием», хотя, конечно, прямое влияние учителя Корин, обладая большим и самобытным дарованием, преодолел. Под влиянием Нестерова он знакомился и с произведениями искусства — как древними, так и новыми. В особенности обогатили его, по собственному признанию, посещения Третьяковской галереи.

Из старых русских художников Корин более других ценил Александра Иванова. «Явление Христа народу» вместе с корпусом этюдов к нему были для Корина определенным эталоном

И это важно, если вспомнить о центральном произведении всей жизни мастера — «Реквиеме», по масштабности замысла приближающемся к «Явлению Мессии» и состоявшемся только в эскизах (а по мнению ряда искусствоведов, эскизы Иванова к «Явлению Христа» гораздо интереснее и важнее для развития русской живописи, чем само полотно)

Реставратор С. С. Чураков (он послужил моделью для молодого мирянина, изображенного в правой части «Руси уходящей»), учившийся у Корина уже в 1920-е годы, вспоминал, что тот «всячески пропагандировал Иванова, говоря, что он равен Рафаэлю», и приводил в связи с этим такой сюжет: «В те годы была выставка Аполлинария Васнецова. Все этюды Иванова были сняты, и развешаны работы А. Васнецова. Корин возмущался, ругался и всем ученикам своим запретил ходить на эту выставку, выразив таким образом протест против Аполлинария Васнецова».

Вернемся, однако, в дореволюционную пору.

Хотя ученичество у такого мастера, каким был Нестеров, стоило целого университета, Корин все же в 1912 году поступил в МУЖВЗ. Здесь его наставниками были К. А. Коровин, А. О. Пастернак, С. В. Малютин. А на летние каникулы он уезжал в Палех.

В 1916 году Корин окончил училище и тогда же посетил Ярославль и Ростов для изучения местных фресок — по желанию великой княгини Елизаветы Федоровны, пригласившей его работать над росписями крипты в Марфо-Мариинской обители.

Александр Невский

На центральной, ключевой части произведения представлен портрет самого князя Александра Невского, остановившего немецких рыцарей на Чудском озере в XIII веке, и если верить историкам, не проигравшего ни одной битвы.

Князь в латах, красном плаще, завязанном на плече узлом, и в золотом шлеме монументально возвышается над всем, почти упираясь головой в небо. Художник изобразил его зрелым мужчиной, а не двадцатиоднолетним, коим тот был в год Ледового побоища. За спиной князя живописная река Волхов, величественный собор Святой Софии, стяг с образом Спаса Нерукотворного. Замысел художника можно трактовать как собирательный образ родной земли.

Сам Павел Корин признавался: легендарный полководец олицетворяет гордый дух русского народа, который в судный час встал во весь свой рост.

Образ святого блгв. Князя Александра Невского в русской живописи

Нестеров М.В. Святой Александр Невский

Нестеров М.В. Успение Святого Александра Невского.

Семирадский Г.И. Александр Невский в Орде.

Семирадский Г.И. Александр Невский принимает папских легатов.

Семирадский Г.И. Кончина Александра Невского.

Семирадский Г.И. Погребение Александра Невского

Пантюхин Ю. Александр Невский

Моллер Ф.А. Невская битва.

Боровиковский В.Л. Александр Невский

Баранов Р.Н. Святой благоверный князь Александр Невский

Шамшин П.М. Александр Невский

Пронтенко О. Князь Александр Невский

Катющик В. Александр Невский

Шилов В.В. Александр Невский.

Фаворский В.А. Александр Невский. Гравюра.

Ручий Г.П. Александр Невский. Первая победа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: