Описание картины виктора васнецова «александр невский». александр невский картина васнецова

А. горский. александр невский

«Лазутчик Александра Невского»

Еще один яркий пример использования образа князя в русской литературе — роман Сергея Юхнова «Лазутчик Александра Невского». Книга вышла в издательства «ЭКСМО» в 2008 году.

Читатель узнает из нее про тяжелые времена, которые наступили на Руси в XIII веке. Страна оказалась фактически окружена захватчиками, которые угрожали ей со всех сторон.

В центре повествования — как раз князь Александр Невский, который собирает дружину, чтобы противостоять захватчикам и защитить родную землю. События, как и у Васильева, описываются со стороны не только правителей, но и рядовых граждан. Одним из центральных персонажей становится юный лазутчик по прозвищу Сурок. Вместе с друзьями по повелению князя он отправляется на рубежи Руси, чтобы постараться любой ценой добыть сведения о готовящемся крестовом походе. Они крайне важны и необходимы Невскому.

Это приключенческий и авантюрный роман, основанный на преимущественно вымышленных событиях. Например, Сурку предстоит стать рыцарем, чтобы выполнить эту миссию, и войти в доверие к Папе Римскому.

Самое главное испытание и для Сурка и для великого князя еще впереди. Это Ледовое побоище. В этой битве Александра Невского на кону фактически стояла вся русская земля.

В романе много внимания уделено вражеским козням, тайным и загадочным миссиям, а также грандиозным сражениям и рыцарским поединкам. Это произведение наглядно демонстрирует большой интерес писателей и читателей к этой исторической фигуре. Ведь когда личность начинает интересовать даже авторов-беллетристов, это говорит о ее большой популярности.

Личность Александра Невского в советской литературе

Во времена СССР интерес к этой фигуре не пропал. Например, в 1952 году он стал персонажем повести Василия Яна «Юность полководца». В ней писатель рассказывал о роли великого русского князя в обороне Руси против шведов и Тевтонского ордена. Подробно описаны события, которые происходили в 40-х годах XIII столетия.

Кстати, этой повестью Ян завершил цикл исторических произведений, посвященных ключевым событиям, происходившим в Азии и Европе. Напомним, к этому же циклу относятся романы «Чингисхан», «Батый» и «К последнему морю».

Ян наглядно демонстрировал хронологию жестоких и беспощадных походов татаро-монголов на Русь, а также героическое сопротивление, которое оказывали захватчикам жители приграничных районов. Своей популярности эти повести Яна обязаны действенному приему — показать все события через верховных правителей и простых людей. Эта героико-патриотическая тематика была особенно востребована в годы Великой Отечественной войны

Характеристика Невского в литературе

Подробную характеристику Александру Невскому в отечественной литературе дал академик Михаил Тихомиров. По его словам, князь часто изображался удалым молодцем, который решает все проблемы и трудности внезапной атакой и одерживает славные победы. В действительности битвы Александра Невского проходили не так легко и просто. А такое изображение князя слишком далеко от исторической правды.

Давая истинную характеристику Александра Невского, сохранившуюся по историческим документам, стоит отметить, что это был человек, умевший сочетать смелость полководца с расчетом осторожного политика. Только симбиоз двух этих качеств позволял ему брать верх над неприятелем

Чем заканчивается произведение?

Как и подобает житию, по плану заключительная часть неизменно описывает смерть главного героя. Очередная (четвёртая по счёту) поездка в Орду в 1262 году, результатом которой стало согласие хана Мункэ не брать никого из русских людей для завоеваний новых территорий, привела к продолжительной болезни князя. В 1268 году и умер в г. Городце. Автор жития описывает «дивное и достойное памяти» чудо: во время погребения митрополит Кирилл III, следуя традиции, должен был вложить в руку государя «прощальную грамоту». Но во время церемонии рука покойника сама протянулась и взяла грамоту из руки изумлённого митрополита.

Три царевны подземного царства

Васнецова поддержали и со стороны заказчиков. Савве Мамонтову, крупному промышленнику, пришлась по душе картина художника. Он также был фанатом всего русского.

Поэтому, недолго думая, он заказал Васнецову несколько картин для конторы, занимающейся перевозкой каменного угля в Донбассе. Самой иносказательной получилась работа “Три царевны подземного царства”.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.
Художник взял за основу знаменитую сказку о царевнах. Однако оставил из трёх героинь оригинала только царевну золота (слева). Рядом с ней стоит сестра – царевна драгоценных камней. А справа, поодаль, их младшая сестра – царевна каменного угля.

Её легко узнать по чёрному платью. Причём её наряд гораздо скромнее платьев сестёр. Да и видно, что старшие девицы ведут себя надменно по сравнению с самой младшей.

Таким образом, через сказочные образы и нехитрые послания Васнецов передал молодость такой отрасли, как угледобыча

Но выразил её положительность и важность для человека.

Обратите также внимание на необычный цвет неба на этой картине. Царевны золота и драгоценных камней стоят на фоне закатного неба. Так художник подчеркнул, что будущее – за добычей угля.

При этом цвет, согласитесь, необычный, идущий в разрез с традициями реализма

Опять же – это романтизм, для которого характерны эффектные пейзажи.

На мой взгляд, с такой поддержкой со стороны великого реалиста Репина, невероятного педагога Чистякова и бесстрашного мецената Мамонтова у Васнецова уже не было шансов свернуть с пути главного сказочного живописца России.

Хотя у него ещё были попытки вернуться к бытовому жанру. Такой попыткой была его… “Алёнушка”.

Так художник подчеркнул, что будущее – за добычей угля.

При этом цвет, согласитесь, необычный, идущий в разрез с традициями реализма. Опять же – это романтизм, для которого характерны эффектные пейзажи.

На мой взгляд, с такой поддержкой со стороны великого реалиста Репина, невероятного педагога Чистякова и бесстрашного мецената Мамонтова у Васнецова уже не было шансов свернуть с пути главного сказочного живописца России.

Хотя у него ещё были попытки вернуться к бытовому жанру. Такой попыткой была его… “Алёнушка”.

Алёнушка

Сначала Виктор Васнецов даже и не думал писать сказочную Алёнушку, которая потеряла своего братца Иванушку.

Он по инерции, а возможно, под гнётом критики, принялся за бытовой сюжет. Увидел в селе грустную сиротку, находящуюся на грани психического расстройства. Создал несколько эскизов.

Виктор Васнецов. Алёнушка-дурочка. Эскиз. 1881. Третьяковская галерея. Artchive.ru.
Но в чистовом варианте он добавил густой лес позади девочки. Перед ней поместил пруд. Посадил ласточек над головой героини. А саму девочку расположил на живописном камне.

То есть окружающее пространство становилось всё более придуманным и отражающим грусть и потерянность героини, а также надежду на более счастливую жизнь. Тёмная вода и густой лес подчёркивали её подавленное состояние. А вот ласточки – это символ как раз надежды.
Виктор Васнецов. Алёнушка. 1881. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Но бедная девочка с картины “Алёнушка-дурочка” (так сам Васнецов назвал работу), с растрёпанными волосами, застывшим взглядом и босыми ногами, не очень понравилась зрителям. Скорее всего, из-за противоречивого сочетания передвижнического образа уязвимого человека на фоне полусказочного пейзажа.

Поэтому она вызвала отторжение и у любителей реализма, и у знатоков русской старины. Павел Третьяков картину покупать отказался.

А вот Мамонтов просто сжалился над Васнецовым и купил “Алёнушку” за скромную сумму – 500 рублей. Да и то, потом её перепродал другому коллекционеру.

Для сравнения, в дальнейшем, когда Васнецов станет очень знаменит, его Алёнушку купит Третьяковская галерея за 8000 рублей! Но это уже после смерти основателя, Павла Третьякова.

И уже после того, как “Алёнушка” окажется доступной широкой публике, отношение к ней изменится. По одной простой причине. С чьей-то лёгкой руки “Алёнушка-дурочка” превратится в сказочную Алёнушку из знаменитой сказки. Передвижнический образ юродивого человека заменится на сказочную героиню. И только тогда картина станет всенародной любимицей.

Ещё более интересные факты о картине читайте в статье “Алёнушка. Секреты шедевра”.

А вот следующая картина Васнецова, написанная примерно в то же время, имела гораздо больший успех с самого начала.

Личная жизнь и семья Виктора Васнецова

Виктор Михайлович прожил 49 лет со своей супругой, дочерью купца Рязанцева, Александрой Владимировной. У них с женой было одна дочь и четверо сыновей: Татьяна (1879–1961), Борис (1880–1919), Алексей (1882–1949), Михаил (1884–1972), Владимир (1889–1953).

Младший брат Виктора Михайловича, Аполлинарий Михайлович, под руководством Виктора также стал живописцем. Продолжил художественную династию Андрей Владимирович Васнецов — внук.

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Вятского художественного музея им. братьев Васнецовых, 1992 год. Объект культурного наследия, Скульптор — Ю. Г. Орехов, архитектор — С. П. Хаджибаронов

Интересно, что сын Михаил, которого назвали в честь деда, приходского священника, тоже стал служителем церкви. Правда было это не в России, а в Чехословакии.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской 23 июля 1926 года. Сначала его похоронили на московском Лазаревском кладбище в Марьиной Роще, но после его ликвидации в 1937 году прах художника пришлось перенести на Введенское.

Надгробие Виктора Михайловича Васнецова на Введенском кладбище Москвы

Исторические памятники

Образ Александра Невского в различных видах искусства, в том числе и в скульптуре, выразили многие архитекторы, сегодня их можно увидеть по всей стране. Самыми известными считаются следующие:

  • Монумент в Санкт-Петербурге, созданный по проекту архитектора Валентина Козенюка и установленный в 2002 году напротив входа в Александро-Невскую лавру. Монумент выполнен из розового гранита, а фигура, сидящая на коне, отлита из бронзы.
  • В 1993 году в Пскове установили памятник Невскому на горе Соколиха, так как именно в этом городе в 1242 году произошел разгром тевтонских рыцарей на Чудском озере. Создателем статуи является архитектор Иосиф Козловский.
  • В Великом Новгороде также есть памятник, установленный в 1985 году на набережной. В годовщину победы на Чудском озере проходят митинги в дань памяти великого полководца. Еще один монумент установлен в центре города напротив церкви Бориса и Глеба.

Кроме этих памятников, есть еще монументы в Москве, в Ростове-на-Дону, в Александрове (Владимирская область), во Владимире и в Курске.

Царевна Несмеяна

Над картиной «Царевна Несмеяна» Васнецов работал 10 лет, в период с 1916 до 1926 года. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.

Молодая девушка сидит, подперев голову. Она грустит, ей ничего не хочется. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, лекарь, бабка-ведунья, заморские послы. Никто не может ее развеселить.

Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что этим полотном Васнецов пытался показать истинное положение России.

Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну-Несмеяну», можно просто наслаждаться этим произведением художника и не искать в нем глубинный смысл.

Все же следует обратить внимание на детали. С помощью них Васнецов сумел отразить пропасть между Царевной и остальными персонажами картины

Князь в памяти народа

Русские люди свято чтят заслуги князя Александра Невского перед Отчеством. Орден его имени являлся одной из высших наград Российской империи с 1725 по 1917 год. Петр I намеревался учредить его в качестве награды за ратные подвиги. Но Екатерина I использовала его для награждения гражданских лиц. В начале XX века этот орден был традиционной наградой государственным деятелям, которые посвятили служению России не один десяток лет.

Орден Александра Невского СССР

В 1942 году орден Александра Невского получил второе рождение. Он был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР как награда офицерам Красной Армии за личное мужество, отвагу и командование подразделением, которое обеспечило успех в сражении. В период ВОВ этот орден был вручен более 40 тыс. человек. После распада СССР орден остался в системе наград Российской Федерации, но до 2010 года не имел статуса, поэтому для награждения не использовался. Сегодня он является общегражданской наградой. Его дизайн соответствует дореволюционному виду.

Монастырь Александра Невского в Санкт-Петербурге

Именем великого полководца названы улицы и площади во многих городах России. Например, семипролетный мост в Санкт-Петербурге, лежащий через р. Неву, кроме того Александр Невский считается небесным покровителем Санкт-Петербурга.

Иван-Царевич на Сером Волке

Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889. Третьяковская галерея.
“Ивана-царевича” Васнецов умудрился создать во время росписи Владимирского собора. То есть этой картине больше повезло, чем “Богатырям”.

Перед нами сказочные герои, которые мчатся через романтический лес. Конечно, ему далеко до реализма. Сложно в настоящем густом лесу представить цветущую яблоню. Ей бы не хватило для этого света. Но для сказочного жанра это очень даже уместно.

Художник заполняет деталями всё пространство. Это и красивые орнаменты на одеждах героев. И цветы яблони с кувшинками. Таким образом, художник создал работу в стиле МОДЕРН.

Именно этому стилю свойственна детализация, декоративность, а также минимальная иллюзия объёма. Как раз мы и не видим здесь никакой глубины за счёт густого леса.

Итак, с этой работы начинается развитие стиля модерн в русской живописи. Ведь она появилась даже до работ Михаила Врубеля, который также внёс свой вклад в развитие модерна. И уже на основе наработок Васнецова и Врубеля этот стиль развили художники нового поколения.

В 1890-х годах “Ивана-царевича” увидел юный Иван Билибин. Он был сильно впечатлён. И в дальнейшем стал иллюстратором, работавшим в сказочном жанре и в стиле модерн. Он создал несчётное количество рисунков для книг и открыток.

Иван Билибин. Открытка с рисунком из серии “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке”. 1902. Из личной коллекции автора.

О развитии модерна в России я рассказываю более подробно на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.

Исаак Левитан

Этот великий русский мастер пейзажей родился в Литве, но всю свою жизнь прожил в России. Неоднократно его еврейское происхождение причиняло ему множество унижений, но так и не заставило покинуть эту страну, которую он боготворил и восхвалял в своих картинах.

Уже первые пейзажи Левитана получили высокие оценки Перова и Саврасова, а сам Третьяков даже купил его картину «Осенний день в Сокольниках». Но в 1879 году Исаака Левитана вместе со всеми евреями выставляют из Москвы. Только огромными усилиями друзей и учителей ему удаётся вернуться в город.

В 1880-х годах художник написал множество потрясающих картин, сделавших его весьма известным. Это были «Сосны», «Осень» и «Первый снег». Но очередные унижения заставили автора снова покинуть Москву и уехать в Крым. На полуострове художник пишет целый ряд удивительных работ и значительно улучшает своё финансовое состояние. Это позволяет ему путешествовать по Европе и знакомиться с творчеством мировых мастеров. Вершиной творчества Левитана стала его картина «Над вечным покоем».

«Я опять ищу лик Христа»

О своей вере, о христианстве Васнецов чаще других говорил с женой Саввы Мамонтова Елизаветой Григорьевной. В письмах к ней из Киева раскрыл он и свою заветную мечту – написать Христа так, чтобы весь мир смог Его узнать, вспомнить, принять. «Я опять ищу лик Христа – немалая задача, задача целых веков! – признаётся он. – Искания мои в соборе, конечно, слабая попытка найти Его образ, но я истинно верую, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа».

Ему не то чтобы не нравится, как писали Спасителя в Европе, наоборот, но там Он либо слишком личный для художника, либо совсем безличный – середины нет, а нужно соединить и то и другое. А что же у нас? Дальше всех ушёл Иванов. Соединяя черты византийского Христа с чертами русского, он доводит «мировые признаки Его до некоторой осязаемости, хотя и несколько односторонне. Христос Иванова всё-таки лучший Христос всей Европы за несколько веков. Задача найти образ Христа, по-моему, задача всего европейского искусства, а русского – в особенности. И как радостно, что у искусства нашего такой великий идеал – есть чем жить».

Это нужно не потому лишь, что мы православные, а стало быть, должны благовествовать. В русском искусстве происходит вещь очень опасная: стеная, плача, обвиняя, оно чаще отрицает добро, чем несёт его в мир. Чтобы выбраться из этого болота, считает Васнецов, «идеалом искусства должно стать наибольшее отражение духа в человеческом образе… А где же он отразился полнее, глубже, шире и могущественнее в человеческом образе, как не в Христе?!»

День за днём создавая образ Спасителя в соборе, Виктор Михайлович напряжённо думал. «Как поражают в старинных художниках глубина, непосредственность и искренность изображений их, – пишет он новое письмо Мамонтовой, – как они полно и небоязливо решают свои задачи. Откуда у них эта теплота, искренность и смелость? Не все же они гении…» Ответ в том, что народом всякое «от души сказанное слово принималось с радостью и благодарностью. С какой любовной страстью строили они свои храмы, писали свои живописные поэмы, рубили целые миры из камня! И вся толпа волновалась, видела и радовалась созданиям своих художников. Вот эта горячая связь между художниками и их современниками передавалась из поколения в поколение и создавала то, чем мы до сих пор укрепляем и согреваем свои ослабевшие и охладевшие души».

Не то сейчас, когда мало кому нужны восторги, печали, радости мастеров, пытающихся постичь истину. От них ждут выставочных фуроров, они должны развлекать скучающую толпу и, будучи сынами века, служить ей. Пока народ не станет искать, требовать Христа, художники почти бессильны, разве что самые упрямые из них отступают, но не сдаются. Горькие мысли. Но из года в год звучит у Васнецова тихо, но твёрдо, что он всё равно будет служить Ему, искать Его, как бы ни был слаб.

Первый национальный герой

Определение, вынесенное в этот подзаголовок, используют многие современные отечественные писатели. Они подчеркивают роль Александра Невского в объединении русских княжеств, которые до этого были абсолютно разрознены и только воевали между собой. Все это негативно отражалось на целостности границ всего государства. Конечно, до настоящего объединения еще было далеко. Но Невский сделал первые шаги в этом направлении.

В частности, этому посвящен роман Лидии Обуховой «Набатное утро». В этом историческом произведении автор отмечает, что хоть в то время и не существовало понятия единой страны, но Невскому удалось сделать борьбу с немецкими и шведскими захватчиками общенациональным делом.

При этом нужно признать, что в последние годы появилось большое количество романов, в которых рассматриваются различные альтернативные версии истории Древней Руси. Например, значимость личности нашего героя некоторыми авторами ставится под сомнение. Знатоки альтернативной истории допускают, что Невский мог быть малозначительным правителем, который на самом деле не играл решающей роли в отечественной истории XIII века.

Интересные факты

  • Александр Невский носил титул князь Новгородский, Великий князь Киевский (с 1249), Великий князь Владимирский (с 1252);
  • дед Александра — знаменитый Всеволод Большое Гнездо;
  • младший сын Невского, Даниил, стал первым удельным князем Москвы;
  • князь вел личную переписку с Папой Римским Иннокентием IV. Последний убежал Александра обратить русский народ в католицизм и использовать рыцарей-крестоносцев для подавления Орды. Тем не менее, Невский отказался;
  • достоверных сведений о внешности Александра не сохранилось. Чаще всего распространено суждение, что князь был невысок (до 170 см.), но жилист и крепок. Впрочем, научно доказанным фактом является то, что в прошлом люди в принципе были ниже ростом, поэтому при росте 170 он мог бы считаться и «очень высоким» человеком;
  • существует теория, что Александр получил прозвание «Невский» не из-за битвы, а потому, что владел землями по берегам Невы. В качестве доказательства приводится тот факт, что прозвание Невский распространяется и на его сыновей, которые в легендарной битве за малостью лет не участвовали. Впрочем, трудно назвать это весомым доказательством — ведь они вполне могли «унаследовать» титул отца;
  • осенью 1263 года князь Александр Ярославич вернулся из очередной поездки в Орду в плохом состоянии. Чувствуя приближение смерти, он принял монашеский постриг под именем Алексий. Умер 14 ноября в возрасте 42 лет в Городце. Теле перевезено во Владимир и захоронено в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря;
  • канонизация Александра в качестве святого произошла только в XVI веке (т. е. спустя примерно 300 лет), хотя почитание началось сразу после смерти.

Бюст Александра Невского перед здание Росконцерта

Какие победы одержал великий князь?

Александр выиграл Невскую битву, когда ему не было еще и 20 лет. Победа на Чудском озере (Ледовое побоище) была одержана князем в возрасте 22 лет. Эти битвы — одни из наиболее известных как в истории России, так и в жизни нашего великого полководца. Однако помимо них он одержал немало других побед.

Юрий Пантюхин. Александр Невский

Литва — постоянный противник Древней Руси — регулярно совершала набеги на русские земли. В 1245 году князь Александр с дружиной освобождает Торжок, Торопец, Бежецк, ранее захваченные литовцами. Без помощи жителей Новгорода и Владимира, только силами своей дружины, он разбивает остатки литовского войска и преследует его так долго и ожесточенно, что литовские воины больше не совершили ни одного набега на Русь, летописцы на этот счет писали, что они стали «блюстися имени его» (то есть бояться, оберегаться). Последнее сражение, в результате которого были уничтожены остатки литовского воинства, произошло под Усвятом. Эти победы существенно укрепили северные границы Руси.

Спустя 14 лет после Ледового побоища, Папа Римский решил повторить попытку обращения Руси в католичество. Шведские воины планировали возвести крепость на границе государства, и только после этого — начать наступление. Александр, здраво оценив силы противника, начал приготовления. К тому моменту слава о подвигах князя и об отсутствии у него поражений была настолько велика, что шведы, заметив начала приготовления русской армии, ретировались. Так Невский победил без боя.

Семен Рубцов. Александр Невский на Плещеевом озере

Богатыри

Речь идёт о его знаменитых “Богатырях”. Правда, закончил он эту работу лишь много лет спустя. В 1898 году. Что же случилось?

Сначала Васнецов отвлёкся на… Снегурочку. Но не живописную, а театральную. Он создал эскизы всех костюмов для пьесы Александра Островского, которую ставили в частном оперном театре Саввы Мамонтова.

Виктор Васнецов. Эскизы костюмов Снегурочки и Леля для частного театра С. Мамонтова. 1885. Третьяковская галерея.
Эти эскизы были столь популярны, что впоследствии художник выпустил литографии с этими рисунками большими тиражами. В том числе в виде открыток.

Открытка 1902 года с рисунком В. Васнецова “Царь Берендей” 1885 года. Из личной коллекции автора.
Ещё Васнецов согласился на предложение археолога и историка искусства Адриана Прахова расписать Владимирский собор в Киеве. Что ж, художник хотел пробовать себя и в создании религиозных образов.

И вот в 1898 году “Богатыри” были готовы. Это, конечно, программная работа художника. В ней выразилось всё, что он хотел сказать о русском духе, о его силе и стойкости, через образ Добрыни Никитича.

Мудрость и опытность он выразил в чертах Ильи Муромца. А поэтичность русской души он показал в образе Алёши Поповича.

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Третьяковская галерея.
Спустя 16 лет образы богатырей станут как никогда актуальными. С их помощью Васнецов будет помогать реальным русским воинам. Вот как это было.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, была организована благотворительная ярмарка. Собранные средства шли на нужды русских солдат. Для этой ярмарки Васнецов создал открытку с образом витязя по мотивам своей картины “Один в поле воин”.

Открытка 1914 года с рисунком В.Васнецова “В поле один воин”

Из личной коллекции автора
Художник опровергает своим образом пословицу “Один в поле не воин”, подчёркивая важность каждого солдата на войне.

Итак, Васнецов сделал невероятное. Он убедил своих коллег в том, что русская национальная школа – это не только бытовой жанр с тяготами бедных людей, но и сказка

Да, с яркими цветами. Да, с очень простыми посылами о добре и зле. Но это тоже может быть частью национального искусства. 

Надо отдать ему должное: он всех убедил, даже Владимира Стасова. А нас и вовсе не надо убеждать. Сейчас сложно представить себе рассказ о русской живописи без упоминания работ Васнецова. Конечно, подробно мы изучаем его творчество и на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.

Теперь пара слов ещё об одной ключевой работе в творчестве художника.

Краткая биография Виктора Васнецова

Родина Виктора Михайловича Васнецова — Вятская губерния (современная Кировская область). Село Лопьял, в котором он появился на свет 15 (по новому стилю) мая 1848 года, известно с 1740. В старину у села имелось два названия: Лопиал — по земскому учёту и Богоявленское — по имени сельской церкви Богоявления Господня. Жизнь Виктора Васнецова оказалась тесно связана с православием.

Его отец, Михаил Васильевич, был священником, как многие его предки. Так, ещё в 1678 году есть сведения о псаломщике Трифоне, сыне Васнецове. «Весь род был духовный», — так позже напишет Михаил, третий сын Виктора Васнецова.

У родителей будущего художника родилось шестеро детей, и все сыновья. Виктор был вторым по старшенству. Мать звали Аполлинария Ивановна. В 1850 году глава семейства был переведён в село Рябово, жителями которого в те времена были только священники. Семья прожила в селе 20 лет. Здесь прошли детские годы Васнецова и здесь похоронены его родители. Сейчас в Рябово филиал музея братьев Васнецовых. В этих вятских местах и взросла любовь будущего живописца к русской старине, к вековым народным традициям. «Я всегда только Русью и жил», — таково признание художника.

Дом Васнецовых в музее-усадьбе братьев художников Васнецовых в селе Рябово Кировской области

Надгробия родителей художников В.М. и А.М. Васнецовых в селе Рябово Кировской области.

Виктор с 10-летнего возраста бесплатно, как сын священника, учился несколько лет в духовном училище, а затем в Вятской семинарии. Но по стопам отца не пошел, в семинарии не доучился. Победу одержало желание рисовать. По согласию с отцом он в 1867 году перебрался в Петербург, чтобы получать художественное образование.

В первый год своей петербургской жизни Виктор Васнецов учился на курсе Ивана Крамского в Рисовальной школе. После — в Императорской Академии художеств (с 1868 по 1873 год).

Выставляться он начал ещё во время учёбы в Академии, а потом присоединился к выставкам Товарищества передвижников. На начальном этапе своей творческой жизни Васнецов писал в основном картины бытового содержания. Затем его начали увлекать сюжеты сказок, былин, исторические и религиозные темы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: