Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Волхова»
Созданная художником еще в 1898 году работа по мотивам известной оперы по сегодняшний день зачаровывает множество зрителей. В центре композиции Врубель размешает образ молодой красавицы, печально сложившей руки и устремляющий переполненный тоской взгляд за пределы холста.
Вдохновением для этой картины послужила работа российского композитора и близкого друга художника Римского-Корсакова под названием «Садко». Главную роль в этой опере исполнила любимая жена Врубеля, актриса Н. И. Забелла-Врубель.
В молодой и прекрасной царевне Волхве, действительно можно разглядеть черты жены Врубеля, как и во многих других его творениях. У царевны прекрасные длинные волосы, золотистого оттенка, надета на ней белая полотняная рубаха, а голову украшает корона из самоцветов и жемчуга. Художник решил в качестве сюжета изобразить момент, когда царевна опускается в воду. Эта печальная история подчеркивается всеми деталями картины.
Цвета, в которых выполнена картина, символизирует печаль и тоску Волхвы. Все эти элементы контрастируют с красотой ее одеяния и украшений. Луна тихонько выглядывает из кроны темных деревьев. Ее желто-золотистый оттенки сливаются с прекрасным цветом волос Волхвы и элементами ее одежды.
Темные оттенки воды и деревьев, словно передают сырость, мрак и забвение морского дна. Они как будто бы отражают минорные аккорды и тему этого печального события. Задумчивый взгляд царевны переполнен тоской по любимому Садко.
Словно царевна изнемогает от ожидания любимого. Положение кистей ее рук, рассказывает зрителю о тревогах и переживаниях юной девушки. Кажется, она вот-вот сделает шаг вперед, в бескрайние водяные глубины и навсегда останется на дне.
Описание картины Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» Картины художников
Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника.
Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы. Это помогло художнику стать более известным.
Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Но полотно изображает не саму певицу, а загадочный образ Царевны, который был навеян ее лирическим и душевным пением.
Как вспоминают современники, и голос и внешний вид певицы подходили под те сказочные и фантастические образы, которые она должна была воплощать на сцене: ее голос нельзя было ни с чем сравнить, он был
ровный, легкий, нежный и наполненный красками или, сменяющимися переливами какой-то из красок, он был очень выразительным, и вместе с тем спокойным.. А ее облик заставлял только восхищаться! Ее широко расставленные глаза, пленительная и в то же время наивная улыбка, тонкое и изящное тело.
Картина была написана художником на хуторе Ге около станции Плиски в Черниговской губернии в лето 1900. Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. Но сценический образ в картине стал сказочным.
В момент, когда лебедь перевоплощается в нежную и таинственную красавицу-царевну время словно застыло, а свет заката преобразил реальность, и она стала зыбкая и многозначительная. А большие глаза Царевны-Лебедя сверкают как драгоценные камни кокошника, обилие и тяжесть которых делают лишь более выразительным ее хрупкий образ.
У Врубеля был редкий дар видеть музыку цвета. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова.
Прислал: Беляева Екатерина . 2017-10-08 21:17:06
Иван Билибин (1876–1942)
Иван Билибин (справа в первом ряду) в группе учеников .
Ивана Билибина можно смело назвать главным сказочным иллюстратором. Более того, его непревзойдённая манера, переосмысляющая традиции народного искусства, сыграла важнейшую роль в становлении книжной графики. Художник посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, руководителем которой был передвижник Иван Крамской. Билибин никогда не скрывал, что на его творческое становление сильно повлияло Товарищество передвижных выставок. Однако в дальнейшем путь художника неотрывно связан с объединением «Мир искусства», с которым он поддерживал связь на протяжении долгих лет. Он сотрудничал с главными художественными журналами, альманахами и сборниками, начиная от «Мира искусства» и заканчивая «Весами» и «Открытым письмом». В этом первом русском периодическом издании об открытках выпускают графическую серию открыток Билибина по мотивам русского фольклора. Надо сказать, в конце XIX века в России наблюдается настоящий расцвет графики малых форм — театральные программки и пригласительные билеты, книжные и журнальные иллюстрации создавали лучшие художники. «Обложка» и адресная сторона открытых писем также становится медиумом для признанных мастеров, таких как Леон Бакст, Михаил Добужинский, Евгений Лансере, Георгий Нарбут, Сергей Чехонин и, конечно, Иван Билибин.
В 1900 году Иван Билибин показывает свои акварели на второй выставке «Мир искусства». Он становится постоянным художником и автором журнала «Мир искусства», который выпускался с 1898 по 1904 год. Художник считался одним из главных знатоков русской старины, и его графика, полная множества архаичных деталей, была в то же время изысканна и прогрессивна, а в целом привносила в журнал эстетику русского фольклора. В1904 году вышел тематический номер журнала «Мир искусства», полностью оформленный Билибиным. Художник сделал серию иллюстраций, начиная с обложки, и написал статью «Народное творчество Севера».
Как и многие мирискусники, художник после революции оказался в Европе, в 1925 году в Париже работал над оформлением опер и балетов. Жизнь за границей была не так щедра к русским художникам, и со временем Билибин решил сотрудничать c Советским Союзом. В 1935–1936 годах он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович» и в1936 году на теплоходе «Ладога» возвращается в Ленинград. Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, ставит в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова оперу Н. А. Римского-Корсакова «Царь Салтан». Иван Билибин создаёт иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке», «Сказке о царе Салтане», «Сказке о Золотом Петушке», русским былинам; оформил оперу «Золотой Петушок», балет «Жар-птица». Кроме того, художник увлекался иконописью. Последняя его работа — серия иллюстраций к киевским былинам.
Cкончался Иван Билибин в блокадном Ленинграде в 1942 году.