О чем говорят детали
Несмотря на лаконичную простоту картины, в ней угадывается, в какое время суток и где происходит действие. Можно заметить, насколько богаты хозяева дома.
Назначение комнаты
Служанка тепло одета. Ее грудь плотно прикрыта, красная юбка из шерсти ложится тяжелыми складками. Она работает в холодном помещении. Некоторые детали подсказывают, что эта комната не всегда была подсобным помещением. Мы видим плитку с голубыми рисунками по нижнему краю стены. Такое обрамление делали для того, чтобы при уборке влажной тряпкой не пачкать стены. Правее окна в углу заметен маленький предмет, похожий на картину. В пустую стену вбиты гвозди. Здесь могла висеть карта или натюрморт. Что-то заставило хозяев поменять назначение комнаты.
Холодное утро
На переднем плане холста изображен стол, покрытый скатертью. На нем стоит плетеная хлебница, полная булок, и керамический кувшин. Изящная форма кувшина, украшенного розетками, говорит о том, что эти предметы подготовлены для господского завтрака. Но отнести их в гостиную – забота горничной. А молочнице еще предстоит размочить в молоке кусочки хлеба, горкой лежащие на столе. На ранний час указывает и то обстоятельство, что помещение еще не убрано: за грелкой разбросан мусор.
Хорошо ли управляли домом
На заднем плане картины взгляд приковывает сверкающий предмет. Это до блеска начищенная латунная лампа. Ее ухоженный вид говорит о том, что в этом доме не только молочница старательно выполняет свои обязанности. Но есть и другая деталь: выбитое стеклышко в окне. Это свидетельство небрежности прислуги. Она не только не встает рано, чтобы убрать помещение, но и не заботится о сохранности тепла. Но может быть слуг в доме не хватает из-за ограниченности средств хозяев? Но пышный белый хлеб торжествует на переднем плане полотна и опровергает предположение о бедности. Соотношение стоимости хлеба и среднего дохода в Голландии в 17 веке представлены в Таблице 1.
Деньги (гульдены) | Вес хлеба |
1 | 5,3 фунта или 2,6 кг |
30 (средний доход в месяц) | 78 кг (можно купить в месяц) |
1,15 (за весь хлеб в день) | 3 кг (расход в день) |
Для того, чтобы есть белый хлеб ежедневно, дохода в 30 гульденов в месяц было недостаточно.
Как согревались в 17 веке
На картине Вермеера есть предмет, который уже не встретишь в городском доме. Это маленькая грелка. Она представляет собой деревянный ящик, в который вставляли горшок с горячими углями. В крышке просверлены отверстия для выхода тепла. Грелка служила подставкой для ног. Служанка принесла ее на кухню, чтобы сменить остывшие угли, а заодно и погреться самой.
Странности картины
Я уверена, немало вопросов у людей, рассматривающих картину Вермеера, вызывает и странный головной убор красавицы. Казалось бы, с чего вдруг европейской девушке украшать себя тюрбаном. Однако подобные головные уборы были достаточно популярны в то время.
Успешные завоевания Султана Сулеймана принесли в европейские страны моду на турецкие элементы в одежде. Вот только тюрбан «Девушки с жемчужной серёжкой» кардинально отличается по цвету от классических вариантов.
Поразительной деталью является и сама серёжка. Как утверждают эксперты, в природе жемчуг такой формы и размеры не встречается, вот только подобное украшение присутствует на нескольких картинах мастера. Что же выходит: Вермеер выдумал и серёжку, и тюрбан? Ответ на этот вопрос в наши дни получить невозможно.
Та самая серёжка, фрагмент картины после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com
В современной культуре
Загадочная девушка не оставляет равнодушными современных деятелей искусства.
В 1999 году был опубликован одноименный роман английской писательницы Трейси Шевалье. В нем она воссоздала жизнь художника и историю написания главной его работы. В начале романа автор предупреждает читателей, что все совпадения — случайны. Но книга наполнена деталями и написана настолько живо, что мне хочется верить: история — не просто плод воображения.
В доме писательницы висела репродукция картины. Она смотрела на нее каждый день и посвящала ей стихи. Наверное, однажды девушка с портрета рассказала ей все, и Шевалье решила написать роман.
Согласно сюжету, таинственной незнакомкой с портрета была служанка в доме Вермееров
Она помогала хозяину творить: растирала краски, обращала внимание на детали, которые могли бы улучшить его творчество. В 2003 году вышел художественный фильм по роману, такой же яркий и красочный, как и сама книга. Главные роли сыграли известные актеры Скарлетт Йохансон и Колин Ферт.
Главные роли сыграли известные актеры Скарлетт Йохансон и Колин Ферт.
Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой» (2003 год)
В 2014 году граффити-художник Бэнкси нарисовал пародию, которую назвал «Девушка с проколотым ухом». На белом фасаде бристольского здания красуется гигантский серо-голубой портрет девушки, а сережкой ей служит вмонтированный в стену ящик сигнализации. Стоящий рядом вагончик с гамбургерами автор в шутку подписал «Кафе у галереи».
Пародия Бэнкси на картину «Девушка с жемчужной сережкой» — «Девушка с проколотым ухом».
Кого писал художник
В центре холста изображена молодая женщина. Ее руки поддерживают тяжелый кувшин. Закатанные по локоть рукава открывают белую кожу выше запястий. Этот контраст с потемневшими от работы руками, а также белый чепец на голове и широкий фартук выдают в девушке служанку. Она наливает молоко в глиняный горшок, вероятно для того, чтобы поставить его в печь для запекания. Чуть приоткрытый рот и наклон головы говорят о старательности и бережном отношении к своему делу. Ее блуза сшита из грубого сукна, но украшена декоративной строчкой. Пуговицы лифа мерцают как жемчужины. Перед нами работница, исполненная достоинства.
Ян Вермеер 1632 – 1675
Ян Вермеер 1656
Ян Верме́ер (Верме́ер Де́льфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft или нидерл. Johannes Vermeer van Delft, МФА: ; 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 году переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 году он женился, переехал в Делфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 года находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства.
Диана со спутницами 1653-1654 | Христос в доме Марфы и Марии 1654 | Святая Пракседа, по работе Феличе Фичерилли 1655 | Сводница 1656 | Спящая девушка. Горничная спит 1656-1657 | Девушка, читающая письмо у открытого окна 1657 | Офицер и смеющаяся девушка 1657 | Бокал вина 1658-1660 | Маленькая улица 1658-1660 |
Девушка с бокалом вина. Леди и два джентльмена 1659 | Прерванный урок музыки 1658-1661 | Молочница 1660 | Вид Делфта 1660-1661 | Женщина с жемчужным ожерельем 1662 | Женщина, читающая письмо 1662-1663 | Женщина с лютней 1662-1664 | Урок музыки 1662-1665 | Молодая женщина с кувшином воды 1662-1665 |
Концерт 1664 | Девушка с жемчужной серёжкой 1665 | Женщина, держащая весы 1665 | Женщина, пишущая письмо 1665-1666 | Женщина в красной шляпе 1665-1667 | Портрет молодой девушки 1665-1667 | Девушка с флейтой 1666 | Хозяйка и служанка. Дама и ее служанкой, держащая письмо 1666-1667 | Мастерская художника 1666-1668 |
Астроном 1668 | Географ 1668-1669 | Любовное письмо 1669 | Кружевница 1669-1671 | Дама, пишущая письмо, со своей служанкой 1670 | Дама, стоящая у вирджиналя 1670-1672 | Дама, сидящая за вирджиналем 1670-1672 | Девушка за вёрджинелом 1670-1672 | Гитаристка. Молодая женщина играет на гитаре 1670-1672 |
Аллегория веры 1671-1674 |
Гениальная простота
Картина Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» находится в Дрезденской картинной галерее. Она экспонируются на одном этаже с «Сикстинской мадонной» Рафаэля Санти, но в противоположном конце длинной анфилады залов.
Сюжет и композиция картины предельно просты: девушка читает любовное письмо. У современного зрителя возникает вопрос, почему любовное? Ведь ему не всегда знакомы символы и скрытый смысл некоторых деталей, которыми наполнены картины голландских художников со времен Босха. Вглядитесь в натюрморт на первом плане, отделяющий зрителей от фигуры девушки. На роскошном восточном ковре — дельфтское фаянсовое блюдо с фруктами. Фрукты — символ плотского удовольствия и быстротечности человеческой жизни, а яблоко, как известно, напоминает о грехопадении.
Первоначально художник хотел изобразить на стене еще один символ любви — фрагмент картины с купидоном-почтальоном любовных писем. В одной из монографий, посвященных творчеству Вермеера, была опубликована фотография картины, сделанной в рентгеновских лучах. Там ясно просматривался купидон. Он держал карту с изображением цифры I, а под ним был девиз «Perfektus Amor est nisi ad unun» — «Истинная любовь верна лишь кому-то одному». Потом художник убрал купидона, оставив стену «обнаженной», чтобы ничто не мешало любоваться девушкой.
Гений Вермеера проявился в этой картине в некой недосказанности и в умении передать теплоту лирического чувства, интимность настроения. Художник расположил фигуру в центре картины, но не на первом плане, а несколько отодвинув ее вглубь комнаты. Не зря в картине появился занавес. Первоначально на этом месте был написан ремер — высокий кубок в форме чаши тонкого стекла на массивной цилиндрической ножке. Штанга, на которой висит занавес, сам занавес и темная масса стола, на который накинут ковер, служат рамой или кулисами, отделяющими зрителя от застывшей фигуры. Действия как такового нет, но фрукты, которые словно в замедленном кино плавно скатываются с блюда, лишают картину статичности и усиливают впечатление мгновенности момента.
Вермеер дал нам возможность на миг заглянуть туда, куда обычно посторонних не пускают — в интимный мир девушки. Мысли ее поглощены письмом, кажется, что сейчас вздрогнут губы, произнося слова, написанные в письме. В оконной раме отражается лицо, на котором художник сумел передать, как вздрагивают ресницы. В комнате стоит волшебная тишина, и только чуть-чуть шелестит листок в руках девушки. Еще момент, она закончит читать и посмотрит в окно, откуда льется солнечный свет.
Вермеер обыкновенный. Камера-обскура
Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.
Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.
Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.
Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.
А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.
Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.
В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.
Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».
Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.
Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.
После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.
И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.
Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.
На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.
Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.
Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.
Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Картины художника Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)
Мастерская художника
Самым ярким примером «интерьерной живописи» Jan Vermeer van Delft принято считать полотно «Мастерская художника» — эта работа была написана в 1666 году. В этой поздней работе уже опытному мастеру удалось очень точно передать атмосферу рабочего места живописца. Предположительно, образ художника в этой картине Вермеер писал с себя.
Спящая девушка
Офицер и смеющаяся девушка
Девушка, читающая письмо у открытого окна
Маленькая улица
Молочница
Бокал вина
После смерти отца Яна Вермеера, молодому художнику пришлось продолжить семейный бизнес и содержать трактир, поскольку это был единственный стабильный и гарантированный способ получать деньги для существования всей семьи Вермееров. Хотя Jan Vermeer van Delft к моменту смерти уже был членом художественной гильдии Святого Луки и даже фактически руководил гильдией, доходов эта должность и живопись практически не приносили.
Молодая женщина с кувшином воды
Кружевница
Астроном
Любовное письмо
Дама, стоящая у вёрджинела
Прерванный урок музыки
Однако, очень скоро картины молодого художника нашли своих почитателей и покупателей, в том числе и постоянных покровителей-меценатов: местного пекаря Хендрика ван Буйтена и владельца печатной мастерской Якоба Диссиуса. Эти два постоянных покупателя приобрели более двух десятков работ Jan Vermeer van Delft. До настоящего момента не известно, писал ли Ян Вермеер картины по заказам своих меценатов или же, как постоянные покупатели и покровители, эти господа имели право первыми увидеть и выкупить новые работы живописца.
Хозяйка и служанка
Дама с бокалом вина
Сводница
Концерт
Женщина, держащая весы
Диана с нимфами
Известно, что со временем Ян Вермеер приобрёл славу не только талантливого художника, но и квалифицированного эксперта, который мог определить подлинность полотен, и их истинную стоимость. Эта деятельность так же приносила художнику существенный доход.
Святая Пракседа
Урок музыки
Будучи талантливым художником, Ян Вермеер не имел учеников. Искусствоведы отмечают, что в своих работах художник тщательно прописывал детали интерьеров и городских улиц, а вот человеческие образы тщательно прописывались только в портретах, а в пейзажах фигуры людей художник никогда не прописывал, и люди были только частью, при этом не главной частью, сюжета.
А кроме того, художник считается одним из выдающихся мастеров «любовной живописи» своего времени. Любовь является основным мотивом многих работ Вермеера.
Девушка в красной шляпке
Гитаристка
Семейная жизнь художника была счастливой. В 1653 году Ян Вермеер женился на любимой девушке по имени Катарина Болнес. Молодые были очень счастливы, но семейную жизнь молодожёнов отравляли сложные взаимоотношения зятя и тёщи – мать супруги с неприязнью относилась к выбору своей дочери. Всё дело было в вере: Вермеер был протестантом, а жену себе взял из семьи ревностных католиков.
Со временем тёща, видя, как Jan Vermeer van Delft любит свою супругу и детей (детей было 15, четверо умерли в младенчестве), несколько смягчилась, но до конца так и не смирилась, считая, что дочь могла бы найти себе более выгодную партию.
Похищение картины
В 1971 году во время выставки голландских мастеров в Брюсселе картина была похищена Марио Роймансом (Mario Roymans). Оставив в музее раму, он вырезал холст при помощи обычного кухонного ножа для чистки овощей. Несколько дней спустя похититель связался с прессой и заявил, что он согласен вернуть картину в обмен на 200 миллионов франков. Ройманс также заявил, что намеревается провести обмен картины на деньги публично, так как не собирается скрываться от правосудия, а полученные деньги желает передать ассоциациям, помогающим беженцам из Бангладеш, где в это время бушевала гражданская война.
Вскоре похититель был арестован, найденная у него дома картина отреставрирована и возвращена владельцам.
Описание картины Девушка, читающая письмо у открытого окна – Ян Вермеер
Как и на других полотнах голландских живописцев здесь почти ничего не происходит. Хрупкая девушка стоит у окна и читает письмо.
Вермеер вообще любил изображать одинокие женские фигуры в интерьере и часто использовал для этого комнаты своего дома. Как и в этой картине, как и в некоторых других, можно узнать одну и ту же обстановку: обитые кожей стулья с высокой спинкой, стол, покрытый тяжелой ковровой скатертью, и, безусловно, открытое окно.
Вермеера никогда не смущала обыденность мотива, напротив, под его кистью она обретала некий поэтический смысл. На первый взгляд может показаться, что подсмотренная художником сцена случайна. Сдвинутая вправо занавесь подчеркивает это впечатление.
На самом деле ситуация строго продумана, в ней распределен и уравновешен каждый предмет. Насыщенные цвета – желтый, малиновый, серебристый, золотистый – придают работе значительность, неповторимость.
Но главным выразительным средством художника, бесспорно, является свет. В его картинах он потоками струится из открытого окна, наполняет воздухом комнату, усиливая звучание цвета одежд и тканей – это придает картинам Вермеера особую атмосферу.
Что необыкновенного в Вермеере
В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.
Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.
Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.
Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.
Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.
В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.
У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.
Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…
Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.
Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.
Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.
А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.
И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.
Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.
Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…
Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.
Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.
Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».
Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.
Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.
А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.
Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.
Что известно о Вермеере
Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.
В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.
С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.
В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.
Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.
Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.
Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.
Вот и все известные биографические данные о великом художнике.
Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.
Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце XIX века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время это около 100 рублей)! Смехотворно мало.
Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).
Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом, Гойей, Веласкесом. Почему же?
Душевные стихи о любви, трогательные до слез
***
Друг друга быстро обгоняя, Бегут слезинки по щеке… Не плачь, любимая, родная, Прижавшись тихо в уголке.
Клянусь тебе, что не обижу Ни взглядом и ни словом я! Поверь, родная, вот увидишь, Не плачь, любимая моя…
Всегда беречь, лелеять буду Тебя, мне данную судьбой, Нигде в разлуке не забуду Любимый, нежный образ твой!
Давай, я вытру слёзы эти, Прижму тебя к своей груди… Разлуку эту не заметишь, Ты вот увидишь, только жди…
Розалия Мартысь
***
На свиданье дeвушка cпешила В туфляx на выcоких каблукаx, И в толпе cлучайнo зацeпила Шедшегo навcтречу cтарика.
Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!” Oн пoднял уcтавшиe глаза: “Mилая, куда ж вы так спeшитe?” “Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.
“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут, И вcтpечают c pадостью на лицах, А мoя любовь нашла пpиют Там, куда мoгу не тoрoпиться.”
Девушка взглянула на букет, И в глазаx застыло coжаленье … Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт Ей нoшу ромашки в день poждeнья.
Их oна oсoбеннo любила, B вoлоcы вплeтала и в вeнок. Даже в день знакoмcтва, помню, былo Платьишко на нeй в такой цвeтoк.
Mнoгo лет мы были с ней жeнаты, Но не гаc любви волшебнoй пыл. С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты, Я всю жизнь eё бoготворил.”
Улыбнулcя, крeпче cжал букет, И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке… A она смoтрела ему вcлед, Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…
… Он там ждёт за cтoликoм в кафe, Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep … Галoчкoй помeченный в графe Meжду тренингом и важнoй встрeчей.
Да, он изначальнo не cкрывал, Kтo такой, какoй машиной “pулит”. Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал, А она надeялась, чтo любит …
Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк, Нoмеp удалила в неизвeстноcть. Знала вcё, чтo он отвeтить мoг, Толькo бoльшe eй неинтepесно.
Нужен тoт, кто будeт пoнимать, И любить, и чувcтвом дорожить. Нужен дoм, в котоpoм будут ждать … И букет ромашек …oт души.
Марина Яныкина
***
Последняя любовь — как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…
В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь — загадка, как она дурачит — Не хватит жизни разобраться в ней…
Последняя любовь — нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий.. А ты меня ждала, ждала, ждала..
Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…
Последняя любовь — как завещанье, Прозрение, прощенье и прощанье…
Эльдар Рязанов
***
Всё в жизни происходит не с проста. Одних бросают. Без других не могут. И создаётся в жизни суета: К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…
Здесь не известно, прав кто, виноват. Расстались если — смысл догоняться? Да, тяжело… Глаза от слёз болят… И хочется по полной расквитаться…
Какой абсурд! Назад не возвратить. И местью ничего тут не исправить. Сумейте выжить, чтобы дальше жить- Судьба сама всё по местам расставит…
Не надо вслед проклятья посылать- Зачем до унижений опускаться? Честнее будет счастья пожелать, И по людски, по взрослому расстаться…
Но дать понять, что больше никогда Не примите назад, коль не сложилось. Бывает, не уходят никуда- У многих не расстаться получилось!
Всё в жизни происходит не с проста… И многое в сравненьи познаётся. Чтоб не коснулась жизни суета С судьбою не играйте — воздаётся!
Галина Нижник
Вермеер после Вермеера
У художника не было ни учеников, ни прямых последователей. Однако два с половиной столетия спустя появились многочисленные подделки Вермеера. Связано это в том числе и с тем, что искусствоведы долгое время вели отчаянные поиски неизвестных картин мастера, а потому с охотой приняли предложенные фальшивки.
Подделка, выполненная в 1930—1940-е гг. (wikipedia.org)
Самым известным мошенником был Хан ван Мегерен. Он сумел ввести в заблуждение как частных коллекционеров, так и искусствоведов (что было не так и сложно, если учесть, что о наследии Вермеера в то время были очень смутные представления). Одним из клиентов ван Мегерена был Герман Геринг — во время Второй мировой войны он обменял 137 картин из своей коллекции на одну фальшивку. Это чуть не стоило художнику жизни: его обвинили в коллаборационизме и грозили смертной казнью. Чтобы избежать наказания, мошенник во всём сознался. Надо ли говорить, какой поднялся переполох — к тому времени в списке клиентов ван Мегерена были не только частные коллекционеры, но и музеи.
Х. ван Мегерен в мастерской. (wikipedia.org)
Х. ван Мегерен «Христос в Эммаусе», 1937. (wikipedia.org)
Ван Мегерена приговорили к году тюремного заключения, где художник скончался после двух сердечных приступов. Сумма ущерба превысила 30 млн долл. в деньгах 1967 года.
Кого писал художник
В центре холста изображена молодая женщина. Ее руки поддерживают тяжелый кувшин. Закатанные по локоть рукава открывают белую кожу выше запястий. Этот контраст с потемневшими от работы руками, а также белый чепец на голове и широкий фартук выдают в девушке служанку. Она наливает молоко в глиняный горшок, вероятно для того, чтобы поставить его в печь для запекания. Чуть приоткрытый рот и наклон головы говорят о старательности и бережном отношении к своему делу. Ее блуза сшита из грубого сукна, но украшена декоративной строчкой. Пуговицы лифа мерцают как жемчужины. Перед нами работница, исполненная достоинства.
Питер де Хох, «Женщина и служанка». Чем они заняты?
Неяркие картины голландского художника Питера де Хоха (1629−1684) с изображением двориков и их обитателей на первый взгляд не производят особого впечатления: заборы, стены, какая-то растительность, небогатые, а то и просто бедные обитатели (преимущественно женщины) и их гости.
Никаких резких движений, четко обозначенных эмоций — все как-то очень спокойно, умиротворенно.
И тем не менее художник смог достаточно скупыми средствами донести до зрителя переживания своих персонажей. Одна из таких картин — «Женщина и служанка».
Дворик небедного дома. Рассеянный свет падает на вымощенную плиткой (черные и белые квадраты) площадку перед входом в дом. Возле балюстрады, на которой стоит декоративная ваза с цветком, — скамейка.
За балюстрадой — вымощенная кирпичом дорожка, довольно большой газон с каким-то хорошо разросшимся кустом, за ним (кустом) — оштукатуренный забор с арочным деревянным проемом, через который просматривается мощеный тротуар, дерево на берегу канала и противоположная набережная.
От берега вглубь картины уходит дорожка. За деревьями видно городское строение с башенкой и высокой каминной трубой.
(Городской пейзаж выписан настолько правдоподобно, что, кажется, можно прийти на это место. Но — увы — это невозможно: Питер де Хох писал свои картины, только подражая действительности. На самом деле он мог, нисколько не колеблясь, вставить в картину любое изображение, даже несуществующих зданий.)
Дом сложен из красного кирпича (скорее всего, кладка в два кирпича, но может быть и больше). Большое высокое окно — со ставнями, створка ставни открыта, видно защитную решетку.
Над дверью — небольшой козырек с резными деревянными кронштейнами (Питер де Хох, обычно очень скрупулезно всё изображавший, нарисовал разные кронштейны). За порогом в открытую дверь можно увидеть мозаичный пол: белые полосы и темные прямоугольники.
Прямо против входа на стуле сидит моложавая женщина. На ней черный жакет, красная юбка с золотистыми полосками по подолу, подвернутый белый фартук лежит на коленях, на голове нечто вроде капора.
На фартуке — что-то похожее на сумку внушительных размеров, в левой руке она держит письмо (видимо, достала из сумки). Рядом стоит плетеная корзина, сквозь прутья которой проглядывают листы бумаги.
Возможно, женщина перебирает старые письма и избавляется от пережитого.
Служанка оторвала ее от чтения какого-то давнего письма, всколыхнувшего приятные воспоминания. Может быть, что это письмо от близкого человека, который уже покинул этот мир.
У женщины — отсутствующий взгляд, на лице — блуждающая улыбка. Она смотрит сквозь служанку, она еще в письме, никак не может понять, что от нее хотят. У служанки, которая вышла из дома с медным ведром и подошла к своей госпоже, свои заботы.
В ведре лежит рыба (кстати, немаленьких размеров, видно голову). Пришло время что-то приготовить, она спрашивает у хозяйки, что бы ей хотелось.
Видимо, она показывает, что у нее есть, и спрашивает, что с этим делать.
Служанка оторвала ее от чтения какого-то давнего письма, всколыхнувшего приятные воспоминания. Может быть, что это письмо от близкого человека, который уже покинул этот мир.
У женщины — отсутствующий взгляд, на лице — блуждающая улыбка. Она смотрит сквозь служанку, она еще в письме, никак не может понять, что от нее хотят.
У служанки, которая вышла из дома с медным ведром и подошла к своей госпоже, свои заботы. В ведре лежит рыба (кстати, немаленьких размеров, видно голову).
Пришло время что-то приготовить, она спрашивает у хозяйки, что бы ей хотелось. Видимо, она показывает, что у нее есть, и спрашивает, что с этим делать.
Рубрики: | Культура, искусство, история |
Метки: рецензии художники картины живопись искусство