Портреты кисти Ярошенко
Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты. Он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».
Содержанием жанровых картин художника служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Наиболее известные творения Николая Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».
Произведения Николая Ярошенко в портретном жанре свидетельствуют о его способности передавать характер изображаемых лиц. Лучшие из этих произведений — портреты Прасковьи Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Дмитрия Менделеева (акварельный, там же), Владимира Соловьева и др.
Кроме жанров и портретов, Ярошенко писал пейзажи, главным образом рисуя уголки кавказской природы. Ряд картин и этюдов из этих работ находится в Третьяковской галерее.
Современники о художнике
«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал в статье, посвящённой памяти мастера Николай Михайловский.
Это высказывание дополняют слова Николая Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования».
«Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», — таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.
«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня примером, — признавался Михаил Нестеров, — и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал Нестеров.
Они — невинны
Обитатели арестантского вагона ничем кроме одежды и выстриженных наполовину голов не отличаются от тех, кто смотрит на них. Радость, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц — их обычное душевное движение…
Надо сказать, что у Ярошенко, как и у многих художников-передвижников, евангельские параллели служат для усиления социального звучания полотна. Остаётся за кадром, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены. Однако художник сумел сделать так, что зритель невольно встаёт ни их стороне. Автор красноречиво даёт понять — люди, изображённые им, арестованы несправедливо. Об этом говорят их невинные лица. Зритель увидел картину в 1888 году на XXVI выставке передвижников.
Потом Лев Толстой скажет об этой картине: «Как много она говорит сердцу».
На качелях. 1888
Ярошенко Н.А.Картон, масло58,3 x 40,5
Русский музей
Аннотация
Художник, горячо отзывающийся на волнующие вопросы современности, посвятивший многие произведения учащейся молодежи и представителям революционной интеллигенции, Ярошенко вошел в историю русского искусства как выдающийся жанрист и видный портретист-психолог. Написанная в Калужской губернии картина «На качелях», лишенная свойственной большинству работ художника социальной остроты, в то же время свидетельствует об его интересе к жизни простых людей, к их горестям и радостям. Запечатлен один из моментов народного гулянья — катанье на качелях, которое было любимым развлечением во время сельских праздников
Как всегда у Ярошенко, большое внимание уделено психологической разработке образов. Удачен тип лихого солдата, энергично ухаживающего за своей подругой, которая невозмутимо грызет семечки, лукаво на него погладывая
Диагональная композиция хорошо передает быстрое движение качелей. Нарядные цветовые созвучия создают ощущение веселой праздничной пестроты.
Биография автора
Ярошенко Николай Александрович (1846, Полтава – 1898, Кисловодск)
Живописец, рисовальщик.
Родился в Полтаве в семье военного. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1869), служил на Петербургском патронном заводе. В 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. В 1860-е частным образом занимался у А. М. Волкова. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского (1864-1874), был вольнослушателем в Императорской Академии художеств (1867-1874).
Жил и работал в Петербурге и Кисловодске. Совершил поездки по странам Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, посетил Урал, Волгу, Кавказ. Член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1876 — один из его руководителей, после смерти Крамского (1877) стал его идейным преемником. Современники называли его «совестью художников». Мастер остросоциальной бытовой картины, видный портретист-психолог. Много работал над пейзажами, писал натюрморты.
Известная и скандальная картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь»
Художник Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца XIX века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие — все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него. Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью. О его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится. Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором известного и скандального шедевра — картины «Всюду жизнь».
Современники к этой квартире относились по разному. Одни восторгались. Другие обвиняли в толстовстве и тенденциозности. Но чтобы там не говорилось, вот уже много десятилетий зрителя приковывает это зарешеченное окно арестантского грязно-зелёного, с облезшей краской, вагона.
Центральная группа напоминает Святое семейство. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Но все сходились в едином мнении — Ярошенко нашёл «золотое сечение»: герои жизненны и простонародны.
За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком. В глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого», и тем подсказал зрителям — кто это). Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, „все“ там, за решеткой. Вся жизнь наша — тюрьма».