Счастье и любовь на картине марка шагала «над городом»

Шагал марк «над городом» описание картины, анализ,

Любимые темы Шагала: летающие люди, люфтменч и бродячие артисты

Обратимся к самому узнаваемому образу Шагала: летающим людям. В этой части узнаем, зачем художник отправлял людей в полет и как использовал в своих работах еврейский фольклор.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

Марк Шагал

1. Автопортрет с семью пальцами, 1913
2. Поэт, или половина четвертого, 1911–1912

Исследователь творчества Шагала Джонатан Уилсон говорил, что Шагал «писал свои картины на идише». В детстве художник учил идиш в школе, хорошо знал и понимал еврейский фольклор. Шагал легко превращает живую речь в визуальный язык картин.

Вот пара примеров

«Автопортрет с семью пальцами». На идише есть выражение «работать семью пальцами» — оно означает трудиться вдохновенно, быстро, с удовольствием. У Шагала на автопортрете действительно семь пальцев. Все вокруг показывает, что художник доволен и успешен: на нем пиджак, бабочка, цветок на лацкане, за окном Париж, в мечтах Витебск.

«Поэт, или половина четвертого». У героя картины голова в прямом смысле слова идет кругом. На идише говорят «мир переворачивается на голову и встает вверх ногами», когда вокруг царят хаос и суета. Так бывает от вдохновения, которое часто посещает поэтов по ночам.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Марк Шагал

1. Прогулка, 1918
2. Над городом, 1918
3. России, ослам и другим, 1912

Самый узнаваемый образ картин Шагала — летающие люди. Сам по себе полет символизирует счастье, стремление к чему-то возвышенному.

Кто летает у Шагала

Влюбленные. Рядом с любимым человеком не чувствуешь земли под ногами и поднимаешься на седьмое небо от счастья. В картинах «Прогулка» и «Над городом» возлюбленная героя тянет его за руку: она та сила, благодаря которой он парит в небе. Лиловый и голубой цвета у платьев на языке символизма означают счастье.

Мечтатели. На картине «России, ослам и другим» доярка рядом с коровой засмотрелась на небо — и земля ушла у нее из-под ног. Она висит в воздухе, витает в облаках, да еще и в прямом смысле слова потеряла голову. Но у Шагала этот образ не страшный, а поэтичный.

О деталях картины «Над городом»

Марк Шагал. Над городом, фрагмент, 1918

Марк Шагал. Над Витебском, 1914

На картинах Шагала часто можно увидеть странного бородатого человека в картузе, с клюкой и мешком за плечами. В картине «Над Витебском» он будто парит в воздухе.

Кто это

Перед нами люфтменч. В переводе с идиша люфтменч — человек воздуха. Это неприкаянный странник, у которого свои отношения с материальным миром. «Человек воздуха» не ходит по земле, а парит над ней.

Шагала привлекают такие образы. Ему близка тема внутренней свободы, оторванности от всего мирского. Изображая люфтменчей, он развивает ту же тему, что и с музыкантами и бродячими артистами. Возможно, и самого себя Шагал ощущал таким же «человеком воздуха» без дома.

Урок по Шагалу в самом разгаре. Мы уже достаточно узнали о темах и манере художника, чтобы проверить себя тренажером.

Предлагаем потренироваться отличать картины Марка Шагала от авангардных работ его современницы — Натальи Гончаровой.

Кажется, что работы Шагала очень узнаваемы, но получится ли у вас сразу пройти тренажер без единой ошибки?

Контекст

Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.

Шагал пишет Беллу. (m-chagall.ru)

Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. «С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал в книге «Моя жизнь». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.

Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего её до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка».

«Прогулка», Марк Шагал, 1918 год. (Wikimedia Commons)

Сердце рвётся в Париж

     Первые годы совместной жизни Шагалов стали, что называется, борьбой за выживание в сумасшедшем, скачкообразном движении Первой мировой войны и череде русских революций.

    Родственники Беллы помогли Марку уехать в Петербург и избежать воинской службы. В 1918 году Шагала назначили Уполномоченным по делам искусства в Витебской губернии. Художник доволен — он снова дома. И, стараясь оправдать доверие, начинает с того, что в канун первой годовщины Октябрьской революции с размахом украшает родной город. Затем открывает Школу искусств и даёт своим ученикам свободу раскрывать собственный талант…

 Но тут между ним и Казимиром Малевичем начинается противостояние, в котором последний выходит победителем и Шагалам приходится переехать в Москву. Живут они скромно, если не сказать бедно. Белле даже приходится продавать свои драгоценности — ведь маленькой Идочке надо хорошо питаться.

   Шагал берётся за любую работу, даже преподает в детских колониях. В этот же период он создаёт знаменитые декорации для Еврейского театра, которые впоследствии спас Соломон Михоэлс…

     Но в творчестве Шагал себя по-прежнему не находит. Вроде как пишет картины, но их никто не признаёт. Его сердце рвётся в Париж, где когда-то его оценили. Поэтому с семьей отправляется в Берлин, где открылась выставка его работ, а оттуда переезжает в Париж.

История одного шедевра: «Над городом» Шагала: vakin

Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).

Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Макс и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.

О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.

Контекст

Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.

Шагал пишет Беллу

Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. «С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал в книге «Моя жизнь». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.

Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка».

Марк Шагал. Прогулка (1918)Холст, масло. 169,6 х 163,4 см.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Судьба художника

Марк Шагал прожил почти 100 лет. Своим творчеством он смог обиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию. Чтобы вы понимали всю торжественность момента, Лувр никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.

А начинался путь Шагала с 27 рублей, которые отец бросил ему под стол и сказал, что больше на образование дать не может. Для молодого амбициозного Марка и этого было достаточно, чтобы очертя голову броситься в круговерть петербургской богемной жизни. Надо сказать, что где бы он не жил, никогда не терял времени даром: учился, знакомился с тусовкой, одним словом — нетворкинг. Даже со своей первой женой он познакомился на одной из таких вечеринок «для своих».

Ученики Шагала вспоминали, как он рассказывал им необыкновенные истории о взаимоотношениях предметов в композиции, об их любви и вражде. Нравилось художнику наделять неодушевленный предмет свойственными человеку чувствами и мыслями.

Считается, что Франция и Россия оспаривают, чей Шагал художник — русский или французский. Если пойти грубо математически, то в пользу Франции говорит тот факт, что Шагал был ее гражданином 62 года (из 97-ми прожитых). Если метафизически, то вопрос гражданства в истории художника — дело десятое. Шагал не тот и не другой. Его больше беспокоили еврейские корни, культура. Сюжет большинства его картин — переведенный на язык живописи еврейский фольклор.

«Еврейская свадьба», Марк Шагал (1910)Чернила, ручка, бумага, картон. 20,5 × 30 смЧастная коллекция

В одном из эссе он говорит: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».

Современный прототип Френка Эбигнейла

Фильм от Netflix стал настолько популярным, что его тут же перевели на все языки и мир впервые заговорил о Шимоне Хаюте и его афере. Однако это не всегда было так —три года назад, до выхода фильма «Аферист из Тиндер», на девушек, которые открыто заявили о своей связи с Шимоном Хаютом, обрушилась целая волна виктим-блейминга.

«Журналисты называли нас голддигершами и охотницами за состоянием. Если это так, то мы самые плохие голддигерши в истории», —жертвы афериста. В общей сложности Сесилия Фьеллхой одолжила Леваеву 250 000 долларов. Айлин Шарлотт успела отдать мошеннику 140 000 долларов.

Сесилия и Пернилла на Миконосе, 2021 год

Фелисити Моррис, Пернилла Шехольм, Сесилия Фелльхой и Берни Хиггинс на спецпоказе фильма «Аферист из Tinder»

Хочешь следить за событиями в мире роскоши? Подписывайся на «Robb Report Россия» в 

Любовь и счастье в полете «Над городом»

«Над городом» писал влюбленный счастливый человек. Петр Захарович Шагал любил рисовать полеты и парение над землей. Счастливые люди часто скользят по пространству его картин, становятся невесомыми и вне времени. Беллу он полюбил с первого взгляда и сразу отметил необыкновенно выразительные и яркие глаза. Такими она с картины смотрит на зрителя, какие-то невинные черные и таинственные, но уловить взгляд не удается.

Влюбленные живут в своем мире и им нет дела до всего того, что происходит вокруг. Будь то посвящающий свое время естественным потребностям и уверенный в том, что его никто не видит – мужик. Или та же коза, почему-то зеленая, и оттого тоже, наверное, счастливая. Влюбленные не похожи на реальных. Рук у них одна пара на двоих. Почему? Наверное, больше и не нужно, если ты с любимым – единое целое, столько достаточно, чтобы поддерживать друг друга.

Работу над картиной «Над городом» Петр Захарович начал в 1914 год. Уже 4 года как он взаимно влюблен в красавицу и через год в 1915 году она станет его женой. До этого с 1910 по 1914 год Шагал пребывал в Париже, делал карьеру. Любовь бедного еврейского парня к дочери богатого ювелира изначально не вписывается в рамки земной. Вместе с Беллой они проживут 29 лет до самой ее смерти. Остальную свою жизнь, а это еще плюс 41 год, даже несмотря на свой второй брак, художник не сможет поверить в ее смерть и по-прежнему будет считать своей Музой.

Картина была закончена в 1918 году, написала маслом, сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Полотно рисовал счастливый человек, и вот то свое особое состояние он передал в полете «Над городом».

ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА

Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

Самые дорогие картины Шагала

На международных аукционах работы Шагала пользуются большим спросом. За последние двадцать лет с 2000 года было продано 8085 полотен художника на общую сумму 1,2 миллиарда рублей, что существенно превосходит обороты других русских художников за этот же период. Сравниться с ним может только Марк Ротко, картины которого были проданы с аукционов на общую сумму 1,45 млрд рублей. Посмотрим несколько примеров самых дорогих уходов работ Шагала.

На сегодняшний день самой дорогой его картиной считается работа «Влюбленные» как раз из серии произведений о влюбленных. На холсте мы видим чувственные объятия самого художника и его жены, а также излюбленные приемы Шагала пересекать одно пространство совершенно другим. Изначально картину выставили на торги Sotheby’s в 2017 году по стоимости 12-18 миллионов долларов, что соответствовало самым дорогим уходам других его работ. Однако этот порог не только не отпугнул желающих коллекционеров, но и был превышен вдвое. В результате итоговая стоимость продажи составила 28,45 млн долларов.

М.З. Шагал. «Влюбленные». 1928 г.

В 2017 году помимо «Влюбленных» с молотка ушел и «Большой цирк». Художник нередко обращался к теме цирка, и эта работа является ярким представителем цирковой серии. В ней мы видим характерные для Шагала приемы совмещения на одной сцене разных артистов, большое разнообразие цветов, их контраст, слияние реалистичных и сказочных образов и вид на сцену сверху. Впервые полотно выставили на торгах Sotheby`s в 2007 году и продали за 12 миллионов долларов, однако через десять лет оно ушло с молотка уже за 16 миллионов долларов.

М.З. Шагал. «Большой цирк». 1956 г.

Еще одним произведением Шагала, преодолевшим порог в десять миллионов долларов, стала картина «Юбилей». Она посвящена все той же тематике влюбленных, все той же легкости и воздушности отношений, но теперь уже перенесенных в домашнюю обстановку. Когда наступил день рождения Марка (первый после их с Беллой встречи), Белла примчалась к нему через весь пылающий зноем город, нарвала ему букет и украсила комнату своими цветными платками. Художник просто оторопел и кинулся к холсту, чтобы передать охватившее его чувство. Тесная комнатка, стены, из которых хочется вырваться на волю и кружиться вместе в безудержном танце любви! Картину по достоинству оценили потомки и приобрели ее на Sotheby`s за 14,8 млн долларов.

М. Шагал. «Юбилей». 1923 г.

Мы рассмотрели только наиболее значительные картины Марка Шагала, причем и этот список можно пополнить многие другими удивительными работами. Художник-авангардист не желал втискивать свое видение мира в узкие рамки традиционных школ живописи, поэтому его наследие сегодня не перестает покорять и вдохновлять зрителей всех возрастов. И это одна из причин, по которой сегодня Шагал входит в Топ-10 самых дорогих русских художников.

Сюжет

Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полёт есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).

Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Марк и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстранённость.

Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полёта, образ города также приобретает разные грани. Это и город как таковой, с его суетой и повседневными заботами. Это и метафора жизни, происходящих событий. Это и некий фон, на котором ярче выступают тезисы о том, что самые главные вещи — не вещи. Это и ларец воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался).

Витебск в начале 20-го века. (Wikimedia Commons)

О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезёт, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.

Марк Захарович Шагал — Над городом: Описание произведения

«Над городом» — одна из самых знаменитых картин Марка Шагала

На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент: самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись

Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.

Люди часто летают на картинах Шагала. Особенно ему нравилось отправлять в полет влюбленных.

В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья».

В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих в полет: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».

Однако летают у Шагала не только от счастья. Полет на его картинах – это даже не преодоление земного притяжения, а простое и естественное состояние человека.

Идет ли речь о счастливых влюбленных, цирковых акробатах, обнаженной женщине или еврее, пролетающем над Витебском.

Такова особенность картин Шагала – в них безудержен полет фантазии, но при этом фантастическое абсолютно реально и достоверно.

Особый эффект картины «Над городом» создается трогательным сочетанием бытовых моментов и выхода за пределы быта. Пикантная деталь – присмотритесь к нижнему левому углу. Что происходит под витебским забором? Совершенно верно, кто-то, стянув штаны, справляет нужду.

Вот так сюрприз, одна из самых романтичных картин Шагала! В том и романтизм его, в том и прелесть, что всё – едино. И полет, и голый зад, и изящный наряд Беллы, которая ведь тоже представлена отнюдь не как абстрактная идея прекрасной возвышенной дамы.

Она более чем реальна – кружевные оборки на платье, в подробностях тщательно прорисованные туфельки… Впоследствии искусствоведы не раз удивятся тому, как можно было создать бесконечную симфонию любви, посвятив ее реальной женщине, с которой живешь рядом многие годы. Вероятно, для этого нужен тот особый взгляд, позволяющий видеть в любимой одновременно и в деталях кружевную оборку платья и полет ее души.

Алена Эсаулова

Дочь помогла

  В конце августа 1944 года Шагалы получают радостную весть — Париж освобождён. Теперь все мысли только о возвращении, но тут приходит беда.

  Внезапно Белла заболела. Сейчас уже сложно сказать, действительно ли ей, как еврейке, отказали в помощи, как потом рассказывал художник. Но нужное лекарство больной привезли поздно.

    «Когда Белла ушла из жизни, 2 сентября 1944 года в шесть часов вечера, громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело»… — писал потом художник, который постоянно корил себя за медлительность. На 30-й день после смерти Беллы Шагал Комитет еврейских писателей, художников и учёных организовал в Карнеги-Холле траурный вечер её памяти, на котором присутствовало около двухсот друзей и знакомых семьи Шагал.

   Но успокоиться он не мог очень долго, долгих девять месяцев не брал кистей и развернул все холсты лицом к стене. Если бы не дочь, вероятно, ему бы так и не удалось преодолеть тоску.

Танзания: за невесту платят коровами

По статистике, в Танзании выкуп за невесту платят в 81% случаев. В среднем женихи отдают родителям невесты 77 долларов (примерно 5,5 тысячи рублей). 

В провинции Шиньянга у народа сукума ситуация обстоит иначе: «ценность» девушки измеряется в коровах — их семья жениха передаёт семье невесты. На цену влияют два фактора: возраст и наличие образования. Ещё одно обязательное условие — девственность невесты. 

Чем младше невеста, тем она дороже. В документальном фильме RTД «Сколько стоит невеста?» отец, который продал свою тринадцатилетнюю дочь, рассказывает, что мужчины хотят жениться на девочках 12–14 лет. По его словам, в таком возрасте невесты быстро адаптируются к новой семье. 

Например, двенадцатилетнюю Грэйс Масанджа отец продал за 12 коров мужчине, который был намного старше её. Девочка отказывалась выходить замуж за этого человека, но он похитил её при содействии отца. Они всё заранее: когда соседи ушли в поля, «жених» приехал на мотоцикле и забрал Грэйс. Мать девочки пыталась этому помешать, но муж пригрозил ей разводом, и она испугалась. 

Когда у девочки нет образования, за неё можно получить больше коров.

Семья невесты получает коров до свадьбы. Перед самим торжеством родители девушки устраивают пир, на который приглашают других жителей деревни. Это событие посвящено приобретению коров, а не предстоящей свадьбе.

Закон Танзании, регулирующий браки, допускает выплату выкупа за невесту, но запрещает женитьбы на несовершеннолетних. Запрет на брак с лицами до 18 лет появился в Танзании только в 2016 году. До этого девушки могли выходить замуж с 14 лет. Теперь за брак с малолетними грозит наказание — до 30 лет лишения свободы. 

Что думают об этой практике невесты и их родители

Отца тринадцатилетней Кристины арестовали за продажу дочери прямо во время свадебной церемонии. Он сумел сбежать из тюрьмы, но ему пришлось вернуть коров семье жениха. В интервью для RTД мужчина дал понять, что за продажу дочери мужчина себя не винит.

При этом матери нередко переживают о судьбе дочерей, но не чувствуют сил повлиять на ситуацию. Вот что рассказывает женщина из племени Масаи. 

Грэйс Масанджа, отец которой содействовал её похищению, прожила в браке 11 месяцев. Каждый день муж избивал и насиловал её. Она вернулась в дом родителей после гибели супруга. В интервью для издания Al Jazeera Грэйс вспоминает: «Горечь всё ещё наполняет моё сердце, когда я смотрю на них . Но, учитывая, через что я прошла, иногда мне жаль, что я не родилась коровой». 

Почему эта практика существует

В Танзании невест чаще всего продают в сельской местности, где проживают самые бедные люди. Девочку из беднейшей семьи с наибольшей вероятностью продадут замуж из-за желания родителей поправить своё благосостояние. Также родители продают дочерей замуж из-за того, что обеспечить им образование. 

Как с этим борются 

В Африке идёт общественная дискуссия о последствиях продажи невест. Активисты утверждают, что легальность этой практики стимулирует родителей продавать дочек. 

В Танзании работают организации по защите девочек-невест. Глобальное партнёрство «Девочки, а не невесты» с 34 неправительственными организациями в Танзании. Многие из них стремятся прекратить продажу девочек замуж.

Например, правозащитники центра «Агапе» организовали общежитие для девочек, которых пытались продать мужчинам. Вместе с полицией активисты рейды на нелегальные свадьбы. Спасённым девочкам они помогают получить образование. 

Модель

«Модель» – творение живописца 1910 года. Живя в это время в Париже, Шагал приобщился к кубизму, фовизму, экспрессионизму – весьма популярным авангардистским течениям в искусстве. К слову сказать, именно во Франции мастер стал именовать себя Моисеем. На картине художник изобразил молодую художницу, одетую по последней парижской моде. В комнате, где она находится, на стене висит ковер со славянскими орнаментами, что является своего рода данью родине. В самой художнице не ощущается беспокойства, но преобладающие красные оттенки полотна вызывают душевную тревогу. Скорее всего, художник запечатлел собственные переживания и волнения в связи с переселением в Париж.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: